Автор монах киево печерской лавры. Автор монах киево печерской лавры.

Несторий не только умел читать и писать, но и получил прекрасное образование, овладел многими иностранными языками, читал Священное Писание и византийские хроники на греческом языке и первоисточники на латыни. Из этого можно сделать вывод, что он был одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени и что Бог щедро наделил его талантом.

Автор монах киево печерской лавры

Нестор (50-е годы XI века /1114 г./) — летописец Киева. Главным трудом Нестора было составление в 1112/1113 году «Повести о прошедших временах». «. Откуда пошла Русская земля и кто первый начал править в Киеве и откуда пошла Русская земля» — такова была цель его работы, которую Нестор определил с первых же строк. Его работы неоднократно переиздавались. История минувших лет», Санкт-Петербург, 1997 г. Текст переведен на современный язык Д.С.Лихачевым, Б.А.Романовым, О.В.Твороговым, А.Г.Кузьминым.

Гурьева, Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н.Гурьева. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 189-190.

Нестор Летописец, Пещерский (ок. 1056-1114), автор «Повести временных лет», родился в Киеве и поступил послушником в Киево-Печерский монастырь в возрасте семнадцати лет. Его принял сам основатель монастыря, святой Феодосий. Молодой подвижник вскоре превзошел даже самых уважаемых старцев Печерских в чистоте жизни, молитве и усердии. После амнистии в монашестве он получил сан иеродиакона. Самым важным его послушанием в монастыре было книжное дело. Помимо повествования о минувших временах, он написал житие первых русских святых — «Страсти Бориса и Глеба», житие преподобного Феодосия — основателя собственно монашеской жизни на Руси, рассказы о первых пешерских подвижниках и многое другое.

Праздник святого Нестора отмечается 27 октября/9 ноября, 28 сентября/11 октября и на второй неделе Великого поста.

Несторий (XI-начало XII века) был летописцем. Происхождение и жизнь Нестория до его амнистии в качестве монаха неизвестны. В семидесятых годах XI века он стал монахом в Киево-Печерском монастыре и вскоре был рукоположен в диаконы. Он написал житийные произведения для Бориса и Глеба и Феодосия Печерского. Его традиционно считают автором первого издания «Истории минувших времен». История минувших времен», основной источник по ранней истории Древней Руси, который был написан около 1113 года и не сохранился до наших дней. Он был похоронен в Киево-Печерской лавре.

Материал из книги. Биографический справочник. Москва, 1997.

Нестор (его рождение и смерть неизвестны) — монах Киево-Печерской обители (с 70-х годов XI века), древнерусский историк и журналист. В 1980-х годах он написал «Чтения о жизни и смерти Бориса и Глеба». Борис и Глеб» и «Вита. Феодосий». В этих произведениях он не только проповедовал христианские идеи, но и подчеркивал независимость Руси от Византии и осуждал княжеские конфликты. По мнению многих исследователей, Несторий был автором величайшего произведения древнерусской исторической мысли — «Истории прошедших времен», появившейся около 1113 года. В «Нарративе» показан широкий взгляд автора, его горячее патриотическое чувство, феодально-христианские и национально-героические мотивы переплетаются сложным образом. Гробница Нестория находится в лаврских пещерах Киево-Печерска.

А. М. Сахаров. Москва.

Историческая энциклопедия Советского Союза. В 16 томах — Москва: Советская энциклопедия. 1973-1982. т. 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Приселков М. Д., Нестор-летописец, П., 1923; его же, История русского летописания XI-XV веков, Л., 1940; Лихачев Д. С., Повесть временных лет (историко-литературный очерк), в «Повести временных лет», ч. 2, М.-Л., 1950; там же, Рус. летописи и их культурно-историческое значение, М.-Л., 1947.

Нестор-летописец - Антокольского

Нестор-агиограф и Нестор-летописец

Нестор (сер. XI — начало XII в.) — агиограф и писатель. Будучи послушником Киево-Печерского монастыря, Нестор был автором самых ранних русских житий «Чтения о жизни и смерти блаженных отцов Бориса и Глеба» и «Жития преподобного отца Федосия, игумена Печерского». Он одним из первых развивал в своих произведениях идеи христианского провиденциализма и принцип строгого противопоставления духовного и материального начал, был идеологом монашеского аскетизма и неоюстинианства. Биографические сведения о нем крайне скудны. После 1074 года он получил амнистию в Киево-Печерском монастыре. Здесь он был возведен в сан диакона. Остаток жизни — работу над житиями, прославившими его имя, — он провел у Владимира Волынского, где стал искусным книгопечатником, обладавшим редким литературным даром. Составление «Чтения о житии Бориса и Глеба» датируется учеными концом XI — началом XII века. Житие Феодосия» датируется примерно 1108 годом, когда Печерский подвижник был канонизирован по инициативе Святополка II.

«Чтение о житии Бориса и Глеба» — первое раннерусское агиографическое сочинение, написанное по законам агиографического жанра, хотя христианской церкви неизвестны прямые агиографические примеры, соответствующие Страстному житию. Оно было призвано заменить более раннее «Повествование о житии Бориса и Глобы», отражавшее ранний русский княжеский культ в версии, близкой к народному миропониманию и далекой от канонической (с элементами фанатизма). В чтении вероломно убитые князья выступают в роли посредников и просят Бога помиловать народ. Они являются образцовыми святыми во всех отношениях, людьми абсолютного благочестия, чей образ жизни является предпосылкой для мученичества. Все повествование подчинено центральной нравственно-пластической идее терпения, смирения и послушания. Событие гибели князей во внутреннем конфликте становится абстрактным, как бы вневременным примером нравственного учения, своего рода священнодействием, сравнимым с жертвенным актом Сына Божьего. Их смерть, по словам Нестория, показывает не слабость, а восхитительную силу преодоления притяжения земного мира. Таким образом, возможно, впервые в древнерусской мысли, они отменяют примат духовности и формулируют правила духовно-практической деятельности, доселе неизвестные в славянском обществе. Нестор предполагает принципиальную несовместимость идеального и материального принципов существования. Дихотомия двух концепций существования преодолевается жертвоприношением, которое рассматривается как путь к освобождению от материальности жизни и как способ ухода в потусторонний мир, как путь к соединению с высшим идеалом. Логика поступка князей не мирская, поэтому мы можем дать правильную оценку только с точки зрения монашеского отречения от плотского и земного. Монах достигает вселенского подвига аскетизма и воздержания (смерти в миру), подвига князей — реальной смерти преодоления плотского, мирского, которое лишает земное бытие Бога. Таким образом, все события агиографии связаны с провидением, которое пронизывает жизнь героев от рождения до смерти. Это приводит к выводу, что мировой порядок определен Богом.

В социальном плане это означает, что иерархия и подчинение старшим незыблемы, а в личном — что человек подчиняется судьбе. В литературе чтение жизни Бориса и Глеба часто воспринималось как осуждение внутреннего конфликта. Но прозорливое понимание реальности заглушает проявление такого протеста. Это было не осуждение, а отвержение мирской жизни со всеми ее страстями, материальными заботами и раздорами, проистекающее из отношения трансцендентности материального существования. Житие Феодосия создает картину идеальной земной жизни, которая преодолевает несовершенство материального мира через достижения монашества. В отличие от чтения, агиографические темы и приемы не вытесняют собственно биографическую основу жития. Нестор сформулировал основные характеристики русского типа аскетической святости. Этот аскетизм строг, но доступен, он не требует ничего сверхчеловеческого, его основа — физическое воздержание, молитва и пост, прежде всего — не абсолютное уединение ради собственного спасения, а служение миру.

Приселков М.Д. Нестор-летописец. Опыт работы с историческими и литературными характеристиками. Пг., 1923.

Еремин И. П. О характеристике Нестора как писателя//Труды Отдела палеорусской литературы (Институт русской литературы Академии наук). Л., 1961. Т. 17. С. 54-64:

Богуславский С. А. О характере и объеме литературной деятельности Нестора // Труды Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1914. Т. 19, выпуск 1, стр. 131-186,

Кузьмин А. Г. Начальные этапы палеорусского наследия. М., 1977. С. 133-183.

Юные годы

Чтобы найти ответ на вопрос «Кто такой Нестор Летописец?», необходимо проследить биографию исторического деятеля. К сожалению, он жил в далеком прошлом, о котором мы сегодня мало что знаем. Важную роль сыграл тот факт, что Нестор жил в уединении, как настоящий монах.

Скорее всего, Нестор родился в Белом озере в 1056 году. Судя по всему, его семья была довольно состоятельной, потому что мальчик получил хорошее образование, что в те времена было признаком особого социального статуса и процветания.

Киево-Печерский монастырь

В семнадцать лет юноша поступил в Киево-Печерский монастырь, чтобы пройти испытание на послушание. Жизнь в этом монастыре была основана на строжайшем воздержании. Послушникам давали самую простую пищу — хлеб и воду. Пост часто был добровольным, а все свободное время посвящалось молитве и мыслям о Господе.

Через некоторое время Нестор принял монашеский постриг и стал монахом. В стенах монастыря он занялся летописями, и это занятие стало делом всей его жизни.

Летописи

Нестору приписывают написание как минимум трех произведений, наиболее важным из которых с историко-культурной точки зрения является «Повествование о прошедших временах», охватывающее большой период времени, начиная с библейских времен до 1117 г. Нестор объясняет, откуда произошли немцы, русь и варяги, как возникли древние русские города, описывает жизнь русских князей. Тема христианства занимает важное место в хронике.

Вторая летопись называется «Чтение о жизни и смерти блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» или «Житие Бориса и Глеба».

Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира, которые должны были погибнуть от руки своего сводного брата Святополка. Будучи глубоко религиозными людьми, братья смиренно приняли мученическую смерть от рук своего жестокого родственника, боровшегося за единоличную власть.

Третья летопись Нестория, «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», или просто «Житие Феодосия Печерского», сохранилась частично. В ней дается яркий рассказ о Феодосии от его рождения до смерти.

Антоний — отец русского монашества

Прошло несколько десятилетий. А вот и Киев на берегу Днепра. Сегодня это столица России, один из самых больших и могущественных городов Европы. Не так давно князь Владимир отрубил кумир Перуна, но как много изменилось!

Больше нет кровавых жертвоприношений, но строятся первые христианские церкви. И сейчас странно, что вслед за новой верой из Византии на Русь пришли ученые, принесшие Священное Писание, архитекторы, агиографы. Не только церковное искусство, но и простые ремесла развивались гораздо быстрее.

Город буквально изменился на наших глазах. Все чаще вы видите гостей из-за рубежа, которые хотят увидеть новый Киев. Но среди толпы греческих посетителей находится славянский монах. Судя по всему, он местный житель. Но он получил много солнечных ожогов под южным солнцем.

Монах Антоний родился далеко от Киева, в городе Любече. А загар у него появился потому, что он путешествовал по южным странам. В молодости он отправился в Палестину, чтобы увидеть места земной жизни Иисуса Христа. На обратном пути он остановился в греческом монастыре на горе Афон, принял монашеские обеты и захотел остаться там навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, посоветовал Энтони вернуться домой.

На горе Афон много монахов, и монашеская жизнь здесь в полном разгаре. Но в России до сих пор почти нет монастырей. Антоний должен был там работать.

Он не остался в шумном Киеве, но и не уехал далеко от столицы. Он выбрал холм, на котором до сих пор стоит основанная им Киево-Печерская лавра….. Но изоляция не сработала.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Хотя Антоний никого не пригласил, люди пришли по собственному желанию. Когда им было по двенадцать лет, была построена первая церковь. Затем был основан монастырь. Однако Антоний не захотел быть аббатом и попросил выбрать кого-то другого. А позже, когда монахов стало больше, он снова попытался уединиться. Он пошел на соседний холм и вырыл новую пещеру. Но и там ученики снова начали собираться вокруг Него.

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи кости захоронены в Лавре, нет основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь он мечтал об уединении, но святой смог достичь его только после своей смерти. Антоний, чувствуя, что его время пришло, собрал своих братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его бренные останки для почитания.

Затем он вошел в свою камеру — и земля обрушилась за ним, полностью перекрыв проход.

Хотя все примерно знают, где находилась келья, даже в наше время настойчивым археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

KPL2

Чудеса каждый день

В пасхальное утро монах Дионисий, охранявший пещеры монастыря, вошел в одну из самых отдаленных пещер. Здесь хоронили усопших обитателей монастыря, поэтому это место называлось общиной.

— Отцы и братья, Христос воскрес! «Сегодня великий день», — сказал Дионисий вслух.

— Христос воистину воскрес», — внезапно раздался единый хор громогласных голосов из гробниц.

Кто сказал, что все монахи — сварливые и ворчливые люди? Они могут радоваться жизни даже в смерти. И таких примеров много в Киево-Печерском заклятии, старинной книге, посвященной киевским монахам. Жить в уединении и носить бедную одежду не означает, что человек обречен на постоянную печаль….

Монаха Прохора братья монастыря прозвали «Лебедем», потому что он жил исключительно на сыре фета, который делал сам. Братья удивились: ведь киноа есть невозможно! Это горько! Но отец Прохор сам собирал урожай, молол его в муку и делал собственные тортильи.

Братья были поражены тем, как он страдал ради веры и поста. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки на всех не хватало, и отец Прохор стал передавать свою проказу другим. И это было сладко и очень вкусно! Как это возможно? В чем секрет? Некоторые ловкие братья тайком взяли часть лепешек и украли их. Они надеялись узнать больше о своем составе, но не смогли. Украденные тортильи были горькими, как полынь.

Чудо? Или это было очередное совпадение? Братья поняли, что вся эта история не была совпадением. Они покаялись перед отцом Прохором, он простил несчастных воров и купил им те же тортильи, которые они принесли ему. На вкус они были как всегда хороши. Без горького послевкусия плохих поступков.

Вся правда об Илье Муромце

Монах не должен выделяться из толпы и хвастаться своими достижениями: За это он просто получает такую же одежду. На монастырской службе все стоят бок о бок, как солдаты на параде, и в тусклом свете храма трудно отличить одного от другого. Только один выделяется из толпы, но с этим ничего нельзя поделать. Он на голову выше остальных, крупный и коренастый, как герои эпической поэзии, бывший воин, бросивший военную службу и поступивший в монастырь: Илья, по прозвищу Чоботок. История гласит, что он был схвачен врагами, когда носил сапоги Чоботка, и смог защититься от их мечей одним сапогом. Он мог приехать из далекого Мурома или из города Моровска под Черниговом, который находится гораздо ближе к Киеву. Точные подробности неизвестны, но со временем прижилось другое прозвище — Муромец.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Однажды он славно сражался — все его тело было изранено. Но никогда не было злобы и кровожадности. Славе великого воина и воинским званиям он предпочел в старости скромное служение монаха. Теперь у него было новое поле битвы — его собственная душа.

Сегодня мы мало знаем о подлинной жизни великого героя. Одно можно сказать точно: еще при жизни он прославился не только своими воинскими подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением и молитвой. Недаром после смерти его почитали как благодетеля Божия и вскоре после этого канонизировали как святого Илию Печерского или Илию Муромца.

В атеистическую советскую эпоху люди пытались скрыть тот факт, что у героя эпоса был реальный пример для подражания, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре. Но затем начались научные исследования, которые смогли подтвердить церковный миф.

Реконструкция внешности, исследование посмертных ран, сложные анализы для определения возраста останков… Все это подтвердилось: действительно, монах Илья Муромец жил в XI-XII веке, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Сегодня таким ростом никого не удивишь, но в то время средний рост не превышал 165 сантиметров. Да и телосложение Элайджи было довольно крепким.

Ведь, как сказано в былинах, Илия действительно долго не мог ходить — он страдал от болезни ног. Но потом он прославился в сражениях, о чем свидетельствуют его многочисленные раны. Преподобный Илия изображен на иконе в виде монаха, опирающегося на меч. Воин, ставший воином духа.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий