В Российской Федерации мажоритарная избирательная система используется для выборов Президента Российской Федерации и руководителей организаций Российской Федерации.Кроме того, она распространяется на
Избирательная система. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы
Избирательная система (или избирательный закон) — это набор положений, содержащихся в Избирательном кодексе, в котором СЦ обязан регулировать выборы, в частности, правила определения победителя и распределения мест.
Существует три толкования термина «избирательная система».
- узкое – способ перевода голосов избирателей в мандаты депутатов и властные должности (2 способа: мажоритарный и пропорциональный);
- нормативно-правовое – порядок формирования выборных органов государства, порядок распределения депутатских мандатов;
- широкое – совокупность общественных отношений, взаимодействий, процессов, институтов, ценностей, норм, обуславливающих формирование выборных органов государства.
Эти три интерпретации не отрицают друг друга, но рассматривают избирательный процесс с разных сторон.
Система выборов или голосования состоит из набора правил, которые должны соблюдаться, чтобы быть действительными. Бюллетень определяет, как подсчитываются голоса и окончательные результаты. Это метод, с помощью которого избиратели выбирают между кандидатами (выборы или референдум).
Исследования, которые формально определяют избирательную систему, называются теориями социального выбора или теориями голосования. Это подшкала политологии, экономики или математики.
Избирательные системы определяются следующим образом.
- форму голосования;
- набор разрешённых голосов;
- методы подсчёта;
- алгоритмы определения результатов.
В результате выборов может быть один потенциальный победитель (как в случае президентских выборов) или много победителей (как в случае парламентских выборов). Избирательные системы могут определять, как именно распределяются избиратели среди электората и как избиратели делятся на подгруппы (избирательные округа), где голоса подсчитываются отдельно.
В реальном мире выборы, как правило, не являются частью избирательной системы. Например, избирательные системы абстрагируют голосование, но не уточняют, как именно происходит фактическое голосование — в виде бумажных, дырявых карточек или компьютерных экранов. Избирательные системы не определяют, являются ли голоса тайными, как подсчитываются голоса, правильно ли подсчитываются голоса или разрешено ли голосовать. Это аспекты более широкого вопроса о выборах или избирательных системах.
Существует три типа мажоритарных систем.
- относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства.
В своей простейшей форме мажоритарная система заключается в разделении страны на столько избирательных округов, сколько мест в парламенте. В каждом из этих избирательных округов существует конкуренция между кандидатами за место. Кто получит наибольшее количество голосов, тот и победит.
Кандидаты обычно представляют политическую группу, но избиратели в конечном итоге голосуют за конкретного человека, а не за партию.
Суть системы соответствующего большинства заключается в том, чтобы стимулировать партии побеждать своих конкурентов в как можно большем количестве избирательных округов, независимо от того, какую долю голосов они получают в национальном масштабе. Преимущества: стабилизация политической сцены путем устранения слабых партий и укрепления отношений между избирателями и сговором.
Более сложный вариант первой мажоритарной модели вводит дополнительное требование, чтобы человек получил абсолютное большинство (более половины) голосов, поданных в избирательном округе (или 50% + 1 голос). Это означает, что кандидат должен получить поддержку более половины избирателей в конкретном избирательном округе. В большинстве систем выборы проводятся в одном президентском регионе. В тех округах, где кандидаты не набрали таких результатов, проводится второй тур.
Если на место претендует более одного кандидата, необходимое количество голосов собрать невозможно. Если кандидат не набрал более половины голосов, проводится второй тур голосования. Первые два кандидата, получившие наибольшее количество голосов (на президентских выборах — первые два кандидата; на парламентских выборах — получившие не менее 12,5 % голосов), могут претендовать на место.
Существует также альтернативная система, при которой голоса подсчитываются по мажоритарной системе. Второй тур не требуется, но избиратели должны сделать свой выбор определенным образом. Если в избирательном округе заявлено больше кандидатов, избиратели должны объявить, кто из них первый, второй, третий и т.д. Сумма этих параметров в конечном итоге определяет, какой кандидат имеет наибольшую поддержку и наименьшее количество исключенных кандидатов в каждом подсчете голосов.
Системы типа абсолютного большинства считаются наиболее искажающими результаты выборов по сравнению с предпочтениями, выраженными в бюллетене. Однако при условии двухпартийности они менее искажены, чем многие партии.
Третьим типом мажоритарной системы является специальная мажоритарная система. Согласно этой (очень редкой) системе, кандидаты должны набрать не только не менее 50% голосов, но и больше (например, предусмотренные законом 70%).
В целом, основным преимуществом мажоритарных систем является тесный контакт между членами парламента и избирателями. Поскольку избирательных округов много, они относительно небольшие. Это позволяет членам парламента, избранным в конкретном округе, поддерживать тесный контакт с населением.
Разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами заключается в том, что перед выборами происходит объединение групп с общими интересами, что способствует созданию беспартийной системы. Системы мажоритарного типа исторически более старые.
Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы
Избирательные системы в широком смысле определяются как системы общественных отношений, связанных с установлением выборных принципов.
Избирательные системы содержат два основных элемента.
Избирательное право — это право народа непосредственно участвовать в формировании выборных органов власти — право избирать и быть избранным. Избирательный кодекс также относится к правовым нормам, регулирующим процесс предоставления гражданам права участвовать в выборах и методы формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Избирательный процесс — это ряд мероприятий по подготовке и проведению выборов. Это включает, с одной стороны, предвыборную кампанию кандидатов и, с другой стороны, работу избирательной комиссии по формированию выборных органов власти.
В избирательном процессе выделяются следующие элементы
- назначение выборов;
- организация избирательных округов, районов, участков;
- формирование избирательных комиссий;
- регистрация избирателей;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
- предвыборная борьба; о проведение голосования;
- подсчет голосов и определение результатов голосования.
Принципы демократических выборов
Для обеспечения справедливости и эффективности избирательной системы избирательный процесс должен быть демократичным.
Демократические принципы организации и проведения выборов заключаются в следующем
- всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
- равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
- прямое и тайное голосование;
- наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
- гласность проведения выборов;
- правдивое информирование избирателей;
- отсутствие административного, экономического и политического давления;
- равенство возможностей политических партий и кандидатов;
- добровольность участия в выборах;
- правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
- периодичность и регулярность выборов.
Виды избирательных систем
В узком смысле избирательная система относится к способу определения результатов голосования. Это зависит в первую очередь от принципа подсчета голосов.
Существует три основных типа избирательных систем.
Мажоритарная
При мажоритарной системе (фр. majority rule — правило большинства) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если один кандидат получает более половины голосов) и относительным (если один кандидат получает больше голосов, чем остальные). Недостатком мажоритарной системы голосования является то, что она может уменьшить шансы небольших партий быть представленными в правительстве.
Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны набрать большинство голосов в одном округе или по всей стране, а меньшинство не получает мандата. Мажоритарные системы голосования делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще всего используются на президентских выборах. На президентских выборах победитель должен получить не менее половины (не менее 50% плюс один голос). Системы относительного большинства (например, Великобритания, Канада, США, Франция, Япония), победитель должен опередить других кандидатов. При системе абсолютного большинства, если ни один из кандидатов не получает более половины голосов, проводится второй тур, и два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов (все кандидаты, получившие более минимального количества голосов в первом туре), проходят во второй тур. раунд) представлены. (Участие во втором туре допускается).
Пропорциональная
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая партия получает количество мест, пропорциональное проценту поданных голосов (например, партия, получившая 25% голосов, получает одно место).4(Места). На парламентских выборах обычно существует процентный порог (избирательный порог), который партии должны превысить, чтобы их кандидаты прошли в парламент. В результате малые партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандата. Голоса за партии, не превысившие порог, распределяются между победителями. Пропорциональное представительство возможно только в многомандатных избирательных округах, т.е. там, где избирается много членов, и каждый член голосует отдельно.
Суть системы пропорционального представительства заключается в распределении мест в соответствии с количеством голосов, полученных партией или избирательной коалицией. Основное преимущество этой системы заключается в том, что партии представлены группами, избранными в соответствии с их фактической популярностью среди избирателей. Это позволяет более полно представить интересы всех социальных групп и повысить участие граждан в выборах. Общая политика. Чтобы преодолеть чрезмерную партийность в парламенте и ограничить проникновение экстремистских или радикальных сил, многие страны используют барьеры или пороговые значения, устанавливающие минимальное количество голосов, необходимое для получения места в парламенте. Обычно они составляют от 2 (Дания) до 5 % (Германия) от общего числа поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимального количества голосов, не получают мандат.
Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем
Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов, способствует формированию двухпартийной системы или партийного «блока», в то время как пропорциональная система, при которой партии с поддержкой 2-3% могут выдвигать кандидатов, означает раздробленность и фрагментарность политической власти в парламентах и наличие множества мелких партий, в том числе экстремистских.
Особенности избирательной системы РФ
В Российской Федерации действующая избирательная система регулирует выборы главы государства, членов государственных территорий и региональных органов власти.
Кандидатами в президенты Российской Федерации могут быть не моложе 35 лет граждане России, проживающие в России не менее 10 лет. Кандидаты с иностранным гражданством или видом на жительство не могут иметь неснятую или непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Президент избирается на шестилетний срок всеобщим, равным и немедленным тайным голосованием. Президент избирается большинством голосов. Если большинство избирателей, участвующих в выборах, проголосуют за одного из кандидатов в первом туре голосования, то избирается Президент. Если этого не происходит, объявляется второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре, которые получают больше голосов, чем остальные зарегистрированные кандидаты, принявшие участие в голосовании.
Членами государственной думы могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 21 года и имеющие право участвовать в выборах. Консулы штатов состоят из 450 членов, избираемых по партийным спискам на аналоговой основе. Чтобы преодолеть избирательный порог и получить ордера, партия должна набрать определенный процент голосов. Срок полномочий государственной думы составляет пять лет.
Граждане России также принимают участие в выборах, выделяя государственные органы и выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, система региональных органов власти устанавливается самими субъектами в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Закон устанавливает специальные дни для голосования на выборах в региональные и местные органы власти во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.
При пропорциональной системе избирательные округа всегда большие, и избиратели голосуют не за отдельных лиц, а за списки кандидатов, представленные политическими партиями и другими организациями.
В чем различия между пропорциональной и мажоритарной избирательными системами?
Конечно, политика — это плохо, но лучше знать, что у тебя есть враг на примете — лучше уметь ему противостоять. Демократия дает нам возможность влиять на то, что происходит в стране — выборы были созданы именно для этого. Но, возможно, вы слышали, что существуют пропорциональные мажоритарные избирательные системы — что это такое и чем они отличаются? Сразу скажем, что и то, и другое обычно используется во время университетских выборов — парламентских, в местные советы и т.д.
Что такое пропорциональная избирательная система?
Аналоговые системы, как следует из их названия, основаны на пропорциональности. Допустим, партия A получает 40% голосов, партия b — 30% голосов, и партия, участвующая в выборах в парламент (или местный совет), получает 40% мест, а партия b — 30%.
Главным преимуществом этой системы является справедливость — она более точно отражает предпочтения избирателей. Действительно, во многих странах существует так называемый электоральный порог (обычно несколько процентов), ниже которого партии вообще не участвуют в работе парламента, даже если у них около десятка депутатов при норме в два-три процента. Однако, как правило, если по всей стране набирается достаточное количество избирателей-единомышленников, партия будет представлена в парламенте, что очень важно. Это имеет тот недостаток, что некоторые регионы могут быть вообще не представлены. Это происходит, когда ни одна из партий не имеет списка с достаточным количеством представителей для данной области.
Что такое мажоритарная избирательная система?
Мажоритарная система голосования является полной противоположностью аналоговой системы с точки зрения достигнутых результатов. Страна в целом делится на количество избирательных округов, равное числу будущих членов парламента. В каждом избирательном округе отдельные кандидаты выдвигают своих кандидатов. Другими словами, вы избираете уже не политическую партию, а конкретного человека. Кандидат, победивший в одном из избирательных округов, становится членом парламента.
Правило большинства позволяет представлять в парламенте всю страну, поскольку каждый член парламента избирается жителями конкретного района. Хотя это правда, что кандидат не обязан проживать в зарегистрированном избирательном округе или быть родственником, чтобы проголосовать, это вопрос к его или ее избирателям — почему они выбрали именно такого члена парламента? Однако у этой системы есть серьезный недостаток, поскольку она создает только победителя MP. Если вы считаете, что это не проблема, вы можете выиграть избирательный округ с 25% голосов. Важно отметить, что никто другой в том же избирательном округе не наберет больше голосов, чем вы. Если в каждом избирательном округе можно получить 25% голосов, то весь совет может быть представлен 25% граждан, не ради шутки, а всерьез, 75% граждан, кто бы ни был в совете.