Что лежит в основе классицизма. Что лежит в основе классицизма.

Извилистые формы рококо зародились в столь же извилистом барокко. Последние, однако, обращали слушателя к религии или даже к власти. А рококо, словно насмехаясь над этой серьезностью, погрузился в игру веселых красок, небывалого комфорта (который создает уют), преувеличенного декора с завихрениями и природными мотивами.

Классицизм

Классицизм — один из важнейших художественных стилей прошлого, стиль искусства, основанный на нормативной эстетике, требующей строгого соблюдения определенных правил, норм и модулей. Правила классицизма имеют огромное значение для достижения главной цели: просвещать и наставлять публику, ссылаясь на возвышенные примеры. Эстетика классицизма отражает стремление идеализировать действительность в ущерб представлению сложной и многомерной реальности. В области театрального искусства это направление в основном было заложено произведениями французских писателей Корнеля, Расина, Вольтера и Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П. Сумароков, В.А. Озеров, Д.И. Фонвизин и др.).

История классицизма началась в Западной Европе в конце XVI в. Своего расцвета он достиг в XVII в., что связано с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и взлетом театрального искусства в стране. Классицизм продолжал свое плодотворное существование в 18-м и начале 19-го веков, пока его не сменили сентиментализм и романтизм.

Как художественная система он возник в XVII веке, хотя сам термин родился позже, в XIX веке, когда романтики объявили ему войну непримиримых разногласий. «Классицизм» (от латинского «classicus», что означает «образцовый») означал последовательную ориентацию нового искусства на античность, что не означало простого копирования древних образцов. Классицизм также находился в преемственности с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые были ориентированы на античность.

Французские классицисты, изучавшие «Поэтику» Аристотеля и греческий театр, придерживались в своих произведениях определенных правил композиции, которые основывались на основных элементах рационалистической мысли XVII века. Они должны были следовать законам жанра и делиться на высшие жанры — ода, трагедия, эпос — и низшие — комедия и сатира.

Законы классицизма

Законы классицизма наиболее ярко выражены в правилах построения трагедии. Автор пьесы обязан был прежде всего сделать сюжет трагедии и страсти героев правдоподобными. У классицистов, однако, было свое понимание правдоподобия: не только сходство персонажей, изображенных на сцене, с реальностью, но и соответствие происходящего требованиям разума, определенным морально-этическим нормам.

Концепция логического превосходства долга над человеческими эмоциями и страстями — основа эстетики классицизма, которая явно отличается от концепции героя в эпоху Возрождения, где провозглашалась полная свобода личности, а человек провозглашался «венцом мироздания». Однако ход истории опроверг эти взгляды. Охваченный страстями, человек не мог определить себя, не мог найти точку опоры. И только на службе обществу, унитарному государству, монарху, олицетворяющему власть и единство государства, человек мог выразить себя, утвердить себя, даже ценой отрицания своих чувств. Трагический конфликт родился на волне колоссального напряжения: пламенная страсть столкнулась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии смертной судьбы, где человеческая воля оказалась бессильной). В трагедиях классицизма разум и воля играли решающую роль в подавлении спонтанных, ошибочных чувств.

Герой в трагедиях классицизма

Классицисты видели истину характеров в их строгом подчинении внутренней логике. Единообразие характера — важнейшая предпосылка эстетики классицизма. Французский писатель Н. Буало-Депрео, обобщивший законы этого движения, говорит в своем трактате о поэтическом искусстве: Ваш герой должен быть хорошо продуман, всегда оставаться самим собой.

Мономания и внутренняя статичность характера, однако, не исключают проявления в нем живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти эмоции выражаются по-разному, строго в соответствии с выбранной шкалой — трагической или комической. Буало говорит о трагическом герое:

Тривиальный герой хорош для романа,

Пусть он будет смелым и благородным с вами,

Но без слабости он никому не нужен…

Он плачет слезами, и это небезосновательная деталь,

Чтобы заставить нас поверить, что он истинный….

Мы увенчаны щедрой хвалой,

Мы должны быть тронуты и взволнованы вашим героем.

Он будет свободен от недостойных чувств

И сильный и благородный даже в своих слабостях.

Согласно пониманию классиков, раскрытие человеческого характера означает показ природы действия вечных страстей, неизменных по своей сути, и их влияния на судьбу человечества. Основные правила классицизма. Как высокие, так и низкие жанры обязаны были наставлять аудиторию, воспитывать ее мораль и просвещать чувства. В трагедии театр учил зрителей мужеству в жизненной борьбе; пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, обычно король или мифологическая фигура, был главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическим желанием всегда разрешался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. В 17 веке преобладала идея, что человек может найти свою самореализацию только в служении государству. Расцвет классицизма можно проследить по установлению абсолютной власти во Франции, а затем и в России.

Самые важные правила классицизма — единство действия, места и времени — вытекают из основных предпосылок, упомянутых выше. Чтобы лучше передать смысл и пробудить чувства самопожертвования, автору не нужно было ничего усложнять. Главное действие должно было быть достаточно простым, чтобы не запутать зрителя и не лишить картину цельности. Требование временного единства было тесно связано с единством сюжета, и трагедия не состояла из множества различных событий. Единство места также интерпретировалось по-разному. Это может быть площадь дворца, комнаты, города или даже расстояние, которое герой может преодолеть за двадцать четыре часа. Особо смелые реформаторы осмелились продлить акцию до тридцати часов. Трагедия должна состоять из пяти актов и быть написана александрийским стихом (ямбические гекзаметры). Зрительное восприятие более трогательно, чем повествование, но то, что может вынести ухо, глаз иногда не может. (Н. Буало)

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался критике за чрезмерную сложность, показную вычурность и избыток орнаментов. В то же время европейское общество все больше обращалось к идеям Просвещения, которые находили отражение во всех сферах жизни, включая архитектуру. Внимание архитекторов привлекали простота, лаконичность, ясность, спокойствие и серьезность, характерные черты античной архитектуры, особенно греческой. По сути, классицизм был естественным результатом развития архитектуры эпохи Возрождения и ее трансформации.

Целью всех предметов, созданных в классическом стиле, является стремление к простоте и строгости, но в то же время к гармонии и совершенству — именно поэтому средневековые мастера часто черпали вдохновение в монументальных архитектурных формах античности. Классическая архитектура характеризуется регулярностью и четкостью форм. Основой этого стиля стал ордер античности, особенно пространственные композиции, сдержанный декор, планировочная система, согласно которой здания располагались на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.

Эстетика классицизма благоприятствовала созданию масштабных проектов в целых городах. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.

Тектоника стен и куполов продолжала влиять на характер архитектуры. В классический период купола стали более плоскими, и появилась аркада. Стены были украшены карнизами и пилястрами. В классической композиции преобладает симметрия, следуя композиции античности. Цветовая композиция состоит в основном из светлых пастельных тонов, которые подчеркивают архитектурные элементы.

Самые амбициозные проекты конца 18-го и первой половины 19-го века связаны с классицизмом: строятся новые города, парки и курорты.

В 1920-х годах эклектика, имевшая в то время романтический привкус, была так же популярна, как и классицизм. Более того, классицизм был разбавлен элементами ренессанса и барокко (боз-ар).

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под влиянием прогрессивных тенденций общественной мысли эпохи Просвещения. Ключевыми понятиями были идеи патриотизма и гражданственности, а также ценность человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального управления и гармоничных отношений между человеком и природой. Античность воспринималась как свободная эпоха, в которой личность развивалась духовно и физически. С точки зрения классиков, это был идеальный исторический период без общественных противоречий и социальных конфликтов. Памятники культуры также были образцом для подражания.

В мире можно выделить три фазы развития классицизма:

  • Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
  • Ампир.

Эти эпохи относятся как к Европе, так и к России, хотя русский классицизм можно считать самостоятельным архитектурным направлением. Как и европейский классицизм, он стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Помимо классицизма, существовали и другие архитектурные (и культурные) движения: Рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Он начался с воцарения Екатерины Великой. Классицизм соответствовал укреплению культа государства, провозглашавшего примат общественного долга над личными чувствами. Вскоре после этого идеи Просвещения нашли свое выражение в теории классицизма, так что «эстетский классицизм» XVII века превратился в «классицизм эпохи Просвещения». Так были созданы архитектурные ансамбли в центрах русских городов, особенно в Санкт-Петербурге, Твери, Костроме и Ярославле.

Особенности классицизма

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, недвусмысленности и логической проверке. Преобладали монументальные здания прямоугольной формы.

Другой характерной чертой и главной целью было подражание природе, гармоничное и современное одновременно. Красота понималась как нечто, возникающее из природы и в то же время превосходящее ее. Он должен был представлять истину и добродетель и заниматься нравственным воспитанием.

Архитектура и искусство должны были способствовать развитию личности, чтобы человек мог стать просвещенным и цивилизованным. Чем сильнее связь между искусствами, тем эффективнее их действие и тем легче достичь цели.

Преобладающие цвета — белый, голубой и глубокие оттенки зеленого, розового и фиолетового.

Отталкиваясь от античной архитектуры, классицизм использует строгие линии и плавные узоры; элементы повторяются и гармоничны, формы четкие и геометричные. Наиболее важными украшениями являются рельефы на медальонах, статуи на крышах и ротондах. На внешней стороне часто присутствовали древние орнаменты. В целом, оформление было сдержанным, без излишеств.

Классицизм в музыке

Единственными примерами классицизма в музыке являются композиторы XVII и XVIII веков. Среди них такие великие композиторы, как:

  • Франц Йозеф Гайдн (австриец, 1732–1809);
  • Франц Шуберт (австриец, 1797–1828);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (австриец, 1756–1791);
  • Людвиг ван Бетховен (немец, 1770–1827).

А в качестве акустического примера вы можете насладиться этим замечательным произведением Моцарта:

Струнный квартет № 17 си-бемоль мажор, K 458 Моцарта в исполнении струнного квартета Amadeus Quartet.

Вопреки распространенному мнению, классическая музыка — это не просто любая музыка с классическими инструментами, а музыка определенной эпохи в развитии музыкального творчества, а именно между 1750 и 1825 годами.

Знаменитая эпоха барокко с ее трагизмом, пышностью, роскошью и великолепием начала угасать. И музыкальный классицизм стал наполнять публику глотком свежего воздуха. Вместо мрачного и меланхоличного барокко утвердился оптимистичный и жизнерадостный тон.

Классицизм уже основан на естественных красках жизни, свободе, простоте и природе.

Литовский пианист Вадим Хаймович играет Бетховена, Моцарта, Шуберта, Розетти и других известных композиторов.

Классицизм воспринимается публикой как нечто ясное и гармоничное, что можно услышать в мягко льющихся нотах произведений. Величайшими представителями этой эпохи по праву считаются композиторы венского классицизма: Гайдн, Бетховен и Моцарт.

Классицизм в живописи

А в качестве примера классицизма в живописи можно привести картину французского художника Николя Пуссена «Танец в музыке времени». В этом случае, как и многие художники-классицисты, он опирался на образы из античной мифологии.

Никола Пуссен

Дата обновления 16/03/2020.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий