История русской народной песни. Что такое народная песня.

Тема русского языка, русской культуры очень близка моему сердцу. С интересом читаю публикации и книги о русском фольклоре, народных традициях и промыслах, декоративно-прикладном искусстве. И мне хотелось бы поделиться своими мыслями и наблюдениями, а темой будет, как вы уже поняли из надписи — русская песня.

25 самых известных русских народных песен

Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который не перестает связывать нас с нашей историей и традициями.

Песня помогает нам строить и жить. Это не текст старинной русской народной песни, но в этой фразе заключено отношение наших предков к песенному творчеству. В древние времена песни исполнялись не только на праздниках и торжествах. Песни сочинялись и сопровождали наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек на жатве, в дороге или просто в повседневной жизни. Именно поэтому каждое слово народных песен так близко и понятно нам.

Одними из первых, кто собрал и систематизировал русские народные песни, были известные этнографы Николай Евграфович Пальчиков, Петр Алексеевич Бессонов и Петр Васильевич Киреевский. Их сборники сельских и византийских песен были впервые опубликованы в конце XIX века и являются одними из первых и наиболее полных собраний русских народных песен. Notagram.ru отдает дань уважения невероятному труду наших фольклористов и публикует тексты и лирику самых известных русских народных песен.

25 самых известных русских народных песен

25 самых известных русских народных песен

Фото: Хоровод в деревне / Алексей Саврасов

О, ты, мои тени, мои тени, новые тени, тени клена, тени решетки.

Я не хочу идти в свой стог сена, я не хочу держать за руку своего дорогого друга.

Молодая женщина вышла из новых ворот, новых дубовых ворот, ворот из сетки.

Она выпустила сокола из правого рукава: «Лети, мой сокол, высоко и далеко, высоко и далеко на свою родину.

На стороне моего родного города живет мой отец. Он ужасен, мой господин, ужасен, но не милостив ко мне:

Он не отпускает меня надолго, не позволяет играть с холостыми. Я не буду слушать своего отца, я буду смешить его.

Я рассмешу его тем, что у его отца есть сын, что у его отца есть сын, что он вырос и стал хорошим человеком».

Валенки

«Валенки и валенки…» «Ой, они не подшиты, они старые, они не могут носить валенки, они не могут ходить к девушке.

Валенки, валенки, ой, не трахаются, Валенки, валенки, ой, не трахаются.

Ой, ты, Николай, Николай, не сиди дома, не ходи на чужую сторону, не носи девичьих колец.

Валенки, валенки… О, они не сшиты вместе. Валенки, валенки.

Лучше починить свою валентинку, чем носить подарок.

Валенки, валенки… Они слишком большие, валенки, а валенки, ой, они не подшиты, они старые.

Судите, люди, судите, Боже, как я любил, я шел босиком по морозу к любимой.

Валенки и валенки, ой, их не кормят, Валенки и валенки, ой, их не кормят.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Корни русской народной музыки и поэзии лежат в крестьянских песнях и эпической поэзии древнерусских эпосов. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала повседневную жизнь и важные события в жизни семьи: посев и сбор урожая, смену времен года, а также свадьбы, похороны и рождение ребенка.

История развития народной песни и музыки

Историю русских народных песен можно проследить отчасти с 17 века. В известном литературном памятнике того времени, «Домострое», упоминаются веселые песни. Из-за строгих нравов старого времени это искусство осуждалось и даже называлось «демоническим». Во время правления царя Алексея Михайловича было даже приказано конфисковать и уничтожить найденные в доме музыкальные инструменты (в то время играли на сурне, харе, домре и гуслях).

Отношение к песнопениям, псалмам и тропарям — гимнам, связанным с церковной жизнью и жизнью святых — было очень разным. Они считались полезными для духовного роста моего атома.

Поэтому старые народные песни обычно исполнялись на праздниках.

Правление Петра I и его дочери Елизаветы Петровны принесло в Россию много перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, такие как солдатские песни, а героями стали не только молодцы, красны девицы и эпические герои, но и слуги, чиновники, солдаты, офицеры и т.д. Постепенно (к 20/19 веку) развился городской романтизм, который был частично воспринят новыми народными песнями. В 19 веке появился новый жанр — певчие птицы. Это четверостишия, написанные в пятичастном рефрене и исполняемые на характерную мелодию (песни, кстати, могут быть не только народными, но и авторскими).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры — это различные типы песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старорусских народных песнях главными героями были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской империи, а затем и Советского Союза на первый план вышли некоторые другие личности:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — потратили много лет на исследование этой темы, используя современные технологии записи. Для изучения теорий создаются фольклорные группы, которые применяют изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы говорили, что народное пение — это не музыка, музыкальная часть в современном понимании все же присутствует. И это выражается в самых разных аспектах.

1. Многоголосие

А. С. Степанов, «Хоровод»

Мы привыкли к полифонии в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но речь идет скорее о влиянии городской культуры на более поздние слои популярного искусства. В обычной народной версии полифония может быть разной. И в каждом случае каждый поет что-то свое, личное. Но существуют также правила координации. Но они не такие строгие, как, например, в музыке Баха или Моцарта.

Иногда голоса настолько близки к пению и создают такие сильные диссонансы, что понять и записать их может только современная технология звукозаписи. А народные певцы считают, что они поют «одним голосом»! Или иногда «два голоса». Когда на самом деле это двенадцать или более голосов в современном понимании этого слова. Строгое настроение имеет место только в определенных частях песни.

2. Мелодия

Мелодия песни основана на народных гармониях. Удивительно, но они известны и в современной музыке, хотя немного отличаются по структуре (интервалы между нотами немного отличаются от того, что мы слышим от нашего фортепиано).

Главное отличие заключается в том, что количество звуков в народной песне очень ограничено. В самых старых образцах народного искусства может быть всего две или три ноты. Чаще всего их бывает пять или шесть. Это половинная шкала, а не шкала с несколькими скачками, как иногда считают. Однако могут быть и упущения. И большие — из пары-тройки белых клавиш рояля.

Роскомнадзор: Сайт нарушает российское законодательство

Но, как мы уже видели, мелодия в песне — не главное, это вспомогательное средство, подчеркивающее слова, текст.

3. Стих

Слова народной песни также необычны. В нем часто нет привычной нам рифмы. И она не так строго относится к количеству слогов. Текст, написанный и прочитанный на бумаге, может показаться странным и непонятным. Но именно для этого нам и нужна мелодия с ее ритмической структурой, чтобы «улучшить» наше восприятие стиха.

Это особенно заметно в длинной лирической песне. Мелодия уже оказывает большое влияние на текст. Изначально ритмичный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь разрывов слов, повторов и междометий. К сожалению, сегодня этот стиль все чаще пародируется и высмеивается.

Разнообразие песни

Прежде всего, песня разделена по регионам. Поскольку песня является продолжением речи, разделение в основном основано на распространении акцентов и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Например, былина распространилась, по сути, только на территории бывшей Новгородской республики.

В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.

  • По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
  • Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
  • Также существуют плясовые и хороводные.
  • Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
  • К ним примыкает более современная частушка со страданиями.

В то же время некоторые песни можно использовать и «вне места их назначения». Например, лирическая песня также может стать хороводом.

Это русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько многогранна и многогранна, что даже специалисту очень трудно понять ее во всех аспектах за всю жизнь.

Основные направления и стили в народной музыке

Система жанров русского фольклора включает следующие основные типы: Календарный, ритуальный, свадебный, лирический, песенный, эпический и танцевальный жанры. Инструментальная музыка занимает несравненно более низкое место, чем вокальная: табу в храме, очевидно, затронуло и народную традицию.

Цикл календарных песен занимает особое место в фольклоре.

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, когда день начинал становиться длиннее после зимнего солнцестояния. Эту радостную ночь восточные славяне называли колядой. Молодые люди ходили от дома к дому, исполняя замечательные рождественские песни. В песнях восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки и храбрость хозяина, которому желали здоровья и счастья, за что певцы получали подарки. Праздник начинался 24 января и продолжался до 6 февраля, он назывался Сочельник. Девушки пели песни и играли в гадания под звучавшую музыку.

В конце зимы был еще один праздник — прощание с зимой, называемый Чистым понедельником. В конце праздника в лесу сжигали изображение понедельника святой Екатерины, а в это время жители деревни пели песню морковки с морковным хвостиком — «Масленица, выходи со двора» — для вызова весны. Весенний праздник — «Зеленый праздник» — был связан с поклонением растениям. Девушки вязали венки, украшали свои дома березовыми ветками и пели песни.

В жизни было много важных событий, которые нашли отражение в народной музыке. И одним из них была свадебная церемония. Это было целое театрализованное действо, сопровождавшееся песнями и хороводами. Свадебные песни делятся на величественные, юмористические и танцевальные. Свадебный банкет и все гости пели величественные песни в исполнении специальной вокальной группы.

Долгими зимними вечерами стар и млад собирались в просторной хижине и пели там песни под ликер, иногда занимаясь домашними делами.

Песни были о переживаниях влюбленных, о тяжелом положении женщин, о работе в армии и на ферме и о многом другом.

Жизнь была отмечена лишениями и короткими праздниками. А когда кто-то умирал, его похороны также сопровождались музыкальной церемонией. Родственники или специальный похоронный оратор будут петь глубоко трагические песнопения, выражающие чувство безвозвратной потери, любовь и уважение к умершему.

История жизни одного поколения не была забыта следующим. О самых важных событиях и героях своего времени рассказывали в «старых сказаниях» или былинах. Они были созданы в X и начале XI века и прославляли силу и величие русского народа. Защита родины от иноземных захватчиков также описывается в более поздних исторических песнях. Люди любили песни о Степане Разине и Отечественной войне 1812 года.

Круглые песни появились в более ранние времена, когда они, очевидно, исполнялись вместе с ритуальными песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом — кругом молодых людей, движущихся вокруг «солнца». Каждая исполненная песня немедленно исполнялась в кругу, в зависимости от ее содержания. Именно это назначение хороводных песен определило их тематику и стиль.

Сюжеты и образы русской народной музыки

Темы песен представляли собой небольшую картину жизни, эпизод, событие, в котором герои песни не только чувствовали, но и действовали: парень и девушка гуляют, хороводные «действа», прощание с армией, поход солдата и его смерть в открытом поле, кучерская прогулка — кучерская прогулка и т.д.

Лирические аллюзии на силы природы, которые часто являются яркими песенными сценами, служат поэтическим фоном, на котором разворачиваются главные герои и музыкальное действие.

Главные героини представлены в песнях образами девушек с «белым лебедем», «голубкой», «березкой», «ивой», «земляникой»; символом хорошего товарища является изображение «чистого ястреба», «орла», «чистого месяца», жениха и невесты — «голубя и голубки», свекрови — «горькой полыни» или «крапивы», замужней женщины — «горькой кукушки» или «серой утки». Существуют также общие символы: Радость и счастье («зеленый сад», цветы, «зеленая роща»); горе и печаль (опавшие цветы, засохший сад, «раскаленный камень»); верная любовь (золотое кольцо); судьба («рок») и т.д. Для большей эмоциональности, лиричности и поэтической выразительности в песнях используются различные прилагательные: «голубые цветы», «ясные глаза», «горькая печаль», «горькая слеза» и т.д. Особую эмоциональность песням придают слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.

Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет оставаться воплощением жизни и культуры народа, его воспоминаний, исторического бытия и повседневной жизни: Работа и отдых, радость и печаль, любовь и разлука. Русский человек в песне олицетворяет мир природы и проецирует в него свои психические качества и переживания: «Сумерки померкли, стало ясно. «, «Столетний ясень стоит над рекой. «Калинка». «. Это воплощение природы мы понимаем с особой меланхолией в «Тонком дереве рована»:

«Зачем ты стоишь, качаясь, тонкая рябина, и склоняешь голову на повязку?

По словам известного русского историка В.О.Ключевского, бытие русского народа состоит из реки и леса, степи и поля, утверждая тем самым единство человека с природой и его укорененность в ней. А русская песня подтверждает неизмеримую необъятность русского характера, которая соответствует необъятности необъятной России: «Ой ты, степь великая. «До самой матушки, до самой Волги. «Я путешествовал по всей Вселенной. «. Образ родины искусно передан в песне «Родина» на стихи Ф.П. Савинова:

Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья. Это — русская сторонка, это — Родина моя!

Выдающиеся исполнители народных песен

Русское народное пение стало еще более известным и популярным благодаря великим русским певцам, к которым принадлежали и продолжают принадлежать Федор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Дмитрий Хворостовский и многие другие.

Фёдор Иванович Шаляпин

Шаляпин (1873-1938), который регулярно давал концерты как оперный певец и исполнял русские народные песни, занимает в этом списке совершенно особое место. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет в театре», он несколько раз упоминал о значении русского народного пения для его становления как оперного певца. Он был убежден, что математическая точность в музыке и лучший голос мертвы, если математика и звук не одухотворены чувством.

Шаляпин взял этот высокий дух из народного пения. Песня — это не случайное сочетание звуков, а результат творческого акта человека. «Я считаю важным, — писал он, — и во многом характерным для русской жизни, что меня побуждали петь простые русские ремесленники. Русские поют песни с самого рождения. Так было и в моей юности. Люди, страдавшие в темных глубинах жизни, пели песни печали и радости до отчаяния. А как хорошо они пели! Они пели в полях, на молотильных полах, в реках, в ручьях, в лесах и у очага. О природе, о жизни, о русской песне и о любви. Потому что любовь — это песня.

Шаляпин, как и многие певцы того времени, учился петь в церковном хоре. Благодаря природному таланту, а Шаляпин имел богатырское телосложение, он был настоящим крестьянином, он был безмерно талантлив, и своего рода особый разбойник. Он воплощал на сцене определенную модель русского человека.

Однако он всегда подчеркивал, что духовное начало, душевный настрой должны содержаться в каждом слове, в каждой музыкальной фразе и невозможны без воображения. Воображение актера должно соприкоснуться с воображением писателя и уловить основной тон пластического существования персонажа. Певца без воображения не спасет от творческого бесплодия ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектный характер.

Шаляпин иллюстрирует эту позицию, рассказывая о своем опыте исполнения народной песни «Я помню, я был совсем молоденький». «Певец должен представить, какая это была деревня, какая это была Россия, какая жизнь была в этих деревнях и какое сердце бьется в этой песне. Надо, чтобы певец ощущал все это как боль, когда представляет, как работали в деревне, как вставали до рассвета, в какой сухой обстановке просыпалось молодое сердце.

Эти размышления Шаляпина вновь и вновь подтверждаются на практике; он рассказывает, как они исполняли «Лукину» в деревне вместе с мельником Нико Осиповичем, какие нюансы, какие тонкости он смог позаимствовать и включить в свое концертное творчество. Благодаря записи мы и сегодня можем услышать, как звучит голос Саляпина, когда он поет «С острова на пристань». «, «Дубинушка» и многие другие песни. Главным номером на каждом концерте Шаляпина, несомненно, была известная песня:

Вниз по Питерской, Вниз по Тверской-Ямской, Вниз по Тверской-Ямской, С колокольчиком.

И.А. Ильин в своей статье «Художественная склонность Шаляпина» анализирует влияния, которые помогли ему пробудить, развить и укрепить свой талант. Прежде всего, это русская народная песня, которая распространялась по всей России на протяжении многих сотен лет. Его искренность и эмоциональность, выразительность позволили Шаляпину стать национальным феноменом. Мы знаем, что Шаляпин слушал его и следовал ему.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий