Денис Фонвизин | краткая биография. Денис иванович фонвизин биография.

В это же время он дебютировал в качестве переводчика по просьбе московских книготорговцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и рассказы Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.

Фонвизин, Денис Иванович

Денис Иванович Фонвизин (Фон Визин, из Визена; 3. 14 апреля 1745, Москва — 1. 12 декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литературный деятель екатерининского периода, автор русских бытовых комедий.

  • 1 Биография
  • 2 Значение
  • 3 Библиография
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 5 Увековечивание памяти
  • 6 Образ Фонвизина в литературе
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Фамилия фон Визен или, с русским суффиксом, фон Визен (нем. von Wiesen ) в XVIII веке писалась из двух слов или через дефис; такое написание сохранялось до середины XIX века. Автор первой крупной биографии Фонвизина, П. А. Вяземский, использовал написание «Фон-Виезин». Обычное написание было введено литературным критиком второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже Пушкин считал это написание правильным, так как оно придавало более русский характер фамилии автора, который был, по словам Пушкина, «Перерусский-русский».

Денис Иванович Фонвизин происходил из аристократического рода, зародившегося в Ливонии при Иване Грозном и давшего России несколько поколений военной знати. Сын Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого он впоследствии воплотил в любимом персонаже Стародума в своей пьесе «Поддубный».

В 1755-1760 годах он учился в аристократической гимназии при Московском университете, а затем в течение года на философском факультете университета. В 1760 году Фонвизин и его брат Павел, один из лучших гимназистов, приехали в Санкт-Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, основателем русского театра А. П. Сумароковым и увидел свое первое театральное представление; первой пьесой была «Генрих и Пернилла» датского писателя Гольберга. В 1761 году по просьбе московского книготорговца Фонвизин перевел с немецкого языка басни Людвига Хольберга, основоположника датской литературы. Фонвизин перевел в общей сложности 228 мифов. Затем в 1762 году он перевел политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Героическая добродетель, или Жизнь Сета, царя Египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона; трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы»; «Метаморфозы» Овидия; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Глупый, или Благодеяние и Благодарность», названную Фонвизиным «Корион». Его любимым автором был Руссо. Оригинальные работы Фонвизина, написанные в ярко выраженных сатирических тонах, появились одновременно с переводами. Таким образом, произведение, которое не было опубликовано при жизни автора, так называемый «ранний Недоросль», скорее всего, относится к 1760-м годам и было опубликовано только в 1933 году в томах 9-10 серии «Литературное наследство». Персонажи созданы по образцу героев знаменитого «Недоросля». Таким образом, Аксен похож на Простакова, Улита — на Простакову, а Иванушка — на Митрофана. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильным влиянием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он стал постоянным членом кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.

Литературная деятельность Фонвизина также способствовала его карьере. Он заметил его перевод трагедии Вольтера, и в 1763 году Фонвизин, работавший тогда переводчиком в Иностранной коллегии, был прикомандирован к известному министру Елагину, при котором служил Лукин. Его комедия «Таксиархи» имела еще больший успех; чтобы лично прочитать ее императрице, автор был приглашен в Петергоф. Далее последовали чтения, которые привели его к контакту с учителем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин поступил на службу к Панину и, став его секретарем, стал одним из его самых близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин по его прямому указанию написал «отчет об исчезновении всех форм правления в России, а следовательно, о потрясенном состоянии как империи, так и самих правителей». «Рассуждения» содержат чрезвычайно резкую картину деспотического режима Екатерины и ее подданных, призывают к конституционным реформам и прямо угрожают насильственным свержением.

Значение

Пушкин высоко ценил веселье и сожалел, что в русской литературе «так мало истинно радостных произведений». Поэтому он с симпатией отметил эту особенность таланта Фонвизина и указал на прямую преемственность драматического творчества Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые проявился демонический принцип сарказма и негодования, которому с этого времени суждено было пронизать всю русскую литературу и стать ее доминирующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.1

О творчестве Фонвизина известный литературный критик Белинский писал: «Вообще Кантемир и Фонвизин, особенно последний, для меня самые интересные писатели ранних периодов нашей литературы: они говорят мне не о преувеличенных первенствах по случаю фотографий огней плуга, а о живой действительности, существовавшей исторически, о правах общества».

Образование

Фонвизин рос дома до 10 лет. Отец будущего великого писателя не был особенно образованным, но учил себя и своих восьмерых детей. После домашнего воспитания Денис и его брат Павел были отданы в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при Московском университете.

Денис Фонвизин

Юный Фонвизин хорошо учился и был отличным гимназистом; он получил много призов и даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных мероприятиях. Будучи лучшим учеником гимназии, Фонвизин в 1758 году отправился в Санкт-Петербург, где был представлен тогдашнему покровителю университета И.И. Сувалову и императрице Елизавете. Роскошный дворец и театральное представление, которое он увидел, произвели на мальчика большое впечатление. В 1759 году Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, а через три года, когда ему исполнилось семнадцать лет, окончил его.

Творчество

Свои первые литературные произведения Фонвизин написал еще будучи студентом. В 1761 году он начал переводить различные мифы и другие произведения немецких авторов. Фонвизин был постоянным гостем в литературном кругу Козловского. В 1764 году появилось его драматическое произведение «Корион», написанное в комическом стиле. В 1786 году он опубликовал свою первую социально-бытовую комедию, которую Фонвизин назвал «Бригадир». Вторая комедия, «Недоросль», была опубликована в 1883 году и стала самым известным произведением автора.

Самое известное произведение автора, комедия «Недоросль» 1782 года, демонстрирует талант Фонвизина как драматурга во всем его богатстве и блеске. Эта пьеса, как и «Бригадир», дает конкретное представление о российской действительности.

Фонвизин читает «Бригадир».

Надгробие Фонвизина

«Недоросль» известен не только как «комедия нравов», но и как первая социально-политическая комедия. Драматургу мастерски удалось превратить дворянский особняк в общественный форум и показать «плоды нечестия» в нем. В этой пьесе поднимались вопросы, волновавшие русских вольнодумцев эпохи Просвещения: ответственность правителя за народ, необходимое ограничение власти землевладельцев и воспитание достойных граждан. Невежество и плохой юмор были основными недостатками, которые сделали комедию посмешищем. Одной из центральных тем «Атли» была тема образования. Она была написана Фонвизиным более двухсот лет назад и актуальна до сих пор. В нем содержится предупреждение современной молодежи не повторять ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль», одаренная Фонвизиным, всегда будет для народного чтения и навсегда займет почетное место в истории русской литературы.

Последние годы

Фонвизин продолжал литературную деятельность до последних дней своей жизни, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), но встретил резкое неодобрение царицы Екатерины II. Ему запретили издавать пятитомное собрание сочинений, журнал «Друг почетных людей» или «Стародум», не разрешили переводить Тацита. Под конец жизни великий писатель работал над автобиографическим произведением «Чистая исповедь», но не успел его закончить. Денис Фонвизин умер 1 декабря 1792 года.

Год (годы) Событие
1745 Год рождения Дениса Фонвизина
1777-1778 Жизнь и деятельность во Франции
1779 Возвращение домой
1781 Работа в качестве политического советника
1782 Успешно прошла премьера спектакля «Недоросль».
1783 Спектакль «Недоросль» был поставлен в Москве.
1792 Денис Фонвизин умер
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий