Д видит сон и просыпается в ужасе, зная, что «сны — это серьезное психическое заболевание». По пути в Интеграл он видит охранника S и пытается поговорить с ним о его встрече с I в Старом доме и ее нарушении правил, но в последний момент передумывает.
Роман «Мы» был написан в 1920 году в холодном и голодном Петербурге, опубликован за границей пять лет спустя и только в 1988 году на родине автора. Основная причина неназванного запрета на публикацию романа — страстный протест против «дегуманизации» человека, против его превращения в «нумеро уно». Это предупреждение о том, к чему может привести наука, оторванная от морали. Когда человека называют «предрассудком», который нужно преодолеть, это путь, который ведет в никуда. Роман Замятина погружает каждого потенциального читателя в мир так называемого «единого государства».
Он возникает в результате постоянной войны между городом и окружающей сельской местностью. В результате выжило только 0,2% населения. Из-за изобретения пищи на основе масла, которая не была полезна для всех. Но власть научилась контролировать все аспекты жизни. Стихийные бедствия полностью исключены. Все материальные потребности людей удовлетворены. Что касается счастья, то оно укладывается в математические формулы, стерильные и неизменные.
Никто в этом мире не одинок, ибо он — часть целого. Роман начинается с очередного парада «нумеро уно». Настроение оптимистичное и воодушевленное, форма такая же. И так повторяется каждое утро. Вот она, «фабрика счастья».
Замятин описывает жандармское государство и тоталитарное государство, где благодетель находится на вершине, а некая опека регулирует все дела. Здесь существует неустанный полицейский контроль всех «номеров», любое отклонение от официальных ритуалов подавляется, система наблюдения, шпионажа и информации функционирует нормально. Дома «нумеро уно» намеренно построены из стекла — считается, что никому нечего скрывать. Все проспекты оборудованы скрытыми мембранами, которые могут записывать все разговоры на улице и пересылать их нужным людям. Рассылка писем является нормой. Одна из самых сильных сцен в книге — казнь непокорного человека самим благодетелем. Таким образом, One State учит людей повседневной жестокости и взаимной ответственности. Важно, чтобы каждый участник процесса чувствовал свою причастность и участие в его реализации. Чувство долга должно быть отделено от совести и сострадания. Высший уровень жестокости — это когда женщины и дети находятся в первых рядах на месте казни.
Наука в государстве была сведена к непогрешимой субстанции. Изобретена космическая супермашина под названием «Интеграл». Его универсальной целью является распространение принудительного коллективного счастья по всей Вселенной. И искусство вписывается в жесткие государственные рамки. Основан Институт государственных поэтов и писателей.
Выбор благодетеля в государстве Соединенных Штатов — это просто фикция, прикрытие для национальной поддержки и единомыслия. Все предопределено, и не может быть никаких форс-мажорных ситуаций.
Самое главное «оружие» унитарного государства — стандартизация и эгалитаризм. «Цифры» — самые надежные племена. Любое индивидуальное, личностное сознание объявляется «болезнью», а душа может быть срочно удалена. Любое проявление личностного начала рассматривается как преступление, проявление высокомерия. Чтобы соответствовать стандартам государства, человек должен выйти за пределы совести, чести, памяти и самого себя. Самая важная политическая добродетель — это управляемая безликость. Человеческая жизнь вредна, поэтому в идеале она должна быть заменена производством роботов из пробирки.
Но вы можете отделить «зеленую стену» от дикой природы, но как вы можете отделить людей от того, что происходит внутри них? Главный герой книги Замятина — создатель «Интеграла Д-503» — от рождения сентиментальный человек, чувствительный к классической музыке. Переломный момент в его сознании наступает, когда он посещает так называемый Старый дом и встречается там с членами антиправительственной организации MEFI. Только в этом кругу он свободен и опьянен этой свободой.
История создания
Евгений Замятин чувствовал, что революция изменила жизнь многих людей и что поэтому он должен писать о ней по-другому. Все написанное в прошлом — это запись прошедшего времени, и сейчас на смену реализму и символизму приходит новое литературное направление — неореализм. В своей работе Замятин пытался объяснить, что механизация жизни и тоталитарный режим приведут к обезличиванию каждого, стандартизации индивидуальных мнений и мыслей, что в конечном итоге приведет к разрушению человеческого общества как такового. Его заменит единый механизм, а люди станут лишь безликими и бездумными придатками, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.
Евгений Замятин написал роман «Мы» в 1920 году; через год он отправил рукопись в берлинское издательство, потому что не мог опубликовать ее в родной России. Антиутопия» была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1924 году. Она была опубликована на его родном языке только в 1952 году в том же городе. Россия познакомилась с ним в конце века по двум номерам журнала «Знамя».
Поскольку антиутопия «Мы» увидела свет, хотя и за границей, автора преследовали, не разрешали публиковать и выставлять произведения, пока Замятин не выехал за границу с разрешения Сталина.
Жанр
Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Антиутопические предсказания будущего в двадцатом веке ознаменовали рождение нового пласта фантастической литературы. Главная проблема этих книг — тоталитаризм государства и место человека в нем. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир» и Оруэлла «1984», с которыми часто сравнивают роман Замятина.
Антиутопия — это реакция на социальные изменения и реакция на утопические истории жизни, в которых писатели рассказывают о воображаемых странах, таких как Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто писатели предсказывают общественные отношения, которые еще не появились на свет. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предвидел; в основу своего романа он положил идеи из работ Богданова, Густева и Мора, которые выступали за механизацию жизни и мышления. Таковы были идеалы пролеткульта. Более того, он иронизировал над высказываниями Хлебникова, Чернышевского, Маяковского и Платонова.
Замятин высмеивает их веру в то, что наука всесильна и неограниченна и что все на свете можно завоевать с помощью коммунистических и социалистических идей. В фильме «Мы» идея социализма рассматривается на гротескном уровне, чтобы заставить людей задуматься о том, к чему приводит слепое поклонение идеологии.
О чем?
Действие пьесы происходит через тысячу лет после окончания Второй мировой войны, которая стала последней революцией в мире. Повествование ведется от первого лица. Главный герой — механик по профессии «Интеграл» — механизм популяризации идей Единого Государства, интеграции Вселенной и ее обезличивания, ухода индивидуальности. Суть романа — постепенное раскрытие Д-503. Все больше сомнений возникает в нем, он обнаруживает слабые места в системе, его душа пробуждается в нем и вырывает его из общего механизма. Но в финале пьесы вмешательство снова превращает его в число без чувств, без индивидуальности.
Весь роман состоит из сорока дневниковых записей главного героя, которые начинаются с прославления государства и заканчиваются откровенными описаниями угнетения. У граждан нет ни имен, ни фамилий, только цифры и буквы — у женщин гласные, у мужчин согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.
Все потребности и физические желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяется знаком часов. Два часа отводятся специально для личного времени: Можно пойти на прогулку, позаниматься за рабочим столом или заняться «приятной физической активностью».
Целостный мир отгорожен от дикой природы Зеленой стеной, за которой живут первобытные народы, чей свободный образ жизни контрастирует со строгим порядком Единого государства.
3. Тайна сексуальной привлекательности героя
Нельзя не отметить, что все женщины, описанные в романе (И-330, О-90 и Ю), выделяются среди других мужчин для Д-503, а точнее, эротически привлекают его. В чем секрет притягательности героя романа? Таким образом, он бессознательно отделяет себя от дистиллированного Единого Государства с его мужской, животной привлекательностью, материальным воплощением которой в романе становятся волосатые руки Д-503. Этот мотив трижды появляется в творчестве Замятина. В предложении 2 герой называет свои руки «обезьяньими руками» и признается:
«Я не выношу, когда люди смотрят на мои руки: волосатые, лохматые — нелепый атавизм».
На диске 22 эта метафора расшифровывается в явном виде:
«Я чувствовал, как тысячи глаз в ужасе оборачиваются на меня, но это лишь придавало еще больше отчаянно забавной силы дикой, волосатой твари, которая вырывалась из меня и бежала все быстрее и быстрее».
А на диске 28 Д-503 изо всех сил пытается удержать другого человека — «дрожащими волосатыми кулаками» — на расстоянии. Далее в той же записи I-330 обращает особое внимание на руки героя и раскрывает секрет магнетизма D-503. Оказывается, он потомок диких и свободных людей — людей за Зеленой стеной:
«Медленно, по направлению к свету, поднимите мою руку — мою волосатую руку, которую я так ненавидел. Я хотел отступить, но она крепко держала меня: «Твоя рука. Кроме того, вы не знаете — и мало кто знает, — что женщины здесь, в городе, любят ее. И в тебе должно быть несколько капель солнечной крови леса».
Уже после D-503 и явно по его следам герой романа Джорджа Оруэлла «1984» обретет свою идентичность через свою сексуальность.
4. Тайна стиля
Юрий Николаевич Тынянов так описывает «стилистический принцип» этого произведения: «…экономический образ вместо вещи…. … все закрыто, рассчитано, линейно взвешено». А другой великий филолог, Михаил Леонович Гаспаров, определил стиль романа «Мы» как «геометрически-проводной». Действительно, творчество Замятина показывает развитие его стиля, которое можно разделить на три фазы. Первая фаза («геометрически проводная») — это начало романа, в котором герой ощущает себя частью миллионерского «мы»:
«Мне нравится — я уверен, что не ошибаюсь, когда говорю это: нам нравится — такое стерильное, бесплодное, безупречное небо. В такие дни весь мир отлит из того же неизменного, вечного стекла, что и Зеленая стена, что и все наши здания».
Но уже с первых нот романа внимательный читатель обнаружит интерполяции совсем другого стиля — метафорические и избыточные, отсылающие к прозе символистов и Леонида Андреева (в главном герое есть «червоточина» индивидуальности):
«Весна. За Зеленой стеной, с диких, невидимых равнин, ветер несет желтую, медового цвета пыльцу. Эта сладкая пыль делает ваши губы сухими — вы проводите по ним языком каждую минуту — и, наверное, это сладкие губы всех женщин (и мужчин, конечно), которых вы встречаете. Трудновато мыслить логически».
В середине романа (герой обретает личность, становится самим собой) этот цветистый стиль начинает доминировать:
«Раньше — вокруг солнца; теперь я знал это, вокруг себя — медленно, блаженно, с суженными глазами…».
Наконец, в финале романа (герой теряет свою индивидуальность: он теряет свое «я» и присоединяется к «мы») геометрически-контекстуальный стиль возвращается и утверждается настолько сильно, что для повторения «символистского» стиля уже не остается места:
«Но на пересечении улиц, на 40-й авеню, удалось возвести временную стену из волн высокого напряжения. И я надеюсь — мы победим. Более того, я уверен, что мы победим. Потому что логика должна победить».
5. Тайна ребенка
Все закончилось бы довольно мрачно и безнадежно, если бы не очевидный подсюжет романа и строчка из Диска 34. Дело в том, что Д-503 незаконно (как это сформулировано в «Записи 32») «подарил» О-90 ребенка, а затем, с помощью этого ребенка, она и ее мать были перевезены через «Зеленую стену» через границы «Государства единства»:
«Вчера вечером я получил ваше сообщение. Я знаю — я все знаю: молчи. Но ведь ребенок ваш, не так ли? И я отослал ее — она уже там, за стеной. Она будет жить…»
Замятин дает внимательному читателю надежду неожиданным образом: да, Д-503 наконец-то потерпел сокрушительное поражение от рук Единого Государства. Однако его лучшее «я» может быть возрождено в его ребенке за Зеленой стеной.
Смысл романа «Мы» Замятина
Содержание книги
Автор orfeus Прочитано за 4 минуты Опубликовано 06.03.2020 Обновлено 06.03.2020
Роман Евгения Замятина «Мы» был опубликован в 1920 г. Поскольку этот роман был неизвестен в русской литературе, от его публикации долгое время отказывались, а потом добивались от автора. Роман стал одной из величайших антиутопий в мире, наряду с «Хаксли», «Храбрым новым миром» и «1984» Оруэлла.
Смысл названия романа «Мы»
Чтобы понять, почему роман получил такое название, нужно вспомнить время, в которое он был написан. В начале двадцатого века в стране процветала идея равенства. Люди пытались объединиться в коллективы, забывая о своей индивидуальности. Более того, поведение, выходящее за рамки этой концепции, считалось ненормальным и наказывалось. Так происходит и в романе Замятина: ни у одного из героев нет имени, только номер, все они выглядят почти одинаково, носят одинаковую одежду, имеют одинаковые взгляды на жизнь и одинаковый образ мышления.
Название «Мы» также относится к этой концепции. Люди не должны ничего скрывать друг от друга, они должны быть единой массой, составлять один большой механизм. Каждый из героев вынужден отказаться от собственных целей и надежд, и у него есть только одна радость в жизни — общее дело. И самое главное — все люди счастливы. За исключением главного героя, конечно. D-503 влюбляется, что уже является симптомом плохого поведения. Это чувство заставляет его задуматься, все ли идет так, как ему лично хочется.
Смысл романа «Мы»
Роман представляет собой рукопись человека, живущего в середине второго тысячелетия. Он рассказывает о том, что происходит в окружающем его мире. Правительство идеального мира решило, что нет смысла запутывать людей ненужной информацией. Первый из них — это имя. Поэтому в мире нет имен, у каждого есть только номер. Люди едят пищу, изготовленную из нефти. На это есть две причины: Поэтому все слабые люди, которые не могли переварить такие вещи, умирали. И второе — после двухсот лет войны больше нет естественной пищи и воды. Главное зло для правительства сейчас — это любовь. Поэтому детей сразу помещают в инкубаторы, а понятие семьи не существует годами. Люди живут в одинаковых стеклянных домах, поэтому власти могут постоянно наблюдать за ними. У жителей также есть два перерыва — один, когда они маршируют, и второй, так называемый «сексуальный час». Каждый может спать с кем хочет, но у него должен быть специальный ваучер.
Глава государства — это благодетель, который переизбирается из года в год. Его основные постулаты заключаются в том, что свобода и счастье — противоположности. Всякий раз, когда в романе обсуждается эта доктрина, цитируется Библия. Там говорится, что люди, жившие в раю, были счастливы, но они захотели свободы, за что Бог отнял у них счастье. И новое государство снова отобрало у людей свободу и обменяло ее на счастье.
Весь дневник принадлежит человеку с номером D-503. Но его мировоззрение меняется с появлением I-330, который рассказывает ему странную историю о том, что за стенами города еще есть люди, обладающие свободой.
В центре пьесы — революционная организация, которая позволяет людям на короткое время оказаться в мире свободы. Конечно, восстание было быстро подавлено, и теперь он прочно укрепился в стене. Однако одной женщине, О-90, удалось перебраться на другую сторону и родить ребенка. Автор считает, что она станет идеальным человеком, который объединит эти два типа людей.
События романа происходят в далеком будущем, примерно в XXXII веке, в вымышленном Едином государстве.
- Д-503 – главный герой, рассказчик, инженер, строитель «Интеграла».
- О-90 – женский номер, партнерша Д по «личным» часам.
- I-330 – женский номер, соблазнительница Д-503, заговорщица.
- Ю – женский номер, пожилая контролерша.
- R-13 – мужской номер, поэт, юморист.
- Доктор – мужской номер, стоящий на стороне заговорщиков.
- Хранитель S – хранитель Единого Государства, переметнувшийся на сторону заговорщиков.
- Благодетель – бессменный верховный правитель Единого Государства.
Для самых трудных из трудных -.
D-503 — он проходит через процесс избавления от фантазии, рассказывает все благодетелю, передумывает, сдается повстанцам и равнодушно наблюдает, как пытают и казнят его бывшую возлюбленную.
О-90 — решает укрыться за Зеленой стеной, чтобы избежать операции и сохранить способность любить своего ребенка.
I-330 — пытали в газовой камере, а затем казнили в машине благодетеля.
Охранник S-4711 — Д-503 объясняет ему свои новые взгляды, но тот понимает, что принадлежит к заговорщикам.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» примечательна тем глобальным упрощением, которое заложено в замысле автора. Все люди одинаковы, они отличаются друг от друга только количеством и функциями. Но персонажи, которым удалось выделиться, описаны гораздо более мудрым Литреконом в таблице:
Тема антиутопии «Мы» всегда будет на повестке дня думающего человека:
- Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
- Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
- Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
- Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
- Историческая память – нумера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
- Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.
Проблемы
Тема антиутопии «Мы» все ближе и ближе к тому, чтобы обычный человек стал заложником и жертвой необратимых перемен:
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Основная идея
В своем романе автор выступает против идей вульгарного материализма и технократии и ратует за важность духовной свободы, нематериального существования и ценности личности. Он считал право человека на свободу воли и индивидуальность важнейшим условием жизни. В этом смысл антиутопии «Мы».
В то же время автор показал, что моральные качества людей находятся не на самом высоком уровне, и поэтому человечество пока не способно создать по-настоящему прекрасный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, независимо от того, за каким режимом оно скрывается. Поэтому такой сомнительный роман не достоин прав и свобод личности, обмен не равноценен. Это центральное послание романа «Мы».