35 слайдов Об авторе:Гизатулина Ольга Ивановна — преподаватель русского языка и литературы в Гулистанском колледже компьютерных и информационных технологий, Узбекистан.
Реализм в литературе и искусстве XIX века — кратко
XIX век — эпоха серьезных социальных изменений; это время бурного развития науки и техники, роста населения в городах. Новая реальность жизни может быть отражена только в искусстве. Творческая деятельность всегда связана с обществом и происходящими в нем процессами. Романтизм, который до сих пор преобладал в искусстве, уступает место новому направлению — реализму. Если раньше реальность идеализировалась, то сегодня перед писателями и художниками стоит другая задача: они должны изображать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
Литературный критик Жюль Жанфлери первым назвал новое течение в своей книге «Реализм». Он отметил, что, в отличие от романтизма, реализм отражал реальную жизнь, освещал социальные проблемы и привлекал внимание к обычным людям и их заботам. Реализм как понятие был введен в литературу в 1849 году русским критиком Павлом Анненковым. Позднее, в 1860-х годах, этот термин стал признанным научным понятием.
Основные черты реализма:
- Максимальная приближенность к реальной жизни;
- Внимание к проблемам простого народа;
- Конкретная историческая эпоха, упоминание реальных событий;
- Типизация характеров и ситуаций при сохранении индивидуальных черт;
- Внимание к деталям, конкретике;
- Конфликт разумного, справедливого героя с обществом.
Реализм в литературе
Реализм появился в европейской культуре в 1830-х годах не только как реакция на социальные изменения, но и как противовес романтизму.
Фредерик Стендаль был одной из самых значительных фигур во французской литературе и заложил основы реализма в своей стране. Автор доказал, что обычные ситуации, повседневная жизнь и переживания людей могут быть интересными и увлекательными. Его знаменитые романы «Красное и черное» и «Красное и белое» построены именно таким образом: они рассказывают обычные истории из жизни обычных людей. Это не вымышленные, невероятные события. А есть повседневная жизнь, которая знакома каждому.
Другое стремление Гюстава Флобера — передать мельчайшие детали повседневной жизни, из которых складывается целостная картина реальности как она есть. Он отмечает, что человеческий опыт одинаков и в городе, и в деревне. Его концепция реализма проявляется в романе «Мадам Бовари».
В английской литературе Даниэль Дефо сыграл важную роль в развитии реализма. В своих произведениях, особенно в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», автор обращает внимание на противоречивые изменения в обществе и изменения в самом человеке.
В России первые явные черты реализма можно наблюдать в творчестве И. Крылова. Успех его басен заключается в том, что ситуация возникает из определенного события. Конфликты героев показывают противоречивый характер общества.
А. Грибоедов также развивал реализм в русской литературе. Отличительной чертой его стиля является стандартизация характеров и обстоятельств. Именно так построена комедия «Горе уму». Персонажей этой пьесы можно назвать «вечными», поскольку похожие характеры людей можно встретить в обычной жизни независимо от времени.
Стоит упомянуть и о творчестве Пушкина как реалиста. В своих поздних произведениях (например, в романе «Евгений Онегин») автор изображает характерные черты времени, быт и обычаи народа, обращается к фольклору, интересуясь культурой простых людей.
Реализм в живописи
Реализм в живописи проявился в изображении бытовых сцен. Красоту сельской природы можно увидеть на картинах французских художников, прежде всего Теодора Руссо. Реалисты доказали, что любой день, приносящий солнце или облака, дождь или сильный ветер, может быть интересным и красивым.
Для творчества Гюстава Курбе характерно внимание к отдельным сценам из жизни, к обычным людям, к повседневным вещам. Его работы воспринимались как скандальные, потому что публика с трудом принимала новое искусство. Картина «Огонь», например, показывает драматический момент без орнамента.
В России художник Павел Федотов заложил основы реализма в живописи. Его миссией было высмеять недостатки общества и проявить сострадание к трудной и тяжелой жизни простых людей. Его картина «Ухаживание майора», например, затрагивает тему брака ради выгоды.
История возникновения
Начало реализма стало концом еще одного культурного «рекорда», который уже «заглох». Он появился после романтизма и стал его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, заскучали и отвергли героев общества и экзотические места, поэтому им захотелось обратить свой взор к реальной жизни с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе — революции и войны, которые показали, что противостояние между народами, классами, обществом и властью является центральным элементом человечества, а не противостояние между отдельными людьми и толпой. В целом, однако, эпоха реализма началась в романтический период, так как первые произведения этого жанра появились параллельно с развитием романтического движения.
Европейские художники, такие как Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Гюстав Флобер и Оноре де Бальзак, считаются основателями реализма в живописи и литературе. Зарождение реализма можно проследить с 1830-х годов. В России «элементарные» элементы реализма можно найти в работах восемнадцатого века. Например, «Путешествие Радичева из Петербурга в Москву», которое вызвало недовольство Екатерины II. Однако первый реалистический (просветительский) роман «Русский Жилблаз, или Путешествие князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был написан Василием Трифоновичем Нарезным в 1813 году. Автор типизирует обстоятельства и сатирически изображает действительность. Но для Нарежного не важны характеры его фигур, он изучает человеческую жизнь, ее нравственные качества (в этом отличие реализма Просвещения от классического реализма).
Культура реализма формировалась под влиянием значительных социальных изменений. В европейских странах полным ходом шла демократизация, и люди из разных слоев общества получили право голосовать и бороться за свои интересы. Поэтому они стали искать в литературе, живописи и даже музыке платформу для самовыражения народных классов, буржуазных классов и даже представителей низших слоев. Именно они быстро показали романтичным и изнеженным джентльменам, как жить в реальной жизни без большого наследства и прекрасных перспектив. Появление реализма внесло значительный вклад в демократизацию общества.
Эта тенденция сложна и масштабна, ее трудно интегрировать в систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, понятие у всех разное):
- Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
- Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
- Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.
Основные черты и признаки
Реализм развивался как противоположность романтизму — многие художники «переключались» с одного направления на другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного представления мира, от прославления повседневной жизни. Реализм характеризуется следующими чертами:
- отображение мира таким, какой он есть;
- соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
- зависимость героев от социальных условий;
- внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
- типизация героев;
- в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).
Особенность реализма в том, что его предметом является жизнь, без украшений и показухи. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна из картин Репина, «Бурлаки на Волге», выразила то, чего не мог выразить правозащитник (которого тогда еще не существовало). Эта тенденция была вызвана социальной потребностью мыслящих людей в справедливости. Они хотели знать правду, которую никто другой не мог рассказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, показал теневую сторону, сущностное, низ жизни. По этой причине он был изначально воспринят с неприятием многими читателями и зрителями.
Суть и принципы
Философия реализма называется «tabula rasa» (чистый стол). Это гностическая теория, которая гласит, что человек рождается без судьбы или набора характеристик. Это чистый лист, сформированный под влиянием многих факторов: семьи, окружения, среды и т.д. В начале мы все бесполезны и можем стать кем угодно. Таким образом, основы реализма базируются на том, что обстоятельства и состояния людей (согласно теории) приобретают особое значение. Для реалистов они заменили таинственные силы судьбы, которые раньше вовлекали антропоморфную марионетку в игру страстей, неведомых простым смертным. То, кем мы являемся, зависит не от судьбы и провидения, а от того, как и с кем мы росли. Суть реализма — это логика событий, доступная каждому мыслящему человеку. Существование прозрачно, формально и абсолютно свободно от мистики.
Это основные принципы и характеристики реализма:
- В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности. Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
- В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
- Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
- Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
- Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
- Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).
Противопожарная профилактика в строительстве
Специалист по предотвращению пожаров (в строительстве).
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).
В настоящее время 54 252 учебных заведения имеют накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка доступна всем сотрудникам вашего учреждения, войдите в свой личный кабинет InforoLogic.
Психологические особенности мотивации в спорте
1 слайд РЕАЛИЗМ как движение в литературе и искусстве
3 слайд Литературные методы, направления и течения Художественный метод — это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественной интеграции. Литературное направление — это метод, который преобладает и приобретает специфические черты в зависимости от времени и культурных тенденций.
4 слайд Литературное направление — это проявление идейно-тематического единства, однородности сюжета, характеров и языка в произведениях нескольких писателей одного периода. Литературные методы, тенденции и течения: Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).
5 слайд Реализм — это направление в литературе и искусстве, возникшее в 18 веке, достигшее своего полного расцвета в критическом реализме в 19 веке и продолжавшее процветать в 20 веке.
Реализм — это правдивое и объективное отображение действительности средствами, относящимися к определенному виду художественного творчества.
6 Фольга 1. объединение фактов действительности, т.е., по словам Энгельса, «помимо правдивости деталей, верное воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
2. представление жизни в ее развитии и ее противоречий, которые носят в основном социальный характер.
3. стремление раскрыть сущность явлений жизни без ограничения субъектов и объектов.
4. Акцент на моральных вопросах и образовательных последствиях.
7 Слайд Основные представители реализма в русской литературе:
А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М. Горький, И. Бунин, В. Маяковский, М. Булгаков, М. Шолохов, С. Есенин, А.И. Солженицын и др.
Предварительный просмотр:
С.С. Шолохина, С.С. Шолохов, С.С. Шолохов, С.С. Шолохина и т.д. и т.п., как литературное течение.
Из истории возникновения реализма:
— Возникновение реализма как художественной системы связано с эпохой Возрождения. Размах образности, поэтизация человеческой личности, способность испытывать большие эмоции и в то же время накал трагического конфликта — характерные черты Ренессанса. (Дон Кихот, Гамлет, Король Лир).
— В XVIII веке возник реализм эпохи Просвещения. Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии.
— В 19 веке возникает новый реализм. Это критический реализм. На Западе его расцвет связан с именами Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея.
— В России реализм появился в первой половине 19 века (1920-е годы) в произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, который стал доминирующим художественным направлением во второй половине 19 века.
— XIX век в России богат великими историческими событиями.
— Литература стала важнейшей сферой интеллектуальной жизни общества, постоянно обращающегося к размышлениям об исторической судьбе страны и ее народа, рассматривающего жизнь в ее неумолимом движении, в котором прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром 19 век называют ЗОЛОТЫМ ГОДОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
— В обществе существовали разногласия. Сформировались различные социальные группы, противостояние которых определялось их взглядами на аграрную реформу и преобразование российской жизни в целом. В литературе это противопоставление проявилось в реалистическом изображении действительности.
Реализм предполагает, в дополнение к честности
детали, истинное воспроизведение реальности.
типичных персонажей в
— РЕАЛИЗМ (от realis — материальный) фокусируется не только на фактах, событиях, людях и вещах, но и на законах, действующих в жизни (причинно-следственные связи между людьми и условиями). Принцип историзма.
— Критический реализм по-новому представляет отношения между человеком и окружающей средой. Характер человека раскрывается в органической связи с социальными условиями (принцип социальной детерминации — зависимость характера человека от условий, в которых он живет). Это позволяет избежать явной оценки символов.
— Объектом анализа является внутренний мир индивида (психологизм).
Основные черты русского реализма:
- Социальная и психологическая типизация.
- Герой не только тип, но и индивидуальность.
- Наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды – в противовес романтикам.
- Точность воспроизведения деталей.
- Отсутствие однозначной авторской оценки.
- Эволюция характера героя под влиянием обстоятельств.
- Любимые жанры реалистов – роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет.
- Стремление приблизить язык произведения к живой речи.
- Ведущий жанр – РОМАН – крупный по объёму и, как правило, прозаический жанр эпоса. Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное многостороннее явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление классицизма как литературного направления
На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно описаны характеристики и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского классицизма.
Представление реализма как литературного направления
На этой странице вы найдете презентацию, в которой описаны характеристики и основные отличительные особенности такого литературного направления, как реализм, используемого в качестве такового.
Представление романтизма как литературного движения
На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно описаны характеристики и основные черты такого литературного направления, как романтизм.
Презентация Сентиментализм как литературное направление
На этой странице вы найдете презентацию, которая очень тесно связана с характеристиками и основными отличительными чертами такого литературного направления, как сентиментализм, отличительными чертами русского романтизма.
Методологическая разработка. Реализм как литературное направление
ЦЕЛИ КУРСАОсвоить новый материал: реализм как литературное направление; рассмотреть изученный материал: классика и сентиментализм; углубить знания изученного материала; научить работать с ним.
Литературная история и литературный процесс: литературные тенденции» Справочник
Учебник «Литературная история и литературный процесс. Литературные тенденции» — мультимедийная презентация для преподавания литературы в 8-9 классах и дл.
Презентация «Литературные тенденции. Реализм».
Презентация содержит краткое описание реализма. Материал может быть использован учащимися для самостоятельного изучения, учителями — для использования на уроках и при подготовке к ВЭП по литературе.
Исторические предпосылки
После 1830 года интеллектуальный климат во многих европейских странах изменился. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, который двигал развитие науки и технический прогресс. Идеи позитивизма возникли в умах людей с целью сбора проверенных фактов для дальнейшего анализа. Воспитание личности понимается в рамках социальных отношений.
Бурное развитие науки, в том числе общественных наук, не могло не повлиять на литературу, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанного на богатстве явлений общества и окружающего мира. Многообразие человеческих типов позволило представителям реализма сделать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».
Для того чтобы понять закономерности развития личности и общества, используются те же принципы, которые действуют и в природе — механизмы естественного отбора. Когда буржуазная система окончательно оформилась, стало ясно, что каждый индивид в этой системе является членом определенного класса, а такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальным контекстом, так что в реализме, даже с психологическими приемами романтизма, индивид адаптирован к исторически достоверным условиям жизни.
Суть и принципы
Философия реализма называется «tabula rasa» (чистый стол). Это гностическая теория, которая гласит, что человек рождается без судьбы или набора характеристик. Это чистый лист, сформированный под влиянием многих факторов: семьи, окружения, среды и т.д. В начале мы все бесполезны и можем стать кем угодно. Таким образом, основы реализма базируются на том, что обстоятельства и состояния людей (согласно теории) приобретают особое значение. Для реалистов они заменили таинственные силы судьбы, которые раньше вовлекали антропоморфную марионетку в игру страстей, неведомых простым смертным. То, кем мы являемся, зависит не от судьбы и провидения, а от того, как и с кем мы росли. Суть реализма — это логика событий, доступная каждому мыслящему человеку. Существование прозрачно, формально и абсолютно свободно от мистики.
Это основные принципы и характеристики реализма:
- В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности. Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
- В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
- Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
- Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
- Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
- Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» считается первым русским реалистическим романом. В нем показана жизнь России в XIX веке и особенности той эпохи. В романе показана русская аристократия: описаны их жизнь, интересы и нравы.
Персонажи в романе типичны. Личность Евгения Онегина становится понятной через описания его жизни и прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и мирская жизнь в Петербурге повлияли на его характер и на то, как он чувствовал себя после этого в стране.
Татьяна Ларина также представлена в романе в той среде, в которой она выросла: в деревне, с няней, с простодушными родителями.
Читайте также.
Владимир Ленский и другие персонажи также представлены типичными жизненными обстоятельствами. Стандартизируя их образы, можно предсказать, как они поведут себя в той или иной ситуации.
Историзм и правдивость
Историзм стал основой мировоззрения и художественного метода писателей-реалистов. В прошлом они искали ответы на насущные вопросы настоящего и распознавали будущее влияние текущих событий на дальнейшее историческое развитие.
Их критическое изображение действительности отражалось в правдивом описании условий жизни, особенно их негативных проявлений и недостатков существующего миропорядка. Однако авторы не рассматривают реальность как срез действительности, а представляют свой взгляд на вещи. Достоверность и точность в описании деталей иногда преобладают настолько, что можно изучить время, в котором происходит действие реалистического произведения.
Реализму не чужды оптимистические идеалы, такие как мечта о светлом будущем страны, сочувствие к простым людям, вера в появление положительного героя и человеческого разума; именно поэтому в современном литературоведении термин «критический реализм», введенный Н. Г. Чернышевским, заменяется термином «классический реализм».
Реализм приходит на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти тенденции в литературе и искусстве не имеют ничего общего друг с другом или что они взаимоисключающие. Да, они во многом противоположны, но у них есть и общие черты.
Сначала я рассмотрю общие черты между этими движениями, поскольку они редко и мало обсуждаются. Реализм и романтизм, таким образом, имеют общие элементы:
- историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей. Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
- психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков. И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.
Если поискать, то можно найти сходство между реализмом и романтизмом, который он вытеснил и который некоторое время развивался параллельно с ним, а также с сентиментализмом, который демонстрировал любовь ко всему популярному, и с классицизмом, который провозгласил человеческую личность главной ценностью.
Я задокументировал различия между реализмом и романтизмом.
Романтизм | Реализм |
Идеализация (необыкновенный герой, необыкновенные обстоятельства) | Стандартизация (типичный герой, типичные обстоятельства). |
Личность ценна по своей сути, она не зависит от людей и обстоятельств, ее характеристики определяются природой. | Личность — это «чистый лист», ее формирование зависит от людей и обстоятельств, которые ее окружают. |
Читатель знает лишь некоторые наиболее характерные черты главного героя. | Характер героя представлен во всей своей противоречивости и многослойности. |
Концепция дикомичности | Мир един, и вымышленное произведение отражает это. |
Внутренний конфликт в душе героя находится в центре внимания | Конфликт между личностью и обществом находится в центре внимания. |
Разрешение этого конфликта лежит за пределами реальности. | Ищутся пути разрешения конфликта в конкретной исторической реальности |
События реальной жизни не определяют поведение главного героя | Действия главного героя мотивированы событиями реальной жизни |
Конфликт не может быть полностью разрешен | Конфликт может быть разрешен в реальности |
У. Гомер «Попутный ветер
Представители реализма в России
По мнению литературоведов, Александр Пушкин был основателем реализма в России, а первым произведением этого течения стал роман в стихах Евгений Онегин, в котором поэту удалось передать русский дух и по-новому изобразить героя. В рассказе «Станционный смотритель» впервые была затронута проблема «маленького человека», который способен формировать национальный характер. Историзм Пушкина наиболее ярко отражен в повести «Капитанская дочка». В ней автор:
- достоверно описал действительность;
- проанализировал исторические закономерности;
- показал героев как порождения своей социальной среды.
I. В своих баснях и сказках А. Крылов изображал бытовые и философские сцены. Его яркие зарисовки отражают классовые и человеческие отношения того времени и сатирический взгляд автора на них. В своей комедии «Горе уму» Александр Грибоедов выразил идеи образованного общества через описание типичных характеров и обстоятельств. Главный герой Александра Хацкого — предвестник появления в обществе лишних людей, которые не могут реализовать свои таланты в условиях николаевской России.
Достойным продолжателем Пушкина стал М. Лермонтов с его изображением Печорина в романе «Герой нашего времени». В судьбе этого персонажа автор повторяет судьбу своих современников, но, в отличие от Пушкина, делает это не через действие, а через описание внутренней борьбы героя.
Натуральная школа
В сороковые годы XIX века появился ряд писателей, для творчества которых было характерно неприятие социальной несправедливости, обличение и повышенное внимание к повседневной жизни. Представитель этой школы Н. В. Гоголь был убежден, что красоту жизни можно уловить, только отрицая уродливую действительность. Автор исследует повседневную основу жизни и на ее примере показывает выходящих из нездоровой социальной среды ущербных персонажей, твердо убежденных в своем достоинстве и правоте.
Во второй половине девятнадцатого века начался качественно новый этап в развитии реализма. Писатели не только критически анализировали действительность, но и искали пути ее улучшения. В качестве представителей этого подхода можно назвать Тургенева, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Для их работ характерны тонкие психологические размышления и широкие философские обобщения.
Начало XX века
Особенности литературы начала ХХ века хорошо видны в повестях А.И. Куприна и И.А. Бунина, которые рисуют правдивую картину России. Они затрагивают такие аспекты, как преемственность поколений и историческое наследие, тему особенностей национальной истории, описывают русский характер и сравнивают гармоничный мир природы с суровым миром общественных отношений.
В первом десятилетии 20 века необходимость отразить процессы, происходящие в России, привела к появлению особого течения — неореализма или обновленного реализма. Для него характерно стремление вернуться к народным ценностям деревни и естественному течению жизни, способному обновить жизнь.