Например, пищеварение, которое Павлов изучал, скажем, подъемы и спады. Как пищеварительная система узнает, что это что-то съедобное, и когда начинается сам процесс? Эксперименты Павлова на собаках позволили ему наблюдать этот процесс буквально невооруженным глазом от начала до конца.
Павлов и собачья работа: темные пятна в биографии академика
Как Павлову удалось остаться иконой советского режима, несмотря на резкую критику политического режима?
Академик Иван Петрович Павлов — имя этого ученого знакомо каждому, как и выражение «собака Павлова». Он стал первым российским лауреатом Нобелевской премии, основал учение о высшей нервной деятельности и ввел понятия зависимых и не зависимых рефлексов. Но не только этим прославился Павлов: говорят, что он избивал своих сослуживцев кулаками за небрежность на работе и плохое обращение с животными. В то же время он утверждал, что в его лаборатории были съедены сотни собак. Действительно ли это так? И как Павлову удалось до конца жизни оставаться кумиром советского режима, несмотря на резкую критику политического режима? Неизвестная история» на РЕН ТВ рассказывает об этом.
Тернистый путь в науку
Все предки Ивана Павлова по отцовской и материнской линии были священниками. Его судьба казалась предрешенной. В 15 лет он поступил в Риазанскую духовную семинарию. Россия потеряла бы великого ученого, но в руках семинариста Павлова оказалась книга Сеченова «Рефлексы головного мозга». Это привело его в чувство, и в 1870 году он поступил в Санкт-Петербургский университет.
«Павлову было отказано в поступлении на некоторые факультеты из-за его происхождения. Сначала он поступил на юридический факультет, а затем, найдя лазейку в законе, после 17 дней учебы перешел на медицинский факультет и всю оставшуюся жизнь посвятил предмету, которым занялся, прочитав Сеченова», — рассказывает историк, социолог и преподаватель МГУ Юрий Московский.
Безденежная молодость
Павлов посвятил себя науке, уделяя большое внимание материальным и космическим проблемам. Но в возрасте 32 лет отсутствие денег стало угнетать его. Дело в том, что Павлов хотел жениться. Его избранницей стала двадцатидвухлетняя Серафима Карчевская, девушка из бедной аристократической семьи, преподававшая математику в сельской школе.
«Надо сказать, что родители Павлова уже выбрали для него невесту — дочь довольно высокопоставленного чиновника. Но сердце хочет того, чего хочет сердце. А Павлов вопреки желанию родителей, что было нонсенсом для его класса, уехал в Ростов-на-Дону и там женился. Деньги на свадьбу пожертвовали родители невесты», — говорит эксперт.
Первые годы их супружеской жизни были отмечены бедностью. У молодой пары не было своего дома, и им пришлось жить в служебной квартире у родственников. Часто супруги жили отдельно у чужих людей. Первый ребенок Павловых умер в младенчестве, но позже у них родилось еще четверо детей. Чтобы содержать семью, жена Павлова, несмотря на протесты Ивана Петровича, подрабатывала учительницей.
Научный метод.
До Павлова исследования проводились с помощью так называемого «острого эксперимента», в котором изучаемый орган подвергался воздействию, делая надрезы в теле наркотизированного или обездвиженного животного. Этот метод не подходил для изучения физиологического течения жизненных процессов, так как нарушал естественные связи между органами и системами организма. Павлов был первым физиологом, использовавшим «хронический метод», при котором эксперимент проводится на практически здоровом животном, что позволило изучать физиологические процессы в неискаженном виде.
Одно из ранних научных исследований Павлова было посвящено роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый обнаружил, что разрыв блуждающих нервов, которые снабжают внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям в регуляции организмом кровяного давления. Вывод заключался в том, что значительные колебания давления воспринимаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сообщающие об изменениях, в соответствующий мозговой центр. Эти импульсы вызывают рефлексы, направленные на работу сердца и состояние сосудистого русла, и кровяное давление быстро возвращается к более благоприятному уровню.
Докторская диссертация Павлова была посвящена изучению центробежных нервов сердца. Ученый продемонстрировал существование «тройного нервного контроля» в сердце: функциональные нервы, которые запускают или прерывают деятельность органа; сосудистые нервы, которые регулируют поступление химических веществ в орган; и трофические нервы, которые определяют точное количество конечной утилизации этих веществ каждым органом и таким образом регулируют жизнеспособность тканей. Такой же трехкратный контроль ученый проводил и над другими органами.
Исследования по физиологии пищеварения.
Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие закономерности функционирования пищеварительных желез и пищеварительного процесса в целом. До Павлова об этом существовали лишь очень смутные и отрывочные представления, а физиология пищеварения была одной из самых отсталых областей физиологии.
Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению слюнных желез. Ученый установил взаимосвязь между составом и количеством выделяемой слюны и типом раздражителя, что позволило ему сделать выводы о специфической возбудимости различных рецепторов в полости рта каждым раздражителем.
Исследования физиологии желудка являются самым важным достижением Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал, что деятельность желудочных желез контролируется нервами.
Он смог выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом его исследований в области физиологии пищеварения стала работа «Лекции о функции важнейших пищеварительных желез», опубликованная в 1897 году. Эта работа в течение нескольких лет была переведена на немецкий, французский и английский языки и принесла Павлову всемирную известность.
Исследования по физиологии высшей нервной деятельности.
Павлов обратился к изучению физиологии высшей нервной деятельности и попытался объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к концепции условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от зависимого, не является врожденным, а приобретается путем накопления индивидуального жизненного опыта и представляет собой адаптивную реакцию организма на условия жизнедеятельности. Павлов называл процесс формирования зависимых рефлексов высшей нервной деятельностью и считал это понятие эквивалентным термину «психическая деятельность».
Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, основываясь на представлениях о взаимосвязи процессов возбуждения и торможения. Таким образом, он заложил физиологическую основу теории темпераментов Гиппократа.
Павлов также разработал учение о сигнальных системах. По мнению Павлова, человек отличается тем, что, помимо первой сигнальной системы, общей для животных (различные сенсорные стимулы из внешнего мира), он обладает второй сигнальной системой — речью и письмом.
Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека с помощью объективных экспериментальных методов.
Павлов сформулировал концепцию аналитико-синтетической деятельности мозга и создал учение об аналитике, о локализации функций в коре головного мозга и о систематической деятельности полушарий головного мозга.
Публикации.
Артем Мовсесян.
P. К. Анохин, Иван Павлов: жизнь, творчество и научная школа. М., Издательство «Академия наук», 1949 Бабкин Б.П. Лондон: Victor Gollancz LTD, 1951 Асратян Э.А. Иван Павлов: жизнь, творчество, современное состояние учения. М., Наука, 1981.