Вторая революция этого века в России, которая произошла на наших глазах, еще более страшная, более разрушительная, более подлая, чем первая. Сегодняшние революционеры тайно и коварно запустили машину разрушения. Знамена зла осеняют их действия от начала и до конца. У большевиков возникла идея.
Биография Платонова
Андрей Платонов был русским советским писателем и поэтом, драматургом, эссеистом, сценаристом, журналистом и военным корреспондентом. Большинство его работ были опубликованы только после его смерти.
Биография Платонова, как и его творчество, была полна сложных противоречий, что является уделом выдающихся людей.
Вот краткая биография Андрея Платонова. Читайте интересные факты о нем здесь.
Краткая биография Платонова
Андрей Платонов (Климентов) родился в Воронеже 16 августа 1899 года. Он был первым ребенком в семье. Его отец, Платон Фирсович, работал инженером и слесарем в железнодорожных мастерских.
Он был награжден за свой нелегкий труд и дважды удостоен звания «Герой труда». Его мать, Мария Васильевна, занималась в основном домашним хозяйством. У супругов было 11 детей, поэтому главе семьи приходилось постоянно работать в мастерских, чтобы хоть как-то прокормить свою большую семью.
Однако, когда старшие дети подросли, они стали помогать отцу, работая рядом с ним.
В возрасте семи лет Эндрю был зачислен в церковную школу. В 1909 году он смог посещать 4-ю городскую школу.
В возрасте 13 лет Платонов начал работать за плату. В последующие годы ему пришлось работать в различных мастерских Воронежа.
Творчество
В 1918 году будущий писатель поступил в железнодорожный техникум, который, однако, не закончил из-за гражданской войны. Во время войны Андрей Платонов служил в Красной Армии.
Октябрьская революция сильно повлияла на его биографию и дала определенный толчок к началу его творческой деятельности.
В годы после революции Платонов решил сменить фамилию и начал работать в различных издательствах. Он пробовал себя в качестве критика, журналиста и поэта.
В 1921 году он опубликовал свою первую книгу под названием «Электрификация». Ранние рассказы автора были несколько агрессивными.
Переломный момент в его творческой биографии наступил в 1921 году, когда он встретил свою будущую жену.
Когда у Платонова родился первенец, он опубликовал сборник стихов под названием «Голубые глубины». В 1926 году он опубликовал рассказ под названием «Замки Епифании».
Вскоре Платонов решил переехать в Москву. Этот шаг оказал на него положительное влияние. Столица очень вдохновила его, и следующий год был очень плодотворным для Андрея Платоновича.
Он успел написать множество известных романов и рассказов: «Сокровенный человек», «Неземной путь», «Как горела лампа Ильича», «Ямская слобода», «Город грантов» и другие.
В 1929 году он написал роман «Чевенгур», а годом позже — социальную притчу «Котлован». При жизни Андрея Платонова эти произведения не были опубликованы. Причиной этого стало противостояние господствующим принципам и цензуре.
Например, рассказ «Впрок», напечатанный в 1931 году, вызвал большое недовольство со стороны Иосифа Сталина. Лидер даже хотел лишить Платонова права публиковаться в любых изданиях.
В 1934 году давление со стороны властей несколько ослабло. В это время Платонов решил отправиться с друзьями в Среднюю Азию. Посещение Туркменистана вдохновило его на написание рассказа «Такыр», который также вызвал бурю негодования и критики.
Читая некоторые работы Платонова, Сталин писал на полях книги оскорбления в адрес автора.
Несмотря на то, что власти часто «чинили препятствия» автору, ему удалось опубликовать несколько своих рассказов в 1936 году.
С началом Второй мировой войны он опубликовал несколько рассказов на военную тематику. В середине двадцатого века Андрей Платонов полюбил литературную обработку народных сказок.
Творчество
Андрей Климентов учился в Техническом железнодорожном училище в 1918 году. Гражданская война помешала молодому человеку завершить учебу. Для Андрея это был новый этап в жизни. Во время гражданской войны он воевал в рядах Красной Армии. Октябрьская революция дала молодому человеку толчок к творчеству.
В начале двадцатых годов Климентов сменил фамилию и начал сотрудничать с редакциями различных журналов и газет в Воронеже. Он проверил свои силы как поэт, эссеист, критик и наблюдатель. Первая книга Андрея Платонова, «Электрификация», была опубликована в 1921 году. Его рассказы прежних времен отличаются агрессивностью. В 1921 году тон автора изменился после того, как он встретил свою будущую жену.
В год рождения своего первенца Платонов опубликовал сборник стихов под названием «Голубые глубины». В 1926 году автор завершил работу над рукописью повести «Епифанские замки». Переезд в Москву и определенная известность вдохновили автора. Следующий год был очень плодотворным для Платонова. Из-под пера автора вышли повести «Скрытый человек», «Город гранат», «Путешествие в эфир», а также рассказы «Песочный мастер», «Как горела лампа Ильича», «Ямская слобода».
Свои главные произведения Платонов создал в начале 1930-х годов. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году — над социальной притчей «Котлован». Эти работы не были опубликованы при его жизни. Его отношения с властями и цензорами были очень напряженными. Автор был неоднократно дискредитирован. Рассказ «Впрок», опубликованный в 1931 году, вызвал большое недовольство Сталина. Политик потребовал лишить автора возможности опубликовать ее.
В 1934 году давление со стороны властей несколько ослабло. Платонов отправился в поездку по Средней Азии вместе со своими коллегами. После посещения Туркменистана автор вдохновился и написал рассказ «Такыр», который вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин прочитал некоторые работы Платонова, он оставил на полях заметки в виде ругательств, характеризующих автора.
Несмотря на неодобрение режима, ему удалось опубликовать несколько своих рассказов в 1936 году. После начала Второй мировой войны в его творчестве появился тезис на тему войны. В 1950-х годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок.
Личная жизнь
Андрей Платонов женился в возрасте 22 лет. Его невестой была Мария Касинцева. Девушка была первым серьезным увлечением писателя. Через шесть лет после начала брака Платонов написал рассказ «Песочный мастер», который он посвятил своей жене. В основе сюжета лежат события из биографии Марии Александровны.
Будущая жена писателя переехала в деревню в 1921 году, чтобы избежать романа с Платоновым. Этот «побег от любви» является основой для рассказа учителя. Мария жила в шестидесяти километрах от города. Автор навещал свою невесту два-три раза в месяц. С беременностью Марии окончательно решился вопрос о ее отношениях с Платоновым. Благодаря своей настойчивости, автору удалось убедить девушку выйти за него замуж в 1921 году. В 1922 году в семье родился сын, названный Платоновым в честь отца писателя.
В том же году его брат и сестра умерли от ядовитых грибов. Он впал в тяжелое душевное расстройство, разрываясь между счастьем брака и горем за семью. Мать автора не могла найти общего языка с невесткой, Андрей Платонович оказался в сложной ситуации. Ему так и не удалось примирить двух самых важных женщин в его жизни.
В 1929 году, в возрасте 54 лет, умерла мать автора. Через семь лет после ее смерти Платонов написал рассказ «Третий сын», который посвятил Марии Васильевне.
Жизнь внука Климентова была короткой и трагичной. В детстве Платон сильно болел и рос капризным и неуправляемым юношей. В возрасте пятнадцати лет он был отправлен в тюрьму. Во время своего заключения Платон заболел туберкулезом. Молодой человек умер от чахотки в возрасте двадцати лет. Незадолго до смерти Платон Андреевич стал отцом.
Личная жизнь писателя нашла отражение в произведениях Платонова. Его герои страдают вместе с ним, любят вместе с ним, сходят с ума и умирают. Платонов стал дедом, но потеря сына разрушила его внутреннюю сущность.
В 1944 году Мария Александровна решила родить во второй раз. Родилась дочь автора, Маша. К этому времени Платонов уже был болен чахоткой. Фотография последних лет жизни писателя дает ясное представление о состоянии его души и тела.
Смерть
Во время Второй мировой войны Андрей Платонович имел звание капитана и служил корреспондентом газеты «Красная звезда». Автор принимал участие в военных операциях, не отсиживался на заднем плане, был скромным в жизни солдата. По одной из версий, Платонов заболел туберкулезом во время войны. Солдатский быт помог автору собрать материал для рассказов и очерков с фронта, которые печатались в журнале «Красная звезда».
Единственный сын писателя умер в 1943 г. Платонов долго заботился о нем, но молодой человек так и не оправился после плена. По одной из версий, автор заразился туберкулезом от своего сына.
В 1946 году Платонов был освобожден по болезни. В том же году он закончил работу над повестью «Семья Ивановых», которая появилась в печати под названием «Возвращение». Платонова снова захлестнула волна критики. Его обвинили в клевете на воинов-победителей и отлучили от церкви.
В последние годы своей жизни Платонов был вынужден зарабатывать на жизнь несколькими отрывочными литературными произведениями. Творчество автора было сосредоточено на переработке народных сказок. Интерес Платонова к детской литературе пробудила его маленькая дочь Машенька. В 1950 году автор закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». Советские мультипликаторы создали мультипликационные фильмы по этим историям в конце 1970-х годов.
Он умер от чахотки в Москве зимой 1951 года и был похоронен на армянском кладбище. В 1952 году закончилась жизнь отца автора. Жена Платонова умерла в 1983 году, пережив своего мужа на три десятилетия. Ее дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь изданию трудов отца. Она также написала одно из изданий его биографии.
Книги Платонова начали активно издаваться в 1980-х годах. Произведения автора вызвали волну интереса среди нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на армянском кладбище.
Светлана Малая
Платонов А.П. Записные книжки: материалы по биографии / Составитель Н.Корниенко — М.: ИМЛИ-ПОЛЕМОС, 2006 — 418 с. Андрей Платонов: Мир творчества: сборник. Сборник: Н. Корниенко, Е. Шубина — М.: Совр. писатели, 1994 — 430 с. Творчество Андрея Платонова: исследования и материалы; библиография — СПб: Наука, 1995 — 356 с.
Бабинский М.Б. Как читать художественную литературу: Учебное пособие для студентов, соискателей, преподавателей: На примере произведений М. Булгакова («Мастер и Маргарита») и А. Платонова («Интимный человек», «Котлован» и др.) — М.: Валент, 1998 г. — 128 с. Васильев В.В. Андрей Платонов: Жизнь и творческий этюд — М.: Современник, 1990 г. — 285 с. — (Для любителей русской литературы). Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья — М.: МИК, 1999 г. — 432 с. Ласунский О.Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова, 1899-1926 — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземья, 2007 — 277 с.: илл. Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: утверждения, факты, интерпретации, домыслы — М.: Издательство МГУ, 2003 г. — 408 с.: илл. Свительский В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня. — Воронеж: Рус. волость, 1998 г. — 156 с. Халмаев В.А. Андрей Платонов: В помощь учителям, старшеклассникам и абитуриентам. — Москва: Издательство МГУ, 2002 г. — 141 с. — (Перечитывая классику). Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К скрытому человеку. — М.: Сов. строитель, 1989. — 448 с. Шубин Л.А. В поисках смысла индивидуального и общего бытия: Об Андрее Платонове. М.: Сов. писатель, 1987. — 365 с. Яблоков Е.А. Неконтролируемые переходы: О Платонове, Булгакове и многих других — Москва: Пятая страна, 2005 г. — 246 с. — (Современные исследования в области русской культуры).
С.М.
Одинокий голос человека. По мотивам рассказа «Река Потудань», а также повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера». Сцен. Ю.Арабова. Реж. А.Сокуров. СССР, 1978-1987. В ролях: Т.Горячева, А.Градов и др. Отец. По мотивам рассказа «Возвращение». Реж. И.Соловов. Комп. А.Рыбников. Россия, 2007. В ролях: А.Гуськов, П.Кутепова и др.Родина электричества: Новелла из киноальманаха «Начало неведомого века». Сцен. и реж. Л.Шепитько. Комп. Р.Леденёв. СССР, 1967. В ролях: Е.Горюнов, С.Горбатюк, А.Попова и др.
Ерик. Режиссер М. Титов. Художественный руководитель: М. Черкасская, композиция: В. Быстряков. V. MYKHAILO V. MYRKRYKASKY. Корова, режиссер А. Петров. А. ПЕТРОВ, А. ПЕТРОВ.
Андрей Платонов — советский прозаик, поэт, эссеист и драматург. Большинство его лучших работ были опубликованы только после его смерти.
Андрей Платонович родился в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж), первенцем в семье железнодорожного мастера. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и механиком, дважды удостоен звания Героя Труда. Его мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часовщика. После замужества жена работала по хозяйству.
Андрей Платонов в детстве
Семья Климентовых была многодетной. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Почти все свое время Платон Фирсович проводил в мастерских. Старшие дети с раннего возраста помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.
В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковную школу. В 1909 году мальчик поступил в городскую четырехклассную школу. В возрасте 13 лет будущий писатель начал работать за плату. Молодой человек пробовал себя в разных профессиях и работал во многих мастерских Воронежа до восемнадцати лет.
Творчество
Андрей Климентов учился в Техническом железнодорожном училище в 1918 году. Гражданская война помешала молодому человеку завершить учебу. Для Андрея это был новый этап в жизни. Во время гражданской войны он воевал в рядах Красной Армии. Октябрьская революция дала молодому человеку толчок к творчеству.
В начале двадцатых годов Климентов сменил фамилию и начал работать в редакциях различных журналов и газет в Воронеже. Он пробовал себя в качестве поэта, журналиста, критика и обозревателя.
Первая книга Андрея Платонова, «Электрификация», была опубликована в 1921 году. Его рассказы прежних времен отличаются агрессивностью.
Переломный момент в творчестве писателя наступил в 1921 году, когда он встретил свою будущую жену.
Андрей Платонов в молодости
В год рождения своего первенца Платонов опубликовал сборник стихов под названием «Голубые глубины». В 1926 году автор закончил работу над рукописью повести «Епифанские лужи».
Переезд в Москву и определенная известность вдохновили автора. Следующий год был очень плодотворным для Платонова.
Из-под пера автора вышли повести «Скрытый человек», «Город гранат», «Путешествие в эфир», а также рассказы «Песочный мастер», «Как горела лампа Ильича», «Ямская слобода».
Свои главные произведения Платонов создал в начале 1930-х годов. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году — над социальной притчей «Котлован». Эти работы не были опубликованы при его жизни.
Его отношения с властями и цензорами были очень напряженными. Автор был неоднократно дискредитирован. Рассказ «Впрок», опубликованный в 1931 году, вызвал большое недовольство Сталина.
Политик потребовал запретить его публикацию.
Иллюстрация к рассказу Андрея Платонова «Котлован».
В 1934 году давление со стороны властей несколько ослабло. Платонов отправился в поездку по Средней Азии вместе со своими коллегами.
После посещения Туркменистана автор вдохновился и написал рассказ «Такыр», который вызвал новую волну неодобрения и критики.
Когда Сталин читал некоторые работы Платонова, он оставлял на полях пометки в виде проклятий, характеризующих автора.
Творчество Андрея Платонова
Выступление на 10-м съезде Союза писателей России (1999)
Наверное, я не единственный, кто в последние годы живет с ощущением, что наша общая борьба за укрепление Родины становится прискорбной реальностью. Не я один подозревал, что мы находились как-то не там, где должны были находиться — мы были на пустынном побережье, от которого Россия была отрезана и которое осталось незамеченным нами.
Для литературы, как ни для какого другого искусства, важны восприятие, резонанс и отношения с читателем. Литература вдохновляется и подпитывается энергией волны отклика. Мы пытаемся починить разбитые части, собрать их обратно, но они выскальзывают из наших рук и разваливаются на части без того прилипающего фактора, которым является внимание читателя.
И глухой дискомфорт охватывает нас — никогда прежде мы не были так честны в нашем гневе и боли по отношению к России, никогда прежде мы не подвергались такому жертвенному опустошению в наших попытках произнести громкие и значимые слова экуменической мобилизации. Было ли это напрасно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть большие стада, которые пасутся на наших добродетельных фермах.
Более крупные стада, в десять раз больше, которые собирают цветы, чем те, которые доставляют вонючую посуду. Это количество читателей, каким бы оно ни было. С одной стороны, они нам очень нужны, с другой стороны, они маленькие, они не имеют решающего значения. Они лишь пощекотали стороны айсберга в разных крайностях. Если бы завтра айсберг повернул против ветра, наши читатели не потеряли бы, а приобрели бы.
Общее количество, однако, останется примерно таким же. По сравнению с огромной массой гиганта, дрейфующего от непогоды и застывшего в культурной необходимости, это лишь крошечная часть того гиганта. За десять лет число читателей увеличилось почти в тысячу раз, и это, надо думать, щедрый расчет.
А что такое десять лет, как не миг? Литература потеряла не только свой статус, не только свою социальную значимость, но и свою органическую, личностную значимость. После Октябрьской революции произошел такой же крах народного бытия, распространился дурной вкус и пошлость, до этого никогда не доходило.
Стоит вспомнить, что сразу после Гражданской войны появились Солохов, Леонов, Булгаков, Платонов; талант молодого Есенина перерос в гениальность, и каждый из них начал новую жизнь, полную сомнений и борьбы, которой, казалось, суждено было повлиять на литературу.
Но до этого не дошло, несмотря на споры того времени, даже несмотря на указания агитпропа взорвать, уничтожить, стереть с лица земли старые формы искусства.
Что значит для искусства уничтожить старые формы искусства? Это убить родное искусство, отменить национальное самоопределение, сделать русский язык нерусским, превратить русскую душу в сток и раздолье для всех вкусов. Это не сработало. Теперь, когда я думаю об этом, возникает вопрос: есть ли какое-то значение в том, что молодая советская литература не стала дожидаться срока, отведенного Толстым для написания «Войны и мира», а сразу приступила к созданию одной эпопеи о Гражданской войне за другой, как бы спеша провозгласить незыблемость и силу отцовских принципов искусства?
В своей недавней статье Валентин Непомнящий сказал, что роковой ошибкой большевиков было то, что они не искоренили русскую классику и не позволили ей спасти культуру двадцатого века, а значит и Россию.
Смерть
Во время Второй мировой войны Андрей Платонович имел звание капитана и служил корреспондентом газеты «Красная звезда». Автор принимал участие в военных операциях, не отсиживался на заднем плане, был скромным в жизни солдата. По одной из версий, Платонов заболел туберкулезом во время войны. Солдатский быт помог автору собрать материал для рассказов и очерков с фронта, которые печатались в журнале «Красная звезда».
Единственный сын писателя умер в 1943 г. Платонов долго заботился о нем, но молодой человек так и не оправился после плена. По одной из версий, автор заразился туберкулезом от своего сына.
Андрей Платонов
В 1946 году Платонов был освобожден по болезни. В том же году он закончил работу над повестью «Семья Ивановых», которая появилась в печати под названием «Возвращение». Платонова снова захлестнула волна критики. Его обвинили в клевете на воинов-победителей и отлучили от церкви.
В последние годы своей жизни Платонов был вынужден зарабатывать на жизнь несколькими отрывочными литературными произведениями. Творчество автора было сосредоточено на переработке народных сказок. Интерес Платонова к детской литературе пробудила его маленькая дочь Машенька. В 1950 году автор закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». Советские мультипликаторы создали мультипликационные фильмы по этим историям в конце 1970-х годов.
Памятник Андрею Платонову в Воронеже
Автор умер от болезни в Москве зимой 1951 года и был похоронен на Армянском кладбище. Жизнь отца писателя закончилась в 1952 г. Жена Платонова умерла в 1983 г., пережив мужа на три десятилетия. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь изданию трудов отца. Она также написала одно из изданий его биографии.
Книги Платонова начали активно издаваться в 1980-х годах. Произведения автора вызвали волну интереса среди нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на армянском кладбище.