Большинство литературоведов считают, что рассказ и повесть — это разные названия одного и того же жанра (Б. В. Томашевский, Е. М. Мелетинский и др.). Некоторые ученые считают несправедливым приравнивать рассказ к новелле, поскольку новелла — это другой вид короткой прозы со своими особенностями.
Следует помнить, что не обязательно придерживаться традиционных методов написания художественного текста. Разбивка на части может быть впечатляющей. Можно создать историю почти полностью на основе описания. Но вы не сможете сделать это без действий. Герой должен хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, сделать осмысленный жест). Иначе получился бы не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе.
Еще одна важная особенность интересного жанра — содержательная концовка. Роман, например, может длиться вечно, но короткий рассказ имеет другую структуру.
Очень часто концовка бывает парадоксальной и неожиданной. Именно с этим Лев Выготский связывал возникновение катарсиса у читателя. Современные ученые (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную волну, возникающую во время чтения. Однако смысл концовки остается неизменным. Концовка может радикально изменить смысл истории; она может заставить пересмотреть содержание истории. Это следует иметь в виду.
Короткий рассказ
Когда мы говорим об объеме как о форме типологии произведений, в том числе и рассказов, мы должны понимать, что внутри так называемых «малых» произведений могут быть и более мелкие. Таким образом, рассказ может быть маленьким сам по себе; то есть то, что маленькое само по себе, может быть маленьким по сравнению с чем-то подобным — это короткий рассказ. Соответствующий размер варьируется во мнениях литературоведов, и следует также понимать, что это умозрительный термин; как правило, короткий рассказ — это произведение объемом менее восьми или десяти тысяч знаков, уже без пробелов, как измеряется сегодня текстовыми процессорами (в век компьютеров, а не пишущих машинок). Опытный писатель может осилить две страницы (пять-шесть тысяч знаков, размер шрифта двенадцать, межстрочный интервал 1,3), и это не минимум. Конкретность рассказа, сосредоточенного на событии или ситуации, будет максимальной, опуская все посторонние элементы повествования и уделяя особое внимание лирическим элементам, если таковые имеются; поэтому трудная задача — уложиться в рамки короткого рассказа и четко представить концентрированные факты, не тривиализируя и не преувеличивая их. Ярким примером этого является творчество писателя-фантаста Олдоса Хаксли, который легко писал короткие рассказы, но с трудом справлялся с (длинными) романами. Роджер Желязны часто повторял, что любая работа выигрывает от, как он выражался, «обрезки жира», хотя он также настаивал на сохранении оригинальной работы от редактирования. В любом случае, масштаб повествования — это свойство формы, критерием которой является масштаб. В этих рамках «малой формы» существует короткий рассказ или короткая форма, которая берет особенности жанра и уменьшает то, чем можно пожертвовать, когда объем произведения ограничен. Остальное — дело вкуса, поскольку интерес определяется не объемом рассказа, а его содержанием, но это уже другой вопрос.
(c) Альгимантас Саргелас
Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»
- Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
- Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
- Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
- Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
- Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
- Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему, в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
- Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.
Таким образом, на примере рассказа Антона Чехова «Хамелеон» мы рассмотрели особенности этого литературного жанра.
Определение рассказа — что это
Этот термин имеет два значения. Первый относится к повседневной жизни, к разговорному языку.
Рассказ — это краткое, связное изложение событий, пересказ истории, которая произошла с рассказчиком или с человеком, известным рассказчику, при определенных обстоятельствах.
В основном это устно рассказанная история.
Короткий рассказ в литературе — это малый жанр эпической прозы, отличающийся от романов и повестей меньшим объемом. Этот жанр близок к другим формам эпоса: очерку, рассказу и эссе. Короткая история отличается от них нейтральным способом подачи материала.
Однако это не означает, что он более скучен и примитивен, чем его «младшие» братья и сестры. Есть фантастические рассказы, приключенческие рассказы, детективные рассказы, «рассказы внутри рассказа», криминальные рассказы, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что трудно назвать общие характеристики. Тем не менее, мы постараемся это сделать.
Отличительные особенности жанра
Как уже было сказано, короткий рассказ короче романа и повести. Но даже этот критерий не всегда позволяет нам с уверенностью сказать, что перед нами именно это.
A. Например, «Гранатовый браслет» И. Куприна настолько насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме настоящей любви, что приближается к жанру романа, в то время как многие «романы» начинающих романистов настолько упрощены, что их можно сравнить скорее с короткими эссе.
Недаром Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство короткого рассказа. Глубокое и ровное дыхание, необходимое для написания романа, развивается благодаря ежедневной, интенсивной практике рассказывания всевозможных историй.
Антон Чехов называл краткость сестрой таланта и личным примером показывал, какие великие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное литературное произведение.
Вот еще несколько признаков того, что мы имеем дело с короткой историей:
- привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии;
- наличие одной чётко выделенной сюжетной линии;
- ограниченное число персонажей (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
- присутствие завязки, основной части, развязки;
- разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования.
Для примера проанализируем подборку произведений русских и зарубежных писателей.
Рассказы зарубежных писателей
Невозможно перечислить всех авторов интересующего нас жанра: для этого пришлось бы назвать подавляющее большинство писателей от древности до наших дней.
Чосер, Боккаччо, Бальзак, Моэм, Ги де Мопассан, Генри, Брэдбери и Акутагава считаются величайшими писателями в этой области.
Давайте проанализируем рассказ О. Генри «Дары волхвов».
- Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
- Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
- В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
- Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
- С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов. Джим признаётся, что продал часы ради покупки гребней. А мы, читатели, любуемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь – это радостная жертва, делающая нас лучше.
Особенности построения сюжета и композиции в рассказе
История основана на простом сюжете. Произведение этого жанра описывает событие из жизни одного или двух персонажей.
Традиционно сюжет рассказа включает в себя следующее:
- Экспозиция (есть не всегда) – вступительная часть произведения, содержащая сведения о месте и времени действия, героях и т.д.
- Завязка – основное действие, которое постепенно нарастает и развёртывается в направлении кульминации.
- Кульминация – главное звено сюжета, самый напряжённый момент в развитии действия.
- Развязка – результат решительного поступка героя.
Часто композиция повествования включает части текста, не имеющие отношения к сюжету: Описания портретов и пейзажей, отступления автора. В рассказе И.С. Тургенева «Муму», например, автор рассказывает о жизни Герасима в деревне, о его работе бригадиром.
И. Иван Тургенев «Муму», иллюстрация
И композиция, и сюжет подчинены авторскому замыслу и имеют только одну цель: изобразить жизнь человека, его переживания и размышления. В то же время автор не останавливается на деталях.
Кроме того, в рассказах присутствуют мотивы — важные элементы литературного текста, которые сопровождают раскрытие темы или идеи. Например, во многих рассказах Чехова присутствует мотив ностальгии.
Рассказы можно сгруппировать по циклам (И.С. Тургенев «Записки охотника», И. Бабель «Одесские рассказы», Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» и т.д.).
Художественные приемы в рассказе
Особую роль в сюжете играют художественные детали, без которых невозможно лучше передать особенности человека и его окружения. Эта техника характеризуется смысловой и эмоциональной силой, а также визуальной силой.
Например, в рассказе Чехова «Душечка». В рассказе Чехова «Душечка» автор описывает жизнь главной героини Оленьки Племянниковой следующими словами:
«Ветеринар ушел с полком, ушел навсегда, потому что полк увезли далеко, почти в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь она была совсем одна. Ее отец давно умер, а его кресло стояло на чердаке, пыльное и без ножки.
А. П. Чехов «Душечка», обложка
В этих строках автор использует художественную деталь, чтобы подчеркнуть абсолютное одиночество главного героя.
Ученые также подчеркивают роль заглавия как художественной детали.
Другой особенностью рассказа является то, что автор часто «передает перо» главному герою, и он сам начинает рассказывать свою историю. В рассказе Лескова «Зверь», например, повествование ведется от первого лица. Он вспоминает историю из своего детства, которая произошла на большое Рождество.
Во второй половине девятнадцатого и начале двадцатого веков рассказчики обратились к художественному методу потока сознания. Его суть заключалась в том, чтобы передать психическую жизнь персонажа через переживания, ассоциации, воспоминания и т.д.
V. Гаршин использует этот прием в рассказе «Четыре дня», И. А. Бунин — в рассказе «Антоновские яблоки». В европейской литературе Кафка, Камю, Мориак, Моравиа и другие прибегали к «потоку сознания» и усилению элементов психоанализа в своих рассказах.
В начале двадцатого века. В России пишут сатирические рассказы (Ф. Искандер «13-й подвиг Геракла», М.А. Булгаков «Энцефалит», М.М. Зощенко «Человек — нытик» и др.) В этих произведениях авторы используют аллегорию, преувеличение, иносказание.
Деление внутри рассказа как жанра
- автобиографическими;
- психологическими;
- бытовыми;
- философскими;
- научно-фантастическими;
- юмористическими;
- сатирическими;
- историческими;
- детективными.
Каждый читатель может выбрать рассказ по своему вкусу, ведь темы произведений этого жанра различны.
Основной жанр повествовательной короткой прозы популярен не только среди взрослых, но и среди детей. Y. Драгунского появляются на страницах учебников уже в начальной школе. Дети с удовольствием читают приключения и истории из жизни своих сверстников.
Основные жанры рассказа
Разнообразие жанров рассказов сегодня огромно. Исходя из тем, рассказы можно условно разделить на следующие основные категории
Любовные истории. Любовь — неотъемлемая часть жизни. Любовные истории обычно привлекают читателей, потому что они взывают к чувствам и страстям. Сюжеты любовных историй обычно похожи.
Мужчина встречает женщину. Он находит ее прекрасной и очаровательной, но, несмотря на притяжение, путь к настоящей любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят их родители или общество. Возникают конфликты. В конце концов препятствия преодолеваются, и влюбленные обретают счастье. Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного.
Когда злодей или соперник наконец-то наказан, а герой женится на любимой женщине, это, по сути, комедия. Когда герой терпит поражение в жестоком противостоянии, мы читаем трагедию. С небольшими вариациями в деталях, именах и обстановке, почти все любовные истории следуют этой схеме.
В рассказе Бунина «Кавказ» счастье влюбленных противопоставлено трагедии преданного мужа. В глазах жены он предстает как проблемный и жестокий человек. Но на самом деле он уязвим и, не выдержав предательства жены, в финале совершает самоубийство.
- Приключенческие. В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.
Рассказы Киплинга, включая, например, знаменитую «Книгу джунглей», — это настоящие приключенческие истории. Действие их происходит в индийских джунглях, а главным героем является мальчик Маугли, который растет вместе с волками.
- Детективные. В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки.
Среди известных авторов детективных историй — Конан Дойл, Жорж Сименон и Агата Кристи. Героям этих историй, подобно Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.
- Психологические. Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.
Куприн — один из мастеров психологического анализа. История «Начальника штаба Рыбникова» основана на психологической борьбе двух персонажей: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Шавинского.
- Научно-фантастические. В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески.
Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова и братьев Стругацких являются прекрасными примерами этого жанра. Под видом вымышленных случаев писатели часто говорят о реальных проблемах, которые их волнуют.
Например, в известной повести Стругацких «Шесть спичек» главный герой приобретает сверхспособности, такие как телекинез, благодаря нейтринному излучению мозга. В результате герой попадает в больницу с сильным нервным истощением. Эта история отражает беспокойство по поводу экспериментов с радиацией в то время.
Авторы зарубежных рассказов
Невозможно перечислить всех авторов интересующего нас жанра: для этого пришлось бы назвать подавляющее большинство писателей от древности до наших дней.
Чосер, Боккаччо, Бальзак, Моэм, Ги де Мопассан, Генри, Брэдбери и Акутагава считаются величайшими писателями в этой области.
Давайте проанализируем рассказ О. Генри «Дары волхвов».
О. Генри Дары Волхвов анализ
- Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
- Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
- В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
- Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
- С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов.
Джим признается, что продал свои часы, чтобы купить расчески. А мы, читатели, восхищаемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь — это радостная жертва, которая делает нас лучше.
Рассказ и новелла
Близким к жанру рассказа является жанр новеллы. «Новелла» в переводе с итальянского означает «новелла».
Новелла несколько отличается тем, что для нее характерен стремительный и захватывающий сюжет, который резко обрывается. Французский писатель Анри Рене-Гюи-Альбер де Мопассан был великим мастером короткого рассказа.
Отношения между терминами «рассказ» и «роман» не были четко прояснены в русском и, ранее, советском литературоведении. Большинство языков вообще не знают разницы между этими терминами. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «роман».
Другой представитель формалистской школы, Б. М. Эйхенбаум, предложил различать эти понятия на том основании, что рассказ — повествовательный, а новелла — более психологический и рефлексивный и ближе к бессюжетному эссе.
Взяв за пример работы О. Эйхенбаума, он разработал следующие характеристики короткого рассказа в его самой чистой, «непорочной» форме: Краткость, острый сюжет, нейтральное повествование, отсутствие психологизма, неожиданная концовка.
Короткий рассказ, как его понимает Эйхенбаум, отличается от романа не объемом, а структурой: персонажи или события наделяются полноценными психологическими свойствами, на первый план выходит визуальная и вербальная структура.
Различие между рассказом и романом нашло некоторую, хотя и не всеобщую, поддержку в советской литературной критике.
Презентация. Что такое рассказ?
В настоящее время 54 338 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег участвовали в курсах «Инфорурок»).
В настоящее время 54 338 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курс переподготовки
Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель родного языка (русский) и литературы на родном языке
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег участвовали в курсах «Инфорурок»).
В настоящее время 54 338 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Жанры рассказа
Разнообразие жанров рассказов сегодня огромно. Исходя из тем, рассказы можно условно разделить на следующие основные категории
Любовные рассказы
Любовь — неотъемлемая часть жизни. Любовные истории обычно привлекают читателей, потому что они взывают к чувствам и страстям. Сюжеты любовных историй обычно похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее прекрасной и очаровательной, но, несмотря на притяжение, путь к настоящей любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят их родители или общество. Возникают конфликты. В конце концов препятствия преодолеваются, и влюбленные обретают счастье.
Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Когда злодей или соперник наконец-то наказан, а герой женится на любимой женщине, это, по сути, комедия. Когда герой терпит поражение в жестоком противостоянии, мы читаем трагедию. С небольшими вариациями в деталях, именах и обстановке, почти все любовные истории следуют этой схеме.
В рассказе Бунина «Кавказ» счастье влюбленных противопоставлено трагедии преданного мужа. В глазах жены он предстает как проблемный и жестокий человек. Но на самом деле он уязвим и, не выдержав предательства жены, в финале совершает самоубийство.
Приключенческие рассказы
Эти типы историй вращаются вокруг героических поступков и опасных приключений. Авторы ведут читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные странными птицами и животными, в недоступные горы и на дно моря в поисках сокровищ и захватывающих открытий.
Рассказы Киплинга, включая, например, знаменитую «Книгу джунглей», — это настоящие приключенческие истории. Действие их происходит в индийских джунглях, а главным героем является мальчик Маугли, который растет вместе с волками.
Детективные рассказы
Эти истории о преступлении и его расследовании. Преступникам удается скрыться от полиции, но в конце концов правосудие восторжествует. Интерес читателя заключается в разгадке тайны. Сюжет постоянно подпитывается предвкушением разгадки. Среди самых известных авторов детективных историй — Конан Дойл, Жорж Сименон и Агата Кристи. Героям этих историй, подобно Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых отъявленных преступников.
Психологические рассказы
Они показывают, как ведет себя обычный человек в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях. Психологические истории в основном рассказывают о мотивации героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологическая история основана на внутренних переживаниях главного героя.
Куприн — один из мастеров психологического анализа. История «Начальника штаба Рыбникова» основана на психологической борьбе двух персонажей: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Шавинского.
Научно-фантастические рассказы
Эти истории ссылаются на научные факты, но представлены как вымысел. Тематика рассказов состоит из различных научных явлений, но скучный материал трактуется творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова и братьев Стругацких являются прекрасными примерами этого жанра. Под видом вымышленных гипотез писатели часто говорят о реальных проблемах, которые их волнуют.
Например, в известной повести Стругацких «Шесть спичек» главный герой приобретает сверхспособности, такие как телекинез, благодаря нейтринному излучению мозга. В результате герой попадает в больницу с сильным нервным истощением. Эта история отражает беспокойство по поводу экспериментов с радиацией в то время.
Роль мотивов в рассказе
Следует подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, которая работает на смысл. Например, пистолет, описанный в начале пьесы, обязательно должен выстрелить в финале. Не следует включать мотивы, которые отвлекают от сюжета. Вы также можете поискать изображения, которые обрисовывают ситуацию, но не описывают ее слишком подробно.
Обратите внимание, что не обязательно следовать традиционным методам создания художественного текста. Разбивка на части может быть впечатляющей. История может быть построена почти полностью на основе описания. Но это невозможно сделать без действий. Герой должен хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, сделать осмысленный жест). Иначе получился бы не рассказ, а скорее миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одна важная особенность интересного жанра — содержательная концовка. Роман, например, может длиться вечно, но короткий рассказ имеет другую структуру.
Очень часто концовка бывает парадоксальной и неожиданной. Именно с этим Лев Выготский связывал возникновение катарсиса у читателя. Современные ученые (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную волну, возникающую во время чтения. Однако смысл концовки остается неизменным. Концовка может радикально изменить смысл истории; она может заставить пересмотреть содержание истории. Это следует иметь в виду.
Место рассказа в мировой литературе
Короткий рассказ — эпический жанр, занимающий важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к ней как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ — основной и любимый жанр Чехова. Многие короткие рассказы стали классикой и стоят в сокровищнице литературы наравне с великими эпическими произведениями (романами и повестями). К ним относятся, например, рассказы Толстого «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича», Тургенева «Записки охотника», Чехова «Дусечка» и «Человек в футляре», рассказы Горького «Старый Изергиль», «Челкаш» и др.
Жанр, который нас интересует, позволяет нам осветить тот или иной типичный случай, тот или иной аспект нашей жизни. Это позволяет нам представить их таким образом, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. Например, когда Чехов описывает письмо Вани Жукова «дедушке в деревню», полное детского отчаяния, он настаивает на содержании этого письма. Она не достигает цели и поэтому становится особенно обвинительной. В рассказе М. Горького «Рождение человека» эпизод с рождением ребенка, происходящий на улице, помогает автору раскрыть главную мысль — утверждение ценности жизни.
Об искусстве написания рассказа
Краткость — сестра таланта (Антон Чехов)
Писать долго — не сложно. Чтобы написать коротко — требуются чрезвычайные усилия. В коротком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, это как общий срез со слоя вашего мастерства речи, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести свою мысль, структурированную, логичную и … интересным не только для вас одного. Даже если вы твердо решили стать романистом, важно попробовать свои силы в жанре короткого рассказа. Короткая форма коварна, капризна и требует полной отдачи от автора. Не секрет, что многие известные писатели открыто признаются, что для написания хорошего, законченного рассказа порой требуется больше усилий, чем для работы над длинной книгой.
«Конечно, вы не потратите много времени на рассказ, но помните: он должен быть настолько продуманным, законченным и оригинальным по своей сути, чтобы его можно было сравнить с миниатюрной фарфоровой статуэткой, не с резным куском дерева, как это ни смешно, а с необработанным куском дерева».
(Неизвестный автор).
Существуют определенные неписаные законы, которые должен соблюдать каждый писатель, начинающий писать рассказ. Я ограничусь лишь некоторыми, самыми важными, поскольку каждый жанр имеет свои особенности, и в данном случае нет смысла перечислять все нюансы. Давайте рассмотрим наиболее важные моменты, о которых следует помнить:
Самое главное в истории — это сюжет или последовательность интересных событий. Примером истории в чистом виде является шутка. Это не шутка, а шутка — это «короткая поучительная история, которая не занимает много времени».
Писатель должен начинать свое произведение с рассказа и заканчивать его рассказом. Именно сюжет определяет поворотные моменты, ставит препятствия на пути ГМ, определяет поворотные моменты в его поведении и сознании. Именно сюжет держит читателя вовлеченным и является катализатором всех событий.
Еще одной важной деталью является так называемый «твист». История интересна, когда она не просто цепь событий, а когда она претерпевает изменения. Читатель ожидает, что ему расскажут о чуде или, по крайней мере, о чем-то необычном. Вот почему хорошие писатели рассказывают о том, как меняется душа человека, как он превращается из злодея в праведника, как резко меняется его поведение или как его душа получает переворот. Писатель — это, прежде всего, человек, который ищет истории. Элементы чудесного преображения происходят из сюжетов.
Сюжет и саспенс
Это редкий навык — уметь писать истории без сюжета а-ля поток сознания. И писать их плохо — популярная ошибка. Если вы не хотите попасть в ту же ловушку, с которой уже хорошо знакомы многие писатели, вам следует начать практическую работу над рассказом с разработки подробного сюжета. Определите основные этапы в развитии событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте замечательную развязку.
Однако все вышеперечисленные элементы — это только половина успеха. Истинное искусство писателя, работающего над сюжетом, заключается в умении создать напряжение. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать от предвкушения и нетерпения развязки, любая история будет казаться безвкусным и безвкусным куриным супом без единого следа курицы. Неудовлетворенный» читатель с большей вероятностью будет считать страницы до конца или даже бросит неинтересное чтение.