Краткое содержание Шекспир Гамлет. Гамлет о чем произведение.

Гамлет узнает от призрака своего отца, что тот умер не от укуса змеи, как было объявлено. Клавдий капнул яд — Белену — ему в ухо, пока он спал в саду. Призрак требует мести от своего сына. Он только говорит ему, чтобы он не трогал свою мать. После того как Гамлет покидает своего отца, он, кажется, потерял рассудок. Охранники поклялись не рассказывать об этой встрече.

Сюжет

В королевстве Дания недавно умер король. Его вдова Гертруда выходит замуж за его брата Клавдия. Ее сын, принц Гамлет, возмущен предстоящим браком. Он также узнает от стражников замка Эльсинор, что призрак его отца преследует замок по ночам. Гамлет бросается к нему и узнает от него, что его родной брат Клавдий отравил его ухо. Его отец жаждет мести. Гамлет принимает облик безумца и даже разрывает свои отношения с Офелией, в которую был влюблен. Он также убивает ее отца Полония, потому что принимает его за ненавистного короля. Девушка сходит с ума от горя и в конце концов умирает в реке. А ее брат Лаэрт становится игрушкой в руках короля. Он требует, чтобы Лаэрт был убит Гамлетом, который несет ответственность за смерть Полония. Это последний план короля, чтобы избавиться от Гамлета. Другая, в которой принц уезжает и организует свое убийство в Англии, не осуществилась. Все наблюдают за дуэлью между Лаэртом и Гамлетом. Рапира Лаэрта покрыта ядом. Оба ранят друг друга. Королева выпивает вино из кубка своего сына и умирает от яда. Загнанный в угол король-убийца добавляет его. Гамлету удается заколоть его отравленной рапирой. Гораций, друг принца, — единственный выживший. Умирающий Гамлет просит народ рассказать правду об этой истории. Тем временем датский трон переходит к королю Норвегии.

Трагедия — это зеркало времени, где Англия стилизована под Данию. Столкновение кровожадной реальности и гуманитарных идеалов. Тема нравственного выбора, поиск ответов на вечные вопросы бытия. Кровавая месть как механизм саморазрушения и уничтожения. Необходимость оставаться человеком перед лицом испытаний. Выбор между жизнью и смертью. Тема предательства, благородства, истинной и ложной дружбы и распада семейных уз. Игра в безумие как попытка сохранить свою идентичность и независимость. Жертвенная любовь как жертва. Неизбежность наказания за преступление.

Сюжет

Возле Эльсинора, датского королевского дворца, солдаты несколько раз видели привидение, удивительно похожее на недавно умершего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета, и он решает увидеться с призраком. Встретив его, Гамлет приходит в ужас и замешательство — призрак рассказывает ему, что его дядя, нынешний король, жестоко убил его и клянется отомстить его сыну. Гамлет настолько ошеломлен и растерян, что его принимают за сумасшедшего. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, полагая, что «Гамлет не сумасшедший, а только притворяется», посылает к нему своих друзей Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за вознаграждение выяснили, что на самом деле происходит в голове Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их визита, ничего им не рассказывает и отвечает на их вопросы бессмысленными монологами. В этот момент в Эльсинор прибывает труппа странствующих актеров. Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзага», вставляя несколько строк из собственной пьесы. Так, в «Убийстве Гонзага» убийство бывшего короля описывается со слов призрака. Король внимательно следит за действием пьесы и после убийства идет на спектакль Гамлета. Затем Гамлет идет в покои королевы и разговаривает со своей матерью. Он ругает ее за то, что она оскорбила своего бывшего мужа, выйдя замуж за Клавдия. Король понимает, что Гамлет представляет опасность для самого себя, и отправляет его в Англию, где он должен быть казнен сразу же по прибытии. Принц избегает этой участи и возвращается в Данию. Его дядя прибегает к испытанному методу — яду. Гамлет умирает и перед смертью убивает короля. Датский трон переходит к Фортинбрасу.

Даты и тексты

Кидовская трагедия

Еще до Шекспира существовала трагедия, посвященная Гамлету. Текст не сохранился. Впервые он был упомянут в 1589 году, когда Томас Нэш с иронией говорил о «куче Гамлета, рассыпающего горсть трагических солилоквиев». В дневнике купца Филиппа Хенсло записано представление «Гамлета» в 1594 году. Хенсло обычно отмечал, была ли пьеса новой или нет. Однако для данной записи такого примечания нет. По-видимому, это та самая пьеса, о которой упоминал Томас Нэш. Томас Лодж в своем эссе 1596 года «Несчастья разума» описал «бледный призрак», который кричал в театре, как торговец устрицами: «Гамлет, отомсти!». 1. Ученые сходятся во мнении, что автором этой пьесы был Томас Малыш. В основе трагедии Малыша лежала моральная проблема, воплощенная в теме мести 1 .

Датировка

Существуют проблемы с датировкой авторства большинства пьес Шекспира. Гамлет не является исключением:

  • В 1598 году Ф. Мерес опубликовал список произведений Шекспира. «Гамлета» в нём нет. Следовательно, трагедия была создана после 1598 года.
  • 26 июля1602 года издатель Робертс, связанный с труппой Шекспира, зарегистрировал в реестре Палаты книготорговцев, где регистрировались все предполагавшиеся к изданию книги, «Книгу, называющуюся Месть Гамлета, принца Датского, в том виде, в каком она недавно исполнялась слугами лорда-камергера». Стало быть, трагедия была написана до середины 1602 года.
  • Наконец, среди бумаг современника Шекспира Гэбриела Харви был обнаружен листок с надписью, сделанной между 1589—1601 годами, где Харви упоминает трагедию Шекспира в следующем контексте: «Молодежь увлекается Венерой и Адонисом Шекспира, а люди более зрелого ума предпочитают его Лукрецию и трагедию Гамлет, принц Датский ».

Согласно Э.-К. Чемберсу, «Гамлет» был впервые написан и поставлен в 1600-1601 годах. Эта дата является наиболее общепринятой.

Первые издания. Проблема текста

За время своего существования трагедия была трижды напечатана в формате кварто (1/4 страницы):

  • Кварто 1603 года (Q1);
  • Кварто 1604 года (Q2);
  • Кварто 1611 года (Q3) — перепечатка текста 1604 года;

После смерти Шекспира «Гамлет» был напечатан в его первом собрании сочинений -.

На это также стоит обратить внимание:

  • Кварто 1622 года (Q4), дата приблизительна;
  • Кварто 1637 года (Q5) — как и Q3, перепечатка текста 1604 года.

Поэтому три издания представляют интерес для текстологических исследований: Q1, Q2 и F1. Сегодня печатается сводный текст.

Выпуски Q2 и F1 в значительной степени перекрывают друг друга, а выпуск 1603 вдвое меньше второго квартала.

Кварто 1603 года

До начала двадцатого века Q1 считалась первой версией трагедии. Считается, что впоследствии Шекспир доработал и завершил пьесу, увеличив ее длину вдвое. Эта гипотеза легла в основу предположений о генезисе трагедии. Сегодня мнение о том, что Q1 является первой версией трагедии, отвергается шекспироведами.

Во времена Шекспира книгоиздатели часто незаконно брали тексты популярных пьес и печатали их без разрешения автора и компании, которой принадлежала пьеса. Поскольку театры очень бережно относились к рукописям, недобросовестные издатели прибегали к двум уловкам. Один из вариантов — расшифровка текста во время выступления, а затем его печать. Второй — попросить второго платного актера расшифровать текст по памяти. Само собой разумеется, что в таких случаях актер лучше изображает роль, которую он играет в спектакле.

Экранизации

«Гамлет» был адаптирован несколько раз. Самая известная из этих адаптаций:

Год Страна Название В роли Гамлета
1900 Франция Гамлет (фильм, 1900) ( Le Duel d’Hamlet ) Сара Бернхард
1921 Германия Гамлет (фильм, 1921) ( Гамлет ) Аста Нильсен
1948 Великобритания Гамлет (фильм, 1948) ( Гамлет ) Лоуренс Оливье
1964 СССР Гамлет (фильм, 1964). Иннокентий Смоктуновский.
1987 Финляндия Гамлет становится бизнесменом («Гамлет в мире бизнеса»). Пиркка-Пекка Петелиус
1990 Великобритания Гамлет (фильм, 1990) ( Гамлет ) Мел Гибсон
1996 США Великобритания Гамлет (фильм, 1996) ( Гамлет ) Кеннет Брана
1996 Гамлет (фильм, 1996, эротика) ( Гамлет )
2000 Гамлет (фильм, 2000, реж. С. Кэмпбелл) ( Гамлет ) С. Кэмпбелл
2000 США Гамлет (фильм, 2000, реж. М. Альмерад) ( Гамлет ) Итан Хоук

Действие происходит на территории королевского замка в центре города Эльсинор. В пьесе фигурируют следующие люди:

  • Гамлет – принц Дании, поклялся отмстить убийце своего отца и выполнил обещание.
  • Призрак — дух умершего отца Гамлета. После смерти приходит в замок, чтобы рассказать сыну об обстоятельствах своей гибели и указать на убийцу.
  • Король Клавдий – вскоре после похорон своего брата женился на его вдове и получил королевские полномочия.
  • Гертруда – овдовевшая королева, вышла замуж за Клавдия, приходившегося ей деверем, вскоре после скоропостижной смерти своего супруга.
  • Полоний – исполнял обязанности главного королевского советника, был пронзен шпагой Гамлета по случайному совпадению обстоятельств.
  • Офелия – девушка, в которую был влюблен Гамлет, дочь Полония. После гибели отца потеряла рассудок и вскоре утонула в реке.
  • Лаэрт – сын Полония, получал образование во Франции, вызвал принца на поединок, который для них обоих стал смертельным.
  • Горацио – лучший друг Гамлета.
  • Фортинбрас – наследный принц Норвегии.
  • Гильденстерн и Розенкранц – школьные друзья Гамлета, были посланы вместе с принцем в Англию и казнены вместо него.
  • Бернардо и Марцелл – офицеры из охраны замка.

Перечисление и описание главных и второстепенных персонажей уже дает представление о сюжете «Гамлета». Краткое изложение содержания трагедии по актам позволяет нам лучше понять содержание пьесы.

В начале первого действия перед ночными сторожами замка появляется призрак умершего короля. Клавдий, недавно захвативший власть, решил взять в жены вдову своего брата. После похорон отца и повторного замужества матери Гамлет пытается вернуться в Виттенберг, но король и королева пытаются помешать ему продолжить обучение. Датский принц страдает из-за смерти отца и предстоящего замужества матери.

Гамлет узнает от Горацио о его появлении в замке и решает встретиться с ним лично. От призрака мертвеца он узнает правду о смерти короля и обещает отомстить за своего дядю, коварного убийцу. Клавдий замечает, что принц изменился, и поручает своим бывшим однокашникам выяснить причину.

В замке появляются бродячие актеры. Принц поручает им поставить пьесу, для которой он пишет текст и сценарий. Король покидает спектакль в кульминационный момент, когда актеры в мельчайших подробностях разыграли сцену убийства отца Гамлета. Во время разговора с матерью принц принимает советника, который прячется за ковром, за короля и пронзает его мечом.

Гамлета отправляют в Англию вместе с его старыми школьными товарищами. Король передает им пакет с приказом казнить принца по прибытии в страну, но Гамлет заменяет его. По пути на корабль нападают пираты, которые выставляют наследника престола на берег голым. После смерти отца Офелия теряет рассудок и вскоре тонет в реке.

Король устраивает поединок между Гамлетом и Лаэртским, вернувшимся из Франции. Оба умирают от ран, нанесенных клинком, который сын Полония предварительно намазал ядовитой мазью. Гертруда также умирает, выпив отравленное вино, которое король приготовил для Гамлета. Перед смертью принц Датский закалывает Клавдия, а затем подносит отравленный бокал к губам. Гораций объявляет всему миру о событиях, произошедших в замке.

Сцена первая

Действие начинается в Эльсиноре, датском городке на месте замка. Франциско, солдат, находится на своем посту, и на смену ему приходит офицер Бернардо. Входят Горацио, друг Гамлета, и другой офицер, Марцелл. Франциско уходит, а молодые люди рассказывают о призраке короля, явившемся к ним ночью. Горацио не верит слухам и вступает в офицерскую гвардию. Вдруг появляется призрак умершего царя, ничего не говорит молодым людям и исчезает. Горацио вспоминает подвиги и добродетели бывшего короля.

Марцелл меняет тему разговора и интересуется, почему так сильно увеличена дневная и ночная охрана и возрос импорт оружия. Гораций объясняет, что Гамлет, сын покойного короля, убил в битве «Фортинбраса, властителя нордов», после чего присоединил к себе большие территории в соответствии с давним пари. Только «младший Фортинбрас» набрал отряд наемников, противостоял принцу и отправился завоевывать территории. Гораций перечисляет мрачные природные предзнаменования, предвещающие битву.

Здесь дух царя снова появляется перед офицерами, которые хотят спросить его, что они могут для него сделать. Однако после того, как петух пропел, призрак снова резко исчезает. Гораций решает рассказать Гамлету о таинственном призраке.

Сцена вторая

Король и его свита входят в зал приемов. Клавдий готовится объявить какую-то новость: Во-первых, он берет в жены Гертруду, жену своего покойного брата, хотя она умерла вскоре после смерти прежнего короля. Во-вторых, на повестке дня стоял вопрос о владении норвежскими землями, а именно угроза возможной войны с младшими Фортимбарами. Чтобы предотвратить это, царь отправляет своим придворным письмо к своему дяде Фортибару, чтобы отговорить его от войны.

Затем Клавдий обращается к Лаэрту, сыну своего советника. Он просит короля благословить его на поездку во Францию, и Клавдий отпускает его. Когда он переводит взгляд на племянника Гамлета, то замечает, что тот снова хмурится и грустит. Молодой человек продолжает горевать и относится к своему дяде с тихим презрением. Гамлет не одобряет, что королева так быстро забыла своего покойного мужа и выходит замуж за его брата. Дядя проявляет внешнее радушие и убеждает племянника быть мудрым и не поддаваться тьме горя. Во время их разговора королю и королеве удается убедить Гамлета остаться и не возвращаться в Виттенберг для учебы. Гамлет туманно намекает, что смерть отца кажется ему странной.

Оставшись один, молодой человек продолжает обвинять свою мать, которая месяц назад оплакивала своего мужа, а теперь хочет выйти замуж за его брата. Молодой человек не видит смысла жить и сожалеет, что Бог запретил самоубийство.

В этот момент в комнату входят Горацио, Мерседес и Бернардо. Они рассказывают Гамлету о призраке его умершего отца, который преследует их каждую ночь. Молодой человек, говорят ему чиновники, хочет провести с ними ночь, чтобы увидеть отца своими глазами.

Сцена третья

В одной из комнат дворца Лаэрт прощается со своей сестрой Офелией перед отъездом во Францию. Брат наставляет девушку, призывая ее не поддаваться ухаживаниям Гамлета и не отвечать ему взаимностью. Гамлет — принц крови, он не властен над собой, а значит, придет время, и он женится на девушке, которая представляет собой выгодный союз с соседней державой. Но заблуждающаяся Офелия будет уничтожена навсегда. Для клеветы достаточно одного неверного слова или неверного взгляда. Офелия также призывает Лаэрта быть осторожным.

Акт второй

Сцена первая

Действие происходит в комнате в доме Полония. Хозяин дома передает деньги и письмо слуге Рейнальдо. Полоний также поручает своему слуге выяснить у датчан в Париже, чем занимается его сын. Он советует немного дискредитировать молодого человека, чтобы люди были более разговорчивыми и подтвердили (или опровергли) это.

После ухода Рейнальдо испуганная Офелия входит в комнату отца и сообщает ему, что Гамлет позорно вошел в ее комнату, ничего не говоря и ведя себя очень странно. Он пожал ей руку, с опаской посмотрел ей в глаза, болезненно вздохнул и ушел. Полоний думал, что он обезумел от страсти к своей дочери и хотел рассказать об этом королю. Он сожалел, что не поверил искренним чувствам Гамлета.

Сцена вторая

Действие происходит в зале замка. Король и королева встречают двух придворных Резенкранца и Гильденстерна, старых друзей принца Гамлета. Они просят узнать причину меланхоличного состояния молодого человека и отвлечь его. Юноши уходят, а поляк прибывает с хорошими новостями от норвежских послов. Дядя младшего Фортинбранса заверяет короля, что он не будет нападать на их провинцию.

Как только посланники покинули зал, Полоний сообщил королю о письмах принца Гамлета и его привязанности к его дочери Офелии: когда она перестала отвечать на его ухаживания, молодой человек начал бредить от любви и горя. В доказательство своих слов Полоний предлагает королю и королеве тайно наблюдать за Гамлетом, когда он идет на галерею одновременно с Офелией. Затем они замечают, что в зал входит задумчивый принц с книгой в руках, советник, который просит короля и королеву удалиться.

В разговоре с Гамлетом Полоний замечает, что, несмотря на свое безумие, он говорит последовательно и обдуманно. Гамлет не скрывает, что предпочел бы умереть — настолько он болен. Входят Розенкранц и Гильденстерн, а советник уходит, чтобы подготовиться к «случайной» встрече Гамлета с Офелией. Принц беседует со своими старыми друзьями, называя Данию тюрьмой, а себя — разочарованным человеком. Гамлет догадывается и из-за своего меланхоличного настроения заставляет Розенкранца и Гильденстерна признаться, что король и королева — их эмиссары. Друзья соглашаются без скрытых мотивов и говорят принцу, что они прислали актеров из столицы, чтобы развеять его меланхоличное настроение. Гамлет не стесняется подшучивать над своим дядей и состоянием страны.

Полоний возвращается в зал, чтобы объявить о прибытии актеров. Гамлет тепло приветствует компанию и просит одного из них прочитать отрывок из солилоквита Энея к Дидо, начав читать его сам. Когда актер доходит до «несчастной королевы», на его глаза наворачиваются слезы, и Гамлет просит Полония лучше обслуживать актеров. Принц, прочитавший паясничанье, просит его сыграть завтра «Убийство Гонзага».

Оставшись наедине с собой, Гамлет, впечатленный игрой актера, начинает винить себя в том, что не смог отомстить за смерть отца. Его терзают сомнения, и он грубо отвечает на них. Принц решает расследовать поведение Клавдия во время выступления актера и сделать выводы. Смерть Гамлета-старшего должна быть воплощена на сцене и поставить на скамью подсудимых его дядю.

Сцена первая

В зале королева рассказывает Клавдию, что Гамлет убил Полония в припадке безумия, потому что принял его за крысу. Он якобы сожалеет о своем поступке, но в ее глазах он представляет опасность для всех придворных.

Король просит Розенкранца и Гильденстерна быстро найти Гамлета и мертвого Полония. Его тело должно быть доставлено в часовню.

Сцена вторая

Розенкранц и Гильденстерн находят Гамлета, который уже закопал тело Полония в землю. Они оба просят его отнести тело в часовню, а самого Гамлета несут к королю. Принц предполагает, что друзья стали нахлебниками на службе у короля, который вытягивает из них всю информацию.

Принц дает ответы своим бывшим спутникам и отправляется к королю.

Сцена третья

Клавдий знает, что Гамлет пользуется поддержкой народа, и поэтому планирует представить его уход как давно запланированный и добровольный.

Розенкранц сообщает королю, что Гамлет отказался сообщить точное местонахождение тела Полония, но представился королю. В разговоре с дядей принц сообщает ему, что похоронил тело рядом с хижиной. Клавдий призывает Гамлета немедленно покинуть Данию и отправиться в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Он указывает на печальную судьбу королей и во всем соглашается со своим дядей. Король уже написал англичанам письмо с требованием казнить Гамлета.

Сцена четвертая

На равнине принц замечает армию норвежских принцев, которые говорят, что вторгаются в Польшу, чтобы завладеть необитаемым участком земли.

Сам Гамлет утверждает, что армия идет в бой напрасно и что принц сам не сможет отомстить за смерть отца и честь матери. Увы, если он не знает, как убить своего дядю.

Сцена пятая

Дворецкий просит королеву принять бедную Офелию, расстроенную известием о смерти отца. Девушка продолжает петь странные песни. Гораций сообщает королю и королеве о восстании датчан под предводительством разгневанного Лаэрта, сына покойного Полония. Царь боится, что его привлекут к ответственности за это злодеяние.

Поговорив с Клавдием, Лаэрт успокаивается, но, увидев, что его сестра сошла с ума, жаждет мести. Король предлагает создать беспристрастный трибунал и наказать виновных.

Сцена шестая

Действие происходит в другой комнате. К Горацио приходят моряки с письмом от Гамлета. В письме говорится, что он был захвачен пиратами, что он здоров и у него много новостей, и что моряки, которые хотят его навестить, должны передать письма королю и королеве. Тогда Горацио должен последовать за ними.

Прочитав письмо, Горацио делает то, что ему велено.

Сцена седьмая

В разговоре с Лаэртом король намекает, что теперь они союзники, поскольку у них общий враг — Гамлет. Их разговор прерывает гонец с письмом от принца, в котором тот сообщает, что прибыл голым на датскую землю и ждет его. Лаэрт обсуждает с королем план мести и решает убить Гамлета в единоборстве своим мечом, предварительно намазав его острие ядом. Король устраивает их встречу в виде дружеского поединка.

Затем в зал врывается королева с известием, что Офелия утонула в озере. Ярость в Лаэрте снова вскипает, и король с королевой следуют за ним, когда он уходит.

Особенности композиции и жанра

Гамлет Шекспир

Гамлет» относится к жанру трагедии. Однако важно учитывать театральность пьесы. Автор видит мир как сцену, а всю жизнь — как театр. Это был творческий взгляд Шекспира и его особый взгляд на явления, которые окружают человека.

Драмы автора традиционно относят к культуре барокко. Последний характеризуется мрачностью, смертью и пессимизмом. Эти характеристики можно увидеть в произведениях английского драматурга.

Композиционная структура представлена повествованием о жизни главного героя. Каждая часть пьесы полностью раскрывает личность Гамлета и сопровождается изменениями в его поведении. Со временем события разворачиваются таким образом, что читатель чувствует постоянное напряжение, которое не ослабевает даже после смерти персонажа. Логическая цепочка представлена следующим образом:

  1. Завязка. Главный герой встречает призрак убитого отца. Он завещает сыну отомстить за свою смерть. В этой части произведения Гамлет сталкивается с подлостью и людским предательством. С этого момента начинаются душевные терзания персонажа. Жизнь теряет для него всякий смысл.
  2. Развитие действия. Гамлет решает притвориться душевнобольным, чтобы обмануть дядю и узнать правду о смерти отца. Затем герой случайно убивает советника короля Полония. Принц сознает, что он исполнитель воли Господа.
  3. Кульминация. Герой, благодаря уловке с пьесой, убеждается в том, что король убил его родителя. Клавдий осознает опасность, исходящую от племянника, поэтому принимает решение избавиться от него.
  4. Гамлета отправляют для казни в Великобританию. В это же время Офелия, лишившись рассудка, трагически гибнет.
  5. Развязка. Принц избегает казни, однако ему приходится вступить в бой с Лаэртом. Основные действующие персонажи умирают в этой части.

В «Гамлете» есть несколько главных героев. Краткое описание каждого из них помогает читателю лучше узнать их:

Персонажи Гамлет

  1. Клавдий — датский король. Похоронив брата, тут же связал себя узами брака с его женой. Коварный и умный мужчина, врун и лицемер по натуре. Он использует близких для различных интриг. Впоследствии от его действий гибнут невинные люди. Правителя мучает совесть за содеянное, поэтому герой не может спокойно жить.
  2. Лаэрт — сын королевского советника, брат Офелии, безвольная и бесхарактерная личность. Верой и правдой служит Клавдию, выполняет все поручения правителя. Погибает от отравленной шпаги в сражении с Гамлетом.
  3. Офелия — возлюбленная главного персонажа, дочь Полония. Добродушная героиня, оказавшаяся марионеткой в руках короля. Девушка невольно действует против любимого. Сходит с ума после гибели отца, заканчивает жизнь самоубийством.
  4. Гамлет — принц Дании. Молодой человек возвращается на родину из-за внезапной гибели отца. Много времени проводит за размышлениями о смысле бытия, удача повсюду сопутствует герою. Юноша всем сердцем влюблен в Офелию, все усилия направляет на месть за смерть короля.
  5. Горацио — верный друг главного героя, преданный и надежный юноша. Помогает Гамлету реализовать его планы. В конце произведения хочет умереть с товарищем, но тот завещает ему нести правду в народные массы.
  6. Полоний — советник Клавдия, организатор всех козней во дворце, преданно служит королю. Гамлет убивает мужчину, когда он подслушивает разговор героя с матерью. Из-за королевских интриг гибнет вся его семья.
  7. Гертруда — мать принца. Умная, но в то же время слабовольная героиня, идет на поводу у новоиспеченного короля, принимает активное участие в заговоре против Гамлета. Испив отравленного вина, понимает правоту сына.
  8. Розенкранц, Гильденстерн — университетские друзья принца. Предают Гамлета, становясь шпионами короля. Сопровождают юношу на корабле с поручением убить его. Однако судьба распоряжается иначе — наследник престола спасается, а они погибают.

Проблематика работы

Гамлет в театре

Пьеса Уильяма Шекспира пронизана различными проблемами. Автор исследует любовь и ненависть, предназначение человека в мире, смысл существования, право на убийство, силу и слабость.

Одним из наиболее важных аспектов является проблема выбора. Главный герой сталкивается с этим. В душе Гамлета царит неопределенность, ему нужно много времени, чтобы подумать и проанализировать происходящее вокруг. Некому поддержать принца и помочь ему принять правильное решение. Поэтому он полагается только на свой собственный опыт и моральные установки.

Сознание Гамлета делится на две части. С одной стороны — философ, с другой — личность, осознавшая природу прогнившего мира.

Главный монолог принца («Быть или не быть») выражает всю боль и трагедию его души. Внутренняя борьба изматывает молодого человека и приводит его к суицидальным мыслям.

Акт третий

Сцена первая

Розенкранц и Гильденстерн сообщают королю, что им не удалось выяснить причину безумия принца. Клавдий и Полоний расставляют ловушку для Гамлета, когда он встречает Офелию.

Гамлет пытается понять, что останавливает человека от самоубийства, исполняя свой знаменитый пасьянс: «Быть или не быть?». Офелия хочет вернуть подарки принцу. Гамлет говорит девушке, что никогда не любил ее, и приказывает ей удалиться в монастырь.

Клавдий понимает, что Гамлет не сумасшедший и уж точно не влюблен. Он решает отправить принца в Англию для сбора налогов, надеясь защитить себя от опасности, которой угрожает его племянник.

Сцена вторая

Гамлет дает указания актерам и просит Полония пригласить королевскую чету на представление, а Гораций внимательно наблюдает за тем, какое впечатление пьеса производит на Клавдия.

Король и королева и их придворные готовятся к представлению. Гамлет кладет голову на руки Офелии. Актеры разыгрывают сцену убийства старого короля. В следующей сцене король-актер клянется королю-актеру, что после его смерти она никогда не выйдет замуж ни за кого другого. В сцене, где Луциан отравляет Гонзаго, король и его свита покидают зал.

Розенкранц просит Гамлета предстать перед матерью и снова пытается выяснить причину безумия своего друга. Полоний снова вызывает принца к королеве.

Сцена третья

Король приказывает Розенкранцу и Гильденстерну отвезти Гамлета в Англию. Полоний велит Клавдию спрятаться за ковром, чтобы подслушать разговор принца с матерью.

Царь пытается молиться, но он не знает, сможет ли он загладить грех братоубийства покаянием. Когда Гамлет застает убийцу своего отца на коленях, он не решается пронзить его мечом, потому что душа Клавдия отправится прямо на небеса.

Сцена четвёртая

Полоний просит королеву быть строгой с сыном и прячется за ковром. Гамлет груб со своей матерью. Гертруда в ужасе и считает, что сын хочет ее убить. Она просит о помощи. Полоний следует за ней. Гамлет прокалывает ковер, думая, что за ним прячется король. Полоний умирает. Принц говорит матери, что хочет пронзить ее сердце, если это еще возможно.

Гамлет стыдит свою мать за предательство. Королева, осознав свою вину, умоляет о пощаде. Гамлет видит привидение. Гертруда в ужасе и считает, что ее сын действительно сошел с ума. Призрак объясняет Гамлету, что явился, чтобы укрепить его решимость, и просит его утешить мать. Принц рассказывает королеве о призраке.

Гертруда признается сыну, что он вырвал у нее сердце. Гамлет просит свою мать встать на путь добродетели, а также сказать королю, что он не сумасшедший, а просто очень хитрый. Королева говорит, что она никогда не сможет этого сделать.

Акт четвёртый

Сцена первая

Королева рассказывает Клавдию об убийстве Полония. Король просит Розенкранца и Гильденстерна позаботиться о принце и отнести его тело в часовню.

Сцена вторая

Розенкранц тщетно пытается выяснить, где Гамлет спрятал тело поляка.

Сцена третья

Гамлет насмехается над королем, говоря, что Полоний находится в ужине, где его едят черви, и на небесах, куда могут попасть слуги короля, чтобы найти то, что нужно королю. Наконец, принц признается, что спрятал тело на лестнице в хижине.

Клавдий посылает своих слуг найти Полония и говорит Гамлету, что тот должен отправиться в Англию ради собственного блага. Король, оставшись один, считает, что благодарный британец должен отдать свой долг, убив датского принца.

Сцена четвёртая

Фортинбрас посылает солдат, чтобы сообщить датскому королю о проходе норвежской армии через его территорию. Норвежский капитан объясняет Гамлету цель похода его военачальника — кусок польской земли, который ничего не значит. Принц удивляется, что двадцать тысяч человек гибнут за честолюбие другого, а он, сын убитого отца, не может решиться на справедливую месть.

Сцена пятая

Первый дворянин рассказывает королеве о безрассудстве Офелии. Гораций считает, что лучше принять девушку, чтобы она не смущала мужчин. Прибывшая Офелия поет странные песни и оплакивает своего отца. Король просит Горация присмотреть за безумной дочерью Полония.

Лаэрт, тайно вернувшийся из Франции, возглавляет толпу, которая провозглашает его королем. Клавдий клянется, что он невиновен в смерти Полония. Вид безумной Офелии вызывает у Лаэрта еще большую жажду мести. Девушка дарит цветы всем присутствующим.

Король предлагает Лаэрту собрать своих мудрейших друзей, чтобы обсудить вину Клавдия в смерти Полония.

Сцена шестая

Матросы передают Горацию письмо от Гамлета. Принц сообщает своему другу, что его захватили пираты, и просит передать письма королю и поспешить к нему на помощь.

Сцена седьмая

Король объясняет Лаэрту, что не наказал Гамлета из любви к королеве и страха перед толпой, которая предаст датского принца мученической смерти.

Гонец приносит Клавдию письмо от его племянника, в котором тот пишет, что приземлился голым в Датском королевстве и просит аудиенции. Лаэрт просит короля позволить Гамлету вернуться, чтобы наказать его за убийство отца. Король интересуется, до какой степени Лаэрт готов это сделать. Сын Полония обещает убить Гамлета, обмакнув острие его шпаги в ядовитую мазь. Король решает принять меры предосторожности и готовит для поединка отравленный кубок.

Королева приносит весть о смерти Офелии, утонувшей в реке, в которую она упала, когда развешивала венки на прибрежной иве.

Акт пятый

Сцена первая

Гробовщики копают место для последнего упокоения Офелии и обсуждают ее смерть. Первый гробовщик считает, что хоронить самоубийцу по христианскому обычаю неправильно. Второй считает, что это потому, что Офелия благородна. Первый гробовщик посылает второго за водкой. Когда Гамлет видит, как гробовщик поднимает с земли черепа, он задается вопросом, кому они принадлежали при жизни.

Принц спрашивает гробовщика, для кого предназначена могила, но не получает четкого ответа. Гробовщик говорит, что выкопанный им череп принадлежит придворному шуту короля, Йорику, который пролежал в земле двадцать три года. Гамлет размышляет о хрупкости жизни.

Первый священник говорит Лаэрту, что они не могут похоронить Офелию полностью в соответствии с церковными ритуалами. Лаэрт прыгает в могилу, чтобы попрощаться с сестрой. Гамлет следует за ним. Лаэрт бросается в объятия принца. Царские слуги разделили молодых людей.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий