Море», анализ стихотворения Жуковского. В а жуковский море.

Перед прочтением данного анализа мы рекомендуем вам прочитать стихотворение «Море». Оно было написано в 1822 году, когда Жуковский был уже сложившимся поэтом, известным в литературных кругах.

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Литературный блог

Образ моря всегда привлекал людей: его стихия побуждала к созерцанию, манила своими тайнами и приглашала к приключениям. Она занимает особое место в искусстве романтизма, когда мятежный герой сравнивает себя с бушующей стихией воды. Одним из первых русских писателей, приравнявших море к человеку и даже персонифицировавших эту стихию, был В. А. Жуковский.

Стихотворение «Море» полный текст

Спокойное море, синее море,

Я зачарованно стою над твоей бездной.

Ты живая, дышащая, потревоженная любовью,

Вы полны беспокойных мыслей.

Спокойное море, синее море,

Открой мне свою глубокую тайну:

Что движет твоей великой грудью?

Что дышит в твоей напряженной груди?

Манит ли вас из земного плена яркое, далекое небо?

Из земного плена твоего

Она полна таинственной, сладкой жизни,

Вы чисты в его чистом присутствии:

Человек забывает, что он светло-голубой,

Ты горишь светом дня и утра,

Ты ласкаешь его золотые облака

И его звезды сияют от радости.

И когда собираются черные тучи

Чтобы взять чистое небо

Вы сражаетесь, вы воете, вы салютуете, вы поднимаете волны,

Разрываясь и разрываясь во враждебной тьме.

И тьма исчезает, и облака рассеиваются,

Но полна стресса от своего прошлого,

Наконец-то ты всколыхнул страшные волны,

И сладостное сияние возвращающегося неба.

Не полностью отвечает на ваше молчание,

Ваше молчание обманчиво:

Ты скрыл смятение в пучине мира,

Ты, восхищающийся небом, трепещущий перед ним.

Стихотворение «Море» было написано В.А. Жуковским в 1829 году. Он написал ее в зрелом возрасте. Красота моря вдохновляла многих поэтов на написание своих незабываемых произведений, не отпускала она и Жуковского.

В стихотворении поэт, наделенный богатым воображением, обращается к морю как к живому существу. Он пытается разгадать ее тайну: «Что движет твоим огромным лоном?». Поэт описывает море по отношению к небу. Эти два элемента действительно очень близки друг к другу. Небо отражается в море. А цвет морской воды зависит от погоды. Сила волны зависит от ветра.

Поэт описывает небо как более свободную стихию. Жуковский — человек, который верит в Бога. Он считает, что жизнь моря зависит от неба. Через стихию моря поэт показывает, что все мы в этом мире зависим от божественных сил. Поэт доверяет свои философские мысли морю. Он делится своими сокровенными мыслями со стихией воды.

Поэт доверяет свои переживания стихии воды. Поэт, как и любой человек, не хочет ни от кого зависеть, но это невозможно. Даже море не может быть свободным: «Оно терзает враждебный туман». Поэт думает, что, возможно, счастье ждет его на небе, как море: «Далекое, светлое небо манит к себе из земного плена?».

Поэту удалось очень красиво описать море и небо. Он говорит, что море ласкает золотые облака и весело сияет своими звездами. Ибо небо отражается в море.

Это стихотворение учит нас любить природу. И это заставляет нас задуматься о смысле жизни, о свободе, которую трудно отстоять в нашем неспокойном мире.

В. А.А. «Море». Жуковского по праву называют «литературным Колумбом России», открывшим для нее «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес новые темы, образы, настроения, мотивы и художественные методы изображения. Жуковский был проводником всего нового и необычного в России.

Одним из самых впечатляющих примеров романтической лирики является элегия 1822 года «Море».

Прежде всего, примечательно, что, рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сравнение между природным и человеческим миром. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «вы дышите», «вы полны стрессовых мыслей», «полны страхов из вашего прошлого», «длительные волны тревоги». Но дело не только в том, чтобы выразить свои чувства и мысли, описывая природу.

