Романтический герой страстно желал ее, но она исчезла, оставив его в своей боли. Он сосредоточен на своих страданиях и не замечает ничего вокруг, его родственники не подбадривают его. Он прислушался к тишине, сменившей песню, и с тех пор молчал, чуждый внешним проявлениям.
Баллада. История жанра. презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
Что такое баллада? Это литературное произведение, написанное в стихах или прозе и всегда имеющее сильный сюжет. Первоначально баллада возникла как лирический хоровод с обязательным припевом. Однако в XIV и XV веках она утратила музыкальные элементы и превратилась в драматическую поэму с преимущественно историческими сюжетами. Интерес к народной балладе в предромантическую и романтическую эпохи породил жанр литературной баллады. Это можно объяснить тем, что стремление романтиков создать «универсальную поэзию» было связано с присущей балладе тенденцией к синтезу эпических, лирических и драматических элементов. Баллада (от провансальского ballade — «танцевать») — литературный жанр, зародившийся в Средние века. В европейских балладах Средневековья, например, прослеживается связь с любовными песнями о весне. Слово балада означает «танцевальная песня». Музыка, песня и танец всегда были в балладе самостоятельными видами искусства, что придает этому типу баллады особое художественное богатство. Однако во многих европейских странах баллада рано утратила связь с танцем или вообще не имела ее.
Жанр баллады имел интересную судьбу. Он существует уже восемь веков и постепенно меняется. «Все цветет! Повсюду весна. «Все цветет! Повсюду весна! — Эйя — Королева влюблена — Эйя — И, лишив ревнивого мужа сна, — Эйя — Она пришла к нам, сияя, как сама апрель. А ревнителям мы отдаем приказ: Прочь от нас, прочь от нас! Мы танцуем танец. Ты дай ей карту, — Хейя, — Чтоб по кругу, — Хейя, — Вся земля танцевала, — Хейя, — До границы, где волна встречается с морем. А ревнителям мы отдаем приказ: Прочь от нас, прочь от нас! У нас дикие танцы! В XII веке баллада связана с весенними ритуалами — избранием самой красивой девушки «королевой весны» и танцами вокруг майского столба (апрель в Провансе). Весна — королева. Она идет с Эйприл. Завистливый король — зима.
Баллада как литературный жанр имеет следующие характеристики. -Гармоничное сочетание реальных и вымышленных моментов в рассказ е-Описание пейзаже й-Присутствие тайны, секретов в рассказ е-Присутствие диалога между персонажам и-Гармоничное сочетание лиризма и эпической поэзии.
В конце Средневековья, в XV веке, один из самых известных европейских поэтов, Франсуа Вийон (1431 — после 1463), написал «Балладу о конкурсе поэтов в Блуа»: «Я жажду у ручья. Я смеюсь сквозь слезы и тружусь во время игры. Куда бы я ни пошел, везде мой дом, чужая земля — мой дом. Я знаю все, я не знаю ничего. Тот, кто называет лебедя вороном, — самый ясный человек. Я сомневаюсь в очевидном, я верю в чудеса. Голый, как червь, более блестящий, чем все мастера, я принят всеми, изгнан всеми. Я скуп и экстравагантен во всем. Я жду и не жду ничего. Я беден и хвалюсь своей добротой. Мороз спадает, и я вижу майские розы. Долина слез счастливее неба. Зажжен огонь, и я дрожу, только лед может согреть мое сердце. Я помню шутку и вдруг забываю ее, и насмешка для меня — честь. Меня все принимают, все изгоняют. Я не вижу, кто ходит под окном, но я вижу звезды на небе. Я бодрствую ночью и сплю днем. Я осторожно ступаю по земле и доверяю туману, а не ориентирам. Глухие слышат и понимают меня, и для меня полынь горьче меда. Но как я могу знать, что является правдой, а что — вымыслом? А сколько истин? Я сбился с пути, меня все принимают, все изгоняют, я не знаю, что больше, время или время, поток или море, которое нужно пересечь? Из рая я уйду, в аду останусь. Отчаяние дает мне веру. Меня все принимают, все изгоняют. (И. Эренбург) Ко времени Франсуа Вийона баллада перестала быть обрядовой песней и приобрела сложную лирическую форму, отражающую очень тяжелое душевное состояние. Она состоит из трех строф с заключительным, более коротким посланием; строфы имеют обязательный рефрен и строгую рифму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об истории жанра книги ответов и предложений
Данный материал посвящен истории жанра книги ответов и предложений. Жанр рассматривается с точки зрения его важности как предмета исследования.
«Баллада как лирический жанр и ее особенности».
Задачи (для учителя):1. создать условия для распознавания особенностей баллады как лирического жанра через аналитическое чтение; 2. научить детей использовать метаязык при анализе текста; 3. продолжить работу с балладой.
Проектная работа по литературе «Мифы.Особенности и история жанра».
Рисование задания по литературе «Мифы. Характеристика и история жанра».
История жанра мифа. Эзоп «Ворона и лисица», «Жук и муравей». Ж. Лафонтен «Желудь и тыква». Г. Лессинг «Свинья и дуб».
ФГОС. История жанра басни. Эзопа «Ворона и лисица», «Жук и муравей». Ж. Лафонтен «Желудь и тыква». Х. Лессинг «Свинья и дуб».
Конспект урока для 6 класса по теме «Жанр баллады». Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».
Я работаю с книгой и программой А.Г.Кутузова уже много лет. И руководство, и программа превосходны. Исключение этой книги из федерального каталога, на мой взгляд, возмутительно. В 6 классе мы изучали эту тему.
Урок 2 Баллада как литературный жанр.
В.А. Жуковский: жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок».
Развитие преподавания литературы в 5 классе, программа «Коровина».
Основные признаки жанра
Этот жанр имеет определенные характеристики, которые радикально отличают его от других поэтических жанров. Когда мы говорим о том, что такое баллада, необходимо описать некоторые факты.
Основная идея этого литературного жанра — изображение трагической судьбы человека, живущего в аморальном феодальном обществе, для которого характерны деспотизм, жестокость, грубость и бесчеловечность.
Баллады были написаны писателями западноевропейской и русской литературы в 18 и 19 веках. Самая известная из баллад:
- “Светлана”, “Людмила”, “Певец во стане русских воинов”, “Двенадцать спящих дев”, “Ахилл”, “Эолова арфа”, “Узник” (В.А. Жуковский);
- “Лесной царь”, “Крысолов”, “Коринфская невеста”, “Мина”, “Рыбак”, “Ученик чародея”, “Кладоискатель”, “Бог и баядерка” (И. Гёте);
- “Кубок”, “Перчатка”, “Порука”, “Ивиковы журавли”, “Рыцарь Тогенбург”, “Голос с того света”, “Граф Гапсбургский” (Ф. Шиллер);
- “Вересковый мёд”, “Рождество в море” (Роберт Луис Стивенсон);
- Английские народные баллады о Робине Гуде.
Социальный контекст заставляет людей совершать действия, которые впоследствии приводят к ужасным событиям. Характеристики баллады обладают особой уникальностью, не встречающейся в других литературных произведениях.
Среди них есть наиболее яркие черты, составляющие особые характеристики жанра баллады. К ним относятся следующие различия:
- наличие фабульной основы, сюжета;
- яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении;
- напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет;
- наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога;
- символический характер пространства и времени.;
- широкое использование приема таинственности и мистики;
- нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала;
- описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте;
- действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже;
- моралистический итог.
Однако главной особенностью баллады является сочетание эпических и лирических элементов, которые придают короткому тексту определенную живость и оригинальность.
Особенности русских баллад
Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда устаревшие традиции старого псевдоклассицизма начали стремительно падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первой русской балладой, оригинальной как по содержанию, так и по форме, стал «Громвал» Г. П. Каменева (1772-1803).
Однако самым значительным представителем этого типа поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852), которого современники называли «балладником» (Батюшков) и который в шутку называл себя «родителем немецкого романтизма в России и поэтическим дядей немецких и английских чертей и ведьм».
Его первая баллада, «Людмила» (1808), является адаптацией «Леноры» Бюргера. Это произвело большое впечатление на его современников.
«Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам сладкое и страшное наслаждение, и чем больше она нас пугала, тем с большей страстью мы ее читали. Она показалась нам недолговечной, несмотря на 252 стиха».
Жуковский перевел лучшие баллады Шиллера, Гете, Уланда, Зейдлица, Саути, Мура и В. Скотта. Его оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана его лучшим произведением, а критики того времени называли его «певцом Светланы».
Примером баллады как повествовательного стихотворения являются такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Он также написал баллады «Эльф» и «Утопленник»; Лермонтов — «Воздушный корабль» (по Сейдлиху); Полонский — «Солнце и месяц», «Лес» и др.
Целые разделы баллад встречаются в стихотворениях графа А. К. Толстого (в основном на древнерусские темы) и А. А. Фета.
Основной конфликт в русских балладах — это противостояние личности устоявшимся традициям.
Более того, в кульминации разворачивающегося сюжета нет экспозиции, но всегда есть мотивация в конце. Это может принимать форму доноса или клеветы. Это определяет дальнейшие действия героев баллады.
Таким образом, баллада — очень интересный жанр в русской литературе. В центре действия находится персонаж с характерными моральными проблемами, социальными противоречиями и страхами, в то время как в сказках обычно есть сюжет с оптимистичным персонажем, а сказки героичны.
Тексты баллад более подвижны, чем тексты народных сказок. Это проявляется в драматических моментах жизни главных героев, которые связаны с потерей близких, печалями и страхами.
Возрождение жанра в 20 веке
В XX веке баллада вновь обрела статус произведения о любви, обладающего наибольшей энергетикой.
И в музыке (танцевально-рок-баллады), и в литературе («Баллада о дымящейся колеснице» А. Кочеткова) с новой силой зазвучали лирические мотивы, воспевающие самое прекрасное и ранимое чувство на свете.
В целом, баллада в музыке — это жанр, в котором интересно слушать слова, и эти слова важны. Здесь нет ни простых длинных нот, как в романсах, ни привычных вокальных форм, как в песнях. Это повествование, рассказ.
Вот почему хороший балладист часто привлекает внимание слушателей, особенно если он может интересно, ясно и живо передать текст и пение.
Рок-баллада — очень интересный жанр сам по себе. Чем примечательно слово «баллада» в рок-музыке? Обычно в роке это слово означает спокойное, тихое исполнение, мягкую музыку без движения и сильного вокала, почти никаких певческих приемов, свойственных «громкому» року.
В рок-балладах используются акустические инструменты, реже электрогитара и ударные. Это музыка для души, для тех, кому за 30, это «медляк» для школьных дискотек.
Wind Of Change — одна из самых блестящих рок-баллад в истории. Вообще, Scorpions — короли медленных песен и рок-баллад:
Баллада как литературный жанр
В настоящее время 54 252 учебных заведения предлагают дополнительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курс переподготовки
Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (она зависит от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 252 учебных заведения предлагают дополнительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курсы повышения квалификации
Специалист в области охраны труда
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (она зависит от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 252 учебных заведения предлагают дополнительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Административные вопросы организации семейного образования»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Баллада как литературный жанр Автор разработки.
I. Ирина Васильевна Васильева. Слайд 2 Баллада (от прованс. ballar — танцевать) — возникла в XIV — XV веках во Франции как лирический жанр. Баллада — это стихотворение, основанное на легендарно-историческом, народном материале. В нем присутствует атмосфера таинственности.
(Словарь литературных терминов)
3 слайд Баллада претерпела множество изменений в тематике и структуре. Первоначально баллада была лирической хороводной песней (провансальская баллада).
4 слайд Классическая французская баллада XIV-XV веков — это лирическое стихотворение без сюжета или с ослабленным сюжетом. Это баллады К. Маро, Ф. Вийона и П. Ронсара. Французская баллада.
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 990 365 статей в базе
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
- Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
- Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
- Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
- Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
- Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
- Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Оставьте свой комментарий
Войдите в систему, чтобы задать свои вопросы.
- 10.10.2020 1858
- PPTX 1.2 мбайт
- 13 скачиваний
- Оцените материал:
Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или должен быть удален с сайта по любой другой причине, вы можете подать жалобу на материал. Удаление материала
Автор материала
- На сайте: 1 год и 11 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 48383
- Всего материалов: 222
Скидка для новых слушателей. Зарегистрируйтесь, чтобы применить свою скидку к любому курсу.
Баллада – хранительница многовековых традиций
Что это такое?
Стихотворение из недавней поэзии, давно известное любителям рифмы и музыки. Существует более одной версии происхождения баллады. Однако их объединяет то, что они происходят из народной традиции. Повествовательные песни с несколькими действующими лицами первоначально описывали отношения между родственниками. Характерной особенностью баллады был трагический финал.
Для баллады характерна большая фантазия и фантастические превращения, которые связывают поэтическое произведение с единством человека и природы. Эта связь с фантазией навсегда осталась в балладе.
Характерные черты баллады
Термин «баллада» является древним и восходит к Средним векам. Первыми, кто создал баллады, были народные сказители. Говорят, что эта необычная работа была изобретена в Италии: Часть слова «b allo» на итальянском языке означает танцевать. Французы серьезно относились к балладе и специально для нее установили правила написания: количество строф, куплетов и повторений.
Русская баллада XVIII века представляла собой смесь различных жанров: народного и романтического. Баллады изначально не задумывались как отдельный поэтический жанр и описывались, по выражению Сумарокова, как «пьеса в стихах».
Его характерными чертами было сочетание лирики и эпоса, диалога с развитием сюжета и трагедией. В основе сюжета баллады лежит тайна. Существуют в основном такие типы баллад:
- героическая,
- историческая,
- любовная,
- волшебная,
- комическая.
В начале своего существования баллады были бытовыми песнями. Они рассказывали о разбойниках, рыцарских подвигах и воинах, вошедших в историю. В центре сюжета — конфликт между людьми и между жизнью и смертью.
Словари служат доказательством значения исследуемого слова. Что такое баллада? «Общее название лирической поэзии», — «Литературная энциклопедия», «Песня с хоровым сопровождением», — «Словарь литературных терминов», «Баллада — повествование, основанное на мифе», — «Словарь Даля».
Знаменитые поэты и писатели хорошо знали о разнообразии жанров, поэтому неудивительно, что термин «баллада» используется в их произведениях.
Робин Гуд «Робин Гуд — легендарный герой английских народных баллад, бесстрашный разбойник, защитник угнетенных от тирании феодалов», из книги Александра Гринна «Алые паруса».
Великий Пушкин написал об этой балладе в повести о селе Горюхине:
«Я пытался сделать из нее балладу — но почему-то баллада мне тоже не понравилась».
Максим Горький в своей пьесе «Жизнь Клима Шамгина» вложил в уста своего героя воспоминания об известной пьесе:
«Потом почему-то в памяти всплыла баллада Гете «Лесной царь».
Таким образом, слово «баллада» относится ко всему жанру романтической поэзии, музыкальному произведению, имеющему повествовательный характер.
Баллада Баллада, ж. (ит. ballata). 1. стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.). 2. стихотворение, состоящее из трех пар по восемь строк в каждой и четвертой, называемой предисловием, из четырех строк, причем рифмы, а также последняя строка (рефрен) одинаковы во всех четырех парах (лит.). 3. жанр вокальной или инструментальной музыки (муз.). Баллада Фина из оперы «Руслан и Людмила». Французская баллада (лит.) — как баллада в значении 2.
В современной терминологии баллада — это литературное (стихотворение) или музыкальное лирическое произведение (песня), имеющее определенную структуру и рифму.
На протяжении веков значение этого термина менялось и наполнялось новыми смыслами.
Баллада в литературе — это вид лирической поэзии (что это такое?), который имеет ряд строго определенных характеристик:
- сюжетностью;
- сочетанием традиционных мотивов и неожиданной развязки;
- строгой схемой рифмовки: ABABBCC (7 строк), ABABCCDD (8 строк), ABABBCCDCD (10 строк).
- композицией (что это?), состоящей из трёх частей.
Литературный канон позволяет интерпретировать форму баллады в более широком смысле.
На рубеже четырнадцатого и шестнадцатого веков высокий средневековый канон сменился в Англии и Шотландии популярными балладами. В устной форме они существуют с тринадцатого века. История благородного разбойника Робина Гуда и история короля Эдуарда IV были очень популярны в народе.
Английская баллада имела эпический сюжет, напоминающий короткую героическую поэму. Немецкая традиция переняла эту особенность.
Позже поэты Шелли и Кольридж опубликовали книгу под названием «Баллады», положившую начало эпохе английского романтизма. Их произведения были полны трогательных и пугающих историй, описывающих события из жизни простых крестьян, исторических повествований и отголосков древних легенд.
Р. Саути прославился как автор дидактических произведений. Скотт написал балладу «Замок Смолхольм», которая была переведена для русских читателей В.А. Жуковским и вызвала большой интерес к этому жанру.
Определение слова «Баллада» по БСЭ:
Баллада (французское ballade, ballada de Provence, от позднелатинского ballo — танцевать) — это термин, обозначающий множество самых разных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально это была лирическая хороводная песня с обязательным припевом у романтических народов Средневековья. В XIII веке модификация Б. стала популярным жанром во французской и итальянской профессиональной поэзии, особенно среди трубадуров и труверов. Классический французский B. Б. XIV-XV вв. представляет собой обычное лирическое стихотворение без темы: три строфы в непрерывной рифме (ababbcbc), «предпосылка» (ссылка на человека, которому посвящено Б.) и рефрен (повторяется последняя строка каждой строфы и «предпосылка»). Примером может служить произведение Ф. Вийона «Б. О женщинах прежних времен». В средневековой Англии Б. — популярная драматическая песня с хором, обычно на историческую, легендарную или вымышленную тему (например, «Круг Робин Гуда»). Близкий к английскому и шотландскому народному Б. стал популярным жанром сентиментальной, романтической и неоромантической поэзии (Р. Бернс, С. Кольридж, У. Блейк и Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер и Г. Гейне — в Германии). Основателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Последние были написаны А. С. Пушкиным («Песнь о женихе Олеге»), М. Г. Лермонтовым («Воздушный корабль») и А. К. Толстым (в основном на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — это Б. Писатели с героической тематикой. В советской поэзии преобладает повествовательная, драматическая, содержательная Б. лирико-эпическая «тональность» (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.). Расцвет вокального Б. (в основном для сольного пения с фортепианным сопровождением) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии во второй половине 18 века. Б. представлен в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса и Г. Вольфа. Первая русская Б. связана с романтической поэзией — «Светлана» А.А. Плещеева на слова В.А. Жуковского, баллады А.Н. Верстовского, А.Е. Варламова, М.И. Глинки. В этом жанре первоначально выступали Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оркестровый Б. — жанр, характерный для романтической музыки. В нем эпическое повествование сочетается с драматическим развитием, лирическое напряжение — с живописными образами (Б. для фортепиано Ференца Листа, Брамса, Грига и особенно Шопена; Б. и Полонез Ар. Вьётана для скрипки и фортепиано; Б. для фортепиано с оркестром Ж. Форе). В современной музыке существуют различные виды вокальной и инструментальной Б. Вклад в развитие вокальной Б. внесла Б. на слова Б. Брехта, созданная Г. Эйслером. В советской музыке жанр Б. часто трактуется героически, героико-эпически («Баллада о Витязе» из симфонической кантаты «На Куликовом поле» Г. Запорина, «Баллада о мальчике, который хотел остаться неизвестным» С. Прокофьева, «Героическая баллада» А. Бабаджаняна для фортепиано с оркестром). Лит. М., Английская народная баллада, Северные записки, 1916, № 10. Русская баллада. Вступительная статья Н.П. Андреева, М.-Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963. Entwistie J., European Ballad Poetry, Oxf., 1939. Northcote S., The Ballad in Music, Oxf., 1944. В.А.Никонов, Е.М.Царева.
Суровые немецкие баллады
Как и англичане, немецкие авторы баллад отдавали предпочтение мрачности и серьезности, поэтому немецкие баллады отличаются тяжелой атмосферой. Лучшие немецкие баллады были написаны в период расцвета романтизма. В этом жанре пробовали свои силы такие известные писатели, как Иоганн Вольфганг фон Гете, Готфрид Август Байер и Генрих Гейне. Германский характер этих писателей очевиден даже в таком сложном литературном произведении, как баллада. Очень известна баллада Гете «Эрлкёниг». Существует несколько переводов этого названия, но самый распространенный — «Король эльфов». Сюжет этой баллады очень грустный и почти клишированный жестокий. В нем описывается смерть юноши, предположительно от рук короля эльфов. Однако нельзя с уверенностью сказать, что она имеет мистическую природу. Возможно, что мальчик умер от болезни, и сверхъестественные существа привиделись ему только в лихорадке.
Из-за предпочтения литературного жанра баллады Василий Андреевич получил прозвище «балладник». Его произведения и сегодня интересны и понятны, потому что имеют увлекательный и простой сюжет. Если вы ознакомились с творчеством поэта, то можете заметить следующие особенности:
- Борьба между добром и злом. При этом сам автор находится на стороне добра, но в его произведениях часто побеждают злые силы. Это видно в поэме «Людмила», где девушка гибнет только из-за того, что хотела быть с возлюбленным.
- Присутствие потусторонних сил (призраков) и гаданий. Использование этого приема позволяет автору повысить интерес читателя.
- Разворачивающиеся события описываются в виде диалогов, что упрощает восприятие написанного текста.
- Обширное описание природы, которая иногда становится действующим персонажем.
В стихотворении «Светлана» есть изысканное выражение эротических чувств, характеризующееся лучшей проникновенностью. Эта особенность характерна для всех баллад Зуковского эротического характера. Главная героиня серьезно переживает, что любимый человек может не вернуться к ней.
Еще одно великое произведение Василия Андреевича Зуковского, известное многим школьникам, — поэма «Лесной царь». Среди особенностей этого литературного творения можно выделить следующие аспекты:
- динамичность разворачивающихся событий;
- высокая значимость диалогов для сюжетной линии;
- сильная передача автором чувств, которые начинают испытывать главные персонажи поэмы, читателя охватывают ужас и страх, возникающие у ребенка и его отца из-за Лесного царя;
- наличие мистики — в основном это проявляется как из-за самого царя, так и из-за гибели младенца.
Читая эту балладу, читатель ощущает незавершенность сюжета, что придает тексту еще большую загадочность.
Таким образом, баллада — очень интересный жанр в русской литературе. В центре действия находится персонаж с характерными моральными проблемами, социальными противоречиями и страхами, в то время как в сказках обычно есть сюжет с оптимистичным персонажем, а сказки героичны.
Тексты баллад более подвижны, чем тексты народных сказок. Это проявляется в драматических моментах жизни главных героев, которые связаны с потерей близких, печалями и страхами.
Баллады Туманного Альбиона
Жанр баллады был также широко распространен в Англии. Считается, что сам жанр был завезен на землю Альбион-Мист норманнскими завоевателями. В Англии баллада приобрела еще более серьезные черты, затрагивая мрачные темы и значительно меняя настроение. Кто знает, возможно, туман сделал свое дело. Англичане сначала пели о норвежском боге Одине, а затем перешли к теме подвигов шотландских героев. В этих балладах очень ярко выражен национальный колорит этой страны, который невозможно перепутать ни с чем другим. Мало кто не знает историю о Робин Гуде, принце воров, который грабил богатых и раздавал добычу бедным. Англичане также писали о нем баллады. В балладах английской литературы также много говорится о приключениях короля Артура и его рыцарей. Даже сегодня легко представить усталые фигуры, сидящие вокруг костра, берущие в руки лютни и рассказывающие друг другу баллады о поисках Святого Грааля и магии великого Мерлина Амброзиуса.
Неверная девушка вышла на берег, — дикие розы она обещала мне, — я опустошил вино и налил воды. Пока все спят, она играет с вуалью. «Мистер Холкин посылает вам соленую воду, — дикие розы, которые она мне обещала, — она больше никогда не придет к вам». Пока они все спят, он по ночам играет в Пер. Игорь Мокин.
Злая служанка хочет нарушить любовь юной Черсти и рыцаря герра Холкина. Чирсти, фрейлина королевы, влюбилась в рыцаря, но он бросил ее. Она рожает ему ребенка и приказывает своей служанке отправиться к нему с соответствующим посланием. Если мистер Холкин не придет признать ребенка, королева угрожает казнить девушку. Служанка говорит рыцарю, что ребенок «чернее черной земли», но он приказывает ей передать своему возлюбленному, чтобы тот не расстраивался, и посылает ей немного вина, а сам идет за ней. Служанка выпивает вино, наливает в бутылку морскую воду и отдает ее своей госпоже, говоря, что ее возлюбленный покинул ее. Но мистер Холкин прибывает вовремя, чтобы опровергнуть ее слова: Служанку казнят, а влюбленные воссоединяются.
Российские читатели знакомы с этой историей. Но в отличие от «Сказки о царе Салтане», здесь обман сразу же раскрывается, и герой может вернуться. Обмен вина на морскую воду также является типичным символическим мотивом сказки: вместо сладкого вина героиня предлагает горькие слезы.
«Фру Сильвер»
Я оставил им луга и поля — а вы обрекаете своих детей на голод. Я завещал им листы голубого шелка — Но вы положили их в рваные мешки. Пер. Игорь Мокин…
Жена рыцаря мистера Сильвера умирает и оставляет троих детей. Отец приводит домой злую мачеху, а дети своими криками вызывают с небес призрак матери. Он является мачехе и показывает ей видения адских мук и райского блаженства. Мачеха раскаивается и обещает относиться к детям как к своим собственным.
Эта история находится под сильным влиянием литературы о видениях, которая была распространена в католической Европе с раннего Средневековья. Такие тексты обычно содержат описания ада, а иногда и рая. Жанр был настолько популярен, что его следы можно найти в «Божественной комедии» Данте и в таких популярных текстах, как вышеупомянутая «Баллада о мачехе».
Для жанра характерно, что герой представляется рыцарем, но живет в деревенской усадьбе, знакомой слушателям баллад. Его имя кажется типично сказочным — буквально «лорд Сильвер» (в некоторых вариантах его мачеху зовут Гулд, «золото») — но оно также отсылает к традиции скандинавских дворян, которые называли себя в честь цвета или узора своего герба. Например, Гильденстерн — «Золотая звезда», Натт-о-Даг — «Ночь и день», что соответствует двухцветному гербу.