И это руководство сработало, «Домострой» зауважали. Сохранились десятки рукописных копий. Но это очень масштабный проект. Он был скопирован в 18 веке и считался полезным, по крайней мере, в течение двух столетий. Эта книга была очень полезна для русской культуры.
«За любую вину ни по уху, ни по глазам не бить»: почему «Домострой» — не учебник домашнего насилия
Почти все памятники русской литературы XVI века сегодня известны только специалистам, но Домострой — исключение: он является предметом научно-популярных лекций и видео-тикетов, и даже упоминается авторами учебных программ. Для кого была написана эта книга, что в ней написано, и правда ли, что «Домострой» учит домашнему насилию?
Как и многие памятники этой эпохи, Домострой развивался постепенно. Большинство ученых предполагают, что основная часть книги, состоящая из более чем шестидесяти глав, была написана в середине шестнадцатого века. Обычно он состоит из трех разделов: «Духовная структура» (указания о том, как молиться и участвовать в религиозных церемониях), «Светская структура» (об отношениях в семье и близком кругу друзей) и «Бытовая структура» (советы по ведению домашнего хозяйства).
Анализ языка показывает, что эту часть книги, скорее всего, составил один человек. С уверенностью можно сказать, что это был мужчина. Он осознанно обходит вниманием те сферы, в которых тогда могла разбираться только женщина, — деторождение или отношения невестки и свекрови, да и свидетельств о том, что женщины участвовали в создании подобных сочинений, не осталось.
Мы не знаем ни его имени, ни подробностей его биографии. Ученые могут только строить догадки: Одни считают, что он был служащим религиозного ордена, другие — что высокообразованным купцом, третьи — что иностранцем, который очень хорошо владел русским языком в Москве.
Гораздо больше известно об авторе «Письма и наказаний Отца к Сыну», которое редакторы вскоре добавили к основному тексту. Сильвестр был священником Благовещенского собора в Кремле и одним из сподвижников молодого Ивана Грозного. Степень, в которой он мог влиять на решения царя, до сих пор оспаривается. Сильвестр много сделал для культурной политики Москвы в середине XVI века. Например, агиографы, работавшие в московских церквях после страшного пожара 1547 года, докладывали ему. В XIX веке Сильвестра называли автором всего текста «Домостроя», но сегодня считается, что он написал только послание…… В ней он повторил основные принципы книги, объяснив, что сам следовал им, и проиллюстрировал их примерами из собственной жизни.
«Домострой» — за домашнее насилие?
Сегодня нередко говорят о жестокости рекомендаций «Домостроя» по отношению к женщинам и детям. Один из самых печально известных отрывков в книге посвящен телесным наказаниям: Если слуги, дети или жена делали что-то не так, и слова не могли заставить их остановиться, Домострой советует хозяину дома «выпороть их и увидеть ошибку». К сожалению, реальность XVI — XVII веков оказалась гораздо суровее, чем в книге. Автор «Домостроя» не придумывает правила, напротив, он всячески пытается разрядить обстановку, создавая идиллическую картину идеального дома.
В книге подчеркивается, что телесные наказания — это крайняя мера, которая должна применяться только «в случаях великого и ужасного непослушания и пренебрежения». Далее перечисляется то, что нельзя делать ни при каких обстоятельствах:
Ни кулаком, ни пинком, ни палкой, ни чем-либо железным или деревянным, ни в уши, ни в глаза, ни под сердце».
Один только этот список показывает, что побои в семье — гораздо более жестокие, чем рекомендовал «Домострой», — были реальностью.
По словам историка Нэнси Коллманн, это подтверждают и свидетельства более поздних судебных процессов. Например, в 1692 году крестьянин из Белозерского района так сильно избил свою жену, что она болела две недели, а затем умерла. На дознании фермер заявил, что наказал свою жену, потому что она его ослушалась, и что он не ожидал, что она умрет от побоев. Он также подтвердил это под пытками. Убийство было классифицировано как неумышленное, преступник был выпорот и освобожден условно после уплаты штрафа. Коллманн пишет, что такие преступления обычно наказывались относительно мягко.
Строго иерархическая структура семьи поощряла насилие. Историк приводит еще один пример: В 1679 году жена Михаила Семенова в том же районе ушла из дома к матери и деверю, потому что чувствовала, что не только муж, но и свекровь, деверь и золовка постоянно избивают ее. По словам женщины, именно свекровь подстрекала ее. Те, кто занимал более высокое положение в семейной иерархии, могли безнаказанно совершать насилие, причем значение имел не столько пол, сколько положение. Колльманн отмечает, что о положении жены в этой семье говорит тот факт, что жалоба была подана не на жестокое обращение с ней, а на оскорбления и побои ее матери, вдовы Барбары, которая пришла к свекрам, чтобы обсудить ситуацию. В то же время преступления «низших» членов семейной иерархии наказывались гораздо строже.
Соборное уложение 1649 года предписывало за убийство родителей карать смертью, а за убийство сына или дочери — годом в тюрьме .
«Домострой» был создан в то время, когда насилие в семье и телесные наказания были нормой. Вопрос о том, может ли домовладелец победить соседей по дому, вообще не поднимался. Автор книги мог просить только о максимальном смягчении.
Однако, рассматривая отношение Домостасиса к исторической реальности, следует также учитывать, что он содержит многочисленные заимствования из авторитетных текстов, особенно Библии. Это общий принцип русской литературы того времени, унаследованный от средневековья: Слова писателя имеют ценность только в том случае, если они подтверждены опытом мудрецов прошлого. Подобные заимствования появляются также, когда Домострой говорит о наказании детей. Главы книги, посвященные этой теме, содержат много отрывков «из Притчей», то есть из Книги Притчей Соломона и Книги Премудрости Иисуса Навина сына Сирахова. Из последнего, например, дословно взята знаменитая рекомендация Домостройо:
Кто придумал «домостройную Русь»?
Внимательное изучение текста «Домостроя» покажет, что многие наши представления об этой книге не соответствуют действительности. Но с каких пор «Домострой» стал символом косвенного и жестокого прошлого?
Большая часть стереотипов о книге возникла вскоре после того, как текст впервые напечатали, — в середине XIX века. Памятник обсуждали не только ученые, он быстро нашел и более широкую аудиторию .
Писатели и рекламщики использовали его изображения для выражения своих собственных идей. Вот как позднее описывал эту атмосферу журналист и литературный критик Николай Сельгунов:
«Мы были очень возмущены этим утомительным глухонемым миром бесконечного высокомерия. Домострой царил везде, во всех понятиях, во всех слоях общества, от деревенской избы до особняка. Везде в ходу был «жезл» домостроя, везде в той или иной форме сдавливали ребра или вежливо хлестали женщин и детей (Совет Домостроя) — везде люди с первых шагов жизни чувствовали, как их заставляют и принуждают ко всему…»
Интересно, что и западники, и славянофилы критически относились к «Домострою».
Эта ситуация не изменилась и в двадцатом веке. Это можно увидеть, например, в словарях: Если словарь Даля сохраняет традиционное толкование слова «домострой» как «хозяйство, домашняя работа, поддержание домашнего порядка», то словарь Д. Н. Ушакова 1934 года определяет слово «домострой» как «патриархально-суровый, праздный, грубый (по отношению к семейной жизни)». Ученые продолжают исследовать памятник, но стереотипы о нем укоренились и с тех пор мало изменились.
Может быть интересно
Сегодня мы знаем о Домострое и о жизни в русской Москве гораздо больше, чем исследователи и журналисты XIX века. Она уже не может считаться объективным и беспристрастным «зеркалом» всей допетровской эпохи, как это было когда-то. Эта книга была написана для высших слоев общества, и ее авторы выразили в ней прежде всего свои представления об идеальном доме и подкрепили их библейскими отрывками.
«Домострой» — отличный, богато детализированный исторический ресурс для всех, кого интересует, как люди того времени видели мир, какими идеалами руководствовались и какие правила нарушали. Однако важно помнить, что эта книга была написана в обществе, сильно отличающемся от нашего, и что она содержит выдержки из еще более ранних текстов. Стереотипы о них также были созданы в конкретной исторической ситуации. Следует также учитывать, что современники Домостроя вряд ли следовали его правилам. Поэтому его стоит читать и изучать, но копировать его правила сегодня, в изменившемся мире, вряд ли удастся.
Табу на жестокость
Правила, продиктованные «Домостроем», гораздо мягче обычаев того времени. О годе основания «Домостроя» информации нет. Никаких сведений о нем не сохранилось. Существует версия, согласно которой Домострой был основан в 16 веке. Более подробно об этом будет сказано ниже.
В нем четко сказано, что запрещено наносить удары в ухо или глаз, бить кулаком под сердце, наносить удары железными или деревянными предметами или колоть палкой. Таким образом, Домострой наложил табу на безжалостную жестокость, основываясь на опыте того времени.
Народ был приучен к драке
Сегодня такие ограничения могут показаться незначительными. Но чтобы понять их последствия, нужно знать, как жила Россия в то время. Весь юг дрожал перед татарскими набегами весной.
Каждый год одна или несколько армий подходили к южной границе, чтобы встретить новое нападение монголо-татарских орд. Войны часто велись не только на востоке, но и на западе.
Следовательно, жизнь в Московском государстве была сильно милитаризирована. В то время люди, молодые и старые, привыкли воевать, так как в любой момент их могли призвать для отражения врага.
Основные фигуры быта
Рассматривая вопрос о том, кто и в какое время написал «Домострой», следует отметить, что три основные формы быта в то время были следующими:
- Во-первых, это крестьянин, молившийся то Богородице, то древним идолам где-нибудь в лесу. Он привык обращаться со скотом и тяжело работать. А вот галантное обхождение ему неведомо, он ему не обучен.
- Во-вторых, это воин, который защищает пахаря и владеет основной частью произведенного им хлеба. На боку он носит оружие и в любой момент готов пустить его в ход.
- В-третьих, это священник, зачастую едва грамотный, с трудом разбирающий Псалтырь. Но только он способен хоть немного смягчить сердце земледельца, руки которого задубели от тяжелой работы, кожа пропиталась соками земли. И воина, с ладоней которого годами не исчезали мозоли из-за упражнений с оружием и которому зимой приходилось спать чуть ли не на снегу.
Таким образом, во времена создания Домостроя только Слово Божье могло воздвигнуть в их душах барьер против жестокосердия, возникшего в результате тяжелой жизни.