Такой прием использовали многие поэты до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что само море становится живым существом, а не просто оживают отдельные части пейзажа. Лирический герой словно ведет беседу с мыслящим и чувствующим собеседником, возможно, другом или таинственным незнакомцем.

Особого внимания заслуживает композиция стихотворения Зуковски. Это своего рода лирический сюжет, который заключается в движении, в развитии состояния не столько лирического героя или наблюдаемой им природы, сколько души моря.

Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Неподвижное море» — первая часть; «Буря» — вторая часть; «Обманчивый мир» — третья часть.

Первая часть рисует прекрасную картину «синего моря», спокойного и неподвижного. Прилагательные подчеркивают чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину.

В его присутствии вы становитесь чистыми:

Вы забываете, что он светло-голубой,

ты горишь его вечерним и утренним светом,

Ты ласкаешь его золотые облака

И его звезды сияют от радости.

Именно «яркая синева» неба придает морю захватывающие цвета. Небо здесь — не просто воздушный элемент, раскинувшийся над морской пучиной. Это символ, выражение другого мира, божественного, чистого и прекрасного. Не случайно поэт выбирает прилагательные, пропитанные христианской символикой божественного: голубой, светлый, яркий. Лирический герой стихотворения, размышляя о море, обладает способностью улавливать даже самые тонкие нюансы и подозревает, что оно скрывает тайну, которую он пытается постичь:

Неподвижное море, синее море,

Открой мне свою глубокую тайну:

Вторая часть поэмы приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим, как душа моря раскрывается в шторме. Кажется, будто по мере того, как свет неба меркнет и сгущается тьма, море, погруженное во мрак, начинает рваться, биться, наполненное волнением и страхом.

Кажется, вы слышите рев волн. Этот эффект достигается благодаря использованию специального приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация в свисте, усиленная ритмом удара пальцев, имитирующим движение волн: «Ты бьешь, ты воешь, ты поднимаешь волны, / разрывая и терзая враждебную тьму».

Оказывается, море, как и человек, страдает на земле, где все изменчиво и преходяще, полно потерь и разочарований. Только там — на небесах — все вечно и прекрасно. Поэтому море тянется туда, как и душа поэта, который пытается разорвать земные узы. Море любуется этим далеким светящимся небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять его навсегда. Но море не должно дойти до него.

История создания

Василий Жуковский написал свою знаменитую поэму в 1822 году, после долгого пребывания в Европе. Известно, что зрелый период поэта отмечен переходом от тенденции сентиментализма к тенденции романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала девятнадцатого века. Признаки романтизма хорошо видны в стихотворении Жуковского «Море».

Личные чувства и эмоции поэта также тесно связаны с историей создания этого произведения. В то время, когда он написал это стихотворение, Жуковский испытывал сильные чувства к Марии Протасовой, но он не смог создать с ней семью. Мать девушки была двоюродной сестрой поэта и не хотела выдавать замуж свою дочь.

A. Ф. Воейков, друг Жуковского, записал в своем дневнике:

Что я могу ожидать от дурака, живущего в эфире, разрушившего свое счастье исполнением воли Екатерины Афанасьевны, сведенного с ума слезами ложной чувствительности.

«Море» было собственным ответом поэта на нападки его коллег и друзей. Они с нетерпением ждали, что после поездки за границу Василий Андреевич напишет что-нибудь великое и поделится своими новыми открытиями. Но их ждала долгая пауза. Его близкие друзья, Тургенев и Вяземский, считали, что поездка не пошла поэту на пользу. Поэтому он опубликовал «Море», чтобы подтвердить свое высокое мнение о себе и доказать, что его творческая активность не иссякла.

Жанр, направление и размер

Не секрет, что поэт определил свое произведение как элегию. Действительно, поэма имеет черты этого жанра. Таким образом, «Море» — это задумчивое стихотворение с грустными мотивами в строках.

Стихотворение написано амфибрахическим четверостишием. Автор не соединяет строки рифмованными двустишиями; их связность основана только на ритме.

Интересно, что творчество Жуковского не было понято его современниками. Лишь немногие понимали, в каком направлении творил поэт:

По словам В. Афанасьева, никто из окружения Жуковского не понимал ни его творческого метода, ни направления его художественного развития.

Даже А.С. Пушкин в свое время так отзывался о своем учителе:

Мне кажется, что за последнее время учебная программа Жуковского сильно повзрослела, хотя и утратила свое первоначальное очарование. Он не напишет ни Светлану, ни Людмилу, ни очаровательную элегию в первой части «Спящих девушек». С Божьей помощью она начнет создавать….

Композиция

Композиция элегии «Море» весьма интересна. Таким образом, поэму можно условно разделить на три части.

  1. В первой части автор описывает беседу лирического героя с морем. При этом поэт искренне восхищается стихией, но у него возникает ощущение, будто за внешним спокойствием скрывается некая тайна.
  2. Вторая часть представляет собой описание бури. Ей герой стихотворения даёт весьма необычное объяснение. По его мнению, это явление обусловлено тем, что из-за «тёмных туч» нарушается идиллия неба и моря.
  3. В финальной части стихотворения Жуковский снова описывает спокойную стихию, что делает композицию произведения кольцевой. Теперь Жуковский прекрасно осознает, какую тайну скрывает пучина вод.

Жанр и размер

Произведение написано в особом стиле, характерном для того времени. Жанр стихотворения Жуковского «Море» — элегия. Его часто цитировали поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «сетование». Интересно, что этот жанр сохранил свои особенности с древности. Элегия философская, выражает ностальгию и лирические размышления. Все это характерно и для стихотворения «Море».

Помимо содержания, этот жанр несет в себе и технические особенности. Писатели часто выбирают среднюю длину произведения, что позволяет сделать более длинное высказывание, и трехсложный размер, что придает ему мелодичность. Интересен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть сохраняет формат и ритм, но не рифмует. Стихотворение «Море» размером с двухметровое амфибрахий. Все эти особенности делают произведение чувственным, глубоко проникнутым поэтической грустью.

Направление

Роль элегии в романтизме трудно переоценить. В отличие от любого другого жанра, в этом жанре поэт-романтик мог полностью выразить свои чувства, рассказать о своих страданиях, о своих страхах. Романтические наклонности В. А. Жуковского не обошли стороной этот жанр в его творчестве. Его первая элегия «Сельское кладбище» была написана в 1802 году и является переводом стихотворения Грея. Этот перевод позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, но в нем уже присутствуют мотивы влечения и сопротивления, принадлежащие романтизму.

В «Элегии 1822 года» автор совсем другой. Своей уникальной интерпретацией моря Жуковский стал основателем новой традиции в русской литературе. С тех пор поэты часто обращались к этому мотиву: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Идея близости человека и природы очень близка романтизму. Известно, что Пушкин особенно ценил «Море», а два года спустя сам написал стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море остается спокойным на протяжении всего произведения; шторм выдуман автором. Но именно такое рассуждение позволяет поэту разделить композицию на три части, придавая динамизм произведению и убедительность авторскому заключению.

Для того чтобы анализ стихотворения был полным, необходимо следовать определенному плану. Часто учитель сам диктует порядок пунктов учащимся, но если это не так, рекомендуется следовать этому плану:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Этому плану следует анализ элегии Зуковского «Море», одного из самых известных текстов поэта.

Почему стихотворение Зуковского «Море» называется элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «плач».

Эта эмоциональная окраска присутствует в душе лирического героя «Моря».

Романтическая элегия лучше выражает внутренний мир человека. В душе главного героя объединяются лирическая печаль, философские размышления и созерцательная скорбь. Таким образом, авторское определение полностью соответствует литературному жанру произведения.

Элегия характеризуется не только особым эмоциональным настроем, но и соответствующей поэтической грандиозностью. Она создает неповторяющуюся мелодию стиха и ритма, которая поддерживает чувственный принцип.

«Море» написано четырехстопным двустишием. Используя этот оборот речи, автор передает шум волн и неподвижность моря.

Белые, неструктурированные линии поддерживают ритм, который открывает глубокое чувство пейзажа и поэтической грусти.

Читайте также: Анализ стихотворения «Ананасы в шампанском» И. В. Северянин

Литературное направление

Жанр стихотворения определяет его принадлежность к тому или иному литературному направлению. Элегия воплощает в себе самые важные качества поэтов-романтиков.

