Константин Ушинский. Ушинский константин дмитриевич фото.

Манеры Ушинского сильно отличались от манер высшего руководства университета. В результате регулярно возникали серьезные конфликты, из-за которых учитель был вынужден покинуть учебное заведение.

«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского

Константин Ушинский не сдал выпускной экзамен в гимназии, но окончил университет с отличием. Он придерживался мнения, что воспитанием ребенка до десяти лет должна заниматься мать, и написал пособие по начальному образованию «Родное слово», которое выдержало 187 изданий и до сих пор используется в начальных школах. Самое главное, она заложила основы русской педагогики и вернула веру в образование воспитанницам Смольного института.

Константин Ушинский родился в 1824 году в семье малолетнего ветерана войны 1812 года. Детство его прошло в небольшом городке Новгород-Северский, где семья построила большой дом на высоком берегу Дешны. До двенадцати лет Ушинского воспитывала и учила его мать, Любовь Степановна. Только после ее смерти в 1836 году он поступил в гимназию и, благодаря своей хорошей подготовке, был сразу принят в третий класс.

Его успеваемость была хорошей, но он не сдал выпускные экзамены и не получил аттестат. Однако это не помешало ему поступить на юридический факультет Московского университета и окончить его с отличием. Во время учебы Ушинский сформулировал для себя правила жизни: сохранять спокойствие, действовать осознанно, не лгать, не хвастаться, «не тратить время бессознательно». Каждое отступление от правил фиксировалось в его дневнике.

В 1846 году 22-летний Ушинский был приглашен в Демидовский лицей в Ярославле, где его назначили профессором и главой юридического факультета.

Через два года преподаватели всех высших учебных заведений России должны были составить программу по каждому предмету и указать, какие работы они будут цитировать.

Ушинский сразу же заявил, что новые требования «убьют живое дело преподавания». И ни один честный учитель не осмелился бы совершить такое убийство», и он покинул Лицей в 1850 году.

Ушинский отправился в Петербург и несколько месяцев безуспешно пытался найти работу, в том числе в качестве уездного учителя, но его никуда не брали из-за плохих рекомендаций лицея. Затем он получил профессию государственного служащего в Министерстве внутренних дел и в то же время начал работать в журналах, в которых публиковал свои переводы с английского, рецензии и рассказы. Современники писали, что Ушинский мог бы стать хорошим писателем, но к этому времени он уже понял, что его судьба лежит в другом месте.

Пыльные шкафы Егора Гугеля

В 1854 году бывший начальник Ушинского по Демидовской гимназии пригласил его преподавать литературу и право в Гатчинском сиротском приюте, а затем повысил до инспектора (заместителя начальника по учебной части).

Летом 1855 года редактор журнала «Библиотека для чтения», с которым сотрудничал Ушинский, прислал ему перевод нескольких статей из английского журнала «The Athenaeum» об образовании в Америке, которые произвели на Константина Дмитриевича необычайное впечатление: «Я не мог спать несколько ночей, — писал он редактору. Я не знаю, что я буду делать, что со мной будет, но я решил с сегодняшнего дня посвятить себя исключительно педагогическим вопросам».

«Не стыдитесь своих детей. Особенно в присутствии незнакомцев».

Задолго до Ушинского Егор Осипович Гугель был инспектором Гатчинского института, «сумасшедшим профессором», оставившим после себя две огромные библиотеки, которые никто не смел трогать. Эти пыльные шкафы, почерневшие от времени, простояли запечатанными почти двадцать лет. Ушинский попросил открыть их и обнаружил внутри прекрасно подобранную коллекцию работ по педагогике.

«Я впервые увидел коллекцию педагогических книг в российском учебном заведении. Я обязан значительной частью своей жизни этим двум библиотекам, и, Боже мой, скольких ошибок я мог бы избежать, если бы знал о них до того, как поступил на работу учителем! Основатель этой библиотеки был одним из первых педагогов, серьезно относившихся к образованию и посвятивших себя ему. Но он горько поплатился за эту страсть. … Бедный мечтатель закончил свою жизнь в психушке, бредя о детях, школе и образовательных идеях.

В 1857-1858 годах в России почти одновременно появились три журнала по педагогике: «Русский педагогический вестник», «Журнал воспитания» и «Учитель». В «Журнале воспитания» Ушинский опубликовал одну из своих первых статей под названием «О пользе педагогической литературы». Примерно в это же время он начал работу над «Книгой для начинающих читать», которая через несколько лет была опубликована под названием «Детский мир и учебник».

Что сказал Константин Ушинский о…

  • Женском образовании. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником „успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества“».
  • Воспитании как искусстве. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
  • Педагогике. «Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство она кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».
  • Природе. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
  • Грамматике русского языка. «Так как грамматика есть результат наблюдений человека над собственным языком, а не язык результат грамматики, то самый рациональный прием изучения грамматики будет такой, при котором стараются обратить внимание дитяти на то, как он говорит, и только руководят его наблюдением над теми грамматическими законами, которым он бессознательно подчиняется в своей речи».

700 благородных девиц

Педагогические статьи Ушинского и успех руководимого им Гатчинского института привлекли к нему внимание министра народного просвещения, и с его помощью Константин получил в 1859 году назначение на должность инспектора классов Смольного института, в котором обучалось более 700 воспитанниц.

В то время институт благородных девственниц был крайне архаичным учреждением, и жизнь в нем мало чем отличалась от жизни в монастыре. Девочек помещали туда на девять лет, в течение которых им не разрешалось возвращаться домой на рождественские, летние или пасхальные каникулы. В основном их обучение было сосредоточено на музыке, танцах и поверхностном изучении нескольких живых языков.

Обучение по другим предметам было чисто формальным: в то время всерьез считалось, что занятия наукой приносят женщинам больше вреда, чем пользы.

Ушинский руководил учебным процессом в Смольном институте всего три года, и за это время ему удалось не только полностью перевернуть внутреннюю организацию института, но и сформировать основы среднего женского образования в России. Он сократил срок обучения с девяти до семи лет, немедленно ввел право девочек уезжать домой на каникулы (что им не разрешалось делать до 1862 года, после увольнения Константина Дмитриевича), почти полностью обновил преподавательский состав и, прежде всего, создал специальные педагогические классы. До него никому не приходило в голову преподавать педагогику женщинам.

«Пресса громко говорила о новой, разумной жизни этого учебного заведения, — писал Александр Фролков, секретарь и биограф Ушинского, — представители различных учреждений и ведомств, родители и родственники студентов, люди из педагогической среды толпами спешили в институт, чтобы услышать уроки, о которых говорил весь город». И то, что они там увидели, удивило и восхитило их.

Студенты Смольного института не только не были против своих занятий, они больше не называли их «отвратительными», а относились к ним с явным энтузиазмом. Между учениками и их учителями были хорошие, простые и естественные отношения, основанные на взаимном уважении. Родители и близкие, в глаза и за глаза, на словах и в письмах, иногда даже в печати, выражали Ушинскому горячую признательность и видели в его воспитанницах не мирских кукол, не кисейных дев, а разумных, развитых девушек с разумными мнениями, понятиями и суждениями.

Как воспитывалось первое поколение образованных женщин в России

В 1861 году вышла первая книга Ушинского — учебник для преподавания «Мир детей и христианство». Константина Дмитриевича это не очень обрадовало, и он уже всерьез задумывался о своих следующих педагогических трудах. Однако книга сразу же стала пользоваться огромной популярностью, так что в дополнение к первому изданию в 3600 экземпляров были напечатаны еще два.

Изменения в Смольном институте и сам Ушинский обсуждались по всему Петербургу. Но по мере роста его славы росло и число его критиков, которые обвиняли его в «атеизме», подрывая устои многих лет и разрывая вековые узы. Однажды ему пришлось письменно извиниться в ответ на десятки клеветнических обвинений. Он работал над ней несколько дней и, по словам его биографа, «когда он в добром здравии и хорошем настроении сел писать свое извинение, он встал с него, поседел и плюнул кровью». Это были первые признаки чахотки.

Педагогика

В 1854 году Ушинскому удалось получить место директора Гатчинского сиротского института — среднего учебного заведения, находившегося под попечительством императрицы. Институт готовил будущих государственных служащих для министерств и ведомств и был известен своими строгими правилами. Здесь процветала система наказаний за малейшие проступки, а среди учеников царила нездоровая атмосфера доносительства и вражды.

Константин Дмитриевич сначала преподавал русскую литературу и право, но через полгода стал инспектором. За время работы в институте Ушинский сумел выстроить учебный процесс так, что клевета, воровство и сухой клерикализм покинули стены учебного заведения. Здесь учитель находит архив своего предшественника, в котором хранится библиотека педагогических работ, знакомство с которыми открывает перед новым учителем новый мир.

Вдохновленный изученным материалом, автор написал статью «О пользе педагогической литературы», которая принесла ему известность. Он регулярно вносил вклад в столичные журналы, включая «Журнал для образования», «Современник» и «Библиотека для чтения». Позже учитель полтора года работал редактором журнала Министерства народного просвещения, превратив это издание в популярный сборник передовых статей.

Следующим этапом его карьеры стала работа в Смольном институте благородных девиц, где начинающий ученый смог реализовать новые смелые идеи. Учительница была возмущена разделением девочек на благородных и простых и поэтому изначально требовала равного отношения ко всем ученицам. Ушинский настаивал на преподавании на родном языке, а также давал возможность девочкам получить педагогическое образование.

Один человек ввел обычай проводить регулярные собрания преподавателей для обсуждения текущих вопросов и инновационных идей в области образования. Эти вечера стали местом встречи друзей и коллег для обмена идеями о реформах, театре и литературе. Константин Дмитриевич был уважаем и популярен среди своих коллег и студентов, но начальство считало его либертарианцем. Чтобы избавиться от «беспокойного» чиновника, в 1862 году его отправили за границу на 5 лет.

Живя в Европе, он проявлял большой интерес к передовому опыту в сфере образования и посещал учебные заведения Германии, Швейцарии, Франции и других стран. Он продолжил литературную деятельность, начатую им в Гатчине.

В 1864 году автор написал детские пособия «Нопиос логос» и «Детский мир», первое из которых дополнено методическими материалами по преподаванию литературы, предназначенными для родителей и учителей. Эти работы вошли в сокровищницу учебной литературы и выдержали сотни переизданий.

Ушинский также писал прозу, важное место в которой занимают его сказки и рассказы для детей. «Слепая лошадь», «Четыре желания», «Рассказ старухи зимой» стали классикой детской литературы.

Последним фундаментальным трудом по педагогике стал «Человек как предмет воспитания», который он написал после возвращения на родину и который остался незавершенным. При его жизни были опубликованы два тома антропологических исследований, отрывки из которых можно найти в современных научных трудах.

Личная жизнь

Константин Дмитриевич нашел счастье в личной жизни со своей подругой детства Надеждой Семеновной Дорошенко, которая стала его женой в 1851 году. Через год у супругов родился первенец — сын Павел, затем дочери Вера и Надежда и сыновья Константин и Владимир. Сохранился фотографический портрет семьи. В 1867 году родился шестой ребенок, дочь Ольга, которая впоследствии стала художницей.

Семья переезжала с места на место, но у Ушинских было убежище, в которое они всегда возвращались: мужчина купил дом на хуторе Богданка под Черниговом.

Интересно, что дочери учителя стали преемницами своего отца: Девушки организовывали школы и колледжи, не жалея ни времени, ни денег.

Смерть

Последние годы жизни были расцветом научной и политической деятельности Ушинского. Он писал статьи, участвовал в профессиональных конференциях и стремился создать целостную педагогическую систему. Этот человек завоевывал авторитет как учитель и любитель своего дела.

В это же время, в 1870 году, семью постигает печальное событие: старший сын Поль погибает в возрасте 18 лет во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич решает переехать в Киев, где он купил дом.

Могила Константина Ушинского

После этого 47-летний учитель вместе с сыновьями отправляется на лечение в Крым. Но во время поездки Ушинский простужается. Болезнь продолжается с осложнениями и становится причиной его смерти, которая наступает в Одессе в конце декабря 1870 года. Могила знаменитого учителя находится в Киевском Выдубицком монастыре.

Его вклад в российскую педагогику невозможно переоценить. Его усилия сделать образование доступным для всех слоев населения вскоре принесли свои плоды, а фундаментальные труды автора легли в основу последующих образовательных систем. Его именем названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.

Педагогика

Когда Ушинскому исполнился 31 год, они помогли ему устроиться на работу в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал русскую литературу. Перед ним стояла задача воспитать своих учеников в духе верности «Царю и Отечеству».

Этот институт, в котором строго соблюдались требования, занимался обучением стажеров государственных служащих. Учеников наказывали даже за незначительные проступки. Более того, студенты доносили друг на друга, что привело к охлаждению отношений между ними.

Примерно через полгода Ушинский получил должность суперинтенданта. Получив больше полномочий, он смог организовать учебный процесс таким образом, что стукачество, воровство и любая враждебность постепенно исчезли.

konstantin-ushinskij-6

Некоторое время назад Константин Ушинский нашел досье одного из бывших инспекторов университета. В него вошли многочисленные педагогические работы, которые произвели на него неизгладимое впечатление.

Понимание, полученное из этих книг, настолько вдохновило Ушинского, что он решил написать свое собственное видение образования. Он написал одну из лучших работ по педагогике — «О пользе педагогической литературы», которая произвела сенсацию в обществе.

Константин Ушинский приобрел большую популярность и начал публиковать статьи в «Журнале воспитания», «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1859 году педагог занял должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц, где ему удалось провести много эффективных преобразований. В частности, Ушинский добился отмены социального разделения между студентами — на «благородных» и «неблагородных». К последним относились выходцы из буржуазных семей.

Мужчина настоял на том, чтобы занятия проводились на русском языке. Он открыл педагогический класс, чтобы студенты могли стать квалифицированными учителями. Он также разрешил девушкам посещать свои семьи во время праздников и фестивалей.

Ушинский начал организовывать собрания учителей для обсуждения различных тем и современных взглядов на образование. Благодаря этим встречам учителя смогли лучше узнать друг друга и обменяться идеями.

Константин Ушинский пользовался большим уважением среди своих коллег и студентов, но его новаторская работа не приветствовалась администрацией университета. Чтобы избавиться от «надоедливого» коллеги, в 1862 году его отправили в командировку за границу на 5 лет.

Пребывание за границей не прошло для Ушинского даром. Он посетил несколько европейских стран и осмотрел различные образовательные учреждения — детские сады, школы и детские дома. Своими наблюдениями он поделился в книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Эти работы по-прежнему актуальны, поскольку выдержали около ста пятидесяти переизданий. Помимо научных работ, Константин Дмитриевич также написал множество сказок и рассказов для детей. Его последняя основная научная работа называлась «Человек как объект воспитания, опыт педагогической антропологии». Она состояла из трех томов, последний из которых так и не был завершен.

Смерть

В последние годы жизни Константин Дмитриевич был признан во всем мире. Его приглашали участвовать в профессиональных конференциях и выносить свои идеи в мир. В то же время он продолжал работать над совершенствованием своей педагогической системы.

За несколько лет до смерти он отправился на лечение в Крым, но по дороге на полуостров простудился. По этой причине он решил лечиться в Одессе, где впоследствии и умер. Константин Ушинский умер 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года) в возрасте 47 лет.

Фото Ушинского

konstantin-ushinskij-4konstantin-ushinskij-1

konstantin-ushinskij-5konstantin-ushinskij-2

Если вам понравилась эта краткая биография Константина Ушинского, пожалуйста, поделитесь ею в своих социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей в целом или интересные истории из их жизни — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.

Литературное творчество

После увольнения из института Константин Дмитриевич был почти насильно отправлен за границу на несколько лет под предлогом лечения. В своей вынужденной эмиграции он посетил почти все страны Европы и изучал образовательный опыт других стран.

Konstantin-Ushinskiy-01

Ушинский записал свои наблюдения в очерке «Педагогическое путешествие в Швейцарию».

В начале 1960-х годов Константин Дмитриевич окончательно оформился как педагог. Он написал две книги. «Детский мир» и «Мир миров»; «Детский мир» и «Мир миров» были, по сути, первыми в своем роде базовыми материалами для обучения детей.

Вскоре Константин Дмитриевич выпустил пособие для учителей по работе с этими произведениями, подробно изложив методологию педагогического процесса. До этого момента не было создано ничего сопоставимого.

В конце 1960-х годов педагог вернулся в Россию. В 1867 году он начал печатать свой последний фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». Работа была сложной и отнимала много времени. В итоге был опубликован только один том. Второй том так и не был завершен.

Помимо журналистики и учебной литературы, Ушинский также писал прозу.

ushinsky

Педагог считал, что дети могут постигать абстрактные вещи и понятия. Однако они должны сочетаться и чередоваться с художественными образами. Наглядные примеры, которые могут быть представлены ярко и интересно.

Творческая биография Константина Ушинского как писателя началась в 1960-е годы. Это было в то время, когда преподаватель находился за границей. Несколько рассказов вышли из-под пера автора: Сказки и рассказы К. Ушинского «Слепая лошадь», «Четыре желания» и другие широко известны.

Смерть педагога

В последние годы жизни Константин Дмитриевич занимался общественной работой. Но он не забывал о педагогике. Он принимал участие в конференциях, на которых принимались общие решения о методах преподавания или утверждении учебных материалов.

В начале 1970-х годов, после смерти сына, мужчина и его семья решили переехать в Киев. Однако во время поездки он сильно простудился. Учитель не смог прийти в себя.

Пытаясь преодолеть болезнь, учитель и писатель остался в Одессе. Но впереди было еще хуже. 3 января 1871 года Константин Ушинский умер в результате инфекционной болезни и был похоронен в Выдубицком монастыре в Киеве.

Личная жизнь

Константин Д. Ушинский женился только один раз. Со своей женой он познакомился в начале 1950-х годов. В 1851 году учитель и писатель женился на Надежде Дорошенко, с которой был давно знаком.

Семейная жизнь, если верить источникам, была простой и спокойной. У супругов было шестеро детей. Сыновья Павел, Константин и Владимир и дочери Надежда, Вера и Ольга. Последняя родилась за несколько лет до смерти отца.

Nadezhda-Doroshenko-zhena-Ushinskogo

Педагогическая деятельность во многом стала семейным делом. Все дочери Константина Дмитриевича пошли по стопам родителей. Они активно занимались вопросами народного образования и даже тратили собственные деньги на организацию школ.

Некоторые из прямых потомков знаменитого учителя занялись интеллектуальными профессиями. Например, дочь Ушинского и его жены Ольга стала известной и уважаемой художницей.

Презентация «Биография К.Д. Ушинского»

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ1824-1870Сделать как можно больше пользы моему.

В настоящее время 54 314 учебных заведений предлагают дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет InforoLogic.

Курсы повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

Мы можем добавить к этой скидке скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс InforoLesson).

В настоящее время 54 314 учебных заведений предлагают дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет InforoLogic.

Курсы повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде

Мы можем добавить к этой скидке скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс InforoLesson).

В настоящее время 54 314 учебных заведений предлагают дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет InforoLogic.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) — биография, вклад в педагогику и основные работы

Одним из основоположников русской педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский. Его биография интересна и разнообразна. Знаменитый педагог жил с 1824 по 1870 год, и его образ украшает многие современные учебники, поскольку Ушинский внес большой вклад в развитие и формирование искусства воспитания и педагогики.

Важность работы национального учителя нельзя недооценивать. Деятельность великого педагога привнесла много нового в жизнь обычных людей, учителей и учеников. Это действительно большой вклад в развитие педагогики в России.

Принципы обучения Ушинского

Одним из примеров является метод Ушинского, так называемый «звуковой метод», который принес огромный прогресс и пользу. Это значительно ускорило и облегчило процесс обучения и развития. Константин Дмитриевич считал, что образование, или, другими словами, его искусство, должно быть основано на научных данных. Он также считал, что педагогика — это, прежде всего, искусство, а не наука.

Педагогические идеи писателя

Основной идеей Константина Дмитриевича было требование этничности в образовании. Он счел необходимым ввести требование демократизации народного образования.

Педагогические идеи Ушинского

Все его идеи, мысли и принципы отражены и обоснованы в его трудах и книгах, а также во многих научных статьях.

Помощь после трагедии

С точки зрения статистики, смерть близкого человека не кажется трагедией. Ну, драма, ну, горе — так мог бы сказать бесчувственный, равнодушный и очень глупый человек. Но когда ребенок теряет мать, это может вызвать ужасные изменения в психике и нанести серьезный ущерб развивающейся личности. В такое время самое главное, чтобы рядом были внимательные, сострадательные и разумные люди. Хорошее суждение должно быть направлено на свои слова и поступки.

И такие люди существовали в окружении Ушинского. Но сначала я хотел бы предостеречь читателя от поспешных выводов, к которым мы все можем быть очень любопытны. «Он пишет, что его отец почти не жил дома! Его отец бросил его! Крук!» Не торопитесь. Поставьте себя на место человека, который жил по старинке, посвятив себя работе по дому и служению, который, кстати, был уважаемым судьей, который был известен своей чистотой и неподкупностью, и который оставил воспитание своих детей жене. Он любил ее, и смерть жены стала для него большим ударом. Те, кто уже бегло ознакомился с биографией Ушинского, воскликнут: «А почему он сразу женился?».

Будучи овдовевшим офицером, судьей и простым человеком, он знал, что не сможет выжить в одиночку и что ему придется растить пятерых детей. Старшим, Саше и Владимиру, он мог сказать что-то вроде: «Держитесь, ребята», но что он мог сказать Косте, шестилетнему Сереже и крошечной четырехлетней Кате? Как объяснить им, что жизнь не закончена, что в ней еще будет много хорошего и что печаль не вечна? Брак стал спасением для него и детей в такой ситуации. Но было очень важно, чтобы новая женщина в доме была доброй и не пыталась заменить мать, а заняла ее место. Не для того, чтобы заменить, а чтобы быть рядом. Это просто? Прежде чем ответить, спросите себя: смогли бы вы это сделать? Но кто может знать — даже вы сами.

К тому же, легко сказать — жениться. Для кого? Кто выйдет замуж за человека немолодого, служащего, не очень богатого и имеющего пятерых детей? И все же такая жена была найдена. Дочь генерала Василия (Вилима) Родионовича Гербеля, Наталья Васильевна. В этой семье богатство не было главным, важнее было другое. Она нашла нужные слова — потому что ее чувства к мужу и его детям были искренними. Она не могла стать их матерью — но она стала другом. А Константин Дмитриевич только с любовью вспоминал свою семью.

Педагог для педагога

Константин Дмитриевич учился в гимназии в третьем классе. Это трудно — ведь вокруг вас есть дети постарше, и многим из них больше двух лет. В такой обстановке многое зависит от того, кто руководит гимназией. А начальником Новгород-Северской гимназии был… бывший судья Илья Федорович Тимковский.

Нам трудно представить судью, занимающего столь одиозную позицию. Не торопитесь.

Этот человек учился в семинарии, в Киево-Могилянской академии и в Московском университете, получил две серебряные медали на философском факультете и одну серебряную и одну золотую медали на юридическом факультете за представленные сочинения (своего рода диссертации). После нескольких лет домашнего образования он поступил в семинарию в 1781 году и окончил юридический факультет Московского университета в 1796 году. Пятнадцать лет непрерывной учебы с отличными оценками! Кто может похвастаться таким академическим опытом?

Он также служил в Санкт-Петербурге. Там он стал секретарем Сената и в этой должности составил «Систематический порядок российских законов» — фактически, для улучшения правоприменения он упорядочил все российское законодательство! За эту работу он получил от правителя бриллиантовый перстень. В отделе Министерства юстиции он разработал проект советского арбитражного суда.

По окончании столичной карьеры он стал профессором Харьковского университета, где преподавал гражданское и уголовное право, совершенствовал российские законы и форму судопроизводства, а также ввел «общую литературу по правилам эстетики и истории науки на кафедре словесности и литературоведения».

Естественно, он прекрасно знал иностранные языки, римское право, логику и риторику, поэзию и риторику. Среди его работ — «Экспериментальный метод для философского познания русского языка», «Сравнение законов Юстиниана с русскими законами». В 1811 году он вышел в отставку по состоянию здоровья и некоторое время работал окружным судьей в Глухове, а в 1825 году стал директором гимназии.

Итак, ему было всего пятьдесят два года, но в те времена это считалось старостью. Он приходил в школу не очень часто (то есть не каждый день), но первое, что он сделал, это отменил… телесные наказания, которые были необходимы в то время.

«Почтенный старик, который непрерывно переходил от Горация и Вергилия к Библии, а от постных молитв, которые он сам читал своим ученикам, к отрывкам из Тацита и Цицерона, не был обычным зрелищем в те дни и очень, очень редок сегодня. По этой причине ученики гимназии Ильи Ф. Во времена Тимковского гимназисты отлично сдавали все университетские экзамены. Мы сами не знали почему, существовало своего рода благоговейное уважение к науке и к тем немногим учителям или даже товарищам, которые усердно посвящали себя ей. Умение переводить сложные отрывки из Горация или Тацита было дипломом всеобщего уважения. Одного такого ученика в 7-м классе знали даже более отъявленные дети из первого (то есть подготовительного) класса, которые смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя Гумбольдта.

Об Ушинском – и не только

Вспомните: как воспитывались мы, как воспитывались наши дети? В работе, посвященной Ушинскому, я нашел его аксиомы, расположенные на числовой доске. Ну — для кого-то это удобнее. Давайте вспомним, слышали ли мы это или говорили об этом раньше….

1. Самая важная профилактическая мера — сделать жизнь как можно более гладкой и не поощрять капризы и своенравие детей.

Вы должны подождать, пока дети вырастут, и тогда они придут к вам.

2. вы должны удовлетворять все законные требования ребенка, пока они не превратились в сильное желание.

— Нет ничего, что можно было бы сгладить!

3. всегда важно предлагать ребенку занятия, соответствующие его способностям, и помогать ему там, где он недостаточно силен.

— Какой велосипед? Он упадет! Какой нож? Он порежется!

4. никогда не обещайте ребенку того, чего не можете выполнить, и не обманывайте его.

— Пойдем, несмотря ни на что! Если вы не получите тройку, то в следующее воскресенье. (…)

5. если вы должны сказать ребенку «нет», скажите это твердо, сразу и без колебаний, и больше не меняйте своего решения.

— Подождите, мы подумаем об этом….

6. не отказываться от чего-то, что может быть дано или разрешено.

7. если настойчивое желание уже проявляется, отвлеките внимание ребенка на что-то другое или остановите распространение каприза с помощью быстрого наказания.

— Ай, вот вам мороженое. Только не кричите!

8. воля учителя должна быть для ребенка такой же непреложной, как закон природы, и изменить эту волю так же невозможно, как сдвинуть каменную стену.

— Хорошо, уберите это, пока отец (мать) не увидел.

9. не заваливать ребенка командами и требованиями, давать ему больше самостоятельности; но некоторые требования воспитателя обязательно должны быть выполнены, и невыполнение их влечет за собой наказание, причем с такой же строгостью, с какой нарушение естественных законов здоровья влечет за собой болезнь.

— И в комнате порядок, и троек нет, и урок — over…. А что это за пятно на твоем платье? Никакой посуды и никаких подруг!

10. настроение взрослого, воспитывающего ребенка, не должно влиять на ребенка….

— Он ввязался в драку, ударил кого-то, такое случается с детьми….. В любом случае, у него все получается, он вырастает и становится мужчиной…..

«Упрямство, или, как мы его называли, упрямство, возникающее из неприязни или даже положительной ненависти к учителю, если его можно сломить наказанием, то последствия этого слома — трусость, угодливость, тайная злоба…».

Достаточно ли хорошо мы знаем Ушинского? Знаем ли мы его вообще? Не слишком ли легкомысленно мы отбросили мудрость наших предков, приняв за мудрость лозунги и формулы? Не потому ли мир вокруг нас стал таким хрупким? Давайте вспомним. Мы не должны забывать, что у многих родителей сегодня есть и другие заботы.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий