Конституционный суд Российской Федерации. Сколько судей конституционного суда

Помимо Конституции, Суд также осуществляет контроль за соблюдением Нормативно-правового кодекса (НПК) и решений других судов в соответствии с положениями Основного закона Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации

Zdanie Konstitucionnogo suda.jpg

Конституционный Суд Российской Федерации1 является судебным органом конституционной власти и осуществляется самостоятельно и независимо от судебной власти посредством конституционного судопроизводства.

Обязанности, состав и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по рекомендации Президента.

Содержание

Конституционный суд СССР был впервые избран Советом народных представителей 30 октября 1991 года в составе 13 судей.

В 1992-1993 годах Конституционный суд активно участвовал в разрешении конституционных кризисов. Его председатель, Валерий Зорькин, участвовал в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года.

23 марта 1993 года Конституционный суд признал телеэксперта президента Ельцина неконституционным в стране в марте 202 года, инициировав рассмотрение ходатайства об осуждении президента.

21 сентября 1993 года президент Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Конституционный суд признал его действия неконституционными по запросу депутатов Верховного Совета, по собственной инициативе (что не противоречило действующему на тот момент законодательству) или в другой редакции в ночь с 21 на 22 сентября. Президент.

После событий 3 и 4 октября 1993 года президент Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного суда, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде. По ее словам, суд потерял право рассматривать дела по собственной инициативе и право оценивать конституционность действий некоторых должностных лиц и конституционность сторон.

В феврале 1995 года Федеральный совет назначил новый Конституционный суд в составе 19 судей (по мнению криминалиста Г. Г. Гаджиева, Конституционный суд расширил свой состав, потому что президент Ельцин хотел добиться того, чтобы суд проголосовал против него. Президентом был избран Владимир Терманов. Марат Баглай стал новым президентом в 1997 году, а Валерий Золкин был переизбран в 2003 году.

За этот период Конституционный суд вынес более 200 решений. Большинство рассмотренных дел касались административного контроля конституционности законов. Некоторые положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР признавались неконституционными более 30 раз.

Структура

Конституционный суд возглавляет президент. В соответствии со статьей 23 ФКЗ №. 7 от 3 ноября 2010 года — ФКЗ:.

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда Российской Федерации.
  2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда Российской Федерации.
  3. Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

На самом деле, глубина изменений не слишком велика. Основные нововведения касаются структуры Конституционного суда, правового статуса судей и некоторых вопросов конституционной процедуры. И обязанности КС были уточнены.

Устройство КС

Сокращение общего числа судей КК до 11 — это не регламент, а максимально возможное число. Состав работников, т.е. количество судей, которым подсуден весь суд, будет сокращен до восьми (ст. 4(2) ФКЗ ЮС). Президент Российской Федерации должен будет приступить к заполнению вакансий только в том случае, если число судей станет меньше восьми (статья 9, часть 4). Кворум для проведения заседаний также снижен. При наличии шести судей суд может принять решение (статья 30, часть 2). Эти положения вступают в силу, как только в Конституционном суде будет 11 судей (статья 2, пункты 2 и 3 Закона 5-ФКЗ). В настоящее время их насчитывается 12.

После официального опубликования документа судьи КС теряют право не только публиковать особые мнения, но и публично ссылаться на них.

Положение о том, что председатель и заместитель председателя Конституционного суда назначаются «из числа судей Конституционного суда» (статья 23(1) Конституционного суда), было исключено из закона. Это открывает возможность наделения нового лица полномочиями правительства в одном акте, одновременно с назначением судей. Кстати, государственные герцоги и члены Федерального совета больше не смогут назначать судей — на это уполномочен парламентский комитет (статья 9 часть 1 Федерального закона о Конституционном суде).

В то же время продолжается укрепление роли судебного комиссара в конституционном судопроизводстве. При подготовке слушаний докладчик делает это не самостоятельно, а с его согласия (ст. 49 ч. 2 Закона о Конституционном суде).

После этого у Секретариата появляется новая возможность сообщить гражданину, что заявление является неприемлемым, поскольку все другие внутренние средства правовой защиты явно не были исчерпаны (Статья 40(2)(5)). Если заявитель не согласен с этим, судья «сбежит» от расследования важных слоев заявления.

Тот факт, что решение суда не подлежит разъяснению (Статья 83(1)), также помогает снизить нагрузку на судью.

Наконец, у Суда больше нет официальной версии — Вестника Конституционного Суда РФ, но его существование является важным элементом независимости этого общественного института.

Правовое положение судьи

Заявление о несменяемости и независимости судей ПК остается в УПК ПК, но судьи теряют одну из гарантий своей компетентности, а именно право на публичное несогласие (статья 76, пункт 4). Им также запрещено критиковать решения суда «любым способом» (Статья 11(4)) и публично выступать против них (Статья 43(3) и Статья 70(5)).

Эти поправки не были включены в первоначальный текст законопроекта, но были внесены двумя депутатами после его принятия в первом чтении. Именно эти нововведения вызвали бурную реакцию со стороны юристов, которые были настроены решительно против принципа открытости судов и отказа от тенденции лишения судей свободы слова.

Следует отметить, что даже простое нарушение указанных запретов может быть расценено как поведение, несовместимое с обязанностями судьи, и может привести к его отстранению от должности Конституционным судом или Федеральным советом по представлению Президента (статья 7 Федерального закона «О Конституционном суде», части 1, часть 3, статьи 5 и 6, и статья 18 Федерального закона «О Конституционном суде»).

Также возможно отстранение судей от участия в разбирательстве на новых, широко сформулированных основаниях «при наличии обстоятельств, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность судьи» (статья 56, пункт 3, первый абзац).

Процедуры конституционного судопроизводства

На мой взгляд, обновленные процессуальные правила, действующие в КП, представляют собой три наиболее заметных аспекта, которые в совокупности могут увеличить продолжительность разбирательства и снизить прозрачность.

Первое — это отмена процессуальных сроков суда, в частности, трехмесячного срока для принятия решения о принятии заявления о пострегистрационном пересмотре (статья 42(1) Закона о КоК о КоК) и определения дел для слушаний в месячный срок (статья 47).

Второй момент — это практически неограниченное право суда назначить письменное разбирательство. ‘Принимая во внимание характер дела и обстоятельства дела, если нет явной необходимости, принимается решение о проведении слушаний без слушаний’. устное выступление заявителя и противной стороны (если таковая имеется)» (Статья 47(1)). В то же время стороны и другие участники процесса не смогут ознакомиться с ходом разбирательства и протоколом судебного заседания, если дело рассматривается без слушания (статья 59 § 4).

Третий — законность неполных объявлений о необоснованных решениях КК (часть 1, статья 77).

Части 2-4 предыдущей редакции от 31 декабря 2001 года рассматриваются как части 3-5 нынешней редакции. 4-ФКЗ от 15 декабря 2001 года.

Сколько судей конституционного суда

Федеральная конституция.

Для Конституционного суда Российской Федерации.

(С изменениями от 1 июля 2021 года)

Измененный документ:.

Федеральная конституция N 8-ФКЗ от 28 декабря 2010 года («Российская газета», N 296, 30 декабря 2010 года) (вступила в силу 15 января 2011 года); и

Федеральная конституция N5-ФКЗ от 25 декабря 2012 года (Официальный портал правовой информации, www.pravo.gov.ru, 26 декабря 2012 года) (вступила в силу 1 января 2013 года); и

N5-ФКЗ в соответствии с Федеральной конституцией от 8 июня 2015 года (официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 года, N 0001201506080026) (вступила в силу 1 августа 2015 года); и

N 7-ФКЗ в соответствии с Федеральной конституцией от 14 декабря 2015 года (официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15 декабря 2015 года, N 0001201512150010); и

N 11-ФКЗ в соответствии с Федеральной конституцией от 28 декабря 2016 года (официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2016 года, N 0001201612290018); и

N2-ФКЗ согласно Федеральной конституции от 1 июля 2021 года (официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010011).

Утвержден Палатой депутатов 24 июня 1994 года.

Принята Федеральной палатой 12 июля 1994 года

N 11-ФКЗ в соответствии с Федеральной конституцией от 28 декабря 2016 года (официальный портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2016 года, N 0001201612290018); и

Сколько судей в Конституционном суде

Конституционный суд является высшим судебным и надзорным органом государства и следит за исполнением всех видов законодательства. В его состав входят только судьи высшей категории с безупречной репутацией и большим опытом работы в юридической профессии.

Количество судей Конституционного суда.

Конституционный суд находится в центре правовой системы каждой области. Обязанности этого органа власти в России до 1989 года выполняли Собрание народных представителей и Комитет конституционного надзора; в середине 1999 года был окончательно создан Конституционный суд, судьи которого избираются и отвечают за контроль исполнения российского законодательства.. В течение следующего десятилетия этот орган претерпел значительные изменения, в законы вносились поправки и изменения, несколько раз менялось количество судей.

Сколько судей входят в состав Конституционного суда РФ

Когда принимался закон о создании надзорного органа в Российской Федерации, было решено, что он будет состоять из 13 судей, отличившихся на службе закона как судьи с коррумпированными и беспристрастными принципами. Однако по решению первого президента России она была приостановлена и продолжена только после того, как закон об этом органе, а также его обязанности были полностью изменены.

Согласно новому приказу, в Конституционный суд были введены 19 адвокатов, и этот класс пока сохраняется. Президент назначается по предложению Президента РФ только из числа действительных участников после утверждения Комиссией. Существует две альтернативы, каждая из которых имеет свои обязанности. Право на осуществление полномочий председателя Палаты Суда или одной из его альтернатив предоставляется на шесть лет, после чего кандидат может быть переизбран. В этом принципе нет ограничений по срокам для простых судей, но есть ограничение по возрасту — судья может быть моложе 40 и не старше 70 лет.

Какие требования существуют к кандидату на должность судьи

Кандидаты, которые могут быть приняты в Конституционный суд, должны иметь высшее юридическое образование и проработать в юридической сфере не менее 15 лет без переквалификации, перевыставок и замечаний. Обязательно наличие наградного досье, аттестата и похвальных грамот.

Предпочтение отдается кандидатам с опытом работы по уголовным, судебным или административным синдромам. Отбор производится Председателем Конституционного суда на основании представленных документов и личных собеседований. Затем кандидатуры рассматриваются всеми судьями.

Основными принципами деятельности Конституционного суда Российской Федерации являются независимость рук, коллективность, гласность, конфликтность и равноправие.

Что такое Конституционный Суд РФ и каковы принципы его работы?

23 июля 1994 года был опубликован новый закон о Конституционном суде Российской Федерации. aif.ru объясняет содержание этого документа и что такое координационный суд.

Идея создания Комиссии конституционного надзора (КНС), ответственной за поддержание основного законодательства страны, принадлежит Михаилу Горбачеву. Он был создан 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. В частности, они предусматривали, что:.

  • ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов,
  • в состав ККН СССР будут входить представители от каждой из 15 союзных республик,
  • избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года второй Бундестаг народных представителей СССР принял закон «О конституционном надзоре СССР» и избрал Кена и заменяющего его президента. Документ должен был рассмотреть конституционность советского законодательства, а также актов Генерального прокурора СССР, Государственного трибунала СССР и ряда других нормативных актов.

В декабре 1991 года Советская комиссия по конституционному надзору прекратила свое существование по собственной инициативе после распада СССР.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. 30 октября того же года Конституционный суд СССР провел свое первое рабочее заседание 14 января 1992 года.

22 сентября 1993 года Конституционный суд вынес решение, имеющее серьезные последствия для страны. Распоряжение президента Бориса Ельцина о признании роспуска Собрания народных представителей неконституционным.

Действительно, это послужило основанием для обращения Ельцина к экспертизе или другим механизмам ответственности. Однако на практике Ельцин продолжал пользоваться полномочиями президента России. В результате 3 и 4 октября 1993 года были распущены Съезд народных представителей и Верховный Совет Российской Федерации (также известный как «расстрел Белого дома»). Впоследствии Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда.

12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации. Согласно статье 125 документа, Суд утратил право пересматривать дела по собственной инициативе. Отныне он будет рассматривать только нормативное законодательство и только по заявлению или жалобе. Количество судей также увеличилось с 15 до 19.

24 июня 1994 года государственные территории приняли новый Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», основанный на новых положениях Конституции.

12 июля Совет Федерации проголосовал за предложенный вопрос. 21 июля закон был подписан Президентом Российской Федерации и опубликован 23 июля. В феврале 1995 года штат суда был полностью укомплектован.

Что делает Конституционный Суд РФ?

  • проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов субъектов федерации, договоров между органами государственной власти федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу). Так, если при рассмотрении дела суд любой инстанции решит, что закон не соответствует Конституции, он обращается в Конституционный Суд РФ;
  • разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти и субъектами РФ;
  • толкование действующей Конституции по запросу президента, Государственной думы, правительства, Совета Федерации и органов законодательной власти субъектов РФ;
  • участие в процедуре отрешения от должности президента — импичменте.

Президент ЦС и заменяющие его кандидаты назначаются на должность на шесть лет. Валерий Дмитриевич Зорькин является Председателем Конституционного суда с 21 марта 2003 года. Заместителями председателя Конституционного суда являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.

Судебная власть состоит из 19 судей, назначаемых Федеральным советом по представлению президента. Текущий состав:.

  • Арановский Константин Викторович;
  • Гаджиев Гадис Абдуллаевич;
  • Жилин Геннадий Александрович;
  • Князев Сергей Дмитриевич;
  • Мельников Николай Васильевич;
  • Ярославцев Владимир Григорьевич;
  • Бойцов Александр Ильич;
  • Данилов Юрий Михайлович;
  • Казанцев Сергей Михайлович;
  • Кокотов Александр Николаевич;
  • Рудкин Юрий Дмитриевич;
  • Бондарь Николай Семенович;
  • Жаркова Людмила Михайловна;
  • Клеандров Михаил Иванович;
  • Красавчикова Лариса Октябриевна;
  • Селезнёв Николай Васильевич.

Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Оцените статью
Uhistory.ru