Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина. История одного города жанр.

Структура — Роман состоит из 16 глав и построен как хроника. Особенностью является то, что все главы якобы написаны разными авторами, и только первая и последняя главы написаны самим редактором. По версии автора, «История одного города» — это всего лишь версия тетради «Летописец Глупово», которая была случайно найдена в городском архиве.

Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина

Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин«История одного города» анализ произведения Салтыкова-Щедрина – особенности, жанр, тема, смысл романа

High School

Одним из главных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина был его сатирический роман «История одного города». Она была написана им в 70-х годах 19 века. Интересно, что первоначально произведение называлось «Летопись Глупово», но позже появилось название «История одного города». Сама работа имеет структуру хронологического повествования летописца/архивиста о прошлом описываемого города, но исторический контекст ограничен — с 1731 по 1826 г. Судьба этого города зафиксирована в летописях, которые автор нашел и опубликовал, дополнив их собственными комментариями.

История создания

История одного города» и цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши» были написаны одновременно: История одного города» была завершена в 1869 году, а «Сказки Помпадур» публиковались с 1863 по 1973 год. Обе работы имеют одну и ту же идею и изображают царскую администрацию и ее несправедливость и жестокость по отношению к народу. Многие изображения Помпадуров — важных провинциальных чиновников — явно несут в себе черты будущих мэров Глопова.

Автор публиковал свое произведение глава за главой (первая глава была «Орган», а порядок разделов был совершенно иным), но каждая из них была запрещена цензурой, и только бесконечные исправления — уступки властям — спасли книгу от исчезновения в авторском ящике. Главы нашли свое место в журнале «Отечественные записки».

Однако автор не был удовлетворен мягкой версией, одобренной цензорами, и опубликовал роман полностью в 1870 году в той форме, которая не была бы допущена в журнал. Но даже этот вариант был дополнен Салтыковым-Центриным, и только в 1879 году было опубликовано настоящее повествование, которое читатель сейчас держит в руках. Что автор вырезал и добавил с таким рвением? Современники отмечали, что он интенсивно работал над образами руководителей города, чтобы сделать их более яркими и «острыми». Однако это не спасло его от реакционной критики, и всевозможные подхалимы стали обвинять автора в «искажении национальной истории».

Опубликованное произведение автора

«История одного города» — одно из самых известных произведений Салтыкова-Щедрина. Она была опубликована в «Отечественных записках», что вызвало большой интерес к роману. Чтобы получить четкое представление о работе, необходимо ее проанализировать. Таким образом, анализ «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. По жанру это роман, по стилю написания — историческая хроника.

Читайте также: Проспер Мериме: биография, карьера, личная жизнь

Читатель сразу же сталкивается с необычным образом автора. Он — «последний летописец и архивариус». С самого начала М. Е. Салтыков-Щедрин добавил небольшой постскриптум, поясняющий, что все публикуется на основе подлинных документов. Почему автор так поступил? Сделать все, для чего повествование будет правдивым. Все дополнения и примечания автора способствуют исторической правде произведения.

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

В «Истории одного города» Салтыков-Центрин резко обличает пороки российского общества и критикует как народ, так и систему управления. Однако он подчеркнул, что на властях лежит большая ответственность, поскольку именно они должны создавать условия для того, чтобы люди жили лучше.

Краткий и полный анализ романа поможет студентам вникнуть в замысел автора и его художественные приемы.

Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Автор несколько раз возвращался к написанию романа о жизни людей в тисках абсолютизма. Жанр хроники позволил замаскировать критику власть имущих того времени с помощью исторического контекста. Жанр — сатирический/вымышленный роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея: чтобы изменить существующую социально-экономическую систему, необходимо трезво взглянуть на проблемы России — от авторитарных правителей до «глупого» народа. Тема — Критика авторитарной системы и эксплуатации народа властями. Структура — Роман состоит из 15 глав; первая и последняя написаны человеком, нашедшим «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивистами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема 1: Отношения между властью и населением.

Тема: Произвол самодержавия возможен потому, что люди не знают своих прав, потому что их держат в состоянии безграмотности и невежества.

Тема 2: Функции и задачи истории.

Тема: Часто история не отображает реальные события и явления, а пишется так, чтобы избежать неприятных сторон жизни российского общества.

Тема: Терпение и покорность русского народа.

Тема: Терпение и беспрекословное повиновение русского народа властям связывало руки правителям городов и царям. Автор подчеркивает, что восхищаться этими качествами неразумно, так как они мешают людям освободиться от крепостного права, даже если крепостного права больше не существует.

Проблема 4: Кадровые проблемы в правительстве, отсутствие достойных лидеров.

Проблема: на руководящие должности назначались не лучшие люди, которые хотели и могли служить стране, а почти случайные люди, которых интересовало только личное обогащение.

п.2. Идея и пафос

В своем романе Салтыков-Щедрин называет город «Глуповым», а жителей — «глуповцами». Вместо того чтобы высмеивать русских, он указывает на то, что народ сам себя унизил, поставив себя в подчиненную, подвластную роль. Автор видел, что неразумно отдавать всю ответственность властям, в то время как власть сосредоточена в народе. Людям, управлявшим городом, порой не хватало лидерских качеств, морали и понимания экономических и социальных процессов. Так или иначе, критика автора затронула обе стороны — и народ, и толерантные власти.

Не все мэры из этого списка сохранились в хронике. Здесь представлены самые важные герои истории города. Когда два одинаковых мэра предстали перед всеми людьми, они поняли, что это самозванцы. Семен Константинович Двойкуров, при котором были вымощены две улицы и введены масло, горчица и лавровые листья. Академия не была построена вовремя. Петр Фердыщенко был бригадным генералом, большим любителем женского пола. Засуха, неурожаи, голод и пожары обрушились на город из-за его любовных похождений. Василиск Семенович Бородавкин — человек, который вел множество кампаний за Просвещение, а затем против него. Он боролся против собственного народа за посадку горчицы, персидской ромашки, фундаментов и создание Академии. Ксавери Микаладзе был правителем города, который поражал всех своей вежливостью и прекрасными манерами. Под его руководством люди жили лучше, чем раньше. Теофилакт Иринархович Беневоленский ночью разбросал по городу бумаги с законами, так как ему было запрещено их передавать. Его уличили в связи с Наполеоном и наказали за это. Иван Пантелеич Прыщ — начальник с набитой головой. При нем жителям Глопово жилось лучше всего, потому что он не вмешивался и никого не наказывал. Эраст Андреевич Грустилов — аллюзия на героя повести Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментальный, чувствительный негодяй, при котором горожане перестали работать, забыли о духовности и стали поклоняться материализму. Позже он раскаялся и впал в сектантство. Гюм-Бурчеев — прототип тоталитарного социалистического лидера. Он пытался перевести жителей города на режим военной тюрьмы, разрушил город и попытался отвести реку.

О чем произведение?

Автор дал аллегорическое изложение русской истории, которую он критически оценил. Жителей Российской империи он называл «глуповцами». Это жители одноименного города, жизнь которых описана в «Глуповцовской летописи». Эта этническая группа происходит от древнего народа, называемого «головотяпы». Из-за своего невежества они были переименованы соответствующим образом.

У них были конфликты с соседними племенами и между собой. Устав от своих ссор и конфликтов, они решили искать правителя, который уладит ситуацию. Через три года они нашли подходящего принца, который согласился править ими. Вместе с приобретенной силой народ основал город Глупов. Таким образом, автор описывает возникновение Древней Руси и назначение Рюрика на престол.

Сначала их правитель прислал наместника, но тот прогневался, а затем прибыл лично и обеспечил строгий порядок. Именно так Салтыков-Шедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой Руси.

Затем автор прерывает повествование, чтобы привести биографии знаменитых правителей города, каждый из которых — отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, у которого в голове был орган, игравший только две композиции: «Не потерплю!» и «Уничтожу!». Затем его голова разбилась, и наступила безахольность — беспорядки после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. За ними последовали самозванцы-близнецы, но вскоре были удалены — появился Псевдо-Дмитрий и его последователи.

Анархия царила в течение недели, в течение которой шесть губернаторов города сменяли друг друга. Это время переворотов во дворцах, когда Российской империей правили только женщины и интриги.

Семен Константинович Двойкуров, основавший пивоваренный завод и пивоваренную промышленность, вероятно, является прототипом Петра I, хотя эта гипотеза противоречит исторической хронологии. Но реформаторская деятельность правителя и его «железная рука» очень похожи на деятельность императора.

Власть имущие сменялись, и их гордость росла пропорционально степени абсурдности работы. Абсурдные реформы или безнадежный застой разрушали страну, народ погружался в нищету и невежество, а элита пировала, воевала и эксплуатировала женский пол. Череда непрекращающихся ошибок и поражений привела к ужасным последствиям, которые сатирически описывает автор. В конце концов последний правитель, Уржум-Бурцеев, умирает, и повествование прерывается после его смерти, с проблеском надежды на перемены к лучшему благодаря открытому финалу.

Нестор также описывает происхождение Руси в «Повести временных лет». Автор намеренно проводит эту параллель, чтобы предположить, кого он имеет в виду под дураками и кто все эти городские владыки: плод его воображения или реальные русские владыки? Автор дает понять, что описывает не все человечество, а Россию и ее злодеяния, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция хронологическая, произведение имеет классическое линейное повествование, но каждая глава — это законченная история со своими персонажами, событиями и развязкой.

Описание города

О том, что Глупов находится в далекой провинции, мы узнаем по мере того, как в дороге у Брудастого ухудшается голова. Это небольшое поселение, префектура, потому что два злодея — из провинции, а значит, город — лишь малая ее часть. Здесь даже нет академии, но благодаря усилиям Двокурова пивоварни и пивбары процветают. Пушкарская слобода, за ней следуют Болотная и Негодницкая слободы. Там было хорошо развито сельское хозяйство, потому что засуха, вызванная грехами другого правителя, затронула интересы жителей деревни, и они даже были готовы восстать. Прыщ увеличил урожай, что очень обрадовало жителей Глупово: «История города полна драматических событий, вызванных аграрным кризисом.

Угрюм-Бурчеев борется с рекой, из чего мы делаем вывод, что префектура расположена на берегу, в холмистой местности, так как губернатор города уводит людей в поисках ровной земли. Изюминкой этого района является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.

Роман характеризуется своеобразным переплетением фантастического и реального, смесью вымышленной гротескности и журналистской остроты острых и реальных проблем. Необычные и невероятные события и происшествия подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие средства, как гротеск и преувеличение. Все в жизни Глуповичей невероятно, преувеличено, нелепо. Например, ошибки командиров города приобрели колоссальные масштабы; они намеренно удалены от реальности. Автор преувеличивает краски, чтобы устранить реальные проблемы путем высмеивания и общественного презрения. Ирония также является одним из средств выражения точки зрения и отношения автора к происходящему в стране. Люди любят смеяться, и серьезные вопросы лучше всего излагать в юмористическом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Сказка Салтыкова-Щедрина «История одного города» прежде всего смешная, и именно поэтому она была и остается популярной. В то же время она неумолимо правдива, сильно бьет по актуальным проблемам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.

Глупцы, олицетворяющие народ, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам абсолютизма, абсурдным приказам и авторитарным правилам правителя. В то же время они испытывают страх и благоговение перед своим покровителем. Власти в лице городских старост в полной мере используют инструмент угнетения и перевешивают мнения и интересы горожан. По этой причине, отмечает Салтыков-Шедин, простой народ и его лидер достойны друг друга, ведь пока общество не «вырастет» и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: На примитивное требование он ответит жестоким и несправедливым предложением.

Символический конец истории города, в котором умирает деспотичный правитель Угрюм — Бурчеев, призван оставить послание о том, что у российского самодержавия нет будущего. Но также нет уверенности, нет постоянства в плане власти. Остается только запах тирании, за которым может последовать что-то новое.

Автор.

Тема

История одного города» — это новаторская работа, выходящая далеко за рамки художественной сатиры. Как истинный патриот своей страны, Салтыков-Щедрин не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в России.

В своем романе он затрагивает довольно острую тему — разоблачение неадекватности политического строя российского государства, в котором угнетенный народ покорно принимает свое подневольное положение и считает его единственно правильным и сильным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ просто не может существовать без жестокого, даже беспощадного правителя. В противном случае она сразу же окажется во власти анархии.

Искажение природы истории, которая чрезвычайно выгодна государству, когда она представлена как история власти одного человека, но не его соотечественников, следует рассматривать как проблемный аспект романа. Главные герои «Истории одного города» — правители городов, и каждый из них обладает узнаваемыми чертами лидеров страны. В некоторых случаях городские лидеры являются составными образами государственных деятелей, занимавших высокие посты в свое время.

Основная идея пьесы заключается в том, что неосознанное поклонение граждан авторитарной власти и их нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране является непреодолимым препятствием на пути к процветанию государства.

«История одного города» — это не высмеивание России, а желание автора открыть обществу глаза на происходящее в стране и побудить его к решительному исправлению несправедливости.

Композиция

Работа построена как летопись, которую ведет город Глупов. Она охватывает период с 1731 по 1825 (или 1826) год. Автор называет себя только редактором рукописи, которую он нашел в городском архиве.

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, которые предположительно были написаны разными авторами. После первой публикации автор провел тщательный анализ произведения, изменив его композицию. Таким образом, Михаил Евграфович изменил некоторые главы и добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором ответил на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, который якобы случайно прочитал историческую хронику о вымышленном городе Глупово и его жителях.

После краткого вступления начинается рассказ вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупово. Племенные конфликты, поиски правителя и дальнейшее порабощение граждан продолжаются в течение столетия.

В «Описании городских администраторов» кратко описаны 22 администратора, которые управляли жителями Глопово в разные периоды времени.

В последующих главах описываются самые важные правители города Глупова: Беневоленский, Брудастый, Двокуров, Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев и другие.

В конце романа публикуются «Документы правосудия», которые, по сути, являются предупреждением для других городских администраторов.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о персонажах пьесы — главных героях «Истории одного города».

«История одного города» — это сатирический роман. Михаил Евграфович всегда был ярым поклонником этого вида комического, и многие его произведения написаны в духе язвительной сатиры. Гротеск, ирония, юмор — в романе часто используются эти художественные приемы.

Однако «История одного города» очень неоднозначна: она написана в форме хроники, но все персонажи кажутся вымышленными, а происходящие события — скорее бредовым сном, чем реальностью. Некоторые исследователи видят в творчестве Салтыкова-Щедрина черты антиутопии.

Однако фантазия здесь очень реальна и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Поэтому роман «История одного города» по своей направленности относится к реализму.

Суть

Автор рассказывает хронику города, населенного глупым, но послушным народом рабов, который мирится с прихотями своих тиранов. Не имея возможности управлять государством, глупые люди попросили чужеземца возглавить их. Сначала он посылал им регентов, а затем, убедившись в коррумпированности, жадности и неэффективности руководства, правил единолично.

После него все городские начальники были посланы с другой стороны и выбраны за них, и народ повиновался каждому приказу за редким исключением. Каждый лидер олицетворяет тот или иной период истории нашей страны или конкретного политического деятеля, поэтому не стоит воспринимать факты буквально. Подробную историю с именами и ключевыми событиями можно найти здесь.

Главные герои и их характеристика

  • Образ города. Глупов не имеет границ, что делает его универсальным образом страны, находящейся под железной пятой диктатуры. Гротескный тип выражения реальности и персонажей проходит через все произведение. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск, и в нем живут точно такие же, преувеличенно глупые, невежественные люди. Вся жизнь этого народа противоположна нормальной человеческой жизни. Писатель не жалеет это место: оно постоянно горит, рушится, беднеет. Поля оголяются от лени жителей, здания доживают свой век в небрежении, и экономика Глупова дышит на ладан, как и многие его обитатели.
  • Образ чиновника. Его правители – это злобные, жестокие железные куклы, цель которых — уничтожить все мыслящее и трудоспособное. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому. Общественные и человеческие взаимосвязи поставлены с ног на голову: градоначальники жгут и грабят, армия не защищает, а разрушает, народ не работает, не живет и даже не существует, а защищается и пытается выжить. Правители города наделены говорящими фамилиями, некоторые из них имеют исторические прототипы. Образы градоначальников набросаны схематично (как того и требует сатира). У них нет подробной биографии и характеристики, зато есть ярко выраженные пороки, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Здесь перечислены все градоначальники и чиновники с характеристикой, прототипами и описанием.
  • Образ народа. Глуповцы воспринимаются нами как рабы без мнения и инициативы. Их устраивает тирания, они являются ее неотъемлемой частью, ведь всегда готовы терпеть и подстраиваться под начальника. Все их бунты также глупы и бессмысленны, как и контрмеры градоначальников. Словом, автор не оправдывает население, а делает его молчаливым соучастником беззакония, захватившего город. Так звучит описание истории глуповцев:

У этих племен не было религии, у них не было способа управления, и все это заменялось тем, что они постоянно враждовали друг с другом. Они заключали союзы, объявляли войны, заключали мир, клялись друг другу в дружбе и верности, но когда лгали, то добавляли «стыдно мне» и были уверены, что «стыд не выколет мне глаза». Поэтому они разрушали земли друг друга, издевались над своими женами и девственницами и в то же время хвастались тем, что они гостеприимны и радушны.

Люди не сильно изменились со временем, приспосабливаясь к каждому пороку своего начальника. При Грутилове и Михаладзе, например, люди стали аморальными и вульгарными, их интересовали только сексуальные отношения. При Угрюм-Бурчееве те же господа носили одинаковые халаты и выстраивали свои дома, как на параде. При Пимпле они растолстели и погрузились в бездеятельность. Список этих преобразований бесконечен, но самое главное, что жители Глипова так старались завоевать симпатии следующего губернатора города, что были готовы потерять свою идентичность и даже свои вечные обычаи. Он — хамелеон, который, спасаясь от опасности, меняет цвет и приспосабливается к окружающей обстановке. Но посреди этих бесчисленных перемен люди потеряли себя и свой образ мышления, так что в конце концов «история остановилась на месте». Смысл финала прост: нация, потерявшая свой исторический облик, свою уникальность и подлинность, обречена. Автор обращался с предупреждением ко всем гражданам, потому что, судя по событиям, о которых говорится в книге, образ глуповца воплотил в себе многие качества русского народа: смиренный, невежественный и подверженный влиянию ошибок.

Темы

Тематика этой антиутопии очень разнообразна: она затрагивает социально-политические и моральные вопросы.

  • Тема народа в полной мере раскрыта автором со многих ракурсов. Сатирик убежден, что глуповцы, несмотря на все испытания, умели выстоять и даже бунтовать, когда их вынуждали делать это. Но жители тех мест своей порочностью ничуть не уступали градоначальникам, напротив, иногда даже предвосхищали их желания (вспомним Грустилова, который наткнулся на процессию из полуголых дев). Сами граждане захотели стать подданными, ведь не смогли организовать свою жизнь самостоятельно. Очевидно, что народ, отказавшийся от свободы по глупости, достоин правителя-деспота. И вот разрушительная деятельность тиранов сделала из города пустыню, а из людей – животных. Салтыков- Щедрин негативно оценивает бездействие народа в произведении, ведь автор — сторонник концепции: «Народ не должен боятся власти, власть должна бояться народа». Однако комическое и сильно преувеличенное поклонение градоначальникам, которое демонстрируют жители, идет вразрез с мнением сатирика. Несмотря на очевидную слабость и несправедливость власти, люди так и остаются бессловесными марионетками в руках вышестоящих. В образе народа автор высмеял покорность сограждан, которые не только терпят рабское ярмо, но и активно льстят начальникам, угождая малейшей прихоти господина.
  • Тема нравственности. Герои «Истории одного города» с течением времени меняют свое отношение к морали, все больше развращаясь от влияния градоначальников (хотя сами они в древности отличались ужасными порядками). Если история с Фердыщенко и Аленкой сначала потрясла их, и люди были недовольны похождениями правителя с замужней женщиной, то при Дю Шарио они погрязли в сладострастии и вели себя в высшей степени непристойно. Так, автор проводит параллель между моральным обликом чиновника и народа, делая вывод, который можно уместить в поговорке: «Рыба гниет с головы». Если правитель демонстрирует легкомыслие, то и придворные будут повторять за ним.
  • Тема ответственности. Правители ответственны перед народом и историей за то, что случилось при их правлении. Но, увы, эта простая истина чужда царизму, ведь суть монарха заключается в абсолютной и непогрешимой власти, которую нельзя критиковать, отчуждать и подвергать сомнению. В этом писатель видит недостаток царского режима правления, демонстрируя его во всей красе в «Истории одного города». Так, Негодяевы и Бородавкины бессовестно разоряют город своими необдуманными действиями, Брудастый и Прыщ и вовсе не способны отвечать за свои деяния, так как в прямом смысле не имеют мозгов, а Микаладзе и Грустилов просто развращают народ и используют его в целях удовлетворения собственных желаний.
  • Тема исторической памяти. Летописец фиксировал события, происходящие в Глупове, но в его описании видна субъективная оценка. Он стремится оправдать многих исторических деятелей, тем самым перевирая историю и окрашивая ее в нужные ему оттенки. То есть до современников доходит не то, что было, а то, что видел и считал сам летописец.
  • Тема природы. Только стихии противостоят мертвенной государственности, уничтожающей все живое. Например, голову Органчика задержали и испортили в пути силы природы, которые боролись против искусственного подавления людей. Естественные рефлексы побудили предводителя дворянства съесть голову Прыща. В финале конфликт достиг апогея, когда Угрюм-Бурчеев объявил войну реке и проиграл.

Анализ книги «История одного города» показывает, что это сатирический роман. Салтыков-Щедрин придерживается этого и в других своих произведениях. Любимый художественный прием автора:

Ребенок читает «История одного города»

Особенность произведения в том, что все персонажи считаются вымышленными, хотя выбранная форма — хроника — документальный фильм, составленный из реальных событий. Все описанное в романе кажется плодом больного воображения или кошмаром. Но если вдуматься, это и есть российская действительность, только под увеличительным стеклом.

Автор облекает реальность в вымышленную оболочку, и все же каждый читатель может понять, что подразумевается под тем или иным поступком мэра и кто скрывается за масками вымышленных персонажей. Литературное направление романа — реализм. Такой вывод можно сделать на основании того, что окружающая обстановка, события и персонажи описаны очень подробно и натуралистично.

Тема

История одного города» — это новаторская работа, выходящая далеко за рамки художественной сатиры. Как истинный патриот своей страны, Салтыков-Щедрин не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в России.

В своем романе он затрагивает довольно острую тему — разоблачение неадекватности политического строя российского государства, в котором угнетенный народ покорно принимает свое подневольное положение и считает его единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ не может существовать без жестокого, а иногда и безжалостного правителя. В противном случае они сразу же окажутся в тисках анархии.

В романе также идет речь об искажении истории, когда государству выгодно представить ее как историю индивидуальной власти, а не историю соотечественников. Главные герои «Истории города» — городские лорды, и каждый из них обладает узнаваемыми чертами исторических личностей. Главным героем «Истории города» является правитель города, каждый из которых обладает некоторыми идентифицируемыми историческими чертами.

Основная идея пьесы заключается в том, что неосознанное поклонение граждан авторитарной власти и их нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране является непреодолимым препятствием на пути к процветанию государства.

История одного города» — это не очернение России, а желание автора открыть обществу глаза на происходящее в стране и добиваться решительного искоренения социальных пороков.

Композиция

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, написанных разными авторами. После первой публикации автор провел тщательный анализ произведения, в результате которого изменилась его композиция. Так, Михаил Евграфович изменил некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором ответил на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, который якобы случайно прочитал историческую хронику о вымышленном городе Глупово и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупово. Племенные конфликты, поиск правителя и дальнейшее порабощение горожан занимают в романе целый век.

Описание градоначальников» содержит краткое описание 22 градоначальников, которые в разное время имели власть над всеми жителями Глопово.

В последующих главах описываются самые важные правители города Глупова: Великанов, Баклан, Брудастый, Двойкуров, Негев, Грутилов и другие.

В конце романа публикуются «Документы правосудия», которые, по сути, являются предупреждением для других городских владык.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о персонажах пьесы — главных героях «Истории одного города».

«История одного города» — это сатирический роман. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе язвительной сатиры. Гротеск, ирония, юмор — роман полон этих художественных приемов.

Однако «Повесть об одном городе» работает очень неоднозначно: она написана в форме хроники, но все персонажи кажутся вымышленными, а происходящие события больше похожи на бредовый сон, чем на реальность.

Однако фантазия в пьесе очень реальна и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Поэтому роман «История одного города» относится к направлению реализма.

Анализ произведения Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» — сюжет, тема, основная идея, жанр

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий