Оценивая тему стихотворения, важно помнить об историческом периоде, в который оно было написано. Жуковский писал в основном для своих современников. Он поднял проблему ортодоксальной религии и важности ритуальных действий.
Светлана | cтихотворение и анализ
Автор: В.А.: 1812 | Жанр: поэзия | Жанр: романс | Время событий: 19 век | Место событий: Россия | Школа: 9 класс | Возраст: подростковый | Время чтения: до 1 часа | Тематика: Любовь и ненависть, религия и Бог Главные герои: Светлана, фото жениха А.А. Воейкова Однажды в канун Рождества девушки занимались гаданием: Снимали обувь и выбрасывали ее за ворота; Разгребали снег; Слушали под окном; Кормили курицу подсчитанной пшеницей; Обмакивали ее свечу; Опускали золотое кольцо и изумрудные серьги в чашку с чистой водой, Рассыпали над чашкой белый напев и пели песни в такт напеву чашки. Луна тускло светит в сумерках тумана — молчалива и печальна милая Светлана. «В чем дело, друг мой? Скажи слово, услышь песню круга, Сними свое кольцо. «Ковать, ковать мне золотой венец, Ковать мне золотое кольцо; Этим кольцом я буду венчана, Этим кольцом я буду венчана на святом гвозде». «Как я могу, друзья мои, петь? Мой дорогой друг далеко; мне суждено умереть в одинокой печали. Год прошел без вестей, он больше не пишет мне; увы! И только с ним красный свет, Только с ним мое сердце дышит. Неужели ты не вспомнишь меня? Где и на какой стороне вы стоите? Где твоя обитель? Я молюсь и плачу! Утоли мою печаль, ангел-утешитель». В комнате стоит стол, покрытый белой вуалью; на столе — зеркало и свеча; на столе — две тарелки. «Загадай желание, Светлана; в прозрачном стекле зеркала, в полночь, без лукавства, ты узнаешь свою судьбу: твой возлюбленный постучит в дверь легкой рукой; замок упадет с двери; он сядет на свой прибор, чтобы пообедать с тобой». Здесь сидит Красавица одна; Она в зеркало глядится с тайной робостью; Темнота в зеркале, мертвая тишина кругом; Тускло мерцает огонек свечи…. Ее застенчивость мучает ее грудь; Она боится оглянуться назад; Страх делает ее глаза тусклыми….. Вспыхивает пламя, воет сверчок, вестник полуночи. Светлана, опираясь на локоть, тихо дышит. Легкий стук в замок, она слышит его; робко смотрит в зеркало: «За ее плечами, казалось, сиял кто-то с яркими глазами…». «Ее разум полон страха…» «Вдруг мягкий, нежный шепот влетает ей в ухо. «Я с тобой, моя красавица, небеса укрощены, твои стенания услышаны!». Она оглядывается. Ее возлюбленный протягивает к ней руки. «Радость, свет моих очей, мы не расстанемся. Отпустите нас! Священник ожидает в церкви, дьякон и дьячки; хор поет свадебную песню; церковь освещается свечами». Нежный взгляд в ответ; они идут на широкий двор, к воротам в стенах; у ворот их ждут сани; в нетерпении кони рвут шелковые поводья. Они садятся… и лошади уходят с дороги; из их ноздрей валит дым; их копыта поднимают вьюгу над санями. Езда… кругом пусто, степь в глазах Светланы: туманный круг виден на луне; ямочки слегка светятся. Дрогнуло сердце провидца; робко спросила девушка: «Почему ты молчишь, мой милый?». Ни полслова в ответ: она смотрит в лунный свет, бледная и меланхоличная. Лошади скачут галопом по холмам, они ступают в глубокий снег….. Там, вдали, виден храм Божий; двери распахиваются в вихре; в храме царит мрак; сияние фимиама приглушено; в центре — черный гроб; священник с тоской говорит: «Пойдем ко гробу!». Девушка дрожит, лошади ушли, друг молчит, бледный и меланхоличный. Вдруг бушует вьюга; снег валит тучами; черный ворон кружит над санями, свистя крылом; ворон кричит: увы! Лошади торопливо вглядываются в темноту, гривы их высоко подняты; чуть брезжит на поле; виден мирный уголок, шалаш под снегом. Гончие, взрыхляя снег, быстро продвигаются вперед. Лошади, сани и всадник выглядят так, как будто их там никогда не было. Одни, в темноте, брошенные своим другом,
Девочка попадает в страшное место: кругом метель и валит снег. Она видит свет в хижине: она перекрестилась; она стучит в дверь с молитвой….. Дверь спотыкается, вскрикивает и тихо растворяется. И вот, в хижине стоит гроб, покрытый белым гробом, с ликом Спасителя у ног его, и свеча перед образом….. Ах, Светлана, что с тобой? В чью квартиру вы вошли? Пустой, безответный обитатель страшной хижины. Она входит, дрожа и плача, бросается в прах перед иконой, читает молитву и робко прячется с крестом в руке среди святых в углу. Все спокойно… Метели нет… Свеча тускло светит, то и дело трепещет, снова тень. Все лежит в глубоком, мертвом сне, Ужасное молчание…. Молчи, Светлана, в тишине свет журчит… Заснеженный голубь со светящимися глазами подлетает к ее углу, тихо садится и обнимает ее своими крыльями. Все снова молчит… Светлана видит, как мертвец шевелится под белой тканью. Завеса разорвана, мертвец (его лицо чернее ночи) виден весь — корона на лбу, глаза закрыты. Внезапно… стон раздается на его сомкнутых губах; он с трудом разжимает свои холодные руки И девушка…. Белый голубь трепещет…. Катастрофа близка… Но белый голубь не спит. Он проснулся, включил свет и полетел к груди мертвеца….. Когда у него не осталось сил, он застонал и заскрипел зубами, а его страшные глаза сверкнули на девушку….. Снова бледность на его губах; в его глазах, которые были закатаны назад, была изображена смерть. Послушай, Светлана… О, Создатель! Ваш дорогой друг мертв! А, и он проснулся. Wo. у зеркала, одна посреди комнаты; сквозь тонкую занавеску окна пробивается луч дня; громко бьется петушиное перо, приветствуя день песней; все светло…. Дух Светланы потрясен сном. «Ах, страшный, страшный сон! Не сообщает добрых вестей — Горькая судьба — Тайный мрак грядущих дней, Что ты обещаешь душе моей, Радость или печаль?». Светлана сидит, томно на груди, под окном; Из окна ее улица широка, как туман; Снег блестит на солнце, туман дует низко…. Чу… Вдали звонит пустой колокол; По дороге бежит снежный прах; Сани едут, словно на крыльях; Подъезжает он — вот уже ворота; К крыльцу подходит прекрасный гость….. Кто. Зять Светланы. К чему снится тебе, Светлана, прорицательница страха? Твой друг с тобой, он все тот же в разлуке; Та же любовь в глазах, тот же приятный взгляд, Та же сладость на устах. Открой, о храм Божий, взлети на небо, верный обету, сойдись, стар и млад, со звенящими кубками, мелодично пой, много счастливых лет! Улыбнись, моя красавица, моей балладе; В ней великие чудеса творятся, лишь немногие складываются. По счастливому взгляду твоему я не хочу и славы; Слава, как нас учат, — дым; Свет — судья нечестивых. Вот толкование моей баллады: «Наш лучший друг в этой жизни — вера в Провидение. Здесь страдание — это ложный сон, а счастье — пробуждение». О, не знай этих страшных снов, о моя Светлана! Будь, Создатель, их завесой! Пусть не коснется ее ни печаль, ни сиюминутное горе; В душе ее как ясный день; О, пусть минует рука несчастья; Как приятный ручей на лоне луга блестит, Пусть вся жизнь ее будет светла, Пусть радость будет подругой ее дней.
- Экспозиция – идёт повествование о святочном гадании девушек.
- Этап сюжетной завязки – главная героиня, находясь в одиночестве, смотрит в зеркало, погружаясь в сон. Появляется суженый, умоляющий девушку обвенчаться с ним.
- Этап развития событий – мы видим стремительную дорогу, проходящую сквозь метель, по которой идёт панихида по покойному. Тут же всё исчезает, и Светлана попадает в избу, где установлен гроб с усопшим.
- Этап кульминации – в усопшем девушка узнаёт своего жениха: она в ужасе пробуждается.
- Этап сюжетной развязки – пробуждение главной героини. Встреча девушки с возлюбленным.
- Эпилог – поэт желает Светлане личного счастья и большой любви.
При попытке определить жанр произведения, его часто называют поэмой, хотя сам Зуковский описывал свою «Светлану» исключительно как балладу. Это, безусловно, пример баллады: сюжет рассказан одним методичным слогом, а романтический герой оказывается в гуще таинственных, мистических событий. Поэтическое величие — это рефрен. Эта грандиозность придает произведению особую мелодичность и плавность. Форма схемы перекрестных рифм еще больше усиливает этот эффект.
- образ Светланы – центральный. В начале произведения девушка предстаёт перед читателями встревоженной и грустной по причине того, что ей неизвестна судьба жениха. Поэтому Светлана не может вести себя столь же беспечно, как и её беззаботные подруги. В поведении девушки имеется одна принципиальная деталь, отличающая её от оригинальной героини поэмы «Ленора»: узнав о кончине жениха, невеста не винит в его смерти Бога, а, наоборот – молится ему. К тому же, эмоциональное состояние Светланы, в момент ужасного видения, является лишь испугом, а вовсе не отчаянием. Девушка готова смириться с «горькой судьбиной», но не готова роптать на Всевышнего. Именно за проявленную стойкость духа Светлана получает «подарок небес» – возлюбленный возвращается к ней;
- образ жениха – молодому человеку автор посвящает лишь несколько поэтических строк. Юноша представляется человеком верным, сильным, преданным, умеющим любить, невероятно честным. Он достоин такой прекрасной, верной и доброй невесты, как Светлана.
Темы и настроение
В балладе очень интересная система образов. В самом начале в центре повествования оказывается только главный герой, а остальные персонажи окутаны туманом задумчивости. Все остальные персонажи, за исключением Светланы, кажутся декорациями к пьесе и не играют самостоятельной роли.
- Тема любви – чувство искренней любви насквозь пронизывает всё поэтическое «полотно» произведения. Именно любовь служит основным двигателем сюжета: она провоцирует Светлану заняться святочным гаданием. Чувство искренней любви делает девушку сильной, помогает ей не утратить надежду на скорую счастливую встречу с избранником.
- Тема веры – главная героиня баллады верующая, поэтому она нисколько не сомневается, что искренняя молитва сможет защитить её жениха от смерти. Именно молитва спасает и саму Светлану от ужасных «объятий» мертвеца: а ведь именно этого не удалось избежать Леноре – героине оригинальной немецкой баллады.
- Тема гадания – данная тема раскрывается весьма оригинально. Прежде всего, девушка не наблюдает видение в зеркале: всё происходящее ей лишь снится. Затем, гадающая девушка обязана была снять с шеи крест, а Светлана осталась на святочное гадание «с крестом своим в руке». Она не способна отдаться процессу гадания полностью: во время мистического сеанса девушка продолжает молиться.
Жуковский поднимает три важные темы и предлагает их для обсуждения:
История создания
Меланхоличная страсть баллады проникнута чувствами таинственного ожидания, сомнения, надежды и искренней любви. Через главную героиню Светлану читатели баллады имеют уникальную возможность испытать весь спектр чувственных переживаний девушки.
Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора» в 1773 году, став пионером жанра в Германии. Жуковский заинтересовался его работой и сделал три перевода книги. В первых двух он стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский дает ей имя Людмила, а в 1812 году — Светлана. Во второй адаптации автор переработал сюжет на российской почве. Позже, в 1831 году, Жуковский создал третий вариант баллады «Ленора», который был максимально приближен к оригиналу.
Жанр и направление
Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А. А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка вышла замуж за друга А. Войкова.
Невозможно представить себе романтический период без жанра баллады. История рассказана в мелодичном стиле, а главного героя часто сопровождают сверхъестественные события.
Романтизм очень сильно представлен в балладе «Светлана». Характерным для этого периода является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю более русской, Жуковский не отказывается от одного из основных мотивов немецкого фольклора — похищения невесты мертвецом. Таким образом, фантазия в балладе «Светлана» происходит из двух культур: из России он черпает тему обещания крещения, а из Германии — тему жениха, восстающего из гроба.
Баллада богата символами русского фольклора. Ворон, например, является вестником смерти, а избушка обозначает Бабу-Ягу, чья обитель находится на границе между миром живых и миром мертвых. Голубь в балладе символизирует Святой Дух, который, подобно ангелу, спасает Светлану из адской тьмы. Песня петуха развеивает чары темной ночи и предвещает рассвет — все возвращается на круги своя.
О чем?
Мотив сна — еще один типично романтический прием. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет ее жениху вернуться, или поддаться сомнениям и не верить в силу Творца.
Суть баллады «Светлана» такова: в ночь крещения девушки по традиции собираются, чтобы погадать на суженого. Но героиня не в восторге от этого задания: она беспокоится о своем возлюбленном, который находится на войне. Она хочет узнать, вернется ли ее жених, и поэтому занимается гаданием. Она видит своего возлюбленного и церковь, но затем все это превращается в ужасную картину: хижина с гробом, в котором лежит ее возлюбленный.
Стихотворный размер и композиция
История Светланы заканчивается в прозе: утром девушка просыпается, потревоженная сном, ее пугает дурное предзнаменование, но все оборачивается благополучно: Жених возвращается целым и невредимым. Это тема произведения.
Композиция баллады основана на технике контрастов. Автор прибегает к таким понятиям, как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. С помощью этого приема В. А. Жуковскому удается показать, насколько противоречив внутренний мир человека.
Текст баллады «Светлана» (нажмите для увеличения).
Структура последовательна и понятна читателю. Сюжет основан на лирическом сне главного героя. Поэтическое описание обряда крещения служит объяснением.
Читайте также: Эссе о мужестве и трусости
Место действия — решение Светланы провести полночь в одиночестве и ее последующее появление у дверей жениха.
События разворачиваются, сопровождаемые ветреной погодой и стремительным галопом на лошадях.
Кульминацией становится появление возлюбленного молодой девушки в таинственном гробу в хижине.
Кукареканье петуха и пробуждение дочери ото сна, а затем появление живого и здорового зятя Светланы — это кульминация.
Эпилог увещевает молодую девушку, стоящую на пороге новой жизни.
Главные герои и их характеристика
Куплет баллады состоит из чередующихся четырех- и трехбарных рефренов. Рифма является перекрестной рифмой.
В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические представления.
Главная героиня — Светлана. В первых строках стихотворения автор дает девушке следующую характеристику: «Тихая и грустная сладость». В образе Светланы Жуковский воплощает самые высокие национальные качества.
Героиня сочетает в себе прекрасную внешность и душевную чистоту. Целый год она смиренно ждет своего возлюбленного, не зная его. Ее скорбь нежна и мягка. Она не ищет удовольствия в разлуке, а спокойно отдается воспоминаниям.
Ее «душа как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Результатом всех ее сомнений и переживаний становится долгожданная встреча и вечная любовь.
Темы баллады
Другой романтический герой баллады — жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, храбростью, добротой и искусством.
- любви,
- веры в Бога,
- предсказаний.
Баллада содержит несколько основных тем:
Тема любви является главной движущей силой произведения. Это основной мотив, который проходит через все повествование. Любовь ведет Светлану к мистическим бумагам, дает ей силы и помогает верить в лучшее.
Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и приводит к счастливой жизни.
Темы
Автор оригинально представляет тему гадания. Видения появляются не в зеркале, а в воображении Светланы, в ее снах. Отвергается основное правило гадания — отказ от божественной помощи и снятие нательного креста перед церемонией. Девушка проходит испытание «с крестом в руке». И здесь Жуковский говорит о важности веры в провидение.
- Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
- Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
- Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.
Проблемы
Главные темы пьесы — любовь и вера.
- В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
- Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.
Главная мысль
Темы «Светланы» сложны и оригинальны даже для нашего времени.
«Светлана» стала очень популярной среди читателей. Это было связано прежде всего с тем, что баллада содержит множество деталей национального колорита, была близка народу и считалась истинно русским и понятным произведением. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.
Раскрытие темы и проблематика
Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н.М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».
Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но наибольшей популярностью у публики пользовалась «Светлана». В отличие от меланхоличных «Людмилы» и «Леноры», благополучный финал пришелся читателю по вкусу.
- Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
- Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
- Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.
В «Светлане» автор выражает мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приводит к добру. В своих работах Жуковский выделяет следующие темы:
Как человек с высоким уровнем образования, Жуковский не мог не столкнуться с проблемой суеверий, которые были широко распространены среди неграмотных людей. Люди верили в самые безумные и нелепые приметы, магию, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что она предавалась языческим гаданиям в православный праздник Богоявления. Он лишь мягко упрекает ее: «О чем ты мечтаешь, Светлана?
Главная мысль
Темы «Светланы» сложны и оригинальны даже для нашего времени.
«Светлана» стала очень популярной среди читателей. Это было связано прежде всего с тем, что баллада содержит множество деталей национального колорита, была близка народу и считалась истинно русским и понятным произведением. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.
Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».
- Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
- Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.
Язык настолько прост, что его легко понять современному читателю. Однако стоит отметить, что в тексте присутствует определенная доля театральности и архаизмов.
Баллада «Светлана» учит вере, преданности и нежности, а также терпению и стойкости. Героиня предана своему возлюбленному и Богу, в которого она искренне верит и о котором не забывает даже в трудные времена. Она попадает в беду, потому что нарушает Божий закон, осмеливаясь идолопоклонничать, но делает это потому, что не получает известий от своего жениха. Девушку спасает ее смирение и благоговение перед Творцом, который послал ей голубя-хранителя.
Средства выразительности
В конце пьесы Жуковский провозглашает мораль: «Слава — так нас учили — это дым…». Таким образом, он увещевает читателя повиноваться Божьим законам и остерегаться ложных ценностей и иллюзий.
Здесь также используются многочисленные художественные средства выразительности: прилагательные («сладкий», «снежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет — злой судья», «слава — дым»), уподобления («в душе их как ясный день», «шелестят, как на крыльях»), преувеличения («тьма народа в храме»), олицетворения («болит грудь», «плачет сверчок»).
Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».
- Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
- Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.
Язык настолько прост, что его легко понять современному читателю. Однако стоит отметить, что в тексте присутствует определенная доля театральности и архаизмов.
Баллада «Светлана» учит вере, преданности и нежности, а также терпению и стойкости. Героиня предана своему возлюбленному и Богу, в которого она искренне верит и о котором не забывает даже в трудные времена. Она попадает в беду, потому что нарушает Божий закон, осмеливаясь идолопоклонничать, но делает это потому, что не получает известий от своего жениха. Девушку спасает ее смирение и благоговение перед Творцом, который послал ей голубя-хранителя.
Средства выразительности
В конце пьесы Жуковский провозглашает мораль: «Слава — так нас учили — это дым…». Таким образом, он увещевает читателя повиноваться Божьим законам и остерегаться ложных ценностей и иллюзий.
Здесь также используются многочисленные художественные средства выразительности: прилагательные («сладкий», «снежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет — злой судья», «слава — дым»), уподобления («в душе их как ясный день», «шелестят, как на крыльях»), преувеличения («тьма народа в храме»), олицетворения («болит грудь», «плачет сверчок»).
Фольклорные элементы
Эти особенности помогают Жуковскому создать текст, образы которого интуитивно понятны русскому читателю.
Текст содержит многочисленные фольклорные отсылки, включая образ улицы как образа жизни. Он часто используется в сказках. В фильме «Светлана» дорога, по которой она боится идти, ведет ее от брака к потере.
Кроме того, свет и тьма сопоставляются с помощью цветовой символики («белый», «белый» голубь и «черный» ворон). Также в балладе источником света является снег, который «веет гроздьями» и «искрится в солнечном свете», в то время как тьма присутствует без активного действия: «тьма в зеркале», «тьма вдали», «во тьме».
Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и формами, знакомил русскую аудиторию с опытом западных писателей и создавал нечто новое, свое собственное. В «Светлане» он в определенной степени отразил менталитет людей в своей стране, что отличает это произведение от немецкого оригинала и от того, что публиковалось в поэтических журналах того времени.