На поле Куликовом. Цикл на поле куликовом.

Победа в Куликовской битве изменила ход истории и освободила русских от вечного татаро-монгольского ига. Блок выбрал эту символику в своих размышлениях о современной России и грядущих переменах. Его глубоко волнует судьба страны, судьба народа и интеллигенции, исход революции.

✌ На поле Куликовом

Поле Куликово и Христос

Река растекается; она течет печально и вяло, омывая свои берега. Над бесплодной глиной желтой скалы в степи печальны трубы.

О, моя Россия! Моя жена! Наш долгий путь до боли понятен! Наш путь — стрела старых татар пронзит наше лоно.

Наш путь — степь, наш путь — к твоей тоске, о Русь! Мы также не боимся темноты — ночной и чужой.

Пусть будет ночь. Давайте продолжим. Давайте зажжем костры в степи. В дыму степном пусть сияют священный стяг и меч Чани…..

И вечная борьба! Мы мечтаем только о мире через кровь и пыль…. Летит кобыла из степи, летит кобыла из степи и сминает крылья….

И конца этому нет! Веранды и крутые склоны flash…. Стоп! Вот они идут, вот идут страшные тучи, закат в крови!

Закат в крови! Сердце кровью обливается! Плач, сердце, плач…. Нет мира! Кобыла степная скачет!

Мы, друг мой, над степью в полночь: нет пути назад, нет пути назад. За Непрядвой лебеди звали, и снова, снова они звали….

В центре находится горючий белый камень. На противоположном берегу реки лежит жалкая орда. Над нашими полками никогда больше не будет поднят флаг света.

«Извлеки свой меч, чтобы напрасно сражаться с татарами, чтобы умереть за святое дело!».

Я не первый воин и не последний. За ужином думайте о моем дорогом друге, моей блестящей жене!

В ту ночь, когда Мамай и его орды разрушили степи и мосты, мы были в темном поле с Сью, вы знали?

Перед Доном, темным и зловещим, среди ночных полей, я сердцем слышал твой голос в криках лебедей.

Из полуночных облаков поднялась княжеская рать, И далеко, далеко било стремя, голос матери кричал.

А вдали гремели ночные птицы, совершая свои круги. А над Русью тихие сумерки следили за князем.

Карканье орла над лагерем татар грозило бедой, а Непрядва была туманна, как вуаль принцессы.

И когда над Непрядвой спал туман, ты в своих легких, струящихся одеждах, не испугав коня, пришла прямо ко мне.

Серебряными волнами сверкая на стальном мече моего друга, ты освежил пыльный ремень на моем плече.

Утром, когда над ордой прошли темные тучи, твое лицо вечно сияло в твоем щите.

И снова пернатые травы склонились к земле с древней печалью. Снова ты зовешь меня издалека через облачную реку.

Стада перекати-поле ушли, ушли, дикие страсти вырвались на свободу под игом убывающей луны.

Я как волк при убывающей луне, не знаю, что с собой делать, куда лететь за тобой!

Я слышу грохот осады и трубы татар, я вижу над Россией вдали великий, безмолвный огонь.

Я скачу на своем белом коне с большой тоской. Свободные облака в темном ночном небе.

Светлые мысли летят в моем разорванном сердце, и светлые мысли падают, сожженные темным огнем….

«Идем, мое чудесное чудо! Научи меня быть светлым!» Грива лошади поднимается. Мечи воют за ветром….

Снова тьма поднимается над полем Кулика и исчезает, и, как густая туча, закрывает наступающий день.

Сюжет и общая тема

В первой поэме показано Куликово поле во время битвы с монголо-татарами, когда речь шла об освобождении от рабства, хотя локально его уже не существовало.

Нет покоя! Кобыла степная скачет!

Скачущая по степи кобыла — не лучший предвестник событий, ведь поэт видит ее бегущей на фоне кровавого заката:

В следующих строфах цикла делается попытка полностью раскрыть тему битвы на Куликовом поле, тему превращения Руси из плена во временную свободу. Примечательно, что Блок неоднократно ссылается на Бога, чтобы показать, что все происходящее следует его правилам и не нарушает их:

Там, в щите, лицо твое было безвредно освещено навеки.

В финале проводятся параллели между древней Куликовской битвой и событиями Первой русской революции. Сражение в прошлом и события сегодняшнего дня имеют ощущение исторической необходимости, но где же та точка, которая приведет к изменениям в лучшую сторону, а не к очередному циклу упадка?

Как будто Блок разговаривает с Россией -.

Сейчас ваше время — молитесь!

Он завершает последнюю строфу этим предложением, как бы передавая все будущее в поведении: Молитесь — и станьте тем, что будет.

Анализ троп и стиля

Жанр стихотворений цикла — эпический, с характерной для Блока смесью лиризма и символизма. Повествование развивается линейно на фоне опасений лирического героя за судьбу России.

Стихотворный формат — ямбический, рифма перекрестная (тебелика — берег — утес — стог), преимущественно открытая.

✔ Метафоры — это средство художественной выразительности (тропическое):

  1. Под игом ущербной луны.
  2. Стрелой татарской древней воли.
  3. Закат в крови! Из сердца кровь струится!
  4. Летит, летит степная кобылица.

✔ В круге есть несколько олицетворений, вот некоторые из них:

  • За ветром взывают мечи.
  • Река раскинулась. течет, грустит лениво.
  • Тихие зарницы князя стерегли.
  • Идут испуганные тучи.
  1. А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой.
  2. Как волк под ущербной луной (Я).
  3. И, словно облаком суровым, / Грядущий день заволокла (мгла).
  1. За туманной рекой.
  2. С вековою тоской.
  3. Вольные тучи.
  4. Сердцем вещим и т д.

☝ Кстати, этот цикл стихов можно с уверенностью назвать прологом к созданию поэмы «Двенадцать», несмотря на то, что между ними прошло десять лет. Они показывают стремление Блока превратить Россию сначала из монголо-татарского гнета в свободную княжескую страну, а затем уже освободить ее от монархии в пользу сомнительного господства рабочих и крестьян.

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Цикл стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом» 1908 года отражает размышления Блока о прошлом и будущем России. Краткий анализ произведения «На поле Куликовом» по плану представлен для изучения произведения на уроках литературы в 9 классе.

Материал подготовлен совместно с Надеждой Владимировной Кучминой, учителем высшей категории.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем прочитать поэму «На поле Куликовом».

Быт — цикл стихотворений, написанный А.А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, преданный своим идеям, осознал, какие катастрофы повлек за собой.

Тема — Россия с самого начала своей истории находилась в постоянной борьбе за свою независимость, а в начале 20-го века переживала кризис.

Композиция — произведение состоит из пяти частей, каждая со своей историей, но все части связаны общей нитью — параллелью между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр — лиро-эпический цикл: пьеса сочетает в себе определенные черты лирики и эпоса, имеет сюжет и содержит чувства и переживания лирического героя.

Схема рифмы произведения — ямбическая, пять частей разделены на строфы по четыре строки в каждой. Используются различные рифмы: точные и неточные рифмы, мужские и женские рифмы, перекрестные рифмы, то есть рифмы в первой и третьей, второй и четвертой строках.

Метафоры: «Наш путь… пронзает наше лоно». «стрела древней воли татар», «закат в крови», «под игом убывающей луны».

Река растекается… и омывает свои берега», «Река растекается… и лениво омывает его берега». «…стога печальны». … «Надвигаются грозные тучи».

Прилагательные — «…с истинным сердцем» «…Дон темный и зловещий» «…молчаливый Зарнец». «…с вечной тоской» «…облако тьмы» «Высокие и революционные дни» «Свободные облака»

Сравнение — «И Непрядва исчез с туманом, как вуаль принцессы».

История создания

1908-1917 годы в жизни А.А. Блока — это время оглядки на историческое прошлое, настоящее и грядущие перемены в России. Поэт создал небольшой цикл из пяти стихотворений под названием «На Куликовом поле». В его основу легли реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, поработившее Русь на несколько веков, и героическое сопротивление степным захватчикам.

Вечная борьба России за свободу проходит через всю пьесу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблема исторического противостояния Руси и Золотой Орды А. А. Блок проводит весь курс страны, включая нынешний, и предсказывает новую «Куликовскую битву» для России, которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта вытекают из текущих событий: революция 1905-1907 годов, начало нового социального взрыва к 1917 году.

Жанр, направление и композиция

Стихотворный цикл «На Куликовом поле» состоит из одного рассказа. Можно отметить и лирические переживания героя. В то же время здесь упоминаются события многовековой истории России. Таким образом, произведение относится к лирико-эпическому жанру.

201

202

203

204

205

  1. В первой части образ степной кобылицы, несущейся вперёд, является символом Родины, неумолимо идущей своим путём. Никто не может её остановить.
  2. Во второй части два друга воина готовятся к битве с татарами. Они настроены умереть, защищая свою землю. Родина уже становится подобна светлой жене.

85

Все части связаны идеей пересечения прошлого, настоящего и будущего времени. Кажется, что лирический герой, обеспокоенный судьбой своей родины, отступает в прошлое и готовится к битве вместе с древними воинами.

Средства художественной выразительности

55de

В поэме «На Куликовом поле» Блок щедро использует языковые средства, которые придают ей яркость и выразительность, усиливают эмоциональное воздействие:

  • эпитеты – «поганая орда», «светлая жена», «тоскою вековою», «растерзанное сердце» ;
  • метафоры — «испуганные тучи», «река раскинулась», «течёт, грустит лениво», «путь …пронзил грудь», «закат в крови», «тучей возносилась княжеская рать», «летит кобылица» ;
  • сравнения – «как волк под ущербной луной», «мгла, словно облаком… день заволокла», «убралась туманом, что княжна фатой» .

Как уже говорилось, стихи Блока полны многогранных символов. Необходимо внимательно изучить его произведения и попытаться представить и понять чувства поэта.

Только прочитав и проанализировав его стихи несколько раз, мы можем сказать: «Пойдем, зажжем огнями мысли поэта, обращенные к будущим поколениям».

«Изучение современной зарубежной литературы в рамках школьного элективного курса с учётом реализации ФГОС основного и среднего общего образования»

Обзор цикла «На поле куликовом»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глино.

2 Слайд Река имеет вытянутую форму. Ручей, печальный и вялый, омывает свои берега. Над бесплодной глиной желтой скалы в степи печальны трубы. О, моя Россия! Моя жена! Наш долгий путь до боли понятен! Наш путь — стрела древней воли татар пронзает наше лоно. Наш путь — степь, наш путь — к тоске твоей, о Россия! Мы также не боимся темноты — ночной и чужой. Пусть будет ночь. Давайте продолжим. Давайте зажжем костры в степи. В дыму степи пусть сияют святое знамя и меч ханисов. И вечная борьба! Мы мечтаем о мире только через кровь и пыль. Кобыла степная летит, летит и топчет крылатую траву. И конца этому нет! Километры и крутые склоны проносятся мимо. Стоять! Вот они идут, вот идут страшные тучи, закат в крови! Закат в крови! Сердце кровью обливается! Плачь, сердце мое, плачь. Нет покоя! Кобыла степная скачет! 1

2Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад.

3 Слайд 2 В полночь мы над степью, нет пути назад, нет пути назад. За Непрядвой воют лебеди, и снова, и снова они воют. На дороге лежит горящий белый камень. За рекой — жалкая орда. Сияющий флаг над нашими полками больше никогда не будет поднят. «Извлеки свой меч, чтобы напрасно сражаться с татарами, чтобы умереть за святое дело!». Я не первый воин и не последний. За ужином думайте о моем дорогом друге, моей прекрасной жене!

3В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с.

4 Слайд 3 В ночи, когда Мамай и его орда строили степи и мосты, мы были с тобой в темном поле, знаешь ли ты? Перед темным и мрачным Доном, среди ночных полей, я сердцем слышал Твой голос в криках лебедей. Из полуночных туч поднялась княжеская рать, и далеко-далеко билось стремя, голос матери причитал. А вдали кружили и кричали ночные птицы. А над Русью тихие сумерки охраняли князя. Карканье орла над лагерем татар грозило бедой, а Непрядва была туманна, как вуаль принцессы. И когда над Непрядвой спал туман, ты в своих легких, струящихся одеждах, не испугав коня, пришла прямо ко мне. Серебряными волнами сверкая на стальном мече моего друга, ты освежил пыльный ремень на моем плече. И когда утром черная орда двинулась в путь, твое рукотворное лицо навсегда засияло на щите.

4Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий.

Анализ цикла стихотворений Блока А.А. «На поле Куликовом»

«На поле Куликовом»

Круг на Куликовом поле имеет историческую основу — извечное русское сопротивление татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет сочетает в себе конкретные исторические события — битвы, походы, образ нашей горящей Родины — и цепь переживаний лирического героя, который способен понять весь вечный исторический ход России. Цикл был создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 г. Центральная тема цикла — Родина, размышления о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла начинается с элегической пейзажной зарисовки, которая сразу же побуждает к размышлениям и воспоминаниям. Начиная со второй строфы и далее, тема набирает обороты и оживает благодаря строфам, восклицаниям и прерывистым синтаксическим структурам. Эта история соответствует величию стиха — ямбической гетерогенности. Родину сравнивают с

Блока сравнивают с его женой. В этом прослеживается влияние В. Соловьева, благодаря которому образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно, проникает в творчество А. Блока. Не случайно для пятого стихотворения цикла автор выбрал эпиграмму из стихотворения Соловьева. Финал первого стихотворения начинается с романтического образа степной кобылы, скачущей на фоне кровавого заката. Это также связано с темой «Россия смотрит в будущее». Слова «степь» и «степь» подчеркивают обширность страны.

Особую роль в развитии патриотической темы играют древнерусские звукообозначения: непрядва, дон и Иоле Куликово. С традициями древнерусской литературы (в «Слове о полку Игореве», «Задонщине») он обращается к образам природы (крылатые рога пригибаются к земле, трубы печальны, лебеди плачут, татарский стан слышит крик лебедя). Контраст (неподвижности и движения, тьмы и света, добра и зла) играет важную роль в этом цикле. Однако татаро-монгольское иго будет преодолено, потому что на стороне России — святость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор размышляет о следующем дне. В развитии исторических событий прослеживается цикличность («Снова тьма встала над полем Куликовым и исчезла»), а поэтическая фраза Блока «Но я узнаю тебя, начало высоких и революционных дней» обращена не к далекой истории, а к современности. Таким образом, цикл Блока «На Куликовом поле» можно понять не только как произведение славных и революционных страниц русской истории, но и как уникальный опыт исторического предвидения. Становится ясно, что Куликовская битва интересует автора прежде всего как знаковый, поворотный момент в русской истории.

Прошлое, настоящее и будущее в цикле Блока «На поле Куликовом»

Каждый поэт, вошедший в русскую классическую литературу, вольно или невольно причисляется последующими поколениями критиков к тому или иному литературному направлению. Это способствует популяризации творческого наследия и пониманию произведений. Опять же, мы не будем игнорировать принятую систему для анализа стихов Блока.

Александр Блок запомнился потомкам как выдающийся поэт-символист. Но мало кто помнит, что символистов также называли последователями неоромантизма. На мой взгляд, это очень важный момент. Ведь одна из особенностей романтизма — это обращение к прошлому, поиск идеалов, тем и откровений, которые помогают открыть настоящее.

Поэтому вполне логично, что Блок обратился к русской истории, и в частности к истории Куликовской битвы. Так, в 1908 году (с июня по декабрь) поэт пишет цикл стихов «Поле Куликово», который появляется в сборнике «Земля рождения». Этот цикл состоит из пяти стихотворений, в которых рефреном звучат различные образы-протагонисты: лебединый крик, страдание, орда мстителей, наши полки. Образы одни и те же, но сколько разных произведений создал из них Блок!

На первом изображен образ воина, готовящегося к военному походу. Читатель почти физически ощущает динамику действия, напряженность мыслей лирического героя, его нетерпение:

И вечная борьба! Покой нам только снится!

Через кровь и пыль.

Кобыла степная летит, летит….

Второе стихотворение раскрывает состояние лирического героя незадолго до схватки со смертью. Он готовится к смерти, ибо знает о ней. Герой сталкивается с плохими знаками: «За Непрядвой лебеди звали, и снова, снова звали», «На дороге лежит горючий белый камень». В его мыслях есть великая обреченность, но и бездна мужества:

«Подумайте о раннем ужине.

О милый друг, прекрасная жена!

Третье стихотворение цикла продолжает цикл стихов о Прекрасной Женщине (здесь появляется невидимая Она). Герой видит мир глазами человека, знающего цену истинным чувствам; он равнодушен к войне. Это другой взгляд на описанные выше события.

Четвертая поэма, «На поле Куликовом», рассказывает о растерянности героя во время самой битвы. А в последнем нет прошлого, это настоящее, которое бушует вокруг поэта и героя.

Итак, перед нами своего рода роман в стихах (то же средство Блок использует в своем цикле стихов о «Прекрасной леди»). Как хороший эпос, он объединяет прошлое, настоящее и будущее, сливая эти временные плоскости в единое целое. Кроме того, следует помнить, что обращение поэта к истории в большинстве случаев необходимо для того, чтобы прояснить отношение писателя к нынешним событиям. Таким образом, можно сказать, что Блок предвидел события, которые произойдут через несколько лет (революции, смена власти). Неудивительно, это было просто в воздухе….

Как же Блок видит русское прошлое? Для поэта она полна героизма и настоящих чувств. Не случайно у Блока в одном из стихотворений есть замечательный образ «друга»:

И он склоняет голову до земли,

Мой друг говорит мне: «Извлеки свой меч,

Не напрасно сражались с татарами,

Умереть за святое дело!»

Следует обратить внимание на жест «склоненной головы». Эта деталь говорит о том, что русские хотели сражаться только за свободу, а не за кровь или золото. Возможно, такая идеализация русских была необходима поэту для того, чтобы противопоставить лучезарное прошлое кровавой драме сегодняшнего дня. Кстати, Блок удивительным образом сочетает эмоции лирического героя, древнерусского воина, и свои собственные, эмоции поэта начала XX века:

Цикл Блока: анализ. Блок, «На поле Куликовом»

«Лучшее, что было в русской литературе со времен Тютчева» — так охарактеризовал цикл известный литературовед К. Мочульский, на чьей работе основан данный анализ. Блок написал «На поле Куликовом» накануне катаклизматических событий, раз и навсегда решивших судьбу России. И художник слова чувствовал их близость, что делает его истинно русским национальным поэтом, которого невозможно загнать в узкие рамки какого-либо направления или литературной школы.

Литературный контекст

Произведение «На поле Куликовом», анализ которого представлен в данной статье, было написано в 1908 году и входило в цикл «Отечество». О работе поэта над поэмой свидетельствует его драма «Песнь судьбы», в которой исторические темы представлены в лирическом настроении. В связи с Куликовским кругом следует упомянуть и статью поэта «Интеллект и революция». В нем Блок создает образ «томного спокойствия», которое царит в стране. Это затишье перед бурей, предвестник битвы. В ее глубинах, считает поэт, зреет судьба русского народа.

В статье поэт анализирует отношения между народом и интеллигенцией в современной России, обращаясь к поэме «На поле Куликовом». Блок определяет эти два класса как тайных врагов, но между ними существует линия, которая их соединяет — то, чего не было и не могло быть между русскими и татарами.

Композиция

Построение круга — это первая точка анализа. Блок «На Куликовом поле» разделен на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», которое стоит первым в круге, обнимает читателя порывом ветра из степи. В центре — изображение России, мчащейся сквозь ночную тьму подобно торнадо. И с каждой новой строкой это движение становится все более стремительным.

Столь же динамичное вступление контрастирует с нежным лирическим стихотворением «Мы, я и мой друг». «Блок (анализ дает о себе знать) для следующей главы своего поэтического дневника — «Ночь, когда Мамай. » — определил роль композиционного центра. Здесь появляется образ Девы Марии, на котором можно различить черты Прекрасной Женщины. Последние два стихотворения цикла («Снова вечная тоска» и «И туман бедствия») продолжают мотив ожидания будущей бури, вечной тишины, которая предшествует стремительной борьбе.

Историософская концепция

В сноске к одному из стихотворений цикла «На поле Куликовом» Блок в 1912 году — это следует учесть при анализе — назвал битву с татарами символической. Иными словами, поэт придает образу Куликовской битвы универсальные черты, а значит, его можно применить и к другим ключевым событиям русской истории, в том числе и к тем, которые еще предстоят. Битву с татарами можно рассматривать как метафору борьбы между силами тьмы и света, причем изначально битва ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из сторон в конечном итоге решит судьбу России.

Анализ (Блок, «На поле Куликовом» — поле великой битвы) можно провести и другим способом. Первое стихотворение цикла предполагает модель движения вперед, причиняя боль. Исходя из этого, было бы интересно сравнить работы Блока и Брюсова. Последний в одном из своих стихотворений приветствовал гуннов, идущих на истребление, что, естественно, вызвало вопросы и жалобы со стороны читателей. На самом деле Валерий Брюсов (как и Блок) признавал неизбежность грядущих перемен, даже если они были очень болезненными.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий