Что было неясно? Нашли ли вы ошибку в тексте? Есть ли у вас идея, как эту книгу можно было бы рассказать лучше? Пожалуйста, напишите. Мы сделаем пересказы более понятными, литературными и интересными.
Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести «Шинель»: описание внешности и характера, портрет в цитатах
К сожалению, жизнь часто бывает несправедлива к людям. Некоторые люди могут жить беззаботной и благополучной жизнью, не прилагая ни малейших усилий, в то время как другим приходится много работать, чтобы заработать на жизнь. Второй тип — повесть Гоголя «Шуба». Главный герой — Акакий Акакиевич Башмачников — типичный маленький, незначительный в этой жизни человек.
Повесть Гоголя «Шуба» содержит в своей основе анекдот, циркулирующий в кругах бюрократов. По сути, она заключается в следующем: Жил-был бедный клерк. Его особой страстью была охота, а покупка хорошего ружья была его заветной мечтой. Однажды он решил осуществить свою мечту — накопил немного денег и купил желаемую винтовку, но на первой же охоте клерк потерпел неудачу: его винтовка зацепилась за куст и упала. Несмотря на все свои усилия, офицеру не удалось извлечь пистолет. Разочарованный, он вернулся домой с пустыми руками. После этого он впал в приступ меланхолии — он слишком много заботился о ружье, и работник заболел лихорадкой. Его друзья решили помочь ему, подарили ему новое оружие и тем самым способствовали выздоровлению его друга. Однако воспоминания о потере покупки привели к тому, что государственный служащий в течение долгого времени был смертельно бледен.
Если вам нравится читать характеристики персонажей, рекомендуем ознакомиться с характеристикой Хлестакова в комедии Гоголя «Генерал-ревизор».
Комическая основа пьесы приводит читателя к пониманию комической реальности истории. Ведь несмотря на довольно несимпатичный сюжет, история полна юмористических и порой причудливых жизненных ситуаций.
История рождения главного героя и выбор имени
Определенная доля иронии и фарса сопровождает главного героя гоголевской повести с самого его рождения. По словам автора, эта тенденция началась с рождения главного героя. Главный герой родился 23 марта. Вопрос о крестных родителях уже был решен. Крестным отцом мальчика должен был стать сенатский чиновник Иван Иванович Ероскин, матерью — офицерская жена Арина Семеновна Белобрюшкова. Крестные родители были выбраны в соответствии с религиозными требованиями — это были уважаемые люди. Когда пришло время крестить ребенка, его мать столкнулась с непреодолимым препятствием: ей нужно было выбрать имя для своего новорожденного.
Все возможные варианты на календаре сбили ее с толку: Моккий, Сессия, Хоздазат. Дальнейшие исследования привели к именам Трифилий, Дула и Варахасий. «Это наказание, что это за имена, я действительно никогда не слышала таких имен», — говорит женщина. Следующая попытка была не менее успешной — были предложены два названия, Паусикачий и Вахтисий, которые также не убедили. Женщина решает, что другого выхода нет, она должна дать своему сыну фамилию отца, потому что «это его судьба». По этой причине новорожденного мальчика назвали Акаки. Мальчик был успешно крещен, при этом ребенок плакал, «как будто предчувствовал, что станет призванным консультантом».
За жизнью и судьбой «Тараса Бульбы» можно проследить в одноименной повести Гоголя.
Его фамилия была Башмачников. Гоголь отмечает, что здесь все прозаично — фамилия происходит от слова «башмак», но ни Акакий, ни его ближайшие родственники не имеют к этому никакого отношения.
Внешность Акакия Акакиевича
Прошло некоторое время, и Акаки стал взрослым мужчиной. Мы не знаем, какими были его детство и взрослая жизнь. Мы хорошо знаем Акакия Акакиевича в его взрослой жизни. На момент основного действия романа ему за пятьдесят.
Внешность Акакия непримечательна и незабываема: «Он невысокого роста, немного смуглый, немного рыжеволосый, немного гладкий и заметно слепой, с небольшой лысиной на лбу, морщинами по обе стороны щек и геморроидальным цветом лица».
Гоголь объясняет свою преждевременную старость «петербургским климатом». Эта фраза также имеет двойной смысл: с одной стороны, ее можно понимать в прямом значении, имея в виду сложность адаптации организма к определенным климатическим условиям и, соответственно, их влияние на внешность и состояние здоровья человека. С другой стороны, эту фразу можно понимать и в ироническом смысле.
Жизнь в Санкт-Петербурге не была легкой и беззаботной, особенно для социально и экономически незначительного человека, каким был Шустер. Большая конкуренция и высокие требования в его работе, а также своеобразное отношение людей к его личности оказывали очень негативное влияние на людей. Именно такая характеристика общества в контексте показывает иронию предложения.
Одежда Акаки желала быть лучше — его мундир давно потерял свои цвета, воротнички всегда были слишком короткими, так что шея казалась слишком длинной. Его одежда никогда не была абсолютно чистой. К его костюму всегда что-то прилагалось. Чаще всего это была нитка или кусок соломы.
Акаки, однако, не возражала против такой ситуации. Он хотел, чтобы его одежда прослужила как можно дольше.
События повести происходят в середине девятнадцатого века в Санкт-Петербурге.
- Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный, тихий, неприметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Не женат и не имеет приятелей. Искренне любит свою работу.
- Петрович – бывший крепостной Григорий, кривой на один глаз, рябой, любит выпить, верен дедовским обычаям. Женат. О жене ничего не известно.
- «Значительное лицо» – недавно повышенное в должности «незначительное лицо», которое ведет себя напыщенно, «стараясь придать себе еще большую значительность» .
Для очень нетерпеливых —
для самых общительных —
для самых многолюдных —
для самых любопытных —
для самых красивых —
Петрович — шьет новое пальто для Башмачкина.
Акакий Акакиевич Башмачкин — умирает от лихорадки, становится привидением, срывает с хозяев шубы.
«Важная персона» — после того, как дух Бамшачкина забирает у него плащ, он ведет себя гораздо скромнее по отношению к своим подчиненным.
Дух государственного служащего — сняв пальто с «важной персоны», он успокаивается и больше не беспокоит город.
Заключение
Образ «маленького человека» был исследован в литературе гораздо раньше, но в отличие от других писателей, Николай Гоголь рассматривал своего героя не как объект насмешек, а как человека, достойного сочувствия и понимания.
«Пальто» — это протест против социального порядка, при котором вывод о человеке делается «заранее», на основании его должности, зарплаты и внешнего вида. Не назван рассказ и по имени героя, равнодушного к обществу и уничтоженного им. Рассказ называется «Пальто», потому что в этом обществе материальные ценности имеют первостепенное значение.
Рассказ занимает всего 30 страниц, поэтому после прочтения этого краткого пересказа гоголевской «Шубы» мы рекомендуем прочитать полную версию.
Башмачкин решается сшить новую шинель
Так бы и жил Башмачкин до старости, если бы в пятьдесят лет не обнаружил, что его пальто сбилось на спину и больше не греет. Это пальто было очень старым, воротник был почти полностью залатан, и все в отделе смеялись над ним и называли его «капотом» (пальто).
Башмачкин отнес пальто Петровичу, который ремонтировал офицерскую одежду, надеясь, что тот как-нибудь починит его.
Петрович — портной, бывший крепостной, пьяница, звали его Григорий.
Петрович, трезвый и злой, посмотрел на пальто и обнюхал портсигар с фотографией генерала с бумажным лицом, засунутым в дырку. Он передумал и объяснил, что пальто нельзя починить: старая, прогнившая ткань растянется, сколько ее ни зашивай. Новое пальто было бы очень дорого для Басмачкина, который получал небольшую зарплату. Через неделю он снова попытался уговорить пьяного и более статного Петровича починить пальто, но тот отказался и пообещал сшить новое.
Башмачкин понял, что без нового пальто ему не обойтись. Зная, что Петрович любит преувеличивать, он подсчитал, что новое пальто обойдется примерно в половину той суммы, которую ему назвал портной. У Башмачкина уже была половина денег; ему удавалось экономить, откладывая понемногу с каждого потраченного рубля. Чтобы сэкономить вторую половину, он отказался от чая и свечей по вечерам и реже одевался.
Воплощение мечты Башмачкина
За полгода Башмачкин привык не голодать по вечерам, и его жизнь наполнилась смыслом, как будто «приятный друг жизни согласился пройти с ним по жизненному пути». Другом для Башмачкина стало новое пальто, о котором он думал день и ночь.
Осмелившись осуществить свою мечту, Башмачкин стал более живым и устойчивым по характеру. В его глазах горел огонь, и у него возникла смелая идея сделать воротник шубы из скунса. Каждый месяц он обсуждал с Петровичем покрой будущего пальто, качество и цвет ткани, ездил в магазины, чтобы прикинуть цену.
Необходимая сумма была собрана благодаря директору, который выдал Башмачкину крупную годовую премию. Башмачкин и Петрович пошли в магазины и купили прекрасные ткани, а вместо скунса — лучшего кота, который издалека был похож на скунса. Потом Петрович сшил хорошее теплое пальто. Басмачкин тут же принялся за работу, а Петрович, гордый своим мастерством, долго ходил за Басмачкиным, любуясь шубой.
Все в отделе сразу поняли, что «капота больше нет». Коллеги так тепло поздравили Басмачкина, что ему стало стыдно. Наконец, обновленца предложили «изгнать».
Башмачкин лишается шинели
У Башмачкина не было денег на праздник, и один из руководителей пригласил всех к себе домой, решив совместить «окропление» с собственным днем именин. Башмачкин не мог отказаться.
Однако он был рад приглашению, поскольку вспомнил, что в этот вечер будет ходить в новом пальто.
Вечером Башмачкин отправился в дом своего начальника, который жил в богатом районе Санкт-Петербурга. Там его угостили шампанским, он напился, поэтому засиделся допоздна и вернулся домой только в двенадцатом часу ночи.
Было интересно пройтись по хорошо освещенным улицам богатого квартала. Пьяный Башмачкин был настолько смел, что даже бежал за дамой, «все тело которой было полно необыкновенных движений». Но вскоре начались бедные, плохо освещенные и пустынные улицы с деревянными заборами, и его жизнерадостность значительно уменьшилась.
Дорога вывела Башмачкина на большую, пустую площадь, в конце которой был только киоск с одиноким газетчиком. Дрожа от страха, Башмачкин пересекал площадь, как вдруг его остановили какие-то люди, сняли с него пальто и стали бить ногами.
Башмачкин упал в лавину, не в силах кричать от страха. Когда он немного пришел в себя, то дошел до охранника, который мог только посоветовать ему пойти к бригадиру. В своей квартире отчаявшийся Башмачкин встретил хозяйку, которая посоветовала ему обратиться к частному судебному приставу.
Шинель (повесть)
История рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный советник из Санкт-Петербурга. Он ревностно исполнял свои обязанности, любил писать бумаги от руки, но в целом его роль на службе была очень незначительной, что часто делало его посмешищем для более молодых чиновников.
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старое пальто пришло в полную негодность. Он отнес его к портному Петровичу, чтобы тот починил его, но портной отказался чинить его и сказал, что ему придется шить новый.
Акакий Акакиевич внес некоторые ограничения: Он перестал пить чай по вечерам, старался ходить на цыпочках, чтобы не изнашивать обувь, реже клал одежду в стиральную машину и носил дома только пеньюар, чтобы не изнашивать одежду.
В итоге праздничных денег оказалось больше, чем ожидалось, и советник отправился с портным покупать ткань для нового пальто.
Однажды прохладным утром Акакий Акакиевич вошел на станцию в новом пальто. Все стали хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на день рождения к помощнику командира. Акакий Акакиевич был в хорошем настроении. Около полуночи он возвращался домой, как вдруг к нему подошли «какие-то усатые мужчины», сказали: «И мое пальто!» и сняли пальто с его плеч.
Владелец посоветовал Акакию Акакиевичу обратиться к частному судебному исполнителю. На следующий день Акакий Акакиевич обратился к частному судебному приставу, но безрезультатно. Он появился на вокзале в старом пальто. Многие люди пожалели его, а чиновники посоветовали ему обратиться за помощью к «важному человеку», так как в последнее время этот человек был незначителен. Важный человек» накричал на Акакия Акакиевича так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено и холодно, а пальто было старое, и Акакий Акакиевич, придя домой, упал в постель. Он не смог оправиться и умер через несколько дней в бреду.
С тех пор призрак «в облике слуги» появлялся у Калинкиного моста и крал у прохожих пальто, куртки и шинели. Кто-то узнал в погибшем Акакия Акакиевича. Успокоить мертвеца не было никакой возможности. Однажды мимо этих мест проходила «важная персона». Мертвец сорвал с плеч пальто, исчез с криком «Мне нужно было твое пальто» и больше не появлялся.
Действующие лица
- Титулярный советник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин
- Портной Петрович
- «Значительное лицо»
Инсценировки
В году | Страна | Название | Директор | В главных ролях: | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1926 | СССР | «Пальто» | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг | Андрей Костричкин | Черно-белый немой фильм по мотивам двух повестей Гоголя: «Невский проспект» и «Шуба». |
1952 | Италия | Il Cappotto. | Альберто Латтуада | Ренато Рашель | Вольная адаптация истории. Местонахождение — Северная Италия. |
1959 | СССР | «Пальто» | Алексей Баталов | Ролан Быков |
- «Пальто»
- «Шинель» в библиотеке Максима Мошкова
Произведения Николая Васильевича Гоголя | |
---|---|
Стихи | Ганс Кюхельгартен — Мертвые души |
Сказки и короткие рассказы | «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Сорочинская ярмарка — Вечер накануне Ивана Купала — Майская ночь или Утопленница — Пропавшее письмо — Ночь перед Рождеством — Чудовищная месть — Иван Федорович Шпонька и его тетка -… Заколдованное место) — «Миргород» (Старосветское помещичье — Тарас Бульба — Вай — Повесть о споре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем) — «Петербургские повести» (Невский проспект — Нос — Портрет — Шуба — Записки сумасшедшего) — Колесник |
Драматургия | Брак — Генеральный инспектор — Игроки — Завтрак бизнесмена — Сукно — Слуга — Короткий рассказ — Тезисы драматурга по мотивам новой комедии |
Связи с общественностью | Женщина — «Борис Годунов», поэма Пушкина — О поэзии Козлова — Скульптура, живопись и музыка — О средних веках — Об общем преподавании истории — Взгляд на состав Малороссии — Несколько слов о Пушкине — Об архитектуре современности — Аль-Мамун — Жизнь — Слоцер — Слоцер, Миллер и Гердер — О малороссийских песнях — Мысли о географии — Последний день Помпеи — О движении народов в конце пятого века — О движении периодической литературы в 1834 и 1835 годах — Записки из Петербурга в 1836 году — Отзывы современников — Отзывы, которые не вошли в «Современник» — Рецензия на «Москвитянин» (Рассвет) — О «Современнике» — Избранные отрывки из переписки с друзьями — О государственных имениях — Исповедь автора — Размышления о Божественной литургии. |
Несохраненные и извлеченные | Владимир третьей степени — Рим — Ночи на вилле — Альфред — Гетман — Грозный боров (Краткая русская история) — Отрывки из неизвестных пьес — Набросок драмы из украинской истории — Грозная рука — Фонарь умер — Дождь был большой — Рудокопов — Семен Семенович Батюшке — Хамбловы девы — Что это такое? |
Другие | Италия — «Арабеск» — Дополнения «Генерального инспектора» — Учебник для русской молодежи — Письма |
Похожие статьи | Гоголь в музыке и кино — Гоголь в нумизматике — Гоголь в филателии — Памятники Гоголю в Москве — Василий Гоголь-Яновский — Афанасий Гоголь-Яновский — Гоголь-Яновский |
Почти святой
В начале повести Гоголь знакомит нас с Башмачкиным как с человеком мало скромным, но совершенно смиренным и без злобы. «В отделе его не уважали. Охранники не только не вставали со своих мест, когда он проходил мимо, но даже не смотрели на него, словно он гонялся за мухой по приемному залу. Начальство обращалось с ним бессердечно. Молодые чиновники насмехались и издевались над ним, как только могли в своем приходском духе. Но Акакий Акакиевич не произнес ни слова, как будто перед ним никого не было…».
Даже его имя — Акакий Акакиевич — не случайно. Здесь Гоголь, скорее всего, намекает на подвижника Акакия Акакиевича из книги «Лесбика» святого Иоанна Синаита — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы и читаемой многими, если не всеми, благочестивыми людьми. Таково было послушание аскета Акакия, что даже после смерти он не смог ослушаться своего старца. А удвоение имени — Акакий Акакиевич — это, можно сказать, скромность в квадрате.
Герой романа «Мантия» — образец смирения; он абсолютно лишен тщеславия, недостатка, который противоположен смирению. В этом он кардинально отличается от своих сослуживцев, которые стремятся к престижу и делают карьеру.
Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым: «. Акакий Акакиевич наделен качествами аскета-мученика, «тихого человека» и мученика. Убогость и «ничтожность» героя, его непрозрачность — это формы его отстраненности от мира, его особости и знак его исключительности.
Обратите внимание, что Гоголь дает читателю портрет Башмачкина в ироническом тоне, но на самом деле ирония не выражает отношения автора к герою. Все гораздо тоньше: ирония отражает настороженное сознание героя. Гоголь как бы предлагает читателю: Вот как вы, обычные, приземленные люди, можете воспринимать моего героя. Я показываю его вам через ваши глаза. Это ваше видение.
Но вернемся к Акакию Акакиевичу. Он выполняет свою работу по переписыванию документов не только добросовестно, но и с усердием. Для него это смысл жизни, это доставляет ему самую большую радость. «Он ложится спать с улыбкой, когда думает о следующем дне: Бог пошлет ему завтра что-нибудь переписать.
Что символизирует это переписывание? Символ служения, символ работы, благословленной Богом, символ полного подчинения себя Божьему провидению.
Искушение святого Акакия
Однако эта святость была разбита Акакием Акакиевичем. Когда возникла необходимость в новом пальто (что само по себе вполне естественно, а вовсе не греховно), он посвятил пальто все свои психические силы, все свои амбиции. Оказалось, что для него это была не просто одежда, а смысл жизни, высшая ценность. Вещь становится для него идолом. «Он питал себя духовно и носил в своем сознании вечную мысль о будущем пальто». Акакий Акакиевич резко меняется: «С тех пор его существование как будто как-то полнее становится, как будто он женится, как будто с ним другой человек, как будто он не один, а приятный друг жизни согласился пройти с ним жизненный путь — и друг этот был не кто иной, как то самое пальто из толстого хлопка, с прочной подкладкой без износа. Он как-то стал более живым, еще более твердым по характеру, как человек, который уже осознал и поставил перед собой цель.
Прежний образ жизни, прежние цели померкли для него. Мы помним, как ему нравилось переписывать произведения. Так вот, в размышлениях о мантии: «Однажды, переписывая газету, он чуть не ошибся, да так, что едва не вскрикнул громко «äh!». и перекрестился. Это кажется мелочью, но это важный момент, и мы к нему еще вернемся.
На данный момент мы задаем два очевидных вопроса. Во-первых, почему плащ? Почему именно этот соблазн был невыносим для Башмачкина? Во-вторых, почему он был слаб в первую очередь, почему он не был защищен своей прежней «почти святостью»?
Грех нашего времени
Почему плащ? Давайте помнить, что это не психологическая проза (в современном понимании), а притча. История Акакия Акакиевича не только и не столько о конкретном герое, здесь нужно искать аллегорию. Акакий Акакиевич символизирует не только человека как такового, но прежде всего общество гоголевского времени. Деньги и вещи — вот та страсть, которую автор особенно ненавидел. И дело не только в жадности, все гораздо сложнее. Для человека, предпочитающего внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещи становятся высшей ценностью, и поэтому они воспринимаются уже не просто «функционально», как средство решения той или иной бытовой проблемы, а как самоцель. Такой человек стремится к домашнему комфорту, он старается окружить себя удобными вещами. Но в этом поиске комфорта он становится сознательным — в неправильном, неподходящем смысле! — все силы своей души. Важный момент: найдя новое пальто, Акакий Акакиевич думает: «На самом деле есть два преимущества: одно — то, что теплое, а другое — то, что хорошее». В этом «хорошо» и заключается смысл.
Акакий Акакиевич смиренно переносил то, что другого довело бы до отчаяния: тупик в карьере, преследования со стороны других, скудное питание, бедность, одиночество, отсутствие каких-либо развлечений. Но он не смог устоять перед искушением комфорта; здесь его духовная броня начала давать трещины.
Почему здесь? Потому что это именно та болевая точка русского общества, о которой хотел рассказать Гоголь. Есть вечные страсти, присущие всем эпохам — зависть, гнев, похоть, жадность и так далее, но иногда определенные страсти особенно сильны в ту или иную эпоху из-за преобладающего в ней менталитета. Такой менталитет был если не массовым, то очень заметным отходом от Бога среди образованных людей России в 1940-х годах. Но свято место пусто не бывает, и поэтому высшей ценностью для них было внешнее: карьера, богатство, комфорт. Мы повторяем: карьера, богатство и комфорт сами по себе не греховны; они лишь условия жизни. Но их идолопоклонство становится греховным.
Один, совсем один
В отличие от Солнца русской поэзии, у Акакия Акакиевича нет и никогда не будет семьи, о чем можно догадаться с первых же страниц повести. Это связано не только с его материальным положением, но и с тем, что Башмачкин не проявляет интереса к слабому полу и ему негде познакомиться с симпатичной девушкой. В сферу его интересов не входят встречи с друзьями или, например, посещение театров или музеев, где он мог бы найти компанию, а встречи на улице остались в 19 веке. Но что же делает Акакий Акакиевич, когда ему так одиноко?
Наш «маленький» человек посвящает всю свою жизнь служению, то есть переписыванию документов. Такое трепетное отношение Башмачкина к работе кажется, по меньшей мере, странным:
«Трудно было бы найти где-либо человека, который бы так жил на своем посту. Недостаточно сказать, что он служил с рвением — нет, он служил с любовью. Там, в этом переосмыслении, он увидел свой собственный разнообразный и восхитительный мир. Радость была написана на его лице; некоторые письма были его любимыми, и когда он подходил к ним, он был сам не свой: он даже смеялся, подмигивал и помогал губами, так что казалось, что можно прочитать на его лице каждое письмо, написанное его пером…..<.>«За пределами этого пересказа, казалось, для него ничего не существовало.
Но мы-то с вами знаем, что нельзя смеяться над интересами человека, чем бы он ни занимался. Коллеги Башмачкина, наблюдавшие за его работой, только и делали, что упражнялись в остроумии — и их шутки не были вежливыми:
«Новые сотрудники<.>«Молодые слуги рассказывали о нем всякие истории; о его хозяйке, семидесятилетней старухе, они говорили, что она била его, спрашивала, когда будет их свадьба, и бросала ему на голову банкноты, называя их снегом. Но Акакий Акакиевич не отвечал ни слова, как будто перед ним никого не было; это даже не отразилось на его учебе: при всех этих досадах он не сделал ни одной орфографической ошибки. Только когда шутка была слишком невыносимой, когда кто-то хватал его под руку и мешал работать, он выкрикивал: «Оставьте меня в покое, почему вы делаете мне больно?».
И все бы хорошо, продолжал бы Акакий Акакиевич жить своей обычной жизнью, но вот беда: его единственная шуба протекала, а починить ее не было никакой возможности! Необходимо купить новый, но на какие деньги?
И такая, казалось бы, простая вещь наполняет жизнь Башмачкина новым смыслом — и даже меняет ее к лучшему. Потом, когда с шубой, которую Акакий Акакиевич так долго берег, случается страшная беда….
Однако мы, как обычно, не будем спойлерить: остальное лучше всего узнать из самой истории (не забывайте об истории преподобного Акакия Сионского).