Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Бессонница гомер тугие паруса.

Море становится живым организмом благодаря воплощению «бледных», которые живут на планете уже многие тысячи лет. Поэтому она, наверное, мудрее гениального Гомера и знает все тайны человеческой любви.

⛵️Бессонница. Гомер. Тугие паруса

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я прочитал список кораблей в середине: Этот длинный выводок, этот поезд журавлей, который когда-то возвышался над Грецией.

Как журавлиный клин в чужих краях, На головах королей божественная пена — Куда ты летишь? Если это была не Елена, то почему вас интересует только Троя и ахейцы?

Море и Гомер движимы любовью. Кого мне слушать? И вот Гомер умолкает, а черное море, клубясь, рокоча, с тяжелым ревом подступает к передней стене.

Анализируем

Блестящей жемчужиной в цепи ранних произведений Осипа Мандельштама является стихотворение «Бессонница». Гомер. Тугие паруса», которая была написана в несколько необычной для автора манере.

Идея этого стихотворения возникла у Мандельштама во время посещения своего друга Максимилиана Волошина в Испании. Там Волошин показал Осипу фрагмент древнего корабля, из которого поэт создал образ древнего флота из «Илиады» Гомера. Бессонница, от которой страдал Мандельштам, паруса древних кораблей и творчество Гомера уживались в одном шаре.

В своей «Илиаде» древнегреческий поэт описывает, как собиралась армада кораблей для войны с Троей. Кораблей было более 1000, поэтому неудивительно, что Осип мог представить себе только половину флота. Потом он заснул — бессонница раскрыла свои объятия.

Линии интересны:

Где вы плаваете? Если бы не было Елены, чем была бы Троя для вас одних, ахейцы?

Напомню, что в поэме Гомера Елена — дочь бога и женщины и жена спартанского царя Менелая. Она была похищена Парисом, сыном царя Трои, и стала причиной великой Троянской войны.

Мандельштам пишет, что если бы Елена не была похищена, то Троя не имела бы никакого значения. Елена, вернее, ее похищение троянцами, является толчком к началу войны. Не пытался ли Мандельштам провести параллели с началом Первой мировой войны в 1915 году, потому что до убийства Франца Фердинанда никто не думал о войне? Разница лишь в том, что у Гомера война началась из-за любви (ради нее похищают Елену), тогда как в Европе война началась из-за убийств, из-за политических разногласий. Причины разные, но результат один и тот же.

И морем, и Гомером движет любовь.

Мандельштам подчеркивает природную силу любви. Ранее войны почти всегда разжигались по этой причине, в бой отправлялись армады кораблей и тысячи солдат вступали в рукопашный бой. Сейчас любовь отошла на второй план и больше не играет роли в сознании тех, кто находится на вершине процесса принятия решений. Вместо любви теперь деньги и власть.

В этих глубоких размышлениях о прошлом и настоящем автор попадает в сон, напоминающий бескрайнее море, по которому еще вчера вереницы кораблей Гомера плыли на войну с Троей:

И черное море, которое бурлит, рокочет и обрушивается на голову с тяжелым ревом.

Это впечатляющее короткое стихотворение, которое быстро выучивается благодаря небольшому размеру и четкой рифме.

Слушаем

В заключение рекомендуем вам послушать стихотворение Сергея Юрского.

ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет

История создания

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Узкие паруса…» была написана в 1915 году и включена во второе издание сборника «Камень», опубликованное в 1916 году. Эта коллекция содержит многочисленные ссылки на литературу, архитектуру и религию, среди которых выделяется раздел, содержащий ссылки на эллинистическую культуру.

Он упоминается в стихотворении «Бессонница». Гомер. Тугие паруса…» во второй песне «Илиады» Гомера, озаглавленной «Сон». Беотия, или Список кораблей». В этой песне описывается, куда и сколько ахейцев плывет на войну против Трои и кто управляет каким кораблем. Он состоит из 1 186 названий судов и имеет длину 366 строк.

Почему эпос Гомера послужил образцом для создания поэмы? Потому что Мандельштам был студентом романо-германского факультета историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета в то время, когда он написал это произведение. Студенты-литературоведы тогда, как и сейчас, обязательно изучают «Илиаду». Можно уснуть за перечислением и не заметить список союзников Трои, настолько он длинный. В итоге поэт не окончил университет и не получил диплом, но он сохранил свой опыт и материал для своего творчества.

Кроме того, Мандельштам посещал Максимилиана Волошина в Коктебеле с июня по август 1915 года. Затем поэт увидел старый затонувший корабль, образ которого, возможно, и побудил его написать стихотворение. Юг и его атмосфера в целом были важны для Мандельштама: он написал сборник эссе под названием «Феодосия» и большое количество стихотворений, образы и темы которых имеют очевидную связь с греческой культурой и видами Тавриды.

Жанр, направление, размер

Жанр поэмы «Бессонница. Гомер. Крепкие паруса…» — Элегия. Этот текст — размышление из первых уст о любви, главной движущей силе мира и культуры. Лирический герой страдает от бессонницы, и это становится отправной точкой его философских поисков.

Основным направлением Мандельштама был акмеизм. Хотя его первые стихи, появившиеся в первом издании «Петры», намекают на символистские влияния, здесь уже полностью отражена программа «Акмеиста»: субъективность образа и противостояние культуре прошлого, с которой неразрывно связаны современные поэты.

По словам Мандельштама, акмеизм — это «тоска по мировой культуре». Культура становится источником вечных ценностей. Если футуристы отвергли прошлое и выбросили классику с «корабля современности», то акмеисты установили «родовую вертикаль» к культуре прошлого, наладив диалог с далеким собеседником. В этой поэме Гомер становится таким собеседником.

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Песня «Тугие паруса…» состоит из трех строф. Ритм ямбический в гекзаметре с круговой рифмой и чередованием мужских и женских рифм (aBBa). Здесь нет имитации гекзаметра, поэтического формата древнегреческой эпической поэзии. Таким образом, культура Мандельштама и гомеровские образы сливаются воедино, показывая, насколько глубоко «Илиада» проникла в русскую культуру.

Образы и символы

Образная система стихотворения «Бессонница. Гомер. В основе «Тугих парусов…» лежат отсылки к «Илиаде» и группа морских изображений.

Символом красоты и любви здесь является прекрасная Елена, невольная виновница Троянской войны. Жена спартанского царя Менелая была украдена Парисом, троянским царевичем. Она становится символом красоты и любви, которые, хотя по сути своей являются добрыми и светлыми чувствами, приводят к преступлению и кровавой мести.

Образ «божественной пены» на головах царей связан с мифом о рождении Афродиты, богини красоты, которая вышла из пены морской. Таким образом, Мандельштам связывает два мифа: о Троянской войне и Афродите.

Изображения моря включают паруса, пену и корабли. Перед внутренним взором расстилается бескрайнее море, словно можно услышать рокот волн и почувствовать соль на губах. Кроме того, есть клин крана, который тянется в пространство, как группа кораблей.

Бесконечность поверхности моря, долгий путь стаи птиц — все это вполне можно ассоциировать с бессонницей, когда поток мыслей, кажется, не имеет конца, а время исчезает.

Образ моря становится ключевым. Она объединяет путешествие ахейцев, шум мыслей и творческий порыв. Море здесь становится живым существом, диким существом, не подверженным цивилизации. Это нечто языческое, пришедшее из времен до цивилизации. Это относится и к любви.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано ямбическим гекзаметром с пирровым ритмом. Рифма циклическая, женский род чередуется с мужским.

Направление, в котором развивался творческий гений Мандельштама, называется «акмеизм». С точки зрения теории литературы, это явление правильнее называть течением, поскольку оно не столь масштабно и далеко идуще, как, например, реализм или классицизм. Поэт-акимист предпочитает не абстрактные живописные символы, а конкретные и понятные художественные образы, метафоры и аллегории. Он пишет в доступной манере, не используя непонятные и сложные философские концепции.

Жанр — лирическая поэма.

Композиция

Новизна стихотворения определяется его структурой. Композиция в три этапа отражает то, как лирический герой преодолевает свои раздумья.

  1. Первый катрен – это завязка сюжета. Герой пытается уснуть, и вот, длинный список из ахейских кораблей в воображении героя превращается в «журавлиный поезд», стремящийся вдаль.
  2. Автор задаётся вопросом: куда, и зачем они плывут? Пытаясь ответить на этот вопрос во втором катрене, Мандельштам задаётся ещё более серьезными вопросами, вспоминая сюжет античной поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война, унесшая жизни сотен героев.
  3. Стихотворение заканчивается строкой, передающей душевное состояние лирического героя. Море шумит и гремит. Но, стоит предположить (учитывая, что произведение писалось в Коктебеле), что под эти звуки ночного, тёмного моря он, наконец, засыпает.

Образы и символы

Все образы и символы взяты автором из древней поэмы Гомера «Илиада». В ней рассказывается о конфликте между богами Олимпа, которые не хотят приглашать на пир богиню Дигонию. В порыве мести он поссорился с тремя женщинами из божественного пантеона (Гера, Афродита и Афина) и бросил на стол золотое яблоко, которое предназначалось самой красивой из них. Дамы отправились к Парису (троянскому принцу), самому красивому юноше в мире, чтобы он рассудил ее. Каждый предложил свой дар в качестве взятки, но Парис выбрал предложение Афродиты — любовь самой красивой женщины в мире, Елены, жены царя ахейцев. Мужчина похитил избранницу, после чего ее муж отправился на ее поиски вместе с армиями других правителей. Ахейцы не выдержали позора и объявили войну Трое, которая пала в бою, но сражалась очень храбро.

  • Список кораблей – длинное и однообразное перечисление, которое древнегреческий поэт Гомер добавил в свою поэму «Илиада». Именно столько судов отправилось на покорение Трои. Автор считал их, чтобы уснуть, ведь его сердце тоже околдовано любовью, он никак не может найти покой.
  • Божественная пена – это отсылка к появлению Афродиты, богини любви. Она вышла на берег из морской пены, являющейся в данном случае символом влюбленности.
  • Елена Троянская – женщина, из-за любви к которой полегли войска обеих сторон. Ахейцам не нужны были земли и власть, они пришли по зову сердца.
  • Противопоставление поэтического голоса Гомера и моря нужно для того, чтобы показать тщетность усилий лирического героя. Что бы он ни делал, ему не забыть собственного томления сердца, ведь все движется любовью. Море в данном случае – вольная стихия, возвращающая автора в настоящее время, в реальность, где его тоже терзает чувство.

Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Анализ стихотворения

Автор na5club Время чтения 4 минуты. Опубликовано 30/03/2020

Различные поэты обращались к древней цивилизации в своих произведениях. Осип Мандельштам не был исключением. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. «Тугие паруса» заставляют нас пережить не только историю Троянской войны, но и почувствовать силу любви. Интересно, что автор переходит от мифологической темы к размышлениям о будущем.

История создания

Стихотворение датируется 1915 годом, в это время Мандельштам находился в Коктебеле. Ранее поэт учился в университете на историко-филологическом факультете романо-германского отделения. Он так и не закончил учебу, но сумел проникнуть в античную литературу.

Студенты-литераторы прочитали «Илиаду» полностью. Интересно, что среди студентов ходила шутка: перечисление названий кораблей в поэме гарантированно прогонит бессонницу.

Будучи студентом, Мандельштам решил посвятить себя поэзии. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» он написал во время отдыха на даче Воложина. Друзья поэта утверждали, что Осип вдохновился на его написание после того, как увидел обломки старого корабля.

Стихотворение написано в жанре элегии, что видно по тому, что автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Концентрация характерна для творчества Мандельштама. Стихотворение написано ямбическим гекзаметром.

Композицию текста можно разделить на несколько частей:

  1. Описание бессонницы.
  2. Обращение к Гомеру.
  3. Размышления о любви.

Поэма имеет форму монолога лирического героя. В тексте много риторических вопросов. Они отражают мысли и смятение автора. При написании стихотворения Мандельштам использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт называет паруса тугими, пену божественной, море черным;
  • метафоры — автор описывает вереницу кораблей, как поезд и журавлиную стаю;
  • сравнение — Мандельштам сравнивает судна с клином журавлиным.

Стих «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Стихотворение написано простым языком, но это не делает его менее прекрасным.

Центральной темой произведения является великая роль любви. Поэт предполагает, что люди сражались не для завоевания Трои, а для спасения Елены, жены царя. Она считалась самой красивой женщиной.

В поэме герой пытается найти ответ на вопрос, действительно ли любовь способна управлять всем на свете. Поэт воспринимает это чувство как нечто жертвенное и кровожадное. Все должно быть положено на алтарь любви. Именно это и произошло с ахейцами. Природные стихии разрушали корабли, люди гибли на войне. Все ради великого чувства любви.

Герой словно задается вопросом, как разные народы положили свои жизни ради отношений. Сам Мандельштам не готов положить на алтарь все. Но у него есть повод для размышлений.

В конце стихотворения автор делает самый важный вывод: всем в мире движет любовь. Но у поэта по-прежнему нет ответа на многие вопросы, и поэтому ему ничего не остается, как страдать от бессонницы и считать корабли.

Тема, основная мысль и композиция

Характерная тема поэмы — размышления лирического героя при чтении так называемого каталога кораблей (неоновый каталог). Об этом упоминается в «Илиаде» Гомера, Песнь вторая, стихи с 494 по 759: там подробно рассказывается о каждом подразделении греческих ахейцев, которые на своем корабле направлялись на Троянскую войну. Эта формальная тема связана с формальным статусом 24-летнего Осипа Мандельштама: на момент написания стихотворения он был студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (написано 10 сентября 1911 года и продолжало писаться до 1917 года). Поэт официально не окончил школу и не получил диплом, т.е. у него не было высшего образования.

Точное знание текста «Илиады» тогда, как и сейчас, входило в обязательную программу литературного факультета. А чтение списка кораблей всегда считалось лучшим средством от бессонницы среди студентов-литераторов, с имени которых поэт начинает свое стихотворение. Итак, есть неформальная проблема (лирический герой страдает от бессонницы) и рецепт неформального применения списка (в качестве снотворного средства). Но даже в этом смысле список…. не помогает.

В чем заключается нетипичность состояния 24-летнего Осипа Мандельштама? В профессиональных кругах его безоговорочно и неоспоримо признают автором «Камня». Сам Макс Волошин пригласил его жить в дом поэта — поэтический Олимп Серебряного века! Противоречие между официальной и неофициальной позицией лирического героя, между официальным и неофициальным отношением к древней цивилизации и культурному наследию в целом — вот настоящая тема этого стихотворения. Уже прозвучав в первом издании «Петра» («И плывет молодой дельфин в серой глубине мира»), эта тема находит новое подтверждение, начиная со второго издания, в этом стихотворении лета 1915 года, мощном и неопровержимом, как рев волн Черного моря.

Основная идея этого стихотворения («И море, и Гомер — все движимо любовью») кажется совсем не новой. Уже в первом веке нашей эры апостол Павел считал, что все сказанное в мировой литературе на эту тему подытожено в его знаменитом тексте о любви (Первое послание к Коринфянам, глава 13, стихи 1-13). Новизна этого размышления (и стихотворения в целом) определяется ходом исканий лирического героя, что отражено в композиции этой лирической медитации, написанной в трех четверостишиях.

Читайте также: Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Первое четверостишие — экспозиция и начало лирического действия: лирический герой, мучимый бессонницей, пытается войти в размеренный ритм гомеровского повествования. Однако «длинный выводок» ахейских кораблей в воображении современного читателя превращается в «миграцию журавлей», которая завораживает как своим эпическим размахом, так и неопределенностью места назначения: Журавли улетают на юг, спасаясь от холода — от чего бегут ахейцы или к чему стремятся герои Гомера?

Второе четверостишие (развивающее лирический сюжет) посвящено ответу на этот вопрос. Ответ дается своеобразно — в виде двух риторических вопросов. Зажатые «в чужой земле» («как журавлиный клин»), ахейцы подчиняются приказам своих царей, чье слово неоспоримо (поскольку на их головах божественная пена, они «помазаны»). Намерения самих царей хорошо известны, ведь выбор Трои (если верить Гомеру) был обусловлен не столько стратегическим расположением этого важного эгейского порта (прямо у входа в Мраморное море), сколько ревностью спартанского царя Менелая (у которого троянские воины похитили его законную жену Елену Прекрасную) и оскорблением Греции.

Тема

Античная литература оказала влияние на творчество поэтов разных эпох. O. Мандельштам пытается использовать его для раскрытия вечной философской темы любви. Троянская война находится в центре внимания автора.

Строфы поэмы написаны от первого лица. Это позволяет читателю непосредственно следить за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть и поэтому начал читать список кораблей. Он доходит до середины, и тут этот процесс прерывается размышлениями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» сражались не за Трою, а за Елену.

В строфе последнего четверостишия автор выражает центральную мысль: «Всем движет любовь». Он не прочь поразмышлять дальше над этой философской категорией, но не находит ответов на свои вопросы.

Литературное направление и жанр

Само название сборника «Петра» считается анаграммой слова «Акме», от которого происходит название литературного течения акмеизм. Мандельштам — один из его общепризнанных «столпов», автор не только одного из его официальных прозаических манифестов, но и неофициальных поэтических манифестов, одним из которых является это стихотворение.

Выбор жанра — лирическая, элегическая медитация о непреодолимости морской стихии — отсылает к древним истокам европейской поэзии, элегиям Архилоха.

Тема

Античная литература оказала влияние на творчество поэтов разных эпох. O. Мандельштам пытается использовать его для раскрытия вечной философской темы любви. Троянская война находится в центре внимания автора.

Строфы поэмы написаны от первого лица. Это позволяет читателю непосредственно следить за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть и поэтому начал читать список кораблей. Он доходит до середины, и тут этот процесс прерывается размышлениями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» сражались не за Трою, а за Елену.

В строфе последнего четверостишия автор выражает центральную мысль: «Всем движет любовь». Он не прочь поразмышлять дальше над этой философской категорией, но не находит ответов на свои вопросы.

Композиция

Новизна стихотворения определяется его структурой. Композиция в три этапа отражает то, как лирический герой преодолевает свои раздумья.

  1. Первый катрен – это завязка сюжета. Герой пытается уснуть, и вот, длинный список из ахейских кораблей в воображении героя превращается в «журавлиный поезд», стремящийся вдаль.
  2. Автор задаётся вопросом: куда, и зачем они плывут? Пытаясь ответить на этот вопрос во втором катрене, Мандельштам задаётся ещё более серьезными вопросами, вспоминая сюжет античной поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война, унесшая жизни сотен героев.
  3. Стихотворение заканчивается строкой, передающей душевное состояние лирического героя. Море шумит и гремит. Но, стоит предположить (учитывая, что произведение писалось в Коктебеле), что под эти звуки ночного, тёмного моря он, наконец, засыпает.

Тропы и образы

Здесь, как и во многих других стихотворениях Мандельштама (особенно ранних), прилагательное — царь и бог лирического действия, и именно прилагательные передают и логику действия в гомеровском времени, и то, как лирический герой его переживает.

В самой первой строке густые паруса наполняют все стихотворение ветром и бурей. Длинный жеребенок, поезд журавлей — метафорические прилагательные проводят сравнение между кораблями ахейцев и стаей журавлей. Здесь, буквально на протяжении всей строки, навязчиво повторяется прилагательное — журавлиный клин на границе другого: это нечеловеческая, неумолимая, стихийная сила — казалось бы, бушующая, как море — против безрассудной головы лирического героя (вождя).

Читайте также: Анализ стихотворения Туцева «Весенняя гроза» по плану.

В нем море — черное (с маленькой буквы, потому что описывается не крымское побережье Черного моря, а вечность), а одна из главных черт морской стихии, пена, становится божественным атрибутом древних царей, предающихся стихиям войны и моря, любви и ревности, оскорбления и мести — свободных и безрассудных, неподвластных рефлексии, потому что у них нет «культуры» как опыта рефлексии (не родились ни Гомер, ни Архилох).

Тема

Античная литература оказала влияние на творчество поэтов разных эпох. O. Мандельштам пытается использовать его для раскрытия вечной философской темы любви. Троянская война находится в центре внимания автора.

Строфы поэмы написаны от первого лица. Это позволяет читателю непосредственно следить за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть и поэтому начал читать список кораблей. Он доходит до середины, и тут этот процесс прерывается размышлениями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» сражались не за Трою, а за Елену.

В строфе последнего четверостишия автор выражает центральную мысль: «Всем движет любовь». Он не прочь поразмышлять дальше над этой философской категорией, но не находит ответов на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение представляет собой монолог — мысли лирического героя. По содержанию она делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей его обратиться к Гомеру, речь к «ахейцам» и размышления о любви. Произведение состоит из трех четверостиший, которые соответствуют смысловой организации текста.

Жанр стихотворения — элегический, поскольку автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворение написано ямбическим гекзаметром. Строки связаны рифмой ABAB.

Средства выразительности

Для того чтобы прояснить тему и показать свое отношение к рассматриваемой проблеме, Мандельштам использует выразительные средства. Текст содержит метафоры — «этот длинный жеребенок, этот поезд журавлей», «все движется с любовью», «море…. с тяжелым грохотом обрушивается на голову»; прилагательные — «густые паруса», «божественная пена», «черное море»; уподобления — «как клин журавля… куда плывешь».

Анализ стихотворения «Одиночество» Анализ стихотворения Бунина с черновым резюме — идея, средства выражения, жанр, история возникновения.

Анализ стихотворения «Храни меня, мой амулет» Анализ стихотворения Пушкина о рисунке в двух словах — кому посвящено, история возникновения.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий