Краткое содержание «На дне». Максим горький на дне.

Действие происходит в старом студенческом общежитии. В центре комнаты, рядом со столом, стоит купец Квашня. В углу комнаты Ниблер ищет свои ключи, а в постели лежит его умирающая жена Анна. На кухне стоит человек по прозвищу «Актер».

Действие происходит в конце XIX века в богадельне и в глуши безымянного российского города.

  • Костылев Михаил – 54 года, хозяин ночлежного дома.
  • Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла.
  • Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
  • Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
  • Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
  • Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов – картузник, 45 лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  • Барон – бывший аристократ 33 лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом» .
  • Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
  • Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден: «человек должен вести себя смирно» .
  • Анна – жена Клеща, 30 лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
  • Алешка – сапожник, 20 лет.
  • Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
  • Настя – девица легкого поведения, 24 лет, мечтает о настоящей любви.
  • Квашня – женщина лет 40, торгует пельменями.

Для очень нетерпеливых —

для самых любопытных —

для самых красивых —

Михаил Костылев — пал в бою с королевским пеплом.

Василиса — попадает в тюрьму как подозреваемая в преступном заговоре против своего мужа.

Наташа — изуродованная сестрой, исчезает после смерти Костылева.

Лука — уходит из дома после смерти Костылева и, вероятно, продолжает скитаться по Украине.

Васька Пепел попадает в тюрьму за убийство и делает Василису своей сообщницей.

Митос Андрей Митрич продолжает жить в бараке, привыкнув к такой жизни.

Актер — он заканчивает свою жизнь, будучи повешенным в пустыне.

Медведев Абрам — теряет должность милиционера, женится на Кваше, впадает в пьянство.

Анна — умирает от чахотки.

Квашня — становится женой бывшего милиционера Медведева.

Кратко «На дне» М. Горький

Book-Briefly

Сюжет разворачивается в богадельне, где проводят свою жизнь люди из низшего социального класса. Это жилище больше похоже на пещеру, чем на дом.

В центре комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются жители: Квасня, торгующий лапшой; падшая женщина Настя, читающая жалкую книгу; бедный дворянин Борон; вор Пепел; кучер Бубнов.

Анна умирает, а ее муж — плотник на задворках общества. На кухне находится актер, который находится в состоянии постоянного пьянства. Бывший телеграфист разместился в бункере.

Общежитием управляют Костылев и его жена Василиса, сестра которой Наташа живет там же. Лука, пеший турист, только что присоединился к компании.

Арендаторы активно общаются друг с другом, спорят и противоречат друг другу. Никто не хочет заботиться об умирающей в страданиях Анне, даже ее муж.

Только добродушный Лука находит слова утешения для несчастной женщины. Жена Костылева положила глаз на вора и расстроена тем, что он влюблен в ее сестру. Поэтому бедную Наташу постоянно бьют и мучают.

Когда Анна умирает, она продает все свои инструменты, а ее муж остается ни с чем. Странника выбрасывают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свое преступное ремесло. Девушка соглашается при условии, что Эш не будет ее бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко избивает ее. В ходе потасовки Пепел убивает Костылева.

Несмотря на то, что домик потерял некоторых своих арендаторов, он продолжает существовать в привычном режиме. Даже печальная новость о самоубийстве актера не побуждает этих людей посетить местную таверну.

Главные герои и их характеристика:

  • Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
  • Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
  • Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
  • Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
  • Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
  • Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
  • Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
  • Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
  • Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
  • Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
  • Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
  • Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
  • Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.

Акт первый

В подвале таверны между жителями разгорается жаркий спор. Причина проста и логична: кто будет подметать пол? Возникает серьезный спор, в котором участвуют вор Васька Пепел, барон, азартный игрок и шулер Сатин, слесарь со странной фамилией и актер (умудрившийся потерять собственное имя).

Биография Максима Горького

Автор.

В разгар перепалки Зубастик злобно замечает, что у людей в целом нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть — удел богатых и высокородных.

Вскоре в подвале общежития появляется путешественник по имени Лука. Старик напевает несколько скучную песню, которая не нравится Пеплу («Когда хорошо поют — я люблю…»). Затем перед глазами Луки разыгрывается комичная сцена: Вор-сноб, разговаривающий с обедневшим бароном, вдруг предлагает лаять, как собака.

Лука тихо философствует про себя, и вскоре появляется Алиоза, сапожник. Он появляется пьяный и начинает играть. Василиса, хозяйка дома, очень раздражена этим и выгоняет нарушителя спокойствия.

Лука берет на себя подметание.

Акт второй

Азартный игрок Бубнов играет в шашки с милиционером Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя проститутками — Татарином и Кривым Зобом. Игроки играют на деньги, и дважды обманутый сатин уже выиграл.

Кратко об истории создания произведения

Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Песков, также известный как Максим Горький, создал множество прозаических произведений.

Он не был профессиональным драматургом, и его пьеса «На дне», которую он написал между декабрем 1901 и январем 1902 года, была своего рода экспериментом.

Интересно, что после того, как пьеса была поставлена во МХАТе, Горький невзлюбил Толстого — он счел ее неаутентичной.

Названия актов произвольны.

Акт 1. Появление старика Луки

Это весеннее утро. Помещение со сводчатым потолком в подвале. У стен стояли двухъярусные кровати. Правый угол был отгорожен листами фанеры. В левом углу находилась русская кухня. Рядом с ней была дверь на кухню, а с другой стороны стояла кровать, отделенная грязной занавеской.

В центре комнаты стоял большой стол, некрашеный и грязный. На нем стоял самовар, на котором продавщица лапши вертелась и рассказывала о своем ухажере.

После жизни с мужем-тираном лавочница не хотела снова выходить замуж. Рядом с Клешем, работавшим за верстаком, на кровати за занавеской лежала его тяжело больная жена.

Андрей Митрич Клещ — слесарь, 40 лет, трудолюбивый, грубый, ворчливый, мечтает вырваться из нищеты.

Клещ был груб со своей умирающей женой, потому что считал, что именно из-за нее он оказался в психушке. Актер приходит с кухни.

Актер-алкоголик, бывший актер, около 40 лет, безобидный, отзывчивый, настоящая фамилия Сверчков-Заволжский.

Помогая жене Клеща подышать свежим воздухом, актер встречает Костылева, который ищет свою молодую жену Василису.

Михаил Иванович Костылев — владелец пансиона, 54 года, богатый, жадный, готовый украсть каждую копейку у своих жильцов, ревнует свою молодую жену Василису.

Василиса Карповна Костылева — жена Костылева, 26 лет, безнравственная, скандальная, жестокая к сестре и жадная до денег.

Костылева ценит доброе отношение актера к умирающей женщине, но отказывается простить ему половину долга.

Сердечная доброта — это то же самое, что и деньги? Доброта превыше всех благ. И ваш долг передо мной — это долг!

Василиса была хозяйкой Пепла, который жил в огороженном углу, но Костылев не мог поймать их вместе и боялся вора.

Васька Пепел — потомственный вор, 28 лет, любовник Василисы, хочет быть честным.

Пеплу надоела Василиса, и он бросает ее своей сестре Наташе, но она отвергает его.

Наташа — сестра Василисы, 20 лет, тихая, дружелюбная, мечтательница.

Пепел воровал с детства и никогда не работал. Тик, напротив, считает людей, которые не работают, подонками, «без чести, без совести». Пепел считает, что нищим не нужны честь и совесть, они нужны тем, у кого есть власть и сила».

Наташа привела Луку в приют, он поприветствовал его и сказал, что уважает этого человека, даже если он вор: «Ни одна блоха не плохая: они все черные, все прыгают…». Лука начал подметать грязный пол.

Вслед за ним появилась Василиса. До нее дошли слухи, что Пепель уходит от нее к Наташе. Вора в общежитии не оказалось, и Василиса ушла еще более злая.

Появился дядя Василисы и Наташи, милиционер, флиртующий с продавщицей макарон. Лука привел жену Тлештов, которая была едва жива, в комнату. В этот момент Василиса начала избивать Наташу в коридоре. Все, кроме Луки и тяжелобольной девушки, поспешили разнять их.

Жене Клеха приглянулся нежный и любящий Лука. Странник засмеялся и сказал: «Слишком много мяукает, поэтому он мягкий…».

Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидел у постели умирающей женщины, которая причитала, что муж бил и издевался над ней, что она всю жизнь голодала и ходила в лохмотьях. Лука утешил бедную женщину, пообещав ей отдых после смерти.

Бедный барон выиграл в карты и предложил актеру и Луке пропить их выигрыш. Старик отказался.

Барон — обедневший аристократ, 33 лет, умный, образованный, живет прошлым и не надеется на будущее.

Актер забыл свои любимые стихи, которые он хотел прочесть Луке из-за постоянного пьянства. Старик предлагает актеру бесплатное лечение в лечебном центре для алкоголиков, причем актер должен оставаться трезвым всего несколько дней. Сначала актеру понравилась идея начать жизнь заново, но потом он назвал Луку чудаком и ушел.

Критика

Д.В. Философов считает, что драма «На дне земли» представляет собой кульминацию творчества Горького, после которой начался спад.

S. А. Адрианов описал Луку М. Горького как одну из попыток создать своего рода «мудрого сердцееда», взывающего к человеческому сознанию. Великие русские писатели пытались создать такой образ. У Толстого — Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — Созима («Братья Карамазовы»), в сопровождении горьковского Луки.

И. Аненский сравнил взгляды Горького и Достоевского: «… В Горьком… все для человека и все в человеке…. И если для Достоевского девизом было «Смирись и дай Богу говорить», то для Горького это звучит гордо…».

Постановки и экранизации

Первое представление драмы «На земле» состоялось в 1902 году. До 1905 года она решалась с помощью аббревиатур — сокращений, отрывков в литературном или музыкальном произведении. Но в 1903 году пьеса шла в семи театрах (в провинции и в столице). В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры. Пьеса была представлена за рубежом, в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих важных городах Запада и Востока.

Первая экранизация пьесы Горького «На земле» была поставлена в СССР в 1952 году.

В 1972 году это была киноверсия спектакля в театре «Современник» в Москве.

1987 — Без солнца (Ю. Карасик) и На земле (А. Петросян). 2014 — На земле (В. Котт), свободный перевод.

За рубежом пьеса уже была представлена в Венгрии, Японии (дважды), Франции и Китае.

Смысл названия

Смысл названия «На дне» расшифровать не так уж сложно: оно прямо говорит о социальном статусе героев. Многие литературоведы считают, что намерением автора было показать глубочайший экономический и моральный упадок.

Однако по ходу повествования читатель понимает, что даже на этой глубине все еще есть надежда, любовь и дружба, а герои способны мыслить философскими категориями. Это так называемое «дно» будет существовать всегда, и никто не может быть уверен, что однажды оно не появится снова.

Характеристика героев романа «На дне» приведена в следующем списке:

  1. Сатин – ему около сорока лет, он заядлый игроман и жулик, так и наскребает немного денег, ко всему прочему ещё и пьяница. За свою жизнь успел прочесть много книг, именно об этом непрерывно говорит своим соседям, в том числе для собственного утешения. Однажды за честь сестры дрался и без намерения убил человека, за что попал за решетку на пять долгих лет. После этого пробовал жить честно, но не смог: никуда не брали. Он озлобился на мир и стал исповедовать одну правду — горький цинизм, уживающийся в нем с верой в человека и его гордость. Несмотря на свой опыт, не верит в существование честных способов заработать во вселенной вообще. Он же считает, что ложь во спасение не нужна, потому жалость унижает личность и ничего не дает, кроме иллюзий.
  2. Лука – странствующий человек шестидесяти лет, появляется нежданно, негаданно, ведет себя крайне прилично, способен на сострадание и эмпатию, отчего создается впечатление, что оказался он в ночлежке с какой-то целью. Дает советы в попытках исправить все отношения, по этой причине возникает только больше разногласий. Некоторые его рассказы создают впечатление, что герой побывал в тюрьме, однако смог выбраться и теперь бродяжничает.
  3. Бубнов – этому персонажу лет сорок пять, бывший меховой мастерской владелец, старающийся в себе лелеять способности к возвращению обратно в общество нормальное, так как его сильно не устраивает его жизнь сейчас. Из-за того, что документы были на жену оформлены, в ходе развода всё имущество и растерял, теперь шапки шьет. Разочаровался в жизни, потому что жена изменяла ему с подмастерьем и фактически разорила.
  4. Василиса – красавица, но по характеру злобная мегера, которая систематически избивает свою сестру. Ей двадцать шесть лет, любительница выгоды во всем, законная супруга Костылева, и хоть различий у неё с ним практически нет, она испытывает к нему ненависть неимоверную. Любовника своего, Пепла, пытается уговорить на убийство, давая честное слово – за решетку не угодит. Сестре же завидует, от жгучей злобы ей пуще остальных терпеть приходится.
  5. Наташа – двадцатилетняя девушка с очень чистым душевным состоянием, отчего бескорыстно помогает окружающим, приходится Василисе сестрой, от которой вынуждена терпеть издевательства. Понимая, что сама она может пропасть, но зная всю подлую природу людей, она все равно не может довериться Пеплу, который предлагает уехать. И только когда она уже хотела было согласиться с Васькой, попадает в медучреждение из-за смерти Костылева, после – числится пропавшей без вести. Родная сестра ошпаривает ее кипятком.
  6. Васька или Пепел – двадцативосьмилетний вор, имеющий свои воззрения в философии, мечтающий освободиться от ночлежки и открыть новую главу своей жизни. Не раз сидевший, Василий имеет авторитет из-за того, что является любовником Василисы. После их расставания предпринимает попытки приударить за её сестрой Натальей, искренне хочет быть только с ней, однако позже случайно лишает жизни Костылева и драке. По этой причине снова угодил за решетку.
  7. Костылев – содержатель ночлежки пятидесяти четырех лет, законный супруг Василисы. Человек жадный, вспыльчивый, алчный. Людей он воспринимает лишь как способ дохода, за маской доброжелательности скрывает высокомерную натуру, любящую напоминать о долгах, притом ему же обязаны все быть благодарны за крышу над головой. Краденные Пеплом вещи скрытно покупает. Подозревает, что жена ему с ним изменяет, потому постоянно ко звукам за его дверью тщательно прислушивается. С ним в драке погибает. Удивительно, что Костылев при всем своем доминирующем положении боится Пепла и даже не может открыто бросить ему обвинение в связи с Василисой.
  8. Настя – двадцатичетырехлетняя девушка по вызову, жаждущая внимания, оттого просит её жалеть и сама на жизнь охотно жалуется. У неё есть некая связь с Бароном, однако она не имеет ничего общего с фантазиями, которые у неё появились от прочтения любовных романов. Она придумала себе идеальную жизнь, где ее любят и берегут. В свои иллюзии охотно верит. В реальности дает деньги на выпивку, а в ответ получает лишь неуважение и грубость.
  9. Барон – из-за неудачно сложившихся обстоятельств он — тридцати трехлетний пьяница, что имеет дворянские корни, давшие возможность стать чиновником при состоянии. Но они не спасли от обвинения о трате средств казенных. Остался нищим, попал в тюрьму, теперь берет у Насти деньги на алкоголь, переваливая на неё обязанности свои.
  10. Актер – сорокалетний мужчина со справедливым и добрым нравом, отличающимся излишней жалостью к себе. Узнав от Луки про некое лечебное место для алкоголиков, желает бросить пить, даже начинает копить деньги, но странник уходит раньше, чем он успевает узнать точное место, от того совершает суицид.
  11. Клещ — слесарь. Очень гордый и чванливый человек, который кичится своей мнимой способностью вернуться в привычное общество. Он считает, что в нынешнем положении виновата его жена, которая является обузой в семье. Без нее Клещ давно бы мог зажить хорошо, ведь у него есть специальность и инструменты, а других обитателей ночлежки он считает паразитами. Грубо и холодно относится к супруге, однако ради ее похорон продает свои инструменты и прощается с надеждой стать «нормальным человеком». Жизнь ломает его.
  12. Анна — смертельно больная женщина, у нее туберкулез. В жизни видела лишь побои, нищету и унижение. Она верит в Бога и пытается в молитве обрести надежду на другой мир, но все равно боится смерти.

Проблемы

Проблематика «На дне» уникально богата, потому что Горький очень старался осветить все слабые стороны общества, в котором жили его современники. Однако поднятые вопросы актуальны и сегодня.

  1. Проблема взаимоотношений друг с другом и с реальностью: по диалогам между персонажами сразу становится понятно, что они ежедневно портят отношения – ложь, алчность и ревность не решают их общую проблему, а создают новую; реальность адекватно они воспринимать не в состоянии, глубокая обида на мир заставляет их лишать самих себя будущего, пусть жизнь идет своим плачевным чередом.
  2. Проблема гуманизма: когда цели в жизни нет, она перестает быть высшей ценностью, ночлежка – дом отчаяния, там всем плохо, так что никто не сочувствует умирающей Анне, никто не останавливает Василису, когда та издевается над сестрой, не защищает Настю от унижений.
  3. Проблема безнравственности: полное нравственное падение вырисовывается перед читателем через свойственное поведение для этого социального слоя – работой здесь считается воровство, игра в карты на деньги, быть «девушкой по вызову, а в свободное время подпитка своего алкоголизма, после посещение полицейского участка и драки.

Мудрый Литрекон напоминает: если не хватает проблем или вопросов, пишите в комментариях — мы их добавим).

Главные герои и их характеристика

Люди, находящиеся внизу шкалы, — это люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно: Они страдают от бедности, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и уверенности в себе. Это развращает их и обрекает на верную смерть.

  1. Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи. Судьба оставляет героя без шансов выбраться из ночлежки и без перспектив дальнейшей удачной жизни.
  2. Бубнов – мужчина 45-и лет. Ранее владелец меховой мастерской. Недоволен нынешней жизнью, но старается поддерживать в себе потенциал к возвращению в нормальное общество. Потерял владение из-за развода, так как документы были оформлены на жену. Живёт в ночлежке и шьет шапки.
  3. Сатин – приблизительно лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры. Несмотря на образованность и случайное падение, честные способы существования не признает.
  4. Лука – странник в возрасте 60 лет. Появился неожиданно для жителей ночлежки. Ведёт себя интеллигентно, утешает и успокаивает всех вокруг, но, словно пришёл с определённой целью. Пытается наладить отношения со всеми, давая советы, чем разжигает ещё больше споров. Герой нейтрального характера, несмотря на его добрый тон, всегда хочется усомниться в чистоте намерений. По его рассказам можно предположить, что отбывал срок в тюрьме, но сбежал оттуда.
  5. Пепел – зовут Василий, 28-ми лет. Постоянно ворует, но, несмотря на нечестный способ заработка, имеет свою философскую точку зрения, как и все. Хочет выбраться из ночлежки и начать новую жизнь. Несколько раз сидел в тюрьме. Имеет определённое положение в данном обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, но, в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму под конец пьесы.
  6. Настя – молодая девушка, 24 года. Исходя из обращения с ней и разговоров, можно заключить, что она работает девушкой по вызову. Постоянно хочет внимания, чтобы в ней нуждались. Имеет связь с Бароном, но, не ту, какую она придумывает в своих фантазиях после прочтения любовных романов. На деле же она терпит грубость и неуважение от ухажера, при этом, даёт ему деньги на алкоголь. Все её поведение — сплошные жалобы на жизнь и просьбы пожалеть.
  7. Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинения в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.
  8. Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.
  9. Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.
  10. Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке.
  11. Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.
  12. Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.
  13. Квашня – 40-летняя торговка пельменями, испытавшая на себе силу мужа, который бил её на протяжении 8 лет брака. Помогает жителям ночлежки, пытается иногда привести дом в порядок. Спорит со всеми и больше не собирается выходить замуж, припоминая своего покойного супруга-тирана. В течение пьесы развиваются их отношения с Медведевым. В самом конце Квашня выходит замуж за полицейского, которого сама начинает бить из-за пристрастия к алкоголю.
  14. Медведев – дядя сестер Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. В течение всей пьесы пытается свататься к Квашне, обещая, что не будет таким, как её бывший муж. Знает, что племянница терпит побои от старшей сестры, но не вмешивается. Знает обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла. В конце пьесы женится на Квашне, начинает пьянствовать, за что жена его бьёт.
  15. Алешка – сапожник 20-ти лет, пьёт. Говорит, что ему ничего не надо, что он разочарован в жизни. Пьёт от безысходности и играет на гармошке. Из-за буйства и пьянок часто попадает в полицейский участок.
  16. Татарин – тоже живёт в ночлежке, работает ключником. Любит поиграть в карты с Сатиным и Бароном, но всегда возмущается их нечестной игрой. Честный человек и не понимает жуликов. Постоянно говорит о законах, чтит их. В конце пьесы Кривой Зоб бьёт его и ломает руку.
  17. Кривой Зоб – ещё один малоизвестный обитатели ночлежки, ключник. Не такой честный, как Татарин. Тоже любит скоротать время за картами, спокойно относится к шулерству Сатина и Барона, находит им оправдания. Бьёт Татарина, ломает ему руку, из-за чего у него возникает конфликт с полицейским Медведевым. В конце пьесы поёт песню с остальными.

Темы

Несмотря на кажущуюся простоту сюжета и отсутствие кульминации, в фильме много тем, заставляющих задуматься.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Проблемы

Пьеса богата проблемами. Максим Горький попытался в одном произведении осветить нравственные проблемы того времени, которые существуют и сегодня.

  1. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью. По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
  2. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: « Истина или сострадание ?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
  3. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма. Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
  4. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий