Самым важным шагом в развитии прав человека стала гражданская революция XVII и XVIII веков, которая предложила не только широкие права человека, но и принцип формального равенства, что придало правам человека и подлинно демократический характер.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Права человека — это равные возможности, предоставляемые всем людям в соответствии с национальными и международными правовыми нормами, удовлетворяющие их основные потребности и обеспечивающие их развитие и полноценное участие в жизни общества.
Права человека отражают минимальные интересы в гражданской, политической и социально-экономической сферах жизни.
Список наиболее широко признанных прав можно найти во Всеобщей декларации прав человека, главном документе ООН по правам человека. Среди политических прав (статьи 3-21 Всеобщей декларации прав человека) наиболее важными в настоящее время являются право на собственность (статья 17), право на свободу мысли, совести и религии (статья 18), а также на свободу мнений и их выражения (статья 19). Среди социальных и экономических прав (статьи 22-27 Всеобщей декларации прав человека) право на социальное обеспечение (статья 22) и право на труд и свободный выбор работы. Чаще всего подчеркивается достойная заработная плата, гарантирующая достойную жизнь человека, и право на создание профсоюзов (Статья 23).
Перечень прав человека, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека, нельзя считать полной формулировкой. Социологи отмечают, что этот список неадекватен в некоторых отношениях и чрезмерен в других. С одной стороны, многие права не конкретизированы, и их декларирование носит в основном декларативный характер. (например, трудно объективно определить, что подразумевается под «достойным человеческим существованием» или «свободным выбором работы»). С другой стороны, многие из этих прав очень трудно обеспечить соблюдением, и даже самые богатые и развитые страны мира не могут воспользоваться ими в полной мере. (Например, во всех странах мира существует теневая экономика, которая нарушает принцип равной оплаты за равный труд с работниками формальной экономики).
Помимо более общего перечня этих прав во Всеобщей декларации прав человека, существуют и другие перечни, отраженные в конституционных документах отдельных государств. Они отражают особенности страны и перечисляют права, которыми пользуются граждане конкретного государства в соответствии с национальным законодательством, которые могут существенно отличаться от прав, изложенных в Декларации. Например, Билль о правах США включает право на ношение оружия (Вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить Всеобщей декларации прав человека, поэтому положения национальных законов, защищающие права граждан конкретного государства, должны определять и дополнять, но не сокращать общепризнанные права человека.
Формирование представлений о правах человека.
Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях — она защищает отдельных людей от принуждения со стороны государства, нации, класса или других социальных групп. Действительно, речь идет прежде всего о защите группы меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от исполнения воли большинства.
Идея о том, что общепринятая форма поведения является единственно «правильной», была характерна почти для всех досовременных обществ. Люди, которые не хотели соответствовать общепринятым формам поведения, считались врагами общества, и их необходимо было искоренить или «переделать». Там, где существовало мнение, что есть только одно правило социального поведения, сосуществование представителей разных верований рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этнических групп и т.д., они почти всегда подвергались той или иной форме дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на работу, «желания» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и другие движения стремились заменить «ложные» истины «настоящими», а не обеспечить равенство людей с разными убеждениями.
Первые элементы системы прав человека появились в средневековой Западной Европе. В Англии основные права народа уже были определены в Магна Карте 1215 года, но король не имел права налагать дополнительные налоги на свободных англичан без их согласия и лишать их свободы и собственности без судебного решения (Магна Карта гарантировала право на собственность и частную жизнь). Однако, поскольку феодально-зависимые крестьяне (большинство населения) были лишены этих свобод, только английское меньшинство могло пользоваться этими правами. Карты Magna были в большем почете, чем в ее время, и в полной мере стали использоваться только в новое время после отмены феодальной зависимости. (См. феодализм.)
Сложная концепция прав человека начала формироваться только в XVI веке в наиболее развитых странах Западной Европы, как обобщение опыта религиозных войн и политических конфликтов между парламентом и короной.
Вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально «инакомыслящих») в то время имел первостепенное значение. Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в соответствии с декретом Надиса в 1598 году, когда французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу сознания). .
К концу XVII века Великобритания стала играть ведущую роль в защите прав человека. С одной стороны, после гражданских войн 17 века, Хабеас Корпус Акт 1679 года (Закон о неотчуждаемых лицах) и различные другие законы окончательно покончили с притязаниями короны на абсолютную власть и установили «верховенство закона». свобода сознания, слова, печати и права собственности. Тем временем права человека получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка. Этот мыслитель первым сформулировал идею «естественных прав». Человек — высшая социальная ценность, он «естественный человек», наделенный неотъемлемыми правами (жизнь, свобода и т.д.), которые никто не может отнять.. Индивидуалистическая идеология Просвещения стала рассматривать отклонения человека не как недостатки, а как проявления его характера.
Эволюция систем защиты прав человека.
Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами -.
1) путем расширения круга лиц, права которых должны быть защищены
2) расширение числа прав, считающихся «глобально приемлемыми»; и
3) совершенствование механизмов мониторинга прав человека.
Когда в XVII и XVIII веках возникла концепция прав человека, полноценными гражданами считались только европейские мужчины с высоким уровнем дохода. В течение 19 и начала 20 веков постепенно признавались «неотъемлемые права» всех взрослых граждан, независимо от уровня дохода (отмена права собственности), расы или национальности (отмена расовой сегрегации и национальной дискриминации). ) или гендер (эмансипация женщин).
Изначально единственными основными правами, за защитой которых состоятельные граждане обращались к государству, были гражданские права. Главными из них были свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того, как политическая жизнь становилась все более инклюзивной, расширялся и круг прав, которые государство считало социально значимыми. С конца 19 века, под влиянием социалистической идеологии, главной целью борьбы стали не столько политические права, сколько социальные и экономические.
Изначально права человека защищались исключительно национальным государством, а нарушения прав человека в «чужих» странах считались внутренним делом. Во время Первой мировой войны эта идея автономной государственной защиты прав человека уже доказала свою несостоятельность, когда чрезмерное насилие в отношении иностранцев во время войны не могло быть официально осуждено. Это привело к принятию Женевской конвенции об обращении с военнопленными в 1929 году. Что касается нарушений прав человека в мирное время, то они по-прежнему рассматриваются как великий авторитет национального права. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс выделения Германии превратилось в консенсус по поводу возникновения опасных для всего мира политических режимов. Чтобы предотвратить появление агрессивных режимов, необходимо создать наднациональный механизм, который будет следить за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она отражала представление XVII века о «естественности» этих прав. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Статья 1). Он не создавал юридических обязательств для государств, но перечислял «нормальные» права, которые все государства должны гарантировать своим гражданам, если они хотят считаться «цивилизованными».
Всеобщая декларация прав человека стала основополагающей международной нормой в области прав человека, на основе которой были сформулированы другие международные соглашения. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. (Права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах). Согласно этим международным документам, Совет Безопасности ООН может вводить обязательные санкции против режимов, совершающих явные нарушения прав человека (например, против расистских режимов Родезии и Южной Африки в 1960-х годах и). Милошевич в Югославии и Хусейн в Ираке.
Понятие «преступления против человечности» определило международные гарантии не потому, что они защищены государством, национальностью или порядком, а по отношению к отдельным людям и исключительно потому, что они являются людьми.
(Human rights)
Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы
Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституции СССР, РСФСР и Основном законе Российской Федерации.
-Глава 1: Учреждение института правового статуса человека и гражданина.
-Подглава 2. Структура и природа прав человека.
-Глава 3: Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.
Часть 2: Конституционные и политические права и свободы в Российской Федерации.
-Глава 1: Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.
-Глава 2: Права и свободы личности в системе прав и свобод.
Раздел 3. Права и свободы личности в системе индивидуального правового статуса.
-Глава 1: Вопрос о практическом применении прав и свобод личности.
Раздел 4: Защита прав человека.
-Глава 1. Международные принципы защиты прав человека.
-Глава 2: Права человека и расширение прав и возможностей сегодня.
Права человека.
Права человека — это права, составляющие основу правового статуса человека.
Права человека — это права, присущие человеческой природе, без которых человек не может существовать как человек.
Права человека — это особый нормативно структурированный характер и характеристики существования индивида, которые выражают его свободу и представляют собой неприкосновенные и необходимые средства и условия его жизни, общества, государства и отношений с другими людьми.
Права человека — это совокупность естественных прав, отраженных в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных прав, выработанных в процессе развития общества и государства.
Формирование и эволюция правового статуса человека и гражданина в Конституции СССР, РСФСР и Основном законе Российской Федерации.
Права человека, поколение, социальные корни, предназначение — один из вечных вопросов исторического, социального и культурного развития человечества, на протяжении тысячелетий всегда находившийся в центре политического, правового, морального, религиозного и философского мышления. Права человека — это сложное многомерное явление. В разное время вопрос о правах человека всегда остается политическим и юридическим, но приобретает религиозный, моральный или философский смысл в зависимости от социальных установок господствующего класса.
Отрицание прав и свобод человека не является личной и индивидуальной трагедией, оно создает условия для социальных и политических волнений и тем самым сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе, между обществом и государством. Как гласит первое положение Экуменической декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и мира во всем мире».
Сама война стала тем, что тогда называли «идеальной войной». В этом контексте части конфликта рассматривают гражданское население как законные цели.
Большинство экспертов и международных организаций согласны с тем, что сфера прав человека — это отношения между людьми и властью. Например, Комитет по правам человека ООН или Европейский суд по правам человека не рассматривают жалобы на отдельных лиц — только на действия (или бездействие) государственных органов. Все дела, рассматриваемые Европейским судом, называются «лица против государства».
Да, права не «даются» нам государством, но именно государство должно их структурировать, кодифицировать и защищать. Только представители государственной власти могут ограничивать и нарушать права человека.
Татьяна Чернобиль, адвокат и консультант по международному праву прав человека:.
Важно понимать, что нарушать права человека могут только государства в лице представителей. Это могут быть государственные служащие всех уровней, бюджетники, люди, которым государство передало какие-то полномочия, подрядчики, получившие деньги от государства, и все те, кто доказал прямые или косвенные отношения с государством. В то же время само государство должно поставить этих людей перед своими обязанностями. Для этого существуют законы. Закон предусматривает повышенную ответственность за преступления, совершенные с использованием служебных полномочий виновного. В Уголовном кодексе также есть статья за злоупотребление служебным положением. Есть еще одна статья о пытках, где пытки являются чисто служебным преступлением. Можно и нужно привлекать к ответственности власти. Также важно политически контролировать действия властей.
Почему люди не могут нарушать свои права человека? Это совсем другая история, поскольку отношения между ними регулируются Гражданским кодексом (2) и Уголовным кодексом (3). Помните принцип равенства? Один человек не обладает большей властью, чем другой. Он может совершить преступление, но пострадавшее лицо имеет право на справедливый суд — поэтому преступник будет наказан. Эта проблема возникает, когда в государстве нет справедливости — когда государство нарушает права человека и не защищает их.
МОЖЕТ ЛИ КТО-ТО ОТНЯТЬ ПРАВА У ЧЕЛОВЕКА
Государства могут ограничивать права, но они не лишают их навсегда. И ограничения требуют обоснования, а не просто желания. Условия, при которых права могут быть ограничены государством, определяются законом.
Пример: этой весной из-за пандемии коронавируса большинство штатов ввели карантины и чрезвычайное положение, ограничив право граждан на свободное передвижение. У правительств были конкретные причины для этого. Все хотели снизить риск заражения. Однако через месяц или два карантин был постепенно ослаблен, в результате чего люди снова могли ходить туда, куда хотели.
Конечно, некоторые государства ограничивают и нарушают их права даже в «мирный период». Это происходит, когда законодатели (парламент) создают и принимают законы, нарушающие права человека. Исполнительная власть (правительство, акимат, полиция) незаконно арестовывает людей и закрывает неугодные СМИ и организации. Правосудие не гарантирует справедливого и своевременного судебного разбирательства.
В таких обстоятельствах может показаться, что государство «лишает» население его прав. Однако в действительности это не так. Невозможно лишить людей их прав и свобод — в Декларации говорится, что они неотъемлемы.
Однако если власти по какой-либо причине нарушают свои обязательства, граждане могут защитить себя и законно потребовать от государства соблюдения их прав и свобод. Какие именно обязательства несет государство и есть ли они у граждан, мы писали здесь.
От автора, 8 июля 2020 года: материал изменен в связи с ответом на вопрос «Кто может нарушать права человека? Была сделана ссылка на Уголовный кодекс Республики Казахстан и разъяснение, что в принципе нельзя нарушать права человека, а не права других людей.