Краткое содержание «Дети подземелья». В г короленко дети подземелья.

Маруся уже давно не смеялась, ее молчаливые глаза потемнели еще больше и быстро угасли. Вася рассказал Соне, как страдает больная девочка, и попросил ее одолжить Марусе свою куклу. Соня проявила сострадание к чужому горю — она подарила ему куклу и пообещала не предавать брата.

События повести происходят в 19 веке в городе Княжье-Вено, моделью для которого послужил украинский город Ровно.

  • Вася – сын судьи, мальчик шести лет, потерявший мать. От его лица ведется повествование.
  • Валек – бездомный мальчик лет семи-девяти, сын Тыбурция, брат Маруси.
  • Маруся – бездомная девочка лет трех-четырех, дочь Тыбурция, сестра Валека.
  • Тыбурций Драб – предводитель нищих, отец Валека и Маруси; образованный мужчина, очень любил своих детей.
  • Отец Васи – пан судья, отец двух детей; потеря жены стала для него большой трагедией.
  • Соня – дочь судьи, девочка четырех лет, сестра Васи.

Вася посещает могилу Маруси до тех пор, пока не уедет из города; иногда он посещает ее вместе с отцом, а чаще с сестрой Соней.

Маруся умирает после продолжительной болезни.

Тыбурций Драб, Валек — сразу после смерти Маруси они исчезают из города.

9. Заключение

Вскоре после этого нищие разбегаются в разные стороны». Тибурций и Валек внезапно исчезают.

Вася и Соня, а иногда и их отец, постоянно посещали могилу Маруси. Когда пришло время покинуть родной город, они произнесли свои свадебные клятвы над маленькой могилой».

Выводы

Автор на примере главного героя, мальчика Васи, показывает читателю трудный путь взросления. Пережив смерть матери и холодность отца, он открывает для себя настоящую дружбу. Встреча с Валеком и Марусей открывает для него другую сторону мира — мир бездомных детей и бедности. Постепенно главный герой узнает много нового о жизни, учится защищать то, что для него важно, и ценить близких ему людей.

Мы рекомендуем вам не ограничиваться чтением только пересказа «Детей подземелья». Мы рекомендуем вам не только прочитать пересказ «Детей подземелья», но и ознакомиться с полной версией произведения.

Княжье-Вено — один из небольших городов на юго-западе Польши. Это незначительный маленький городок посреди болот, заросших озер и небольших рек. Давным-давно посреди небольшой реки образовался остров, на котором стоял разрушенный замок, привлекавший местных мальчишек.

Вася, сын городского судьи, часто посещал остров и любовался таинственным замком, пока Януш, владелец замка, не разделил его обитателей на нищих с аристократическим прошлым и бездомных бродяг.

Вася жалел бедняков, которых жестоко выселили из замка. Изгои не принимали милостыню в городе, их боялись, и бродяги воровали, чтобы не умереть с голоду.

К весне бродяги нашли новый дом в старой часовне посреди кладбища.

Вася часто посещал таверны в городе и слушал речи Тимбуру Дрампфа, самого интересного человека среди бродяг. Ему было тяжело находиться дома. После смерти матери отец был очень строг с ним и считал сына непослушным и эгоистичным мальчиком.

Однажды мальчик захотел посмотреть на часовню, где поселились бездомные бродяги. Он взял с собой друзей и отправился в путь, только его трусливые помощники разбежались в самый ответственный момент, испугавшись пробуждения нечистой силы.

Мальчик стоял в часовне, он не мог выйти один, и навстречу ему вышли двое: маленькая белокурая девочка и ее старший брат.

встреча друзей

Некоторое время мальчики враждовали друг с другом, но потом они узнали друг друга и подружились. Девочку звали Маруся, а ее брата — Валек. Они были детьми Тыбурция. Вася почти все время проводил со своими новыми друзьями. Он баловал их яблоками из сада и сладостями, которые хранил дома.

Валек показал Васе свой «дом», где он жил со своей сестрой и Тибурцием Драбом. Это было подвальное помещение с каменными стенами. Вход в подземелье начинался у стен часовни, здесь глиняные ступени вели в подземный ход, который заканчивался просторным помещением.

Наступила осень. Маруся заболела и почти не выходила на улицу. Холодные камни завладели ее жизнью. Вася решил попросить свою младшую сестру Соню купить куклу для Маруси. Соня была единственным человеком в семье, с которым Вася мог поделиться своими переживаниями. Соня отдала ему игрушку и пообещала брату молчать.

Через два дня няня Сони заметила, что кукла пропала. Пропажа игрушки обеспокоила старшую медсестру, потому что Соня взяла куклу у своей матери. Поиски не увенчались успехом, и Вася понял, что ему нужно как можно скорее доставить куклу домой.

Большая кукла с льняными волосами творила чудеса с больной девочкой. Маруся снова засмеялась и даже немного побежала, как раньше. Но это продолжалось недолго, так как вскоре она заболела и потеряла сознание.

Маруся не узнала Васю, когда навестила обитателей подземелья. Мальчику пришлось вернуть куклу сестре. Он знал, что отец рассердится и накажет его, если узнает, кто виноват в исчезновении игрушки. Тыбурчи и Валек переживали за своего друга и согласились, что игрушку нужно вернуть.

Но как только Вася пошел брать куклу, Маруся заплакала: руки, в которых она бессознательно держала свою единственную радость, были пусты. Вася тут же отдал куклу Марусе. Он не удержался и успокоил друзей, сказав, что дома они, наверное, уже забыли о кукле.

Главные герои и их характеристика:

  • Валек – приемный сын нищего пана Тыбурция Драба, ему, примерно, девять лет, он высок, худощав, у него темные кудрявые волосы и задумчивые глаза. Он спокойный и сдержанный, рассуждает, как взрослый человек. Валек любит свою младшую сестренку и заботится о ней.
  • Маруся – четырехлетняя приемная дочь нищего пана Тыбурция Драба. Худенькая, бледная и болезненная девочка со светлыми волосами.
  • Вася – любознательный и надежный мальчишка с добрым сердцем из обеспеченной и уважаемой семьи. Ему, примерно, девять лет. Он часто убегает из дома и бродит с товарищами-сорванцами по городу.
  • Соня – сестра Васи. Ей четыре года, она пухленькая и румяная, любит резвиться со своим братом.
  • Отец Васи – милосердный и справедливый судья. Он с трудом налаживает контакт со своим сыном, которого долгое время считал негодным мальчишкой.
  • Януш – старый управляющий в Княжье-Вено, доносчик, бывший слуга в графском доме. Он отнял у безродных нищих последний приют – полуразрушенный замок.
  • Нянька – служанка в доме судьи, ворчливая и вечно сонная старуха. Она воспитывает маленькую Соню, оберегает ее от брата-сорванца, чем очень огорчает Васю.
  • Тыбурций Драб – самая интересная личность из нищих бродяг. Он умен, цитирует Цицерона и Ксенофонта, но имеет большие проблемы с законом. Тыбурций высокого роста, у него проницательные глаза, выразительные и грубоватые черты лица. Он любит своих приемных детей и заботится о них.

Рассказ Короленко «Дети подвала» был опубликован в 1885 году в десятом номере журнала «Русская мысль».

Автор начал работу над произведением в годы своей ссылки в Якутии (1881-1884) и завершил повесть в Санкт-Петербурге.

Город, который он описывает, на самом деле является городом Ровно и разрушенным замком князей Любомирских.

История рассказана от первого лица, а главный герой, молодой парень, носит черты самого автора. Его отец стал образцом для подражания для городского судьи — отца главного героя.

В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс

 В. Г. Короленко. «Дети подземелья» (1885). 5 класс/ Репин И.Е. Нищая (Девочка-рыбачка), 1874 / wikipedia.org

Транскрипт: Ольга Лапенкова

В 1885 году В.В. Короленко закончил работу над повестью «В дурной компании», которую он писал почти пять лет в ссылке в Якутии. Позже рассказ был переименован, сокращен и опубликован в детском журнале «Родник». Произведение стало очень популярным: оно переиздавалось более 40 раз, а современные школьники знают его только в сокращенном виде и под названием «Дети подвала». Сам Короленко, однако, был недоволен адаптацией своего текста. В письме к писателю С. Я. Гальперинскому, который, в свою очередь, пишет: «Я не знаю, что это такое. Елпатьевский он утверждал

У меня есть определенное предубеждение против специальных изданий для молодежи.<.>. Например, «В дурном обществе» продолжает распространяться десятками тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и усеченном виде. Я не понимаю, почему молодые люди должны сначала знакомиться с автором в таком сокращенном виде, а потом получать всю книгу целиком.

Но должен ли автор чувствовать себя так плохо из-за сокращения его произведения? Сегодня мы узнаем, что именно было вырезано в фильме A Bad Company — и, конечно, обсудим, возможна ли дружба между богатыми и бедными.

Бедный мальчик!

Главный герой «Детей подвала» — шестилетний Вася, выходец из довольно обеспеченной семьи, особенно по меркам небольшого городка Князь-Вено на северо-западе Украины (от V. Γ. Короленко, мы узнаем, что автор «писал с этого места в Ровно, где он учился в гимназии». Г. Короленко, можно узнать, что автор «скопировал» это место из Ровно, где он учился в гимназии). Однако его семью нельзя назвать счастливой. У родителей главного героя были прекрасные отношения, но, к сожалению, мама Васи рано умерла, а муж, как говорится, замкнулся в себе. Вот как главный герой «вспоминает» об этом:

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Казалось, что отец отдался своему горю и забыл о моем существовании. Иногда он ласкал мою младшую сестру Соню и заботился о ней по-своему, потому что у нее были черты матери. Я рос как дикое дерево в поле — никто не заботился обо мне, но никто и не ограничивал мою свободу.

Отец Васина доверил воспитание своих детей няне и ушел на работу, поэтому главный герой целыми днями бродил по улицам один или с друзьями. Как любой искатель приключений, Вася интересовался более необычными и мрачными районами своего маленького городка. Одним из таких мест был остров, посреди которого стоял разрушенный замок. Мальчики часто гуляли неподалеку, но не решались войти, опасаясь столкнуться с призраками:

О замке рассказывали сказки и истории, более пугающие, чем любые другие. Говорят, что остров был создан турецкими пленными. «На костях людей стоит старый замок», — говорили старики, и в своем страшном детском воображении я представлял себе тысячи турецких скелетов под землей, поддерживающих своими костлявыми руками остров с высокими пирамидообразными тополями и старый замок. По понятным причинам замок казался еще более страшным, и даже в ясные дни, когда<.>Даже в ясные дни, когда мы подходили к нему, у нас часто возникали приступы паники,<.>таинственный шорох в пустых коридорах: Камешки и штукатурка падали, вызывая гулкое эхо, и мы, не задумываясь, покидали дом.<.>.

Однако в замке жили не призраки, а обычные люди: Нищие, которые по разным причинам не имели крыши над головой и не могли честно зарабатывать на жизнь. Сначала все, кто хотел переехать туда, сделали это, но затем произошла своего рода «революция». Нищие разделились на две группы, и первая, возглавляемая старым Янусом, человеком, который всю свою жизнь провел на службе у отпрысков богатой графской семьи, заставила вторую уйти. Изгнанники селились возле кладбища, в заброшенной часовне и в холодных, грязных подземельях.

Среди изгнанников был человек со странным прозвищем Тифозный Барабан, который зарабатывал себе на жизнь следующим образом: в базарные дни он шел в таверну и, стоя на бочке, читал снаружи длинные латинские тексты. Где бедняк мог их прочитать — большой вопрос, но на местных купцов эти речи произвели такое впечатление, что они с удовольствием угощали его.

Но еще более удивительно то, что у Драба были дети! Главный герой подружился с ними. Однажды Вася решил забраться в часовню, а для уверенности позвал с собой друзей с улицы — но они испугались и ушли, как только мальчик вылез из окна ветхого здания. Так он познакомился с семилетним Валеком и трехлетней Марусей, его слабой и хрупкой сестрой. На вопрос, почему девочка такая слабая и не любит шумные игры, Валек ответил, что «серый камень» забрал ее силы…

В дурном обществе

В оригинальном тексте и в сокращенном варианте сюжет развивается одинаково. Однако если сравнить «В дурной компании» и «Дети подземелья», то окажется, что редакторы конца XIX века «вырезали» из произведения В. Г. Короленко страницы о соседях Тыбурция Драбы. Автор описывает многих людей, оставшихся на улице, и косвенно объясняет, почему это произошло. Среди изгнанников был старик по прозвищу «Профессор», который сошел с ума и, видимо, был больше не нужен. Примечательно, что жители города Княжье-Вено — не только дети, но и взрослые — постоянно насмехались над ним:

Даже сегодня я помню, как весело журчала улица, когда мимо проходила кривая, исхудалая фигура старого «профессора».<.>Вряд ли можно представить себе более безобидное и скромное существо.<.>Тщеславные филистимляне знали, что у него есть два качества, которые они использовали для своей жестокой забавы. Профессор» постоянно что-то бормотал себе под нос, но никто не мог разобрать ни слова из его речей.<.>Он мог стартовать как машина из<.>он подозвал старика к себе и задал ему вопрос. Профессор» покачал головой<.>и начал бормотать что-то бесконечно грустное.<.>Но само по себе это не представляло ничего особенно интересного. Самый важный эффект<.>Это было связано с другой особенностью профессора: несчастный не мог равнодушно слушать разговоры о режущих и колющих инструментах. Так что<.>слушатель, вдруг поднялся с пола и закричал резким голосом: «Ножи, ножницы, иглы, булавки!». Бедный старик<.>прижалась к его груди,<.>и невыразимая мука звучала в его голосе, как<.>говорил он, судорожно царапая пальцами грудь:

— Из сердца. Из крючка сердца. Из самого сердца.

И бедный «профессор» поспешно удалился, его голова все еще была опущена, как будто он боялся удара, а позади него раздался довольный смех, те же голоса, которые хлестали воздух, как кнутом:

— Ножи, ножницы, иглы, ручки!

Автор также описал другого нищего, жившего в подземелье, — господина Лавровского, бывшего служащего, пристрастившегося к алкоголю. Видимо, поэтому он потерял работу (и, конечно, больше не мог платить за квартиру).

Наконец, несколько абзацев было посвящено самому веселому персонажу — господину Теркевичу, который почему-то настаивал, чтобы его называли генералом, «величественно крутил усы» и всегда был готов ввязаться в драку, но был «неистощим в шутках и остроумии» и часто ходил, подобно Тибурси Дрампфу, в кабаки, где развлекал публику представлениями. К сожалению, у него была та же слабость, что и у г-на Лавровского: слабость к крепким спиртным напиткам.

Но почему редакторы детского журнала «Родник» решили убрать эти подробности из рассказа Короленко? Возможно, они решили, что глава о жителях подземелья (она, кстати, называлась «Беспокойные натуры») покажется детям скучной. А может быть, они решили, что ученикам не нужно читать о безумцах и пьяницах. Но та же проблема возникает и с рассказом Ивана Тургенева «Муму», повестью Николая Гоголя «Тарас Бульба» и многими другими классическими произведениями, герои которых совершают, мягко говоря, не очень приятные поступки. Правда ли, что юного читателя нужно ограждать от ненужной «грязи»? С одной стороны, лучше, если пяти-семиклассники, которые слишком впечатлительны, не будут читать этот материал. С другой стороны, не стоит делать вид, что в мире нет нищеты, болезней, войн и жестокости…..

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий