Мандельштам довольно усердно участвовал в заседаниях «Кружка», но зимой 1913/14 года (после поражения акмеизма) мы устали от «Кружка» и даже передали Горецкому и Гумилеву написанную мной и Осипом петицию о роспуске «Кружка»: «Их всех надо повесить, а Ахматову посадить в тюрьму».
Что такое акмеизм
Первые десятилетия прошлого века не зря называют «серебряным веком» русской поэзии: В этот период на сцене появилось множество звездных поэтов и прозаиков. Среди множества творческих направлений, таких как футуризм, фантастика и символизм, выделяется акмеизм.
- Акмеизм в поэзии «Серебряного века»
- Художественная концепция акмеизма
- Принципы акмеизма
- История возникновения и развития акмеизма
- Основные представители акмеизма
- Основные черты акмеизма
Акмеизм в поэзии «Серебряного века»
Суть понятия, как и многие литературные термины, слово имеет греческие корни. Перевод звучит примерно так: цветущая ветка, острый край. Он возник из символизма в девятнадцатом веке и отличается от первоначального направления ясностью художественных образов, простотой и понятностью языка.
Второе название: адамизм, в честь первого человека на земле. Оба названия использовались как синонимы, но основным названием было первое. В обоих словах заключен культ совершенства, высшая степень примитивности.
Художественная концепция акмеизма
Теория акмеизма была написана известным поэтом и ученым Н. Гумилевым. В статье о положительных и отрицательных сторонах наследия символизма, появившейся в 1913 году, когда практика нового направления уже существовала, он подробно изложил ее. Манифест «Акмеизма» воспринимался членами кружка как руководство к действию, так как документ полностью отражал их взгляды. Автор концепции подчеркивал примат реальности: важно то, что есть сейчас, без фантазий и ассоциаций.
Сторонники акмеизма, по мнению теоретика, должны видеть реальность без привязки ко времени или истории. Талантливый исследователь мечтал, что созданное им литературное направление займет ведущее место в художественной сфере. Под акмеизмом он понимал подход поэта к миру простых предметов, обычных вещей, которые понятны и ясны всем людям, а не только избранным.
Суть понятия
Название «акмеизм» имеет греческое происхождение. Слово «акме» в переводе с греческого означает расцвет, цветок, цветение. Акмеизм, по сути, родился в недрах символизма, в то время, когда молодые поэты читали свои стихи и слушали критику, обгоняя опыт старших. Постепенно, однако, молодые люди образовали поэтический кружок и отделились от своих товарищей. Их объединяло негативное отношение к символизму с его очернениями и замалчиванием, к его мистике и мистицизму. Стихи о вещах, которые не все знали или видели, были непонятны широкой публике.
Вскоре появилась Мастерская поэтов. В «Цех поэтов» входили не только представители «чистого акмеизма» — А. Ахматова, Н. Гумилев и О. Мандельштама, но и нескольких приверженцев адамизма — С. Городецкого, В. Нарбута и М. Зенкевича. Время от времени в круг входили другие начинающие поэты, но они не были акмеистами.
Для акмеизма характерны строгая композиция, объективность изображения и точность деталей. Стихи передают настоящие человеческие чувства и красоту реального мира.
Борис Эйхенбаум объяснил, что в основе движения лежит «идея равновесия, солидности, зрелости».
Молодые поэты-акмеисты начали издавать журнал «Гиперборея», в котором публиковали статьи и стихи о новом направлении в литературе. Журнал выходил в течение 5 лет, и в 10 номерах были опубликованы стихи поэтов Acme. Некоторое время, около года, он публиковался за границей при поддержке эмигрантских поэтических кругов. Название журнала было выбрано не случайно: В греческой мифологии людей, которые жили в атмосфере праздника, были вечно молоды и близки к богам, называли гиперборейцами. Таким образом, в названии журнала заложена основная идея акмеизма. На одном из собраний «Сеге» было решено назвать новое движение «акмеизм».
Поскольку художественные рамки движения были слишком узки для таких талантливых поэтов, акмеизм долго не просуществовал. Незадолго до начала Первой мировой войны среди представителей акмеизма произошел раскол. Ассоциация была закрыта всего через два года, и все дальнейшие попытки возродить ее оказались безуспешными. Причиной роспуска «Ковчега поэтов» стал спор между Н. Гумилевым и С. Городецким. Городецкий. Таким образом, акмеизм не был ведущим направлением в мировой литературе.
Основные черты акмеизма
Характерной чертой русского акмеизма является точность и чистота изображения, реалистичное видение предмета. Поэзия тяготеет к эпиграфике, в которой на первый план выходят оригинальные чувства. По мнению акмеистов, это слово приобретает свое первоначальное значение. Акмеисты часто прибегали к мифологическим образам и сюжетам. Архитектура, скульптура и живопись часто становились главными ориентирами.
Акмеистические стихи интересны своей краткостью и строгостью поэтической структуры. В них смысловое значение слова и текста расширяется, и хотя написано не так много, многие эмоции и чувства скрыты за деталями, между строк.
Принципы акмеизма
Основные характеристики акмеизма основаны на его противостоянии символизму и другим течениям того времени.
- Неприятие символизма и идеализации.
- Предметность и точность образа.
- Обращение к человеку и его чувствам.
- Возвращение к первозданным, подлинным чувствам.
- Внимание к деталям.
- Обращение к прошлым эпохам.
- Мировая культура – основа общей памяти человечества.
- Точность и четкая структура композиции.
Стоит отметить, что в литературе Серебряного века акмеизм был распространен только в России, но жизнь и творчество его последователей оказали большое влияние на поэзию в целом.
Русский акмеизм
Акмеизм — литературное направление, возникшее в России в начале двадцатого века в противовес символизму. На этом уроке мы узнаем, когда и почему возник русский акмеизм. Мы поговорим об основных чертах этого литературного направления. Мы узнаем, какое место занимал акмеизм в литературе Серебряного века.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам из комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.
2. Распространите видеоуроки среди своих учеников в личных кабинетах.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Конспект урока «Русский акмеизм»
В сегодняшнем уроке вы узнаете:
— Мы узнаем о том, когда и почему появился русский акмеизм.
— Мы поговорим об основных чертах этого литературного направления.
— Мы поймем, какое место занимал акмеизм в литературе Серебряного века.
Акмеизм — литературное направление, возникшее в России в начале двадцатого века в противовес символизму. Само слово акмеизм происходит от греческого слова akme, которое можно перевести как цветок, пик, вершина или край.
История этого литературного движения началась с восстания молодых поэтов. Они восстали против принципов символизма. Как мы помним, к концу первого десятилетия 20-го века кризис символизма был настолько очевиден, что даже сами символисты признали его. Тем не менее, символизм оставался основным направлением русской литературы. А символисты считали, что имеют право диктовать свою концепцию искусства начинающим поэтам.
В начале 20-го века поэтические встречи, вечера и семинары были очень популярны. Самым популярным поэтическим салоном был салон Вячеслава Иванова, главы «Общества художественных критиков», более известного как «Академия стиха». Местом встречи стала квартира поэта под названием «Башня». На встречах, которые назывались «Ивановские среды или Башня», Вячеслав Иванов читал лекции по теории композиции для молодых поэтов. Поэты говорили об истории искусства и философии, читали и анализировали стихи участников встреч.
На одной из таких встреч осенью 1911 года в Тауэре вспыхнул бунт среди молодых поэтов. Причиной бунта стала язвительная критика стихотворения Николая Гумилева «Блудный сын». Грубый и резкий тон Вячеслава Иванова, «мэтра» символизма, показался настолько возмутительным, что Николай Гумилев, Сергей Городецкий и еще несколько поэтов демонстративно покинули собрание «Академии стиха», чтобы больше никогда туда не возвращаться.
Так родилось новое литературное общество «Цех поэтов» и новое литературное движение — акмеизм. По некоторым версиям, название «акмеизм» предложил Вячеслав Иванов, высмеяв тот факт, что молодые поэты считали свои произведения первоклассными. Это имя осталось в истории литературы, хотя оно было не единственным. Второе название нового движения, адамизм, также получило широкое распространение.
Если слово «акмеизм» подразумевало стремление к совершенству, к отточенности поэтических форм, то слово «адамизм» раскрывало совсем другие, но не менее важные качества. Термин «адамизм» происходит от имени первого человека в Библии — Адам. К чему может относиться ссылка на это изображение? Во-первых, к естественности и непрозрачности нашего восприятия мира. Адам — это человек, перед которым сотворенный мир только открывается в своей естественной красоте, еще не опутанный наложением символов.
Более того, образ Адама относится к изначальной, природной силе, «мужскому, твердому и чистому понятию жизни». Знаменательно также, что именно Адам называет все творения Божьи, и именно ему вверен мир. В одном из своих стихотворений Сергей Городецкий называет Адама «изобретателем имен». То есть для акмеистов главным является само слово, а не символы, стоящие за ним.
«В цехе поэтов все Адамы, все молоды, но не грубы». Михаил Кузьмин писал об акмеистах.
К акмеизму относится еще один термин, связанный с этим поэтом: clairism. От греческого слова clarus — ясность. В 1910 году в журнале «Аполлон» появилась статья Михаила Кузьмина «О прекрасной ясности». В ней смутные мистические откровения символистов противопоставляются «прекрасной ясности», ясности.
Акмеизм в мемуарах, письмах и дневниковой прозе править
Главной чертой творчества Гумилева всегда была честность. Когда я встретился с ним в Санкт-Петербурге в 1914 году и он объяснил мне мотивы акмеизма, он сказал, среди прочего: «Я боюсь всякой мистики, боюсь стремления к другим мирам, потому что не хочу дать читателю вексель, который будет оплачен не мной, а какой-то неведомой силой». Эти слова — ключ ко всему творчеству Гумилева. Он выдавал только те векселя, которые мог оплатить сам. 13
Возможно, это во многом законно и правильно, но все же создается впечатление, что речь идет не о современнике, приближающемся к современному поэту, а об академических археологах, измеряющих, сортирующих, упаковывающих и отправляющих в музеи древнее произведение искусства. Они принесли свои фонари обратно в катакомбы. Они клали их на полки, чтобы они не испортились от сырости, не развеялись от ветра и не превратились в прах до тех пор, пока в далеком будущем не придет новый ценитель и не воссоздаст нашу жизнь по фрагментам нашего искусства. Акмеизм возник из общего ряда эстетизма. Acme — острие, режущая кромка. Все поэты, принадлежавшие к этой тенденции, могут быть классифицированы в соответствии с этим двойным значением слова «Acme». Некоторые из них, как Гумилев или Мандельштам, приняли слово «акме» как слово, обозначающее пик, вершину творчества, стремление к творческому совершенству, к включению всего мира, видимого с творческой вершины, в созданный ими мир. Для них акмеизм был крайним утверждением эстетизма. Другие поэты — прежде всего Анна Ахматова, а затем и все ее бесчисленные подражатели — приняли более узкое второе значение слова «акме», а именно акме. Будучи эстетами, любовно культивировавшими проекцию всего мира — плетка, перчатки, каждая мелочь, каждая случайная вещь была ими тщательно описана и бережно сохранена — они, тем не менее, считали психологически неизбежным для себя, посреди этого мира прекрасных вещей, на краю своей работы, в момент ее творческого растворения, проявить тот укор, который они всегда чувствовали в своей душе и который усиливал их эротическое отношение к миру. 5
На самом деле этот союз был совершенно неестественным. «Европейская» и тонкая теория Гумилева и его акмеизм были скомпрометированы только Городецким и его дешевой русской манерой. Ни стихи, ни статьи Городецкого никто не воспринимал всерьез, даже самые неопытные из нас. Но в нем было что-то очень милое и привлекательное. И так и осталось. 6
Мы пили вино. Однажды Вячеслав предложил ему в шутку написать платформу для Гумилева: «Вы нападаете на символистов, но у вас нет своей твердой позиции! Ну, Борис, пиши должность для Николая Степановича…». Начав с шутки, я предложил Гумилеву создать «адамизм», пародировал написанную мною диссертацию, а Вячеслав, подхватив сообщение, описывал ее; откуда-то появилось мимолетное слово «акме»: «Вы, Адамс, наверное, остряк». Гумилев, не теряя своей непримиримости, сказал решительно: — Хорошо: вы выработали для меня позицию — против себя: Я покажу тебе «акмей»! Так он стал акмеем — и таким образом началась дискуссия о «конце символизма» в игре. Иванов баловал Гумилева, но он его очень любил; и он всегда по-человечески защищал его, доказывая свою доброту к идейным противникам; ведь он удивительный, замечательный, добрый, беспощадный. Как много он сделал для меня одного! 7
Городецкий и Гумилев, мои коллеги, были того же мнения, что и я. Они пытались создать акимаизм, из которого, по сути, ничего не вышло и от которого не осталось ничего, кроме названия. 3
В поэзии править
После просветления и обмана: содрогание и тьма. Пора прощаться с красными днями, друзьями расчета и сообразительности. 14
В библиотеке, где с диваном и столом Так незаметно прошел час, И где толпились акмеисты, И где родился Гиперборей. И где родился Гиперборей. Ты жил в будущем, таинственная нить твоего служения лишь очевидна. Той, ради которой не хотелось жить, потому что ты улетела, как сон. 15
Источники править
- ↑ 1 2 «Литературные манифесты от символизма до наших дней». — М.: Издательский дом «Согласие», 1912 г.
- ↑ 1 2 3 4 5 «От символизма до «Октября», сборник (составители Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров). ― М.: «Новая Москва», 1924 г.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ходасевич В.Ф. «Колеблемый треножник: Избранное» / Под общей редакцией Н.А. Богомолова. Сост. и подгот. текста В.Г. Перельмутера./ Москва, «Советский писатель», 1990 г.
- ↑ 1 2 3 4 О.Э.Мандельштам. Проза. ― М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ 1 2 Е.Ю.Кузьмина-Караваева. «Мать Мария». — Собрание сочинений в пяти томах. Том I.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Г. В. Иванов. «Петербургские зимы». Собрание сочинений в трёх томах, том 3. ― М.: «Согласие», 1994 г.
- ↑ 1 2 Андрей Белый. «Начало века». — М.: Художественная литература, 1990 г.
- ↑ 1 2 Б.Лившиц. «Полутороглазый стрелец». — Л.: Советский писатель, 1989 г.
- ↑ 1 2 В.Г.Шершеневич. «Мой век, мои друзья и подруги». — М.: Московский рабочий, 1990 г.
- ↑ 1 2 Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. — Санкт-Петербург, Искусство-СПБ, 2002 г.
- ↑ 1 2 Ольга Гертман. Родство по выбору. ― М.: «Знание ― сила», № 1, 2012 г.
- ↑ 1 2 Сергей Шиндин. Отраженные в ста зеркалах… Акмеизм в критике. 1913—1917. — Саратов: «Волга», № 1-2, 2015 г.
- ↑ Вадим Крейд. «Николай Гумилев в воспоминаниях современников». — М.: Вся Москва, 1990 г.
- ↑ Г.В.Адамович. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта. Малая серия. — СПб.: Академический проект, 2005 г.
- ↑ В.Я.Брюсов. Собрание сочинений в 7 томах. — М.: ГИХЛ, 1973-1975 г.
- Статья в Википедии
- Значения в Викисловаре
- Новости в Викиновостях
Когнитивные основы обучения
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посетили курс «Инфоурок»).
В настоящее время 54 325 школ и колледжей имеют накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Дети с УО в семье и школе»
2 слайд Акмеизм Акмеизм (от греч. acme — высшая степень, вершина, расцвет, премьера) — литературное направление, противостоящее символизму, расцветшее в России в начале XX в. Акмеисты провозглашали материальность, субъективность тем и образов, точность слов.
Термин «акмеизм» был введен Н. Гумилевым и С. Городецким в 1912 году. По их мнению, это было движение, способное заменить символизм, переживавший кризис, обобщить опыт предшественников и привести поэта к новым творческим достижениям.
Акмеизм как литературное течение просуществовал недолго, всего два года (1913-1914), но его генетическую связь с «цехом поэтов» невозможно не заметить, как и его глубокое влияние на судьбу русской поэзии в ХХ веке. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Логика художественного замысла Ведущее положение культуры в иерархии ценностей. Он основан на различных (в отличие от символических) культурных традициях: античности, средневековья и других. Активное использование литературных цитат, «родной литературы» Принципы акмеизма в области формы. Стихи Акмеиста характеризуются четкой организацией всех элементов художественной формы: — структурированная композиция — стилистический баланс — «реализация» переживаний, эмоций — визуальная объективность, четкость изображения, резкость деталей. В отличие от символизма, который вдохновляется «духом музыки», акмеизм ориентирован на пространственные формы искусства: Живопись, скульптура, архитектура и рисунок.
4 Слайд Акмеисты в 1912 г. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич и В. И. Нарбут называли себя акмеистами. Их восприятие земного мира в его видимой конкретности, зоркий взгляд на детали бытия, яркое и непосредственное восприятие природы, культуры, Вселенной и материального мира, а также представление о равенстве всех живых существ объединяли всех шестерых в то время. Почти все они прошли обучение у учителей символизма, но в какой-то момент решили отвергнуть стремление символистов к «другим мирам» и их пренебрежение к земной материальной реальности.
5 слайд Акмеизм как литературное течение Акмеизм, слабый как литературное течение, объединял исключительно одаренных поэтов, таких как Николай Гумилев, Александра Ахматова и Осип Мандельштам, творческая индивидуальность которых выковывалась в атмосфере «цеха поэтов» и в споре о «прекрасной ясности». Историю акмеизма можно рассматривать как своеобразный диалог между тремя его основными представителями. Поэтика акмеистов позже преломилась в их искусстве сложным и неоднозначным образом.
Долой туманность и загадочность
Если на стихи символистов повлияла музыка, то поэтам нового движения близки живопись, скульптура и архитектура. Акмеисты преодолевали двусмысленность и многозначность символов и отдавали приоритет смыслу, связности и совершенству формы в поэтическом творчестве.
Стихи молодой Ахматовой соответствовали всем правилам акмеизма:
Вытертый ковер под иконой,
В прохладной комнате темно,
И густой плющ темно-зеленый
«И плющ густой темно-зеленый».
Акмеизм принес не свежесть перспективы, а свежесть вкуса, считал Мандельштам.
Это как темная вода,
Я пью мутный воздух,
Время вспахивается плугом,
А роза была землей.
Поэты Валерий Брюзов, Вячеслав Иванов и Андрей Белый упрекали представителей этого направления в размеренных пропорциях лирического героя и отсутствии поиска духовного источника жизни.
Новое движение ненадолго объединило молодых поэтов. Ему не хватало последовательной философской и эстетической программы, а рамки единого течения стесняли творчество талантливых поэтов Акмеиста.
Разнонаправленные устремления
Поэзия Ахматовой всегда отличалась предпочтением традиций русской классической литературы, а творчество Мандельштама отличалось философским пониманием истории. Стихи Гумилева, особенно в дореволюционный период, больше соответствовали принципам акмеизма:
Прогулка по туманным годам,
Я слабо чувствую ветер роз,
Из веков, из мест, из природы.
Покорение древнего Родоса.
Со временем голос созерцания начинает звучать в творчестве начинающих поэтов, появляются растерянность и недоумение, усиливается мотивация к поиску и принятию высоких духовно-нравственных идеалов.
Нигде, кроме России
Акмеизм существовал только в России, и его приверженцы могли найти особые способы воплощения переживаний лирического героя. Творчество поэтов связано с этим уникальным направлением, оказавшим необычайное влияние на последующее развитие поэзии.
Использованная библиография:
- «Русские писатели» (Библиографический словарь под редакцией П.А. Николаева),
- «Серебряный век русской поэзии» (пособие для учителей),
- Сборники стихов.