Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану. Песнь о вещем олеге жанр.

Образ лошади одновременно трогательный и ужасающий. Нам жалко брошенное животное, но в сердце уже зарождается зерно сомнения: почему волхв сказал, что Олег примет смерть своего друга-воина? Как лошадь могла причинить вред своему хозяину? Автор создает напряжение, окутывая образ животного завесой тайны.

Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану

hronika logo

Пушкин написал «Песнь о мечтах Олега» в 1822 году, во время своей ссылки на Юг.

В эмиграции поэт посетил известные места за границей, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, который, по слухам, был древней гробницей самого князя Олега!

Впечатленный легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского», написанной Карамзиным, где прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и воеводы.

Многие исследователи предполагают, что поэт знал повествование о прошлом, в котором фигурирует и эта история.

Неизвестно, какой первоисточник или, возможно, устное слово повлияли на Пушкина (или, что более вероятно, все они вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

Жанр — баллада, хотя можно различить элементы рассказа-песни, и сам автор так определяет свое произведение — «песня».

Это глубокое, многослойное стихотворение. Автор поднимает здесь вопросы, типичные для большинства романтических произведений:

  • рока,
  • трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
  • а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.

Эти вопросы проходят через все творчество Пушкина.

Тематика

Действительно, темы пересекаются с проблемами и формируют ткань песни. К ним относятся судьба, неизбежность рока и поэт-пророк, который предстает в образе таинственного колдуна.

Пушкин обращается и к другому важному аспекту: дружбе. В пьесе неоднократно подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню — верному и преданному спутнику, который не раз выручал его в кровопролитных сражениях.

В то же время поднимается вопрос о нежелательном предательстве. Наконец, Олег боится пророчества. Он понимает, что смерть приходит от лошади, но отрицает своего боевого друга. И даже если он оставил его в лучших условиях и приказал своим слугам хорошо заботиться о нем, это все равно настоящее предательство.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Предопределение.

Проблема: Человек не свободен от тягот судьбы, он не может влиять на нее. К этой теме обращался Пушкин, он сам верит в это.

Современный мир уже пересмотрел это жесткое видение человеческой жизни и судьбы. Это открывает множество возможностей для развития. Сейчас от человека зависит многое, но, возможно, не все.

2: Существование человеческих пророков, обладающих тайным знанием.

Проблема: секретные сообщения еще не были правильно расшифрованы.

Когда встречаются два человека, фокусник и принц, перед вами предстают две необыкновенные личности. Интересно прочитать об их встрече. Оба обладают огромной силой, но проявляется она по-разному. Олег подходит к магу в несколько высокомерной манере, но тот сразу же прерывает его. И чувствуется, что эти люди одинаково сильны. Помимо достоинства мага, в нем чувствуется самообладание, которого нет в Олеге. Принц волнуется, он хочет услышать благоприятный прогноз, но важно, чтобы мудрый маг сказал правду.

Послание мага могло иметь скрытый смысл. Олег — счастливый боец, проливший много крови. «Принять смерть от коня» — это предложение может означать, что пора прекратить кровопролитие. Если бы принц успокоился и остановил своего боевого коня, если бы он перестал сражаться и убивать, он мог бы остаться в живых.

Выпуск 3: Дружба Олега с его конем, которого он называет своим верным спутником.

Проблема: Предательство друга, отказ от него в силу вынужденных обстоятельств.

Олег отвергает коня, и тот вскоре умирает, хотя он прекрасно заботится о нем. Похоже, что «верный спутник» принца умер от тоски по своему хозяину. Если бы Олегу снова предоставили выбор, он, возможно, не отказался бы от коня. Даже если бы принц был обречен, он не стал бы переживать из-за того, что бросил своего верного друга.

Я считаю, что не стоит отказываться от того, что вам дорого, потому что вы боитесь собственных предрассудков. Олег отверг не только своего друга, но и свою любовь и привязанность к нему. Он чувствовал вину перед лошадью, а змея могла быть наказанием за его трусливый поступок.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Поэма Пушкина полна различных эмоций, которые читатель испытывает вместе с главным героем. В момент предвестия мы видим, что Олег боится, и предчувствуем роковую судьбу князя. Это проявляется и в момент укуса змеи. Когда Олег узнает о смерти коня, мы испытываем гнев и разочарование. Принц сожалеет о своем поступке.

Система образов тонкая и тщательно продуманная автором.

Маг — это образ человека, который презирает земную жизнь ради тайной науки. Олег — это образ мудрого и мужественного полководца, которого прославляет его народ. В нем чувствуется внутреннее смятение. Накануне новой битвы он беспокоится о своей жизни. Если вы представите себе жизнь человека, который постоянно борется с врагом, то поймете, почему он обращается к магу. Здесь Олег — обычный человек, контрастирующий с силой и спокойствием волхва.

Изображение лошади трогательно. Он напоминает нам о верном и преданном боевом друге. В то же время это пугающий образ — Олегу суждено погибнуть от руки коня. Как это должно произойти? Этим пророчеством автор вызывает у читателя любопытство. Хотя Олег отвергает коня, в целом его образ и образ коня сливаются.

п.4. Литературные приёмы

Символы, которые Пушкин использует в поэме, прекрасно дополняют общую картину. Маг живет в темном лесу, где он посвящает все свое время тайной науке. Место Олега — на полях сражений, где он огнем и мечом завоевывает территории. Когда вы читаете об этом, вам становится грустно. Можно представить себе поле битвы и груды трупов, окруженные воронами. Все эти события происходят в давно минувшие времена, когда война считалась нормальным явлением, но это не меняет общего впечатления от написанного. Кости коня, череп, на который Олег ставит ногу, являются символами смерти.

В стихотворении Пушкин словесно передает аромат десятого века, царивший в России. Он использует архаичные слова и словосочетания, меткие прилагательные и метафоры, которые создают особую древнюю атмосферу. Читая это произведение, погружаешься в то древнее время, когда, согласно легенде, произошло это интересное событие.

Образы и символы

Композиция построена на контрастном изображении князя Олега и старого мастера. Принц — мирской человек, он живет борьбой и сражениями. У него есть власть, но только мирская и над людьми. Но гордый и тщеславный принц хочет обмануть судьбу и распоряжаться своей жизнью.

Для воина слава — радость, / имя твое славно в победе, / щит твой стоит у ворот Шарегранда, / и волны и земля подвластны тебе».

Маг обладает тайными знаниями, которые недоступны обычным людям. Его можно сравнить с поэтом, который также не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Мусе. Он служит истине, а не иерархии. Подобно магу, поэт также бескорыстен. Описание мага очень похоже на пушкинское описание поэта. Маг служит истине, невзирая на ранг и положение:

«Мудрые не боятся могущественных владык, / И не нуждаются в даре князя; / Правдив и свободен их пророческий язык / И с волей небес он добр».

Несмотря на разный социальный статус, эти два персонажа равны по отношению к рассказчику. Более того, волшебник одерживает моральную победу над принцем: Правителю не удалось перехитрить судьбу и предотвратить то, что уже было предначертано.

Олег высокомерен и самолюбив; в начале баллады он предлагает волхву подарки, чтобы подчеркнуть свой более высокий социальный статус, а затем хочет опровергнуть пророчество. Однако старик отказывается от подарков и говорит, что «мудрые не боятся могущественного Господа…». Он не боится принца и готов рассказать ему правду, несмотря ни на что, невзирая на тяжелые последствия. Здесь Пушкин сравнивает поэта с волшебником. Художник изреченного слова, как и старый балладный певец, передает истину и не подчиняется воле принца. Он — пророк, служитель высших сил, который несет людям истину.

Темы

Главная тема песни Олега-пророка — судьба. Александр Сергеевич обращается к теме рока и неизбежности судьбы. То, что происходит с людьми, и то, что написано свыше, изменить невозможно. Жизнь уже предопределена для героев. Олег, как и предсказывал волхв, «убит своим конем». Он пытается изменить свою судьбу, оставив коня и передав его на попечение слуг, но судьба так или иначе настигает героя.

Тема поэта-пророка также присутствует в пьесе. Для Александра Сергеевича этот образ всегда был неоднозначным. Поэт разделился на поэта-слугу искусства и поэта-пророка, который борется за правду. В песне слово артист появляется во второй форме. Его любовь к свободе и стремление к истине становятся важнейшими чертами его характера.

Тема истины не менее важна. Чтобы осознать это, человек должен отказаться от своей власти и статуса. Люди боялись Олега, поэтому не говорили ему, что говорить. Вот почему у него появилась привычка подвергать сомнению слова окружающих и судить всех по одному стандарту. Он может дать кому-то золото и ожидать хорошего прогноза — таково мнение царя об окружающих его людях. Но его маг доказал ему, что истину нельзя ни купить, ни бояться. Тем не менее, даже войдя в покои принца, он будет сломлен и разоблачен.

Проблемы

Проблематика спектакля «Песнь о вещем Олеге» представлена в каталоге:

  1. Бунт против судьбы. Главный герой, что традиционно для романтизма, борется против рока и идет наперекор судьбе. Но его попытка лишена смысла и трагична, ведь обречена на поражение. Олег думал, что он обманул судьбу, но сам оказался обманутым своей же гордыней.
  2. Гордыня. Олег ослеплен своим земным могуществом. Ему кажется, что он может менять судьбы, тасовать карты рока. Удача и высокое происхождение сделали его высокомерным и самонадеянным. Но он был наказан за свою гордыню. Против смерти он не выстоял, а предсказание оказалось верным из-за его маловерия. Он же пришел к коню посмеяться над волхвом, а в итоге смерть посмеялась над ним.
  3. Предназначение волхва. Другая проблема связана с образом волхва, его предназначением. Кому должен служить кудесник? Княжеской власти или истине? Для автора ответ однозначный: поэт неподвластен земной воле, он — пророк, его устами говорят высшие силы.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий