Поскольку это самая большая группа по количеству и объему, она помечена специальными подсказками, которые дают понять, что она принадлежит к этому типу. Так какие же слова объединяет этот стиль? Краткий список для конспекта может быть следующим:
История Российской империи
«Владеющий многими языками, язык России. великий прежде всех в Европе» (Ломоносов).
«Карл Пятый, римский император, говорил, что с Богом следует говорить по-испански, с друзьями — по-французски, с врагами — по-немецки, а с женским полом — по-итальянски. Но если бы он знал русский язык, то добавил бы, что он подходит для всех, потому что в нем можно найти блеск испанского, живость французского, силу немецкого, деликатность итальянского, а кроме того, богатство и живописность греческого и латыни. (М.В. Ломоносов).
Гениальный Ломоносов занимался многими областями науки и искусства, в том числе основал современный русский язык. Он первым написал «Российскую грамматику», в которой установил правила русского языка и разработал понятия о частях речи, правописании и произношении слов. Православной основой «Русской грамматики» было «московское наречие». В нем также было введено понятие художественных и выразительных языковых средств.
Но Ломоносов относился к своей работе как к опыту. В предисловии он сказал, что «никто не создал совершенной грамматики ни на одном языке»; он также считал свою собственную «грамматику» неполной и несовершенной, но, тем не менее, считал необходимым сделать первый шаг в этом направлении, «который впоследствии будет легче для других».
«Российская грамматика» М.В. Ломоносова была самым популярным учебником XVIII в. По ней училось несколько поколений россиян.
В предисловии к своей книге «Рассуждение о пользе церковных книг на русском языке» он разработал стилистическую систему русского языка, которую назвал теорией «трех стилей».
Учение о трех стилях
Эта доктрина, различающая три стиля в риторике и поэзии: высокий, средний и низкий, использовалась в древнеримской, средневековой и современной европейской литературе. Но Ломоносов разработал учение о трех стилях специально для русского языка и русской литературы.
До Ломоносова в русском литературном языке преобладала смесь различных языковых элементов как в лексике, так и в грамматике. Письменный и устный язык включал древнерусские слова, церковно-славянские слова, большинство из которых были устаревшими, и иностранные слова, вошедшие в русский язык в результате реформ Петра I и притока иностранных специалистов со всей Европы. Русский язык не имел собственного «лица» и представлял собой смесь всевозможных варваризмов. Это был сложный язык с тяжелой синтаксической структурой. Она уже не могла всесторонне выражать растущие потребности науки и культуры, и ее преобразование назрело.
Теория Ломоносова о «трех стилях».
Согласно Ломоносову, должны были возникнуть три стиля языка, которые различались бы «по уместности дела». Он отмечает зависимость между «материей», то есть субъектом, объектом, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей; отклонения не допускаются.
Героические поэмы, оды, «прозаические речи на важные темы», трагедии должны быть написаны в высоком стиле.
«Пьесы, требующие обычного человеческого языка для яркого изображения действия», поэтические дружеские письма, сатиры, элегии, выборы, прозаические «описания памятных дел и благородных доктрин» написаны в промежуточном стиле.
Комедии, забавные эпиграммы, песни, «прозаические дружеские письма, описания обычных дел» и басни написаны в низком стиле.
Суть ломоносовского учения о трех стилях заключается в том, что основной массив русского литературного языка должен быть письменным и разговорным языком широких слоев общества и поэтому должен быть защищен от перегрузки старославянскими словами, с одной стороны, и «дикими и странными словами и нелепостями, пришедшими к нам из иностранных языков», с другой.
Российская грамматика Ломоносова
Ломоносов подтвердил свою теорию собственными работами. По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова, «гладкий, цветистый и описательный, обязан главным своим достоинством глубокому знанию славянского книжного языка и счастливому слиянию его с языком простого народа».
Значение теории Ломоносова о «трех штилях»
Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного с Курбским; обсуждали проблему Максим Грек, Никон и Аввакум, но именно Ломоносов определил путь преодоления двуязычия, которое уже угасало в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трех стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. На основе среднего стиля все письменные источники были объединены в единую литературную систему.
Ф. Шубин. Бюст Ломоносова
Что такое теория трех штилей
Автором этого учения был известный культурный, научный и общественный деятель М.В. Ломоносов. В 18 веке русский язык был разделен на две ветви — церковнославянскую и просторечную. Письма и документы писались на церковнославянском языке, и неспециалисту зачастую было невозможно понять текст. Кроме того, в русском языке было много устаревших выражений, заимствований из других языков и громоздких синтаксических конструкций. В то же время грамматика и произношение отличались в разных регионах.
Ломоносов проделал огромную работу по структурированию русского языка. Он модернизировал его, издал грамматические книги, изобрел множество слов взамен иностранных и приблизил славянский церковный язык к разговорному. Теория «трех стилей», или на современном языке «три стиля», предназначалась для литературы. Он разделил все литературное наследие на высокий, средний и низкий стиль, которым соответствовали различные лексические модели.
Высокий стиль
К произведениям высокого стиля Ломоносов относил оды, трагедии, героические поэмы, гимны и риторические речи. Они были призваны рассказать о возвышенных чувствах или исторических событиях. В таких произведениях использовались старославянские слова, высокозвучные слова, которые редко употреблялись, устаревшие выражения: «рука», «правая рука», «отпирать» и т.д. Также допускалось использование общеупотребительных литературных слов.
Средний стиль включал в себя драмы, элегии, предвыборные речи, поэмы, сатиры, письма и научные труды. Эти произведения сообщали о современных событиях, жизни заинтересованных людей, просвещали и информировали читателя. Средний стиль использует общеупотребительные русские слова, но запрещает использование сленга, бранных слов и уничижительной лексики, если это не необходимо для сюжета. Пьесы среднего стиля были рассчитаны на самую широкую аудиторию.
Низкий стиль
Эти работы носили исключительно развлекательный характер. Они содержали комедии, песни, эпиграммы, мифы, дружеские письма и записки. В низком стиле широко использовались разговорные слова, жаргон и лексика простонародья: «печурка», «говаривать», «простак». Литература низкого стиля читалась в дружеских кругах для поднятия настроения и не подходила для официальных мероприятий.
- Что такое градация
- Литературные направления: романтизм и классицизм
- Чем знаменит Ломоносов
- Что такое беллетристика
- Что относится к сниженной лексике
- Какие жанры выделяются в литературе
- Какие жанры классицизма существуют
- Что такое романтизм
- Какие мы знаем трехсложные стихотворные размеры, или Не мог он ямба от хорея…
- Когда и как возник русский язык
- Что такое элегия
- Поэтический символизм в литературе
- Какие бывают стихотворные размеры
- Стили речи в русском языке
- Что такое теория
- Что такое «просвещенный абсолютизм»
- Научный стиль: его основные характеристики
- Что такое драма
- Что такое абсолютизм
- Как найти свой литературный стиль
- Западный стиль жизни — что это?
- Как определить ямб и хорей
- Что такое символизм
Кратко о теории трех штилей Ломоносова
В наше время литература четко разделена на стили и типы дискурса, что облегчает ее чтение и понимание. Однако несколько веков назад это была смесь различных слов, которые не сочетались друг с другом и были сложны как для читателя, так и для писателя. Однако ситуация изменилась с появлением теории Ломоносова о трех стилях.
Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, и ему это удалось. Несмотря на несовершенство, которое он сам признал, ученому удалось сделать первый шаг, самую сложную часть задачи. Он задал направление дальнейшего развития литературы и оставил доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.
Мнения современников
Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, заявив, что церковная лексика только усложняет речь. Большинство, однако, с благодарностью приняли литературную «реформу», поскольку даже такое решение в условиях языковой неразберихи значительно упростило выбор слов, а также привело к относительному упорядочению жанров. Все это значительно облегчало жизнь писателей того времени.
Влияние на дальнейшее развитие
Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, и за это время многие термины уже успели развиться из них. Например, многие люди, вероятно, могут назвать хотя бы несколько типов языка. К ним относятся:
- разговорный;
- официально-деловой;
- научный;
- публицистический;
- художественный.
Некоторые из них также делятся на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный стиль, научно-педагогический стиль и прямой научный стиль. Кроме того, были выделены различные типы языка: Повествование, описание и аргументация. Иными словами, новаторство Ломоносова оказало непосредственное влияние на развитие литературы и ее современное состояние.