Читайте также: Какие черты героя рассказа «Один день из жизни Ивана Денисовича Сухова» изображены в сцене коллективной работы на стройке? Характеристика Ивана Денисовича Сухова.
Как определить, что такое дума? Это литература, история, политика
В чем заключается идея? Это слово имеет множество значений, например, политическое, литературное.
Правильное использование и знание всех значений слова «Дума» расширяет кругозор.
Лингвисты, пытающиеся определить происхождение всех слов, считают, что слово «Дума» ближе всего к церковно-славянскому duma (что означает «размышление») и польскому duma (что означает «гордость»).
Из истории
Первое упоминание о думе относится к IX веку и касается совета киевского князя со своими дружинами по военным вопросам. Советники князя назывались думными дьяками, а позже боярами. Со временем бояре также были прикреплены к княжеской думе, и им были поручены отдельные структурные подразделения для выполнения невоенных задач. Например, окольничие, цацки или дворецкие, а также знатные вассалы. Дума была элитой, приближенной к князю, которая решала самые важные вопросы государства.
Вы найдете это интересным: Ялтинско-Потсдамская система: основные черты и этапы развития.
Но Дума приобретала все большее значение, и в России XV-XVIII веков она была высшим органом, имевшим законодательный характер. Его влияние на князя, а затем и на царя было огромным. На протяжении веков Боярская дума занималась внешней и внутренней политикой, торговлей, войнами и дипломатическими делами. Таким образом, именно представители Думы выбрали Михаила Романова на царство, предварительно выбрав кандидатов из своих рядов.
Вы найдете это интересным: Структурный подход: описание и определение
Однако, когда к власти пришел Петр I, Боярская дума была упразднена. Вместо этого был создан Сенат.
Закон и дума
В 1905 году Манифест 17 октября провозгласил создание Государственной Думы, которая должна была отражать интересы всех слоев общества. За исключением женщин, которые не имели права голоса. Основной задачей Государственной Думы было составление законопроектов, которые затем должны были быть одобрены Государственным Советом и императором.
В 1993 году в России была вновь введена Государственная Дума, которая стала нижней палатой парламента. Его депутаты работают в здании в центре Москвы, на Охотном ряду.
История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова
Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году.
Впервые она была опубликована через год в газете «Отечественные записки».
Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год, когда было написано стихотворение.
Майкл был глубоко впечатлен преданностью своего нового знакомого идеям и непоколебимыми убеждениями, которые так отличали его от прежнего цикла безразличия ко всему окружающему.
Подведем итоги
За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные для того времени законы об образовании и охране труда; благодаря последовательной политике депутатов Думы были выделены важные бюджетные средства на перевооружение армии и флота, сильно пострадавших в русско-японской войне.
Однако дореволюционные думы так и не смогли решить многие насущные проблемы того времени, особенно земельный вопрос.
Они стали первым в России представительным учреждением парламентского характера.
В. Белинский считал, что «Дума» была в некотором смысле сатирой, выраженной в громовом негодовании, вспышкой вдохновения, оскорбленного мерзостью общества. «Эти стихи написаны кровью, они идут из глубин оскорбленного духа: это крик, это стоны человека, для которого отсутствие внутренней жизни — зло в тысячу раз более страшное, чем физическая смерть!».
Он писал45. Белинский также выделил «Думу» как «энергичное, бодрое по форме стихотворение, хотя и несколько беаврократическое по содержанию».
Н. Мельгунов писал в Литературных приложениях к «Русскому инвалиду», что «Дума» и подобные ей стихотворения Лермонтова вызывают серьезную грусть и заставляют невольно задуматься. «Дай Бог, чтобы предсказание не сбылось, чтобы наше поколение оставило неизгладимый след на земле, сформировав ее плодородной мыслью и разумным трудом!»
Он пишет. В конце статьи Мельгунов делает вывод, что нынешнее поколение еще может достичь чего-то великого6.
Литературовед П. А. Висковатов считал, что на стихотворения Лермонтова «Дума» и «Поэт» значительное влияние оказал французский поэт Огюст Барбье7; позже эту теорию развил советский литературовед Б. М. Эйхенбаум, отметивший, что стихи Барбье были для Лермонтова образцом политической риторической поэзии того времени8.
Филолог, историк русской литературы, профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлева описала «Думу» как сложную композицию из элегии, ямбической оды и философского монолога8.
Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).
В настоящее время 54 255 школ и колледжей имеют накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Изучение современной зарубежной литературы в рамках школьного элективного курса с учётом реализации ФГОС основного и среднего общего образования»
1 слайд презентации Дума как жанр
Пыстина Лидия Митрофановна Учитель русской литературы Школа — гимназия № 9, г. Павлодар, г. Павлодар.
3 слайд Жанр думы — устное произведение эпического характера, исполнявшееся странствующими музыкантами на Украине. Певцы играли на лире, бандуре и кобзе и сопровождали мелодичные думы устными речитативами.
5 слайд Думады, которые звучали и звучат по всей Украине, были посвящены турецкому плену и освобождению, рыцарской жизни казаков и войне Хмельницкого. Упоминания о первой Думе сохранились с 1587 года.
7 слайд В отличие от эпосов и баллад других народов, Дюма полностью реалистичен. Термин дума, понимаемый как эпос о жизни казаков, был введен в русскую литературу ученым М. Максимовичем в XIX веке.
9 Поэты-думцы вдохновлялись популярным жанром, и в начале 19 века была опубликована «Дума» Кондратия Рылеева. Кондратий Рылеев. Его поэтические размышления о социальном устройстве общества, философии и истории, сформулированные как руководство для молодежи.
10 СЛАЙД Дюма — литературный жанр — появился в русской литературе в начале 19 века.
11 слайд Дуум — это поэтическое размышление автора на различные философские, исторические или социальные и бытовые темы.
Главные темы дум
Основными темами дум были:
- турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова»)
- рыцарская смерть казака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана»)
- освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем»)
- казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере»)
- освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Корсунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»)
- семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»).
Литература
- Думы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
- Літературознавчий словник-довідник / Р. Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. — К.: ВЦ «Академія», 1997. — с. 218-219
- Дума / В. Л. Гошовский // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. — Стб. 329-330. — (Музыкальная энциклопедия: / гл. ред. Ю. В. Келдыш; 1973-1982, т. 2).
- Колесса Ф., Мелодії українських народних дум, серія 1-2, Львів, 1910-13 («Матеріали до української етнології НТШ», т. 13-14),2 Київ, 1969;
- Колесса Ф., Варіанти мелодії українських народних дум, їх характеристика і групування, «Записки Наукового товариства ім. Шевченка, т. 116, Львів, 1913;
- Колесса Ф., Про генезу українських народних дум, там же, т. 130-132, Львів, 1920-22 (вид. окремо, Львів, 1922);
- Колесса Ф., Формули закінчення в українських народних думах, «Записки Наукового товариства ім. Шевченка», т. 154, Львів, 1935;
- Колесса Ф., Речитативні форми в українській народній поезії, гл. II. Думи, в його кн.: Музикознавчі праці, Київ, 1970, с. 311-51;
- Українські народні думи, т. 1-2, тексти 1-33, вступ. К. Грушевської, Київ, 1927-31;
- Грінченко М. О., Українські народні думи, в його кн.: Вибране, Кшв, 1959;
- Кирдан Б. П., Украинские народные думы (XV — нач. XVII вв.), М., 1962;
- Украинские народные думы, М., 1972.
- Думы украинские и «Слово»
- Украинские «Думы»
Думы Лермонтова, Думы о Ковпаке, Думы о Козаке Голоте, Думы об эпосе Манаса.
эпический и лирический жанр украинской народной песни, изображающий борьбу украинского народа против иноземных захватчиков, социальные конфликты, семейно-бытовые отношения. Думарии отличаются от других песен, в том числе исторических, по стилю и форме повествования. Песни поются, думы импровизационно исполняются в мелодичном напеве. Стих думы свободен, в нем нет деления на строфы, есть только деление на неравные периоды (паузы), которые завершают определенный образ или законченную мысль. Думы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: Кобза, Бандура и Лира. В их честь были названы народные музыканты: Кобзари, бандуристы и лирики (самые известные — А. Шут, О. Вересай, Н. Ригоренко и М. Кравченко). Первый значительный сборник украинских дум и песен сохранился с начала XIX века: рукописный сборник «Сказки Малой Украины», № 16. Написанный слепым Иваном, лучший рапсод, которого я нашел в Малороссии в начале XIX века» (опубликован в 1892-93 годах в журнале «Киевская старина»). В 1819 году Н.А.Зертелев опубликовал сборник «Опыт старых малороссийских песен». В 1825 году К.Ф. Рылеев назвал сборник его стихов и поэм «Думы». В научных кругах термин «думы» был впервые использован М. Максимовичем, который опубликовал сборник «Малороссийские песни» в 1827 году для обозначения вида украинской народной поэзии. После этого термин стал использоваться учеными и писателями, но некоторые художники в конце 19-го и начале 20-го веков все еще использовали старые термины: «казачьи песни», «старые песни», «поважские псницы», «псалмы». Интерес к думцам и их переводчикам возрос в романтический период. Собиратели народной поэзии все больше сосредотачивались на поиске новых эпосов, изучали репертуар их носителей, региональные традиции.
Думы разделены на три цикла
о борьбе с турецким и татарским нашествиями в XV — начале XVII веков; о национально-освободительной войне 1648-54 годов и воссоединении Украины с Россией (включая смерть Богдана Хмельницкого и избрание нового гетмана); о социальных и семейных вопросах повседневной жизни. Первые два цикла, объединяющие исторические и героические думы, представляют два разных этапа в развитии украинского народного эпоса. Третий цикл, вероятно, создавался и существовал одновременно с первыми двумя и позже, также в XIX в. Украинские и русские поэты и прозаики часто создавали образы бандуристов, комзаров и лирических поэтов (особенно в 1840-50-е гг.), опираясь на темы, художественно-графические средства и приемы дум. Их использовали Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» (1835), Е.П. Гребенка в историческом романе «Чайковский» (1843), Т.Г. Шевченко, И.А. Бунин («Лирник Родион», 1913), Э.Г. Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Петр Панч («Клокотала Украина», 1954), Иван Ле («Наливайко», 1940; «Хмельницкий», 1959-65).
Думы в литературе несколько крупнее исторических баллад, но они тесно связаны с героическим эпосом. В структуре этого типа произведения можно выделить три структурных элемента: припев, основная часть и заключение. Стихотворная форма думбы — астрографическая, то есть без деления на двустишия, то есть предложения, которые начинаются с восклицания «ай» и заканчиваются «гей».
Читайте также: Сочинение: Характер Василисы в «На земле» (М. Горький)
Дума как вид литературного произведения представляет собой высший уровень речитатива, который ранее развивался в «Плачах». Поэтические образы и мотивы «Думы» также частично заимствованы из «Плача». Думы обычно имели характерные импровизации, т.е. у певцов были истории, которые они передавали народу через думы, но у них никогда не было заученного текста. Кобзари были слепыми старцами, которые виртуозно играли на кобзе, ходили из деревни в деревню, пели дуэты жителям, а взамен получали кров на ночь и что-нибудь поесть. Игроки в кобзу, а также лирники и бандуристы были полны энтузиазма и просто ждали новых историй о казаках.
Композиция, построение стихотворения
Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические правила оды нарушены. Лермонтов, однако, не виноват. Дершавин уже начал нарушать эти правила в русской литературе. A. И. Журавлева, профессор филологического факультета МГУ, увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.
Композиция стихотворения проста. Стихотворение цельное и монотонное, хотя и разделено на отдельные строфы. Первая строфа поэмы состоит из 16 строк, третья строфа — из 12 строк, а вторая и четвертая строфы — по 8 строк. Рифма перекрестная, со смесью женских и мужских рифм. Стихи написаны в ямбических гекзаметрах, что придает произведению медитативность и спокойствие.
Тематика
«Дума» — одно из самых зрелых политических стихотворений Лермонтова. В нем затрагивается тема потерянного поколения, потому что он сам является представителем этого поколения.
Но когда он ищет смысл жизни, большинство его современников живут потребительской жизнью. Они бродят из одной гостиной в другую, растрачивая материальные ресурсы, накопленные их предками, так же равнодушно «потребляя» художественные ценности, все, что создали предыдущие поколения:
Мечты о поэзии, творения искусства, услаждают наш разум сладостным наслаждением; остальные чувства мы жадно храним в груди — погребенные скупостью и бесполезными сокровищами…».
Основная идея
Стихотворение философское, поэтому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к выводу, что его поколение обречено на непродуктивное существование, несмотря на скрытые духовные порывы. Он не принесет пользы будущим поколениям, потому что живет без любви, без высших целей, без жажды науки. Это основная мысль текста.
Поэт будет развивать смысл этих стихов. Продолжением его размышлений на эту тему стал роман «Герой нашего времени», в котором человеком поколения является безнравственный циник Печорин, жизнь которого не имеет смысла. Все его необыкновенные способности были растрачены на пустяки.
Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По степени воздействия на читателя и особенностям жанра она имеет направленность философско-политической поэзии.
Композиция состоит из четырех строф, связанных одной темой. Авторская исповедь написана от второго лица и является грустным отражением лирического героя. Первая строфа стихотворения освещает проблемы своего поколения, которые обнаруживает лирик. Во второй строфе он ищет решение, обращаясь к событиям прошлого.
Третья строфа выражает осуждение лирическим героем своей жизни и своего участия в этом потерянном поколении. Четвертая строфа — это попытка увидеть свое поколение глазами будущих потомков.
Стихотворный размер
Произведение основано на ямбической шестнадцатой, перемежающейся четырех- и пятиструнными перекрестными ходами. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и взволнованность.
Средства художественной выразительности
Произведение богато художественными выражениями, которые придают строкам мелодичность и спокойно-созерцательное качество. Поэт особенно часто использует прилагательные, сходства и метафоры. Прилагательные: «презренные рабы», «запоздалая шутка», «бесплодная наука», «горькая насмешка», «бесполезный вклад», «костлявый плод», «угрюмая толпа». Все они имеют негативный эмоциональный оттенок и задают настроение произведения. Метафоры — «чаша радости», «огонь кипит в крови». Автор также выражает безразличие и равнодушие к жизни, что похоже на пребывание «на чужой вечеринке». Сравнение «жизнь увядает, как ровная дорога без цели» выражает исчезновение всех чувств и переживаний.
- «Вхожу я в темные храмы» (А. Блок);
- «Кинжал» (М. Лермонтов);
- «Весенняя гроза» (Ф. Тютчев);
- «Это утро, радость эта» (А. Фет);
- «По горам две хмурых тучи» (Я. Полонский);
- «Письмо Татьяне Яковлевой» (В. Маяковский).