Используя подсказки, восстановите события, описанные в «Гранатовом браслете». В кратком изложении по главам освещаются некоторые детали:
Глава 1
Действие повести происходит на даче Веры Николаевны Шейн и ее мужа, расположенной на берегу Черного моря. В середине августа была плохая погода с проливными дождями, но из-за ремонтных работ в городе невозможно покинуть дачу. Однако в начале сентября сезон дождей заканчивается, и погода снова становится хорошей.
Глава 2
Действие повести происходит в 1-й день, день именин Веры Николаевны.
Она замужем за главой аристократии. Ее любовь к мужу уже давно переросла в нежную дружбу. Она рада, что смогла отпраздновать свои именины на даче, так как это избавило ее от лишних расходов. Случилось так, что ее муж по своему статусу был обязан вести правильный образ жизни: Устраивать вечеринки, содержать лошадей и т.д., но состояние его семьи было подорвано, и они жили не по средствам. Чтобы облегчить ситуацию, Вера старается быть более сдержанной в своих тратах.
Ее сестра приезжает навестить ее. Анна Николаевна Фрисс. Женщины очень разные по внешности и характеру, но они искренне любят друг друга. Если Вера унаследовала сдержанную аристократическую красоту своей матери-англичанки, то Анна похожа на своего отца-татарина. В отличие от своей старшей сестры, Анна Николаевна была экстравагантна и не стыдилась своих желаний. Она была замужем за богатым человеком, которого совсем не уважала, о чем говорила ему в лицо, но, несмотря на все свои выходки, оставалась верной женой.
Глава 3
Сестры прогуливаются по пляжу. Они говорят о красоте моря, а когда Вера вспоминает о Егоровском лесе, Анна Николаевна дарит сестре молитвенник. Она купила его в антикварном магазине и украсила по своему вкусу. Подарок восхищает виновницу торжества тем, что он мог принадлежать известной женщине, но в то же время ее забавляет идея превратить молитвенник в женскую записную книжку.
Когда они возвращаются домой, Вера делится с младшей сестрой своими переживаниями по поводу того, как трудно накрыть хороший стол. Она говорит им, что утром они принесли ей морского петуха, а вечером подадут его на стол. Ее младшая сестра сразу же захотела посмотреть на удивительное животное, лежащее живым в ведре.
Глава 4
Вечером прибыли первые гости: Князь Василий Львович и его сестра Людмила Львовна, юная куртизанка Васючка, пианистка Дженни Райтер, затем муж именинницы, профессор Спесков. Дедушка, однофамилец Веры, приезжает позже всех и в сопровождении двух полицейских.
Полковник Аносов, дед братьев. Когда-то он служил вместе с их отцом и любил сестер как своих дочерей. Это был человек с прекрасным, респектабельным характером, тип идеального офицера.
Глава 5
Сначала князь Василий развлекал гостей забавными историями, основу которых он брал из их жизни, но сгущал краски и придумывал нелепости, которые вызывали смех. После ужина гости сели играть в покер. Все еще сидя за столом, Вера считала гостей, потому что, будучи суеверной, она была смущена тем, что гостей было 13. Когда все сели играть в покер, она решила уйти, когда ей вручили пакет. Неизвестный мужчина передал ей пакет, в котором находились кейс и письмо. В футляре лежал гранатовый браслет, а в письме объяснялось, что это подарок для девочки, у которой день рождения. Автор сказал, что написал ей семь лет назад. Ему ничего от нее не нужно. Сам браслет ранее принадлежал его бабушке и матери.
Глава 6
Вечер продолжается, все расслабляются и веселятся. Князь Василий Львович показывает свой альбом сестре и Аносову. В начале он рассказывает забавную историю о своей сестре. Затем он таким же образом подхватывает историю о Вере и телеграфе. Женщина сначала просит его остановиться, но он продолжает. История рассказывает о том, что телеграфистка начала писать любовные письма семь лет назад, которые она рассказывала своему жениху, ныне мужу. Через шесть месяцев она вышла замуж.
Заголовки глав являются предварительными.
Глава 1. Дача князей Шеиных
В середине августа погода на северном побережье Черного моря резко ухудшилась, и жители приморских курортов стали спешно перебираться в город. Но в начале сентября лето неожиданно вернулось.
Княгиня Вера Шеина еще не успела покинуть свою дачу: В ее доме в Москве шел ремонт. Сейчас она наслаждалась теплыми днями, тишиной, покоем и одиночеством.
Глава 2. Сёстры
17 сентября, в день именин принцессы Веры, было тихо и тепло. Князь Василий Шейн едва сводил концы с концами, и Вера была рада, что «именины совпали с дачным сезоном» и им не пришлось тратиться на официальный ужин в городе.
Василий Ловович Шейн — князь, муж Веры, светловолосый, любящий муж, дворянин.
Княгиня Вера, чья прежняя страстная любовь к мужу давно превратилась в прочную, верную и настоящую дружбу, всеми силами пыталась помочь князю избежать полной гибели.
На праздновании дня рождения присутствовали только самые близкие друзья. Первой приехала младшая сестра Веры Анна, жена богатого и глупого человека.
Анна Николаевна Фрисс — младшая сестра Веры, маленькая, темноволосая, веселая, беззаботная, любит флирт и волнения и терпеть не может своего мужа.
Сестры, которые очень близки, не были похожи друг на друга внешне. Вера была похожа на свою мать-англичанку, а Анна — на своего отца, татарского князя. У Веры не было детей, но она очень любила своих красивых племянников.
Анна была транжирой, бабником и азартным игроком и презирала своего мужа, хотя он обожал ее. В то же время она была доброй, глубоко религиозной и никогда не изменяла своему мужу-любовнику.
Глава 3. Подарок Анны
Сидя на скамейке, сестры смотрели на спокойное, весело-синее, темнеющее на горизонте море, где неподвижно спали рыбацкие лодки. Ее сестра передала Вере блокнот, который она переделала из старого молитвенника. Анна нашла в антикварном магазине обложку для молитвенника из потертого синего бархата с узором из золотых крестов, а вместо бумаги пришила тонкие пластинки из слоновой кости.
Вера была очень рада подарку. Она сказала, что только Анне могла прийти в голову безумная идея превратить молитвенник в записную книжку для женщин.
Глава 4. Гости
К пяти часам прибыли остальные гости, в том числе известный пианист, брат Веры и генерал Аносов, которого сестры называли дедушкой.
Яков Михайлович Аносов был храбрым генералом, комендантом крепости, другом покойного отца Веры и крестным отцом Анны, «дородным, высоким, сереброволосым стариком».
Генерал был храбрым человеком, участвовал во многих войнах и теперь служил комендантом крепости. За всю свою военную карьеру он ни разу не победил солдата. Нынешнее положение Аносова было символичным: больной старик был назначен командующим благодаря своей военной службе. Он был известен в городе своей эксцентричностью и вежливым поведением по отношению к тюремным служащим.
Аносов был одинок: жена ушла от него к актеру, а детей у него не было. После переезда в К. генерал познакомился с детьми своего военного друга и навещал их каждый вечер.
Глава 5. Неожиданный подарок
После торжества князь Василий стал развлекать гостей. Он мог придумывать забавные истории, основанные на реальных событиях, и рассказывать их в очень серьезном стиле. К рассказам прилагался альбом с юмористическими рисунками и поэтическими комментариями к ним.
В этот момент горничная передала Вере пакет, который она принесла во время обеда. Внутри лежала записка и футляр с браслетом из темного золота с гранатами и странным зеленым камнем. Подарок пришел от давнего поклонника принцессы, которого она никогда не видела, знала только его инициалы — Г. С. Г. В приложенной к подарку записке говорилось, что все гранаты взяты из браслета, принадлежащего бабушке жениха, и что зеленый камень — очень редкий зеленый гранат — дает женщинам дар предвидения, а мужчинам — защиту от насильственной смерти.
События повести происходят в сентябре в начале 20 века на северном побережье Черного моря.
- Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
- Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.
- Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.
- Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.
- Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.
- Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.
- Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.
Для очень нетерпеливых —
для самых общительных —
для самых многолюдных —
для самых любопытных —
для самых красивых —
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — вместе с Василием Шином — посещает Желткова, возвращает ему гранатовый браслет и настаивает, чтобы он больше не обращал внимания на Веру.
Георгий Степанович Желтков — который в конце концов кончает жизнь самоубийством, оставив Вере записку с названием музыкального произведения Бетховена.
Князь Василий Львович Шейн — поддержал Веру в ее решении проститься с Желтковым.
Вера Николаевна Шеин — после прощания с покойным Желтковым она понимает, что ее вечная, необыкновенная любовь прошла мимо нее; когда Женни играет ей сонату, она успокаивается, потому что чувствует, что Желтков простил ее.
Джинни Рейтер — играет сонату «Аппассионата» Бетховена для Веры.
Заключение
Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн побуждает читателя задуматься о том, какое место занимает любовь в жизни человека, на что она дает право и как меняется внутренний мир человека с обретением любви.
Знакомство с творчеством Куприна можно начать с краткого рассказа о «Гранатовом браслете». А затем, когда вы уже знаете тематическую линию и имеете представление о персонажах, вы можете с удовольствием погрузиться в остальную часть авторского повествования об удивительном мире настоящей любви.
Принцесса Вера Шаина принимает гостей на своей даче. У нее день рождения. Ее горничная приносит посылку с запиской и подарком от старого кавалера — гранатовым браслетом. Это украшение — не просто украшение, а семейная реликвия, которая служит талисманом на протяжении многих лет. Вера оставляет подарок на прикроватной тумбочке, чтобы потом передать мужу. Затем именинница сопровождает одного из почтенных гостей, и он говорит ей, что у него есть настоящие чувства. Вера рассказывает ему, что в ее жизни появился тайный поклонник.
Муж Веры решает вернуть подарок и разыскать отправителя — Желткова. Перед уходом он просит о последнем желании: написать письмо для Веры. Господин Шеин отпускает его и передает жене прощальное письмо. Утром газеты узнают, что жених Веры покончил жизнь самоубийством. Вера просит мужа разрешить ей попрощаться с женихом и спешит в квартиру Желткова.
Подходя к гробу, Желтков спокойно улыбается. Вера кладет в гроб розу и понимает, что оставила после себя любовь, о которой могла только мечтать. Вечером герцогиня просит пианиста сыграть «Аппассионату» Бетховена, завещанную ей ее тайным поклонником.
Главные герои и их характеристика:
- Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства. Бездетна, а потому по-матерински любит детей своей сестры. Узнаёт о своём таинственном поклоннике, а затем о его самоубийстве. Послушав Вторую сонату Бетховена, княгиня понимает, что Георгий Желтков простил её.
- Василий Львович Шеин – князь, предводитель дворянства, муж Веры. Весёлый и остроумный человек, похожий на Илью Толстого (это дедушка Л.Н. Толстого).
- Николай Николаевич Тугановский (Мирза-Булат-Тугановский) – брат Веры и Анны. Помощник прокурора. Человек с тяжёлым характером, неженатый.
- Анна Николаевна Фриессе – сестра Веры. Кокетка, недолюбливающая мужа, но не изменяет ему. Мать семейства.
- Яков Михайлович Аносов – крёстный отец Анны. Генерал, герой русско-турецкой войны 1877- 1879 годов.
- Георгий Степанович Желтков – чиновник, безнадёжно влюблённый в Веру. Неразделённая любовь стала главной причиной его самоубийства. Перед смертью написал письмо возлюбленной, а также пожелал, чтобы княгиня услышала Вторую сонату Бетховена.
Глава 1
Во-первых, читатель узнает, как сильно испортилась погода в середине августа на северном побережье Черного моря. И погода была плохой не только в одном смысле. Иногда на суше и на море стоял густой туман, и только сирена маяка позволяла кораблям найти безопасную гавань.
Иногда дождь лил сутками, превращая грунтовые дороги и землю в грязное месиво. Время от времени по степи проносился очень сильный ветер, который пытался уничтожить деревья и черепичные крыши.
Автор: Александр Иванович Куприн
Многие люди оставили свои дачи и переехали в город. Но Вера Шеина, жена благородного маршала, не могла покинуть свою дачу: Городской дом все еще ремонтировался. А принцесса застала начало сентября, когда погода неожиданно изменилась к лучшему. Началась поистине золотая осень.
Глава 2
17 сентября был особенно счастливым днем для Веры Николаевны Шаиной. Это был ее день рождения. На этот раз герцогиня отметила праздник на своей даче, практически в одиночестве. Ожидалось всего несколько гостей и очень близких знакомых. И это было так же хорошо: Ее муж, глава дворянства, жил так хорошо, что в поместье (там были такие гостеприимные типы) все шло наперекосяк.
Все должно было быть подготовлено для гостей. Анна Николаевна Фриссе, младшая сестра княгини Шеиной, приехала на машине. Встреча сестер была радостной.
Мы узнаем удивительное противоречие: Анна не любила своего мужа и в то же время стала матерью семейства. Она любила флиртовать на танцах и приемах и злословила о своем муже, но не была ему неверна. А как насчет принцессы Сины? У нее было противоречие другого рода: она хотела стать матерью, но, к сожалению, по каким-то причинам ее желание не сбылось. Неудивительно, что Вера так нежно и по-матерински любила своих племянника и племянницу.
Глава 3
Началась подготовка к приему. По дороге сестры завязали разговор. Пока они разговаривали, Анна вдруг вспомнила и сделала сестре подарок на день рождения: красивый блокнот. Удивительно, но это был молитвенник, но неуемному фантазеру удалось превратить его в записную книжку.
Первая публикация
Рукопись рассказа Куприна была впервые опубликована в журнале «Земля». Это произошло в 1911 г. Автор посвятил ее своему близкому другу — Клестову. Александр Иванович находился с ним в постоянном контакте во время создания произведения.
Книга также содержит посвящение Бетховена. Вообще, мотив этого музыкального произведения вновь и вновь появляется в рассказе — его слышала Вера Николаевна, главная героиня «Гранатового браслета». Благодаря музыкальной составляющей, Куприну удалось лучше передать атмосферу несчастной любви и черствой жизни.
О сонате Бетховена
Сонату № 2 Бетховена Куприн очень часто слышал в семье одесского доктора Майзеля. Весной 1911 года автор посвятил ей свою книгу. Он поблагодарил жену Майзельса за то, что она интерпретировала для него «Шесть барсов» Бетховена.
Рассказ получил одобрительные отзывы в литературных кругах. Так, весной 1911 года Горький в письмах к Малиновской хвалил Куприна и его пьесу «Браслет с гранатом». Повесть также была хорошо принята такими критиками, как Бартенев, Горнфельд и Львов-Рогачевский. Они не только хвалили Куприна в личной переписке, но и писали публикации в аналитических журналах «Жатва», «Современный мир» и «Русские ведомости».
Это очень воодушевило Куприна, который сомневался в успехе проекта. Дело в том, что его рассказ не вписывался в литературные тенденции того времени. Однако в то время создавались новые направления и жанры, так что это не было проблемой.
В то же время Куприн не получил ни одной значимой награды за свою работу в литературной среде. Однако он по-прежнему является частью учебной программы и поэтому остается актуальным и ценным.
Заключение
«Гранатовый браслет» — очень известное произведение русской литературы, которое за многие годы нисколько не утратило своего значения. Она описывает истинные и честные чувства, полные трагизма. Пьеса основана на реальной истории. Кроме того, автору удалось точно описать психологические характеристики персонажей и передать общую атмосферу своего времени.
Особенности сюжета и важные детали
Главная героиня повести — Вера Николаевна, жена князя Василия Шанского, с которым у нее с детства сложились доверительные и гармоничные отношения. Она отдыхает со своей семьей на даче на берегу Черного моря, когда получает очередное сообщение от поклонника, который пишет ей уже несколько лет. Безымянный мужчина посылает ей в подарок на именины золотой браслет с гранатами — «низкого качества», говорится в сообщении. Считается, что он несколько «коммерческий» и вульгарный. В центре драгоценного камня находится зеленый гранат, окруженный красными гранатами, очень редкий драгоценный камень. Цвет гранатов символичен: зеленый традиционно ассоциируется с жизнью, а красный — с кровью.
К подарку прилагалось письмо, в котором говорилось, что браслет является семейной реликвией и амулетом: «…он обладает силой наделять женщин, которые его носят, даром предвидения и отгонять злые мысли, а мужчин защищать от насильственной смерти». Паломник подписал свое имя инициалами G.S.G.
Гостям на празднике Веры показывают альбом с карикатурами, одна из которых точно передает историю безымянного поклонника герцогини. На альбоме он подписан P.P.Zh и описан как влюбленный телеграфист. Однако в действительности Желтков является сотрудником Контрольной палаты, а вовсе не телеграфистом.
После вечеринки все расходятся по домам, и Вера Николаевна провожает своего крестного отца, старого генерала Аносова, в его карете. Полная забот, принцесса рассказывает своему «дедушке», как она его называет, о своем женихе и надеется на совет. Но его ответ не дает принцессе покоя: «…возможно, путь твоей жизни, Вероника, пересекся с той любовью, которой жаждут женщины и на которую мужчины уже не способны».
Позже княгиня Вера застает своего мужа и брата за разговором о таинственном преследователе. Мужчины решают разыскать Джи-Си-Джея и запретить ему отправлять сообщения, которые могли бы разоблачить замужнюю женщину. Они узнают, что жених Веры — чиновник низшего звена Желтков, и отправляются к нему на квартиру, чтобы поговорить. Тугановский настаивает на прекращении ухаживаний, и Желтков, с разрешения князя Василия Львовича, приглашает Веру, которая говорит, что ей «все это надоело». Затем чиновник просит разрешения написать последнее прощальное письмо герцогине и обещает исчезнуть из жизни Шейны и покинуть город.
Однако, узнав от мужа подробности встречи, Вера понимает, что Желтков планирует покончить с собой. И она права. В газете она видит объявление о самоубийстве Желткова «за растрату государственных средств». Вскоре он получает свое последнее письмо, которое она читает «с нежностью, которой сама не ожидала». В нем жених пишет, что жизнь не имеет для него смысла без возможности любить Веру и что он покинет ее.
За одно только ваше существование я бесконечно благодарен. Я проверил себя — это не болезнь, не маниакальная идея, это любовь, которой Бог хотел наградить меня за что-то.
Я хотел бы быть смешным в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с радостью говорю: «Да святится имя Твое».
И Желтков спрашивает свою возлюбленную: «…. Когда вы думаете обо мне, пожалуйста, играйте вторую сонату Largo appassionato ре мажор № 2, op. 2 Людвига ван Бетховена или дайте мне поиграть». Эта часть сонаты вынесена в эпиграф к «Гранатовому браслету».
Причина трагического финала повести
Чтобы по-настоящему понять и прочувствовать всю глубину трагического положения героев «Гранатового браслета», современному читателю необходимо важнейшее уточнение.
Современное общество так далеко от того помещичьего общества, в котором жили герои повести и их ролевые модели, а также сам Куприн. В 1917 году было отменено сословное деление людей на социальные группы, члены которых отличались правовым статусом и происхождением — и сегодня нам трудно представить, что чувствовал человек низкого происхождения.
Драма в истории Куприна — это не просто драма отвергнутого жениха. Это драма человека из низшего класса, который не принят «сверху» и никогда не будет принят. Это драма человека, который по определению не может преодолеть пропасть между собой и своей возлюбленной, независимо от того, насколько он хорош или как высоко он поднялся.
Даже если бы княгиня Вера обратилась к Желткову, он никогда не смог бы стать ей ровней по образованию, социальному положению или родословной. Это означает, что все его начинания обречены на провал — и сам Желтков знает это слишком хорошо. И поэтому он никогда не идет дальше писем, никогда не пытается по-настоящему сблизиться с принцессой.
На первый взгляд можно подумать, что Желтков — «маленький человек», но это не так. Маленький человек» — это человек низкого социального положения и происхождения, не обладающий ни исключительным умом, ни сильным характером: например, Самсон Вырин в пьесе А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Однако ключевой эпизод повести — сцена, в которой Шейн и Мирза-Булат-Тугановский объясняются с Желтковым, — показывает, что Желтков не совсем вписывается в галерею «маленьких людей» в русской литературе.
Муж и брат княгини Веры находят клерка в бедной квартире, которая больше похожа на «грузовую каюту парохода». Желтков, который встречает их в первые минуты, вызывает только жалость: он совершенно растерян, испуган, «его дрожащие руки бегают, дергают за пуговицы, щиплют его чуть рыжеватые усы, беспричинно трогают лицо». Он не может общаться с аристократами на уровне глаз и невероятно труслив. Но после одной из фраз Николая атмосфера в комнате резко меняется.
— …Своим последним поступком — отправкой этого гранатового браслета — вы перешли ту грань, за которой кончается наше терпение. Вы понимаете? Он уже близко. Не скрою от вас, что первой нашей мыслью было обратиться за помощью к властям, но мы этого не сделали, и я очень рад, что мы этого не сделали, потому что — повторяю — вы показались мне великодушным человеком.
— Мне очень жаль. Что вы сказали?» — неожиданно осторожно спросил Желтков и засмеялся: «Вы хотели обратиться к властям. Это то, что вы сказали?
Он засунул руки в карманы, удобно устроился в углу дивана, достал портсигар, спички и зажег их.
«Гранатовый браслет» как декадентское произведение
Декаданс как художественное направление возник в последней трети девятнадцатого века. Его название в переводе с французского («décadence») означает «упадок». В отечественной литературе декаданс тесно переплетается с модернизмом и символизмом и почти образует с ними единство.
Для отечественной декадентской литературы характерно явление, которое Дмитрий Сергеевич Мережковский, один из основоположников русского символизма, назвал «продолжением художественного импрессионизма». Это означает, что декадентские тексты ярко и естественно передают звуки, запахи и другие физические ощущения.
В случае с гранатовым браслетом «внушительность» расширяется за счет музыки и звуков. В этом контексте важно отметить эпиграф рассказа, который задает тон и звучание. Название музыкального произведения: «Л. ван Бетховен. 2 Сын. (Op. 2, No. 2), Largo appassionato» — «Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 2, часть 2, Largo appassionato». Этот же отрывок цитирует Желтков в своих письмах к Вере в рассказе: Гранатовый браслет, драма, 1964, 91 мин.
В первой публикации Куприн не указал название произведения — и надпись состояла только из нот второй части сонаты. Но не в начале — а с пятого по восьмой такт.
Largo appassionato, вторая часть сонаты, — это медленная, красивая мелодия, которая льется мягко и неторопливо. В шестом такте неожиданно появляются беспокойные ноты, которые через два такта снова успокаиваются, и мелодия продолжает звучать лирично и спокойно, как будто ничего не произошло.
Этот момент был очень важен для Куприна. Он часто и подолгу слушал вторую сонату Бетховена и хотел, чтобы атмосфера «Гранатового браслета» соответствовала характеру музыки: largo — медленно, appassionato — страстно. Так развивалась история и ее звучание: страстное и томное. И жизнь героев, размеренная и интимная, как и музыка, прерывается тревогой — но лишь на мгновение, после чего они мягко возвращаются в свое обычное русло. Перейдите по ссылке в самом видео, чтобы увидеть отрывок из исполнения произведения в фильме.
В повести присутствует и другой звуковой паттерн — православная молитва, которую Вера как будто слышит в XII главе.
И в ее сознании возникли слова. В ее сознании они настолько совпадали с музыкой, что это было похоже на двустишие, перетекающее в текст «Да святится имя Твое».
«Теперь здесь я показываю вам в нежных тонах жизнь, смиренно и радостно обреченную на пытки, страдания и смерть. Ни жалоб, ни упреков, ни боли в самолюбии я не знал. Я — молитва перед Тобой: «Да святится имя Твое».
Да, я предвижу боль, кровь и смерть. И трудно разделить тело и душу, Но, Прекрасная, я славлю тебя, Страстно славлю и тихо люблю. «Да святится имя Твое».
Я помню каждый твой шаг, твою улыбку, твой взгляд, звук твоего пути. Сладкая грусть, тихая, прекрасная грусть окутывает мои последние воспоминания. Но я не стану причинять вам горе. Я иду один, в тишине, по воле Бога и судьбы. «Да святится имя Твое».
Для литературы декаданса также характерен мотив самоубийства, который тесно связан с концепцией благочестия человека. В декадентских произведениях Бог исчезает, а его место занимает человек. В «Гранатовом браслете» Вера занимает место Бога в мировоззрении Желткова. Он посвящает свои мысли и молитвы принцессе, которой служит. Когда ему запрещают поклоняться этому божеству, Желтков теряет смысл жизни — и покидает ее. Но даже в последнем прощальном письме он не решается нарушить душевный покой Веры: Он не признается, что собирается покончить жизнь самоубийством, и пишет лишь, что благодарен ей за все, что она пережила и почувствовала.