Александр Грибоедов. Биография александра сергеевича грибоедова.

Никто из свидетелей смерти Александра Грибоедова не выжил, поэтому точные обстоятельства его смерти неизвестны. Есть свидетельства, что тело дипломата протащили на лошади с веревкой по улицам Тегерана, после чего он стал неузнаваем.

Александр Сергеевич Грибоедов

Его называли величайшим дипломатом своего времени. Его талант сравнивали с талантом Шекспира. А смерть гения была оплачена дорогим бриллиантом «Шах». Им был Александр Сергеевич Грибоедов, автор бессмертной комедии «Горе уму».

В середине января 1795 года в московской дворянской семье польского происхождения родился мальчик. Его отец был офицером в гвардии. Среди литературных критиков существует путаница относительно того, когда родился ребенок. В разных источниках говорится о 1795, 1794 и даже 1785 годах, вероятно, потому что на момент рождения сына его родители не состояли в браке, и цифры в свидетельстве о рождении пришлось «подправить».

Первое образование будущий писатель и дипломат А. Грибоедов получил дома. Его учителем был Иван Петрозамус, известный интеллектуал с энциклопедическими знаниями.

Грибоедов рос любознательным, но очень непослушным ребенком. Биографы, рассказывающие о его детстве, всегда упоминают, что юный Саша в студенческие годы играл на органе Камаринский хор и написал пародию под названием «Дмитрий Дрянской».

Первой школой, которую посещал Грибоедов, был аристократический пансион при Московском университете. Он учился там три года, а затем (1806) поступил на философский факультет того же Московского университета, затем на физико-математический факультет и факультет нравственных и политических наук. Будучи студентом, Грибоедов был очень близок к декабристам и Петру Чаадаеву. Будущий автор планировал продолжить учебу. Но в 1812 году началась война с Наполеоном. Грибоедов решил добровольно вступить в гусарскую армию, но в боевых действиях участия не принимал. Его кавалерийский полк находился в резерве.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е гг.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е годы.

Начало литературной деятельности

В 1814 году был опубликован первый журнал Александра Грибоедова. Газета «Вестник Европы» напечатала его заметки о военной службе. Через год была опубликована его первая пьеса «Новые женщины», основанная на французском оригинале.

Грибоедов вышел в отставку в 1816 году и перешел в Коллегию иностранных дел, где начал свою дипломатическую карьеру в качестве секретаря. Позже, овладев с детства шестью языками, он занялся переводами. В эти годы он познакомился с В. Кюхельбекером и А. Пушкиным, которые назвали его «одним из самых образованных людей в России». В новой комедии «Студент», которую он написал после встречи со своими современниками, высмеиваются члены общества «Арзамас», восхищавшиеся талантом Н. Карамзина. Писатель критиковал чувствительность сентименталистов и мечтательность романтиков. Ему были наиболее близки работы И. Крылова и Г. Державина.

В 1817 году произошло важное трагическое событие, решившее судьбу Александра Грибоедова — это была дуэль четырех человек. Сначала были расстреляны Завадовский и Шереметев, через год — Грибоедов и Якубович. Тогда Грибоедов был вынужден отправиться в Персию на дипломатическую службу. Ему предложили должность в российском посольстве в Америке, но он отказался.

Он писал путевые заметки и прозаические романы о путешествиях и жизни в Персии. Значительными были и дипломатические достижения Грибоедова, за которые он вскоре получил персидскую награду — орден Льва и Солнца. Персы любили дарить этот орден иностранцам, особенно русским чиновникам и купцам (последние покупали его для себя).

В 1819 году Грибоедов написал поэму о пленном грузинском мальчике, которого продали на тебризском рынке. Ему не понравилось работать в Персии, и через два года его перевели в Грузию (место базирования Алексея Ермолова) после перелома руки. Работа над комедией «Горе от ума» началась в Тбилиси, а сиквел был завершен во время отдыха в Тульской губернии. А летом 1824 года комедия была опубликована полностью.

Петр Каратыгин. Александр Грибоедов. 1858 год

Петр Каратыгин, Александр Грибоедов. 1858.

«Горе от ума»

Сразу после появления в прессе комедия «Горе призраку» подверглась резкой критике: в частности, говорилось, что реальность жизни сильно искажена, что главный герой болтлив и безумен, а стиль повествования непоследователен. Но будущие декабристы и близкие к ним люди защищали пьесу. В. Одоевский назвал «Горе от ума» «яркой картиной московских нравов», а Чацкого — «истинным патриотом». Сам Александр Пушкин был высокого мнения о комедии и считал, что большинство поэтических строк следует превратить в пословицу, что и было сделано впоследствии. Комедия также оказала значительное влияние на развитие русского театра, поскольку давала прекрасный материал для реалистичных актеров. В 1831 году М. Щепкин впервые сыграл роль Фамусова, а П. Мочалов — роль Чацкого. Текст комедии был представлен в сокращенном цензорами виде. Пьеса не была разрешена к постановке в провинциях до 1863 года.

Николай Кузьмин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума». 1948 год

Николай Кузьмин. Иллюстрация к комедии «Горе уму». 1948.

Биография Грибоедова

Александр Грибоедов родился в Москве 4 января 1795 года в богатой аристократической семье. С детства Александр был чрезвычайно сосредоточен и необычайно развит. К 6 годам он овладел тремя иностранными языками, а в юности говорил на шести языках, в основном на английском, французском, немецком и итальянском. Он свободно владел латынью и древнегреческим языком.

С детства у Гримбоедова развился вкус к тщательному научному исследованию, что отразилось в его записных книжках и показало, что из него может получиться серьезный ученый.

В 1803 году его отдали в пансион при Благородном университете в Москве. Через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет) он окончил Вербский университет как кандидат естественных наук, но не бросил учебу и поступил на морально-политическое (юридическое) отделение философии.

Он был вундеркиндом в самом прямом смысле этого слова, впечатляющим не только глубиной своих талантов, но и впечатляющей многогранностью своих дарований.

В 1810 году 15-летний Гримбоедов получил диплом юриста и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда враг появился в России, он вступил в Московский гусарский полк.

Весной 1816 года начинающий писатель уволился с военной службы, а летом опубликовал статью под названием «О рассмотрении вольного перевода «Баллады о Леноре» Бюргера».

Дуэль

В 1817 году в Санкт-Петербурге состоялась знаменитая «четверная дуэль» между Савадовским-Сереметевым и Гримбоедовым-Якубовичем.

В результате этой дуэли Шереметев был тяжело ранен, и его пришлось срочно везти в город, поэтому Якубович и Грибоедов отложили свою дуэль. Это произошло на следующий год, в 1818 году, в Джорджии.

Когда Якубович был переведен на службу в Тбилиси, Грибоедов случайно проезжал через него с дипломатической миссией в Персию. Во время этой дуэли Грибоедов был ранен в запястье левой руки. Изуродованное тело Грибоедова было позже опознано по этой ране после резни в российском посольстве в Тегеране.

Дипломат

В 1818 году, после отставки Грибоедова с поста чиновника русской миссии в США, он был назначен секретарем царского коллаборациониста в Персии Семена Мазаровича.

Обремененный служебными обязанностями, он, тем не менее, выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.

Его поведение и характер снискали ему уважение английской делегации в Тавризе и особое расположение наследника престола, принца Аббас-Мирзы, который любил Гримбоедова и с удовольствием общался с ним.

В начале 1823 года Гримбоедов ненадолго оставил службу и вернулся на родину, где прожил более двух лет, живя в Москве и Санкт-Петербурге.

В конце мая 1825 года, в связи с острой необходимостью вернуться к месту службы, он отказался от намерения посетить Европу и отправился на Кавказ. В январе 1826 года он был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам (см. Восстание декабристов).

Грибоедов был доставлен в Петербург, но следствие не нашло никаких доказательств того, что он был членом тайного общества.

В сентябре 1826 года он вернулся в Тбилиси и продолжил свою дипломатическую деятельность. Во время русско-персидской войны Грибоедов принимал активное участие в переговорах с представителями персидского шаха и в составлении основных положений благоприятного для России Туркманчайского мирного договора.

В своем докладе Николаю I русский полководец Пасекевич высоко оценил роль Гримбоедова в обеспечении огромной для того времени контрибуции от Персии в размере 20 миллионов рублей серебром.

Творчество

Александр Сергеевич Грибоедов. Акварельный портрет Петра Андреевича Каратыгина (1805-1879).

По классификации Н. Тынянова, Грибоедов принадлежит к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшими литературными единомышленниками были П. А. Катенин и В. Его ближайшими литературными единомышленниками были П. А. Катенин и К. Кюхельбекер, но его ценили и арзамасцы — Пушкин и В. Вяземский, а среди его друзей были такие разные люди, как П. Я. Гальперин и В. В. Гоголь.

Уже во время учебы в Московском университете (1805) Гримбоедов писал стихи (сохранились только упоминания), создал пародию на пьесу Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрианский». В 1814 году две его корреспонденции были опубликованы в «Вестнике Европы»: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он опубликовал комедию «Молодые женщины», пародию на французские комедии, которые в то время были частью русского комедийного репертуара. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» — пьесу с небольшим количеством персонажей и акцентом на остроумии. В рамках полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Гримбоедов пишет статью «По поводу вольного перевода «Леноры»». (1816).

В 1817 году была опубликована комедия Гримбоедова «Студент». По свидетельству современников, Катенин играл небольшую роль в комедии, но, вероятно, его роль ограничивалась редактированием. Пьеса носит полемический характер, она обращена против «младших карамзинистов», пародирует их произведения, тип художника сентиментализма. Основная критика заключается в отсутствии реализма.

Приемы пародии: введение текстов в повседневный контекст, чрезмерное использование иносказаний (все термины в комедии упоминаются описательно, ничего не упоминается напрямую). В центре пьесы — носитель классицистического сознания (Беневольский). Все свои знания о жизни он черпает из книг и видит все события через опыт чтения. Фраза «Я видел это, я знаю это» подразумевает «Я читал это». Герой пытается играть в книжные истории, его жизнь кажется неинтересной. Отказ от чувства реальности позднее повторяется Грибоедовым в «Горе от ума», что является характерной чертой Чацкого.

В 1817 году Грибоедов вместе с А. А. Яндром участвовал в написании комедии «Притворщик неверности», которая является адаптацией французской комедии Николя Бартеза. В нем появляется персонаж Рославлева, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, который вступает в конфликт с обществом и произносит критические монологи. В том же году выходит комедия «Собственная семья, или Замужняя невеста». Авторы.

Все написанное до «Проблемы остроумия» было либо очень незрелым, либо написано в сотрудничестве с более опытными писателями того времени (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский), Пьесы, задуманные после «Горе от ума», либо не были написаны (трагедия о князе Владимире Великом), либо не прошли дальше первых черновиков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Федоре Рязанском2 ), либо были написаны, но по разным обстоятельствам неизвестны современной науке. Из поздних опытов Грибоедова особенно примечательны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родовист и Зенобия». Особого внимания заслуживают также беллетристические и документальные работы автора (эссе, дневники, письма).

Интересные факты

  • Грибоедов владел 3 иностранными языками в 6-летнем возрасте. Он свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и древнегреческий. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, грузинский, персидский и турецкий языки.
  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова — ИМПЭ им. Грибоедова
  • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Грибоедову.
  • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
  • О пребывании А. С. Грибоедова в Симферополе напоминают мемориальные доски (на фасаде здания бывшего трактира «Афины», где в 1825 году предположительно гостил драматург).
  • В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор М. К. Мерабишвили)
  • Улицы Грибоедова есть в Брянске, Екатеринбурге, Красноярске, Рязани, Иркутске ряде других городов и поселений России, Украины. А также в Ереване (Карты Google), Севане, Минске, Витебске (3), Симферополе, Тбилиси, Виннице, Хмельницком, Ирпене, Белой Церкви.
  • Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге
  • Бюст Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета

Смерть

В начале 1829 года Грибоедову пришлось отправиться в Тегеран в качестве члена легации Фат Али-шаха. 30 января здание, где временно находилось посольство, было атаковано многочисленной группой мусульманских фанатиков (более тысячи человек).

Могила Александра Грибоедова

Только одному человеку, находившемуся в другом здании, удалось спастись. Среди погибших был Александр Грибоедов. Его обезображенное тело опознали по ранению левой руки, которое он получил на дуэли с корнетом Александром Якубовичем в 1818 году.

Грибоедов был посмертно награжден орденом Льва и Солнца II степени. Согласно его завещанию, автор был похоронен в Тбилиси на холме Мтацминда рядом с церковью Святого Давида.

Интересные факты

Портрет Александра Грибоедова

  • Родители Грибоедова были дальними родственниками: Анастасия Федоровна приходилась Сергею Ивановичу троюродной племянницей.
  • Сергей Иванович – отец Грибоедова — был знатным картежником. Считается, что именно от него по наследству писателю досталась хорошая память, благодаря которой он смог стать полиглотом. В его арсенале были французский, английский, итальянский, немецкий, арабский, турецкий, грузинский, персидский и древнегреческий языки, а также латынь.
  • Сестра Грибоедова – Мария Сергеевна — была в свое время популярной арфисткой и пианисткой. Сам писатель, к слову, тоже хорошо музицировал и даже успел написать несколько фортепианных пьес.
  • Грибоедова и некоторых его родственников художники изобразили на полотне. Жена писателя — единственная, кто был запечатлен на фото.
  • 1814 – «Молодые супруги»
  • 1814 – «О кавалерийских резервах»
  • 1817 – «Лубочный театр»
  • 1817 – «Притворная неверность»
  • 1819 – «Письмо издателю из Тифлиса»
  • 1819 – «Прости, Отечество»
  • 1822 – «1812 год»
  • 1823 – «Давид»
  • 1823 – «Кто брат, кто сестра»
  • 1824 – «Телешовой»
  • 1824 – «И сочиняют – врут, и переводят – врут»
  • 1824 – «Горе от ума»
  • 1825 – «Хищники на Чегеме»

Связь с декабристами

Чтобы избавиться от своих меланхоличных мыслей, Гримбоедов отправляется в Киев. Встреча с друзьями (Трубецким и Бестужевым) привела его в лагерь декабристов. За участие в восстании он был арестован и провел полгода в тюрьме.

Подавление восстания декабристов и трагическая судьба его товарищей оказали разрушительное воздействие на душевное состояние Грубоедова. Он предчувствовал свою смерть и постоянно говорил о ней.

В 1826 году правительство нуждалось в опытном дипломате, поскольку отношения между Россией и Турцией ухудшились. На эту должность был назначен Грибоедов.

По пути к месту назначения, в Тбилиси, Александр Сергеевич женился на молодой княжне Чавчавадзе.

Его счастье было недолгим. Смерть Грибоедова постигла его вскоре после прибытия в Тегеран. 30 января (11 февраля) 1829 года на российское посольство было совершено нападение. Писатель героически защищался и погиб.

Краткая биография Грибоедова не может дать полного представления о жизни великого писателя. За свою короткую жизнь он создал множество произведений. Однако самым известным его произведением является комедия в стихах «Горе уму». Творчество Грибоедова невелико, многие проекты не были реализованы, но его имя навсегда останется в памяти людей.

«…для чего пережила тебя любовь моя!»

Через неделю, шестого февраля, в Тавриз пришло известие о смерти русского посланника. Но Нина оставалась в неведении несколько месяцев. Никто не осмелился сообщить ничего не подозревающей женщине эту трагическую новость. Она чувствовала все, она плакала, она не могла найти себя. Ее утешали, рассказывали и придумывали.

Уже в Тбилиси, куда Нину перевели под маловероятным предлогом, ей все окончательно стало ясно.

«Через несколько дней после моего приезда, после трудных дней борьбы с тоской, которая переполняла меня, со смутными тревогами и мрачными предчувствиями, которые все больше и больше раздирали меня, было решено, что лучше сразу сорвать завесу, чем скрывать от меня страшную правду. Не в моих силах рассказать вам обо всем, что я пережил; я взываю к сердцу вашей любимой жены, чтобы она поняла мое горе; я уверен, что вы поймете меня: мое здоровье не выдержало бы этого страшного удара. Переворот, произошедший во всем моем существовании, приблизил момент моего освобождения. Преодолевая больше душевные, чем физические муки, только через несколько дней я смог принять новый удар, который приготовила мне судьба: мой бедный ребенок прожил еще один час и затем присоединился к своему несчастному отцу — в мире, где, я надеюсь, будут оценены и их заслуги, и их тяжелые страдания. Со временем, однако, он был крещен и получил имя Александр от своего бедного отца».

Согласно завещанию, Александр Сергеевич Грибоедов был похоронен рядом с монастырем Святого Давида на Мтацминде. Поэт любил эту красивейшую часть Тбилиси, откуда открывается великолепная панорама и вид на город. Он часто посещал его и скромный монастырь, построенный на горе.

Их брак продлился всего несколько месяцев, и им предстояло провести вместе менее двух недель. После смерти мужа Нина прожила еще двадцать восемь с половиной лет. Эта красивая женщина больше не выходила замуж. Она хранила верность своему мужу и посвятила себя благотворительности. Многие русские и грузинские поэты и писатели оставили о ней самые теплые впечатления.

Нина Грибоедова незадолго до смерти

К.К.Боде писал: «Я имел счастье познакомиться с Ниной Александровной в 1837 году в доме графини Симонич, жены нашего бывшего посланника в Персии, а в 1838 году я посетил Тифлис по возвращении из России в Персию, где имел возможность лучше познакомиться с очарованием этой редкой женщины. Когда она узнала о моем желании посетить могилу ее покойного мужа, Нина сама предложила мне все показать. Мы вместе поднялись по крутым тропинкам на вершину горы, где находится монастырь Святого Давида. Здесь, в пещере, высеченной в зубчатой скале, ее любящая рука воздвигла памятник, под которым покоится прах необычайно одаренного человека. Мы молча преклоняем колени.

Её верность трагически погибшему мужу и скорбь по его памяти стали легендой ещё при её жизни. Тифлисцы, полные сострадания и уважения к ее жизненному пути, называли Нину Чёрной розой Тифлиса.

Нина умерла 25 июня 1857 года и была похоронена рядом с любимым мужем. И душа ее соединилась с мужем за земными пределами — там, «где нет ни болезни, ни печали, ни скорби, но жизнь без конца».

Вдохновенным языком

Если представить себе невозможное, а именно, что Гримбоедов не написал ни строчки, то одних его достоинств на «персидском фронте» было бы достаточно, чтобы войти в историю как выдающийся сын своей родины.

Декабрист А.А. Бестужев был потрясен смертью Грибоедова и писал:

«Сколько людей завидовали его превосходству, не обладая и сотой долей его достоинств, и кто теперь будет завидовать его падению? Молния никогда не падает на траву, но на высоту башен и вершины гор. Высоты души словно манят к себе ударами жребия».

Коллега Грибоедова Н.Н. Муравьев-Карский, впоследствии наместник Кавказа, оставил такие воспоминания:

«… Грибоедов был абсолютно на своем месте в Персии, заменив нам своим неповторимым лицом там двадцатитысячную армию, и, пожалуй, нет в России человека, столь способного занять его место. Он был настойчив, он знал, как вести дела с персами для достижения своей цели, он должен был быть настойчив с англичанами, чтобы повлиять на персов в нашу пользу, и он знал, как доверять англичанам в персидском правительстве. Он был бескорыстен и умел пленять умы, если не только дарами и преимуществами своего ума, то и своей стойкостью. Его путешествие в Тегеран для встречи с шахом заставило его сражаться со всем Персидским королевством. Если бы он благополучно вернулся в Тавриз, наше влияние в Персии было бы обеспечено на долгое время; но в этой битве он был потерян, и еще до его прибытия он одержал полную победу. И никто не признал его заслуг, его преданности своим обязанностям, его обширных и глубоких знаний своего дела!».

В.Ф. Одоевский отмечал:

«Гримбоедов был большим знатоком наших древностей и вряд ли кто из писателей его времени….. углубленно занимался вопросами русской старины. Летопись Нестора была его учебником. Благодаря этому постоянному чтению Гримбоедов приобрел необыкновенную чистоту языка и те смелые русские … Идиомы, которые отличают его стиль».

Булгарин дал такие же показания:

«Я никогда в своей жизни не видел человека, который любил бы свою страну с такой страстью, как Гримбоедов любил Россию. Он любил ее во всем ее значении. Каждый благородный поступок, каждое высокое чувство, каждая мысль русского человека приводили его в восторг. Гримбоедов очень любил простой русский народ и получал огромное удовольствие от общества образованных молодых людей, еще не испорченных стремлениями и житейскими приличиями.

Пожалуй, самое главное в поэте сумел заметить его друг Бегичев:

Он был христианином в полном смысле этого слова, и однажды он сказал мне, что давно думал о том, чтобы отправиться в Персию как пророк и там совершить полное преображение; я улыбнулся и ответил: «Это грезы поэта, дорогой друг!». — «Вы смеетесь, — сказал он, — но вы даже не представляете себе восприимчивое и пылкое воображение азиатов! У Мохаммеда было время, почему у меня не должно быть времени?». И тогда он заговорил таким вдохновляющим языком, что я начал верить в возможность реализации этой идеи».

Дипломатический скандал между Россией и Персией был быстро улажен. Получив уникальный бриллиант, Николай I сказал: «Я предаю прискорбный инцидент в Тегеране вечному забвению». Обвинения были смягчены, и серьезных осложнений в отношениях между двумя странами не произошло. Жестокое убийство всей дипломатической миссии, возглавляемой талантливым писателем, блестящим дипломатом и настоящим патриотом, было названо всего лишь «прискорбным инцидентом в Тегеране».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий