Светлана, напротив, более набожна и благочестива. Хотя она занята бумажной работой (что Церковь считает очень неблагоприятным и приравнивает к греху), она не обвиняет Бога в минуты печали. Напротив, в минуту опасности она обращается к нему за помощью: оказавшись рядом с мертвецом, она бросается к иконам и молится.
События баллады происходят в деревне в России в начале XIX века.
- Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.
- Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.
- Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.
- Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.
Для очень нетерпеливых —
для самых многолюдных —
для самых красивых —
Светлана — ждала любимого зятя; страшный сон не был пророческим.
Жених Светланы наконец-то возвращается к Светлане после долгого отсутствия, милый и любящий, как всегда.
В. А. Жуковский подчеркивает, что не следует придавать слишком большое значение гаданиям и всевозможным предзнаменованиям. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет.
После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» мы рекомендуем вам прочитать балладу в полном варианте.
В. А. А. Жуковский Светлана главные герои:
- Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.
- Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.
- Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.
- Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.
(Баллада «СВЕТЛАНА», 1808-1811)
— героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Х.-А. Бюргера «Ленора» — возвращение мертвого жениха к невесте и ее путешествие к гробу. «Светлана» — это попытка создать идеальный национальный характер, «русскую душу», какой ее видел и понимал поэт. Характерными чертами этой души являются чистота, мягкость, послушание Провидению, вера, нежность и легкая печаль. Поэт использует народные цвета для изображения своей героини, стилизуя ее в эмоциональном ключе, как девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в зеркале однажды вечером на крестинах своего возлюбленного. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укрощены и ее ропот услышан. Он зовет ее к себе, сажает в сани, и они пересекают заснеженную степь. С. видит храм, в котором кто-то похоронен. Наконец сани подъезжают к хижине. Лошади и конюх исчезают. Героиня, совершившая свой крестный ход, входит в дом и видит гроб. Мертвец восстает из гроба и просит ее руки. Но С. спасает чудесный голубь, который своими крыльями защищает ее от страшного призрака. В последней героиня узнает своего возлюбленного и — просыпается. В финале жених появляется живым и невредимым. Герои воссоединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») вновь взяты в «Светлане»: явление мертвого жениха оказывается сном-иллюзией ужаса (жених не умер, призрак сна — видимо, демонический соблазнитель, от которого героиню защищает евангельский голубь); снят важный мотив вины героини (S. не объяснил причину появления страшного жениха); балладная смерть героев оборачивается их счастливым союзом.
Читайте также: Сочинение по произведению Пушкина «Пиковая дама» эссе.
Печальный С. благочестив и безгрешен в отличие от отчаявшейся Людмилы, которая не спорит с судьбой, не ищет суда Творца, а умоляет «ангела-утешителя» успокоить ее печаль. Поэтому темные силы не в силах уничтожить ее чистую душу. Неумолимая судьба уступает место доброму провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского — всегда «сторона боли»; у них нет шансов на спасение, все, что должно случиться, случится: казнь произойдет, предсказание сбудется. Такие герои становятся жертвами своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «пророческий сон» не сбывается, что весьма необычно как для жанра баллады, так и для народного, сакрального толкования снов; поэма заканчивается свадьбой героев. Логика баллады разрушается; счастливый, сказочный финал противоречит традиционной схеме. С. — небалладная героиня, которую автор поместил в чуждый ей жанровый мир: Традиционные ужасы баллады — лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночной тьмы. Ее вера и любовь вознаграждены. Имя героини имеет необычную для жанра этимологию: в поэме она олицетворяет тему света, противостоящего тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается рано утром, а сюжет «Людмилы» — и «Леноры» — не выходит за пределы ночи).
С. — является для Жуковского одним из важнейших поэтических образов, связывающих судьбу с его творчеством. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую он называл своей «музой, вдохновлявшей его поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины, получившей много поэтических посланий от Жуковского, Н.М. Ясикова и И.И. Козлова. Такое же название получил и сам поэт в литературном обществе «Арзамас». Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что имя, полученное им при крещении в Арзамасе, оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только по имени, но и по духу». Для Жуковского и его друзей имя С. стало символическим обозначением определенной перспективы и мировоззрения, «светлой» веры, присутствие которой должно было осветить темную материальность жизни; оно оказалось своего рода чудодейственным амулетом, защищающим от злых сил.
Работа Жуковского начинается с подробного описания автором баптистского оракула. Чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, они бросают сапог о ворота, разгребают снег, кормят петуха отмеренным зерном, играют песни, слушают под окном и льют воск. Эти ритуалы сопровождаются громким смехом и веселыми шутками.
Только одна девушка грустит и не присоединяется к веселью других девушек. Ей жаль свою вторую половинку. Ее возлюбленный находится в командировке, и она долгое время не получала от него никаких сообщений. Светлана очень страдает и считает, что ей суждено умереть в одиночестве, не дождавшись жениха, поэтому она обращается за помощью к ангелам, чтобы они ее утешили.
Девушка решает пойти к оракулу, чтобы узнать свою судьбу. Она накрывает маленький столик белой скатертью, раскладывает два набора столовых приборов и большое зеркало, зажигает свечу и начинает ждать, что ровно в полночь к ужину придет мужчина. Светлана испытывает чувство ужаса и непонятного волнения. Ровно в 12 часов раздается тихий шорох, открывается входная дверь и появляется ее жених. Он предлагает девушке пойти с ним к священнику и стать его женой. Она быстро соглашается и идет с мужчиной во двор. Там их ждут сани, запряженные верховыми лошадьми.
Сани резко останавливаются и увозят девушку и ее жениха. Вокруг них темно и холодно. Мальчик тихий и бледный. По дороге они проходят мимо небольшой церкви, входная дверь которой медленно открывается, и девушка обнаруживает черный гроб. Она отчетливо слышит речь священника, хоронящего покойника. Сани проезжают мимо. Вдруг над головой пролетает ворон, пророча печаль.
Перед нами появляется небольшая хижина, и лошади бегут к ней. В одно мгновение все вокруг девочки исчезает, и она оказывается одна посреди свирепой метели.
В окне хижины мерцает слабый свет. Светлана берет себя в руки, стучит в дверь и входит. Там она видит большой гроб, покрытый белым саваном, у ног которого стоит множество свечей и фотографий.
Кратко «Светлана» В. А. Жуковский
⭐⭐⭐⭐⭐ «Светлана» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
В творчестве В. А. Жуковского, «певца искренней утраты», жанр баллады занимает большое место. В начале девятнадцатого века баллада Жуковского «Светлана» была чрезвычайно популярна.
Очень краткий пересказ баллады «Светлана»
Сюжет начинается с описания крещения девственницы. Незадолго до полуночи Светлана садится перед зеркалом в надежде узнать что-нибудь о своем женихе. Сама того не осознавая, она засыпает и видит страшный сон. Жених сначала молча везет ее в церковь, где стоит гроб, а затем бросает в степи возле хаты. Там Светлана снова встречает жениха, который оказывается мертвым. От смерти ее спасает только вмешательство сил добра (белый голубь).
Светлана просыпается рано утром и видит за окном красивый пейзаж. В этот момент раздается звонок. Оживленный жених девушки вылезает из саней, которые подъезжают к веранде.
Главные герой и его характеристика:
- Светлана – девушка, которая уже долгое время страдает от разлуки с любимым человеком. Чтобы отвлечься от тревожных размышлений, она прибегает к гаданию. Светлана видит страшный сон, но на следующий день к ней наконец-то приезжает жених.
- Подруги Светланы – девушки, собравшиеся крещенским вечером для гадания.
- Жених Светланы – молодой человек, вынужденный по какому-то делу покинуть невесту. Целый год он не дает о себе знать и даже посещает беспокоящуюся Светлану во сне в образе мертвеца. Долгая разлука только усиливает радость от встречи на следующее утро.
Урок — спектакль » В. А. Жуковский баллада «Светлана»
Эта лирическая баллада Василия Андреевича Жуковского рассказывает о замечательном сне девушки, которая в крещенскую ночь решает узнать свою судьбу. Действие происходит в русской деревне. Пьеса была написана в 1812 году, в самый разгар романтического аншлага. Характерной чертой этого развития литературы являются ноты, напоминающие народные.
Баллада изучается в 8 классе в рамках учебной программы. Студенты готовят короткий рассказ о пьесе, ведут читательский дневник или пишут эссе.
Однажды зимним вечером друзья Светланы устраивают крещенское прорицание. Следуя обычаю, они использовали тапочки, крупу, свечи и другие предметы для развлечения. Девы были веселы, только Светлана была грустна и выглядела задумчивой. Год назад ее жених ушел на войну, и с тех пор от нее не было никаких вестей. Баллады «Светлана» и «Людмила» похожи в сокращенном варианте, на что студентам следует обратить внимание. В обоих случаях девушки ждут своих возлюбленных.
Развитие сюжета
Ее подруги посоветовали несчастной невесте прочитать вчерашний вечер и узнать, кто ее жених. Светлана колебалась, но потом любопытство взяло верх над здравым смыслом. Она приготовила все необходимое: Она накрыла стол красивой скатертью и поставила рядом два набора столовых приборов, зеркало и свечу. В полночь девушка зажгла фитиль и стала смотреться в зеркало. Но в конце концов она заснула.
Светлана смотрит в зеркало
При написании рассказа о главном герое баллады учащиеся должны обратить внимание на то, что дальнейшие события являются лишь сном, хотя описаны так, как будто они действительно произошли.
Девушка видит, как ее жених входит в дом. Он приглашает ее на свою свадьбу. Молодая пара садится в сани и едет в церковь. Жених выглядит подавленным, удрученным и подозрительно бледным. Светлана видит церковь и замечает в окно, что вокруг гроба, в котором лежит покойник, стоят люди. Молодой человек ничего не говорит, не делает никаких попыток успокоить ее.
Кульминация и развязка
Внезапно начинается снежная буря, сани и юноша исчезают, оставляя девушку одну с избушкой наперевес. Входит Светлана и видит стол, на котором стоит гроб. Испугавшись, девушка бросается к картинам и начинает молиться. Обеими руками она сжимает свой нательный крест. Затем, обессилев, она садится под иконами, продолжает молиться и наблюдать.
Страшный сон Светланы
В хижину влетает белый голубь, садится на грудь девушки и обнимает ее. В этот момент метель стихает, и мертвец начинает шевелиться в гробу, стонет и пытается встать. Голубь подлетает к нему, опускается ему на грудь, и мертвец падает в бессилии. Светлана приходит в ужас, когда видит, что мертвый мужчина — ее жених.
Читайте также.
Затем девушка открывает глаза и понимает, что ей приснился сон. На улице день, петух кукарекает, и девушка волнуется. Ее сон кажется плохим предзнаменованием. Она сидит у окна, грустит и боится худшего. Вдруг раздается звонок, и к воротам подъезжают сани. Жених рад видеть свою возлюбленную, ведь он все еще влюблен в нее.
На этом сокращенный пересказ пьесы заканчивается. Чтобы почувствовать романтику баллады, лучше прочитать ее целиком и насладиться красотой языка.
Светлана
Однажды в канун Рождества туфельку девушки, которая была предсказательницей, выбросили за ворота.
Чтобы встретить своего жениха, свою судьбу. Только Светлана молчала и грустила, больше не пела, не рассказывала о судьбе. Ее возлюбленный находится далеко, и она не получала от него никаких известий в течение года. Светлане тяжело переживать разлуку с любимым. В комнате стол накрыт белой скатертью, на которой стоит зеркало со свечой и два столовых прибора. Ровно в полночь Светлана видит в зеркале своего возлюбленного, свою судьбу. Она робко садится перед зеркалом, но в зеркале темно, только свеча мерцает на столе. Уже полночь. Напугавшись, Светлана слышит шаги. Она с тревогой смотрит в зеркало и чувствует, что кто-то стоит за ее спиной и что-то шепчет: «Я стою за тобой, красавица!». Она оглядывается и видит своего возлюбленного, протягивающего руки: «Давай! Священник ждет в церкви… / Хор поет свадебную песню».
После ухаживания они продолжаются:
Они идут к воротам, садятся в сани, и лошади уносятся галопом.
Они пересекают степь ночью, слабый лунный свет освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, побледнел и стал меланхоличным. Вдали появляется храм, через открытые двери виден черный гроб — идут похороны. Светлана испугана, но жених молчит, бледный и отчаявшийся. Собирается метель, над санями каркает ворон, крича «Печаль!». Вдруг появляется заснеженная хижина. Лошади падают и… исчезают вместе с санями и женихом.
Светлана остается одна и решает зайти в избушку. Внутри хижины стоит стол, покрытый белой скатертью, на котором стоит гроб. Светлана встает на колени перед образом Спасителя и молится, затем садится в углу под фотографиями с крестом в руках.
Метель стихает, свеча в гробу горит, мерцает. Тишина. Белый голубь спускается к Светлане, садится ей на грудь и обхватывает ее крыльями. Снова тишина. Но Светлана верит, что мертвец шевелится. Да, завеса упала, и ужасный мертвец стонет. Он вот-вот разожмет свои окоченевшие руки и восстанет из гроба! Но тут подлетает белый голубь и садится на грудь мертвеца. И беспомощный человек стиснул зубы, снова побледнел и лежал мертвым в гробу.
Он существует некоторое время благодаря рекламе:
«Послушай, Светлана… о, Создатель! / Ее милый друг умер! / Ах! …и проснулся». Светлана проснулась в своей комнате, где она заснула, и задумалась. И вот наступил рассвет, и петух прокричал, приветствуя новое утро. Но душа Светланы глубоко встревожена страшным и, возможно, пророческим сном. Чтобы развеять свою меланхолию, она садится у окна и смотрит на улицу. Она видит, как сани мчатся к дому: «На веранду приезжает красивый гость….. / Кто? Жених Светланы».
Мрачный сон рушится — жених приехал за Светланой на свадьбу.
Вот вывод баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и страдания будут лишь страшным сном. «О, ты не знаешь этих страшных снов / Ты, моя Светлана…».
Композиция
Композиция произведения основана на таком художественном приеме, как контраст. Баллада описывает борьбу между любовью и смертью, ночью и днем, реальностью и фантазией. Благодаря этому приему Жуковскому удалось показать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.
Композиция Светланы характеризуется структурой и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирической героини — девушки по имени Светлана. Это главная особенность композиции баллады.
- Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
- Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.
- Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
- Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
- Развязка – пробуждение Светланы, её встреча с женихом.
- Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.
Тема
В центре внимания — рождественское пророчество, которое раньше было очень популярно среди незамужних девушек.
Поэт мастерски изображает волнение и тревожное ожидание чуда главного героя. Светлана устала ждать своего жениха и решает приподнять завесу тайны над своим будущим. Но вместо долгожданных свадебных колоколов ее посещают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом и гроб с мертвецом в нем.
И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от оков кошмара. Баллада имеет счастливый конец в виде свадьбы и полного опровержения суеверных страхов. Так Жуковский выразил главную мысль пьесы: настоящая любовь и непоколебимая вера способны устранить все страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и трудности, и именно вера и любовь придают силы и наполняют душу уверенностью и внутренней гармонией.
Средства выразительности
Для баллады характерно большое разнообразие художественных средств выражения. Автор использует метафоры («мертвая тишина», «свет — злой судья»), прилагательные («дивный», «величественный», «таинственный»), уподобления («ходит, словно на крыльях», «душа внутри», Имя поэта состоит из прилагательных «и солнце светило» и «сверчок печально завыл») и преувеличения («тьма людей в храме», «метель поднялась под ногами от копыт»).
Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Анализ стихотворения Пушкина по рисунку кратко — генезис, идея, композиция, жанр.
Анализ стихотворения «Собаке Качалова» — анализ сюжета стихотворения Есенина кратко — тема, генезис, жанр, идея.
Читайте также.
Основные персонажи баллады
В произведении есть несколько главных героев:
- Светлана — скромная, порядочная и кроткая девушка;
- её жених — красивый юноша, сдержавший обещание вернуться к возлюбленной;
- девушки — беззаботные подруги главной героини;
- голубь — белоснежная птица, олицетворяющая победу над нечистой силой.
Главная героиня — молодая девушка, ожидающая своего зятя. Во время короткого чтения пьесы Жуковского «Светлана» студенты могут наблюдать, как меняется ее настроение. В первой части она выглядит встревоженной и печальной, потому что не знает, какая судьба постигла жениха.
О девушках прямо не говорится, что они легкомысленны и беззаботны, но это нетрудно определить по их поведению. Юную героиню привлекают девичьи увлечения, но она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Но в крещенскую ночь человеческая слабость берет верх над ее чистыми намерениями, и Светлана решает погадать. Ей интересно, что ее ждет и какого суженого приготовила для нее судьба.
Хотя у главной героини есть слабости, автор наделил ее характер положительными качествами. Если сравнить ее с Ленорой, героиней другой пьесы Жуковского, то можно увидеть принципиальную разницу в ее поведении. Когда Светлана узнает, что ее зять умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаяние, а молится. Если вы читаете балладу в очень кратком изложении, вы можете не заметить этого, а между тем обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.
Главные герои баллады «Светлана»:
- Светлана – девушка, которая уже долгое время страдает от разлуки с любимым человеком. Чтобы отвлечься от тревожных размышлений, она прибегает к гаданию. Светлана видит страшный сон, но на следующий день к ней наконец-то приезжает жених.
Второстепенные персонажи баллады «Светлана»:
- Подруги Светланы – девушки, собравшиеся крещенским вечером для гадания.
- Жених Светланы – молодой человек, вынужденный по какому-то делу покинуть невесту. Целый год он не дает о себе знать и даже посещает беспокоящуюся Светлану во сне в образе мертвеца. Долгая разлука только усиливает радость от встречи на следующее утро.
Значение произведения
«Светлана» очень быстро завоевала большую популярность: до этого в русской литературе не было таких увлекательных историй о любви.
Появление имени Светлана и его позднее включение в святцы исследователи связывают с балладой Жуковского. В прежние времена это название использовалось в основном для обозначения кораблей и других водных судов.
Литературное движение.
Литературный жанр: баллада.
В произведении есть несколько главных героев:
- Светлана — скромная, порядочная и кроткая девушка;
- её жених — красивый юноша, сдержавший обещание вернуться к возлюбленной;
- девушки — беззаботные подруги главной героини;
- голубь — белоснежная птица, олицетворяющая победу над нечистой силой.
Главная героиня — молодая девушка, ожидающая своего зятя. Во время короткого чтения пьесы Жуковского «Светлана» студенты могут наблюдать, как меняется ее настроение. В первой части она выглядит встревоженной и печальной, потому что не знает, какая судьба постигла жениха.
О девушках прямо не говорится, что они легкомысленны и беззаботны, но это нетрудно определить по их поведению. Юную героиню привлекают девичьи увлечения, но она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Но в крещенскую ночь человеческая слабость берет верх над ее чистыми намерениями, и Светлана решает погадать. Ей интересно, что ее ждет и какого суженого приготовила для нее судьба.
Хотя у главной героини есть слабости, автор наделил ее характер положительными качествами. Если сравнить ее с Ленорой, героиней другой пьесы Жуковского, то можно увидеть принципиальную разницу в ее поведении. Когда Светлана узнает, что ее зять умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаяние, а молится. Если вы читаете балладу в очень кратком изложении, вы можете не заметить этого, а между тем обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.