Элегический поэт может полностью выразить свои искренние чувства, рассказать о своих страданиях.

Жуковский, чье творчество неотделимо от романтизма, опирается на опыт Байрона, который неоднократно использует элегические мотивы.

Дата написания его первой элегии «Сельское кладбище» — 1802 г. Это произведение написано в духе сентиментализма.

Двадцать лет спустя Жуковский создал произведение «Море», в котором видны черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 269 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

Курс переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 269 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

«Каллиграфия: Правила написания элементов и букв. Каллиграфические ошибки»

Анализ элегии «Море» (1822) В. Жуковского Урок литературы в 10 классе

1 слайд Анализ элегии

Уроки литературы в 10 классе

Во второй половине 1810-х – начале 1820-х годов в творчестве Жуковского ус.

2 слайд Со второй половины 1810-х — начала 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является его элегия «Море» (1822).

Повторение. Романтизм – направление в литературе и искусстве конца 18 – перв.

3 Повторение слайдов. Романтизм — это направление в литературе и искусстве конца XVIII и первой половины XIX века, которое боролось с правилами классицизма, утверждало национальное и индивидуальное своеобразие, изображало идеальные чувства и героев, борющихся за свободу.

Новый. Элегия — это вид лирического стихотворения, для которого характерны грусть, размышления о жизни и смерти, природе и человеке. В элегии преобладают мотивы личного опыта. Ирреальный — воображаемый, фантастический, причудливый, иллюзорный, порожденный воображением, рожденный фантазией. (Словарь иностранных слов) Ирреальный — не реальный, не существующий в действительности (Словарь Усакова).

МОРЕ (элегия)Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей.

4 slide THE SEA (Элегия) Still sea, blue sea, I stand enchanted above your abyss. Вы живы, вы дышите, вы полны беспокойных мыслей, беспокойной любви. Тихое озеро, синее море, Открой мне свой глубокий секрет. Что движет твоим великим чревом? Чем дышит твое сжатое лоно? Манит ли вас из земного плена далекое светлое небо? Таинственная, сладкая жизнь, ты чиста в его чистом присутствии: изливая свою яркую синеву, горит дневной и утренний свет,

Ты ласкаешь его золотые облака, и его звезды сияют от радости. Когда черные тучи собираются, чтобы отнять у тебя чистое небо, Ты борешься, ты воешь, ты поднимаешь волны, Ты рвешь и разрываешь враждебную тьму. И туман рассеялся, и тучи ушли, Но полный прежнего беспокойства, Ты все еще долго будоражишь страшные волны, И сладкий блеск возвращающегося неба Не совсем возвращает тебе покой; Обманчив блеск твоего покоя: В бездне мира ты скрыл свое смятение; Ты, любующийся небом, Трепещешь перед ним. 1822 г.

Какие образы противопоставлены в элегии?Море Небо

5 Слайд Какие образы сопоставлены в элегии? Море

Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего.

Композиция

Условно действие поэмы можно разделить на три части, описывающие состояние стихии воды и содержащие описание моря:

  • чистая лазурная гладь,
  • в непогоду,
  • по окончании бури.

Читатель видит водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается параллельно с изменениями, происходящими на поверхности моря.

Цель этого композиционного приема — сохранение динамики, стремление подчеркнуть изменчивость окружающей природы.

Специфика композиции

Следующим этапом анализа стихотворения Жуковского «Море» является описание его композиции. Для этого еще раз внимательно прочитайте текст и выделите отдельные моменты. Сразу видно, что море появляется в трех ситуациях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой внимательно наблюдает за всеми изменениями, происходящими в стихиях, и именно эти изменения определяют развитие сюжета. Анализируя «Море» Жуковского, важно показать, почему использована именно эта композиция. Благодаря этому поэту удается создать динамичный образ, так что море в нем имеет изменчивый характер.

Читайте также.

  • Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть – состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть – небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Такая композиция должна воплощать замысел автора — показать, что даже элементы не могут быть полностью свободными.

Характеристика героев

Героев поэмы можно назвать:

  • море – главная героиня,
  • небо, воплощающее лирического героя.

Им дается точная характеристика. Образ моря является антропоморфным, наделенным человеческими качествами. Читатель может прислушаться к дыханию моря и понять, какие чувства оно испытывает к небу.

Спокойствие моря напрямую связано с небом, которое в нем отражается. Как только облака заслоняют небесную даль, волны разбиваются, и спокойствие теряется.

Лирический герой видит море как влюбленную женщину, страдающую от разлуки с возлюбленным, но она не остается безучастной. Она борется и защищает своего возлюбленного.

Жанр и размер

Произведение написано в особом стиле, характерном для того времени. Жанр стихотворения Жуковского «Море» — элегия. Его часто цитировали поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «сетование». Интересно, что этот жанр сохранил свои особенности с древности. Элегия философская, выражает ностальгию и лирические размышления. Все это характерно и для стихотворения «Море».

Помимо содержания, этот жанр несет в себе и технические особенности. Писатели часто выбирают среднюю длину произведения, что позволяет сделать более длинное высказывание, и трехсложный размер, что придает ему мелодичность. Интересен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть сохраняет формат и ритм, но не рифмует. Стихотворение «Море» размером с двухметровое амфибрахий. Все эти особенности делают произведение чувственным, глубоко проникнутым поэтической грустью.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и изобразить красоту моря, Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живая, ты дышишь беспокойной любовью, ты полна беспокойных мыслей», «что движет твоим широким чревом», «ты бьешься, воешь, плещешься», «ты, любующаяся небом, дрожишь за него». Прилагательные делают образы моря выразительными: «тихое море, синее море», «земной плен», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладкая жизнь», «яркая синева», «темные тучи».

Автор передает шум моря через аллегорию. В некоторых строфах он использует слова с согласными «ж», «ш»: «ты живешь, ты дышишь», «ты бьешься, кричишь, плещешь, рвешь и рвешь».

Вариант №2

Невозможно не писать о море. Этот элемент привлекает как начинающих, так и опытных поэтов. Жуковский — один из них. Он считается основателем русского романтизма. Одна из его главных идей — близость человека и природы.

Он восхищается и ценит не только море. Для него это живое существо. Точнее, это женщина, которая хранит свои секреты при себе и не раскрывает их всем подряд. Она умеет быть спокойной и безмятежной, когда внутри нее бушуют страсти.

Возможно, потому, что поэт сравнивает море с женщиной, стихотворение было посвящено конкретной даме — Марии Протасовой. Ее родители были против брака с поэтом, потому что они были близкими родственниками. И такие браки всегда негласно запрещены. Поэт сравнивает себя с небом, которое по своей природе всегда связано с морем.

Жуковский чувствовал, что их отношения не продлятся долго, поэтому четко обрисовал свою дальнейшую жизнь. Он не стал бы бороться за свою любовь. Море не может достичь неба. Это только кажется, что море и небо встречаются на линии горизонта. А потом, когда вы приближаетесь к этой точке, море и небо снова оказываются далеко друг от друга. Только во время шторма брызги волн достигают неба.

Но потом буря заканчивается. И снова море словно сливается с небом у линии горизонта. Молодые люди расстаются навсегда. Но в последней строке стихотворения поэт выражает надежду, что девушка все-таки полюбит его.

Стиль стихотворения — элегический. Кроме того, это еще и аллегория. Поэтому она приобретает некую необыкновенную красоту и становится единым целым. Элегия носит философский характер. Для него характерна меланхолическая, лирическая медитация.

Смысл стихотворения можно разделить на три части. Первая часть — поэт смотрит на море, разговаривает с ним. У него есть ощущение, что море хранит какую-то тайну. Во второй части описывается шторм. Это своего рода реакция моря на темные тучи, вторгшиеся на его территорию. Третья часть: облака исчезли, море снова спокойно. Он любуется небом и трепещет за него, но не показывает этого. Как женщина.

Стихотворение не рифмуется. Она написана в виде амфиграммы. В нем есть величие, которое придает ему некую таинственность. Но она не запоминается, и вряд ли станет песней, хотя некоторые слова поются.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий