По дороге Фауст встречает прекрасную девушку Маргариту. Он жаждет встречи с ней и просит Мефистофеля помочь ему. Но дьявол возражает, что Дейзи — невинная девушка и поэтому ему неподвластна. Фауст напоминает дьяволу об условиях договора и угрожает разоблачить ее, если Мефистофель не устроит рандеву.
История Фауста начинается на небесах. Пока ангелы поклоняются Богу за его творение, Мефистофель, дьявол, жалуется на состояние мира. Человечество, говорит он, развращено и наслаждается злом и несчастьями, которые оно может причинить. Мефистофель заключает пари с Господом, что ему удастся склонить одного из его слуг, доктора Фаустуса, к греху и злу. Мастер соглашается и требует, чтобы Фаустус оставался его верным последователем.
В пьесе Фаустус сидит в своем кабинете и отчаивается от своей жизни. Он был ученым и алхимиком, и ему кажется, что он достиг конца всех знаний. Книги и химия больше не могут управлять его жизнью, и он жаждет жизни в гармонии с природой и Вселенной. Он приглашает духа прийти и быть с ним, но это только подчеркивает тот факт, что он человек, а не дух, и поэтому не может разделить высшее знание духа. В отчаянии Фаустус готовит яд для своего самоубийства. В тот момент, когда он собирается принять яд, появляется хор ангелов, возвещающий о наступлении Пасхи, и отговаривает его от этого поступка.
Фаустус отправляется за город вместе с Вагнером, своим ученым компаньоном. Фаустус говорит о своей страсти к природе и высшему образу жизни, но Вагнер не может понять его. Жители города празднуют Пасху, и хотя Фаустус чувствует, что должен быть с ними, он не может избавиться от отчаяния по поводу своего нынешнего положения. Жители города объединяются вокруг Фауста и подбадривают его, потому что в молодости он вместе с отцом помогал людям лекарствами во время чумы. Фауст, однако, чувствует, что своей грубой медициной он, вероятно, принес больше вреда, чем пользы. Когда Вагнер и Фауст возвращаются домой учиться, они встречают на улице черную собаку, которая следует за Фаустом в его комнату.
В своих исследованиях Фауст пытается найти новое вдохновение, читая Евангелие от Иоанна. Он начинает свой собственный перевод этого произведения, но его прерывает лай собаки. Вскоре собака преображается, и на ее месте появляется Мефистофель. Фауст и Мефистофель начинают разговор о работе Фауста и отчаянии от его нынешней жизненной ситуации. Чтобы продемонстрировать Фаусту свою силу, Мефистофель вызывает группу духов, которые отправляют Фауста в галлюцинаторное путешествие, пока тот засыпает. Мефистофель покидает кабинет и обещает вернуться и показать Фаусту еще кое-что.
Когда Фауст просыпается, Мефистофель возвращается, на этот раз с пари. Фауст продолжает размышлять о своей неспособности найти удовлетворительную высшую силу, и Мефистофель делает ему предложение. Дьявол обещает служить Фаусту и подарить ему момент трансцендентности, в котором он надеется остаться навсегда. Если Мефистофель добьется успеха, Фауст должен стать его слугой на всю оставшуюся вечность в аду. Фауст принимает пари, потому что считает, что дьявол никогда не сможет подарить ему такой момент. Мефистофель велит Фаусту готовиться к путешествию, и пока Фауст это делает, дьявол притворяется врачом, когда в класс входит один из новых учеников Фауста. Дьявол и студент обсуждают дальнейшие образовательные начинания студента, и Мефистофель убеждает его вести более беспутный образ жизни. Студент уходит и готовится бросить учебу и обратиться к женщинам.
Сначала Мефистофель приводит Фауста в подвал Ауэрбаха, винокурню. Он пытается убедить Фауста, что мужчины там нашли свое истинное наслаждение; они — люди, которые наслаждаются своей жизнью в таверне. Однако Фаустуса не убеждают их грубые заботы и простая жизнь. Мефистофель разыгрывает мужчин. Он просверливает отверстия в боковой стенке одного из столов и наливает туда вино. Но как только один из мужчин наливает вино, из пролитой жидкости вырывается пламя. Когда они пытаются преследовать и убить Мефистофеля, дьявол уносит их в другую реальность, а он и Фаустус убегают.
Список персонажей
Рафаил
Рафаил — один из ангелов Господних. Он появляется в прологе фильма «Небеса». Он восхваляет величие Божьего творения и циклы солнца.
Гавриил
Гавриил — один из ангелов Господних. Он появляется в прологе «Небес» и поет о Божьем творении и цикле дня и ночи.
Михаил
Михаил — один из ангелов Господа. В прологе он появляется на небесах и поет о Божьем творении и циклах бурь и непогоды.
Мефистофель
Мефистофель — антагонист пьесы. Он играет искусителя и дьявола, а также дурака и комика. Мефистофель заключает договор с Богом, чтобы искушать Фауста, и Фауст парирует, что Мефистофель не сможет показать ему вечный миг, который когда-нибудь утолит его жажду познания. С помощью ряда уловок и обманов Мефистофель запутывает Фауста в его поисках любви и в конечном итоге добивается того, что тот проклят и вечно страдает как слуга дьявола.
Господь
Господь появляется в прологе «Небес». Господь заключает договор с Мефистофелем о душе Фауста и позволяет дьяволу соблазнить Фауста, чтобы доказать, что он останется верен Богу.
Фауст
Фаустус — главный герой пьесы. Он ученый и алхимик, который отчаивается, потому что считает, что исчерпал пределы своих знаний. Он чувствует, что сможет реализоваться только тогда, когда сможет слить свою жизнь с природой и Вселенной. Чтобы обрести это высшее знание, Фаустус заключает пари с дьяволом Мефистофелем. Вскоре Фаустус находит свою вечную любовь с молодой девушкой Гретхен, которую он затем выводит из своей религиозной и нравственной жизни. Роман Фауста заканчивается трагедией: Гретхен убивает общего ребенка и впадает в безумие. Таким образом, Фауст проклят и никогда не познает истинного знания любви, к которому он стремится.
Дух Земли
Дух Земли — один из главных духов пьесы. Он появляется перед Фаустусом в его кабинете и олицетворяет доброту высших сил природы и вселенной.
Вагнер
Вагнер — спутник Фауста в первой трети пьесы. Вагнер — ученый, который не видит причин выйти за пределы книг и знаний в сферу физического и духовного, как того желает Фауст. Вагнер представляет академический контекст, из которого Фауст отчаянно пытается вырваться.
Управляющий
Буфетчик появляется в сцене «Прелюдия к театру». Он знакомит с практической стороной искусства и драмы и побуждает драматического поэта и комического клоуна представить историю Фауста так, чтобы одновременно увлечь, развлечь и просветить зрителей.
Поэт
Поэт выступает на сцене театра прелюдии. Поэт представляет художественную сторону театра. Его больше волнует художественная оригинальность и подлинность драмы, чем развлекательная ценность или практичность пьесы.
Комедиант
Комик или клоун появляется в сцене «прелюдия к театру». Комедиант обозначает развлекательную ценность драмы. Аргумент Комедианта заключается в том, что театр должен отвлекать людей от их повседневного мира и предоставлять им зрелище и страсть.
Гретхен (Маргарита)
Гретхен — крестьянская девушка, в которую Фауст безумно влюбляется. Гретхен представляет религиозно-нравственное общество повседневной Германии, с которым сравнивает себя Фауст. Их отношения с самого начала обречены на трагедию, поскольку Фауст искушает Гретхен отказаться от нравственной жизни. Выносив его ребенка, она совершает детоубийство, за что ее заключают в тюрьму и казнят.
На небесах Бог и Мефистофель ведут беседу. Мефистофель говорит Богу, что если бы у человека не было разума, его жизнь была бы немного лучше.
Бог рассказывает Мефистофелю о докторе Фаустусе, который служит ему и обязательно выйдет из тьмы. Мефистофель предлагает Богу аргумент: он готов принять врача на свою сторону и соблазнить его, если Бог позволит. Последний соглашается.
Сейчас ночь. Фаусто не может заснуть. Он пессимистичен и считает, что изучил теологию, медицину, философию и право, но остается невеждой. Хотя он был мастером и врачом и учил других в течение многих лет, он все еще многого не знал. Фаустус не в восторге от идеи стать «светом рода человеческого».
Тогда доктор решается обратиться к магии и призывает духа, чтобы тот открыл ему «секрет существования» и помог понять внутреннюю работу Вселенной…..
Вдруг луна исчезает, откуда-то поднимается дым, затем над лбом доктора вспыхивает красный луч. Он чувствует тяжелый запах. Доктор понимает, что призрак находится рядом. Фаустус нетерпелив, он жаждет увидеть призрак, он взывает к нему: «Приди, приди».
Но когда призрак появляется в красном пламени, Фаустус сначала испытывает отвращение. Призрак обижен: Фаустус зовет его настойчиво и нетерпеливо, но тот уходит.
Доктор честно признается, что появление призрака его пугает.
Призрак начинает насмехаться над Фаустом, ведь доктор попросил дьявола прийти, считая себя равным ему и разговаривая с призраком как с равным себе — а теперь он дрожит от страха!
Фаустус сосредотачивается и с гордостью говорит призраку, что не будет скрывать своего лица и что он так же серьезен, как дьявол.
Призрак пытается убедить доктора, что он, призрак, гораздо важнее. Ведь он есть везде: на земле, на небе, в океане; он отвечает за жизнь и смерть; он подобен Богу.
После этого дух исчез.
Фауст раздражен тем, что призрак считает себя выше его. Но когда он меняет свое мнение, он сожалеет о том, что осмелился приравнять себя к богу. Глубоко разочарованный и чувствующий, что он не более чем червь, Фауст хочет покончить с собой. Но пение ангелов и звон колоколов, возвещающих о воскресении Христа, меняют его мнение.
Фауст и его ученик Вагнер выходят на городскую площадь, где происходят общественные мероприятия. Там к ним подходит черный пудель, и Фауст забирает собаку домой.
Вечером, когда доктор садится переводить, собака играет рядом. Вдруг Фауст замечает, что пудель превратился в Мефистофеля. Дьявол принимает облик ученика. Фауст спрашивает, кто это. Дьявол отвечает, что он — сила, приносящая добро, хотя он желает зла.
Мефистофель издевается над Фаустом и высмеивает его слабости. Когда он готовится покинуть комнату, Фауст отказывается отпустить его и рисует пентаграмму. Затем дьявол усыпляет его и исчезает.
Мефистофель вскоре появляется вновь. Теперь он принял облик богатого и знатного джентльмена. Дьявол уговаривает Фауста пойти с ним и обещает исполнить «любое желание доктора». И ученый, не выдержав искушения, заключает роковой кровавый договор с дьяволом. Мефистофель обладает волшебным плащом, с которым новоиспеченные друзья отправляются в путешествие.
В Лейпциге путешественники посещают Ауэрбахс Келлер и развлекаются в компании пьяных гуляк. Когда один из собутыльников проливает вино, которое дал им дьявол, оно вспыхивает. Пьяницы бросаются на Мефистофеля с ножами, но он тут же опьяняет их и исчезает вместе с Фаустом.
Главные герои:
- Генрих Фауст – передовой человек своей эпохи, вошел в сделку с нечистым.
- Мефистофель – искуситель, поспоривший со Всевышним на Фауста.
- Маргарита – любовь Фауста, лишившаяся рассудка.
Второстепенные персонажи:
- Вагнер – последователь Фауста.
- Елена – античная красавица.
- Эвфорион – плод любви Фауста и Елены.
- Гомункул – существо из колбы.
- Валентин – брат Маргариты.
Бог и Мефистофель заключают пари с Генрихом Фаустусом: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от своих научных занятий? Доктор многого достиг с Божьей помощью, он стал уважаемым человеком, но он не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель выдает себя за академического ученого. Они договариваются, что Фауст будет брошен в ад, если попытается помешать прекрасному моменту.
После заключения сделки они оба отправляются в путешествие, в котором Лукавый наделяет ученого силой и огромными возможностями, но это его не радует: Люди погибают, а его возлюбленная сходит с ума.
Во второй части Фаустус попадает в древние времена, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что мир — это не власть, деньги или любовь, а работа на благо общества.
Главные герои и их характеристика:
- Генрих Фауст – передовой человек своей эпохи, вошел в сделку с нечистым.
- Мефистофель – искуситель, поспоривший со Всевышним на Фауста.
- Маргарита – любовь Фауста, лишившаяся рассудка.
Автор.
Посвящение
Автор с благодарностью вспоминает свою молодость, своих близких и друзей, тех, кто был ему близок, но круг которых с годами разорвался.
Театральное вступление
Живой разговор между театральным режиссером, поэтом и актером выливается в обсуждение проблем творчества и важности искусства в жизни.
Пролог на небе
Мефистофель приходит к Господу и осуждает людей, созданных разумно, но подверженных диким животным страстям. Хозяин спрашивает Мефистофеля, знает ли он Фауста. Собеседник отвечает на вопрос утвердительно и готов поспорить, что ввергнет свою душу в пучину искушения. Мастер принимает вызов и верит, что интуиция ученого не подведет его.
Часть первая
Фауст размышляет о своих научных достижениях. Его размышления прерывает визит его ученика Вагнера. Во время их разговора Фауста раздражает высокомерие Вагнера, убежденного, что он может добиться всего. После ухода ученика доктор считает, что его жизнь прошла впустую. Он намерен принять яд. Звук трубы и пение хоров возвещают о рождении Спасителя. После этого Фауст отказывается от самоубийства.
В толпе странствующих Вагнера и Фаустуса один человек громко благодарит их за добрые дела врача, который показал ему, как победить чуму. Неожиданно рядом с мастером и его учеником бродит черный пудель.
Фаустус решает оставить собаку. Животное превращается в Мефистофеля в облике ученика. После философской беседы гость не может покинуть дом, потому что он украшен пентаграммой. Мнимый студент усыпляет доктора и исчезает. Гость вновь появляется в облике богатого купца и уговаривает Фауста покинуть дом и предаться различным удовольствиям. Искуситель обещает поразить воображение Фауста. Когда наслаждение становится настолько непреодолимым, что хочется воспользоваться моментом, Фауст просто говорит об этом и становится рабом дьявола. Соглашение подписывается на бумаге и скрепляется кровью. Затем они принялись снимать плащ дьявола.
Два странника присоединяются к группе пирующих, которым Мефистофель предлагает попробовать вина. Один из них опрокидывает чашку, напиток проливается на пол и воспламеняется. Все они понимают, что перед ними адское пламя, и нападают на Мефистофеля с ножами, но он оглушает их. Мефистофель и Фаустус пользуются случаем и отступают.
Путешественники оказываются в логове ведьмы. Фаустуса преследуют ее мысли. Дьявол уверяет его, что работа может отвлечь его от беспокойных мыслей. По его просьбе ведьма готовит для Фауста зелье, с помощью которого он вновь обретает молодость.
Фаустус случайно встречает Маргариту и влюбляется в нее. Он просит Мефистофеля свести его с девушкой. Дьявол говорит, что она невиновна и поэтому не имеет над ней власти. Фаустус заявляет, что расторгнет контракт, если Мефистофель не назначит свидание.
Фауст — богоотступник, пожелавший исполнения всех своих желаний за договор с чертом?
Нет, все гораздо сложнее. Фаустус предстает перед читателем полным разочарования: «Что нам нужно, мы не знаем; что мы знаем, нам не нужно». Фаустус с горечью осознает, что зря потратил свою жизнь, окончив все четыре школы средневековых университетов (теологическую, философскую, юридическую и медицинскую). Фаустус хочет познать природу, но он понимает, насколько мал человек по сравнению с огромным миром вокруг него. Он задается вопросом о своей жизни и жизни других людей. Фаустус клеймит способность человека оправдывать свою леность, трусость, лень и жадность. Отчаяние Фаустуса достигает своего апогея: жизнь теряет для него всякий смысл, и тогда Фаустус решает бросить вызов небесам. Когда он подносит стакан с ядом к губам, из соседней церкви доносится пение. Фаустус отвергает кубок: «О божественный звук! Знакомый звон моего сердца не дает мне выпить зелье разрушения…». Под влиянием пасхальной песни Фаустус почувствовал душевный порыв и желание жить:
Сладкий звон, знакомый с юности, Я снова жив, как прежде.
Фаустус находит в себе силы пробудиться к новой жизни:
Во мне живут две души, и обе они враждуют друг с другом. Один, подобно страсти любви, пылок и жаден к земле, другой парит над облаками и потому стремится выйти из тела.
Это важное понимание Фауста и в то же время объективная характеристика каждого человека. Он — разумное существо, но он также и духовное. Он пытается перевести Библию на немецкий язык. Он решает для себя, что первый стих Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово» — следует перевести как «В начале было Дело». Утверждение причины как первоосновы жизни становится девизом Фауста.
Договор между Фаустом и Мефистофелем у Гете отличается от мифа о Фаусте, в котором Фауст отдает свою душу, а Мефистофель обязуется исполнить все его желания. Поэтому Фаусту не нужно ничего делать самому. У него есть возможность пожелать что-то, а все действия, необходимые для исполнения этого желания, осуществляет дьявол. Фауст не мог согласиться с таким порядком вещей. Это противоречило бы его энергичной природе и принципу жизни, согласно которому сущность бытия можно найти в действии. Когда Мефистофель обещает ему неизмеримые удовольствия, Фаустус реагирует на это с презрением:
Что, жалкий демон, какие удовольствия ты хочешь получить? Человеческие духи и гордые амбиции Могут ли такие люди, как вы, понять? Ты даешь мне пищу без пресыщения; ты даешь мне золото, которое вылетает из рук, как зыбучая серебра, игру, в которой никогда не выигрывают; ты даешь мне женщину, которая бросает взгляд на грудь другого; ты даешь мне славу, которая исчезает через десять дней, как метеор, плод, который гниет, как только его сорвут, и дерево, которое цветет несколько минут!
Герой желает не отдыха и удовольствия. Фаустус пришел к убеждению, что единственный способ узнать жизнь — это окунуться в нее с головой. Он объясняет Мефистофелю:
'Я не жду радости, пожалуйста, поймите! Я окунусь в омут мучительной радости, злобы в любви, сладкого гнева; мой дух, жаждущий познания, отныне откроет все свои печали: То, что человеку уготовано судьбой, все это нужно пережить, всему этому нужно научиться! В своем духовном взоре я охвачу всю его высоту, всю его глубину; все счастье человечества, все его горе, я соберу их все в своей единой груди, и с ней я, наконец, сломаюсь и погибну!
Мефистофель мало что понимает в Фаусте. Он не понимает, например, что Фауст думает не только о себе. Ему нужны знания, к которым он стремится, чтобы помогать людям. И когда он теперь идет к центру жизни, то не снова ради собственного счастья, а чтобы испытать полноту человеческого существования, которая приходит к разным людям. Он хочет жить не просто обычной человеческой жизнью. Фаустус ищет у Гете не удовольствия, не продажи вкуса, а постижения смысла жизни. Поэтому Фаустус предлагает дьяволу необычное условие: Только когда он испытает полное удовлетворение, дьявол сможет забрать его душу:
Кто же такой Мефистофель?
Мефистофель намерен использовать каждое требование Фаустуса таким образом, чтобы разрушить его амбиции и идеалы.
Кто такой Мефистофель? Сатана, владыка ада, один из дьяволов, находящихся у него на службе? Какое место занимает Мефистофель в иерархии инфернальных сил? В тексте он предстает как главный представитель ада или как один из низших демонов. Он — дух отрицания. В «Прологе рая» Бог признается, что из всех духов отрицания он больше других благоволит Мефистофелю, потому что тот не дает людям покоя. Та же идея выражена в ответе Мефистофеля на вопрос Фауста о том, кто он такой:
'Часть власти, которую я всегда желал, принесла только пользу.
Я отрицаю все - и в этом моя суть (...) Короче говоря, все, что ваш брат называет злом - попытка разрушения, злые действия и мысли, все это - моя стихия.
Мефистофель важен, но не грандиозен. Гете лишил дьявола его героического величия. Он не восстает против Бога. У Гете Мефистофель — это хитрый дьявол, знаток человеческих слабостей. Однако этот образ противоречив, поскольку он сочетает зло с тем, что полезно для здоровья. Его суждения — это голос разума, но не тот голос разума, который пытается докопаться до сути вещей. Мефистофель — человек девятнадцатого века и ведет себя по отношению к Фаусту как опытный, знающий попутчик, развлекатель, слуга, который все устраивает для своего хозяина.
У Мефистофеля есть одна высшая задача: доказать Богу несуществование человека. Для этого он должен вовлечь Фауста в круговорот жизни.
Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?
Несмотря на отчаянные усилия, ему это не удается. В подвале Ауэрбаха (который, кстати, действительно существует и который молодой Гете видел во время учебы в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замазать Фауста житейской грязью, привлекая его в компанию развратных и беспутных пьяных студентов. Дьяволу также не удается вовлечь Фауста в грязные утехи банды ведьм и колдунов в Вальпургиеву ночь на горе Брокен. Кстати, когда Гете в декабре 1777 года путешествовал по горам Гарц, он сам поднялся на Брокен и из легенды узнал, что на этой горе ведьмы устраивали шабаш. Гете использовал народное поверье, свободно трансформировал его и придал ему символический характер. Здесь Фауст видит все злое и порочное в человеческой природе. Но даже здесь Фауст кажется чужим и не попадает в водоворот похоти и зла.
Несмотря на свои периодические недостатки, Фауст всегда возвращается на выбранный им путь, чтобы искать истину и понять жизнь во всей ее полноте. Образ Фаусто становится полностью человеческим. Мефистофель скорее надеялся, что Фаустус под влиянием любви забудет о своих высоких амбициях. Это не так, потому что трагическая любовь Фаустуса к благочестивой Маргарите в конце концов оказывается выше не только чувственных наслаждений, но и смерти.
Главные герои “Фауста”
- Фауст — молодой ученый, постоянно ищущий ответы на законы мироздания и вселенной.
- Маргарита — скромная и невинная девушка. Возлюбленная главного героя.
- Мефистофель — злой дух, посланный на землю, чтобы испытать Фауста.
- Вагнер — молодой ученик Фауста.
Повествование начинается с трех глав вводного содержания.
Посвящение
Первая глава посвящена друзьям автора. Автор вспоминает свою юность и упоминает о меняющихся тенях, которые ему представляются.
Театральное вступление
Вторая глава представляет собой обсуждение проблем творчества между театральным режиссером, поэтом и комиком. Режиссер предлагает поэту написать комедию, чтобы охватить большую аудиторию. Поэт не согласен и считает, что писать пошлости — недостойное искусство.
Рисунок 2. Дейзи и волчок. Эжен Делакруа Персонажи обсуждают, что должно стать с искусством, кто должен следовать за ним, как оно должно развиваться. Вторая часть заканчивается тем, что режиссер обращается к своим коллегам и просит их создать искусство, которое больше не имеет той силы, которую имело раньше.
Пролог на небе
Третье вступление — это беседа на небесах. Архангелы поют оды Богу, но умолкают, когда на сцене появляется Мефистофель. Мефистофель — скептик; он начинает спорить с Богом, что не существует людей, которые полностью посвящают свою жизнь служению Богу. Бог опровергает скептика на примере ученого Фауста, говоря, что такой человек, как Фауст, может пройти даже самые сложные испытания. Мефистофель берет на себя труд испытать ученого; дух отрицания радостно соглашается.
Первая часть
На сцене появляется причина ссоры на небесах — Фауст. Он не спит, размышляет о своей судьбе и не считает себя особенно умным, хотя стал врачом и адвокатом. Фаустус называет себя глупцом, потому что он не нашел истины в изучении наук. Ученый решает, что если наука не может ему помочь, то стоит попробовать магию. Он открывает книгу заклинаний и вызывает дух земли. Появляется дух, но Фауст поначалу в восторге от успеха своего заклинания и рад, что к нему обратился дух. Дух говорит, что ученый близок только к тому, что он изучает, и исчезает. В комнату входит Вагнер, студент главного героя.
Рисунок 3. Мефистофель в таверне, где веселятся студенты. Писатель Эжен Делакруа Вагнер восхищается своим учителем. Он считает, что сможет добиться успеха, только если будет красноречив. Доктор считает своего ученика глупцом и начинает размышлять о собственной судьбе. Размышления приводят к осознанию своей никчемности. Ученый решает покончить жизнь самоубийством, приняв яд. Но тут герой слышит звон пасхальных колоколов, принимает его за знак и забирает яд с собой. Сцена городского праздника. Старик встречает Фауста на улице и благодарит Фауста и его отца за лекарство. Ученый не считает своего отца полезным, потому что он калечил одних и лечил других. К ученому подходит бездомный черный пудель, и доктор забирает его домой. Ученый возвращается домой и начинает переводить Новый Завет. Ученый переводит первые слова Нового Завета: «В начале было дело», хотя современная версия имеет перевод «В начале было слово». Фаустус не был воспитан религиозно, поэтому слово «разум» имело для него иное значение, чем для христиан. Собака начинает превращаться в Мефистофеля. Злой дух появляется в виде ученика. Затем следует дискуссия о человеческой слабости перед лицом страданий. Призрак пытается покинуть комнату, но поскольку он занимается колдовством, ученый нарисовал пиктограмму, которая не дает Мефистофелю уйти. Призрак усыпляет героя и уходит.
Рисунок 4. Мефистофель встречает студента. Эжен Делакруа На следующий день призрак приходит в виде богача, но Фауст узнает его.
Важно. Призрак просит ученого пойти с ним, чтобы открыть ему смысл творения. Фауст подписывает кровный контракт и уходит с Мефистофелем. Договор предусматривал, что Мефистофель покончит с жизнью ученого и заберет его душу в подземный мир, когда главный герой достигнет истинного вожделения и скажет: «Постой, ты прекрасен, ты переборщил!».
Странствия начинаются с посещения Лейпцига. В Лейпциге они встречают группу пьяных мужчин, призрак угощает их вином, один из пьяниц выливает вино на пол, и оно вспыхивает. Люди нападают на Мефистофеля и говорят, что он дьявол. Герои отступают. Мефистофель и ученый ждут, пока ведьма приготовит зелье, которое вернет Фаусту молодость. Пока ученый ждет, призрак советует ему отвлечься простыми делами. Ведьма готовит зелье, и тело доктора снова становится молодым. По дороге омоложенный ученый видит Маргариту (Гретхен), подходит к ней и просит разрешения проводить ее домой, но получает отказ.
Часть вторая
Эта часть разделена на несколько актов, каждый из которых раскрывает новую ветвь содержания и поисков Фауста.
1 акт
Сатана превращается в придворного шута императора. Во дворце проходит совет, на котором обсуждается падение страны и опустошение казны. Злой дух наполняет казну мошенничеством, и эйфория охватывает всех во дворце. Главные герои наблюдают за происходящим, но им скучно.
Это важно: Мефистофель дает своему другу ключ, который открывает дверь в прошлое. Герой попадает в античность, где встречает Елену, самую прекрасную женщину всех времен.
2 акт
Во время путешествий Мастера Вагнер проводит эксперименты. Сатана посещает Вагнера, и они говорят о детях. Студент убежден, что время деторождения в обычном понимании нелепо. В одном из экспериментов он выращивает в пробирке гомункулуса. Это неполноценный человек, хотя и наделенный многими способностями, он умен, любопытен, но живет в пробирке. Герои отправляются праздновать Вальпургиеву ночь. Фауст хочет найти Елену.
3 акт
Елена тем временем возвращается в замок, чтобы увидеться с мужем. Там она узнает от ключника, что ее муж, царь Менелай, прислал Елену в качестве подношения. Мастер ключей отправляет Елену в другой замок. В замке она встречает Фаустуса, и они начинают узнавать друг друга. Слышны звуки войны. Менелай выступает против Фаустуса с войском. Герой и его возлюбленная попадают в беззаконие. У влюбленных рождается сын Эвфорион. Сын просит не о развлечениях и играх, а о том, чтобы ему позволили попасть на небеса. Мальчик умирает, Елена не выдерживает горя и исчезает из жизни главного героя.
Рисунок 7: Фауст, Мефистофель и Барбетта. Эжен Делакруа
4 акт
Снова слышны звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ наслышан о фальшивых займах, сделанных Мефистофелем и Фаустусом. Мефистофель просит Фаустуса помочь императору. Взамен герой получает участок земли, на котором Фаустус хочет построить плотину. Доктор соглашается. Они помогают императору выиграть войну.
5 акт
Фаустус отправляется в Средневековье. Ученый выбирает землю, но там живут Филемон и Вавсида, пожилая пара, которая не хочет покидать свой дом. Демоны, ведомые сатаной, убивают стариков. Фаустус и дьявол ссорятся, и Мефистофель, устав от его охраны, ослепляет его. Уставший ученый засыпает. Пока Фаустус спит, он слышит голоса и стук лопат и полагает, что рабочие начали строить плотину. В действительности демоны начали рыть могилу главному герою. Фаустус счастлив, что работа объединяет людей. Он достигает истинного наслаждения, и в этот момент он умирает. Сатана ждет душу Фаустуса, но архангелы не дают ему забрать ее. Бог решает пощадить Фауста. Хотя главному герою не удалось выполнить все задания Мефистофеля, ученый понял, что истинное счастье заключается в помощи другим. Его план строительства плотины впечатляет Бога, и душа ученого попадает на небеса.