Государственная служба. Что относится к государственной службе

Однако есть и такие ТРАП, которые делают его таким мягким делом, что государство работает на государство. Часто многие слышат о таких требованиях к госслужащим при приеме на работу, что их отталкивает.

Кто такие госслужащие?

Мы объединяем их всех словом «бюрократ», и в большинстве случаев общественное мнение наделяет их неоправданно высоким доходом. А слово «бюрократ» в нашей традиции имеет сильный негативный оттенок. Но на самом деле имидж государственной службы далеко не стабилен.

Государственные служащие — это профессионалы в определенной области, работающие в органах государственного управления, правоохранительных органах или вооруженных силах.

История профессии

Даже в ранних государствах люди должны были выполнять такие важные задачи, как сбор налогов, законотворчество и служение правителям. Сначала они были не профессионалами, а королями, и должности часто передавались по наследству. Со временем работа потребовала быть экспертом в определенном вопросе.

История специализированных государственных служб в России восходит к 15-10 векам — времени централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил таблицу баллов. Согласно этому основному документу, все пункты были разделены на три группы: военные, политики и судьи. Спустя полвека работники получили постоянную зарплату. Недостатки документа были заметным преимуществом Благородных перед другими классами.

В XIX веке активно развивалось законодательство, регулирующее деятельность бюрократии Российской империи. Была введена зависимость должности от уровня образования, минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на увольнение. В советский период деятельность государственной службы регулировалась рядом правовых актов, в основном отраслевых. В 1995 году Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» определил концепцию, определив принципы деятельности государственных служащих, перечень должностей и требования к ним.

Описание и характеристика профессии

Так кто же такие государственные служащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, выполняющие государственные функции в различных сферах. Вся государственная служба делится на военную и общественную. Основной характеристикой государственных служащих является то, что они получают зарплату из государственного или регионального бюджета. Военнослужащие получают зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основные места расположения государственной службы следующие

  • Администрация Президента;
  • Правительство РФ;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • министерства и различные федеральные ведомства;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации;
  • силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).

Граждане часто сталкиваются с обычными государственными служащими, или гражданскими служащими. Их должности могут быть учреждены в соответствии с федеральным законодательством, указами президента или законами субъекта Российской Федерации.

Все должности в российской государственной администрации делятся на пять групп. Чтобы понять, что это за группы и кто к ним принадлежит, давайте рассмотрим этот реестр в порядке возрастания.

  • Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
  • Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
  • Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
  • Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
  • Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.

В зависимости от занимаемой должности в одной из этих иерархий определяется заработная плата работника.

Перечень профессий российской государственной службы очень широк и включает в себя должностных лиц органов исполнительной власти и муниципальных органов, сотрудников милиции, сотрудников Мелкома, а также работников санитарно-эпидемиологической службы. Все эти сотрудники обеспечивают выполнение функций государства в соответствии с действующим законодательством.

Сектора государственного управления, указанные во втором и третьем подпунктах, являются отдельными видами деятельности (статья 7 Закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «Об административной системе Российской Федерации»).

Виды государственной службы

Закон № 58-ФЗ определяет следующие виды

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Военная служба также причисляется к федеральной службе, которая представляет собой исполнение обязанностей на воинской должности. После успешного выполнения эти лица получают военные очки.

Служба в правоохранительных органах относится к тому же типу. Это и есть работа правоохранительных органов. За успешное выполнение упражнений начисляются классные и специальные оценки. Например, прокуроры относятся к этому типу государственной службы.

Классификация организаций в сфере государственного управления

Своего рода организация общественного обслуживания.

Государственная гражданская служба

Этому виду услуг посвящен закон № 3 § 79-ФЗ. Государственная служба является подкатегорией федеральной службы. Его исполнители осуществляют полномочия властей на федеральном и региональном уровне. При необходимости они могут исполнять обязанности тех, кто замещает государственные должности на том же уровне власти.

Они также делятся на различные типы, определяемые на основе принятых уровней управления — федерального и регионального.

Государственная военная служба

Регулируется отдельными законами — Закон № 53-ФЗ. лица, выполняющие эту услугу, не могут быть гражданами или подданными других стран. Могут быть завербованы или выполняться добровольно. Иностранцы могут служить только в российских воинских званиях и воинских формированиях. Они не могут служить в других подразделениях.

Граждане других стран должны пройти обязательную дактилоскопию перед поступлением на службу в войска РФ. Это необходимо для формирования личных дел и для соблюдения воинского учета.

Государственная федеральная служба

Служба несет ответственность в масштабах штата. Это означает, что лицо, на которое возложены такие обязанности, должно выполнять их от имени и в интересах своего государства на всей территории страны. Например, президент — это государственная должность на федеральном уровне.

В него также входят органы, выполняющие функции внутри государства. Например, Государственный земельный кадастр. Он уполномочен проводить работу по мониторингу земельного кадастра по всей стране. Также ПФР, Министерство образования и т.д.

Государственная правоохранительная служба

Правоохранительная система Российской Федерации включает в себя ряд ведомств и организаций, в которых работают люди. Они выполняют свой долг по поддержанию порядка, безопасности и верховенства закона в стране. Они борются с преступностью и защищают права всех граждан Российской Федерации.

За успешное выполнение этих обязанностей сотрудники получают разряды и специальные звания. Этот вариант включает.

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Принципы государственной службы

Как и другие системы, администрация работает по своим принципам. К ним относятся:.

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.

Обратите внимание! Некоторые из вышеперечисленных принципов могут быть подразделены далее. Например, принцип компетентности включает в себя принцип постоянства.

Принципы государственного управления

Органы государственной службы определены в федеральном законодательстве

Функции государственной службы

Люди, работающие в сфере государственного управления, должны выполнять определенные обязательства. В частности:.

  • правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
  • правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
  • регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
  • организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
  • правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.

Однако государственные служащие всех секторов и уровней власти должны полностью выполнять эти обязательства, принимая во внимание специфику своей деятельности в контексте вида службы.

Функции государственного управления

Федеральный закон — Федеральный закон № 58, а также отдельные положения Федерального закона. 79 — определяет все правовые аспекты государственной службы, включая ее процессы, от приема на работу до увольнения с государственной должности.

Высшие должности

Все группы делятся в зависимости от их включенности в федеральную или региональную структуру власти. К высшей группе относятся лица, которым присвоен чин действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 или 3 класса в пределах группы. Степень присваивается Президентом Российской Федерации.

Те, кто работает в административных структурах субъектов Российской Федерации в составе группы, получают чин действительного государственного советника первого, второго или третьего класса субъекта Российской Федерации. Этот вид награды присуждается Правительством Российской Федерации.

В других органах федеральной исполнительной власти ученые степени присуждаются руководителями федеральных органов государственной власти.

В эту категорию входят такие должности, как помощник Президента Российской Федерации, помощник Президента Российской Федерации и пресс-секретарь Президента Российской Федерации.

Как правило, занимающие их чиновники принадлежат к администрации президента, Совету безопасности РФ и аналогичным силовым структурам.

Главные должности

К основной группе должностей федеральных государственных служащих относятся должности, имеющие чин государственного советника Российской Федерации первого, второго или третьего класса.

На главных групповых должностях в региональных структурах власти присваивается чин государственного советника учредительных органов Российской Федерации первого, второго или третьего класса. К ним относятся, например, заместители начальников отделов, консультанты и главные консультанты.

Следует отметить, что право работать в сфере государственного управления имеют только граждане Российской Федерации. Это обусловлено положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года, ст. 115 (опубликован 31 декабря 2017 года) «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации». Он запрещает иностранцам работать в таких структурах. Право на это имеют только граждане России.

Младшие должности

В начале административной карьерной лестницы есть более низкие должности.

Это руководители государственной гражданской службы Российской Федерации, люди, которым присвоен чин первого, второго или третьего класса. Если должность относится к субъекту Российской Федерации, то он имеет чин секретаря государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации первого, второго или третьего разряда.

Однако этого рейтинга недостаточно, чтобы четко объяснить, что входит в обязанности государственных служащих во время работы, что они должны делать и что им не разрешается делать. Альтернативное, более удобное деление выглядит следующим образом.

Государственная гражданская служба

Государственная служба — это вид государственной службы в Российской Федерации. Она регулируется Административным кодексом Российской Федерации. Она представляет собой постоянное, последовательное и качественное выполнение функций и обязанностей государственного органа лицами, работающими на соответствующих должностях (государственными служащими).

В юридической научной литературе, посвященной системе государственной службы, выделяют шесть характеристик, присущих государственной службе как виду государственной службы. К ним относятся.

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Государственные услуги осуществляются государственными механизмами органов государственной власти (представительных, судебных, административных) и других органов, выполняющих обязанности от имени государства и возложенные на органы государственной власти федеральным и региональным законодательством.

Виды государственной гражданской службы

Из всех вышеперечисленных видов государственной службы наиболее широко воспроизводится государственная служба, поскольку она замыкает как федеральные, так и региональные органы власти.

Таким образом, государственное управление можно разделить на федеральное государственное управление и государственное управление субъекта федерации. Очевидно, что федеральное государственное управление осуществляется государственными служащими федеральных органов государственной власти. Данный вид услуг занимается вопросами, находящимися в ведении Российской Федерации, а также вопросами, находящимися в совместном ведении Федерации и регионов.

Государственное государственное управление субъектами Федерации осуществляется в рамках конкретных региональных функций и полномочий. Кроме того, как уже упоминалось, он включает работу по принятию решений по вопросам общей юрисдикции.

В дополнение к вышеперечисленным видам государственных услуг могут быть определены так называемые специальные государственные услуги, в рамках которых могут быть созданы отдельные группы организаций и агентств. Специальные государственные службы требуются государству для выполнения отдельных задач, организованных в различные группы. Специальные государственные службы могут включать задачи таможенных органов, налоговых органов, финансово-кредитных учреждений, дипломатов и других ведомств.

Военная служба

Военная служба — это особый вид государственной службы в силу своего назначения и функции. В отличие от гражданских служб, военные службы нацелены на выполнение функций обороны и безопасности государства. Основными задачами военных служб являются конституционный строй страны, независимость, территориальная целостность и вооруженная защита государства от вторжения других государств в его ресурсы. Военная служба — это использование профессиональных навыков граждан на государственной службе, либо на военных, либо, в некоторых случаях, на гражданских должностях. Военная служба в нашей стране может проходить в двух формах: добровольной (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, прежде всего, особым статусом вооруженных сил. Правовой статус вооруженных сил регулируется законами от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и, конечно же, от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Определены для солдат:.

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Гражданские лица, проходящие службу в Вооруженных Силах под эгидой Министерства обороны РФ, Вооруженных Силах МВД РФ, органах ФСБ РФ, отрядах МЧС РФ, на железной дороге и др.

Оцените статью
Uhistory.ru