Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — русский писатель, поэт, философ, переводчик и автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Он был либеральным мыслителем, отвергавшим абсолютизм и крепостное право, что принесло ему репутацию «первого русского революционера».
Александр Радищев — «бунтовщик хуже Пугачёва»
Путешествие Радичева из Петербурга в Москву» так напугало власти, что спустя столетие после первого издания оно не было свободно опубликовано в России.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Пензенской области в богатой аристократической семье. Его детство было счастливым и беззаботным. У будущего писателя было шесть братьев и четыре сестры.
В возрасте семи лет юного Сашу отправили жить к родственникам в Москву, а когда ему исполнилось тринадцать, его определили в пажеский корпус в Петербурге. Этикет и куртуазные манеры были не по вкусу Радищеву. Но учился он так прилежно, что за выдающиеся успехи был направлен в Лейпцигский университет для дальнейшего изучения иностранных языков, моральной философии, римской истории и «Закона природы и человека». Будущий автор провел пять лет в Германии.
Когда Радичев и его спутники вернулись из Лейпцига, их переполняли искренние патриотические чувства: На престоле восседала Екатерина II, просвещенный и деятельный монарх. Но их энтузиазм по поводу власти Екатерины испарился, когда они столкнулись с суровыми реалиями жизни.
Служить не рад
В Ст. В Петербурге молодой, образованный и увлеченный Радичев начал свою карьеру в качестве протоколиста в Сенате, где он увидел основы государства и его официального функционирования во всей их полноте и первым из русских литераторов описал их природу: «Они считают, и часто справедливо, что для достижения своей цели им необходима симпатия каждого, кто хоть мизинцем касается их дела, и для этого они используют ласку, лесть, благосклонность, подарки, милости и все, что только можно придумать, не только для того, кто от которого зависит исполнение их просьбы, но и для всей его свиты: секретаря, секретаря секретаря, если он есть, чиновников, охранников, слуг, лакеев, любовниц, а если рядом окажется собака, то и ее не дадут погладить. «
В возрасте 26 лет Радишев женился. Его женой была Анна Васильевна Рубановская. Родители долгое время были против этого брака, так как надеялись найти более перспективного партнера для своей дочери. Но в конце концов семья была вынуждена сдаться.
В 1777 году Александр Николаевич принял должность асессора в коммерческом училище. Он подошел к своему новому заданию с большой ответственностью и начал приобретать знания в области торговли. Радищев тщательно изучал историю торговли и российское торговое законодательство, полагая, что все это пригодится ему в новой должности.
Через три года он стал заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни. Во время работы в таможне в семье Радичева случилось несчастье: в 1783 году после тяжелых родов умерла его жена Анна. 34-летний Александр Николаевич остался с четырьмя детьми на руках. Однако он не ушел на пенсию. В 1785 году Радишев получил императорский орден Святого князя Владимира 4 из рук самой Екатерины II.
Резкие изменения в жизни Радищевых начались после смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. Новый император Павел Петрович, желавший отменить как можно больше решений своей матери, почти сразу после ее смерти подписал указ о возвращении из ссылки опального писателя. Автору разрешили жить в имении отца в Калужской области. Он так и не смог вернуться в Санкт-Петербург. На обратном пути, в Тобольске, Елизавета Васильевна умерла от простуды. Потеряв своего верного друга, Александр Николаевич, ослабевший, с детьми на руках, снова остался один.
После падения Павла I в результате заговора и восшествия на престол Александра I в 1801 году Радичев был полностью амнистирован и восстановлен в чине и дворянстве.
Старый друг автора по Петербургу, граф Александр Воронцов, предложил поручить ему написать законы. Радищев был в восторге: наконец-то он сможет воплотить свои идеи в законы. Однако планы Александра Николаевича на свободу возмутили главу комиссии графа Петра Завадовского, который пригрозил ему дальнейшей ссылкой в Сибирь.
Подавленный и разочарованный, Радичев был в таком отчаянии, что решил покончить жизнь самоубийством. Утром 11 сентября 1802 года он сделал глоток из заранее приготовленного стакана так называемой царской водки, затем взял бритву и попытался заколоть себя. Его родственникам удалось остановить его и вызвать врача. Но тщетно — через несколько часов писатель умер. Незадолго до своей смерти он сказал: «Будущие поколения отомстят за меня».
- А.Н. Радищев. Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений.
- О.И. Елисеева. Радищев, 2015.
- Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями, 1959.
- Фото главной: 100knig.com
- Фото лида: antikbooks.ru
Детские годы и образование
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в деревне Немцово, затем его семья переехала в деревню Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец забрал Радичева в Москву. Мальчика взял к себе А. Аргамаков, который в то время был директором Московского университета. Радичева там учила специально нанятая гувернантка-француженка.
В 1762 году Александр Николаевич был посвящен в рыцари и принят в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по приказу Екатерины II он был отправлен в Германию, где поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. В краткой биографии Радичева стоит отметить, что в этот период своей жизни писатель был увлечен работами Вольтера, Руссо, Гельвеция и Рейнальда.
Карьера и начало литературной деятельности
В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Санкт-Петербург. Получив звание советника, он устроился на работу секретарем в Сенат. В том же году отрывок из его книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был впервые анонимно опубликован в журнале «Живописец».
В 1773 году Радишев поступил на военную службу в качестве главного аудитора в штаб Финляндской дивизии. Автор опубликовал перевод книги Мабли и завершил свои работы «Упражнения офицера» и «Дневник одной недели». В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.
В 1777 году Радищев поступил на службу в коммерц-коллегию, возглавляемую графом А. Воронцовым. С 1780 года Александр Николаевич работал в Санкт-Петербургской таможне, через десять лет стал ее директором. В 1783 году он написал оду «Вольность», в 1788 году — «Жизнь Ф. В. Ушакова».
Ссылка в Сибирь
В 1790 году Радичев закончил свою самую важную работу «Путешествие из Петербурга в Москву» и напечатал ее в своей домашней типографии. В книге автор смело выступает в защиту крепостной системы в России. Это вызвало яростный протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, но приговор был заменен на десять лет ссылки в тюрьму в Иллимске, Сибирь.
Во время пребывания в Сибири Радичев, биография которого была неотделима от писательства, изучал традиции края и создал произведения «Письмо о китайской торговле», «О человеке, смертности и бессмертии», «Краткое повествование о приобретении Сибири» и другие.
Творчество
После возвращения Александр получил звание титулярного советника и начал службу в Сенате в качестве протокольного офицера. В свободное время он посвящал себя переводам. Так, он перевел «Размышления о греческой истории» Ж.Б. де Мабли и ряд других работ. В 1773 году Радичев написал рассказ, основанный на собственной биографии, под названием «Дневник одной недели», который был опубликован только в 1811 году. Это была первая эмоциональная исповедь в русской литературе. В те же годы он написал «Историю российского Сената», которая вскоре после этого была уничтожена.
Радищев на допросе. Искусство. Н. Баранов
В 1773 году Александр Николаевич начал работать конституционным судьей в Финляндской части. Именно в это время он узнал о восстании Пугачева. Это событие произвело на него такое сильное впечатление, что с тех пор он стал ярым противником крепостного права. В 1775 году Радичев вышел в отставку и поступил на регулярную службу только через несколько лет. Прослужив в качестве легального консула до 1780 года, он поступил на службу в Санкт-Петербургскую таможню и стал ее управляющим. Конец 1780-х годов был временем активного творчества. В 1780 году он написал «Речь Ломоносова», а в 1783 году завершил оду «Вольность». В 1782 году Радичев написал своему другу С.Н. Янову «Письмо к другу, живущему в Тобольске», в котором содержались рассуждения о роли Петра I в истории России. Другое автобиографическое произведение было написано в 1788 году и описывает жизнь автора в Лейпциге.
Дорога в изгнание. Искусство. С Бойм.
В 1780 году на заседании Общества друзей литературы, членом которого он был, он выступил с «Рассуждением о том, что такое сын отечества», главной идеей которого была мысль о том, что человек — «свободное существо». Помимо литературных произведений, Радисефф писал и научные работы. Им были созданы: «Проект нового общего тарифа», «Описание Петроградской губернии», «Описание Тобольской губернии» и другие работы.
Главные произведения
В 1790 году он написал главный труд «Путешествие из Петербурга в Москву», после прочтения которого Екатерина II назвала автора «худшим революционером, чем Пугачев». Издатели опасались судебного преследования за публикацию «Путешествия», поскольку оно было проникнуто антисоветским духом. Именно поэтому все они отказались печатать его. Радищеву не оставалось ничего другого, как купить печатный станок и установить его у себя дома.
Илим Острог
Он напечатал 650 экземпляров, которые были розданы друзьям и знакомым. Радичев был заключен в крепость и через некоторое время осужден Сенатом и Собором. После его представления императрице автор был признан виновным в публикации произведения. В именном указе подчеркивалось, что тяжесть его вины эквивалентна смертной казни. Однако, благодаря миру со Швецией, его казнь была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. В момент ареста на Радичеве была легкая летняя одежда, в которой он был выслан из крепости. Вполне вероятно, что Екатерина, видя, как сильно Радичев страдает от заточения, надеялась, что он не дойдет до места назначения. Однако граф Воронцов распорядился обеспечить автора подходящей одеждой для столь длительного путешествия.
Радищевский музей в Саратове
В ссылке Радищев был отправлен в Илимский замок. Там он отбыл длительный пятилетний срок заключения. Его жизнь постепенно улучшалась, он начал помогать местным жителям, леча их и прививая их детей от оспы. Он также построил компактную гончарную печь для обжига посуды. И, конечно, он никогда не оставлял свою литературную деятельность.
Последние годы
Когда к власти пришел Павел I, Радичев был освобожден, но при условии, что он будет жить только в своих деревнях. Он переехал в Немцово, где находился под постоянным наблюдением полиции. Его переписка также строго контролировалась. Но Александр Николаевич не сдавался, за это время он написал поэму «Бова», «Описание моих владений» и другие произведения.
Музей Радищева в родном городе
Радищев был полностью амнистирован в царствование Александра I. Ему был возвращен дворянский титул. Ему вернули дворянское звание и разрешили жить в Петербурге. Новый император, распознав в Радищеве то, чего не видели другие, включил его в комиссию по составлению законов. Александр Николаевич Радищев умер 24 сентября 1802 г. Сегодня существует несколько версий его смерти: Одна из них (наиболее вероятная) утверждает, что он был отравлен, другая — что умер от чахотки, третья — что погиб в результате несчастного случая. Он похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Его могила находится в Литераторских мостках.
Философские воззрения
«Философские взгляды Радичева носят следы влияния различных течений в европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира и утверждал, что «существование вещей не зависит от силы знания о них и существует само по себе». Согласно его эпистемологическим взглядам, «опыт является основой всех естественных знаний». При этом сенсорный опыт, который является основным источником знаний, объединяется с «логическим опытом». Человек, существо телесное, как и вся природа, занимает свое место в мире, в котором нет ничего «вне телесности». По мнению Радичева, человеку отведена особая роль, он является высшим выражением телесности, но в то же время он неотделим от животного и растительного мира. Мы не недооцениваем человека, — утверждал Радичев, — мы находим сходство в его составе с другими живыми существами, которое показывает, что он, по сути, следует тем же законам, что и они. Как может быть иначе? Разве он не настоящий?»
Фундаментальное отличие человека от других живых существ заключается в том, что у него есть разум, благодаря которому он обладает «способностью познавать вещи». Однако еще более важным отличием является способность человека к моральным действиям и суждениям. «Человек — единственное существо на земле, которое знает зло, зло»; «особое качество человека — его бесконечная способность как к совершенствованию, так и к развращению». Как этик, Радичев отвергал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что самолюбие не является источником нравственных чувств: «Человек — существо сострадательное». Будучи сторонником идеи «естественного права» и приверженцем концепции естественной природы человека («права природы никогда не исчерпываются в человеке»), Радичев не разделял одновременно противопоставление Руссо общества и природы, культурных и природных истоков человека. Для него социальное существование человека является одновременно естественным и физическим. По сути, между ними нет принципиальной границы: «Природа, люди и вещи — это педагоги людей; климат, местная ситуация, правительство, характер обстоятельств — это педагоги людей». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радичев отстаивал идеал нормальной, «естественной» жизни и буквально считал царящую в обществе несправедливость социальной болезнью. Подобную «болезнь» он обнаружил не только в России. Так, касаясь ситуации в рабовладельческих Соединенных Штатах Америки, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют ни надежных средств к существованию, ни собственного от зноя и тьмы (мороза) укров». В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» Радичев остался верен своему натуралистическому гуманизму при рассмотрении проблем метафизики и признал неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Разве душа не растет вместе с телом, не становится храброй и сильной, не увядает и не тупеет? В то же время он не без сочувствия цитировал слова мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганн Гердер, Моисей Мендельсон и другие). Позиция Радишева была не атеистической, а скорее агностической, что соответствовало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного и ориентированного на «естественность» мироустройства, но чуждого теизму и нигилизму.» 8
Цитаты
«Абсолютизм больше всего противоречит человеческой природе, и люди имеют право судить деспотичного монарха».
«Только когда вы научитесь видеть человека в другом человеке, вы станете человеком».
«Ничто не кажется нам таким обычным, ничто не кажется таким простым, как наш язык, но на самом деле ничто не является таким удивительным, таким прекрасным, как наш язык».
«Я называю добродетелью способность действовать, полезную для общего блага».
Арест и ссылка
В конце июня 1790 года в дом Александра Радичева пришла полиция. Писатель был немедленно арестован и доставлен в Петропавловскую крепость. Его делом занимался жестокий глава секретной службы, и поэтому Радичева пытали на допросах в течение всего июля. Затем его дело было рассмотрено в Уголовной палате Санкт-Петербурга. Вскоре после этого он был приговорен к смертной казни.
Писатель ждал исполнения приговора больше месяца, но в начале сентября ему сообщили, что императрица помиловала его и заменила смертную казнь ссылкой в Сибирь. Он был отправлен в тюрьму Илим на десять лет. Но Александр Радичев просто не доехал бы до места назначения по состоянию здоровья, если бы не помощь его старого друга и покровителя Александра Воронцова.
Граф посылал деньги чиновникам, мимо которых он проходил, и писал письма с просьбой отнестись к автору более снисходительно. А в начале 1792 года Радичев прибыл в Илимск. Вместе с ним в изгнание отправились два его сына и сестра его покойной жены.
Радичев писал заметки о своем путешествии в Сибирь. Автор изучил историю региона и собрал информацию о мыслителях конца восемнадцатого века. Однако Радичев не остался в ссылке на весь срок, так как к власти пришел Павел Первый, который попытался отменить многие решения своей матери. Он освободил автора.
Личная жизнь
Краткая биография Радищева интересна еще и тем, что он был влюблен в девушку, родители которой были против избрания их дочери. Им не нравилось, что Александр Николаевич был государственным служащим. Но в 1775 году они дали свое согласие, и знаменитый писатель женился на Анне Рубановской. От этого брака родились три сына и дочь.
Но семейная жизнь не была счастливой, так как его жена умерла при родах. Воспитанием детей занималась ее сестра Елизавета, которая позже отправилась в ссылку вместе с Радищевым. Однако оттуда она не вернулась, так как умерла в 1797 году.
Осенью 1802 года умер известный писатель Александр Радичев. Известно, что незадолго до этого он написал слова о мести своим потомкам. В каждой биографии Радичева кратко описывается, что привело писателя к смерти. Обычно, когда студенты изучают его работы в классе, они задаются вопросом, что стало причиной его смерти.
Существует несколько версий того, как Радичев погиб. Поэтому интересна та, которая объясняет, что сын известного писателя приготовил жидкость для чистки погон, а Александр Николаевич выпил ее по ошибке. Такой состав состоял из смеси азотной и соляной кислоты. Официальной версией, однако, была смерть от чахотки.
Отношение к творчеству Радишева было неоднозначным: революционеры ценили автора, но часто критиковали его. Александр Пушкин считал свой сказочный травелог посредственным литературным произведением.
Талантливый писатель проделал путь от Санкт-Петербурга до Сибири за 480 дней. Второй брак знаменитого писателя возмутил светское общество, поскольку брак с невесткой считался кровосмесительным. Даже его отец не хотел этого брака. Известно, что от этого союза родилось еще трое детей, которые долгое время считались незаконнорожденными.
Восприятие Радищева в XIX—XX вв.
Осознание того, что Радичев был не писателем, а общественным деятелем, отличавшимся впечатляющими моральными качествами, пришло вскоре после его смерти и в основном определило его дальнейшую посмертную судьбу. И.М. Борн в своем обращении к Обществу любителей изящных искусств, произнесенном в сентябре 1802 года и посвященном смерти Радищева, говорит о нем:
«Он любил истину и добродетель. Его пламенная любовь к человечеству жаждала просветить всех своих собратьев этим бессмертным лучом вечности.
N. М. Карамзин назвал Радищева «честным человеком» («honnête homme») (это устное свидетельство воспроизведено Пушкиным в качестве эпиграфа в статье «Александр Радищев»). Мысль о превосходстве человеческих качеств Радищева над его литературным талантом особенно емко выражена П.А. Вяземским, который в письме к А.Ф. Воейкову объясняет свое желание изучить биографию Радищева:
«Обычно у нас есть невидимый человек, который стоит за автором. У Радищева, однако, писатель стоит на плече, а человек — головой выше ног».
Статья А.С. Пушкина, естественно, должна ассоциироваться с такой концепцией. Оценка А.И. Герцена в 1858 году при публикации его поездки в Лондон (он причислял Радищева к «нашим святым, нашим пророкам, нашим первым сеятелям и первым борцам») и в 1918 году привела к следующей характеристике А. Луначарского: «пророк и предтеча революции». Характеристика В. Луначарским Радищева как «пророка и предтечи революции», несомненно, относится к первым десятилетиям XIX века, когда он оценивал путешествие из Петербурга в Москву не как художественное произведение, а как человеческий подвиг. Г.В. Плеханов отмечал, что под влиянием идей Радищева «произошли важнейшие общественные движения конца XVIII и первой трети XIX века». Следует отметить, что при допросе декабристов Следственная комиссия, назначенная императором Николаем I и возглавляемая им, спросила «из какого периода и откуда они взяли первые идеи свободомыслия», чтобы показать беспечное отношение декабристов. Декабристы действительно называли имена великих французских мыслителей эпохи Просвещения, английских экономистов и немецких философов, приводили примеры из произведений великих мыслителей древности, но подавляющее большинство из них не упомянули ни одного из них.
До 1970-х годов доступ к «Путешествию» для широкого читателя был крайне ограничен. Когда в 1790 году перед арестом автора были уничтожены почти все экземпляры «Путешествия из Петербурга в Москву», до снятия запрета цензуры в 1905 году общий тираж нескольких экземпляров этого произведения едва превышал полторы тысячи. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого «Путешествие по России» больше не публиковалось в течение 30 лет. В последующие годы она издавалась несколько раз, но в основном для нужд школ, с сокращениями и мизерным по советским меркам тиражом. Уже в 1960-е годы советские читатели жаловались, что невозможно найти «Путешествие» в магазине или областной библиотеке. Только в 1970-х годах «Путешествие» было опубликовано в действительно широком масштабе. В период 1930-1950 гг. под руководством Г. Гуковского вышло три издания «Путешествия» — трехтомное «Полное собрание сочинений Радичева», в котором было опубликовано или впервые приписано автору много новых текстов, в том числе философских и юридических.
Философские воззрения
«Философская концепция Радичева несет на себе следы влияния различных течений в европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «существование вещей не зависит от власти знания над ними и существует само по себе». Согласно его эпистемологическим взглядам, «опыт является основой всего естественного знания». При этом сенсорный опыт, который является основным источником знаний, объединяется с «логическим опытом». Человек, существо телесное, как и вся природа, занимает свое место в мире, в котором нет ничего «кроме телесности». По мнению Радичева, человеку отведена особая роль, он является высшим проявлением телесности, но в то же время он неотделим от животного и растительного мира. Мы не недооцениваем человека, — утверждал Радичев, — мы находим сходство в его составе с другими живыми существами, которое показывает, что он, по сути, следует тем же законам, что и они. Как может быть иначе? Разве он не настоящий?»
Фундаментальное отличие человека от других живых существ заключается в том, что у него есть разум, благодаря которому он обладает «способностью познавать вещи». Однако еще более важным отличием является способность человека к моральным действиям и суждениям. «Человек — единственное существо на земле, которое знает зло, зло»; «особое качество человека — его бесконечная способность как к совершенствованию, так и к развращению». Как этик, Радичев отвергал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что самолюбие не является источником нравственных чувств: «Человек — существо сострадательное». Будучи сторонником идеи «естественного права» и приверженцем концепции естественной природы человека («права природы никогда не исчерпываются в человеке»), Радичев не разделял одновременно противопоставление Руссо общества и природы, культурных и природных истоков человека. Для него социальное существование человека является одновременно естественным и физическим. По сути, между ними нет принципиальной границы: «Природа, люди и вещи — это педагоги людей; климат, местная ситуация, правительство, характер обстоятельств — это педагоги людей». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радичев отстаивал идеал нормальной, «естественной» жизни и буквально считал царящую в обществе несправедливость социальной болезнью. Подобную «болезнь» он обнаружил не только в России. Так, касаясь ситуации в рабовладельческих Соединенных Штатах Америки, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, в то время как тысячи не имеют надежных средств к существованию, даже собственного от зноя и тьмы (мороза) укров». В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» Радичев остался верен своему натуралистическому гуманизму при рассмотрении проблем метафизики, признавая неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Разве душа не растет вместе с телом, разве не становится смелой и сильной, разве не увядает и не тупеет? В то же время он не без сочувствия цитировал слова мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганн Гердер, Моисей Мендельсон и другие). Позиция Радишева была не атеистической, а скорее агностической, что соответствовало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного и ориентированного на «естественность» мироустройства, но чуждого теизму и нигилизму. 5
Сочинения
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву — СПб.: б. и., 1790. — 453 с.
- Радищев А. Н. Князь М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»; А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». С предисловием Искандера (А. И. Герцен). — London, Trübner, 1858.
- Радищев А. Н. Сочинения. В двух томах./Под ред. П. А. Ефремова. — СПб., 1872. (издание уничтожено цензурой)
- Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. — М.: В. М. Саблин, 1907. — 486 с.: п., То же Т. 2. — 632 с.: ил.
- Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 — М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. — 501 с.: п. То же Т. 2 — М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. — 429 с.
- Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И.А. Груздев, В.П. Друзин, А.М. Еголин и др.. — Л.: Сов. писатель, 1947. — 210 с.: п.
- Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. — М.; Л.: Гослитиздат, 1949. — 855 с.: П, к.
- Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. — Л.: Госполитиздат, 1949. — 558 с.: п.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749—1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. — М.; Л.: Гослитиздат, 1950. — 251 с.: ил.
- Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. К 150-летию со дня смерти. 1802—1952 / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. — М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.: п.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Вступит. статья Д. Благого. — М.: Дет. лит., 1970. — 239 с. То же — М.: Дет. лит., 1971. — 239 с.
- Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. — М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) —— 400 с, ил. То же. — 2-е изд., перераб. и доп. — 1978. — 511 с, ил.