Экспозиция — это время, место, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция находится в начале пьесы, она называется непосредственной, если в середине — отсроченной.
Что такое развязка в литературе? Определение и примеры
При изучении сюжета и других элементов истории полезно иметь хорошее представление о сюжете. Литературное определение развязки и некоторые примеры этого важного термина. Развязка — это связывание неясных концов истории, и она важна для удовлетворения читателя или зрителя. Вы увидите его в действии во всех великих литературных произведениях.
Определение развязки: последняя глава литературы
Denouement произносится как «day-noo-MAHN», это литературный термин французского происхождения. В прямом переводе это означает «отпустить», но на самом деле это означает сгладить или закончить историю после кульминации. Подумайте об этом как о последней главе книги, в которой связаны все концы.
Разрешение истории также называется заключением истории. Она обеспечивает завершение и отвечает на все оставшиеся у читателя вопросы о том, что произойдет с героями после кульминации.
Развязка против разрешения
Хотя может показаться, что резолюция — это то же самое, что и заключение, на самом деле это два разных литературных термина. А развязка — это часть истории, где персонаж решает главную проблему, часто часть кульминации. Разрешение — это то, что происходит в конце истории.
В трагедии история часто заканчивается определенным разрешением, которое называется кульминацией. Этот заключительный акт трагедий обычно связан с каким-то несчастьем и осознанием этой потери.
Что такое завязка?
Заключение относится к определенному событию, которое происходит в начале пьесы. Она придает импульс сюжету и играет важную роль в раскрытии характеров. В приключенческих романах сюжет часто представляет собой сцену, которая приводит героев к героическим поступкам; в детективных романах — это описание преступления, которое должно быть раскрыто сыщиками.
Конкретный пример — роман Дюма «Три мушкетера». Сюжет представляет собой сцену, в которой д’Артаньян встречает кардинала Ришелье по прибытии в Париж и узнает, что у него появился серьезный и могущественный враг. Эта встреча становится началом цепи событий, на которых основывается произведение автора.
Кульминация – что это такое?
Кульминация — одно из самых интересных и значительных событий книги, точка наивысшего напряжения, когда герой либо сдается, либо обретает новые силы для продолжения борьбы. Этот элемент сюжета встречается во всех литературных произведениях, от короткого рассказа до многотомного романа.
Его присутствие в сюжете считается неизбежным, поскольку в противном случае читатель может потерять интерес к написанному.
В литературных коротких формах, как правило, есть только одна кульминация. В сказке о Золушке, например, интересным моментом можно считать сцену, в которой злая мачеха узнает о путешествии падчерицы на бал. В длинных пьесах может быть как одна, так и несколько кульминаций, особенно если история проходит через несколько сюжетных линий.
Если это «Три мушкетера», то кульминацией является трагическое разрешение истории с медальоном и смерть Констанции. Однако в «Мастере и Маргарите» есть несколько кульминационных моментов, особенно путешествие Маргариты на бал и встреча Понтия Пилата с Ессуа.
Что такое развязка?
Резолюция — это событие, в котором разрешается конфликт между персонажами. В ней персонаж может достичь своей цели или прийти с пустыми руками и умереть. Иногда нет никакой развязки — это возможность для автора дать читателю повод задуматься.
Вернемся к Дюма: Концовку можно описать как сцену последней встречи д’Артаньяна с кардиналом, где Ришелье вручает отважному герою патент на звание лейтенанта мушкетеров.
Хроникальный сюжет
Его можно сравнить с концентрическим, хотя на самом деле это не противоположность, а совершенно другой принцип построения. В литературе эти сюжетные линии могут пересекаться, но обычно решающей является либо одна, либо другая.
Чередование событий в произведении, основанном на темпоральном принципе, привязано ко времени. Может отсутствовать явный сюжет, нет строгой логической связи между причиной и следствием (или, по крайней мере, эта связь не очевидна).
Это может быть серия эпизодов, которые объединяет только то, что они происходят в хронологическом порядке. Хронологический сюжет в литературе — это полотно с множеством конфликтов и множеством компонентов, в котором противоречия появляются и исчезают, одни сменяются другими.
В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, это, по сути, форма, формула. Можно выделить его компоненты. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.
Читайте также: Анализ стихотворения «Ананас в шампанском» И.В.
Конечно, не все вышеперечисленные элементы присутствуют в каждом произведении. Как правило, встречаются многие из них, такие как сюжет, конфликт, действие, кризис, кульминация и разрешение. С другой стороны, важен способ анализа пьесы.
В этом отношении экспозиция является наиболее статичной частью. Она служит для знакомства с некоторыми персонажами и обстановкой.
Сюжет описывает одно или несколько событий, которые являются поводом для основного действия. Развитие сюжета в литературе происходит через конфликт, нарастающее действие, кризис и кульминацию. Это также кульминация пьесы, которая играет существенную роль в раскрытии характеров героев и развитии конфликта. Разрешение придает завершающий штрих рассказанной истории и характерам персонажей.
В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, которая является психологической по своему воздействию на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.
Если история не соответствует шаблону, она кажется инертной, непонятной, нелогичной. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатель сопереживал и сочувствовал героям, все в нем должно быть на своем месте и развиваться по этим психологическим законам.
Что же такое сюжет
Аристотель, основатель реалистической эстетики в античности, уделил большое внимание проблеме сюжета в своей «Поэтике», определив его как «имитацию действия» и «связь событий». Аристотель настаивает на утверждении главенствующей роли действия в драме, особенно в трагедии, которая является «подражанием не человеку, а действию и жизни», целью которой является «вид действия, а не качество», и для которой «действие является основой и, так сказать, душой».
В повествовательных произведениях сюжет — это драматический аспект (который делает возможным инсценировку), который здесь сочетается с более или менее продуманным описанием, а также с высказываниями писателя эмоционального, лирического, философского или публицистического характера.
В русской литературе есть два термина: Сюжет и миф. Они означают примерно одно и то же, но есть и различия.
Если говорить кратко и просто:
- фабула — это факты вашей истории, голые и беспристрастные, выстроенные в хронологическом порядке;
- сюжет — это то, как вы эти факты рассказали (глазами какого героя показали их, какую оценку дали, может быть, даже поменяли хронологический порядок, т. е. сначала рассказали о том, что случилось, а потом показали причину произошедшего).
В романе Достоевского «Преступление и наказание», например, сюжет таков:
Бедный студент совершает убийство старого ростовщика. После этого он долго страдал и покаялся. Он исповедался, пошел на каторгу и обрел мир и счастье.
Сюжет немного сложнее:
Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старую ростовщицу как безликое зло, стоящее на пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ли у него решимости и мужества признаться самому себе, что он выше ее и имеет право уничтожить ее, чтобы добиться всего, на что способен; сможет ли он стать настоящим мужчиной, а не трепетным существом.
Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент убивает старуху — топором, грубо и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно погружается в душевное расстройство… и так далее.
Думаю, этого достаточно, чтобы увидеть разницу между рассказом и сюжетом.
Правдоподобие
Переходы между сюжетом, конфликтом и разрешением должны быть правдоподобными. Например, вы не можете отправить ленивого героя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У каждого персонажа должна быть веская причина поступить так или иначе.
Когда Иван-дурак садится на коня, его могут подгонять сильные эмоции: Любовь, страх, желание отомстить и т.д.
Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа глупец, он вполне может отправиться в лес, полный ядовитых драконов. Но если он здравомыслящий человек, он не пойдет туда без веских причин.
Бог из машины
Концовка — это результат действий персонажей и ничего больше. В старых пьесах все проблемы можно было решить, если на сцену выходило божество со струнами. С тех пор нелепую концовку, где все конфликты снимаются по мановению волшебной палочки, ангела или босса, стали называть «богом из машины». То, что устраивало древних, раздражает современных.
Читатель чувствует себя обманутым, когда героям просто везет: Например, женщина находит чемодан, полный денег, как раз в тот момент, когда ей нужно выплачивать проценты по кредиту. Читатель уважает только тех персонажей, которые это заслужили, то есть совершили что-то стоящее.
Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения
Типы рассказов включают короткие рассказы, новеллы и романы. Работы этой группы обязательно строятся вокруг конфликта, который развивается во время описания.
Затем она достигает своего апогея в интенсивности. Кульминация — это точка, в которой развязка неизбежна.
Поэтому следует выделить четыре основных элемента сюжета. Это четыре столпа, на которых держится написание такого литературного произведения.
Экспозиция — это описание времени, места и персонажей.
Обстановка — это событие, которое подчеркивает противоречие или является отправной точкой сюжета.
Кульминация — это момент критического напряжения в ситуации.
Резолюция — это событие, которое разрешает конфликт, последний штрих описания.
Достоевский как мастер детектива
Конечно, поклонники классики могут счесть подзаголовок кощунственным и сказать: «Как вы могли? Это великий и ужасный Достоевский! Почти все в нашей литературе (аналог Льва Толстого). Не беспокойтесь. Мы покоимся, так сказать, на плечах гиганта — русского философа Льва Сестова. Именно он назвал Достоевского сыщиком. И в каком-то смысле он прав. И мы поймем, почему сюжет в литературе такой, какой он есть, когда ответим на этот вопрос.
Типы и варианты схем произведения
Современные аналитики различают два основных типа сюжета: хронологический сюжет и концентрический сюжет. Они отличаются характером связей между событиями. Самый важный фактор, если можно так выразиться, — это время. Хронологическая формула отражает естественное течение времени. Концентрический тип сосредоточен не на физическом, а на ментальном уровне.
Концентрические сюжеты в литературе — это криминальные романы, триллеры, социально-психологические романы и драмы. Хроники чаще встречаются в мемуарах, сагах и приключенческих романах.