Федору Достоевскому очень понравилось стихотворение Маякова «Дорогая моя, перед картиной…». В письме к автору он написал о ней: «…несравненная. И где вы нашли такие слова! Это одно из лучших ваших стихотворений…».
Биография Аполлона Николаевича Майкова
Майков (Аполлон Николаевич) — один из самых значительных поэтов послепушкинской эпохи, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился в Москве 23 мая 1821 года. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, сохранившему богатые культурные традиции. В семье Майковых были талантливые люди, много сделавшие для развития русской культуры, особенно его родители и братья. Его отец, например, был известным художником-самоучкой, который с годами приобрел звание ученого-живописца. Его мать увлекалась литературой и писала стихи и прозу высокого качества.
Московский дом и подмосковная усадьба Майкова всегда были полны людей. Писатели, художники и музыканты часто бывали здесь гостями. Визиты И.А. Гончарова, И.И. Панаева, В.Г. Бенедиктова, В.А. Солоницына, Ф.М. Достоевского были настоящими праздниками в доме Майкова. Преобладание культа искусства в семье, художественная атмосфера отцовского дома — все это способствовало формированию интеллектуальных интересов будущего поэта. Поэтому неудивительно, что Аполлон с юных лет был склонен к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.
В доме издавались рукописный журнал «Поднездник» и альманах «Лунные ночи», в которых публиковала свои произведения вся семья, а иногда и гости. Детские стихи Аполлона впервые появились в этих семейных изданиях.
Образование. Первый сборник
В 1834 году семья покинула Москву и поселилась в Санкт-Петербурге. С тех пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, за исключением, конечно, тех лет, когда он был в разъездах. С 1837 по 1841 год он учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. Но он не оставил литературную деятельность. После окончания университета Майков поступил на службу в Министерство финансов и через год опубликовал свой первый сборник стихов, который высоко оценил известный литературный критик В. Г. Белинский. Он писал, что поэзия Майкова — это всегда картина, сияющая истинными чертами и красками природы. Сборник пользовался успехом у читателей.
Император Николай I выдал Майкову грант, который позволил поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он отправился в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, рисовал и даже — писал стихи. Затем он отправился в Париж, где Майков посетил серию лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт посетил Дрезден, Прагу и другие города с той же целью — лучше познакомиться с мировой культурой.
В 1844 году Аполлон Майков вернулся в Россию. Он устроился на работу помощником библиотекаря в Румянцевский музей. Он много писал и готовил к публикации свой второй сборник стихов «Зарисовки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти годы Майков подружился со многими известными писателями. Он не полностью разделял многие из их идей, но, тем не менее, они оказали определенное влияние на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Масенька», «Барыня» (1845 — 1846), которые, в отличие от его ранних поэм, содержат городские мотивы.
Идейная направленность
Для поэзии Майковского характерно единое, созерцательное настроение, нарочитая шаблонность, четкие и ясные формы, но без красок, и относительно слабый лиризм. Последний факт, помимо природных качеств таланта, отчасти объясняется тем, что поэт очень тщательно работает над завершением деталей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Стихи Майкова в его лучших произведениях сильны и выразительны, но в целом лишены резонанса. В содержательном плане поэзия Майкова пронизана, с одной стороны, древнегреческим эстетическим мировоззрением с его явно доминирующим эпикурейским характером, а с другой — традициями русской византийской политики. Темы этих двух произведений не связаны между собой, но одинаково близки сердцу поэта. В качестве вторичного мотива, наиболее ярко проявившегося в первой половине творчества Майкова, можно привести умиротворяющие впечатления от русской деревенской природы, которой поэт мог предаваться особым образом благодаря своей страсти к рыбалке.
Майков сразу же сделал себе литературное имя стихами «антологического типа», отличающимися ясностью и законченностью образов: «Сон», «Память», «Эхо и тишина», «Дитя мое, нет больше блаженных дней», «Поэзия»; но прежде всего — похвала в жанре «барельефа». Одна из «Genießerlieder» начинается с лирического порыва, что редко встречается у Майкова:
Мирт кипарисовый дай мне! Чем полезны цветные гирлянды?
но затем, во второй строфе, он изящно переключается на свой обычный стиль:
Миртовую зеленую лозу Старик, увенчанный, приятно пить Под густой лозой, укрытый лозой.
Характерным для поэзии Майкова является стихотворение «После посещения музея Ватикана».. Скульптурные впечатления этого музея напоминают поэту о других впечатлениях из его детства, которые сильно повлияли на его творчество:
«В детстве я любил смотреть на пыльный мрамор палат Потемкина. И как сказки мудрой няни, в пластической красоте мифических басен. Теперь, теперь я здесь, в ее светлом доме, где боги обитали среди людей, принимая их облик и являя их взорам свой бессмертный лик. Как далекий паломник, я стоял среди статуй в окружении их святынь.
В замечательном стихотворении «Розы» (раздел «Воображение») поэт переносится в древний мир своей родины благодаря мимолетному впечатлению от современного танца:
. Ах, вы все ответственны за ошибку O Pestum розы, классические розы! …
Примечательно и стихотворение «Импровизация» — единственное, в котором пластическая поэзия Миковского успешно проникает в чуждое царство музыкальных ощущений:
Но остановленный звук снова звучит четко. И тоскливый, полный мольбы звук проникает в страстные песни. Она растет, растет и растет. Теперь сладкий гимн любви исчезает в памяти. Но в каменных ступенях наступает неумолимость, агония убегает, и каждый шаг царапает меня. В пустыне мира раздается вопль. Там гул, а в раскатах грома звучит лишь колыбельная.
Детство и отрочество
Будущий поэт родился 23 мая (4 июня н.э.) 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Как справедливо заметил Плетнев, семья Майковых — это «семья талантов». Прадед поэта был выдающимся писателем екатерининского времени, дед — директором императорских театров и поэтом, отец прославился как талантливый художник-самоучка и был удостоен звания академика живописи, мать — писательница и переводчица. Младшие братья Аполлона также были известными культурными деятелями в будущем: Валериан (Валериан) был писателем и литературным критиком, Владимир — писателем и журналистом, Леонид — историком русской литературы и членом Академии наук.
Детство Аполлона прошло в Москве и в имении близ Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Развитию творческих способностей у младших членов семьи благоприятствовала особая атмосфера в богатом родительском доме. Их посещали художники, поэты, писатели и композиторы. Самые значительные личности своего времени посещали Маевых. Γ. Бенедиктов.
Летом дети ездили в имение бабушки в деревню Чепчиха. Здесь будущий поэт познакомился с природой своей родины, ее просторами и спокойствием. Молодой дворянин охотно общался с детьми деревенских жителей и интересовался жизнью простых людей.
В художественном и литературном отношении молодой человек не мог сразу определиться с профессией и колебался между поэзией и живописью. Однако из-за усиливающейся близорукости он выбрал поэзию. Первые шаги Майкова в литературе были сделаны под влиянием произведений В. Жуковского, А. Пушкина, К. Батюшкова. Из его первых стихов, а также из произведений его брата Валериана в доме отца были созданы целые рукописные книги (журнал «Гелиотроп» и альманах «Лунные ночи»), которые впоследствии с гордостью демонстрировались гостям. Стихотворение «Орел», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году, считается официальным печатным дебютом 13-летнего поэта.
На деньги, предоставленные царем, Аполлон Николаевич отправился в Европу. В течение двух лет Майков путешествовал по Франции, Италии, Саксонии, Австрии и Чехии, неустанно изучая поэзию и живопись и слушая лекции лучших профессоров истории, изобразительного искусства и литературы в Сорбонне в Париже и Коллеж де Франс.
По возвращении в Россию Майков нашел работу в Румянцевском музее в качестве помощника библиотекаря. Свои впечатления от поездки в Европу он описал в книге «Эссе о Риме», опубликованной в 1847 году. В это время Аполлон Николаевич Петрашевский посещал литературные «пятницы», встречался с Тургеневым, Некрасовым, Плещеевым, Достоевским, Белинским. Майков не поддерживает недифференцированную критику политики правительства со стороны петрашевцев, но политические мотивы все же прослеживаются в его поэмах «Машенька», «Две судьбы» и «Барышев». Вскоре поэт окончательно покидает круг своих бывших друзей, чьи убеждения он называет феодальными и эгоистичными. Его возвращение на консервативные позиции отмечено в поэмах «Арлекин» и «Телега», в циклах «Неаполитанский альбом» и «Песни Новогре», а также в поэме «Клермонский собор» и томе стихов «1814».
В 1852 году Майков был переведен в Комитет иностранной цензуры, где за 45 лет службы прошел путь от простого цензора до президента, сменив на этом посту своего друга и покровителя Ф. Тютчева. В 1853 году Аполлон Николаевич был избран членом-корреспондентом отделения русского языка и словесности Петербургской академии наук и почетным членом Киевского университета.
Этот переходный или «средний» период в творчестве Майкова совпадает с событиями Крымской кампании. Поэт пытается «…сделать осязаемым тот идеал России, который будет осязаем для всех. Сборник «1854. Стихи А. Н. Майкова» был воспринят неоднозначно. Одни считают его «творчеством харизматичного поэта», другие называют «судом русской литературы».
Поэт с энтузиазмом откликнулся на аграрную реформу 1861 года, отменившую крепостное право, такими стихотворениями, как «Картина», «Поле», «Поля». В 1970-х годах он написал ряд исторических работ. С 1866 по 1870 год он был занят поэтическим переводом «Слова о полку Игореве». Он также переводил А. Мицкевича, Г. Гейне, Г. Лонгфелло.
Пейзажная лирика
Художественный талант А. Н. Майкова наиболее ярко проявился в его стихотворениях о природе («Сенокос», «Ласточки», «Под дождем» и др.). Он видит красоту в, казалось бы, обычных вещах: в падающих каплях летнего дождя, в полете оживленной ласточки, в увядании осенних садов, в долгожданном появлении весны. Пейзажная поэзия Аполлона Николаевича отличается благозвучием, созерцательностью, проникновенностью, безмятежностью, акварельной тонкостью цвета и поразительной точностью описания.
В произведениях Майкова почти нет стихов о любви. Все его чувства и переживания связаны с природой. Некоторые из его лирических произведений положены на музыку П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Аполлон Николаевич Майков — краткая биография
Майков родился 04.06.1821 года в Москве в семье потомственных дворян. Многие из его предков были активны в различных областях искусства. Его отец, Николай Аполлонович Майков, был художником, а мать, Евгения Петровна Майкова (урожденная Гусятникова), была писательницей и поэтом. Помимо Аполлона, в семье было еще пять братьев и сестер.
Родители — Николай Аполлонович и Евгения Петровна
До 13 лет он жил в Москве и ее окрестностях, лето проводил в подмосковном имении своей бабушки в Чепчихе, недалеко от города Солнечногорска. В сельской местности он с удовольствием общался с деревенскими детьми, играл с ними и ходил на рыбалку. Его родители были творческими людьми и воспитывали своих детей соответствующим образом. Их посещали известные поэты, писатели, художники и музыканты того времени. В 13 лет его семья покинула Москву и переехала в Санкт-Петербург, и с этого момента дальнейшая жизнь поэта была связана с северной столицей.
Читайте также: Анализ эпизода о мастере черной магии и Маргарите. Роль сцены «Сеанс черной магии» в идейно-художественной структуре романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Сочинение по литературе на тему: Анал
Аполлон в юности
Аполлон учился на дому, в частности его учителем был писатель Иван Гончаров, он с детства любил поэзию и живопись, но серьезно заниматься последней ему позволяло плохое зрение. Свое первое стихотворение «Орел» он написал в возрасте тринадцати лет.
После возвращения в Россию Аполлон Майков написал диссертацию о праве древних славян, служил в Министерстве финансов, а затем работал в Румянцевском музее помощником библиотекаря. Затем последовали должности, сначала субцензора, затем главного цензора и, наконец, председателя Комитета иностранной цензуры, где он проработал более сорока лет. В качестве члена Ученого комитета Министерства образования он проводил экспертизу книг, изданных для публичного чтения. Он был членом Совета Русского литературного общества и Комитета по организации публичных чтений, работал в издательстве журналов «Новое слово» и «Театральная газета».
Государственная служба отчасти способствовала тому, что A. Литературная деятельность Майкова сблизила его с Одоевским и Тютчевым. Поскольку они были начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на его окончательные взгляды оказал Ф.И. Тютчев и его взгляды на российскую государственность, которым поэт оставался верен до конца жизни.
Он умер в 1897 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
О его личной жизни известно немного. Его единственным хобби была рыбалка. Он нейтрально относился к религии, но считал ее моральной основой добра.
В 1852 году он женился на русско-немецкой лютеранке Анне Ивановне Штемер. У них было четверо детей. Вера умерла в возрасте 11 лет. Младший сын поэта, художник Аполлон Майков, был одним из основателей Союза русского народа в 1905 году, был активным монархистом и поддерживал черносотенное движение.