Вся характеристика модернизма — эстетический бунт; это своего рода обновление искусства. Идея заключалась в том, чтобы создать нечто, чего не существовало ранее и что отражало бы состояние нового мира.
Литература модернизма: общая характеристика
Модернизм — это идейное течение в литературе и искусстве конца XIX — начала XX веков, характеризующееся отходом от классических образцов, поиском новых и радикальных литературных форм и созданием совершенно нового стиля письма. Это направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, заключительный этап развития которого начался в 1930-е годы.
Главная особенность этой тенденции — полное изменение классического взгляда на мир: писатели больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а доказывают их относительность. Линейность повествования исчезает и освобождает место для хаотичного, фрагментарного, разрозненного, сюжетно обусловленного повествования, часто выступающего от лица нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на события.
Модернизм как литературное течение возник в конце XIX века, накануне Первой мировой войны, и достиг своего пика в 1920-х и 1930-х годах. Он развивался почти одновременно в Европе и Америке и был международным явлением, состоящим из различных литературных течений, таких как фантастика, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.
Модернизм зародился во Франции, и самыми важными представителями движения символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо и Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярным в других европейских странах и был представлен в Англии Оскаром Уайльдом, в Германии — Стефаном Джорджем, в Бельгии — Эмилем Верхартом и Морисом Метерлинком, а в Норвегии — Генриком Ибсеном.
К экспрессионистам относятся Г. Тракль и Ф. Кафка в Бельгии, французская школа А. Франса и немецкая школа Й. Бехера. Основателями такого современного литературного движения, как фантастицизм, существовавшего в англоязычных странах Европы с начала 20 века, были английские поэты Томас Хьюм и Эзра Паунд, к которым позже присоединились американская поэтесса Эми Лоуэлл, молодой английский поэт Герберт Рид и американец Джон Флетчер.
Среди наиболее влиятельных писателей двадцатого века были ирландский писатель Джеймс Джойс с его бессмертным романом «Улисс» (1922) и французский автор романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, а также немецкоязычный мастер модернизма Франц Кафка, чей рассказ «Метаморфозы» (1912) стал классикой абсурдизма в мировой литературе.
Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века
Несмотря на то, что модернизм делится на множество направлений, всех их объединяет поиск новых форм и определение места человека в мире. Модернистская литература, возникшая на рубеже двух эпох и между двумя мировыми войнами в обществе, уставшем и измученном старыми идеями, характеризуется космополитизмом и выражает чувства писателей, потерянных в постоянно меняющейся, развивающейся городской среде.
Писатели и поэты, работавшие в этой области, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, техниками и методами, чтобы создать новое свежее звучание, даже если темы оставались старыми и вечными. Как правило, они были об одиночестве человека в огромном и разнообразном мире, о несоответствии ритма его жизни и окружающей его действительности.
Модернизм был своего рода литературной революцией с писателями и поэтами, которые провозгласили полный отказ от реалистического реализма и, в целом, от всех культурных и литературных традиций. Они жили и творили в сложное время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда свобода в разных странах имела двусмысленное значение, когда кровь и ужас Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, а мир предстал во всей своей жестокости и холодности. Ранний модерн символизировал эпоху, когда вера в силу разума рухнула, эпоху, в которой торжествовали иррациональность, мистицизм и абсурдность всего существования.
С X по XX век модернизм стал своего рода протестом против социально разрушительных процессов современного общества, против повторения форм и стилей, которые использовались романтизмом и реализмом XIX в. Протест против пассивного, поверхностного копирования действительности, которое провозглашал натурализм. Другими словами, модернизм противостоит достижениям английской литературы XIX века.
Модернизм пытается противопоставить сложившимся формам и моделям нечто принципиально новое. Модернизм демонстрирует тенденцию к трагически болезненной эстетизации. Современные писатели ощущают дисгармонию мира, бесчеловечность отношений в современном обществе, отчуждение личности, отсутствие свободы и неустойчивость положения художника. В то же время они отказывают более ранней культуре не только в способности противостоять силам разрушения, но и адекватно отражать их в искусстве. Отсюда воинствующая, антитрадиционная ориентация. Все, что произошло до сих пор, неправильно, и мы сделаем лучше». Мы обязательно опровергнем и опрокинем каждую традицию. От поведения в повседневной жизни до условностей романизма.
Предполагается, что только интуиция позволяет напрямую познать истину. Познание происходит вне процесса сенсорного и логического восприятия окружающей среды. Что касается познания, то интеллекту, логическому мышлению отказано в какой-либо роли. Второй компонент, с другой стороны, — это психоанализ Фрейда. Человеческие отношения понимаются писателями-модернистами исключительно через призму психопатологии.
Заключение
Модернистский роман полон фрейдистских символов, которые могут быть четко расшифрованы. Мир в глазах писателей-модернистов предстает жестоким и иррациональным; противоречия и конфликты неразрешимы; человек кажется одиноким, обреченным существом, чьи действия и поступки бессмысленны и бессильны, а обстоятельства враждебны и непреодолимы. Человек одинок и беспомощен, окружен врагами и непониманием. Преобладание мрачных цветов, пессимистических настроений и тревожных предчувствий является основным эмоциональным настроем писателей-модернистов. Это один из самых темных слоев английского языка.
Направления модернизма в литературе
Модернизм, в свою очередь, разветвился в различных направлениях, таких как:
Символизм
( Сомов Константин Андреевич Две дамы в парке )
Он возник во Франции в 1970-х и 1980-х годах и достиг своего пика в начале двадцатого века, когда был наиболее распространен во Франции. Бельгия и Россия. Писатели-символисты воплощали ключевые идеи произведений, используя многослойную и полисемантичную ассоциативную эстетику символов и образов, часто полную таинственности, загадочности и недосказанности. Важными представителями этого направления были Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхард (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый и Константин Бальмонт (Россия). Подробнее
Акмеизм
( Александр Богомазов «Муковоз» )
В отличие от символистов, писатели-акмеисты, возникшие как отдельное течение модернизма в России начала XX века, настаивали на четкой материальности и объективности описываемых ими предметов и образов, выступали за использование точных и ясных слов и утверждали однозначность и определенность образов. Центральные фигуры русского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев и Сергей Городецкий.
Футуризм
(«Я и моя жена» Фортунато Деперо).
Авангардное движение, возникшее в 10-20-х годах 20 века и развивавшееся в России и Италии. Основная характеристика писателей-футуристов: их меньше интересует содержание их произведений, чем форма поэзии. Для этого были изобретены новые языковые формы, использовалась вульгарная лексика, лексика простонародья, технический жаргон, язык документов, плакатов и рекламных щитов. Итальянский поэт Филиппо Маринетти, написавший поэму «Красный сахар», и его соратники Балла, Боччони, Карра, Северини и другие считаются основателями футуризма. Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак.
Имажинизм
( Георгий Якулов — Эскиз оформления оперетты Оффенбаха «Красавица Элен»).
Оно возникло как литературное течение в русской поэзии в 1918 году и было основано Анатолием Мариенгофом, Вадимом Сершневичем и Сергеем Есениным. Целью Фантастов было создание образов, основным средством выражения которых были метафора и метафорические цепочки, с помощью которых они сопоставляли прямые и образные изображения.
Экспрессионизм
(Эрих Геккель «Уличная сцена на мосту»)
Течение модернизма, развившееся в Германии и Австрии в первом десятилетии 20 века как болезненная социальная реакция на ужасы событий (революции, Первая мировая война). Эта тенденция направлена не столько на воспроизведение реальности, сколько на выражение эмоционального состояния автора; образы боли и крика очень часто встречаются в работах. Работы Альфреда Деблина, Готфрида Бенна, Ивана Голла, Альберта Эренштейна (Германия), Франца Кафки, Павла Адлера (Чехия), Т. Михинского (Польша) и Л. Андреева (Россия) выполнены в стиле экспрессионизма.
Модернизм в русской литературе ХХ века
Последнее десятилетие XIX века ознаменовалось возникновением новых движений в русской литературе, направленных на полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Этот период (1982-1922) вошел в историю литературы как Серебряный век русской поэзии. Писатели и поэты объединялись в различные модернистские группы и течения, которые играли важную роль в художественной культуре того времени.
(«Зимний пейзаж» Василия Кандинского)
Русский символизм возник на рубеже XIX и XX веков; его основателями были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологлуб, Константин Бальмонт и Валерий Брюзов, к которым позже присоединились Александр Блок, Андрей Белый и Вячеслав Иванов. Они редактировали художественный и пропагандистский орган символистов, журнал «Весы» (1904-1909), и поддерживали идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем Завете и пришествии Вечной Женственности. Произведения поэтов-символистов полны сложных, мистических образов и ассоциаций, таинственности и возвышенности, абстракции и иррациональности.
На смену символизму приходит акмеизм, который появляется в русской литературе в 1910 году, пионеры этого движения. В отличие от символистов, акмеисты выступали за культ реальной земной жизни, ясный и определенный взгляд на действительность и утверждение эстетико-идеологической функции искусства, не принимая во внимание социальные проблемы. Поэтический сборник «Гиперборей», опубликованный в 1912 году, возвестил о возникновении нового литературного направления, названного акмеизмом (от «акме» — высшая степень чего-либо, эпоха расцвета). Акмеисты стремились сделать образность конкретной и объективной, чтобы устранить мистическую путаницу, присущую движению символистов.
(Рулетка Владимира Маяковского)
Футуризм в русской литературе возник одновременно с акмеизмом в 1910-1912 годах и, как и другие модернистские литературные течения, был полон внутренних противоречий. В одну из самых значительных футуристических групп, кубофутуристов, входили такие известные поэты Серебряного века, как В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, А. Крученых, В. Каменский и другие. Футуристы провозгласили революцию форм, совершенно независимых от содержания, свободу поэтического языка и отказ от старых литературных традиций. В области дискурса проводились интересные эксперименты, создавались новые формы и осуждались устаревшие литературные нормы и правила. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общему вкусу» провозгласил основные концепции футуризма и утверждал, что он является единственным истинным выражением своего времени.
( Казимир Малевич «Дама на трамвайной остановке» )
Модернизм в зарубежной литературе ХХ века
( Джино Северини «Натюрморт» )
Модернизм как литературное течение возник в конце XIX века, накануне Первой мировой войны, и достиг своего пика в 1920-х и 1930-х годах. Он развивался почти одновременно в Европе и Америке и был международным явлением, состоящим из различных литературных течений, таких как фантастика, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.
Модернизм зародился во Франции, и самыми важными представителями движения символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо и Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярным в других европейских странах и был представлен в Англии Оскаром Уайльдом, в Германии — Стефаном Джорджем, в Бельгии — Эмилем Верхартом и Морисом Метерлинком, а в Норвегии — Генриком Ибсеном.
(Умберто Боччони «Улица входит в дом»)
К экспрессионистам относятся Г. Тракль и Ф. Кафка в Бельгии, французская школа А. Франса и немецкая школа Й. Бехера. Основателями такого современного литературного движения, как фантастицизм, существовавшего в англоязычных странах Европы с начала 20 века, были английские поэты Томас Хьюм и Эзра Паунд, к которым позже присоединились американская поэтесса Эми Лоуэлл, молодой английский поэт Герберт Рид и американец Джон Флетчер.
Среди наиболее влиятельных писателей двадцатого века были ирландский писатель Джеймс Джойс с его бессмертным романом «Улисс» (1922) и французский автор романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, а также немецкоязычный мастер модернизма Франц Кафка, чей рассказ «Метаморфозы» (1912) стал классикой абсурдизма в мировой литературе.
Период модернизма в истории русской литературы называют «серебряным веком», что является данью уважения к большому разнообразию писателей, которые были активны в эту эпоху.
Ахматова
Яркой звездой на небосклоне поэтов была Анна Ахматова, у которой была непростая судьба.
Анна Ахматова вошла в историю литературы как поэт, литературный критик, переводчик и лауреат Нобелевской премии 1965 и 1966 годов.
Судьба этой красивой и талантливой женщины нелегка. В 1921 году ее первый муж Николай Гумилев был застрелен, а ее единственный сын Лев Гумилев провел более 10 лет в тюрьме с 1930 по 1950 год. Сама Анна подвергалась преследованиям, цензуре и молчанию на протяжении всей своей жизни.
Помимо прекрасных и духовных стихов, Анна Ахматова наиболее известна своей автобиографической поэмой «Реквием». Поэт понял, как передать горе и боль матерей и жен «врагов народа».
Хотя произведения Ахматовой были опубликованы на ее родине только через два десятилетия после ее смерти, при жизни ее имя было окружено славой, и ее почитали любители настоящей поэзии как за рубежом, так и в СССР.
Цветаева
Марина Ивановна Цветаева — еще одна жемчужина Серебряного века.
Она родилась в 1892 году и уже в 1910 году за свой счет опубликовала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». А уже в феврале 1912 года — второй сборник «Волшебный фонарь».
Во время Гражданской войны Цветаева писала пьесы, стихи и цикл стихов «Лебединый лагерь». Во время эмиграции, с 1922 по 1939 год, она участвовала в издании парижского журнала «Версты», в котором были опубликованы ее знаменитые стихи: «Горная поэма» и «С моря».
Ее стихи не были должным образом оценены за рубежом, но проза имела успех и легла в основу ее творчества в 1930-е годы: «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом старого Пимена», «Рассказ о Сонечке», «Жизнь за живое», «Непроглядная ночь», «Пленный дух» и др.
Произведения, написанные Мариной Цветаевой в эмиграции, не были опубликованы ни при ее жизни, ни в течение многих лет после ее смерти.
Когда она вернулась домой в 1939 году, ее дочь и муж были арестованы. Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством в 1941 году.
Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский был поэтом. Он серьезно увлекался живописью и даже посещал техникум, где у него произошла памятная встреча с организаторами футуристического кружка московской школы «Гилея». Маяковскому нравились идеи кубофутуристов, и они оценили его литературный талант.
Важнейшие этапы творчества Маяковского:
- «Ночь» — первое напечатанное стихотворение молодого поэта было опубликовано в 1912 году. Уже в 1913 году Маяковский издает первый сборник, назвав его оригинально – «Я». Сборник состоял всего из 4-х стихотворений поэта.
- В 1914 году Маяковский увлекся драматургией. Он создал трагедию «Владимир Маяковский», став ее режиссером и исполнителем главной роли. В этом же году он написал свои известные стихотворения «Облако в штанах» и «Война объявлена».
- В 1915 году в журнале «Новый Сатирикон» был опубликован цикл сатирических произведений поэта, который получил название «Гимны». В 1916 году Маяковский издает сборник «Простое как мычание», в 1917 — сборник «Революция. Поэтохроника».
- В 1917-1918 годы поэт пишет произведения, освещающие революцию — «Ода революции», «Наш марш», пьесу «Мистерия-буфф».
- В 1919 году Маяковский снимает 3 фильма, в которых выступает одновременно сценаристом, режиссером и актером. В это же время он активно сотрудничает с РОСТА и занимается созданием агитационных плакатов.
- В 1918 году поэт создал группу коммунистического футуризма «Комфут», а в 1923 году организовал другое объединение — «Левый фронт искусств» и журнал «ЛЕФ».
- В 1923-1924 годах, Маяковским были написаны его самые яркие произведения: «Владимир Ильич Ленин», «Про это», «Севастополь-Ялта» .
- В 1928 году выходит его пьеса «Клоп», в 1929 — «Баня», которые не оценили ни зрители, ни коллеги. В газетах Маяковского стали называть «попутчиком» власти пролетариата, что глубоко задело поэта. На его выставку, посвященную 20 годам работы, не пришли ни партийные руководители, ни другие поэты. Это стало ударом для Маяковского.
Значение модернизма
Модернизм имел огромное значение для русской литературы:
- Это литературное течение стало символом исторических и социальных изменений, которые произошли в России. Новые жанры и методы выражения слов и идей позволили авторам-модернистам изобразить современную им действительность.
- Модернизм поднял важнейшие темы : войны, потерянного поколения, разрушенных жизней и сломанных судеб.
- Модернизм в русской литературе стал больше, чем литературным течением. Он имел историческое, политическое и социальное значение. Авторы-модернисты с воодушевлением восприняли новую власть и произошедшую революцию, а чуть позже открыто говорили о минусах новой системы.
- Это литературное направление оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы в России. Благодаря модернизму произошла переоценка классической и реалистической литературы, наметились новые направления в развитии данного вида искусства.
- В период модернизма появились новые жанры и течения в литературе. Жанрами, которые стали возможны благодаря модернизму, считают девиз, слоган, письмо, мемуары и др.
- Направление за достаточно небольшой период подарило стране целую плеяду талантливейших авторов, разных по стилю и философии, но мастерски владеющих литературным словом и завоевавшим сердца не одного поколения читателей как в России, так и в мире.
Насколько полезной была статья для вас?
Представители
Как только мы поймем, что представляет собой эта эпоха, лучше всего сосредоточиться на ее представителях. В теории модернизм красив и необычен, но на практике он проявляет себя гораздо сильнее, поэтому, как говорится, нужно хорошо знать этих героев.
В литературе
Начнем с писателей модернизма — представителей, выразивших новую эпоху на своих страницах.
- Джеймс Джойс. Ирландский писатель – один из самых ярких представителей модернистской культуры, подаривший нам весьма непростые произведения. Его эксперименты удались, и теперь его творчество может попробовать осилить каждый, желающий ощутить на себе влияние модернизма.
- Поль Верлен – модернист, воплотившийся в символизме. Поэт, превознесший форму и музыкальность стиха.
- Артюр Рембо – поэт-символист, чья поэзия покажется вам настолько необычной, будто и вовсе была написана не на земле.
- Оскар Уайльд – кто не знает автора «Портрет Дориана Грея»? Даже в этом романе каждое слово не случайно. Еще один представитель, доказывающий, что «как» намного важнее «чего».
- Гийом Аполлинер. Еще одна яркая личность, тонко реагирующая на окружающий мир, а главное, сумевшая выразить это в своей поэзии.
- Марсель Пруст – человек, без которого этот список обойтись не может. Не простой, но довольно интересный писатель, также ярко выражавший эпоху модернизма.
- Андре Бретон – представитель не только эпохи модернизма, но и конкретного направления – сюрреализма.
- Филиппо Томмазо Маринетти – футурист, напомнивший об искусстве Италии и вводящий новые правила.
- Эрнест Хемингуэй, скрывающий в деталях все свое мастерство писателя.
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд – еще один представитель, как литературы потерянного поколения, так и модернизма.
- Эрих Мария Ремарк – человек, писавший о войне так, что читается с интересом даже представительницами женского пола.
- Франц Кафка – человек непростой судьбы, выразивший все свои переживания в собственном модернистском творчестве.
- Жан-Поль Сартр – писатель-модернист и философ-экзистенциалист.
- Эжен Ионеско – драматург, подаривший нам театр абсурда.
- Сэмюэл Беккет – писатель-драматург, ирландский писатель.
- Альбер Камю – еще один представитель модернизма.
В живописи
Давайте пройдемся по основным тенденциям эпохи и упомянем самых важных художников-модернистов.
- Сальвадор Дали, записывающий свои сновидения на картинах.
- Пабло Пикассо – художник, старавшийся проявить себя не в одном направлении.
- Казимир Малевич – представитель абстрактного искусства.
- Василий Кандинский – художник-абстракционист.
- Ван Гог – художник постимпрессионизма, благодаря которому положено начало экспрессионизма
- Поль Гоген – представитель постимпрессионизма, положивший начало фовизму.
- Анри Матисс – представитель фовизма.
- Эдвард Мунк – художник экспрессионизма.
В архитектуре
Модернизм проявился во всех областях искусства, поэтому теперь настала наша очередь упомянуть архитекторов модернизма.
- Вальтер Гропиус
- Алвар Аалто
- Гюстав Эйфель
- Антонио Гауди
- Ле Корбюзье
В музыке
Чтобы получить яркую картину, нам также следует посмотреть на композиторов модернизма.
- Клод Дебюсси
- Дмитрий Шостакович
- Рихард Штраус
- Ферруччо Бузони
- Джон Кейдж
Примеры
Теперь, когда мы выделили представителей модернизма, мы можем перейти непосредственно к их работам, которые отражают эту очень противоречивую эпоху.
В литературе
- «Улисс», Джеймс Джойс
- «В сторону Свана», Марсель Пруст
- «Стихи без слов», Поль Верлен
- «Магнитные поля», Андре Бретон
- «Фиеста», Эрнест Хемингуэй
- «Великий Гэтсби», Фицджеральд
- «На западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк
- «Тошнота», Жан-Поль Сартр
- «Превращение», Франц Кафка
В живописи
- «Музыка», Матисс
- «Искушение святого Антония», Дали
- «Крик», Мунк
- «Девушка перед зеркалом», Пикассо
- «Черный квадрат», Малевич
- «Звездная ночь», ван Гог
- «Поцелуй», Климт
В архитектуре
- «Танцующий дом», Фрэнк Гери (Прага)
- «Дом Бальо», Антонио Гауди (Барселона)
- Архитектура города Чандигарх, Ле Корбюзье
- Выставочный павильон Германии, Мис Ван дер Роэ (Барселона)
- Музей Гуггенхайма, Фрэнк Ллойт Райт (Нью-Йорк)
В музыке
- «Симфония №5», Шостакович
- «Ромео и Джульетта», Прокофьев
- «4:33», Кейдж – даже такой эксперимент имеет право быть в нашем списке
- «Жар-птица», Стравинский
Что такое модернизм: кратко и понятно
Модернизм — в переводе с латинского означает «новый», «современный». Хотя термин «модернизм» довольно расплывчат, есть один важный аспект, который очень точно характеризует это культурное явление: «появление индивидуальности и преобладание инноваций над традициями». На эту особенность обратила внимание советский и российский философ В.Г. Федотова.
- 1 История возникновения
- 2 Основные черты и признаки
- 3 Как проявился модернизм в…
- 3.1 В живописи
- 3.2 В литературе
- 3.3 В театре
- 3.4 В архитектуре
История возникновения
Начало современности пришлось на конец 19 века и охватило культуру последних двух столетий. Это ряд художественных практик и течений. До сих пор нет четкого ответа на вопрос, как возник модернизм и где его корни. Известно лишь, что возникновению этой эпохи благоприятствовали долгие споры, разногласия и противоречия, вызванные суматохой войн и революций.
Важно проводить различие между двумя похожими терминами «современность» и «модернизм». Термин «модерн» относится к художественному движению и включает в себя декоративно-прикладное искусство, а также архитектуру. Термин «модернизм» охватывает различные виды искусства, в центре внимания которых — нарушение установленных художественных норм и традиций в стремлении к новаторству.
Отправной точкой возникновения модернизма считается Париж 1863 года, где был открыт «Салон отверженных». Название Салона происходит от того, что на нем были представлены работы, которые не были включены в официальный Парижский салон. Выставка вызвала яростную критику, но гораздо больший интерес. Обычные люди видели в инновациях источник обновления для застывшей в однообразии культуры. Эпоха модернизма была протестом против продолжающейся диктатуры формального искусства. Титулованные художники и поэты, признававшие и продвигавшие авторитет, больше не удовлетворяли интеллектуальные потребности народа. Необходима была революция не только в политике, но и в культуре. И это удалось: вместо одного доминирующего течения возникли десятки различных и принципиально новых течений, образовав мощный поток новой мысли.
В живописи
Фовизм считается началом модернизма в живописи. В 19 веке одним из важнейших течений был реализм, который решительно отвергла группа французских художников, в том числе Анри Матисс. В своих работах они продемонстрировали новый подход к живописи с большой экспрессией и необычайно интенсивными цветами. Художников прозвали фовистами, что происходит от французского слова fauve, означающего «дикий, хищный».
Работы других художников-модернистов характеризовались абсолютной свободой действий и отказом от ограничений реального мира. Работы других художников-модернистов характеризуются абсолютной свободой действий и отказом от ограничений реального мира.
В литературе
Среди наиболее важных представителей этой тенденции — Франц Кафка, Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Вирджиния Вульф и Эрнест Хемингуэй. Хронологическая последовательность повествования теперь отошла на второй план. Возникла литература и драматургия абсурда, в которой персонажи совершают смелые поступки и ведут странные, абсурдные диалоги — совсем как люди.
В России первым направлением модернизма становится символизм, который начинается одновременно с наступлением Серебряного века. Главным представителем новых тенденций является Д. Шарм. Элементы модернизма можно найти и в некоторых произведениях А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского и других деятелей. Маяковского и других деятелей того времени.
В театре
В театре произошли значительные изменения, родился новый тип пьесы — постдрама. Метадрама — это саморефлексия театра на уровне структуры. Возникло новое понимание театральности и появились новые формы. Новая драма сильно отличалась от классической, в которой на первом плане был человек с его переживаниями и зачастую трагической судьбой.
Старые комнаты ложи потеряли свое значение и были заменены совершенно театральными пространствами — чердаками, подвалами, руинами. Главное было показать жизнь такой, какая она есть, совершенно открыто. Антонен Арто, Эжен Ионеско, Луи Деллюк, Сергей Эйзенштейн.
В архитектуре
Значительные изменения произошли и в архитектуре. Отказ от геометрических линий и поворот к естественности были важными чертами. Стекло и бетон стали самыми важными материалами для строительства новых зданий. Внутренняя отделка теперь была наравне с внешним оформлением здания, и все детали были тщательно продуманы. В целом, стиль характеризовался строгостью и функциональностью. Ле Корбюзье, Антонио Гауди, Отто Вагнер и Михаил Эйзенштейн.
Эпоха модернизма значительно обогатила человеческую культуру и ввела множество новых правил и традиций. В разных странах модернизм проявлялся по-разному, дополняясь национальными особенностями, вкусами и пристрастиями.
Автор.
Читайте также:
Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года: как изменятся КИМы?
Кодификатор на ЕГЭ по русскому языку 2019: все, что нужно знать будущему стобальнику
Представители серебряного века русской культуры
Добавить комментарийАся Александровна Александрова
Последнее
Символизм
Символисты видели свою цель в искусстве интуитивного постижения единства мира через символы. Само название движения происходит от греческого symbolon, что переводится как условный символ. Духовную жизнь нельзя понять логически, только искусство может проникнуть в ее сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как бессознательное, интуитивное проникновение в скрытые смыслы, которые может передать только художник-творец. И эти тайные смыслы не могли быть переданы напрямую, а только через символ, потому что тайна бытия не могла быть выражена обычными словами.
Теоретической основой русского символизма считается статья Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». В русском символизме обычно выделяют две фазы: творчество старших символистов и молодых.
- Старшие символисты пришли в литературу в 1890-е годы. Это В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др. В. Брюсов и Д. Мережковский возглавили течение и воспринимали его как литературную школу. Основные темы их произведений – несовершенство мира, одиночество и избранность поэта.
- В творчестве младших символистов, пришедших в литературу в 1900-е годы, доминирует идея слияния искусства с жизнью, преобразование мира по законам красоты. Самыми яркими представителями «младосимволизма» были А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.
Символизм обогатил русскую литературу многими художественными открытиями. Поэтическое слово приобрело красочные смысловые оттенки, стало чрезвычайно многогранным. «Новые символисты» были убеждены, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт — «полубог», творец мира. Эта утопия не могла быть реализована, и поэтому в 1910-х годах произошел кризис символизма, его крах как системы.
Акмеизм
Такое течение литературного модернизма, как акмеизм, появилось в противовес символизму и провозгласило стремление к ясному взгляду на мир, который ценен сам по себе. Они провозгласили возвращение к первоначальному слову, а не к его символическому значению. Возникновение акмеизма связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководимого Н. Гумилевым и С. Городецким. Городецкий. Теоретической основой этого движения стала статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизма». Название движения происходит от греческого слова acme — высшая степень, цветок, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии — поэтически запечатлеть разнообразный и светлый земной мир. Его приверженцы следовали определенным принципам:
- придать слову точность и определенность;
- отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
- четкость образов и отточенные детали предметов;
- перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.
Подробнее об Acmeism вы можете прочитать здесь.
Наиболее значительными поэтами этого движения были Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Футуризм
Перевод с латинского futurum означает будущее. Возникновение русского футуризма относят к 1910 году, когда был опубликован первый футуристический сборник «Сад судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое радикально изменит мир. Это авангардное движение характеризовалось категорическим неприятием более раннего и современного искусства, смелыми экспериментами с формой и экстравагантным поведением его представителей.
Футуризм, как и другие модернистские течения, был неоднороден и включал в себя различные фракции, которые вели ожесточенную полемику.
- Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
- Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
- «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
- «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».
Модернизм в русской литературе дал миру целый ряд великих поэтов: А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В.
Направления модернизма
Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Их объединяют новаторские идеи и нестандартное мировоззрение, но они различаются по своей философии и некоторым характеристикам:
- Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.
- Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.
- Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.
- Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.
- Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.
- Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.
Интересно, что эти движения часто отходили от простого модернизма. И это лишь подтвердило справедливость одной из характерных черт модернизма: все мысли и идеи писателей относительны, что делает невозможным провести между ними четкие границы и назвать их.
Яркие представители в мире
Модернизм в мировой литературе начался в конце девятнадцатого века и достиг своего пика в тридцатые годы двадцатого века (к этому времени новая идеология уже подавила это направление в искусстве в Советском Союзе). Известными представителями модернизма в литературе Европы и США были:
- Шарль Бодлер;
- Эрнест Хемингуэй;
- Габриэле д’Аннунцио;
- Франц Кафка;
- Томас Манн;
- Дороти Ричардсон;
- Джон Флетчер;
- Томас Хьюм;
- Марсель Пруст.
Известный японский писатель Рюноскэ Акутагава также считается представителем раннего модернизма.
Зарубежный модернизм проявился в произведениях писателей, обеспокоенных новым поиском человека в мире. Это было движение, отвергающее предопределенные судьбы, стереотипы и ярлыки: оно призывало людей двигаться вперед и находить новые цели в развивающейся городской среде. Писатели и поэты продолжали творить на вечные темы, но делали это несколько иначе: Они расширили свое видение, использовали новые слова и выражения и приспособились к ускоренному темпу жизни.
Модернизм в русской литературе 20 века
Можно сделать вывод, что модернизм, с его появлением в литературе и распространением, знаменует собой переход от классического наследия к более свободному восприятию действительности, освобожденному от консерватизма. Если мы посмотрим на развитие этой тенденции конкретно в российской истории, то увидим, что она также ознаменовала конец царской эпохи, изменение мышления людей и превращение общества в социалистическое.
В России (которая в 1922 году стала Советским Союзом) зарождающиеся течения литературного модернизма пережили переломный момент. Русский народ больше не подчинялся царской власти и начал самостоятельно строить великое социалистическое будущее, отказавшись от монархии и вместе с ней от устаревших ценностей.
В русской литературе модернизм проявился прежде всего в поэзии (эта же тенденция преобладала и в творчестве поэтов Серебряного века русской поэзии). Яркими представителями этого направления были:
- Александр Блок;
- Андрей Белый;
- Николай Гумилев;
- Анна Ахматова;
- Владимир Маяковский;
- Сергей Есенин.
Все вышеперечисленные поэты не всегда были единодушны в своих взглядах и работали в разных стилях модернизма. Однако, так или иначе, их творчество помогло русскому народу выработать новый способ мышления и восприятия окружающей действительности.
Михаил Булгаков, Федор Сологуб, Леонид Андреев и другие (включая поэтов, которые иногда работали в прозе — например, Андрей Белый) обращались к модернизму в своих прозаических произведениях.
Распространение модернизма в русской литературе закончилось в 1930-х годах. К тому времени Советский Союз уже был четко сформирован и организован, а его жители приняли строгую идеологию, которой должны были следовать (в 1930-е годы начались жестокие репрессии против тех, кто не соглашался с существующей идеологией и политикой в целом). Некоторые выдающиеся представители серебряного века русской поэзии были вынуждены покинуть страну из-за действий властей.