Основной сюжет заключается в том, что бывший колхозный советник Чичиков объезжает земли района N, выдавая себя за их владельца. Его цель — завоевать доверие местной элиты и купить документы погибших крестьян. Зарегистрировав крепостных на свое имя, Чичиков может заложить души умерших в Опекунский совет и получить кредит.
«Мертвые души»
«Мертвые души» — одно из самых великих и известных произведений русского классика Н.В. Гоголя. Впервые он был опубликован в 1842 году.
- 1 Жанр поэмы или романа «Мертвые души»
- 2 Задумка поэмы «Мертвые души»
- 3 История создания
- 4 Сюжет произведения «Мертвые души»
- 5 Продолжение
- 6 Поэма «Мертвые души» в искусстве
Жанр поэмы или романа «Мертвые души»
Что касается жанра произведения, то здесь нет однозначного мнения. Сам Николай Гоголь называл «Мертвые души» поэмой. Автор обосновал это тем, что в произведении много лирических частей, хотя оно написано в прозе. Важно также помнить, что Николай Васильевич в своей работе над «Мертвыми душами» провел параллель между своим произведением и пушкинским «Евгением Онегиным». Как мы помним, «Евгений Онегин» — это роман в стихах, а «Мертвые души» — поэма в прозе.
Однако многие исследователи по-прежнему относят «Мертвые души» к романам, о чем говорит их структура и продолжительность повествования. Виссарион Белинский первым высказался по этому вопросу, и большинство литературоведов согласны с его авторитетным мнением. По традиции, однако, «Мертвые души» часто называют поэмой.
Задумка поэмы «Мертвые души»
Николай Васильевич начал писать свою поэму в 1835 году. До этого момента он довольно долго ждал достойной темы для крупного произведения. Александр Пушкин сыграл важную роль в создании «Мертвых душ». Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя настолько велик, что ему не следует довольствоваться каким-то рассказом, а нужно создать серьезное произведение. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подал товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью наживы. Впрочем, передают, что Пушкин передал столь интригующий сюжет своему коллеге без особого удовольствия, поскольку был не прочь развить его в шикарную пьесу.
Близкие друзья вспоминали, что он не раз, в шутку или всерьез, жаловался на Гоголя:
«Тебе следует быть осторожнее с маленьким русским: он так обкрадывает меня, что даже кричать нельзя».
Однако Александр Сергеевич позже признавался, что никому, кроме Гоголя, не подал бы этой идеи. Вот как высоко он ценил талант Николая Васильевича.
Что касается того, откуда сам Пушкин взял сюжет поэмы, то его биограф выяснил, что в 1820 году, во время кишиневской ссылки, Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления «мертвых душ» в Бендерах. Здесь в течение нескольких лет вообще не регистрировались случаи смерти крестьян. Имена погибших были зарегистрированы вместе с именами новых крестьян, бежавших в город. Таким образом, в течение нескольких лет ни один крепостной не умер на бумаге. Пушкин несколько изменил реальную историю и в таком виде представил ее Гоголю, когда тот пожаловался на отсутствие сюжета для большой пьесы.
Спасибо Александру Сергеевичу!
На самом деле, сюжет «Мертвых душ» вообще не был написан Гоголем: Именно Александр Пушкин предложил интересную идею своему «коллеге по перу». Во время ссылки в Кишинев поэт услышал «странную» историю: В одной части Днестра, согласно официальным документам, в течение нескольких лет никто не умирал. В этом не было никакой мистики: имена умерших просто соответствовали именам беглых крестьян, высадившихся на Днестре в поисках лучшей жизни. В результате в город хлынул поток новых рабочих, крестьяне получили шанс на новую жизнь (а полиция даже не смогла идентифицировать беженцев), и статистика показала, что смертей не было.
Несколько изменив эту историю, Пушкин рассказал ее Гоголю, что, вероятно, произошло осенью 1831 года. Четыре года спустя, 7 октября 1835 года, Николай Васильевич отправил Александру Сергеевичу письмо, в котором писал: «Я начал писать «Мертвые души». Сюжет разворачивается в длинном романе, и, судя по всему, он будет очень смешным. Главный герой Гоголя становится авантюристом, который выдает себя за помещика и покупает мертвых крестьян, которые в переписи населения числятся живыми. А полученные «души» он закладывает в ломбард, чтобы разбогатеть.
Три круга Чичикова
Гоголь решил превратить свою поэму (именно так автор определил жанр «Мертвых душ») в трехчастное произведение, напоминающее «Божественную комедию» Данте Алигьери. В средневековой поэме Данте герой странствует по подземному миру: он проходит через все круги ада, проходит через чистилище и, наконец, просветлев, достигает рая. Гоголевский сюжет и структура похожи: Главный герой, Чичиков, путешествует по России, наблюдает за ошибками помещиков и постепенно меняется. Если в первом томе Чичиков показан как ловкий мошенник, способный завоевать всеобщее доверие, то во втором томе его ловят на мошенничестве с чужим наследством, и он едва не попадает в тюрьму. Предположительно, в последней части автор хотел, чтобы его герой отправился в Сибирь вместе с несколькими другими персонажами, и после ряда испытаний все они стали благородными людьми, образцами для подражания.
Но Гоголь так и не приступил к написанию третьего тома. О содержании второго тома можно догадаться только по четырем сохранившимся главам. Более того, эти записи утомительны и неполны, а персонажи имеют «разные» имена и возраст.
«Священное завещание» Пушкина
В общей сложности Гоголь потратил шесть лет на написание первого тома «Мертвых душ» (который мы так хорошо знаем). Работа началась на родине, а затем продолжилась за границей (автор «уехал» туда летом 1836 года); кстати, первые главы «Мозга» Пушкина он прочитал незадолго до отъезда. Автор работал над поэмой в Швейцарии, Франции и Италии. После этого он возвращался в Россию с короткими «вылазками», читал отрывки из рукописи на светских вечерах в Москве и Санкт-Петербурге, снова путешествовал за границей. В 1837 году Гоголь получил потрясшее его известие: Пушкин был убит на дуэли. Писатель считал своим долгом завершить работу над «Мертвыми душами»: Таким образом он исполнит «святую волю» поэта, и он начал работать еще более усердно.
Летом 1841 года книга была закончена. Автор приехал в Москву и планировал опубликовать работу, но столкнулся с серьезными трудностями. Московские цензоры не хотели выпускать «Мертвые души» и собирались запретить печатание поэмы. Видимо, цензор, «поймавший» рукопись, помог Гоголю и предупредил его о проблеме, и автору удалось вовремя отправить «Мертвые души» из Москвы в Петербург через Виссариона Белинского (литературного критика и журналиста). В то же время автор попросил Белинского и некоторых его влиятельных друзей в столице помочь ему обеспечить соблюдение цензуры. План удался: книга была одобрена для публикации. В 1842 году произведение было окончательно опубликовано — тогда еще под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Николая Гоголя».
История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь создал множество великих произведений, ставших классикой отечественной литературы. Он использовал реальную жизнь и народное творчество в качестве источника вдохновения для своих рассказов, романов и повестей. История «Мертвых душ» выделяется в этом контексте. Это одно из двух произведений (второе — «Генерал-ревизор»), идея которого исходила не от самого Гоголя, а была взята извне. Это был не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин.
Зарождение идеи
Вопрос о том, кто написал «Мертвые души», никогда не задавался. Автором пьесы был Николай Васильевич и никто другой. Известно также, кто подал Гоголю идею «Мертвых душ». Именно Пушкин посоветовал молодому, но способному писателю написать большую эпическую пьесу, посвященную России, рассказывающую о помещике, торгующем мертвыми душами.
Николай Васильевич последовал совету. Вначале Гоголь рассматривал свою пьесу как сатирическую, но по мере написания менялись образы главных героев. В конце концов, поэма стала галереей персонажей, показывающей, насколько разные люди живут в России. У каждого из героев были положительные и отрицательные качества.
Автор хотел написать историю, которая, подобно «Божественной комедии» Данте, изображала бы очищение грехов и возрождение главного героя. Он успел написать и опубликовать полностью только первый том. Основная идея этой части заключалась в том, чтобы запечатлеть недостатки человеческих существ. Из второго тома, который должен был показать, как Чичиков начал исправляться, сохранились только две главы.
Поэма была переведена при жизни автора. С 1846 года появились издания отдельных глав. Эта работа была продолжена в двадцатом веке.
В результате работа была переведена на русский язык:
- немецкий,
- чешский,
- английский,
- французский,
- болгарский,
- польский,
- украинский,
- литовский,
- албанский,
- белорусский,
- эсперанто.
В 1920-х и 1930-х годах русский писатель Михаил Булгаков создал серию экранизаций произведений Гоголя:
- фельетон о похождениях Чичикова, где главный герой оказался в будущем и стал миллиардером,
- пьесу для постановки во МХАТ,
- сценарий для Первой кинофабрики.
Поэма является результатом многолетней работы и считается самым значительным произведением Гоголя. Это настоящий шедевр русской литературы XIX века. Каждый культурный человек должен прочитать ее.
Поэма была переведена при жизни автора. С 1846 года появились издания отдельных глав. Эта работа была продолжена в двадцатом веке.
В результате работа была переведена на русский язык:
- немецкий,
- чешский,
- английский,
- французский,
- болгарский,
- польский,
- украинский,
- литовский,
- албанский,
- белорусский,
- эсперанто.
В 1920-х и 1930-х годах русский писатель Михаил Булгаков создал серию экранизаций произведений Гоголя:
- фельетон о похождениях Чичикова, где главный герой оказался в будущем и стал миллиардером;
- пьесу для постановки во МХАТ;
- сценарий для Первой кинофабрики.
Поэма является результатом многолетней работы и считается самым значительным произведением Гоголя. Это настоящий шедевр русской литературы XIX века. Каждый культурный человек должен прочитать ее.
Любопытные факты об истории создания поэмы
Существует легенда, что сюжет поэмы предложил Пушкин. Однако более вероятно, что прямой подсказки не было. Сюжет был разработан на основе письма, написанного Пушкиным своему товарищу Плетневу. В нем поэт писал о своей предстоящей свадьбе и приданом, которое он получил, заложив двести душ.
Идея «Мертвых душ» была великолепна. Гоголь взял за образец «Божественную комедию» Данте. Через ад, чистилище и рай автор, подобно Данте, хотел привести своих героев к земной жизни.
Первый том — ад крепостного права в России. Второй том — чистилище. Гоголь упал от этого в обморок; говорят, что том сгорел. Рай — третий том остался в черновиках.
Во втором томе душа Чичикова стала полем битвы между добром и злом. В третьем томе он должен был раскаяться и встать на путь добра.
Экранизации
Эта великая работа была экранизирована несколько раз.
Первый был поставлен Петром Чардыниным в 1909 году. В 1960 году был снят фильм «Мертвые души» режиссера Леонида Трауберга по пьесе Михаила Булгакова (1930). В 1969 году по Ленинградскому телевидению был показан фильм-спектакль Александра Белинского.
В 1970-х годах по книге «Мертвые души» (Борис Степанцев) были сняты два мультипликационных фильма.
Пожалуй, самой успешной экранизацией «Мертвых душ» стал фильм Михаила Швейцера с Александром Калягиным в главной роли (1984).
Павел Лунгин снял фильм по мотивам «Мертвых и душ» (2005). В 2019 году появилась вольная адаптация поэмы в телесериале «Гоголь». Серия «2020» (Г. Константинопольский) знакомит с образами Гоголя в современной России.