Шиллеру не нравилось, как офицер обращался с его напарником, и он думал, как от него избавиться. Тем временем Пирогов намекнул товарищам об удачных отношениях с красивой женщиной. Однажды лейтенант узнал от глупой немки, что ее муж отсутствует по воскресеньям, и не замедлил явиться к ней в следующее воскресенье.
События происходят в Санкт-Петербурге, и все начинается на Невской площади. Здесь вечером поссорились два друга, поручик Пирогов и художник Пискарев. После ссоры они идут каждый своей дорогой. Читатель узнает, насколько разными были приключения Пискарева и Пирогова: Художник в итоге покончил жизнь самоубийством, а лейтенант сумел пережить унижение и сохранить боевой дух.
- Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
- Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.
- Шиллер – немец-жестянщик, муж блондинки. Его реальный предшественник – поляк Ф.В. Булгарин (он же Фиглярин, ФаддейВыжигин).
- Гофман – сапожник-немец, друг Шиллера. Реальный предшественник – немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (также эту газету презрительно называли Скверная пчела).
- Блондинка – жена Шиллера, глуповатая немка (а как говорится, все блондинки – глупышки).
- Брюнетка –проститутка, осознанно выбравшая путь праздности и разврата.
События повести происходят в первой половине девятнадцатого века в Санкт-Петербурге, Россия.
- Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.
- Пирогов – поручик, «имел множество талантов», любил «все изящное», ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.
- Шиллер – «совершенный немец», «жестяных дел мастер в Мещанской улице», муж блондинки.
- Гофман – «сапожник с Офицерской улицы», друг Шиллера.
- Блондинка – жена Шиллера.
- Брюнетка – проститутка.
Заключение
В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который особенно ярко проявляется в изображении Невского проспекта: он существует одновременно в двух мирах: реальном и нереальном, романтическом. Изображение двух главных героев — Пискарева и Пирогова — и историй, которые с ними происходят, также двойственно. Пирогов относится к жизни просто и поверхностно, не является мечтателем и идеалистом по натуре. Пирогов, напротив, живет в мире грез; события, которые ему снятся, становятся частью реальных событий.
Рекомендуем не ограничиваться чтением короткого рассказа «Невский проспект», а прочитать полную версию этой истории.
Портрет
Несмотря на то, что повествование о роковой картине было завершено и вышло в свет это произведение, Николай Васильевич решил усовершенствовать свой труд. Он не только внес незначительные изменения, но и кардинально пересмотрел текст и изменил имя героя: Чертков стал известен как Чартков.
Автор затронул тему истинного искусства. Он решил показать, что явления материального мира можно объяснить мистическими законами. Зловещая картина с изображением одетых по-азиатски носителей смерти как образ зла полностью влияет на окружающую действительность.
Работа состоит из двух частей, и в первой части автор концентрируется на служении настоящему искусству. Он рассказывает историю о бедном художнике, который готов отдать последние гроши за понравившуюся ему картину, высмеивая мирских людей, готовых мириться с однообразными модными тенденциями.
Портрет таинственным образом помог художнику разбогатеть, и теперь перед героем встает серьезная дилемма. С одной стороны, он хочет саморазвития, с другой — готов отказаться от своих принципов и писать однообразные картины, лишь бы заработать деньги.
Горькое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает продолжить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается; кисти, привыкшие к притворству, больше не слушаются его. В отчаянии художник покупает картины своего ученика, уничтожает их и тем самым ухудшает свое положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Результат печален: художник сходит с ума и умирает.
Во второй части эссе говорится о другом искушении. Здесь Гоголь на примере своих героев объясняет, что художник, соприкоснувшийся со злом, остается навсегда запятнанным, как человек в запятнанном халате.
Неудивительно, что картина, олицетворяющая дух тьмы, даже если это незаконченная работа, вызывает у нового владельца неприятные ощущения, если перенести на нее свои чувства. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественным расположением. Автор приходит к выводу, что простого копирования с природы недостаточно. Художник привносит в картину душу, опыт и настроение, и важно, чтобы эти эмоции имели божественный, а не злой оттенок.
Записки сумасшедшего
Судьба повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего» непроста. В течение нескольких лет автор занимался идеей безумного главного героя и изучал детали сюжета. В процессе работы он постоянно вносил изменения. Даже первоначальное название «Отрывки из записок сумасшедшего», под которым рассказ увидел свет в 1835 году, было позже изменено автором.
Хотя комический сюжет перемежается юмором и сарказмом, это трагедия, в которой неудовлетворенность собственной жизнью доводит главного героя до безумия. На примере своего героя Гоголь видит, словно через призму, искажающую реальную картину, общество, в котором не каждый может открыться и проявить себя. Суровая реальность доводит главного героя до безумия.
На глазах читателя происходит распад личности, со своей временной шкалой, своей реальностью, и иногда возникает вопрос, какая реальность более объективна. Не в том ли, в котором живет главный герой?
Вся история состоит из дневниковых записей главного героя Поприщева. Этот жанр позволяет автору выразить художественный реализм и изобразить социальную реальность. Композиционное напряжение возрастает с каждым новым появлением главного героя.
Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», который благороден, но довольно беден. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен своей работой и своим окружением.
Но внезапно в его жизнь входит чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время появляются первые звуки с зачатками безумных мыслей. И вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его горящей голове все перепуталось, и он совершает абсурдные поступки.
Вскоре болезнь Поприщева приобретает маниакальные черты. Он считает себя наследником испанского престола. Спуск в мир своих заблуждений приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращаются, но с готовностью и христианской покорностью принимает все выпавшие на его долю испытания. Бурлеск, гротеск, переход от страсти к уничтожающей иронии — все это Гоголь объединил в последнем монологе Поприщева.
Все проблемы, которые автор затрагивает в «Записках сумасшедшего», актуальны и сегодня. Это протест против несправедливых устоев, трудностей, связанных с бедностью, и отсутствия разума, способного создать справедливое общество.
Одиночество, в которое впадает Аксентий Иванович, нельзя игнорировать: Хотя он живет в большом городе и каждый день его окружают сотни людей, в свои сорок два года он совершенно одинок. Трудно решить, кто виноват — общество, которое не заботится о своих членах, или сам «маленький человек», который не хочет ничего менять в своей жизни.
Нос
Хотя «Нос» был написан в период расцвета творчества Гоголя, первоначально он не был признан. Журнал «Московский обозреватель» сразу же отказался его публиковать, назвав это плохой историей.
Особый стиль — литература абсурда — характерно отсутствие причинно-следственных связей, абсурдность сюжета и парадоксальная бессмыслица, которая не всегда понятна с первого взгляда. Есть части эссе, которые остаются непонятными даже после внимательного прочтения, но занимательный и оригинальный сюжет увлекает.
Принято считать, что автор нашел сюжет в популярном французском анекдоте. Произведение несколько раз исправлялось классиком и цензором, была изменена концовка и расширена сатирическая часть.
С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа становится настоящей трагедией для главного героя, который воспринимает его отсутствие как серьезное препятствие для своего продвижения по службе. Ковалев делает акцент на внешних, а не на внутренних качествах. А очеловеченный Нос автономно дистанцируется от своего начальника и даже желает уехать от него как можно дальше — за границу.
Абсурдность ситуации заключается не только в том, что Нос сбежал от своего хозяина, но и в его отношении к этому инциденту.
Будучи в звании майора, Ковалев точно знает, с кем он может быть высокомерным, а где может оставаться в меру сдержанным без преувеличений. Это видно в сценах с кучером, цирюльником и знатными офицерами.
Встреча с собственным телом, которое оказывается на три ступени выше его, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего владельца — это социальное неравенство по отношению к индивидууму. Как можно быть в социальном романе, когда собственные части тела делают это?
Описывая абсурдную ситуацию Ковалева, Гоголь затрагивает несколько проблем общества: Лицемерие, жадность, ложь, безнравственность. Нос не хочет общаться с человеком низкого ранга, отказывается общаться со своим хозяином.
Многие современники Николая Васильевича узнавали в повествовании своих товарищей, руководителей и даже самих себя. Тщеславные желания захлестнули общество, не оставив места для великодушия, благородства и нравственного величия.
Однако странное происшествие закончилось для главного героя благополучно — его нос вернулся так же внезапно, как и исчез.
Отзывы критиков
По мнению В.Г. Белинского, поручик Пирогов — одна из лучших литературных фигур Гоголя, «тип из типов».
Достоевский также имел дело с этим персонажем:
Поручик Пирогов, высеченный сорок лет назад на Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, прорицавшего будущее так ужасно, ибо Пирогова оказалось слишком много, так много, что переступить невозможно.