Краткое содержание Медный всадник Пушкина. Медный всадник о чем.

Автор также имеет дело с трагической потерей любимого человека. Евгений не может вынести одиночества и печали утраты и не находит опоры в жизни, когда нет любви.

История создания

Поэма стала последним произведением, написанным в течение Болдинской осени. Медный всадник» был завершен в конце 1833 года.

В пушкинское время существовало два типа людей: одни почитали Петра Великого, другие приписывали ему родство с сатаной. На этой основе возникли легенды: В первом случае реформатора называли Отцом Отечества, говорили о его беспримерном таланте и основании Небесного города (Санкт-Петербурга); во втором случае городу на Неве предсказывали падение, Петра Великого обвиняли в связях с темными силами, называли Антихристом.

Автор собрал различные мнения о личности правителя-реформатора, чтобы как можно полнее оценить эпоху Петра Великого.

Суть поэмы

Поэма начинается с описания Петербурга, при этом Пушкин подчеркивает уникальность места, где он будет построен. Евгений живет в городе — обычный служащий, бедняк, который не хочет стать богатым, а хочет остаться честным и счастливым семьянином. Финансовое богатство необходимо ему только для того, чтобы обеспечить свою возлюбленную Парасу. Он мечтает о браке и детях, рука об руку со своей любимой девушкой. Но его мечты не сбываются. В пьесе описывается наводнение 1824 г. Это было страшное время, когда люди гибли от воды, когда Нева бушевала и захлестывала город своими волнами. Параса погибает во время одного из таких наводнений. Однако Евгений проявляет мужество во время беды, не думает о себе, пытается увидеть вдали дом своей возлюбленной и бежит к нему. Когда буря стихает, герой бросается к знакомым воротам: там стоит ива, но нет ни ворот, ни дома. Этот образ разбивает молодого человека, который обречен бродить по улицам северной столицы, проживая жизнь скитальца и ежедневно переживая события той роковой ночи. Во время одного из таких обмороков он натыкается на дом, где когда-то жил, и видит статую Петра I на коне — Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая уничтожила его возлюбленную. Но всадник внезапно оживает и яростно мчится к преступнику. Позже бродяга умирает.

В поэме сталкиваются интересы государства и простого человека. С одной стороны, Петербург называли Римом Севера, с другой — его основание на Неве было опасным для жителей, и наводнение 1824 года подтвердило это. Злобные слова Евгения, обращенные к правителю-реформатору, интерпретируются по-разному: во-первых, как восстание против абсолютизма; во-вторых, как восстание христианства против язычества; в-третьих, как печальные сетования маленького человека, мнение которого не имеет силы изменить национальные условия (то есть для достижения великих целей всегда приходится чем-то жертвовать, и коллективная воля одного человека не остановит страдания другого).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная ямбическими четверостишиями, как «Евгений Онегин». Композиция несколько странная. В нем есть чрезмерно длинное вступление, которое в целом можно считать самостоятельным произведением. Затем идут две части, рассказывающие историю главного героя: потоп и встреча с Медным всадником. В поэме нет эпилога, вернее, его не ведет сам поэт — последние 18 строк посвящены острову на берегу и смерти Евгения.

Несмотря на неформальную структуру, работа воспринимается как единое целое. Этот эффект создается благодаря синтетическим параллелям. Петр Великий жил на 100 лет раньше главного героя, но это не мешает правителю-реформатору создавать ощущение присутствия. Его личность выражена через памятник Медного всадника; однако сам Петр появляется в начале поэмы, во вступлении, когда обсуждается военное и экономическое значение Санкт-Петербурга. Пушкин также говорит о бессмертии реформатора, потому что и после его смерти вводились новшества и долгое время действовали старые, то есть он привел в движение этот тяжелый и громоздкий механизм перемен в России.

Таким образом, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, иногда как человек, иногда как памятник, оживший в беспокойном сознании Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью составляет 100 лет, но, несмотря на такой резкий скачок, читатель этого не ощущает, так как А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, поскольку именно Петр построил город на Неве. Интересно, что композиционно эта книга совсем не характерна для стиля Пушкина, это эксперимент.

События поэмы происходят в ноябре 1824 года в России, в Санкт-Петербурге.

  • Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.
  • Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.
  • Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

для самых нетерпеливых —

для самых общительных —

для самых многолюдных —

для самых любопытных —

для самых красивых —

Евгений — не в силах оправиться от смерти возлюбленной — сошел с ума, и вскоре после этого его тело было найдено на пороге дома его возлюбленной, который был затоплен.

Параша — погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге.

Через историю Евгения автор показывает, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются — они всегда трагически переплетаются. Пушкин впервые в русской литературе показал несовместимость интересов государства и интересов простого человека. Поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра — реформатора и Петра-императора, Евгения — мелкого чиновника и революционера, который возмущен действиями самого царя.

Прочитав пересказ «Медного всадника», читатель способен воспринять уникальную образность и язык Пушкина.

Наводнение на улицах Санкт-Петербурга, о котором говорит автор стихотворения, стало для его жителей самым тяжелым испытанием в истории города. Она принесла разрушение и смерть многим людям. Среди жертв была невестка покорного слуги Евгения. От горя герой сошел с ума. Ему казалось, что воскресший памятник святого Петра преследует его на улицах города. В конце повествования рыбаки находят бездыханный труп Евгения.

  • Евгений — главный герой поэмы, чиновник скромного достатка и самых простых планов на жизнь. Он мечтает жениться на любимой девушке и построить с ней спокойный, размеренный быт. Со смертью невесты жизнь героя теряет всякий смысл. Он лишается рассудка, и вскоре сам погибает.
  • Петр I — в начале повествования — самодержец, решивший воздвигнуть новую столицу своей державы. К концу — оживший в воспаленном от горя мозгу Евгения памятник на коне.
  • Параша — любимая девушка главного героя. О ней читатель узнает из уст и мыслей Евгения.

Сюжет поэмы основан на подлинной истории о наводнении в Санкт-Петербурге в 1824 г. Автор не пережил наводнения сам, а опирался на свидетельства очевидцев, статьи в журналах того времени и архивы.

Пушкину понадобилось меньше месяца, чтобы написать поэму в Болдино в 1833 году. Процесс сочинения, однако, требовал полной самоотдачи поэта, который переписывал каждую строчку чуть более десятка раз, добиваясь идеальной формы.

Возможно, поэт позаимствовал идею «оживающего памятника» из истории, в которой Александр I задумал убрать из города памятник Святому Петру. Он изменил свое решение, когда ему рассказали сон одного майора, который увидел бронзового всадника, скачущего по улицам Петербурга, и услышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: «Молодой человек! До чего вы довели мою Россию! Но пока я там, моему городу нечего бояться. Есть и другое предложение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей возрождения памятника из своей пьесы «Дон Жуан».

Поэма «Медный всадник» — одно из самых коротких произведений великого русского поэта, но в ней есть благоговение перед могуществом императора и его бессмертным творением — Санкт-Петербургом, история любви, ужасающие сцены страшного наводнения и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого, жестокого мира.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий