I Отрывок из сказки о прошедших временах «Вот сказка о прошедших временах, откуда пошла Русская земля, кто первый стал править в Киеве и откуда известна Русская земля, так давайте же начнем эту сказку. Во время потопа три сына Ноя разделили землю между собой: Шем, Хам и Иафет. И пошел Шем на восток:
Из «Повести временных лет»
Славяне пришли и сели на Днепре и назывались глидами, а другие — древлянами, потому что сидели в лесах. Они также сидели между Припятью и Двиной и назывались дреговичами, а другие сидели в Двине и назывались полочанами, по имени реки, которая впадает в Двину и называется Полота. Те же славяне, которые поселились у озера Ильмень, назвали себя славянами, построили город и назвали его Новгородом. А другие — они селились вдоль Десны, вдоль Сибена и вдоль Сулы и называли себя нордландцами. И вот славяне были рассеяны, и от их имени название письменности стало называться «славянской».
Кий, Шек и Хорив.
И было у них три брата: одного звали Кий, другого Шек, третьего Хорив, а сестру ее звали Ливед. И сел Кий на горе, которая теперь называется Боричев, и Тчек на горе, которая теперь называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая названа по его имени Хоривицей. И построили они город во имя старшего брата своего и назвали его Киевом. Вокруг города был лес и сосновый бор, и там водились звери-рыболовы. И были эти люди мудры и благоразумны, и назывались поляками, от них произошли поляки в Киеве до сего дня…..
И после смерти этих братьев потомки их стали владеть владениями в расчищенных местах, и в древлянах было владение, и в дреговичах владение, и в славянах в Новгороде владение, а другое на реке Полоте, где полочане.
Братья Кий, Шек, Хорив и их сестра Либед.
И нашли хазары их сидящими на этих горах в лесах, и сказали им: «Окажите нам честь. Поланьи, получив совет, отказался от табака с мечом. И привели их хазары к своему князю и к своим старейшинам, и сказали им: вот, мы придумали новый налог. Они спросили их: «Откуда?» Они ответили: «В лесу в горах над Днепром». И снова спросили: «Что они дали тебе?». И они показали им меч. Старейшины хазар сказали: «Нехорош этот налог, князь: мы взимали его оружием, острым только с одной стороны, а именно мечами, а у них оружие двустороннее, а именно мечи: когда-нибудь они будут взимать налоги с нас и с других стран». И все это произошло потому, что они говорили не по своей воле, а по повелению Божьему.
Вызов князей барангаев
В год 6370 (862). Они изгнали викингов из моря, не платили им дань и стали править сами. И не было между ними справедливости, и племя на племя, и воевали друг с другом. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который будет править нами и судить нас по справедливости». И они поплыли через море к викингам, к руси. Этих викингов называли русами, как других называли свеями (шведами), других норманнами и англичанами, а третьих готами, — так их называли здесь. Они говорили, русы-чудь, славяне, кривичи и так далее: «Наша территория большая и богатая, а порядка на ней нет. Приди и властвуй и царствуй над нами». И избрали трех братьев с их племенами и взяли всех русских, и пришли они к славянам, и сел Рюрик Старший в Новгороде, а другой — Синех — в Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от этих варягов русская земля стала называться Русской. Новгородцы — люди варяжского происхождения, до этого они были славянами. Через два года Синеус и его брат Трубор умерли. И некий Рюрик захватил всю власть и дал своим людям города: одному — Полоцк, другому — Ростов, третьему — Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, а в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — все они, в Муроме — мурома, и над всеми этими Рюрик властвовал. И было у него две жены, не родные ему, но боярыни, и пошли они со своим племенем в Харград. И пошли они вдоль Днепра, и, пройдя его, увидели маленький городок на горе. И они спросили: «Чей это город?». Жители деревни ответили: «Было три брата, Ки, Шек и Хорив, которые построили этот город и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и отдаем дань хазарам. Аскольд и Олень остались в этом городе, собрали вокруг себя множество викингов и стали хозяевами земли поляков. В это время в Новгороде правил Рюрик.
Читайте также
4. 1. Н. А. Морозов проанализировал «Историю минувших времен» в 124 экземплярах — см. приложения 2, 3, 4 в конце нашей книги — и показал, что: а) существующие сегодня экземпляры этой хроники — в их последней редакции — датируются XVIII в. Так что
5. согласно академическому описанию, рукопись состоит из тетрадей, каждая из которых имеет четное количество листов: 4, 6 или 10. следовательно, общее количество листов в
1113 – Появление «Повести временных лет»
1113 — Публикация «Повести временных лет» Во времена Ольги и Святослава в Киеве пишутся летописи. При Ярославе (1037-1039) Софийский собор стал рабочим местом монархов-хронографов. Они взяли старые хроники и собрали их в новое издание, которое дополнили своими собственными.
4.8 Каталог Московской академии истории прошлых времен Ученый А.А. Шахматов указал на несомненную связь следующего каталога истории прошлых времен, так называемого каталога Московской академии, с каталогом Радзивила. Он писал: «Сходство между ними почти
Летописец начинает свою историю Древней Руси с библейского мифа о потопе и разделе земли между сыновьями Ноя. От мифических дат он плавно переходит к историческим фактам и устанавливает первую реальную дату — 6360 год от сотворения мира (852 год н.э.), начало корабля византийского императора Михаила.
Автор-составитель последовательно и строго хронологически рассказывает о первых русских князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и др. до начала княжения Владимира Мономаха) и событиях, происходивших в годы их правления (образование Древнерусского государства, походы на Константинополь, крещение Руси и т.д. до 1117 г.).
- Михаил — император Византии, правивший в 852-867 гг.
- Рюрик — легендарный варяг, первый русский князь, правивший в Новгороде в 862-879 гг.
- Синеус — брат Рюрика.
- Трувор — брат Рюрика.
- Олег — родственник Рюрика; основатель Древнерусского государства, правивший в 879-912 гг.
- Игорь Рюрикович — древнерусский князь, правивший в Киеве в 912-945 гг.
- Ольга — жена Игоря Рюриковича, правившая на Руси в 945-969 гг.
- Мал — древлянский князь, сватавшийся к Ольге после убийства Игоря.
- Царь Константин — император Византии Константин Великий.
- Мстислав Владимирович — князь Тмутараканский в 987-1036 гг., Черниговский — в 1024-1036 гг.; в 1026 г. разделил с Ярославом Владимировичем Русскую землю на две половины (по Днепру).
- Борис Владимирович — князь Ростовский в 1010-1015 гг., убитый братом Святополком и впоследствии канонизированный в лике мученика-страстотерпца.
- Глеб Владимирович — князь Муромский, убитый Святополком и канонизированный вместе со своим братом Борисом.
- Святополк Ярополкович — пасынок Владимира Святославича, правивший в Киеве в 1015-1016 и в 1018-1019 гг.; прозван Окаянным за коварное убийство Бориса и Глеба.
- Ярослав Владимирович Мудрый — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1016-1018 и в 1019-1054 гг.
- Владимир Ярославич — древнерусский князь, сын Ярослава Мудрого, правивший в Новгороде в 1036-1052 гг.
- Изяслав Ярославич — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1054-1067, 1069-1073 и в 1077-1078 гг.
- Кирилл (Константин) и Мефодий — греческие братья-миссионеры, создатели славянской письменности.
- Аскольд — варяг, захвативший власть в Киеве.
- Иафет — сын Ноя; повелитель северных и западных земель.
- Дир — сподвижник Аскольда.
- Царь Василий — византийский император Василий I Македонянин.
- Сим — сын Ноя, повелитель восточных земель.
- Хам — сын Ноя, получивший власть над южными землями.
- Кий — легендарный основатель Киева.
- Хорив — брат Кия.
- Щек — брат Кия.
- Лыбедь — сестра легендарного основателя Киева Кия.
- Святой Андрей — один из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа.
- Святослав Игоревич — древнерусский князь, правивший в Киеве в 945-972 гг.
- Асмуд — кормилец (воспитатель) Святослава Игоревича.
- Владимир Святославич — древнерусский князь, правивший в Киеве в 980-1015 гг.; в 988 г. осуществил «крещение Руси».
- Ярополк Святославич — древнерусский князь, правивший в Киеве в 972-980 гг.; в ходе междоусобицы был убит по приказу Владимира Святославича.
- Всеволод Ярославич — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1077 и в 1078-1093 гг.
- Блуд — воевода, предавший Ярополка Святославича.
- Добрыня — дядя Владимира Святославича, назначенный посадником в Новгород.
- Анна — византийская царевна, выданная замуж за Владимира Святославича.
- Болеслав I Храбрый — польский князь и первый король Польши.
- Брячислав Изяславич — полоцкий князь.
- Давыд Игоревич — князь Тмутараканский, Дорогобужский и Владимиро-Волынский; участник Любечского съезда князей.
- Василько Ростиславич /su_highlight — князь Теребовльский, ослепленный Святополком Изяславичем сразу же после Любечского съезда.
- Давыд Святославич — князь Смоленский и Новгородский; после Любечского съезда получил княжение в Чернигове.
- Олег Святославич — младший брат Давыда Святославича; на Любечском съезде получил княжение в Новгороде Северском.
- Рогволод — полоцкий князь, убитый Владимиром Святославичем.
- Всеслав Брячиславич — полоцкий князь, вступивший в междоусобную борьбу с Ярославичами (сыновьями Ярослава Мудрого).
- Святополк Изяславич — сын Изяслава Ярославича, правивший в Киеве в 1093-1113 гг.
- Олег Святославич — сын Святослава Ярославича, выступивший против своего дяди Всеволода Ярославича.
- Борис Вячеславич — сын Вячеслава Ярославича, поддержавший Олега Святославича в междоусобной борьбе.
- Свенельд — киевский воевода.
- Владимир Всеволодович Мономах — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1113-1125 гг.
Народы:
- Словене — восточнославянское племя, занимавшее северо-западные территории (Новгород, Ладога, Чудское озеро).
- Поляне — восточнославянское племя, расселившееся по берегам Днепра.
- Древляне — восточнославянское племя, занимавшее территории южнее р. Припять.
- Северяне — восточнославянское племя, расселившееся вдоль р. Десны.
- Радимичи — восточнославянское племя, занимавшее земли между Днепром и Десной.
- Чудь — эстонские племена.
- Весь — финно-угорский народ.
- Угры — предки народов ханты и манси.
«Итак, давайте начнем с этой истории…»
После потопа три сына Ноя разделили всю землю между собой. Шем пошел на восток, Хам — на юг, а Иафет — на север и запад. Братья управляли своими территориями и жили в мире. Жители разных частей света продолжали считать себя единым народом.
Автор: Нестор Летописец
Когда народ размножился, они решили построить огромную башню, которая достигала бы небес. Строительство длилось сорок лет, но так и не было завершено. Бог спустился на землю, разрушил недостроенную башню и разделил людей на семьдесят два народа. Землю Иафета населял нордический народ, славяне.
Много лет спустя славяне поселились на Дунае. Оттуда они начали расселяться по другим странам. Так появились чехи, сербы, поляки и другие.
Другая часть славян поселилась на востоке. Это были племена поляков, дреговичей, полочан, норвежцев. Через их территории проходил торговый путь из варяг в греки. Святой Андрей, предвидевший основание Киева, однажды проезжал по этому маршруту.
Среди поляков правили три брата. Братья построили город и назвали его Киевом в честь Киу.
Славянам отдавали дань многие народы: худа, меря, мурома, мордва, печера, литовцы и другие. Они говорили на других языках, но также принадлежали к племени Иафета. На славянские территории пришли и другие народы.
У разных славянских племен были свои законы и обычаи, но было и много общего, например, обычай устраивать похоронный пир для умершего человека.
После смерти Кия, Шека, Хорива и их сестры Лыбедь польские племена некоторое время находились под властью хазар и должны были платить дань.
В 6360 году н.э. (852 год н.э.) они стали называть его «русской землей». В этом году Михаил начал править в Константинополе. В 858 году он подчинил болгар и крестил их князя по греческому обычаю.
В это время большинство славянских племен платили дань варягам и хазарам. В 862 году славяне изгнали викингов, но не смогли выбрать среди них достойного правителя. Свен, Худ, Кривичи и все они обратились к варягам, руси, прося нового князя.
В ответ на просьбу пришел князь Рюрик с двумя братьями, Синеусом и Трувором. Рюрик сидел в Новгороде, а его братья — в Белозерье и Изборске. После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал безудержно править на севере Руси, рассылая своих людей по разным городам. Варяги Аскольд и Дир захватили власть в Киеве.
В 868 году Василий начал править в Константинополе. В следующем году Болгария приняла полное крещение.
Кратко об истории создания произведения
Повесть временных лет» была написана в начале XII века. Это был традиционный кодекс древнерусской литературы, то есть собрание летописей, документов, сказаний и т.д. По мнению исследователей А. А. Шахматова, в основу «Сказания о сказании…» лег так называемый первичный кодекс, созданный в 1093-1095 годах.
По одной из версий, автором «Сказания…» был монах Нестор Летописец. Перевод.
Ниже приводится текст книги, страница за страницей. Система сохранения последних страниц позволяет легко читать онлайн «Повесть времен минувших лет» бесплатно без необходимости каждый раз продолжать чтение с того места, на котором вы остановились. Добавьте книгу в закладки, и вы сможете в любой момент вернуться к странице, на которой остановились при чтении.
История прошлого
Вот история прошлого, откуда пошла русская страна,
кто был первым князем в Киеве, и как возникла Русская земля.
«Итак, давайте начнем с этой истории…»
После потопа три сына Ноя разделили землю между собой: Шем, Хам и Иафет. И пошел восход солнца к Шему: Персия, Бактрия, до Индии в длину, а в ширину до Ринакорура, то есть от востока до юга, и Сирия, и Мидия, до реки Евфрата, Вавилон, Кордуна, Ассирия, Месопотамия, древняя Аравия, Елимаис, Инд, сильная Аравия, Колия, Комман, вся Финикия.
И Хам завоевал юг: Египет, Эфиопию, которая граничит с Индией и другой Эфиопией, откуда на восток течет Красная река Эфиопии, Фивы, Ливию, которая граничит с Киринеей, Мармару, Сирт, другую Ливию, Нумидию, Мазурию и Мавританию, напротив Гадира. Его владения на востоке включали Киликию, Памфилию, Писидию, Мисию, Ликию, Ликаонию, Фригию, Камалию, Ликию, Карию, Лидию, другую Мисию, Троаду, Эолиду, Вифинию, древнюю Фригию, а также острова Сардинию, Крит, Кипр и реку Геон, также известную как Нил.
Иафету же достались северные и западные земли: Медия, Албания, Малая и Великая Армения, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меотия, Дерия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Малосия, Фессалия, Локрис, Пелопоннес, также называемый Пелопоннесом, Аркадия, Эпир, Иллирия, Славия, Лемнития, Адриатическое море. Также были приобретены следующие острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Ионией, и река Тигр, которая течет между Мидасом и Вавилоном до Понтийского моря на севере: Дунай, Днепр, Кавкасины горы, то есть Венгерские горы, а оттуда Днепр и другие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток до участка Симоя. В японском отделе сидят русские, чудь и всевозможные народы: меря, мурома, весь, мордва, заволжская чудь, пермяки, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корс, летгола, ливы. Ляхи и пруссаки и земляки сидят у моря варяжского. У этого моря сидят варяги; отсюда на восток, у границ Шема, они сидят у того же моря, а на запад, в земле Англии и Волоса. Потомки Иафета: викинги, шведы, норманны, готы, росы, англичане, французы, вольски, римляне, немцы, корлины, венецианцы, фризы и другие, граничащие на западе с южными землями и соседствующие с коленом Хама.
И разделили Хам и Иафет землю по жребию, и решили, что никто из них не должен брать часть брата своего, и жили каждый в своем уделе. И был один человек. И когда народ увеличился в земле, то решили построить столп к небу; это было во дни Нектана и Фалека. И собрались они на место поля Синеар, чтобы построить столп к небу, а вокруг него город Вавилон; и строили этот столп сорок лет, и не был он окончен. И сошел Господь Бог посмотреть на город и столп, и сказал Господь: вот, есть только один народ и одна нация. И возбудил Бог народы, и разделил их на семьдесят два народа, и рассеял их по лицу всей земли. И после смешения народов сильный ветер разрушил столб, и остаток его стоит между Ассирией и Вавилоном; высота его 5433 локтя, а ширина 5433 локтя; и много лет оставался тот остаток.
И после разрушения столба и разделения народов сыны Шема взяли восточные страны, сыны Хама — южные страны, а сыны Иафета — западные и северные страны. Из тех же 70 и 2 языков произошли и славянские народы, из племени Иафета — так называемые норки, которые являются славянами.
Повести временных лет. Сказание о белгородском киселе. Сказание о Кожемяке
Славяне имели письменность с древнейших времен, но в виде непечатных, примитивных знаков. В 863 году братья Кирилл и Мефодий, монахи и педагоги, создали алфавит, пригодный для записи языка восточных славян. Древнерусский язык был очень похож на старославянский, который они использовали для перевода книг Библии с греческого и латыни. Христианство было введено на Руси при князе Владимире в 988 году. Крещение Руси стало началом сближения древнерусской культуры с византийской. Тексты церковных книг на старославянском языке стали использоваться для богослужений в церквях.
При Ярославе Мудром столица Киев стала культурным центром страны. Просвещенный князь пригласил в Киев византийских агиографов, архитекторов и писателей. Были построены церкви, основаны монастыри, открыты школы и переведены книги с других языков. С 11 века в России начала создаваться своя литература, главной целью которой было просвещение и обучение благочестию. В литературных произведениях Древней Руси описывались важные исторические события и происшествия, а также герои, чьи поступки могли служить примером героизма, самоотверженного служения, истинной верности и патриотизма.
Одной из самых древних летописей является история прошлых лет. Летопись — это вид древнерусской эпической поэзии, собрание текстов с фрагментарным описанием событий по годам. В Древней Руси год назывался «лето», и от этого слова возник термин «летопись». Летописи создавались в монастырях, монахи были самыми образованными людьми своего времени. Летописцы переписывали события прошлого и отражали историю своего времени. Они вспоминали славные деяния и храбрость русских князей в дохристианские времена и писали о мудрости и благочестии христианских князей, обличали феодальные конфликты и боролись за единство русских территорий. Летописи описывают зарождение русской государственности и национальной духовной культуры. Хроники — это результат коллективного труда летописцев на протяжении нескольких столетий.
«История прошедших времен».
История прошлых времен» была составлена в 1113 году, вероятно, на основе уже существующих летописей, монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря и впоследствии дополнена монахом Сильвестром из Видубецкого монастыря под Киевом. Первая русская летопись описывает историю славян от сотворения мира и показывает их место и роль среди других народов. Самая старая версия «Повествования о прошедших временах» сохранилась в Кодексе Лоуренса от 1377 года. Кодекс был назван в честь начала его повествования: ‘The Tale of Times Past…’. Эта древнейшая русская летопись является ценным источником исторической информации и дидактической литературы. Жанры древнерусских летописей разнообразны, они содержат тексты легенд, житий святых, притчи, восхваления, гимны, проповеди, повествования и т.д.
Главными героями сказки того времени были исторические личности и русские князья. Но в летописи отражены не только их дела и подвиги, но и поступки простых людей, через которые летописец раскрыл лучшие качества всех россиян: любовь к своей стране, готовность к самопожертвованию, мудрость, находчивость, изобретательность. Истории о народных героях занимают особое место в сказках прошлых времен. Они показывают, что победу над врагом могут одержать простые люди, ибо русская земля щедро наделена смелыми, сильными, находчивыми и умными людьми. Большинство героев «Повести временных лет» безымянны. В сказках невоспетый человек из народа появляется в критический для страны момент и, благодаря своей силе или мудрости, спасает страну и ее народ.
Хроника, появившаяся в XI веке и просуществовавшая до XVIII века. Это была важнейшая самобытная часть древнерусской культуры. У древних русских было особое отношение к летописям. Летописец был не только историком, который описывал определенные события или происшествия, а хроника была не только исторической летописью. Хотя летопись писалась от имени князя или настоятеля монастыря, летописец видел свою задачу в том, чтобы исполнить волю Бога и донести истину до потомков: не только описать событие, но и раскрыть его смысл. Сохранилась запись летописца XV века о том, что правду нужно записывать, даже если она не нравится. А.С. Пушкин создал обобщенный образ летописца в поэме «Борис Годунов» — монаха Пимена, который назвал летопись «истинной историей», искусство книги — «Богом данным» делом, а «прилежный, анонимный» труд летописца — «Богом данным» долгом. Летописи являются не только источником исторической информации, но и памятниками интеллектуальной культуры. Они отражают общественные взгляды русского средневековья и дают информацию об идеалах людей.
Литература средневековой Руси стала образцом высокой идейной и патриотической направленности, многие писатели использовали в своих произведениях их духовный опыт и языковое богатство. Выдающийся исследователь ранней русской книги ученый Д. С. Лихачев писал, что литература Древней Руси наполняет нас «гордостью» за достижения и славные дела предков и учит нас «уважать их труд, борьбу и заинтересованность в благополучии отечества».
Словарь
Печенеги были степными племенами, которые разводили скот и часто совершали набеги на русские территории.
Осада — военная тактика, при которой нападающие окружают город с целью его захвата.
Вече — общее собрание граждан для обсуждения важных для всех вопросов.
Старейшина — старший, уважаемый и влиятельный человек, глава общины.
Хазары — кочевники, жившие в районах вокруг Каспийского моря.
Ратник (от слова «рать») в средневековой Руси воин в ранге простого воина.
Игумен — священник, глава монастыря.
Главные герои и их характеристика
В Tale of Bygone Years большое количество героев. Автор не только описывает их, но и дает каждому из принцев свои характеристики.
- Князь Олег – один из родственников Рюрика. Храбрый и мудрый князь, обладающий смекалкой. У него государственный ум и стратегическое мышление. Именно он проводил политику централизации власти.
- Князь Игорь – сын Рюрика. Он участвовал в многочисленных походах. Этот князь обладал мужеством и отвагой, но, помимо достойных качеств, в характере князя Игоря присутствовала жадность. Она и погубила его: пытаясь получить двойную дань в племени древлян, герой вернулся туда с половиной дружины и был убит.
- Владимир Мономах – мудрый и талантливый правитель. По мнению Нестора, Мономах был идеальным князем. Он имел сострадание к простому народу, заботился об интересах своей страны и даже о ее нравственности. Владимир издал свод законов и правил, которые помогли упорядочить жизнь на Руси. Он же успешно защищал свои земли и сделал их более процветающими.
- Княгиня Ольга – умная и верная женщина, жена князя Игоря. Обладала житейской мудростью и смекалкой. Она жестоко отомстила за гибель мужа и смогла занять трон. Долгое время именно Ольга была регентом при подрастающем наследнике. Одной из первых Ольга приняла православие, увидев в нем возможность для объединения земель и людей.
- Князь Святослав – сын княгини Ольги. Суровый и властный человек, но с другой стороны, князь Святослав трепетно относился к своей дружине. Он очень любил сражения, отважно рвался в бой, поэтому прожил славную, но короткую жизнь. В управлению государством он был холоден. Биться с врагами ему нравилось больше.
- Князь Владимир Святославович – сын князя Святослава и ключницы Ольги. До принятия христианства князь Владимир обладал множеством отрицательных качеств, например, он был груб, мстителен, тщеславен и даже решился на убийство своего брата. После же принятия христианства, Владимир стал сострадательным, добрым и справедливым князем. Благодаря его вкладу в дело Русь окрепла, обрела могущественных союзников и объединила большие земли под своим началом.
Темы
Тема «Повести временных лет» сложна, поскольку она является первым источником исторической информации. Предметом данной работы являются сведения о палеорусских князьях, их биографии и управление столь могущественным древним государством.
- Становление Руси — основная тема повести. Автор описывает формирование и развитие племен, а затем процесс их объединения в государство.
- Жизнеописание князей. Каждый князь имел свои слабости и сильные стороны, которые сильно влияли на период его правления. Биография отражалась на политических шагах и предпочтениях, поэтому нам так важно проследить становление личности правителя.
- Древнерусская культура. Автор описывает традиции и обычаи народов, посвящает читателя в особенности нравов людей того времени. Мы узнаем о праздниках и ритуалах предков.
- Общественное устройство. Мы видим, какие классы формируются в древнерусской общине, следим за тем, какие полномочия и права есть у тех или иных людей. Благодаря этому читатель понимает, как строилась жизнь предков, по каким правилам они жили, к чему стремились и как определяли ценность друг друга.
- Быт того времени. Автор описывает подробности бытовой жизни людей того времени: что они носили, как зарабатывали, что делали.
Проблемы
В своей работе Нестор поднимает вопрос о происхождении русского государства, о том, кто был прародителем на земле и какими путями это государство достигло огромной мощи. Проблематика произведения «История ушедшего века» представлена в каталоге:
- Раздробленность. Князьям было тяжело объединить земли под единой эгидой. Все племена жили по своим уставам, со своим языком, люди не хотели объединяться, хотя от этого процесса зависело их выживание в суровых условиях. Далеко не видели это, местных правителей было тяжело убедить в необходимости сотрудничества. Поэтому нередко князья гибли от рук потенциальных партнеров.
- Внешняя угроза. На племена русских часто нападали кочевники, которые отбирали все достижения оседлого народа. С ними было сложно бороться, потому что все жители кочевых племен были прирожденными воинами и ничем иным не занимались. На противостояние с ними уходило много сил и ресурсов.
- Безнравственность. Многие князья поддавались своим порокам, и это вредило государству. Поскольку власть принадлежала единоличному правителю, от его качеств зависела судьба всего народа. И порой люди становились заложниками и жертвами амбиций своего правителя.
История создания
Автором знаменитой летописи считается Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его имя не было проверено. И в оригинале нет никаких упоминаний о нем, они появляются только в более поздних изданиях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, фрагментарных письменных документов и наблюдений Нестора.
Произведение было написано на рубеже XI и XII веков. Век. Точный год, в котором была написана история прошлых лет, неизвестен, но есть несколько предположений. Историки А.А. Шахматов и Д.С. Лихачев предполагают, что основная часть сочинения была написана в 1037 году, а затем дополнена новыми сведениями от различных летописцев. История лет» Нестора была написана между 1110 и 1112 годами. Его состав был основан на данных из старых документов.
Однако самая старая из сохранившихся версий была написана гораздо позже и датируется четырнадцатым веком. Его авторство приписывается монаху Лаврентию. Эта и некоторые другие версии используются современными историками для реконструкции событий того времени.
Блок: 2/4 | Количество символов: 1061 Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/povest-vremennyh-let-pervaya-drevnerusskaya-letopis
ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Сказка былых времен» занимает особое место в истории русского общественного сознания и в истории русской литературы. Это не только древнейшая из всех дошедших до нас летописей, описывающая возникновение Русского государства и первые века его истории, но и важнейший памятник историографии, отражающий представления древнерусских писателей начала XII века о положении русских среди других славянских народов, становлении Руси как государства и возникновении правящей династии, отражающий с необычайной ясностью основные направления внешней и внутренней политики, как сказали бы мы сегодня. «История минувших лет» свидетельствует о высокоразвитом национальном самосознании в этот период: Русь видела себя мощным государством с собственной независимой политикой, готовым при необходимости вступить в поединок даже с могущественной Византийской империей, тесно связанным политическими интересами и связями своих лидеров не только с соседними странами — Венгрией, Польшей, Богемией, но и с Германией и даже с Францией, Данией и Швецией. Россия видит себя православным государством, которому с первых лет христианской истории была дарована особая божественная благодать: она по праву гордится своими святыми покровителями — князьями Борисом и Глебом, своими святынями — монастырями и храмами, своими духовными лидерами — богословами и проповедниками, самым известным из которых в XI веке был, безусловно, митрополит Иларион. Гарантией целостности и военной мощи России было правление одной княжеской династии — династии Рюрика. Таким образом, напоминание о том, что все князья — родные братья, является постоянным мотивом в старой сказке, ведь на практике Россию сотрясают гражданские войны, и снова и снова брат поднимает руку на брата. Еще одна тема вновь и вновь поднимается летописцем: польская опасность. Половецкие ханы иногда были союзниками и сватами русских князей, но чаще они возглавляли опустошительные набеги, осаждали и сжигали города, вырезали их жителей и уводили пленников в свои села. «История минувших лет» вводит читателя в самую гущу актуальных политических, военных и идеологических проблем того времени.
Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Российского государства с момента зарождения славянства. Она включает в себя несколько типов повествований, каждый из которых по-своему важен для исследователей. Хроника включает в себя:
- Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
- Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
- Описания жизни святых и князей.
- Официальные документы и указы.
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются друг с другом.
Однако их объединяет одно: автор просто описывает произошедшие события и воспроизводит рассказы других людей, не высказывая собственного мнения и не делая выводов.
Военные походы
История прошлых времен» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем рассказывается о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюрика. Особое внимание уделено войнам и походам великих князей:
- Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
- Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
- Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
- Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.
Ключевые события в истории
Помимо описания военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается история основания Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море другим именем: «Русское море». Кстати, Нестор также рассказывает о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, населявшее территорию Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Автор также рассказывает об одном из важнейших событий в русской истории — создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. Он объясняет, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Они создали славянский алфавит и перевели для славян Евангелие и Деяния апостолов. Благодаря этим людям была написана история прошлых лет.
Помимо красочного рассказа о знаменитых походах пророка Олега, здесь можно найти легенду о смерти великого князя, которая впоследствии легла в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина.
Без сомнения, здесь описано одно из важнейших событий древнерусской истории — крещение Руси. Летописец придает этому особое значение, поскольку сам был монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красное Солнышко, включая изменения в его характере, связанные с принятием им христианства.
Историческое значение произведения
«Сказка о прошедших временах» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что некоторые летописи, написанные в 1100-1112 годах, не совпадали с интересами Владимира Мономаха, который взошел на престол в 1113 году. Поэтому спустя некоторое время монахи из окружения сына Владимира Мономаха взялись за написание новой версии известного произведения. Так, вторая редакция летописи появилась в 1116 г., а третья — в 1118 г. В последнюю редакцию летописи вошло знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Копии обоих изданий дошли до нашего времени в составе хроник монахов Лаврентия и Ибатия.
Хотя летопись подвергалась изменениям и в ее достоверности можно сомневаться, она является одним из наиболее полных источников о событиях того времени. Это, несомненно, памятник русского наследия. Как исторически, так и литературно.
Его текст можно найти и прочитать как на древнерусском языке, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригиналы рукописей находятся под строгим надзором, их нельзя взять на время, как обычную книгу в библиотеке.
Тем не менее, историю прошлых времен сегодня читают многие историки, исследователи и те, кто интересуется этим периодом. Поэтому нередко ее можно найти где-нибудь на полке книжного магазина.
Блок: 4/4 | Количество символов: 1375 Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/povest-vremennyh-let-pervaya-drevnerusskaya-letopis
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ
Первое издание «Истории минувших времен», обширного кодекса хроник, было завершено в 1110-1113 годах. В нем содержалось много информации об истории России: о войнах Русской и Византийской империй, о назначении скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса на княжение в России, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских проступках. Возможным автором этой летописи является монах Нестор из Киево-Печерского монастыря. Это издание не сохранилось в первоначальном виде.
Первая редакция истории минувших времен отражала политические интересы киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол взошел князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 году текст сказания был переработан монахом Сильвестром (в духе Мономаха), а в 1117-1118 годах — неизвестным писцом из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха). Древнейшая копия второй редакции сохранилась в Кодексе Лаврентия, а древнейшая копия третьей редакции — в Ипатьевской летописи.
Блок: 4/5 | Количество символов: 1160 Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/poviest-vriemiennykh-liet
РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свой «удел» — Переяславское княжество и территории Суздаля и Ростова. Великий Новгород признавал власть Владимира и Великого Новгорода, подчинялся его приказам и принимал от него князей. В 1118 году Владимир потребовал «всех бояр новгородских» за данную ими присягу. Некоторых из них он отправил обратно в Новгород, других «бросил». При Владимире была восстановлена былая военная мощь древнерусского государства, ослабленная более ранними феодальными конфликтами. Кипчаки получили сокрушительный удар и не осмеливались атаковать русские земли…..