Урок 1. Первая программа на языке Паскаль. Как можно представить структуру программы на языке паскаля

Информатика
Как можно представить структуру программы на языке паскаля - Конспект урока "Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания" Вопросы и задания 2. Понятие типа данных Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации Операторы read и readln. Процедуры ввода информации

Вы уже сталкивались с подобными проблемами в своей математике. Например, решение задачи «найти площадь прямоугольника» можно записать так: s = a∙b, где переменные a и b — длина и ширина прямоугольника соответственно, а S — площадь. Зная эту формулу, вы можете найти площадь любого прямоугольника.

Урок 24 § 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Существуют тысячи языков программирования. Можно познакомиться с языком программирования Pascal, разработанным Никлаусом Виртом (Швейцария) в 1970-х годах. Язык назван в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в области математики, физики и философии, но и созданием первой в мире механической машины с двумя дополнительными числами.

Паскаль считается универсальным языком программирования, так как на нем можно записывать алгоритмы для широкого круга задач (вычисления, обработка текстов, построение графиков, поиск информации и т.д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, при котором программа представляет собой серию операторов, определяющих конкретные действия1.

1 Вы узнаете о других стилях программирования, когда будете изучать информатику в 10-11 классах.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования .

Рекомендуем посетить сайт http://pascalabc.net — PascalABC.NET. Здесь вы можете найти много полезной информации для начинающих и скачать систему программирования PascalABC.NET.

1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Pascal, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для создания программ. К ним относятся:.

Латинские прописные буквы (a, b, c,. x, y, z) — Латинские строчные буквы (a, b, c,. x, y, z) — Арабские цифры (0, 1, 2,. 7, 8, 9) —- специальные символы (подчеркивание, пунктуация, круглые, квадратные, скобки, арифметические символы и т.д.).

Следующие последовательности символов рассматриваются как элементы, которые не могут быть разделены (составные символы).

:= (символ для операции присваивания) — > = и (* и **) (начало и конец комментария).

Языки также имеют несколько различных наборов символов, которые рассматриваются как отдельные семантические элементы с фиксированными значениями. Такие строки называются служебными словами. В таблице 3.1 перечислены основные служебные слова, используемые при создании программ на языке Паскаль.

Таблица 3.1.

Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена, последовательности букв, цифр и знаков подчеркивания (кроме служебных слов), начинающиеся с буквы или знака подчеркивания.

Заглавные и строчные буквы в именах не чувствительны к регистру.

Имена могут быть любой длины. Для удобства используются имена, не превышающие восьми символов.

1.2. Типы данных, используемые в языке Паскаль

Паскаль использует различные типы данных. В нем используются некоторые из так называемых простых типов данных (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Некоторые типы данных в Паскале

1 1 Целые числа являются основными выражениями, но это не единственные выражения, используемые для управления всем набором данных. Более подробную информацию по этой теме можно найти в справочнике по программированию на языке Pascal.

Целые числа разделяются точкой, при этом перед точкой должна быть как минимум одна цифра, а после точки — как минимум одна цифра. Пробелы внутри цифр не допускаются.

Переменные в Паскале, как и в других языках программирования, представляют собой программные объекты (числа, слова, части слов, много слов и символов) с именами и значениями, которые могут быть восстановлены и изменены из программы.

Структура программы

Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, который имеет следующий вид

Далее следует раздел описания, в котором описываются все идентификаторы (фиксированные, переменные, типы, процедуры, функции, метки).

За разделом описания следует раздел оператора. Это начинается со Службы начала слова и заканчивается концом слова.

В этом разделе определяются действия над объектами программы, описанные в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе разделены верхней и нижней точкой. За последним словом end следует DOT.

Раздел описания не обязательно должен включать все разделы.

Первая программа состоит из одного раздела — раздела VAR (переменные). Вот переменные, используемые в секции оператора.

Как написать простейшую программу

Рассмотрим простую задачу с использованием линейного алгоритма.

Чтобы написать программу линейного алгоритма, необходимо описать входные и выходные данные. Необходимо соблюдать процедуры ввода данных и вывода данных, а также требуется оператор назначения.

Играть. Введите два числа с клавиатуры. Выведите продукт на экран.

Учебная программа Pascal

Описание программы.

Программа называется example_1.

Существует только один раздел описания — раздел переменных. Он начинается с VAR, за которым следует ряд переменных, разделенных верхней и нижней точками.

Каждый оператор содержит имена переменных одного типа, разделенные запятыми, за которыми следуют верхняя и нижняя точки и тип переменной.

В нашем примере описаны три переменные. Все (A, B и Rez) являются интегральными.

За описательной частью следует раздел операторов, начинающийся со служебного слова B EGIN.

Первый оператор, который мы видим, это write ln (‘text’) — запись текста между глушителями (display).LN добавляется в конце этого оператора, и бегунок позволяет тексту программы или результату автоматически перейти на следующую строку. Дисплей.

Следующий оператор читает LN (A, B) — считывает данные с клавиатуры.

В этом случае для запуска программы требуется ввести два целых числа, разделенных одним пробелом. Переменная A получает полученное значение, равное первому вставленному числу, а переменная b получает значение, равное второму вставленному числу.

Например, введите числа 12 и 45, тогда a = 12 и b = 45. Вы также можете поставить LN в конце этого оператора.

После этих двух операторов следует оператор присваивания: rez: = a * b; (где: = — буква присваивания в Паскале). Переменная REZ получает значение, равное произведению A и B

Следующий оператор — снова Writeln (‘Text’, Rez) — выводит текст, заключенный между глушителями, за которым следует значение переменной Rez.

Следующая команда Writeln затем печатает сообщение: команды ‘Press’ и Readln ожидают этого нажатия в окне выполнения.

Оператор End завершает единство с DOT.

Выполнение программы

После выполнения программы на экране появится сообщение.

Введите 2 целых числа, разделенных пробелами.

Бегунок переходит на следующую строку и вводит два целых числа, разделенных вакуумом и прессом, появляется сообщение.

Коротко о главном

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, раздела описания и раздела операторов.

Если программа содержит более одной команды, они разделяются двоеточием.

Начало и конец раздела утверждения обозначается ключевыми словами start и end. В конце текста программы всегда ставится точка. Это означает, что программа завершилась.

Команды вывода —write (‘text’) и writeln (‘text’) отличаются положением курсора после выполнения команды. Команда write (‘text’) оставляет курсор на той же строке, что и текст, а команда writeln перемещает курсор на новую строку.

Компиляция выполняется с помощью клавиши F9. Для запуска программы необходимо нажать Ctrl+9.

Проверь себя!

Если на вашем компьютере не установлен Pascal: скачайте файл PABCDistr.rar. Увидимся на следующем уроке. Здравствуйте, VeraGospodarets.

В программе могут отсутствовать заголовки. Блоки описания данных могут отсутствовать. Программные блоки являются неотъемлемой частью программы. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом dot.

Виды величин

Обычно изучение языка программирования начинается с Hello, world! Однако мы хотели бы поговорить о ценах и типах данных в Паскале, о которых мы расскажем позже. Каково количество? Количество — это информация, хранящаяся в памяти. Существует два типа ценностей. Мы рассмотрим оба варианта по отдельности.

Цена

Более подробно мы обсудим их в следующем уроке.

Затем арифметика делится на два типа.

Числовой

Это сокращение для данного типа в Паскале.

Символический

Символика также делится на два типа.

Цена

Вторая классификация цен постоянная — цены постоянны. Переменная — значение может меняться во время выполнения программы. Переменные характеризуются символическим именем, называемым идентификатором. Как присвоить значения переменным? В порядке назначения! Задание для Паскаля:.< переменная >:=.

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Объявление переменных и констант

Секция оператора.

Ввод и вывод в Паскаль

‘Как импортировать переменные с клавиатуры?’ Возможно, вы задаетесь вопросом: «Как импортировать переменные с клавиатуры? и «Как вывести результаты на экран?». Для этого существует четыре специальных оператора.

Для ввода:

И для вывода:

‘В чем разница между read, readln, write и writeln?’ : И снова вопрос: в чем разница между read и readln, write и writeln? Ответ прост. Добавление ‘ln’ (что означает «строка») перемещает курсор на следующую строку.

Hello, World на Pascal

Теперь вы готовы к созданию своей первой программы.

Здесь все понятно. Для того чтобы различать решения, рекомендуется решить множество задач такого типа.

Задача 1. Получите имя пользователя, а затем «Привет!». должны быть выведены. Для решения этой проблемы требуется один тип строковых данных — строка.

Задание 2.Необходимо проверить возраст пользователя и получить сообщение «Вы стары». Очевидно, что для решения этой проблемы вам нужен целочисленный тип данных (integer).

Вот и все! Об этом мы и хотим рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое цена Паскаля и основную формулу. Вы узнали, как создать простую линейную программу. В следующем уроке вы узнаете больше о типе PascalABC.Net. Кстати, о PascalABC.Net. Понятно, что писать программу на листе бумаги бесполезно и нужно практиковаться на компьютере. Скачать последнюю версию PascalABC.Net для Windows можно по этой ссылке. Запустите его и посмотрите, как выглядит интерфейс программы.

pascalabc.net

Υ.Γ. Укажите две особенности языка Pascal.

  1. Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
  2. Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!

Υ.Γ. Три самые популярные операционные системы в мире — это Linux, Mac OS и Windows. Что делать, если у меня нет Windows? Тогда какой компилятор вам следует выбрать? Это объясняется в уроке N.

После компиляции программа закрывается, как только работа закончена. Он должен дождаться нажатия кнопки. Я пробовал несколько вариантов, но они не работают. Можете ли вы дать мне совет?

Если вы используете Turbo Pascal, выполняется ли программа после использования crt? И до конца. Ведущий ключ.

Программа aaa; используйте crt. var a: integer; read (a); writeln (a); read key; end.

После слова «начать», «?» Войдите.

Не ставьте двоеточие после начала.

В утверждении константы допущена ошибка. Не присваивайте значение. Константа равна.

Υ.Γ. Три самые популярные операционные системы в мире — это Linux, Mac OS и Windows. Что делать, если у меня нет Windows? Тогда какой компилятор вам следует выбрать? Это объясняется в уроке N.

Что же делать владельцам операционных систем, отличных от Windows?

В общем, есть три более или менее простых варианта.

1) используйте веб-интерфейс http://pascalabc.net/WDE/を使用します (не используйте Safari, попробуйте Chrome) 2) установите FreePascal для MacOS. Честно говоря, мне это не помогло. 3) Установите виртуальную машину (Windows 7, Windows XP) и установите PascalABC.NET или TurboPascal.

У меня есть wine, virtualbox и онлайн pascalabc. Что еще мне нужно?

Как открыть скобки? Если я напишу hello, world в скобках, я получу ошибку.

Поместите WriteLn (‘Text’) или Write (‘Text’) в квадратные скобки и поставьте символ ‘ перед или после текста при определении текста (без переменных).

Благодаря этому я создал удобную программу, которая объединяет эти две задачи. Это работало следующим образом:.

Команды компьютеру записываются в виде операторов. Это название действия, которое программа выполняет над данными в процессе выполнения. Данные оператора могут быть переменными, фиксированными и иметь любой тип значения.

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания

В этом учебном видеоролике объясняются основы языка программирования Pascal. Вы узнаете о компонентах программы, о том, как они строятся, и о служебных словах, включенных в программу. В нем также рассматривается устройство и работа наиболее часто используемого оператора — оператора присваивания.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим наборам видеоуроков, необходимо приобрести их в каталоге и добавить в личный кабинет.

Переменные: = формула? Оператор присвоения чисел: левая часть — переменная, правая — вычисляемая формула. Составной символ: = читается как «присвоение». Сначала оценивается формула, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: a: = sqr (x) + sin (y) / (12 * z + 5)

4. Ввод данных

Переменные также могут быть инициализированы путем ввода значений с клавиатуры, а также с помощью оператора присваивания. В этом случае текст программы не нужно изменять, если требуется выполнить расчет с использованием нового набора исходных значений данных.

Команда read () предназначена для ввода данных. Имена переменных, значения которых необходимо ввести, перечислены в скобках, разделенных запятыми.

Ввод данных происходит в нижней части окна PascalABC. Здесь используется окно ввода данных. Нажатие кнопки ‘Enter’ или клавиши ‘Enter’ переносит введенные значения в окно вывода. По окончании программы результаты отображаются в окне вывода (например, 14.8).

5. Структура программы

Все программы на языке Паскаль имеют общую структуру.

Программу можно разделить на следующие разделы.

  • заголовок программы (является необязательным);
  • подключаемые библиотеки (модули) (если подключать дополнительные библиотеки не нужно, раздел отсутствует; известные библиотеки: Drawman, Robot, RobTasks );
  • описание переменных с указанием их типа;
  • описание вспомогательных алгоритмов (если использовать вспомогательные алгоритмы не нужно, раздел отсутствует);
  • b egin … end . — служебные слова, обрамляющие тело основной программы, в которой находятся исполняемые команды. Слово b egin начинает исполняемую часть программы, а end . (точка в конце обязательна) ее завершает.

Таким образом, до минимального набора программа состоит только из программы программ: начало-конец. Программа, содержащая все разделы, показана в примере 14.9.

Ключевые слова определяются для каждого раздела, с которого начинается раздел в программе. При написании программы ключевые слова выделяются жирным шрифтом.

Компьютер (HY) — это кластер технических средств, в котором основные функциональные элементы (логика, память, индикаторы и т.д.) выполнены из электронных устройств, предназначенных для автоматической обработки информации в ходе вычислительного процесса.

Никлаус Вирт (род. 1934) — швейцарский ученый, специалист по информатике и профессор информатики, один из самых известных теоретиков в области разработки языков программирования. Он является создателем и ведущим дизайнером Pascal, Modular 2 и Oberon.

Согласно традиции, зародившейся в 1978 году на примере книги Брайана Кернигана и Денниса Ричи «Язык программирования Си», первая программа на языке программирования должна демонстрировать приветствие миру.

Процесс — это последовательность команд Паскаля с именем, к которой можно получить доступ из любой точки основной программы, определив ее имя.

Урок по информатике и ИКТ на тему «Языки программирования. Структура программы на языке Паскаль»

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется как в отдельных классах, так и в группах с другими обучающимися.

Просмотр документацииОбзор pascal.pptВведение в язык

Темы из курса

Курсы переподготовки

Оцените статью
Uhistory.ru