Говорящий Заратустра, со своей стороны, оказал значительное влияние на экспрессионистскую мысль, исследуя мрачные эмоциональные пейзажи, а также на поэтов-символистов, таких как Артюр Рембо и Шарль Бодлер.
Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля
Экспрессионизм — это модернистское направление в европейском искусстве начала XX века. Он распространился в основном в Германии и Австрии. Художники этого направления выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы в душе или психике. Они не копировали реальность, а проецировали свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце. Кстати, экспрессионизм одним из первых проявился в кино.
Как и почему появился экспрессионизм?
Его появление было вызвано ростом социальной напряженности в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные потрясения и последовавшие за ними реакционные режимы сделали свое дело: на смену старому поколению пришло потерянное поколение с крайне субъективным восприятием событий. Молодые творцы были разочарованы, рассержены, раздавлены процессом и психологическим давлением. Их страх и отчаяние, сменявшие друг друга, стали важными мотивами в искусстве того времени. Описания боли, криков, стонов и смерти стали «кровавыми фигурами» начала 20-го века.
Экспрессионизм рано и наиболее ярко проявился в Германии. В отличие от импрессионистов, которые концентрировались на поверхностной красоте цветов, оттенков и света, группа «Die Brücke» была основана в 1905 году. Молодые художники считали, что искусство должно вновь обрести не красочную, а содержательную палитру. Смутьяны намеренно отдавали предпочтение ярким, аляповатым цветам, которые больно били по глазам и напрягали нервы. Таким образом, они придавали эмоциональную глубину, характеристики настроения и признаки времени обычному пейзажу. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн и Отто Мюллер.
Эдмон Мунк, «Крик».
Городской китч и агрессивные всплески современной жизни вызывали фрустрацию, гнев, раздражение вплоть до ненависти и отчуждения в абсолютном контрасте, изображенные угловатыми, ломаными линиями, небрежными и плотными мазками и не энергичным, но жестоким использованием цвета.
В 1910 году объединение художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном назвало себя идеологической группой Нового Сецессиона. Blaue Reiter, основанная русским художником-абстракционистом Василием Кандинским, стала известна в Мюнхене в 1912 году, хотя ни один исследователь не назвал бы эту разнообразную группу художников экспрессионистами.
Марк Шагал, «Над городом
К экспрессионизму относятся такие известные и, несомненно, талантливые художники, как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. Например, картина Мунка «Крик» — самое известное произведение норвежского искусства. Он был тем экспрессионистом, который вывел эту скандинавскую страну на мировую художественную сцену.
Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители
Экспрессионизм был широко распространен в литературе Восточной Европы. В Польше, например, в творчестве Мичинского, в Чехословакии — в блестящей прозе Чапека, в Украине — в репертуаре Штефаника, это течение было реализовано с одним или двумя штрихами национального колорита. В России широко известен писатель-экспрессионист Леонид Андреев. Его рассказ «Бездна» — это невероятно эмоциональное излияние напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько отпускает на волю свое мрачное мировоззрение, рисуя образы Босха, в которых каждый герой — это несбывшийся триумф его души и, следовательно, совершенное чудовище.
Навязчивая клаустрофобия, интерес к фантастическим снам и описаниям галлюцинаций — характерные черты, отличающие пражскую школу экспрессионистов — Франца Кафки, Густава Майринка, Лео Перутца и других писателей. В этом контексте представляет интерес анализ новеллы «Метаморфозы» и анализ романа «Испытание». который отсылает к творчеству Кафки.
Поэты-экспрессионисты, такие как Георг Тракль, Франц Верфель и Эрнст Штадлер, чьи картины бесподобно выражают душевные и духовные расстройства человека.
Знаменитые экспрессионисты и их работы
Художники-экспрессионисты
Самыми известными художниками-экспрессионистами были:
Винсент ван Гог
Его методы повлияли на многие более поздние художественные направления; он использовал импульсивное использование цвета и символических красок для выражения субъективных эмоций.
Эдвард Мунк
Некоторые называют его первым экспрессионистом за то, как он использовал цвет, силу его красных оттенков и неистовую яркость, с которой он воспринимал свои объекты.
Джеймс Энсор
В свое время этот художник отказался от использования иллюзий и одноточечной перспективы. Энсор начал увеличивать объем и покрывать всю поверхность холста брызгами краски.
Оскар Кокошка
Его помнят как художника, который освободил нас от стилистических ограничений и заставил поверить в способность искусства создавать осознание современных проблем. Он стал образцом для многих художников-абстрактных экспрессионистов и неоэкспрессионистов.
Эти художники-экспрессионисты также очень известны:
- Эгон Шиле;
- Франц Марк;
- Эмиль Нольде;
- Макс Пехштейн;
- Август Макке;
- Отто Мюллер.
Писатели-экспрессионисты
К известным немецким писателям относятся такие авторы, как:
- Георг Гейм — «Гримаса»;
- Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;
Известные немецкие писатели-экспрессионисты из Австрии включают:
- поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
- Густав Майринк — «Голем»;
- также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».
Экспрессионизм в живописи
Художники-экспрессионисты пытаются передать свои личные чувства через то, что они рисуют. Для достижения максимального воздействия на зрителя точность изображения (внешняя оболочка объекта) приносится в жертву и искажается в пользу резких контуров и смелых цветов.
Часто возникают более простые, прямолинейные композиции, для которых характерны густые краски, техника импасто (неразделенная краска наносится на холст одним толстым, насыщенным слоем) и свободные, случайные мазки. Иногда символизм закрадывается как бы случайно. Но послание художника очень важно.
Каковы основные характеристики экспрессионизма?
Искусство экспрессионистов стремилось передать чувства и смысл, а не реальность. Каждый художник имел уникальный способ «выражения» чувств в своем искусстве.
Часто их творения выглядели искаженными или преувеличенными, а художники использовали аляповатые и шокирующие цвета.
Основные характеристики экспрессионистского мазка:
- ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
- главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
- рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
- через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.
Абстрактный экспрессионизм
Это было широкое, абстрактное движение в американской живописи. Она включала в себя множество различных стилей живописи, которые отличались как техникой, так и качеством выражения. Оно началось в конце 1940-х годов и стало доминирующим направлением в западной живописи в 1950-х годах.
Картины абстрактных экспрессионистов в основном абстрактны и демонстрируют свободное, спонтанное и личное эмоциональное выражение художника.
Техника и исполнение часто очень свободны, особое внимание уделяется использованию различных природных свойств красок для придания выразительных качеств, таких как чувственность, таинственность, лиризм и динамизм.
Абстрактный экспрессионизм характеризуется отказом от традиционной, структурированной композиции. Художники-экспрессионисты также использовали большие холсты, чтобы придать своим работам мощь и монументальность.
Экспрессионизм в литературе
Экспрессионизм как литературное и художественное течение процветал в Европе, особенно в Германии, в период с 1914 по 1924 г. Впервые термин был применен к литературе в 1914 г. австрийским писателем Германом Баром (1863-1934).
Между экспрессионизмом и романтизмом есть некоторые сходства. Романтизм был бунтом, реакцией на ограниченное и материалистическое мировоззрение того времени, он требовал свободы мысли и содержания.
Писатели, неудовлетворенные «гнусной реальностью», преувеличивали человеческую природу и искали путь к бесконечности. Появились ноты мистических настроений, меланхолии, эротических снов, видений, экстаза и романтического символизма.
Экспрессионизм, как и романтизм, был своего рода протестом против материалистической и механистической тенденции, которой придерживалось человечество в то время, превращая людей в роботов.
- Леонид Николаевич Андреев;
- Данило Локар;
- Константин Симонович Гамсахурдиа;
- Эмиль Зегадлович;
- Ойген Д. Релгис.
Индустриальная городская среда
Современная городская среда была изображена уже импрессионистами, но в экспрессионизме этот образ меняется. Мосты, железные дороги, небоскребы, фабрики создают напряженный ритм; город на картинах экспрессионистов — это скопление энергии и, как правило, мрачный. Эта искусственная, но динамичная среда — как Метрополис из одноименного немого фильма немецкого режиссера Фрица Ланга — кажется фантастической и фантасмагорической.
Макс Бекман. Железный мост (вид на Франкфурт) 1922 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen
Эрнст Людвиг Кирхнер. Железнодорожный мост на Лёбтауэрштрассе в Дрездене, галерея Neue Meister, Государственные художественные собрания Дрездена
Эрнст Людвиг Кирхнер. Вестхафен Франкфурта 1916 Штедельшеский Кунстинститут и муниципальная галерея
Марианна Веревкина. Ночная смена 1924 Fondazione Marianne Werefkin / Museo Comunale d’Arte Moderna Ascona
Людвиг Мейднер. Бомбардировка города в 1912 году © Архив Людвига Мейднера / Еврейский музей Франкфурта-на-Майне
12 признаков того, что перед вами картина импрессиониста
Фотографическое кадрирование, вид на город сверху, кафе и парки
Запутанное, искривленное пространство
Экспрессионисты усиливают экспрессию через искажение. Пространство, будь то пейзаж или интерьер, искажается, предметы ставятся друг на друга, узоры перемешиваются, стены и улицы деформируются, создаются водовороты и вихри — точно так же, как в декорациях знаменитого триллера 1920-х годов «Практика доктора Калигари».
Марианна Веревкина. 1927 Ave Maria 1927 Fondazione Marianne Werefkin / Museo Comunale d’Arte Moderna Ascona
Эрих Геккель. Стеклянный день (Купание в море) 1913 © Эрих Хеккель / Пинакотека современного искусства, Мюнхен
Хаим Сутин. Музей Оранжереи, Париж.
Эгон Шиле. Комната художника в Нойленгбахе 1911 Kunsthistorisches Museum, Вен.
Франц Марк. Красные, зеленые, желтые коровы 1911 Städtische Galerie im Lenbachhaus
1911 год —>© Gabriele Münter / University of Illinois / Krannert Art Museum —>
Толпы и группы людей, идущих по улице
На изуродованных улицах экспрессионистов люди находятся в движении — иногда их много. Это новая динамичная жизнь в большом городе, где все безлики. В то же время характерные типы, жесты, одежда и привычки выделяют их из толпы. Многое в этих фигурах странно и гротескно.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Дорога в Дрезден 1908 Музей современного искусства, Нью-Йорк
Георг Грош, Годы города © Георг Грош / Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Август Макке. Светлая улица с людьми 1914 Музей Кунстпаласт
Лайонел Файнингер. В деревне под Парижем (Улица в Париже, розовое небо) 1909 © Лайонел Файнингер / Музей искусств Стэнли при Университете Айовы
Якоб Штайнхардт. Город 1913 © Якоб Штайнхардт / Новая Национальная галерея
Знаменитые художники-экспрессионисты
Судьба лучших экспрессионистов сложилась иначе. Некоторые из них стали знаменитыми при жизни и дожили до глубокой старости, другие не пережили катастрофических событий Первой мировой войны и рано ушли в лучший мир.
Среди множества личностей, достойных внимания, мы хотели бы выделить лишь несколько имен, которые мы считаем самыми известными:
- Эдвард Мунк — без преувеличения настоящий символ экспрессионизма. Его картина «Крик» легко узнаваема и сверхпопулярна у зрителей. Один из четырех вариантов творения кисти великого норвежца был продан на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. Наследие мастера по достоинству оценили не только экспрессионисты, но и наши современники. Мунк тяготел к экспрессионизму на раннем этапе творчества. Большинство его картин в этом стиле написаны до 1908 года. Слабый от природы художник чудом не умер от испанки, к концу жизни испытывал серьезные проблемы со здоровьем и почти перестал рисовать, но дожил до 80-летия;
- Людвиг Кирхнер — основатель нового течения в изобразительном искусстве. Его работам характерно удивительное драматическое напряжение. В своем творчестве немецкий художник часто обращался к жанру городского пейзажа, был непревзойденным мастером гротеска. С приходом к власти нацистов подвергся разгромной критике, его картины удалили из музеев, а часть произведений показательно уничтожили. В глубокой депрессии Кирхнер пристрастился к наркотикам и совершил самоубийство в возрасте 58 лет;
- Август Макке — человек, проживший яркую, но короткую жизнь. Был активным участником группы «Синий всадник», легко увлекался новыми идеями, рисовал полные здоровой жизни картины. С началом Первой Мировой войны на волне патриотизма ушел добровольцем в действующую армию. Погиб на фронте в конце сентября 1914 года в возрасте 27 лет. Его тело не нашли на поле боя, имя Макке увековечено на надгробной плите одного из военных кладбищ;