Случай 2012 года является типичным примером. Филиппины объявили персоной нон грата панамского дипломата, обвиненного в изнасиловании.
Персона нон грата
Persona non grata — это фиксированное выражение, означающее, что данное лицо является нежелательным в определенном обществе, месте или событии. Это выражение стало «популярным» из дипломатической практики, являясь элементом дипломатического права. В его основе лежит латинское persona non grata. Это показывает, насколько древней является концепция, которая легла в основу этой формы речи. Его корни можно проследить в древних законах. Овидий и ДантеОлигьери были изгнаны (но из своей родины, а не из какой-либо другой страны). Однако выражение «персона нон грата» не было формализовано в международном праве до середины 20-го века.
Persona non grata в дипломатическом лексиконе означает «нежелательная персона» (и, следовательно, переводится с латыни). Если одна страна объявляет дипломата другой страны на своей территории, или если вы хотите въехать персоной нон грата на ее территорию, вы должны покинуть страну в течение определенного времени (или не пересекать границу — пограничный контроль не позволит въехать). Срок восстановления может быть не ограничен, поэтому соответствующее лицо должно покинуть страну в разумный и короткий период времени. Любой дипломат или член его расширенной семьи может быть объявлен персоной нон грата. Если дипломат не выполняет приказ и не покидает территорию страны-экспатрианта, предлагаются более суровые санкции в области международных отношений и дипломатической службы.
Понятие «персона нон грата» определено в статье 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Конвенция была подписана в 1961 году и вступила в силу в 1964 году. Обычно принято указывать причины таких решений, но это не всегда так. По определению, можно объявить человека персоной нон грата и депортировать его из страны (или отказать ему во въезде) без объяснения причин. В таких случаях страна, выславшая дипломата (уполномоченное лицо), обязана заменить соответствующее лицо в течение короткого периода времени.
Персона нон грата в дипломатической практике представляет страну, которая не имеет достаточного доверия, чтобы работать на том уровне, который он занимает. Это доверие может быть утрачено в ходе работы из-за предполагаемого вымогательства, нарушения правил дипломатического поведения или по причинам, которые зависят не от конкретного человека, а от общего уровня отношений между странами. В случае международного конфликта все члены дипломатической миссии могут быть объявлены персонами нон грата и депортированы. Например, во время спорного дела Скрипаля США объявили 60 российских дипломатов персонами нон грата и выслали их. Понятно, что дипломаты, работавшие на другом континенте, не имели прямого отношения к событиям в Лондоне.
Источники выражения «персона нон грата»
Выражение «персона нон грата» встречается в различных источниках.
- Большой энциклопедический словарь;
- Словарь иностранных слов;
- Толковый словарь Ожегова;
- Энциклопедия права;
- Большой юридический словарь;
- Википедия.
Например, группа The Beatles была объявлена персоной нон грата на Филиппинах. Список известных людей, певцов, писателей и актеров, которые по тем или иным причинам были объявлены «нежелательными» в разных странах, сегодня очень широк. Чарли Чаплин (за его прокоммунистические взгляды), Мадонна из Соединенных Штатов Америки, Египта, Монтсеррат Кабале из Азербайджана, Пэрис Хилтон из Японии — все есть в этом списке. В последние годы список non-personal grata значительно расширился и включает в себя одновременно десятки людей не только по политическим или культурным, но и экономическим причинам. Это понятие утратило свой первоначальный смысл и на уровне международных отношений превратилось в усредненную угрозу, способ определения политики или наказания для целой страны, а не конкретного человека.
В повседневной жизни выражение persona non grata также используется очень часто. Используется, когда предложение уйти или отстраниться от общества выражено мягко, если звучит тонко. В нем может присутствовать высокая степень сарказма и иронии, а тон лица и выражение лица говорящего также дают это понять. Эта форма речи может иметь различную эмоциональную нагрузку.
В наши дни любого человека можно назвать персоной нон грата, если вы чувствуете себя неловко, но хотите сохранить достоинство и выразить свое отношение наиболее культурным, но ироничным способом.
Возникновение термина
На протяжении всей истории человечества всегда существовало желание защитить государство от неприемлемого внешнего поведения. Со временем необходимость решать такие вопросы правовыми средствами возросла. В частности, необходимо было узаконить исключение людей из государства. Было предпринято несколько попыток в этом направлении, и все они оказались неудачными. В основном это было связано с нежеланием многих государств отказаться от свободы доступа к секретной информации и другими факторами влияния.
Эта проблема была решена в 1960-х годах, когда на конференции в Вене в 1961 году было подписано соглашение (с участием представителей более 170 стран). С тех пор дипломатические миссии находятся под защитой. Дипломатические представительства больше не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Дипломаты получили иммунитет за рубежом. Они не имели права быть задержанными или арестованными.
Принимающее государство обязано гарантировать полную безопасность и свободу дипломатической миссии.
Однако в истории известны случаи незаконного поведения дипломатов за рубежом. Они организовывали заговоры с целью подорвать власть правительств и устраивали государственные перевороты.
По этой причине, помимо законов, защищающих права иностранных должностных лиц, Венская конвенция предусматривает положения, обязывающие этих посланников уважать обычаи и законы других государств. Если они нарушали правила, установленные в соглашении, иностранные агенты объявлялись персональными нон-грата и подлежали депортации.
Установить дату объявления дипломата персоной нон-грата
Объявлен крайний срок отзыва дипломата как персоны нон грата. Закон предусматривает, что это должно быть сделано в «разумные сроки». Это означает не менее двух дней. Именно поэтому его часто называют «увольнением».
Если дипломат не отзывается по истечении установленного срока, принимающее государство оставляет за собой право не признавать посланника в качестве участника миссии. В результате он/она теряет государственный иммунитет на принимающей территории, и власти вольны обращаться с ним по своему усмотрению.
Если дипломат не отзывается по истечении установленного срока, принимающее государство оставляет за собой право не признавать посланника в качестве участника миссии. В результате он/она теряет государственный иммунитет на принимающей территории, и власти вольны обращаться с ним по своему усмотрению.
История принципа.
Право принимающего государства потребовать высылки дипломата за оскорбительный язык или неприемлемое поведение было признано такими основателями международного права, как Альберико Джентили, Гуго Гроций и ЭмердеВаттель. Со временем становится все более очевидным, что это право не является просто концептуальной конструкцией ученых, а подтверждается международной юридической практикой. В принципе, направляющее государство всегда удовлетворяло просьбы об отзыве своих представителей из принимающего государства.
В качестве примера можно привести требование, чтобы посол Испании дон Бернардино де Мендоса покинул Великобританию сразу после того, как стало известно, что он участвовал в заговоре с целью свержения королевы Елизаветы I. Однако для того, чтобы испанцы восприняли это не как наказание за преступления Мендосы, а как нарушение прерогатив посла, в Испанию был направлен секретарь Совета Уильям Бау. Во напрямую докладывает испанскому двору о неприемлемом поведении Мендосы и предлагает отправить в Испанию нового посла, чтобы сохранить старую дружбу между двумя королевствами.
Хотя мы никогда не оспаривали право государства объявлять человека нежелательным, меньше сомнений вызывает требование, которым обосновывается его решение при объявлении дипломата нежелательным. Этот вопрос был одной из основных тем, обсуждавшихся Комиссией международного права в ходе ее работы над кодификацией дипломатического и консульского права. Однако Комиссия оставила этот вопрос открытым для штатов. Принимая во внимание мнение французской делегации, Венская конференция постановила, что государства также должны иметь право объявить своего представителя безвозмездным, без необходимости обосновывать свой отказ, поскольку они не обязаны обосновывать свой отказ от нападения.
Второй спорный вопрос, как в Комиссии международного права, так и на последующей Венской конференции, касался обязательства посылающих государств выполнять просьбы о выходе. После длительного обсуждения было решено, что направляющее государство обязано отозвать соответствующее лицо или прекратить мандат миссии. В противном случае государство пребывания может отказаться признать данное лицо сотрудником посольства.
Международная практика.
Такое заявление является в некоторой степени благоразумным, поскольку государство пребывания не обязано обосновывать объявление дипломатического или консульского представителя персоной нон грата. Принимающее государство может воспользоваться этим правом в своих собственных целях по любой причине.
Обвинение в шпионаже.
В первые годы после вступления в силу Венской конвенции подозрение в шпионаже было наиболее распространенной причиной для объявления дипломата персоной нон грата или использования дипломатического языка для «требования его отзыва».
Самая крупная акция состоялась в сентябре 1971 года. Правительство Великобритании объявило персонами нон грата 105 советских сотрудников советских дипломатических и коммерческих учреждений в Лондоне. Причиной этого стало предательство Олега Риалина, советского агента, работавшего под прикрытием советского торгового представительства в Лондоне, который выдал имена советских агентов британской секретной службе. В ответ 18 британских граждан были депортированы из России.
Другие западные страны также неоднократно высылали советских дипломатов «за поведение, несовместимое с их статусом». Бельгия депортировала девять человек в 1971 году, Боливия — 119 в 1972 году, Канада — 13 в 1978 году, Франция — 47 в 1983 году и 31 в 1985.
22 августа 1986 года официальный представитель Советского Союза Геннадий Захаров был арестован по обвинению в шпионаже. Москва ответила арестом Николая Данилова, корреспондента американского новостного журнала. Судьбой Данилова занялся сам президент Рональд Рейган, который в ноябре 1986 года назвал более 70 советских дипломатов персонами нон грата — отступниками офицеров КГБ и ГРУ. Соответственно, посольству США в Москве было запрещено задерживать советских граждан в посольстве и резиденции посла.
Вмешательство во внутренние дела.
Дипломатические и консульские представители должны быть очень осторожны, чтобы не вмешиваться во внутренние дела страны, в которой они аккредитованы (статья 38 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). Однако в действительности дипломаты традиционно вмешиваются и продолжают вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Только сходство взглядов и целей между принимающим и отправляющим государствами будет определять вероятность применения санкций и скорость их выполнения. На основе более дружественных и крепких отношений, и в частности взаимных интересов, государства не хотят прибегать к таким серьезным мерам, как высылка своих представителей. Напротив, чем сложнее и напряженнее отношения и чем более противоречивы интересы, тем чаще дипломаты и консулы объявляются персонами нон грата и высылаются. Международная практика полностью подтверждает этот принцип.
В марте 1976 года Герберт Спиро, посол США в Камеруне, был объявлен персоной нон грата в Экваториальной Гвинее, что также было признано в Экваториальной Гвинее. В конце одного из своих очередных визитов в страну Сантьяго Нчама, заместитель директора по протоколу, передал Спиро письмо, в котором правительство США обвинялось в участии в подрывной деятельности, а через несколько дней Экваториальная Гвинея направила телеграмму в Госдепартамент. Уведомление Спиро и сопровождающего его консула Уильяма Митофера-младшего.
Процедура и последствия объявления персоной нон грата.
Дипломатический или консульский представитель может объявить себя персоной нон грата в любое время, даже до въезда на территорию государства пребывания (статья 9 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). В этом случае ему может быть отказано в приеме, и никакие привилегии или иммунитеты, связанные с его деятельностью, не будут предоставлены.
На практике принимающие государства редко прибегают к таким мерам, как официальное объявление дипломата или консульского работника персоной нон грата. Они обычно требуют отзыва, и, как правило, дипломатический или консульский сотрудник переводится или отзывается до получения официального уведомления.
Принимающее государство не имеет права высылать агента после того, как агент был объявлен персоной нон грата. Объявление нежелательного лица обязывает только направляющее государство отозвать соответствующего агента. Только в том случае, если высылающее государство не принимает соответствующих мер, принимающее государство может рассматривать данного дипломата как простого иностранца, который не пользуется иммунитетом или привилегиями. Это означает, что если данное лицо не покидает территорию страны добровольно, оно может быть депортировано в соответствии с международными правилами обращения с иностранцами. Поэтому высылка не является автоматическим следствием статуса персоны нон грата. В любом случае, соответствующему дипломатическому представителю должен быть предоставлен разумный срок для выезда из страны, в течение которого он по-прежнему имеет право на привилегии и иммунитеты, связанные с его обязанностями.
Дипломатические и консульские представители, объявленные персонами нон грата, не увольняются автоматически дипломатической или консульской службой страны, которую они представляют. Дальнейшая карьера офицера зависит от этого штата. Она может направить их на дипломатическую службу в другое государство. Однако на практике некоторые государства добиваются того, чтобы союзники отказывали во въезде всем лицам, включая дипломатов и консульских работников, которых просят покинуть их территорию по подозрению в причастности к международному терроризму.
Похожие записи
Дипломатическая защита — это право и