Государственная власть разделена на политические институты, которые независимы друг от друга и обязаны своими правами и обязанностями конкретным государственным ведомствам. Существует три таких ветви власти.
Правовое государство
Если основной целью власти является защита законных прав и свобод всех граждан, то можно говорить о формировании верховенства закона. Это идеал, устанавливающий гармоничное соотношение между потребностями человека, общества и страны в целом.
Верховенство права — это тип организации власти, основанный на принципах верховенства закона и гуманности.
Особенности верховенства закона включают
- режим конституционного правления;
- развития правовая система;
- возможность общественного контроля над деятельностью органов власти;
- демократические свободы;
- законодательная защищенность каждой личности.
Верховенство закона имеет эффективные механизмы, обеспечивающие строгое применение закона к общественной жизни. Все люди имеют сопоставимое и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами.
Власть государства в правовом обществе связана законом, а официальные органы и административные механизмы несут ответственность за последствия своей деятельности для населения и каждого человека.
Независимость правосудия является необходимым условием верховенства закона. Правоохранительные службы в таких странах сосредоточены исключительно на строгом соблюдении закона и защите интересов граждан от уголовных преступлений.
Историческая роль правового государства
Идея верховенства закона возникла еще в древние времена. Древнегреческие мыслители сделали первые шаги в этом направлении. Например, знаменитый философ Аристотель «считал, что все проблемы должны решаться в правовом поле, потому что в отсутствие верховенства закона нет места ни для одной формы государства».
Однако, несмотря на идеи древнего мыслителя, государство в то время было тоталитарным. Считается, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.
Готовые работы на аналогичную тему
Средневековая Европа на этом вопросе подробно завершает абстрактные условия Европы. Суверенитет теологии признавал только обязательства народа по отношению к церкви и светской власти.
Эпоха Возрождения и огромный расцвет культуры и искусства характеризовались возвращением к оставленным античным идеалам гуманности и признания собственного достоинства.
Буржуазно-демократическая революция в постдемократической Европе сделала доктрину верховенства права своевременной. И появление этой идеи ознаменовало переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.
Как показывает история 20 века, верховенство закона не является абсолютной гарантией защиты прав и свобод личности, поскольку оно демократично и авторитарно и может узаконить насилие и произвол. Например, фашистская Германия также была поставлена на верховенство закона и навязывала строгое следование законам, за которые голосовала. На практике, однако, она была откровенно тоталитарной.
Поэтому основными характеристиками подлинно правового государства являются универсальные принципы гуманности, толерантности, защиты демократических прав и приверженности свободе.
Социальная основа правового государства
Любое верховенство закона имеет социальную, моральную и экономическую основу. Нет развития промышленного производства, процветания и благосостояния населения, свободы предпринимательства. Невозможно представить себе, что верховенство закона не может существовать без демократической системы управления и права.
Социальные основы верховенства права базируются на следующих условиях
- наличие гражданского общества;
- равенство всех перед законом;
- широкий спектр демократических свобод;
- возможность реализации творческого и трудового потенциала каждого человека;
- гарантированность защиты прав личности.
Ни одна страна еще не смогла полностью реализовать идеал верховенства закона на практике. Этому препятствует недостаточное развитие правовой культуры и национального самосознания, наличие экономических проблем, различных социальных конфликтов, а также субъективные качества работников и особенности работы административных структур.
Верховенство закона не создается с нуля в одночасье. Для этого необходимы экономические, политические, социальные и культурные условия.
Признаки правового государства
Для того чтобы государство можно было охарактеризовать как правовое государство в современном понимании, оно должно обладать следующими характеристиками:.
- Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
- Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
- Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
- Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
- Защита частной собственности. Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
- Свобода экономической деятельности. Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.
Примеры правового государства
В 2010 году World Justice Project (WJP) начал составлять рейтинг государств, соблюдающих верховенство закона. Эксперты WJP рассчитывают индекс верховенства закона для каждой страны. Для расчета используется сложная формула, включающая данные различных оценок и экспертных опросов.
В частности, учитываются следующие аспекты
- открытость власти;
- соблюдение прав и свобод;
- уровень коррупции;
- правопорядок в стране;
- регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
- соблюдение правовых норм государственной властью.
Странами-лидерами в этом рейтинге в 2020 году являются.
- 5 место: Нидерланды. По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
- 4 место: Швеция. Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
- 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
- 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
- 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.
Россия занимает 93-е место в этом рейтинге. В 2021 году пять первых мест изменились, так как Германия сместила Нидерланды с пятого на шестое место. В 2021 году Россия поднялась на 101-е место.
Организация власти в правовом государстве
Давайте рассмотрим некоторые характеристики организации верховенства закона.
1. Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это концепция, которая подразумевает законное существование различных взглядов, в том числе и противоречивых. В государствах, где действует верховенство закона, люди могут выражать свое субъективное мнение, не опасаясь уголовной или административной ответственности.
Существование идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть доминирующей идеологии и что власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Способность одной партии завоевать большинство в парламенте благодаря народной поддержке не должна ограничивать возможности других партий.
Плюрализм мнений в СМИ также является признаком верховенства закона. В частности, оппозиционные партии должны иметь возможность критиковать решения своих правительств и иметь свободный доступ ко всем СМИ, включая государственные.
2. Принцип выборности
Правительства избираются путем всенародного голосования. В разных странах это происходит по-разному, но сводится к тому, что каждый способный (или компетентный) гражданин может повлиять на исход выборов, проголосовав за выбранного им кандидата. Принцип ротации обычно используется в сочетании с принципом избираемости. Это означает, что правительства избираются на короткий срок, после чего проводятся повторные выборы.
3. Обеспечение правопорядка и стабильность права
Верховенство закона обязано гарантировать безопасность граждан и обеспечивать верховенство права. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и судебная система. Более того, само государство должно уважать и поддерживать верховенство закона и защищать людей не только от преступлений, но и от произвола со стороны представителей государства.
Принцип верховенства закона должен одинаково применяться ко всем людям, независимо от их социального статуса, положения, квалификации или других факторов.
Кроме того, государствам необходимо создать как можно более стабильную и устойчивую правовую систему. Обычно это не является проблемой, поскольку государства считают права и свободы высокой ценностью. Однако если законодательная деятельность государства направлена на их ограничение, это снижает стабильность правовой системы.
4. Недопущение монополизма
Все монополии вредны, поскольку они ограничивают свободу выбора и исключают альтернативы. Политические монополии фактически подразумевают способность к власти, в то время как экономические монополии оказывают негативное влияние на экономику страны, доступность соответствующей продукции и благосостояние ее граждан. Следовательно, верховенство закона должно гарантировать, что они не создадут политических и финансовых монополий.
Если основной целью власти является защита законных прав и свобод всех граждан, то можно говорить о формировании верховенства закона. Это идеал, устанавливающий гармоничное соотношение между потребностями человека, общества и страны в целом.
Правовое государств и демократия
Верховенство закона — это признак демократии. Не может быть полной или авторитарной политической системы, в которой обязательно нарушаются права человека и политические права.
Верховенство закона является важным, но не единственным условием демократии. Демократические режимы требуют свободных и конкурентных выборов, многопартийной политики, политического плюрализма, смешанной экономики и разграничения полномочий.
Идея верховенства закона была сформулирована еще древними мыслителями (Аристотель, Цицерон). Она была изучена гуманистами эпохи Возрождения, а ее философские основы были разработаны Иммануилом Кантом. Однако концепция демократического верховенства закона не приняла окончательной формы и не стала общепризнанной до конца 20 века.
В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что Россия является демократическим правовым государством.
Признаки и принципы правового государства
Основными элементами правового государства являются: верховенство закона, гарантия основных прав граждан, разграничение полномочий, независимость судей, правовая защита граждан и правовое управление.
Все характеристики верховенства права тесно связаны друг с другом — не исключено. Государство не может быть правовым, если нарушается хотя бы один из этих принципов.
Верховенство закона — подчинение закону государства, всех его учреждений и должностных лиц, всех гражданских и социальных институтов.
Гарантированные права и свободы человека — права и свободы признаны высокоценными, охраняемыми и реалистичными, существуют механизмы гарантии и защиты.
Всеобщее равенство перед законом — все граждане равны в защите закона, а правонарушители наказываются соразмерно, независимо от их политического, социального или экономического положения.
Эффективная правоохранительная система — за деятельностью правоохранительных органов следят специально созданные независимые суды, арбитраж и т.д.
Эффективная и беспристрастная правоохранительная деятельность — полиция, независимые суды и другие правоохранительные службы доступны для граждан и уважают закон.
Санкции налагаются в соответствии с правовыми нормами, опубликованными заранее и четко определенными. Закон не имеет обратной силы.
Истинное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не обладает всей полнотой власти. Существует система контроля и баланса.
Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане несут друг перед другом обязательства, которые они не смогли выполнить.
Единообразие права и законодательства — все законы и постановления соответствуют принципам естественного права и международным нормам в области прав человека.
Принцип «все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Функции правового государства
Верховенство закона имеет политические, экономические, социальные и культурные функции, как и в любом другом государстве. Она также защищает права граждан.
Политическая функция. Верховенство закона создает условия для равного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права граждан и человека, способствует формированию многопартийной системы и развитию местного самоуправления.
Управление экономикой. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживает многообразную структуру экономики и законную конкуренцию, способствует повышению качества жизни и минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
Социальные услуги. Верховенство закона регулирует общественные отношения и гарантирует право на образование и здравоохранение.
Функции правоохранительных органов. Верховенство закона вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности и поддерживает общественный порядок.
Культурная функция. Верховенство закона создает равные условия и возможности для использования и обмена гражданами культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу и плюрализм мнений.
Соблюдение принципа разграничения полномочий является основой верховенства права и неотъемлемой частью демократической системы политической власти в правовом государстве.
6 принципов правового государства
Принцип верховенства закона не следует путать с качествами. Последние представляют собой внешние события в отношении людей к нынешнему правительству страны.
Власть — это основная идея, которой в идеале должно соответствовать верховенство закона.
Давайте вкратце рассмотрим шесть основных принципов.
- Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
- Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
- Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
- Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
- Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
- Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.
Иногда применение фактических принципов наталкивается на препятствия. Они одинаковы во всех странах, но культурные ценности, местные обычаи, традиции и менталитет отличаются.
Например, во многих частях Азии и Африки (ИРС, Иран, Саудовская Аравия) применяется смертная казнь. В европейских странах это учреждение рассматривается как нарушение права на жизнь.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. В их основе — семьи, СМИ, политические партии и бизнес-ассоциации.
Если вы сознательно участвуете в жизни государства (и не являетесь государственным служащим), вы являетесь частью CS.
Верховенство закона и гражданское общество — два равноправных партнера. В идеале между ними должна существовать обратная связь. Обмен информацией помогает государству отслеживать текущие тенденции в законодательстве и помогает гражданам и организациям эффективно применять, а гражданам и организациям не нарушать нормативные акты.
Если эта связь прерывается, государство начинает «увеличиваться и закипать». Она устанавливает законы, которые невозможно исполнить, ограничивает права и разрушает экономику.
Государство без развитой структуры ЕП уже не является правовым.