Детективный жанр стал особенно популярен в 1930-х и 1970-х годах. Это произошло благодаря творчеству А. Кристи, создавшей настоящие иконы жанра (Эркюль Пуаро, мисс Марпл).
11 Детективных сюжетов
Криминальный роман — это, пожалуй, самый популярный жанр «легкого чтения». Криминальную фантастику писали не только гении, сформировавшие свою эпоху, но и авторы, чьи произведения заставили поседеть не одно издательство. Ни один популярный фильм не может быть снят без элемента криминальной фантастики, и криминальные сериалы идут десятилетиями, опережая спрос на «вечные» эротические сериалы.
Почему нам так нравятся криминальные триллеры? Ответ прост, хотя он лежит в самых глубоких слоях человеческой психики. Факт, что две эмоции оказывают на нас наибольшее влияние — любопытство и страх. Любопытство и осторожность — вот что нужно животному, чтобы выжить в природе. Любопытство и осторожность также являются врожденными качествами.
И причина в том, что современный человек «маскирует» эти качества с помощью культуры, приспосабливаясь к среде, где ему не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, непрерывно исследуя окружающую его реальность, которая создается в нашем сознании, когда мы читаем, и которая так приятно стимулирует нас. Кстати, люди любят книги и фильмы ужасов по одной и той же причине, разница лишь в акцентах. В книгах ужасов на первом месте стоит страх, в криминальной фантастике — любопытство.
Для начинающего автора самый быстрый способ зацепить читателя и сделать так, чтобы работа была завершена, а не брошена на середине, — это использовать детективную историю.
Придумать сюжет для детектива нелегко, и в этом проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать нельзя, только изменить имена персонажей и место действия. Но известные криминальные писатели иногда прибегают к таким нетрадиционным средствам, что создают новый жанровый канон.
Как написать самый «каноничный» детектив
Структуру детектива лучше всего можно понять, прочитав статью Рональда Нокса, который, возможно, не самый популярный или интересный, но, очевидно, самый вдумчивый криминальный писатель.
Чтобы разработать идею для детективной истории, оставаясь в рамках жанра, достаточно адаптировать сюжет к «Десяти заповедям детективов», которые, хотя и написаны не без иронии, тем не менее, являются описанием того самого классического детектива, с которым у нас ассоциируется слово «детектив».
Чтобы не пересказывать статью, которую, безусловно, стоит прочитать любому начинающему писателю, чтобы понять тонкую грань между следованием правилам жанра и банальностью, бесконечным повторением того, что уже было написано.
Первый тезис:
Убийца должен быть хорошо виден, но читатель не должен знать его образ мыслей (именно поэтому он часто оказывается обычным «дворецким»),
Второй тезис:
Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть некая потусторонняя сила (позже мы рассмотрим модификации жанра и решим, что он может им быть, а пока вернемся к правилам полицейского жанра Нокса),
Третий тезис:
Потайная дверь или тайник — это все очень хорошо, но лучшие криминальные романы обходятся таким «роялем в кустах», опять же следуя принципу реализма,
Четвертый тезис:
Нельзя использовать неизвестные яды, неизвестное науке оружие и слишком сложные устройства, которые нельзя просто и понятно объяснить читателю. А вы не можете, потому что криминальный писатель играет с читателем, так сказать, в шахматы. У читателя также должен быть шанс на победу, поэтому нечестно выставлять на доску новые фигуры во время игры,
Пятый тезис:
Вы не можете использовать китайца. Мы не будем объяснять этот момент для интриги в духе жанра, рассматриваемого в этой статье,
Шестой тезис:
Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3),
Седьмой тезис:
Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но кто бы запретил?),
Восьмой тезис:
Доказательствами делятся! В классическом детективе две стороны расследования — персонаж детектива и читатель. Хороший герой позаботится о том, чтобы рассказать читателю о выводах, чтобы читатель тоже задумался,
Девятый тезис:
У детектива есть тупой друг, но не явно тупой, а просто немного глупее, чем средний читатель,
Десятый тезис:
Нет ни двухместных, ни одноместных номеров. Только потому, что это тривиальное устройство надоело всем со времен Рональда Нокса, а это было почти сто лет назад.
Если вы построите детектив в соответствии с тезисами Рональда Нокса, то получите классический сюжет для детективного романа, но свободный от банальностей и клише. Примером детективного романа, написанного в этом ключе, является серия «Детектив Майлз Брэндон» Рональда Нокса.
Давайте теперь рассмотрим 11 типов детективов и примеры детективных историй, написанных в том или ином жанре.
11 типов детективов
- Классика по Ноксу. Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
- Каминный детектив. Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали Гофман и Эдгар По. Мрачноватое «Убийство на улице Морг» — хороший пример каминного детектива.
- Усложненный детектив Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
- Самоубийство Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» написано в этом жанровом ответвлении.
- Убийцы — все Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В «Убийстве в Восточном экспрессе» она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
- Фиктивная смерть Набоков в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
- Убил сыщик И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В «Мышеловке» королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
- Убил автор «Убийство Роджера Экройда» той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики (Достоевский, Чехов).
- Элемент мистики Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг «11/22/63» ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
- Убийца — Вы Кобо Абэ в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
- «Преступление и наказание» Знаменитый российский филолог Дмитрий Быков выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях («Подросток», «Бесы»), но Быков выделил в отдельную категорию роман «Преступление и наказание». Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» — это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.