Что такое монолог. Монолог в литературе это.

Диалог в литературном произведении подразумевает спор или дебаты; собеседники могут дополнять наблюдения друг друга или высказывать совершенно противоположные мнения и идеи, пытаясь найти истину.

Что такое монолог

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый студент знает, что такое монолог.

Но когда появился этот термин и почему он использовался в разные эпохи, не лишним будет прочитать еще раз.

Оратор

Многогранность и универсальность монолога позволили ему проникнуть во все языковые стили, формы и типы.

Монолог — это.

Учебник русского языка сообщает нам, что монолог — это речь одного человека.

Обычно его противопоставляют диалогу (как это возможно?), который, в отличие от монолога, является полноценным процессом коммуникации.

Монолог — это.

Задача монолога — выразить собственные размышления, сформулировать внутренние вопросы, не всегда требующие ответа, поразмышлять с самим собой над той или иной проблемой.

Оказывается, монолог — это не только форма устного изложения, но и один из древнейших литературных приемов. Герой рассказывает о ком-то или о чем-то (обычно о себе) и в то же время дает возможность зрителю или слушателю понаблюдать за собой, своим характером и образом мыслей.

Монолог содержит намеки, объясняющие зрителю то, что нельзя сказать в присутствии других персонажей, своего рода обращение к высшему духу через сознание других персонажей.

Можно рассмотреть характерные особенности монолога:

  1. Нацеленность на предполагаемого собеседника. Даже если текст адресован «всем и никому», герой хотя бы приблизительно представляет себе того, кому он больше всего хочет сообщить данную информацию.
  2. Сходство с манифестом (это что?). Внутренняя манифестация – следствие рассуждений героя над основными проблемами бытия. Проговаривая своё отношение к ним, герой выделает главное для себя, рассуждает о том, что для него ценно (Монолог «Сатина» «Человек! Это звучит гордо…» в пьесе М.Горького «На дне»).
  3. Наличие таких стилистических приёмов, как обилие обращений, глаголов 2-го лица, местоимений, разговорных, а иногда просторечных слов и выражений.

Историческое развитие монолога

В классической греческой трагедии монологи служили для того, чтобы рассказать зрителям историю событий, которым была посвящена пьеса.

Монолог произносил актер, обращаясь к хору. Хор будет повторять ключевые моменты речи, чтобы привлечь к ним внимание аудитории. Иногда монолог произносился как молитва к тому или иному божеству или как обращение к современникам.

Монолог уходит своими корнями в глубины драматического искусства и стал мощным средством самовыражения на сцене.

Герой европейской драмы, имевшей двойное дно сюжета, использовал монолог, чтобы донести до зрителей свои тайные мысли, интриги и амурные мечты.

В комедии монолог часто показывает глупость, наивность персонажа или, наоборот, раскрывает глубину его коварных планов. C. Марло, Ж.Б. Мольер, К. Гоцци использовали монолог не только как характерный прием, но и как элемент формирования сюжета.

К началу девятнадцатого века драматическое искусство уступило свою популярность лирической поэзии (что это такое?).

Интимный мир личного опыта, выраженный поэтическим языком, нашел свое идеальное выражение в форме монолога.

Из поэзии монолог перешел в прозу. Если стихотворение в этой форме могло быть адресовано одному или нескольким адресатам, то монолог в рассказе, романе или повести стал локальным элементом, описывающим внутренний мир героя, и одной из черт его портрета.

Термин «внутренний монолог», похоже, подразумевает вид самовыражения, при котором мысли не произносятся вслух, а выражаются «в тишине».

В постмодернистской культуре монолог стал самоочевидной формой лирического, эпического и драматического высказывания, произносимого без ожидания немедленного словесного ответа.

Это означает, что когда вы слышите песню барда под названием «Монолог современного дня» или читаете в интернете стихотворение под названием «Монолог мерседеса шестого века», не обязательно отвечать авторам словами. Достаточно выслушать автора и понять его центральную идею, его эмоциональный посыл.

Внутренний монолог — это формулировка мыслительного процесса главного героя, отражение его мыслей. Это та же часть речи героя, что и в обычном монологе, но произносится она не вслух, а в прозе. Внутренний монолог сохраняет почти все особенности произнесенного вслух монолога и лишь добавляет междометия, вопросительные конструкции и путаницу в изложении событий в структуре речи. Внутренний монолог строится аналогично рефлексии: герой пытается понять идею, собирает аргументы, чтобы доказать ее правильность или неправильность, выражает сомнения и противоречит сам себе. Роль внутреннего монолога очевидна — он раскрывает характер главного героя, когда он пытается понять себя и окружающий мир в процессе размышлений. Внутренние монологи могут быть довольно короткими. Короткое высказывание самому себе, которое является размышлением, — это внутренний диалог: «Внутренние монологи характерны для психологических триллеров, детективных историй, любовных романов и других произведений, в которых присутствует сильная степень психологизма».

Шекспир в переводе Бориса Пастернака. Солилоквиты Гамлета («Быть или не быть…»).

Быть или не быть — вот в чем вопрос. Быть или не быть, стоит ли смириться с ударами судьбы, или нужно сопротивляться и пройти с ними все море страданий в смертельной схватке? Умереть. Быть забытым. И знайте, что это разрывает цепь страданий и тысячи трудов, присущих телу. Разве это не является желаемой целью? Умереть. Спать. Спать… и мечтать? Это и есть ответ. Что снится в этом смертном сне, когда снимается завеса земных чувств? Это и есть ответ. Именно это откладывает наши страдания на долгие годы. Кто мог вынести унижение времени, ложь угнетателей и вельмож? Высокомерие, недостойность, быстрое осуждение и, прежде всего, насмешка недостойных над достойными, когда так легко отсечь все конечности одним ударом кинжала! Кто когда-либо унизился бы под бременем жизни, если бы неизвестность после смерти, страх перед землей, из которой никто никогда не возвращался, не был готов лучше переносить известное зло, чем бежать в неизвестность! Так мышление делает из всех нас трусов, и наша решимость увядает, как цветок, в тщетности умственного застоя; так прекрасно задуманные планы, обещающие успех вначале, теряются из-за долгих проволочек. Но хватит об этом! Офелия. О радость! Не забывай моих грехов в молитвах твоих, Нимфа.

Монологи в русской классической литературе

«Горе от ума» из монолога А.С. Чацкого «А судьи кто?».

Кто судьи? — Для своего возраста их враждебность к свободной жизни непримирима, свои суждения они черпают из забытых газет времен Очакова и завоевания Крыма; всегда готовые к прыжку, они все поют одну и ту же песню, сами того не замечая: Что старше, то хуже. Где, показывает нам, отцы отечества, с которых мы должны брать пример? Не богаты ли они грабежом? У друзей, родственников и знакомых они нашли убежище от кризисов и роскошно обставленные комнаты, где они предаются праздности и экстравагантности и где ни один иностранный гость не воскрешает самые постыдные черты прошлой жизни. А кто в Москве не затыкал рот за обедом, ужином и танцами? Разве не он был тем, перед кем мои дети, начиная с пеленок, должны были кланяться по какой-то непонятной причине? Этот доин благородных плутов, окруженный сонмом слуг, которые часто спасали его честь и жизнь в часы вина и битвы: за них он променял трех собак. Или вон тот, который ради своего хобби загнал множество грузовиков с матерями и отцами своих отчужденных детей на крепостной балет! Он погрузил свой разум в Зефиры и Амуры, он заставил всю Москву восхищаться их красотой! Но должники не согласились, чтобы их пощадили: Амуры и Зефиры были проданы один за другим. Это те, кто дожил до седых волос! Именно их мы должны уважать в пустыне! Они — наши строгие ценители и судьи! Теперь, если найдется один из нас, молодых людей, враг исследований, не претендующий ни на звание, ни на должность, устремивший свой ум к науке, жаждущий знаний, или сам Бог подвигнет его душу к высоким и прекрасным искусствам, они скажут: «Грабеж! Огонь!» Они приветствуют его как опасного мечтателя. — Форма! Только форма! В их прежней жизни она когда-то, Вышитая и прекрасная, Покрывала их слабость, их бедность духа; И следовала за ними по их счастливому пути! И в женах, и в дочерях — та же страсть к мундиру! Давно ли я сам лишился его нежности? Сейчас я не могу впасть в это ребячество, но кто бы не следовал им всем? Когда часть стражи, часть придворных приходила сюда ненадолго, женщины кричали ура! И бросают шляпы в воздух!

M. Лермонтов «Герой нашего времени». Монолог Печерина.

«- Да, такова была моя судьба с детства. Все читали на моем лице признаки плохих чувств, которых не было — но они приняли их — и они родились. Я был скромным — меня обвиняли в хитрости: Я стал скрытным. Я глубоко переживал чувства добра и зла; никто не ласкал меня, все оскорбляли: я обижался; я был угрюм — другие дети веселы и разговорчивы; я чувствовал себя выше их — они ставили меня ниже. Я ревновал. Я был готов любить весь мир — никто меня не понимал: и я научился ненавидеть. Я провел свою бесцветную юность в борьбе с собой и светом; я похоронил свои лучшие чувства в глубине сердца, боясь насмешек: там они и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я стал обманывать; я хорошо познакомился со светом и источниками общения, я стал знатоком науки жизни и видел, как другие счастливы без искусства и получают в дар те блага, которые я так неустанно искал. И тогда в моей груди родилось отчаяние, не то отчаяние, которое лечится дулом пистолета, а холодное, бессильное отчаяние, завуалированное добротой и благожелательной улыбкой. Я стал нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, засохла, испарилась, умерла, я отрезал ее и выбросил, — в то время как другая половина двигалась и жила на службе у всех, и никто не замечал ее, ибо никто не знал о существовании ее утраченной половины; но теперь вы пробудили ее память, и я прочту вам ее эпитафию. Многие люди находят все эпитафии забавными, но я не нахожу, особенно когда думаю о том, что скрывается под ними. Однако я не прошу вас разделять мое мнение: Если мой трюк покажется вам смешным, пожалуйста, смейтесь: Предупреждаю вас, что это нисколько не разозлит меня.

Критерии оценивания и виды

Монологическая речь требует умения связно излагать мысли и при этом удерживать интерес аудитории. Использование лингвистических средств и приемов зависит от характера высказывания:

  • описание — определение качеств и свойств предмета, точная передача его признаков, перечисление частей, компонентов и т. д. ;
  • рассуждение (приведение доводов, обоснование представленных фактов, что позволяет разделить со слушателями позиции относительно предмета обсуждения);
  • повествование (представление предмета не только посредством его качественного описания, но и рассказ о последовательно происходящих событиях, изменениях, действиях, которые относятся к теме разговора).

Также имеется еще одна таблица классификации. Существует также другая таблица, которая различает монолог в форме речи к аудитории и разговор с самим собой. Речь может быть личной, т.е. адресованной конкретному человеку, или обращенной к большой аудитории. Саморазговор является отражением собственного психоэмоционального состояния и используется как инструмент автоматического обучения.

Критериями оценки выступления являются последовательность, связность и связность речи. Кроме того, ораторы демонстрируют умение устанавливать связи между мыслями и аргументами, подкреплять их примерами или опровергать фактами. Все выступления должны начинаться с вступления и логически подводить к заключению. В противном случае трудно судить о полезности и качестве речи.

Самые известные монологи в мировой литературе

Антон Чехов прекрасно владел искусством монолога в своих произведениях. В «Чайке» героиня Маша произносит трогательный монолог, текст которого посвящен ее будущему мужу. Конфликт заключается в том, что он любит ее, а она не любит его. Другой герой пьесы, Константин, говорит вслух о том, как развивались его отношения с матерью. Этот монолог грустный и нежный.

Уильям Шекспир также часто использовал монологи в своих пьесах. В «Буре» герой Тринкуло, обладающий большим чувством юмора, произносит страстную речь. Он пытается защитить себя от бури и вставляет в свою речь столько пикантных подробностей и забавных оборотов речи, что читатель ясно чувствует его отвращение к реальности.

Лермонтов, Островский, Достоевский, Толстой и Набоков включили монологи в свои произведения. Очень часто монологи главных героев отражают личное отношение автора, поэтому они так ценны в пьесах.

Стилистические приемы

Автор всегда стремится органично и оправданно ввести монолог, рассмотрение которого очень важно для понимания сути пьесы. Он не будет провозглашать какие-то ценности или идеи из ниоткуда. Поэтому подход к построению монолога достаточно серьезный. Существуют определенные литературные приемы, список которых знаком даже неопытным писателям:

  • Наличие местоимений, обращений и глаголов 2-го лица. Герои часто мысленно обращаются к своему воображаемому собеседнику, иногда просто на «ты», иногда даже по имени.
  • В зависимости от цели монолога выделяются его речевые типы. Это может быть рассказ о каком-либо событии, исповедь, рассуждение, самохарактеристика и так далее.
  • Авторы часто используют разговорный стиль, применяют экспрессивно окрашенную лексику, иногда даже ведут внутренний диалог с предполагаемым собеседником.

Монолог в литературе это

Как написать диалог и монолог? Выпуск 6.

Термин «монолог» состоит из греческого слова monos — один и греческого слова logos — говорить. Как следует из греческого происхождения, монолог — это речь, произносимая персонажем. Более конкретно, монолог — это речь, произносимая персонажем, чтобы выразить свои мысли и идеи другим персонажам или зрителям. Хотя термин «монолог» обычно ассоциируется с пьесами, важно отметить, что монологи являются распространенным приемом как в драматических средствах массовой информации, таких как пьесы и фильмы, так и в недраматических средствах массовой информации, таких как поэзия.

Монологи играют очень важную роль в драматических сценах. Монологи помогают зрителям понять внутреннюю жизнь персонажа и постичь его мотивы, которые в противном случае остались бы скрытыми. По сути, они дают нам возможность проникнуть в психику персонажей. Монологи остаются основным источником, с помощью которого писатели выражают свои мысли и чувства.

Монолог против Солилоки

Монолог и солилокви — две схожие техники, поскольку обе подразумевают длинную речь, произносимую персонажем. Однако между монологом и солилоквием есть четкое различие; в монологе не участвуют другие персонажи или аудитория, как в монологе. То есть, в монологе персонаж говорит свои мысли сам с собой; другие персонажи не участвуют.

Существует два типа монолога: внутренний монолог и драматический монолог. В драматическом монологе персонаж выражает свои мысли и чувства другому персонажу.

Во внутреннем монологе персонаж выражает свои мысли и чувства перед аудиторией. Когда эта техника появляется в романах, ее часто называют потоком сознания. Существуют различные категории внутреннего монолога: прямой внутренний монолог и косвенный внутренний монолог. В прямом внутреннем монологе автор раскрывает персонажа напрямую и не показывает своего присутствия. В косвенном внутреннем монологе автор выступает в роли гида или комментатора.

Примеры монологов в литературе

Следующую речь Порции в шекспировском «Венецианском купце» можно считать примером драматического монолога.

«Качество милосердия не растягивается.

Капает, как ласковый дождь с небес

Вместо следующего. Это вдвойне благословенно:

Она благословляет того, кто дает, и того, кто получает.

«Она — могущественнейшая из могущественных. Она становится.

Монарх с короной лучше, чем его корона.

Речь Марка Антония перед римлянами в пьесе Шекспира «Юлий Цезарь» — это знаменитый литературный монолог.

«Друзья, римляне, соотечественники, услышьте меня,

Я пришел похоронить Цезаря, а не восхвалять его.

Зло, которое творят люди, живет после них,

Добро часто находится в их костях.

Да будет так с Цезарем. Благородный Брут.

Вы сказали, что Цезарь был амбициозен.

Если бы он так поступил, это было бы серьезной ошибкой,

И ответил Цезарь, полный печали.

Зло, которое творят люди, живет после них,

Добро часто находится в их костях.

Да будет так с Цезарем. Благородный Брут.

Вы сказали, что Цезарь был амбициозен.

Если бы он так поступил, это было бы серьезной ошибкой,

И с сожалением Цезарь сказал.

Следующий отрывок из поэмы Т.С. Элиота «Песнь любви» Дж. Альфреда Пруфрока является примером драматического монолога, поскольку рассказчик обращается к кому-то, кроме читателя.

«Пойдем, ты и я, когда вечер растянется по небу, как отчужденный пациент на столе, пойдем по полупустым улицам, журчащим жилищам беспокойных ночей в дешевых отелях на одну ночь и опилкам ресторанов из устричных раковин: дорожкам, которые следуют, как утомительный спор, с коварным намерением подвести тебя к неотразимому вопросу.

«Идиот»

Анастасия Филипповна — одна из самых известных героинь русской литературы. Монолог, который она произносит при последней встрече с Меншиковым, всегда популярен среди театральных абитуриентов. Речь Настасьи Филипповны полна боли и отчаяния. Главный герой делает ей предложение руки и сердца. Она отвергает его. Слова Настасьи Филипповны обращены к князю. В то же время эту речь можно охарактеризовать как одиночный монолог. Настасья Филипповна решила ехать с Рогожиным. Она понимает, что погибла, и произносит свою прощальную речь.

Достоевский — мастер создания ярких монологов и диалогов. В его книгах главные и второстепенные герои произносят неподражаемые, чрезвычайно глубокие речи. Примером тому служит монолог чиновника Мармеладова — жалкого, несчастного, скромного человека. Со слов персонажа, обращающегося к Раскольникову, говорит безмерная боль, презрение к себе и странное желание унизить вас. Ключевыми словами в монологе Мармеладова являются: «Бедность — не порок, бедность — порок».

Следует отметить, что отрывок из «Преступления и наказания», описывающий встречу главного героя с отцом Сони, также можно назвать диалогом. Раскольников беседует с Мармеладовым и узнает подробности его жизни. Но именно пьяный чиновник произносит речь, которая раскрывает не только его личную трагедию, но и трагедию всего общественного класса в Петербурге XIX века.

Монолог Мастера

Самые яркие и интересные диалоги в романе Булгакова — это диалоги о помощнике Воланда. Самый проникновенный монолог произносит главный герой — Мастер. Он встречает в больнице бывшего поэта Бездомного и рассказывает ему о своей прежней жизни. Диалог постепенно превращается в монолог об одиночестве. Или это авторская речь, то есть обращение самого Булгакова к читателю через своего героя? Автор «Мастера и Маргариты» — один из самых противоречивых писателей 20-го века. На протяжении десятилетий ученые анализировали созданные им монологи, диалоги и описания.

В одной из сцен происходит интересный диалог между Родионом Романовичем и судебным приставом следственного производства. Раскольников трижды беседует с Порфирием Петровичем. Последняя встреча проходит в квартире студента. В этой сцене следователь демонстрирует тонкие психологические навыки. Он знает, кто совершил убийство. Но у него нет доказательств.

Порфирий Петрович оказывает психологическое давление на Раскольникова, чтобы тот признался. Этот диалог играет важную роль в сюжете. Однако ключевым предложением в романе Достоевского являются слова Раскольникова в разговоре с Соней Мармеладовой. То есть: «Я — существо или у меня есть право?».

Монолог в литературе — это пространная речь одного персонажа, обычно не второстепенного, хотя бывают и исключения: У Гоголя Осип, слуга Хлестакова, говорит один (по сути, со зрителями) о жизни в Петербурге и о своем барине. Такие монологи в основном используются в драматургии и со временем все чаще заменяются диалогами. Классицисты не задумывались о правдоподобности монологов; многоголосые, трагические персонажи заявляли о себе как о высоком и необычном и способствовали торжественности речи. В монологах А.С. Грибоедова для Фамусова и Чацкого уже есть реалистические мотивы: первый чувствует себя вправе поучать молодых; второй, после долгого отсутствия в Москве, еще не наговорился в своем кругу, он «не в своей стихии». Его беспокоит холодность любимой Софьи и ее тайна, его провоцирует на конфликт все более чуждое окружение; Репетилов со своим длинным монологом — всего лишь поклонник, «болтун», который по-своему гораздо более насмешлив, чем «грозный» Чацкий. Различают изолированные и адресованные монологи. Одиночные монологи не обязательно произносятся в полном одиночестве (монолог Осипа — очевидный условный прием); возможна и психологическая изоляция: Чацкий и Репетилов говорят, не осознавая, что их больше не слышат (в зависимости от личностей персонажей, в первом случае это драматично, во втором — комично). «Обращенные монологи, как и реплики диалога, относятся к сфере межличностного общения и определенным образом воздействуют на адресата. Однако они не требуют немедленной реакции получателя, а даже исключают ее. Это является следствием давней традиции широкого устного общения и влияния на других людей, существовавшей до распространения технических средств массовой коммуникации. Действительно, тогда люди часто говорили больше и длиннее, чем сейчас, а собеседники и зрители могли терпеливо слушать, если не затыкали уши, как неуемный Чацкий у Фамусова.

Внутренние монологи чаще всего встречаются в эпопеях Нового времени. Как и одиночный монолог в драме, это условность, но иная, только более правдоподобная по современным представлениям: всеведущий автор знает, что думает о нем герой, и должен точно передать внутреннюю речь Раскольникова — например, тарабарщину, нервозность. Иван Тургенев не хотел придерживаться подобных условностей и предпочитал внешние формы психологического выражения, но в напряженный момент повествования, в сцене дуэли, он тоже передает мысли своего героя: «Он целится мне прямо в нос, — думал Базаров, — и как тщательно щурится, разбойник! Но это не очень приятное чувство. Я посмотрю на цепочку его часов…». Но речь идет о передаче мысли, анализе чувства и решении персонажа отреагировать на него, а не о попытке найти концептуальный эквивалент для передачи самого чувства в его конкретности.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий