Как образованный человек своего времени, Пушкин всю жизнь был озабочен вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о предназначении поэта и поэзии, о смерти и бессмертии, о вере и неверии. Это не могло не отразиться на его текстах, поэтому философские мотивы проходят через все его творчество.
Поэзия — это литературный жанр, который в основном характеризуется выражением мыслей, чувств и эмоций субъекта и тяготеет к стихотворной форме. Теория известного литературоведа А. Н. Веселовского гласит, что лирическая поэзия берет свое начало от древнего ритуального хора. В большинстве лирических произведений нет последовательности событий, т.е. лирическая поэзия сосредоточена не на действиях, а на их переживаниях. В современном литературоведении различают философский, городской, эротический и пейзажный стих. Первый тип будет рассмотрен более подробно.
Преобладающими мотивами в произведениях этого жанра являются размышления о смысле жизни, порядке мироздания и месте человека в природе и Вселенной. Жанр характеризуется глубоким психологизмом и стремлением лирического героя к самопознанию и самораскрытию. Поэма в целом характеризуется сильной склонностью к метафоре. Стихи часто аллегоричны. В философских стихах значительное внимание уделяется вечным вопросам бытия. Такие идеи могут быть как скрытыми, так и явно выраженными автором.
Представители
Философский стих был любимым жанром таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Соловьев и Фет. Давайте рассмотрим некоторые из них отдельно.
Ученые называют Тютчева первым русским поэтом, поставившим вопросы мироустройства в центр своей жизни. Знаменательно, что его лирический герой не следует какой-то определенной позиции, он пытается найти себя, определить свое место во вселенной. Пантеизм, или обожествление природы, является одной из наиболее ярких черт искусства Туцева. Исследователи делят все его работы на три периода. В 1830-1860-е годы лирический герой видит себя частью великой, могучей силы, которая оживляет стихии и стремится слиться с ними. В конце 1960-х годов усиливаются мотивы усталости, растерянности и неверия. В произведениях Тютчева человек чувствует свою ничтожность, свою слабость. Но с 1871 года поэт преодолевает эти чувства и находит в себе силы принять мир.
Философская лирика: особенности и ключевые темы
Человеческий разум всегда пытался исследовать сложные вопросы бытия на эмоциональном, образном уровне. По этой причине философская поэзия возникла в древней цивилизации параллельно с возникновением самой философии.
Иногда его ошибочно рассматривают как переходную форму между искусством и наукой. Это не совсем верно. Философская поэма — это совершенно иное выражение творческого сознания. Его задача — понять мир и место человека в нем. Предметом, которым занимается художник-философ, является поведение человека как части общества.
Философская лирика в русской традиции
Предвестники философской лирики
Философское течение в русской поэзии начало развиваться в конце XVIII в. Среди первых поэтических мыслителей этого периода можно назвать Г. Р. Державина и Е. Можно упомянуть А. Барацкого. А. Баратынский. В своих произведениях они затрагивают самые важные вопросы человеческого существования: жизнь и смерть, взаимоотношения человека и природы, ход истории, назначение искусства и другие. Благодаря своим аргументам и анализу, стихи образовали единую систему мысли:
…но мы не должны обманываться.
Мы, слабые смертные, на этом пути,
Там, где сам разум спотыкается
И вы должны следовать своим страстям,
Где образованные невежды?
Как размытое лицо путешественника?
Повсюду таятся соблазны и заманчивые предложения,
Паши роскоши угнетают всех.
Где обитает добродетель?
Где растет роза без шиповника?
(Г.Р. Державин, «Фелица», 1782).
В середине 1820-х годов произошло значительное сближение философии и поэзии, когда в России возник литературный кружок под названием «Общество мудрости». Его члены хотели создать новое искусство, которое подчинялось бы принципам философии.
В творчестве поэтов Мудрости поэзия сочеталась с метафизическим пониманием важнейших вопросов бытия. Это привело к появлению такого направления, как философская поэзия.
Расцвет философской лирики
Философская поэма продолжала укореняться в поэтической традиции девятнадцатого века. Работы Ф.И. Тютчева являются типичным примером художественной философии этого периода. В стихах покойного А. А. Фета было также продолжение философии. Позднее он стал применяться к поэзии Д.С. Мережковского, И.Ф. Анненского, В.И. Иванов, З. Н. Гиппиус.
В конце девятнадцатого века философская поэзия стала одним из важнейших течений в русской поэзии, которая претерпела значительные изменения. Исторические и духовные изменения в обществе, культурный перелом в эпоху перелома времен породили потребность в обобщениях, генерализациях и размышлениях. Поэты говорили о современных проблемах и обращались к универсальным истинам.
Поэт-философ процветал в этот период. С. Соловьев. Он показал новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихотворений имеют философскую основу, поднимают вопросы о любви, человеческом существовании, природе и Вселенной:
Даже если мы навсегда скованы невидимыми цепями.
Прикован к берегам мира,
Но даже внутри цепей мы должны
Круг, который боги предписали нам.
Все это происходит по воле свыше,
это воля постороннего человека,
И под видом нетронутой материи
В облике нетронутой материи горит божественный огонь.
(В. С. Соловьев, 1875).
Философская лирика в узком и широком значении
Понятие «философский стих» объединяет две категории стихов.
Во-первых, сюда входят все стихи с метафизической тематикой — жизнь, смерть, смысл существования, отношения с Богом, природа Вселенной и высшее предназначение человека. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков это была преобладающая концепция философской поэзии.
Философская составляющая присутствовала в творчестве многих значимых поэтов того времени. В этом смысле Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина можно считать поэтами-философами.
Мотив жизненной стойкости
Читая Высоцкого, постоянно открываешь для себя новые темы, характеры, конфликты. Его стихи на спортивные, военные темы, детские стихи (например, «Алиса в стране чудес»), песни-сказки и мифы, в которых угадываются социальные типы, а также песни-вариации на исторические и мифологические темы, в которых мудрость веков помогает разгадать противоречия современности. В песнях Высоцкого все темы перекликаются и дополняют друг друга, «в них есть все», как называли в его лирике энциклопедию нашей жизни в 60-70-е годы ХХ века.
Творчество Высоцкого — это синтез таланта актера и дара мыслителя, поэтому его стихи наполнены, с одной стороны, разнообразием характеров и типов, использованием юмористических каламбуров и лексики разговорного языка и прозы, а с другой — гуманизмом, постановкой риторических и философских вопросов.
Стихи Высоцкого — это сплав лирического и сатирического. Высоцкий сам признавался в этом: «Я предпочитаю русскую традицию Гоголя — смех сквозь слезы. Смех — смехом, но душа моя — дразнилка. На эту особенность его поэзии указывал В. Аксенов: «В сатире он шел сразу за Шощенко, в поэзии за Есениным».
Песни Высоцкого у всех на слуху. Но можно ли из этого сделать вывод, что они нам хорошо известны? Значит ли это, что они не содержат ничего нового? В одной из книг, к которой я обращался при написании своей статьи, «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза», В. Новиков приводит в качестве примера следующие строки одного стихотворения:
И я ничем не отличался от невежд.
А если я и отличался, то очень незначительно,
-Будапешт не оставил ни одного осколка,
И Прага не разбила мне сердце.
……………………………………. Однако нас не собрали расстрельные команды,
Мы тоже были детьми страшных лет России, водка вливалась в нас с незапамятных времен.
Духовный максимализм и самокритика от лица целого поколения, которые читатель может найти в этих стихах, находятся в традициях русской поэзии. В цитированной выше книге отмечается, что Высоцкий отсылает читателя к Блоку в этом стихотворении («Рожденные в годы голубиные, они не помнят дороги своей»). Объединяет эти стихотворения тема трусости лирического героя, который знает, что идеология власти — это «мираж», но не верит в нее и подчиняется ей. Блок выражает эту тему, противопоставляя энтузиазм и глупость. Но в данном случае во внешнем энтузиазме есть «фатальный пробел», а безмолвие — это «гул тревожного колокола», который символизирует духовную веру. Лирический герой Высоцкого тоже «не верил в миражи», но потому что боится опасности и потому что «запер душу на засов», он решает не идти против власти.
И здесь можно услышать отзвук «Думы» Лермонтова. Лермонтова:
…Перед лицом опасности трусость — это позор, а перед лицом власти — это презренные рабы…..
Если сравнить Высоцкого с Блоком и Лермонтовым, то окажется, что у Высоцкого классический мотив русской литературы представлен в неканоническом стиле: подчеркивается сочетание высокого и низкого: в одном контексте слова «Россия» и «когда-то» находятся по одну сторону, а «водка» — по другую.
Мотив смерти
В поэзии Высоцкого мотив смерти появляется часто, раскрываясь неоднозначно. Чтобы проследить развитие этого мотива в его стихах, необходимо обратиться к анализу таких стихотворений, как «Пикантные лошади», «Веселые мертвецы» и «Памятник».
Стихотворение «Пикантные лошади» — один из самых выразительных философских мотивов. Его тема — ощущение приближающейся смерти и любовь лирического героя к жизни.
В стихотворении используется символизм: лошади — символ времени, обрыв — конец жизни. Лирический герой, который знает, что приближается его последний час, всеми силами держится за жизнь, умоляет время остановиться, потому что знает, что сам торопит смертный час. Изучив собственную жизнь автора, можно сказать, что поэма имеет автобиографические черты. Сам Высоцкий часто «гнал лошадей» того времени напряженной работой, а также повышенным эмоциональным напряжением и подходил к «краю пропасти». Эта мысль отражена уже в первой строфе стихотворения. В самом начале стихотворения прилагательное «опасный» задает мрачный тон, который усиливается повторением глагола «исчезнуть».
Но если в первой строфе лирик сам «хлещет коней», то в припеве, выражающем центральную идею, он уже призывает их не спешить. Слова «У меня не было времени жить, у меня не было времени петь» подчеркивают не только его физическую смерть, но и конец его творческой карьеры.
Стихотворение усиливает свое трагическое напряжение словами «Я погибну», которые уже не аллюзия, а утверждение. Метафора «вихрь сметёт меня с пальмы, как ворсинку» метафорически выражает бессмысленность человеческой жизни, хрупкой, как ворсинка перед смертью, катастрофической, как вихрь.
В стихотворении используются религиозные термины, связанные с мотивом смерти — Бог, ангелы, — с помощью которых лирический герой выражает свою скорбь по потустороннему миру, ведь ангелы являются ему со «злыми голосами», а «колокол звонил с плачем».
В заключительном припеве лирик не только просит продлить его жизненный путь, здесь просьба усиливается мольбой: «Я прошу тебя не скакать галопом».
От первой до последней строки стихотворения интенсивность нарастает. Сначала лирический герой чувствует приближение смерти «с опасной радостью», но еще не осознает всей трагедии. Следующий этап — осознание неизбежности смерти. И, наконец, ощущение, что вы уже там, «в гостях у Бога».
В этом стихотворении Высоцкому удалось представить философскую тему трагической неотвратимости судьбы со всей силой и с большой образностью.
Мотив смерти также звучит в «Веселых мертвецах». Но здесь смерть изображена по-другому. Если «Капризные лошади» довольно слезливы и трагичны, то здесь чувствуется неприятие смерти и стремление к жизни, здесь ощущается смирение перед неизбежностью судьбы.
Поэма «Счастливый мертвец» написана в шутливой форме с юмористическим подтекстом. Но смысл песни включает в себя философский вопрос. Тема стихотворения — осознание того, что человеческая природа хрупка и что человеческая жизнь — «ничто» по сравнению со смертью, которой нельзя избежать.
Само название является оксюмороном, содержащим деконтекстуализацию культурных традиций, связанных с похоронными обрядами. Читателя, имеющего дело с темой смерти, обычно вводят в грустное, элегическое настроение, а здесь используется прилагательное «радостная» песня. Такой прием уже вызывает у читателя противоречивые чувства.
А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его мысли часто вращались вокруг вечных тем, таких как смысл жизни, судьба и закономерность бытия, вопросы взаимоотношений между поколениями.
Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, достаточно просвещенная пушкинским стилем: поэт не рассматривал внешнюю сторону, стараясь проникнуть глубоко внутрь, чтобы охватить все аспекты сложных вопросов веры. В детстве Пушкин читал многих старых поэтов. А в то время поэт и философ были тождественными понятиями. В каждом его стихотворении, даже в самом коротком и смешном, есть что-то, над чем стоит задуматься.
Александр Сергеевич Пушкин — один из самых популярных поэтов и писателей в мире. Прежде всего, он покорил Россию своим талантом. Он прославился и как великий романтик, и как выдающийся реалист. Темы его работ разнообразны: философские, политические, исторические, эротические, социально-политические и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими проблемами поэта.
Пушкин, как и любой другой человек, часто задумывался над вечными вопросами бытия. Он бился над вопросами о смысле жизни, о предназначении поэта и поэзии, о том, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т.д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому в его произведениях так много философских аргументов.
Пушкин-философ пишет не о проблемах вселенского масштаба, а о личном опыте. Философия поэта глубоко прочувствована.
Каждый вопрос проходил через его голову, что характерно ни для одного поэта его времени.
Философские размышления Пушкина занимали его уже в качестве ученика гимназии в Чарском Селе. В эти годы он находился под сильным влиянием Батюшкова, который видел смысл жизни в личной чувственности.
Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных праздниках, гуляниях и удовольствиях. Он не думал ни о чем серьезном. Это наглядно показано в стихотворении шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:
Смертный, твой век — призрак:
Удачной рыбалки,
Чаще наливайте стакан,
Огненной страстью изнурять тебя!
И из остального кубка!
Подобное видение мира можно найти и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы к Толстому»:
«Выпейте удовольствие до дна,
Живите легкомысленно, легкомысленно!
Будьте послушны моменту жизни!
Будьте молоды в своей молодости!
В юном возрасте Пушкин еще не задумывается о будущем, вся его философия — это праздники и удовольствия. И именно к такому образу жизни он призывает читателя.
Переломный момент в жизни Пушкина приходится на 1820-е годы. Именно в это время он начинает анализировать свою жизнь и работу.
Южная ссылка стала для поэта эпохой романтизма. В то время все молодые люди были ориентированы в этом направлении. С изменением перспективы философия поэта стала более зрелой. В романтический период Пушкин видел высшую цель человеческой жизни не в легкомысленном наслаждении, а в стремлении к героическим поступкам. Такие перемены отразились прежде всего в творчестве поэта:
Он стремится к новым впечатлениям,
Я подвел тебя, родина,
Я оставил вас, дорогие любимые.
Мимолетные друзья юности.
Эти стихи взяты из знаменитой элегии 1820-х годов под названием «Померк дневной свет». Здесь появляется новый и яркий символ свободы и вдохновения — море. Море так же чисто и могущественно, как и чувства, наполняющие душу поэта. Подобный образ также появляется в стихотворении «На море». Пушкин сравнивает жизнь человека с жизнью океана.
За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он как будто предвкушает свою скорую смерть. В этом произведении поэт размышляет о смысле жизни, о цели, ради которой человек пришел в мир, и с уверенностью заявляет:
Я поставил себе памятник,
«Я поставил себе памятник, памятник, по которому никогда не пройдут люди.
Он стоял прямо, с высоко поднятой головой и непокорной головой.
А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
В течение многих лет Пушкин был одним из самых одаренных прозаиков и поэтов девятнадцатого века. Философская поэзия присутствует почти в каждом его произведении, хотя он довольно разносторонний поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на политические и любовные темы, ставил вопросы о дружбе, судьбе поэта и описывал красоту русской природы. Тем не менее, через все его стихи проходит философская нить; они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и неверии, смерти и бессмертии.
Философские стихи Пушкина поражают своей уникальностью. Стихи глубоко интимны и личны, потому что каждая эмоция принадлежала поэту, и он описывал свои собственные мысли и впечатления от жизни. Это отличает стихи Александра Сергеевича от стихов других писателей. Чем старше становится поэт, тем больше меняются его произведения, тем больше они приобретают иной смысл.
Через стихи можно узнать, как жил Пушкин в разные годы. Философские стихи этого периода, когда поэт еще учился в гимназии, пропитаны духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, отмечать дружеские вечеринки и ни о чем не беспокоиться. О его юношеских мыслях можно судить по стихотворению «Гроб Анакреона» (1815) и стихотворению «Остановка у Толстого» (1819). Поэт проповедует удовольствие и развлечение.
Философские мотивы в стихах Пушкина резко изменились в 1920-е годы. Как и всех молодых людей того времени, Александра Сергеевича привлекал романтизм. Поэт почитал Байрона и Наполеона; смысл жизни теперь заключался не в бессмысленной трате времени на дружеских банкетах, а в героическом подвиге. Героические порывы души не могли не повлиять на философскую поэзию автора. Элегия «Тучи дневные» 1820 года и стихотворение Пушкина «У моря» 1824 года считаются самыми впечатляющими произведениями этого периода.
В середине 1920-х годов Пушкин впал в экзистенциальный кризис. Его философские стихи этого периода уже не были пропитаны романтизмом, на смену ему пришел реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она пугает его. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.
В «Колеснице жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной каретой, которая едет дни и ночи без остановок; начало пути кажется веселым и светлым, а конец — грустным и мрачным. После поражения декабристов моральный дух поэта был подорван; Пушкин чувствовал вину перед друзьями за то, что не смог принять участие в восстании против царского режима.
Написанные в конце 1920-х годов, стихи раскрывают отчаяние и одиночество, которые испытывал Пушкин в то время. Философские стихи поэта с годами становятся все более грустными и трагичными. Стихотворения Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Я брожу по улицам шумным» ставят вопросы жизни и смерти, автор размышляет о том, что будет после того, как он покинет бренную землю.
Но это не значит, что он хотел умереть — он хотел жить, чтобы донести свое искусство до людей, направить их на правильный путь. Он твердо верил, что в конце жизни обретет счастье и гармонию.
Философское звучание тютчевской лирики о любви
Философские стихи можно найти во всех поэмах Туцева, включая «Любовь». Эти философские мысли порождают в его душе только прекрасные и сильные чувства. Таким образом, основным мотивом в любовных стихах поэта-философа становится признание, которое выходит за рамки стихов Туцева. В своем знаменитом творении «О, как убийственно мы любим…» любовь и космос то переходят в состояние покоя, то это вечная борьба. Но эта дуэль, как говорится в песне «Предопределение», всегда будет смертельной. Лирик знает разные виды любви: иногда она подобна лучу солнца, связана с безмерным счастьем, и всегда должна быть нежность, и в то же время это чувство страсти и боли, которое легко разрушает жизнь и душу человека. Именно об этом весь цикл Денисьевского с Туцевым — множество прекрасных произведений о любви.
Философская лирика А.С. Пушкина — анализ тем и мотивов
Среди произведений Пушкина особое место всегда занимают его философские стихи. Главной отличительной чертой его произведений был глубоко личный характер каждого из них — все насущные вопросы поэты пропускали через призму собственных чувств и взглядов. Список тем его стихотворений богат: автор размышляет о любви, дружбе, гражданском долге, смысле жизни, вере и атеизме, зле и добре.
Направление лирики
Основные философские мотивы в стихах Пушкина постоянно менялись — можно выделить четкую периодизацию. В начале своей литературной карьеры поэт имел мировоззрение романтика, которого больше волновали веселые и приятные дни в кругу друзей. Позже, во время революции, ссылки и цензуры, он пережил несколько интеллектуальных и личных кризисов. Его рвение к героическим начинаниям и романтике постепенно уступило место суровому реализму и цинизму.
Ближе к концу жизни он смирился с самим собой. В своих работах он начинает исследовать глубокие вопросы о природе человеческого существования, жизни и смерти. В то же время тоска по старым добрым временам ярко выражена.
Александр Сергеевич уже в юности имел склонность к философским размышлениям. В своих ранних стихах он призывает читателя сохранять свободный ум, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чем не беспокоиться. Яркими примерами таких стихотворений являются «Гроб Анакреона» (1815), «Остановка у Толстого» (1819). В них отмечаются вечеринки, карусели и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в школьные годы.
Философия поэта, а вместе с ней и мотивы его стихов, радикально изменились к началу 1920-х годов. Культурная революция и политические события того времени привели его к романтизму. Он больше не довольствовался бессмысленным времяпрепровождением, а стремился к героическим поступкам. Его образцами для подражания в те годы были Байрон и Наполеон.
В середине 1920-х годов Пушкин пережил очередной кризис личности. Романтизм в его стихах сменился холодным реализмом. Появляются его размышления о проблемах и трудностях, суровости правды, бессмысленности жизни. Причиной этой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог своим друзьям свергнуть царский режим.
Поздние стихи Александра Сергеевича пронизаны грустью и одиночеством, которые он пережил в это время. Размышления о природе жизни и смерти, а также религиозные темы встречаются часто. Поэт не пытался описать традиции и внешние особенности церкви, но вникнуть в глубину и разобраться в сложных вопросах веры.
Другая особенность поздних стихотворений — явная тоска по прошлому, по более простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Самые частые школьные торжества» и «Было время».
Доклад по литературе «Философская лирика Пушкина»
Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его мысли часто вращались вокруг вечных тем, таких как смысл жизни, судьба и закономерность бытия, вопросы взаимоотношений между поколениями.
Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, достаточно просвещенная пушкинским стилем: поэт не рассматривал внешнюю сторону, стараясь проникнуть глубоко внутрь, чтобы охватить все аспекты сложных вопросов веры. В детстве Пушкин читал многих старых поэтов. А в то время поэт и философ были тождественными понятиями. В каждом его стихотворении, даже в самом коротком и смешном, есть что-то, над чем стоит задуматься.
Направление лирики
Основные философские мотивы в стихах Пушкина постоянно менялись — можно выделить четкую периодизацию. В начале своей литературной карьеры поэт имел мировоззрение романтика, которого больше волновали веселые и приятные дни в кругу друзей. Позже, во время революции, ссылки и цензуры, он пережил несколько интеллектуальных и личных кризисов. Его рвение к героическим начинаниям и романтике постепенно уступило место суровому реализму и цинизму.
Ближе к концу жизни он смирился с самим собой. В своих работах он начинает исследовать глубокие вопросы о природе человеческого существования, жизни и смерти. В то же время тоска по старым добрым временам ярко выражена.
Читайте также: «Я вхожу в темные храмы» — анализ стихотворения Блока с проектом краткого содержания — год, тема, прилагательные.
Александр Сергеевич уже в юности имел склонность к философским размышлениям. В своих ранних стихах он призывает читателя сохранять свободный ум, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чем не беспокоиться. Яркими примерами таких стихотворений являются «Гроб Анакреона» (1815), «Остановка у Толстого» (1819). В них отмечаются вечеринки, карусели и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в школьные годы.
Философия поэта, а вместе с ней и мотивы его стихов, радикально изменились к началу 1920-х годов. Культурная революция и политические события того времени привели его к романтизму. Он больше не довольствовался бессмысленным времяпрепровождением, а стремился к героическим поступкам. Его образцами для подражания в те годы были Байрон и Наполеон.
В середине 1920-х годов Пушкин пережил очередной кризис личности. Романтизм в его стихах сменился холодным реализмом. Появляются его размышления о проблемах и трудностях, суровости правды, бессмысленности жизни. Причиной этой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог своим друзьям свергнуть царский режим.
Поздние стихи Александра Сергеевича пронизаны грустью и одиночеством, которые он пережил в это время. Размышления о природе жизни и смерти, а также религиозные темы встречаются часто. Поэт не пытался описать традиции и внешние особенности церкви, но вникнуть в глубину и разобраться в сложных вопросах веры.
Другая особенность поздних стихотворений — явная тоска по прошлому, по более простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Самые частые школьные торжества» и «Было время».
А. С. Пушкин – философская лирика
Александр Сергеевич Пушкин — один из самых популярных поэтов и писателей в мире. Прежде всего, он покорил Россию своим талантом. Он прославился и как великий романтик, и как выдающийся реалист. Темы его работ разнообразны: философские, политические, исторические, эротические, социально-политические и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими проблемами поэта.
Пушкин, как и любой другой человек, часто задумывался над вечными вопросами бытия. Он бился над вопросами о смысле жизни, о предназначении поэта и поэзии, о том, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т.д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому в его произведениях так много философских аргументов.
Пушкин-философ пишет не о проблемах вселенского масштаба, а о личном опыте. Философия поэта глубоко прочувствована.
Каждый вопрос проходил через его голову, что характерно ни для одного поэта его времени.
Философские размышления Пушкина занимали его уже в качестве ученика гимназии в Чарском Селе. В эти годы он находился под сильным влиянием Батюшкова, который видел смысл жизни в личной чувственности.
Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных праздниках, гуляниях и удовольствиях. Он не думал ни о чем серьезном. Это наглядно показано в стихотворении шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:
Смертный, твой век — призрак:
Игривая ловля счастья,
Читайте также: Анализ стихотворения «Еще печален вид земли» (Ф.И. Тютчев)
Чаще наливайте стакан,
«Страсть, пыл, усталость
И над оставшимся кубком!
Подобное видение мира можно найти и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы к Толстому»:
«Выпейте удовольствие до дна,
Живите легкомысленно, легкомысленно!
Будьте послушны моменту жизни!
Будьте молоды в своей молодости!
В юном возрасте Пушкин еще не задумывается о будущем, вся его философия — это праздники и удовольствия. И именно к такому образу жизни он призывает читателя.
Переломный момент в жизни Пушкина приходится на 1820-е годы. Именно в это время он начинает анализировать свою жизнь и работу.
Южная ссылка стала для поэта эпохой романтизма. В то время все молодые люди были ориентированы в этом направлении. С изменением перспективы философия поэта стала более зрелой. В романтический период Пушкин видел высшую цель человеческой жизни не в легкомысленном наслаждении, а в стремлении к героическим поступкам. Такие перемены отразились прежде всего в творчестве поэта:
Он стремится к новым впечатлениям,
Я подвел тебя, родина,
Я оставил вас, дорогие любимые.
Маленькие друзья крошечной юности.
Читайте также: Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия».
Эти стихи взяты из знаменитой элегии 1820-х годов под названием «Померк дневной свет». Здесь появляется новый и яркий символ свободы и вдохновения — море. Море так же чисто и могущественно, как и чувства, наполняющие душу поэта. Подобный образ также появляется в стихотворении «На море». Пушкин сравнивает жизнь человека с жизнью океана.
За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он как будто предвкушает свою скорую смерть. В этом произведении поэт размышляет о смысле жизни, о цели, ради которой человек пришел в мир, и с уверенностью заявляет:
Я поставил себе памятник,
Путь человека к ней не будет зарастать.