Интеллектуальная собственность и с чем её едят. Что такое интеллектуальная собственность

Стоимость лицензии не совпадает со стоимостью права пользования. Лицензии могут предусматривать различные виды использования, не все из которых будут нарушены ответчиком.

Управление объектами интеллектуальной собственности при их вовлечении в хозяйственный оборот предприятия

В данной статье подробно рассматривается участие объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в хозяйственном обороте компании, разъясняется сущность и объем понятий «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы».

Управление объектами интеллектуальной собственности, влияющими на деловой оборот ИсхаковаЕ.И., Мазур Н.З. В статье разъясняются некоторые моменты, касающиеся вовлечения объектов интеллектуальной собственности в деловой оборот компании, содержание понятий «интеллектуальная собственность» и «фиктивные активы», области их использования. Ключевые слова: интеллектуальная собственность, фиктивные активы, промышленная собственность, производственная интеллектуальная собственность, интеллектуальные маркетинговые активы, управление интеллектуальной собственностью

Участие интеллектуальной собственности в финансовых продажах в качестве нематериального актива разрешено и регулируется российским законодательством.

Так, в российской теории и практике термин «интеллектуальная собственность» обычно используется для обозначения нематериальных объектов бизнес-процессов, а термин «нематериальные активы» — для целей бухгалтерского учета и отчетности.

Управление интеллектуальной собственностью в бизнесе

Понятие интеллектуальной собственности и нематериальных активов

Термин «интеллектуальная собственность» был первоначально введен с юридической точки зрения при обсуждении и решении имущественных вопросов, связанных с созданием, использованием и защитой объектов интеллектуальной собственности.

В этом смысле интеллектуальная собственность рассматривается как собирательное понятие, обозначающее комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, включая нематериальные активы, которые используются в хозяйственной деятельности более 12 месяцев и приносят доход. Результирующие права:.

  • из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
  • из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
  • из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, нематериальные активы могут включать затраты организации (затраты, связанные с созданием юридического лица и признанные в качестве вклада участников в капитал, утвержденный в учредительных документах), а также деловую репутацию организации. Использование термина «нематериальный актив» допустимо в данном контексте, однако определение нематериального актива является более узким, поскольку в данном случае основное внимание уделяется характеру затрат.

Роль объектов нематериальных активов на предприятии

Интеллектуальная собственность как нематериальный актив может увеличить рыночную стоимость бизнеса, однако она имеет ряд характерных отличий от материальных активов. Например, нематериальные активы участвуют в формировании конечной стоимости продукта, но не имеют фиксированной стоимости, не устаревают по своей природе и могут использоваться одновременно в разных секторах бизнеса.

Интеллектуальные продукты и знания могут функционировать как средство ведения бизнеса и, следовательно, как коммерческий продукт предпринимательской деятельности. Некоторые нематериальные активы, такие как технологии, ноу-хау, информация и материальные активы, могут быть приобретены путем продажи, аренды, акций и пожертвований, но не такие объекты, как деловой имидж и организационная культура. Однако эти активы могут оказывать большее влияние на уровень гудвилла, чем материальные активы.

Нематериальные активы в основном накапливаются внутри компании. Нематериальные активы, такие как репутация, партнерские отношения, маркетинг и каналы распределения, также реализуются во внешней среде.

Хотя большинство нематериальных активов, накопленных в бизнесе, являются его собственностью, существуют некоторые нематериальные активы, которые не могут быть отчуждены от бизнеса, то есть работники бизнеса, и поэтому не могут рассматриваться как собственность бизнеса. Они могут оказать положительное влияние на рыночную стоимость бизнеса, но только до тех пор, пока сотрудники работают в компании. К этим активам можно отнести деловой опыт, знания, навыки и приверженность бизнесу. Учитывая вышесказанное, процесс использования нематериальных активов сильно отличается от процесса использования материальных активов, а структура и природа нематериальных активов очень неоднородна.

Сегодня при оценке стоимости компании можно столкнуться с ситуацией, когда рыночная стоимость современной компании в сотни раз превышает ее балансовую стоимость. Эта разница (гудвилл) — всего лишь рыночная оценка истинной стоимости нематериальных активов бизнеса. Таким образом, интеллектуальный потенциал бизнеса определяет его рыночную стоимость. С этой точки зрения особое значение имеет процесс формирования нематериальных активов в рамках бизнеса, который начинается с момента получения информационных ресурсов и ведет к их превращению в имущество и товары.

Сравнивая OIS с материальными активами, можно выявить некоторые важные различия. Например, особенности, связанные с продажей ПИС. Продажа продукта PPI не обязательно является продажей; во многих случаях это просто заем другому юридическому или физическому лицу. Проданная ПИС может одновременно использоваться правообладателем и покупателем. В большинстве случаев компания продает товар конкретному покупателю. Это означает, что продажа покрывается; для всех сделок с ПИС требуется специальная документация.

За эти нарушения не предусмотрена уголовная ответственность, только административная. Максимум, чего можно добиться, — это оплата принудительных работ или штрафов. Также могут быть наложены штрафы, особенно если решение принимается судом и затрагивает общественность.

Три простых правила

Правило 1. У каждого сайта есть «владелец», юридически известный как «законный владелец». Это может быть представитель общественности (юридически известный как «физическое лицо»), организация (юридическое лицо) или даже государство.

Бенефициаром обычно является создатель предмета. В случае с изображением он является создателем и физическим лицом. Создатель может предоставить права на изображение любому лицу, включая организацию. Обратите внимание, что автор может быть только один.

Поэтому изображения, «найденные» в Интернете, всегда имеют права их владельцев, даже если кажется, что у них «нет владельца». Некоторые из них спят, мечтая о ком-то, кто «поймает» их за нарушением их прав.

2. второе правило. За исключением нескольких случаев, прямо предусмотренных законом, использование любого объекта не допускается без согласия правообладателя. Таких случаев очень мало. Например, в случае научных или художественных произведений использование ограничивается различными видами справочников, библиотечными работами и т.д. Это, конечно, не относится к футболкам и кружкам. Так, например, если вы хотите создать кружку с персонажем мультфильма «Смешарики» или «Фиксики», вы заключаете договор с правообладателем.

3. третье правило. Нахождение того или иного объекта «в публичном секторе» (например, в интернете) не дает вам права на его использование. Однако многие люди хотят работать с ним. Почему, я понял, потому что фотография свободно «лежит» в сети. Помните: здесь нет свободы. Суды неоднократно заявляли, что интернет не является «свободным пространством», например, в музеях и художественных галереях. Вы не можете зайти в Интернет и получить все, что хотите, не спросив владельца авторских прав.

Знание этих правил поможет защитить себя и свои деньги от нежелательных ситуаций в будущем.

Про «исключительное право»

В отношении любого объекта собственник имеет исключительные права на него, а в некоторых случаях и другие права. Исключительные права означают возможность правообладателя использовать такой объект определенным образом, при этом третьим лицам может быть разрешено или запрещено такое использование. Например, в отношении фотографий лося Смешариков владелец авторских прав может делать все, что пожелает. Распространите изображение каким-либо способом, чтобы другие могли напечатать плакаты с этим изображением. Другими словами, власть владельца авторских прав в чем-то схожа с властью простого владельца имущества.

Исключительные права переходят к бенефициару по-разному, в зависимости от их объема.

Авторское право (и связанные с ним права в сравнении) — «автоматически», с момента создания проекта или другого объекта

в патентном праве — с момента государственной регистрации объекта и публикации соответствующего документа; и

в случае средств персонализации — «автоматически», с момента государственной регистрации или при создании объекта.

Кроме того, в отличие от «обычных имущественных прав», исключительные права не являются бессрочными и действуют только в течение четко определенного периода времени.

Название предмета.

Момент возникновения исключительного права

Срок действия исключительных прав

Авторское право

Различные виды работ

Жизнь автора + 70 лет после его смерти

Соседские права

Жизнь исполнителя (но более чем через 50 лет после выступления)

50 лет после года создания

Патенты

Персонализация

С даты государственной регистрации

10 лет, повторяемость

С даты государственной регистрации юридического лица

До тех пор, пока существует юридическое лицо

С даты создания объекта

В этой таблице приведены основные элементы (но не полный список), которые на самом деле являются более частыми проблемами. Зачем вам нужно знать эти сроки? Например, если вам нравится фотография, созданная в XIX веке, и вы хотите сделать с ней магнит, вы можете использовать ее для этой цели без проблем — создатель давно умер и срок действия его исключительного права истекает. Однако большинство объектов, «доступных в Интернете», в настоящее время находятся под защитой, и вы должны сначала успешно найти надлежащего владельца и обсудить с ним все вопросы.

Помимо исключительных прав, некоторые объекты обладают и другими правами. В законодательстве они называются «моральными правами». Например, автор литературного произведения имеет право использовать свое имя или псевдоним при распространении произведения. Эти права непередаваемы, неопределенны и никуда не передаются. На практике нарушения этих прав, конечно, возможны, но они не так распространены, как нарушения исключительных прав, и поэтому не рассматриваются в данной статье.

Кроме того, давайте более подробно рассмотрим не только собственно рассматриваемые вопросы, но и различные оттенки использования их или их объектов.

Про авторское право и смежные права

Как упоминалось выше, права интеллектуальной собственности охватывают множество различных видов произведений, включая картины, поэзию, строчные буквы и фотографические произведения. Проекты включают компьютерное программное обеспечение.

Исключительные права на проект изначально принадлежат его создателю, т.е. правообладателю. Однако впоследствии он может заключить договор с кем-то другим.

После смерти автора (если он был владельцем авторского права в то время, исключительное право переходит к его наследникам), оно действует еще 70 лет. Так, например, если вы хотите опубликовать сборник стихов автора 1950-х годов, которому уже исполнилось 70 лет, вам необходимо получить разрешение на использование этих произведений от его наследников (или других правообладателей).

Помимо исключительных прав, за авторами всегда сохраняются определенные неимущественные права. Главные из них — право на имя и право на необъяснимый проект.

Закон также защищает средства индивидуализации с равными правами на влияние мысли и творчества. Последнее включает в себя товарные знаки и определение товаров и услуг.

Интеллектуальная собственность: что это такое, виды объектов, защита и передача

Интеллектуальная собственность: что это такое, объекты, защита и передача

Для разъяснения неоднозначных условий владельцам авторских прав приходится обращаться в специализированные юридические организации. Информации о понятии, его основных характеристиках, разнообразии существующих объектов и юридических возможностях передачи прав достаточно без юридической консультации.

Авторское право

Что такое интеллектуальная собственность?

Международные правовые нормы регулируют различные способы защиты интеллектуальной собственности, в том числе

  1. Выдача патентов. Документ удостоверяет авторство и приоритетность изобретения, обеспечивает исключительные права владельца на использование объекта патентования.
  2. Лицензирование. Представляется процедурой оформления специального разрешения, именуемого лицензией, позволяющего физическому или юридическому лицу осуществлять оговоренные виды коммерческой деятельности.
  3. Право на копирование. Копирайт обозначается латинской литерой С в кружке и предоставляет возможность воспроизведения аудио- и видеопроизведений, авторских творений в области художественной литературы и изобразительного искусства сторонними лицами. Защита интеллектуальной собственности обеспечивается обязательным указанием авторства.
  4. Использование специальных знаков для индивидуализации отдельной продукции, выполняемых работ или предоставляемых услуг. Основанием для правовой охраны в РФ Гражданский кодекс считает государственную регистрацию физических и юридических лиц.
  5. Фирменное наименование. Регистрируется в соответствующих органах с момента образования коммерческого предприятия и существует до закрытия при прекращении деятельности. Исключительное право использования согласно ст. 54 ГК Российской Федерации закрепляется за предпринимательской организацией после регистрации в установленном порядке.

Способ защиты определяется особенностями изделия.

Национальные правовые рамки предусматривают различные методы правовой защиты.

  • публикация в открытом доступе судебных решений;
  • признание прав;
  • возмещение ущерба;
  • конфискация контрафактной продукции;
  • пресечение нарушений правоохранительными органами.

Передача прав на объекты

Нематериальные активы объектов интеллектуальной собственности не допускают немедленной передачи другим лицам.

Печатная продукция

Передавать можно только три категории прав.

  1. Исключительные. Позволяют использовать предметы ИС в разном формате любыми методами. Одновременно запрещают без согласия правообладателя осуществлять применение объектов интеллектуальной собственности сторонними лицами.
  2. Личные неимущественные. Подтверждают авторство гражданина, создавшего оригинальный продукт, в случаях, отдельно оговоренных законодательной базой.
  3. Иные права. Вынесены в самостоятельную группу из-за невозможности отнесения ни к первой, ни ко второй категории. В качестве иллюстрации Гражданским кодексом РФ рассматриваются правовые нормы, обеспечивающие возможность доступа или следования.

Исключительные права на объект ИС подлежат передаче.

Национальная законодательная база допускает следующие методы выбытия нематериальных активов

  1. Полное отчуждение. Предыдущий правообладатель окончательно теряет юридическую возможность использовать ИС после передачи стороннему лицу.
  2. Лицензионный договор. При заключении соглашения исключительное право сохраняется за владельцем, с предоставлением объекта интеллектуальной собственности в частичное пользование лицензиату. Объем оговаривается отдельно при подписании договорных обязательств.

Существует два типа лицензий.

  • простая, позволяющая правообладателю заключать аналогичные лицензионные сделки с другими лицами;
  • исключительная, запрещающая владельцу оформление иных соглашений.

Независимо от настроения, основанием для передачи прав на духовную собственность является договор. Исключение составляет литературное наследие.

Оцените статью
Uhistory.ru