Признавая последние достижения европейской интеллигенции, Федор Иванович всегда и во все времена отстаивает интересы своей страны и пытается доказать, что Россия — не враг христианского Запада, а его «законная сестра», ведущая «самостоятельную органическую жизнь».
Тютчев, Фёдор Иванович
Федор Иванович Тучев родился 5 декабря 1803 года в родовом имении Овстуг Орловской губернии. Тучев получил домашнее образование, изучал латынь и римскую поэзию, а в тринадцать лет перевел «Оды» Горация. В возрасте четырнадцати лет он начал посещать лекции в качестве волонтера на историко-филологическом факультете Московского университета, где его профессорами были Мерзляков и Каченовский. В ноябре 1818 года, еще до получения аттестата зрелости, он был принят в кружок студентов, а в 1819 году избран членом Общества любителей российской словесности.
Получив диплом в 1821 году, Тютчев поступил на службу в Государственный совет по иностранным делам и отправился в Мюнхен в качестве внештатного атташе при российской дипломатической миссии. Он был принят на службу по просьбе родственника, графа Остермана-Толстого. Здесь он познакомился с Шеллингом и Гейне и женился на Элеоноре Петтерссон, урожденной графине Ботмер, от которой у него родились три дочери. Старшая из них впоследствии вышла замуж за Аксакова.
Пароход «Николай I», на котором семья Тютчевых следовала из Санкт-Петербурга в Турин, потерпел кораблекрушение в Балтийском море. Элеоноре и детям помогает в спасении Тургенев, который также находится на борту. Эта катастрофа серьезно сказалась на здоровье Элеоноры Тучевой. В 1838 году она умирает. Тютчев был так печален, что провел ночь в гробу своей покойной жены и поседел за несколько часов. В 1839 году его дипломатическая деятельность была внезапно прервана, но он продолжал жить за границей до 1844 года.
По возвращении в Россию в 1844 году Тютчев вновь поступил на службу в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность главного цензора. Там он запретил распространение Манифеста Коммунистической партии на русском языке на том основании, что «кому надо, тот прочтет его на немецком».
Почти сразу после возвращения Ф. И. Тютчев стал активным участником кружка Белинского.
Хотя в эти годы он не публиковал стихов, Тютчев опубликовал публицистические статьи на французском языке: «Письмо доктору Кольбу» (1844), «Меморандум царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850) и позже, уже в России, статью «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 года статский советник Тютчев был назначен председателем Комитета по иностранной цензуре. Несмотря на многочисленные проблемы и конфликты с правительством, Тютчев оставался на этом посту в течение 15 лет вплоть до своей смерти. 30 августа 1865 года Тютчев был назначен тайным советником.
4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и почувствовал резкое ухудшение зрения; его начали мучить мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, несмотря на предупреждения окружающих, поэт отправился на прогулку к друзьям. По дороге туда он перенес инсульт, который парализовал всю левую сторону его тела. 15 июля 1873 года Тютчев умер.
Пребывание в Москве
- декабрь 1805 — начало 1810: Малый Трёхсвятительский переулок (угол Хитровского переулка), дом 8 — усадьба графа Ф. А. Остермана. Семья Тютчевых была прихожанами московского Храма Трёх Святителей, что на Кулишках;
- осень 1810: Староконюшенный переулок (дом Коллежской Асессорши Прасковьи Александровны Даниловой);
- декабрь 1810 — 1821, 1825: Армянский переулок, дом 11/2 (угол Сверчков переулок) (Тютчевы окормляются в церкви Николая Чудотворца в Столпах).
- июль — август 1843: Садовая-Триумфальная улица, дом 25, дом М. М. Крезовой (не сохранился) 1 .
- май — июль 1845: Тверская улица, 8, дом купца Варгина (не сохранился);
- лето 1863: Большой Гнездниковский переулок, дом 5 (меблированные комнаты) 2 .
- август 1868: Воротниковский переулок, дом 9/5 — здесь, в доме причта Церкви Пимена Великого в Старых Воротниках в то время жил его сын Иван, который 27 апреля 1869 года бракосочетался в этой церкви с Ольгой Путятой 23 .
Пребывание в Санкт-Петербурге
- февраль — май 1822 — Английская набережная, сейчас д. 10, дом А. И. Остермана-Толстого;
- август 1843 — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40, затем — гостиница Тирака;
- сентябрь — октябрь 1844 — гостиница Кулона на Михайловской площади;
- октябрь 1844 — май 1845 — Английская набережная, ныне д. 12, дом М. Маркевича 4 ;
- август 1845 — март 1846 — гостиница «Демут»;
- март 1846 — июнь 1847 — Марсово поле, ныне д. 3, дом Е. И. Сафонова 5 ;
- сентябрь 1847 — август 1850 — Моховая улица;
- сентябрь 1850 — май 1852 — Невский проспект, 68 (дом Лопатина);
- сентябрь 1852 — Невский проспект, 54/3 (дом Демидова) 6 ;
- октябрь — декабрь 1852 — Большая Конюшенная улица (меблированные комнаты);
- март — апрель 1853 — Марсово поле (дом Сафонова);
- сентябрь 1853 — гостиница Клее;
- ноябрь 1854 — Грязная улица (вблизи Семеновского плаца) 7 .
- ноябрь 1854—1872 — Невский проспект, 42 (дом Л. И. Лазарева, дом Армянской церкви святой Екатерины)*.
Пребывание за границей
- 1822—1828 — Мюнхен, Герцогшпитальштрассе (Herzogspitalstrasse), 1139; позднее — 12 8 ;
- июнь — июль 1827 — Париж, улица д’Артуа, д. 21 9 ;
- 1829 — Мюнхен, Оттоштрассе (Ottostrasse), 248 (позднее — 4);
- 1830 — Мюнхен, Каролиненплац (Karolinenplatz), 1 — площадь в Максфорштадте 10 ;
- конец 1837 — Турин, меблированные комнаты;
- июнь — июль 1838 — Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 4 (пансион тётушки Элеоноры Тютчевой, баронессы Ганштейн), затем Виттельсбахерплац (Wittelbacherplatz), 2 — дом Нейзигель;
- август 1838 — Турин, гостиница;
- сентябрь 1839 — Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 18;
- февраль 1840 — Оттоштрассе (Ottostrasse), 250 (позднее — 6);
- с 15 октября 1840 — Карлштрассе ((Karlstrasse)), 54/1;
- 27 октября 1842—1844 — Людвигштрассе, 7 (дом торговца мукой Коппа);
- лето 1844 — Париж;
Поэзия
По мнению Ю. Н. Тынянова, короткие стихотворения Тютчева — продукт разложения масштабных произведений жанра оды, сложившихся в русской поэзии XIX века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Туцева «фрагментом», который представляет собой оду, сжатую в короткий текст. «Благодаря этому композиционные структуры Туцева максимально напряжены и напоминают переизбыток конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда «метафорическое изобилие», «перенасыщенность компонентами разного порядка», которые делают возможной острую метафору трагического восприятия космических противоречий бытия.
Один из первых серьезных исследователей Туцева, Л. В. Пумпянский, считает, что наиболее характерной особенностью поэтики Туцева являются так называемые «дублеты» — образы, повторяющиеся из стихотворения в стихотворение, варьирующие сходные темы, но «сохраняющие все свои основные отличительные черты»:
«Небесный купол, сияющий звездным великолепием, таинственно выглядывает из глубины, — и мы плывем, пылающая бездна, окруженная со всех сторон.
— «Как океан охватывает земную сферу…».
Здесь, среди двойной бездны, хранится ваш могучий сон — и все великолепие звездного неба окружает вас со всех сторон.
Этим определяется тематическое и мотивное единство стиха Тюняна, составными частями которого являются лишь «фрагменты» Тюняна. По словам Романа Лейбова:
…переводчик сталкивается со знакомым парадоксом: С одной стороны, «ни одно стихотворение Туцева не раскрывается перед нами во всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу…». С другой стороны, творчество Туцева носит явно «случайный» характер; мы имеем дело с текстами, не связанными институционально с литературой, не подкрепленными авторской волей и заведомо неполно отражающими предполагаемое «туцевское наследие». «Единство» и «плотность» поэтического наследия Туцева позволяют сравнить его с просторечной традицией».
К сожалению, в вашем браузере отключен JavaScript или отсутствует необходимый плеер. Вы можете скачать клип или загрузить плеер для воспроизведения клипа в вашем браузере.
Очень важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальное дистанцирование от литературного процесса, отказ видеть в себе профессионального писателя и даже презрение к результатам своего труда.
Тютчев не пишет стихи, а записывает уже сформированные блоки текста. В нескольких случаях мы имеем возможность наблюдать, как происходит редактирование оригинальных версий текстов Тютчева: В неясном, часто тавтологическом ядре (еще одна параллель с народным стихом) Туцев применяет различные «правильные» риторические приемы, заботясь об устранении тавтологий и объяснении аллегорических смыслов (текст Туцева разворачивается в этом смысле во времени, повторяя общие черты развития поэтических приемов, встречающиеся в работах А. Веселовского по изучению параллелизма — от индивидуализированного выделения явлений разных рядов до сложной аналогии). Часто лирический субъект вводится местоимением 11 на поздней стадии обработки текста (соответствующей закреплению письменного состояния).
Периодизация
Детство и юность
Поздний поэт Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в небольшом поселке Овстуг в провинции Ориоль. Сейчас он находится в Брянской области и по-прежнему известен как родина великого поэта.
Семья молодого человека происходила из высокородной знати. Родители Тютчева отличались аристократическими манерами и поведением, что соответствовало их происхождению.
Моего отца звали Иван Николаевич. Он был членом Кремлевской миссии. Одним словом, он отвечал за строительство и ремонт самых важных памятников Москвы.
Его мать, Екатерина Львовна, занималась домашним хозяйством и воспитывала сына. Семья была очень патриархальной и консервативной, поэтому такая ситуация не была удивительной.
Кроме Федора Ивановича, в семье было еще двое детей. Первый сын — Николай — был на два года старше будущего поэта. Позже родилась младшая сестра Дарья.
В семье все шло гладко. Дети росли в атмосфере высокой духовности и нравственности. Молодой Тютчев обладал необычными способностями и в то же время отличался романтизмом и тонким пониманием искусства.
Мать и отец не ограничивали своего сына в развитии и деятельности. Но они понимали, что раннее образование — это ключ к его будущему успеху. Чтобы направить способности сына в нужное русло, родители наняли частного репетитора, который сопровождал Тютчева в последующие годы.
В то время мальчику не было и пяти лет. Выбор пал на свободного крестьянина Николая Хлопова. В свои годы мужчина сумел заработать достаточно денег, чтобы выкупить себя на свободу у хозяина. Он обладал большим умом и житейской мудростью. Он был умным, начитанным и грамотным.
Семья уважала этого человека, несмотря на его низкое происхождение. Детство Тютчева прошло под присмотром Николая Хлопова, который привил юноше любовь к поэзии и поощрял его к литературной карьере. Благодаря своему наставнику молодой человек понял красоту природы.
В 1810 году сбылась давняя мечта матери семейства. Она хотела купить дом в Москве, чтобы проводить там зимний сезон. В конце концов, ее муж купил виллу, которая находилась в столице.
Семья переехала в новый дом. Тютчеву отвели отдельную светлую комнату. Здесь он с утра до ночи читал произведения Жуковского, Дзержавина и других великих представителей искусства того времени.
В 1812 году началась война. Наполеон почти дошел до Москвы. Семья спешно собрала вещи и переехала в Ярославль, чтобы переждать трагические и тяжелые события в столице. Когда опасность миновала, они вернулись домой. Чудесным образом вилла не пострадала.
В эти годы его мать и отец решили, что юноше необходимо систематическое образование. Встал вопрос о найме компетентного и способного учителя. Был выбран Семен Егорович Райх. Серьезный преподаватель, опытный и начитанный.
Жизнь и творчество в Германии
Творческая биография Тютчева началась в начале 1920-х годов, во время его службы за пределами Российской империи. Для него хорошо находиться в немецком городе. Именно в это время мужчина серьезно занимается творчеством.
Из-под его пера вышло несколько важных стихотворений. В это же время Федор Иванович знакомится с классической немецкой поэзией, переводит на русский язык произведения Гете и Шиллера. Все свое свободное время он посвящает высокому искусству, которое его завораживает.
Молодой человек посылает свои первые литературные результаты в журнал «Галатея», который публикуется в Альманахе. Так он добился своей первой славы.
В конце 1920-х годов мужчина приобретает практический опыт. Его можно назвать искусным поэтом. В этот период появляются следующие стихотворения Тютчева. В середине 1930-х годов, в 1836 году, в журнале «Современник» появилось более 15 стихотворений поэта.
С этого момента он стал знаменит на всю империю. Он известен среди экспертов, коллег-художников и критиков, любителей искусства, интеллектуалов и не только.
В 1841 году Федор Тютчев познакомился с идеологом чешского Возрождения Вацлавом Ганкой. Они очень хорошо узнали друг друга.
В результате многочисленных бесед и творческого переосмысления русского бытия Тютчев стал горячим сторонником идей славянофильства и особого пути своей родины по сравнению с другими странами.
Любовные похождения Ф. Тютчева всегда были предметом многочисленных пересудов. Некоторые просто сплетничали. Другие осудили поэта как преступника против общественной морали. В любом случае, можно сказать, что писатель был большим любителем женского пола.
В молодости он был красив, имел прекрасные аристократические манеры, был хорошо образован и начитан. Неудивительно, что и сам молодой поэт пользовался большим вниманием со стороны юных дам.
Его первым выбором была Амалия Лерхенфельд. Незаконнорожденная дочь прусского монарха. Они встретились в возрасте 20 лет и быстро полюбили друг друга. Однако эти отношения продлились недолго.
Девушка была жадна до денег, а поэт, живший на средства родителей, не мог всерьез ею заинтересоваться. Вскоре, в 1825 году, она вышла замуж за богатого аристократа, что буквально разбило сердце Тютчева.
Поэт долго не мог оправиться от этого. Дошло до того, что Федор в порыве молодости чуть не вызвал своего «мучителя» на дуэль.
Но начальник молодого человека благоразумно отправил его в отпуск, подальше от опасности. Чтобы в конце концов он не покончил жизнь самоубийством.
Элеонора Петерсон стала второй девушкой Тютчева. Еще одна дама благородного происхождения. За эти годы у супругов родилось трое детей. Однако из-за больших семейных расходов и банальной скуки мужчина быстро охладел к своей любовнице и отправился на поиски новой партнерши.
Его выбор пал на Эрнестину фон Пфеффель. Они познакомились в 1833 г. Официальная жена Тютчева была хорошо осведомлена о параллельных отношениях своего мужа. В пылу ревности она устраивала скандалы. А однажды он пытался совершить самоубийство, вонзив кинжал ей в грудь. Но она выжила. Муж был непреклонен.
В 1838 году его жена умерла при трагических обстоятельствах. Тютчев продолжал жить с Эрнестиной и даже вступил с ней в официальный брак. Родилось еще трое детей.
Вскоре все продолжилось в том же духе. Тютчев влюбился в новую женщину. И вот теперь некогда триумфальная леди Эрнестина оказалась на месте своей бывшей соперницы. Более десяти лет она была вынуждена терпеть параллельный роман с мужем.
Новой избранницей поэта стала Елена Денисьева. По странному совпадению, она также была матерью троих детей поэта.
Гортензия Лапп стала последней страстью мужчины. Об этой любовной связи известно гораздо меньше. Только то, что женщина родила двоих детей.
Федор Тютчев
Яркий представитель золотого века русской поэзии, Федор Тютчев ловко описывал свои мысли, желания и чувства в ритме ямбического четверостишия, заставляя своих читателей почувствовать всю сложность и противоречивость окружающей их действительности. По сей день стихи поэта читают во всем мире.
Будущий поэт родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орельской губернии. Федор был средним ребенком в семье. Кроме него, у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын Николай (1801-1870) и младшая дочь Дарья (1806-1879).
Автор вырос в спокойной и доброжелательной атмосфере. От своей матери он унаследовал тонкую интеллектуальную организацию, лиризм и плодовитое воображение. Фактически весь старый патриархальный дворянский род Тютчевых обладал высокой степенью духовности.
В возрасте 4 лет Николай Афанасьевич Хлопов (1770-1826), крестьянин, освобожденный от крепостной зависимости и добровольно поступивший на службу в дворянскую семью, познакомился с Федором.
Образованный, набожный человек, он не только пользовался уважением своих хозяев, но и стал другом и компаньоном будущего ухажера. Хлопов стал свидетелем пробуждения литературного гения Тютчева. Это случилось в 1809 году, когда Федору было всего шесть лет: гуляя в роще возле деревенского кладбища, он наткнулся на мертвого дятла. Впечатлительный мальчик обожал птицу и сочинил в ее честь поэму.
Зимой 1810 года глава семьи исполнил давнюю мечту своей жены и купил большую виллу в Москве. Тютчевы ездили туда зимой. Семилетний Федор любил свою уютную и светлую комнату, где никто не мешал ему с утра до вечера читать стихи Жуковского, Дмитриева и Дзержавина.
В 1812 году мирные будни московской аристократии были нарушены Отечественной войной. Как и многие представители интеллигенции, Тютчевы сразу же покинули столицу и отправились в Ярославль. Семья оставалась там до окончания военных действий.
Вернувшись в Москву, Иван Николаевич и Екатерина Львовна решили нанять учителя, который мог бы не только обучить их детей основам грамматики, арифметики и географии, но и привить им любовь к иностранным языкам. Под чутким руководством поэта и переводчика Семена Егоровича Райча Федор изучал точные науки и знакомился с шедеврами мировой литературы, проявляя неподдельный интерес к античной поэзии.
В 1817 году будущий журналист посещал лекции выдающегося литературного критика Алексея Федоровича Мерзлякова в качестве вольного слушателя. Профессор заметил его исключительный талант, и 22 февраля 1818 года он прочитал оду Тютчева «На новый 1816 год» на заседании Общества любителей российской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт получил звание члена Общества, а через год в печати появилось стихотворение «Письмо Горация к Меценату».
Литература
В столице Баварии Тютчев не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения Фридриха Шиллера и Иоганна Гете. Он публиковал собственные стихи в русском журнале «Галатея» и в альманахе «Северная лира».
В первое десятилетие своей жизни в Мюнхене (с 1820 по 1830 год) Тютчев написал свои самые известные стихотворения: «Frühlingsgewitter» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан окружает земной шар…». (1830), «Весна» (1836), «Зима недаром злится…». (1836), «Не то, что ты воображаешь, природа. » (1836), «Что ты воешь, ночной ветер. » (1836).
Поэт стал известен в 1836 году, когда 16 его произведений были опубликованы в журнале «Современник» под названием «Стихи, присланные из Германии». В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой, деятелем чешского национального возрождения, который оказал на него большое влияние. После этой встречи идеи славянофильства нашли сильное отражение в его публицистике и политических стихах.
В 1864 году муза умерла. Журналист очень болезненно воспринял эту потерю. Он нашел искупление в творчестве. Стихи «Денисьевского круга» («Весь день он лежал в забытьи. «Даже в моем мученичестве есть свое отношение. «, «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот юг, о, эта Ницца. «, «Есть в ранней осени…») являются самыми яркими любовными стихами поэта.
Первой любовью писателя была Амалия Лерхенфельд, незаконнорожденная дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Красотой девушки восхищались Пушкин, Николай I и граф Бенкендорф. Ей было 14 лет, когда она познакомилась с Тютчевым, и он ей очень понравился. Взаимной симпатии было недостаточно.
Молодой человек, живший на деньги родителей, не мог удовлетворить все требования искушенной девушки. Амалия предпочитала материальное благополучие и в 1825 году вышла замуж за барона Крюднера. Известие о женитьбе Лерхенфельда настолько потрясло Федора, что посланник Воронцова-Дашкова отправил нищего в отпуск, чтобы избежать дуэли.
Хотя Тютчев покорился судьбе, душу поэта всю жизнь терзала неутолимая жажда любви. На какое-то время его первой жене Элеоноре удалось погасить огонь, бушевавший внутри поэта.
Семья росла, дочери рождались одна за другой. Денег катастрофически не хватало. Несмотря на ум и проницательность, Тютчеву не хватало рациональности и самообладания, поэтому его профессиональный рост резко взлетел вверх. Федор Иванович был измучен семейной жизнью. Он предпочитал общество своих детей и жены шумным компаниям друзей и интригам высшего общества с великосветскими дамами.
В 1833 году на балу Тютчев познакомился со строптивой баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Их отношения стали темой для разговоров всей литературной элиты. Во время очередной ссоры ревнивая жена в порыве отчаяния схватила кинжал и вонзила себе в грудь. К счастью, рана оказалась не смертельной.
Смерть
В середине 1960-х — начале 1970-х годов Тютчев начал безосновательно оставлять свои посты: в 1864 году умерла любимая писательница Денисьева Елена Александровна, через два года мать автора — Екатерина Львовна, в 1870 году любимый брат автора Николай и его сын Дмитрий, а через три года дочь автора Мария ушла жить в мир иной.
Череда смертей подкосила здоровье поэта. После первого приступа паралича (1 января 1873 г.) Федор Иванович с трудом встал с постели; после второго он прожил в муках еще несколько недель и умер 27 июля 1873 г. Гроб с телом лирического художника был перенесен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Литературное наследие легенды о золотом веке русской поэзии сохранилось в сборниках стихов. В 2003 году по книге Вадима Кожинова «Федор Тютчев — пророк в своем Отечестве» был снят телесериал «Любовь и правда Федора Тютчева». Режиссером выступила дочь Сергея Бондарчука Наталья. Российскому зрителю она известна по роли в фильме Андрея Тарковского «Солярис».
Карьера дипломата за рубежом 1821-1843
Получив диплом, Федор Тютчев начал свою карьеру на государственной службе. Он учился в Колледже иностранных дел и отправился в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии.
В те годы биография Федора Тютчева была тесно связана с Германией, где поэт прожил много лет. 20 лет, проведенных за границей, были самым плодотворным периодом жизни лирика. Прежде всего, это время оказало решающее влияние на выбор тем для его последующих работ.
Дружба с Шеллингом и Гейне, стихи которых он впервые открыл для русской публики, вдохновила Федора Тютчева на написание романтической, то есть глубокой и духовной, поэзии. Его работы этого периода проникнуты идеалистической философией, которая соответствовала духу времени и интеллектуальному настроению страны. Романтизм был течением в эстетике. В стихах Федора Ивановича чувствуется влияние силезского пантеизма, а также ода русской поэзии прошлого века.
Поэт также уделяет большое внимание политическим проблемам своей страны. Это видно из его произведения «14 декабря 1825 года», посвященного декабристам, в котором Тютчев говорит об осуждении восстания. Стихотворение стало своего рода вехой для Федора Тютчева. В последующий период его все больше занимали размышления о судьбе России.
Литературный дебют Тютчева как поэта состоялся сравнительно поздно: в 1836 году Александр Пушкин опубликовал подборку его стихотворений в журнале «Современник». Однако признание поэт получил только после своей смерти.
В 1835 году Федор Тютчев получил звание редактора. Однако через четыре года его дипломатическая миссия была прекращена, но поэт оставался за границей до 1844 года и, по указанию А. Бенкендорфа, стремился создать положительный образ России в Европе.
Жизнь в России с 1844 года
После возвращения в 1844 году Федор Тютчев продолжил работу в Министерстве иностранных дел и был назначен главным цензором в 1848 году. С 1857 года он возглавлял Петербургский цензурный комитет, под контролем которого находилась вся иностранная литература. В то же время Федор стал чиновником 4-го ранга и настоящим государственным служащим.
В этот период герой отошел от лирического творчества и посвятил большую часть своего времени журналистике, а также активному участию в кружке В.Г. Белинского. Другие члены кружка также принадлежали к русской литературной элите: Иван Тургенев, Николай Некрасов и Иван Гончаров.
Федор почти не публиковал стихов, но написал много статей на французском языке по современным проблемам. Среди его известных работ: «Письмо доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850).
Последние два относятся к трактату «Россия и Запад», написанному Федором Тютчевым под влиянием революций, потрясших Европу в 1848-1849 годах. В этой работе пропагандист пытается восстановить первоначальный образ России, а именно ее «православный характер». Федор размышляет об особенностях имперского устройства страны, ссылаясь на давние традиции самодержавия.
В 1857 году, одновременно с назначением на должность главы Цензурного комитета, Федор Тютчев опубликовал статью «О цензуре в России». В этой работе он поделился своими мыслями о взаимоотношениях между политикой и издательским делом.
Позже, в переписке со своим другом и ровесником, князем А. Горчаковым, в то время главой МИДа. Горчакова, журналист сообщил ему о его политических мыслях, которые были близки к славянофильским. Федор также отмечал своеобразие русского пути и особенности развития России. В том числе его уникальность по сравнению с другими европейскими странами.
Стихи поэта этого периода отражают его политические взгляды. Эти стихи, которые чаще всего цитируются и по сей день, — его знаменитые произведения «Умом Россию не понять…» и «К славянам».
В 1865 году Федор Иванович закончил службу и вышел в отставку с чином тайного советника. В общей сложности Федор Тютчев возглавлял Цензурный комитет более 15 лет, работая в нем до самой смерти. За время его работы поэт получил множество наград, несмотря на трения с правительством.
Политика и поэзия всегда занимали равное место в творчестве российского журналиста. Несмотря на идеалистический настрой, его стихи не потеряли своей актуальности. Его глубокое проникновение в проблемы современного общества и особой судьбы России сделало Тютчева одним из ведущих мыслителей своего времени.
Последние годы жизни
В последние годы жизни Федор Тютчев отошел от общественной жизни из-за семейных проблем. Серия смертей среди его родственников оставила поэта в подавленном состоянии. Его последние стихи были посвящены потерянной возлюбленной, а письма к друзьям были полны размышлений о старости и приближающейся смерти.
С декабря 1872 года он заболел и был частично парализован, не мог пользоваться левой рукой, страдал от плохого зрения и постоянных головных болей. Потеряв зрение, он был вынужден диктовать свои сочинения секретарю. Поэтому стихи этого периода характеризуются всепроникающим трагизмом. Это характерное настроение глубоко выражено в известных стихотворениях Туцева «Бессонница» («Ночью в городской пустыне…») и «Все отнято у меня Богом-карателем…».
Несмотря на истощение, Федор Тютчев пытался вернуться к активной жизни. Он очень интересовался политической ситуацией в Европе и следил за ходом франко-прусской войны. Федор старался быть в курсе мировых событий: Он подписывался на газеты и обсуждал события на политической сцене в кругу своих друзей.
Поэт
Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873), поэт. Он родился 23 ноября (5 декабря н.э.) в имении Овстуг Орловской губернии в старинной дворянской семье среднего духовенства. Его детство прошло в Овстуге, а юность — в Москве.
Молодой поэт-переводчик С. Раич заботился о его домашнем образовании, знакомил ученика с творчеством русских и зарубежных поэтов и поощрял его первые попытки стихосложения. К 12 годам Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 году он был принят на языковое отделение Московского университета и сразу же принял активное участие в литературной жизни университета. Окончив университет в 1821 году со степенью в области литературы, в начале 1822 года он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел.
Через несколько месяцев он был назначен клерком в российскую дипломатическую миссию в Мюнхене. С этого момента его контакты с российским литературным истеблишментом ненадолго прервались.
Тютчеву предстояло провести двадцать два года за границей, двадцать из них — в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Шеллингом, подружился с Гейне и стал первым переводчиком его стихов на русский язык.
В 1829-1830 годах в журнале Райса «Галатея» были опубликованы стихи Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летняя ночь», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие автору славы.
Овстуг — родовая резиденция Тютчевых, где 23 ноября 1803 года родился поэт.
Поэзия Тютчева впервые получила настоящее признание в 1836 году, когда 16 его стихотворений появились в пушкинском «Современнике».
В 1837 году он был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первое горе: умерла его жена. В 1839 году он женился снова. Служебный проступок Тютчева (он отправился в Швейцарию, чтобы жениться на Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет без официальной должности. Он упорно ищет способ вернуться на службу.
В 1844 году он вместе с семьей переехал в Россию и через шесть месяцев вновь поступил на службу в Министерство иностранных дел.
В период с 1843 по 1850 год он публикует политические статьи «Россия и Германия», «Россия и революция», «Отступничество и римский вопрос», в которых делает вывод о неизбежности конфликта между Россией и Западом и окончательном торжестве «России будущего», которую он представляет себе как «панславянскую» империю.
В 1848 — 1849 годах, потрясенный политическими событиями, он пишет прекрасные стихи, такие как «Раздумья и колебания». «, «Когда в кругу убийственных печалей. «, «К русскому» и т.д., но он не пытается их опубликовать.
Началом поэтической славы Тютчева и толчком к его активной творческой деятельности стала статья Некрасова «Русские маленькие поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о незамеченном критиками таланте этого поэта, и публикация 24 стихотворений Тютчева. Настоящее признание пришло к поэту.
В 1854 году вышел его первый том стихов, и в том же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященный Елене Денисьевой. «Незаконная» в глазах всего мира связь обедневшего поэта с девушкой, ровесницей его дочери, длилась четырнадцать лет и была очень драматичной (Тютчев был женат).
В 1858 году он был назначен председателем Комитета по иностранной цензуре и неоднократно выступал в защиту преследуемых изданий.
Начиная с 1864 года, Тютчев терпел одно поражение за другим.
Поэт и мыслитель
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) — русский поэт и мыслитель. В своих общественно-политических статьях «Россия и революция», «Папство и римский вопрос» и незаконченном трактате «Россия и Запад» Т. разделял славянофильские идеи о решающей роли православия в русской культуре и был сторонником «создания великой православной империи» в результате «соединения двух церквей — восточной и западной». О философском мировоззрении поэта писали В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Блок, А. Белый, Д. Мережковский. Противоречивый характер публицистических и поэтических текстов поэта лег в основу совершенно противоположных оценок его творчества, в котором видели и «присутствие новой исторической эпохи» (Н. Бердяев), и «нигилизм и бездонный ужас существования» (Н. Мережковский), и «воплощение хаоса в формах Древней Греции» (А. Белый).
Будучи знатоком современной немецкой и французской философии (Т. хорошо знал Шеллинга, встречался с Гейне, слушал лекции Гизо в Париже), Т. чувствовал несовместимость академической теории, имеющей дело с абстрактным и универсальным, с внутренним миром человека. Для поэта философские категории бытия и небытия, пространства и времени, хаоса и вселенной, конечного и бесконечного были частью его повседневного жизненного опыта и переживались как повседневная реальность. Именно поэтому «самый проницательный ум того времени» (И. Аксаков) родился в пространстве контрастов между жизнью и смертью, памятью и
забывание, сознательное и спонтанное, любовь и ненависть как «невысказанная» жизнь души. Счастливо наше время, — писал Т., — в котором победа / одерживается не кровью, а духом, / счастлив тот человек, который смог найти знак Архимеда / в самом себе».
Т. различает два независимых мира, сферы жизни: мир природы, которая живет своей собственной жизнью, и мир сознательного индивидуального «Я»; эти миры сходны по своей внутренней динамике, которая выходит за пределы самости. Поиск гармонии и единства бытия в творчестве Т. требовал выхода за пределы дуализма и прорыва сквозь эти сферы. Поэтическая интуиция Т. связывает пространство-время природы с ритмом творчества его собственного «Я», которое, будучи надвременным и сверхъестественным, выходит за пределы природы в традициях романтизма. Таким образом, вся природа становится процессом самоконцентрации интеллекта поэта, который удивляется собственному «Я», растворенному в стихиях природы. Так возникает эстетический пантеизм его стихов о пейзаже. «Она не то, что вы представляете, природа, / Она не слепок, не безжизненный человек — / У нее есть душа, у нее есть свобода, / У нее есть любовь, у нее есть язык». «
Но Т. мыслитель критически относится к образу природы, который создал Т. поэт. Его отношения с миром более сложные, не такие гармоничные. Единство духовного и физического, чувственного и сверхчувственного, слышимого и неслышимого, конечного и бесконечного — это лишь поэтический образ, выражающий один из аспектов мировоззрения человека и символизирующий одно из состояний его сознания. Возвращаясь к реальности, человек сталкивается с непроницаемостью и непостижимостью природы и собственного духовного мира; эстетический пантеизм вступает в конфликт с задачей защиты его единства. Не потому ли, что душа поэта «не поет, как море, и не ропщет мыслящий тростник?
Даже сама мысль как объект размышлений имеет глубину, которую мы не можем постичь: «Как сердце может выразить себя, / Как другой может понять тебя, / Поймет ли он, чем ты живешь? / Выраженная мысль — ложь, она взрывается, ты переворачиваешь ключи, / Ты съедаешь их и молчишь».
Победа научной мысли над пространством и временем вызывает у поэта «легкую гордость»: он восхищается железной дорогой, которая доставляет вас из одного города в другой «почти не выходя из первого». Но наши успехи несравнимы с мощью и непостижимостью природы, которая поглощает и уничтожает вас телом и душой. Так возникает идея «двойного существования» природы и человека. Т. не чужд кантовского дуализма, но он познает этот дуализм не через призму познающего, а через чувствующий, переживающий дух, который «говорит на языке, понятном сердцу непостижимого страдания».
Один из виднейших представителей философской лирики
Федор Иванович Тютчев (23.11(5.12).1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области — 15(27).07.1873, Царское Село, ныне Пушкинской области) — поэт, один из наиболее значительных представителей философской поэзии, близкий по своим общественно-политическим взглядам к славянофилам. Он происходил из дворянской семьи и окончил Московский университет (1821), факультет словесности. Затем он стал дипломатом и служил в российской миссии в Мюнхене и Турине. Как «русский выходец из Европы» (И. С. Аксаков), Тютчев был связан с Европой и интеллектуально, и родственными узами (две его жены происходили из немецких дворянских семей). Он познакомился с немецкими философами Шеллингом и Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчеством Бёме, Гёте и Гёльдерлина, путешествовал в основном в Париж, где посещал лекции Гизо, Кузена, Вильмена и Тютчева, писал и публиковал политические статьи на французском языке. «Густаву Кольбу, редактору «Allgemeine Zeigung» (1844); «Россия и революция» (1849); «Папство и римский вопрос» (1850), которые не были опубликованы на родине поэта до 1873 и 1886 годов. Восприимчивость Тютчева к новейшим достижениям европейской мысли сочеталась с его необычайной чуткостью к судьбе России. После отставки с дипломатической службы и возвращения из Европы (1844) славянофильские симпатии Тютчева усилились. Вполне вероятно, что на идеологические изменения Тютчева первоначально повлиял Шеллинг, который предвидел великое будущее России и русской мысли, хотя Тютчев не соглашался с его идеей примирения философии и христианства, считая, что истинное откровение уже дано в Священном Писании. В отношении России Тютчев хотел прежде всего показать, что Россия не противоречит христианскому Западу, а является его «законной сестрой», хотя и ведет «свою собственную органическую, подлинную жизнь». В своих политических статьях Тютчев раскрыл и объяснил феномен русофобии и проанализировал причины антироссийских настроений, распространившихся в Западной Европе. Он видел это в желании вытеснить Россию из Европы, если не силой оружия, то силой презрения. В голове Тютчева был написан трактат «Россия и Запад», который остался незавершенным (см. материал об этом в книге: Литературное наследие. Москва, 1988. «Литературное наследство», 1988, том 96, выпуск 1).
Направление данного эссе — историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, сопоставление исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Страхи Запада перед Россией, показывает Тютчев, также основаны на невежестве, поскольку западные ученые и философы «в своей концепции истории упустили из виду целую половину европейского мира». Влияние славянофилов на Тютчева было неоспоримым. Будучи председателем Комитета иностранной цензуры, с 1858 года он всячески поддерживал газеты «День» и «Москва», издаваемые И.С. Аксаковым, его женой и женой его жены. С. Аксакова, женатого на его старшей дочери. Как и славянофилы, Тютчев признавал решающую роль религии в духовном составе любого народа, а православие — важнейшей отличительной чертой русской культурной самобытности. Он разделял панславистские взгляды и записал на альбоме стихотворение, адресованное чешскому философу эпохи Просвещения В. Ганке, которое начиналось словами: «Стареть ли нам порознь? Не пора ли проснуться? » (1841).
В своей публицистике и поэзии Тютчев неоднократно высказывал утопию о «возвращении Константинополя», «создании великой православной империи» и «объединении двух церквей — восточной и западной». Последняя идея впоследствии была активно развита В.С. Соловьевым в его учении об «экуменической теократии». В то же время в своем трактате «Россия и Запад» Тютчев выступил против «литературных панславистов», в частности против революционного панславизма М. А. Бакунина. «Вопрос племенной принадлежности имеет второстепенное значение, вернее, он не является принципиальным». В данном случае Туцев озабочен духовной ориентацией, возрождением славянского мира, сохранением культурных традиций не только славянства, но и Венгрии и всей Восточной Европы. Для позднего Тютчева геополитические аспекты панславизма отходят на второй план, и возникает надежда на «примирительный принцип», которому, по мнению Тютчева, суждено восторжествовать «над всеми расовыми распрями». Они связаны с духовными традициями православия, которые могут стать противоядием от неверия и нигилизма, все больше распространяющихся в обществе: «Не плоть, а дух развратился в наши дни, и человек в отчаянии. » («Наш век», 1851).